08.11.2016
0

Поделиться

Часть 1. Метафизика

Frater IAO131,

«Философия Телемы»

Часть 1. Метафизика.

Введение

Имеет место постоянная и, возможно, вечная дискуссия о том, является ли Телема религией, философией или образом жизни (или всем этим сразу, или ничем из этого вообще). На мой взгляд, Телеме, безусловно, есть что предложить и религии, и философии. В этом эссе будет рассматриваться то, как Телема обращается к классическим разделам философии, включая метафизику (вместе с онтологией, космологией, эсхатологией и телеологией), эпистемологию и этику.

Метафизика, по своей сути, представляет собой исследование природы мира. Традиционно она подразделяется на онтологию, космологию, эсхатологию и телеологию.

Онтология: Ничто и Два

Онтология – это изучение бытия, существования или реальности. Онтология Телемы формулируется просто как «Ничто и Два». Мир понимается как «Ничто» или «Нуль», которые суть нечто совершенно вне всякого описания и предела. В Liber Al vel Legis, 1:27, написано: «И жрец ответил и молвил Царице Пространства, целуя ее прелестное чело, и роса ее света омывала все тело его благовонным нектаром пота: ‘О Нуит, непрерывная в Небе, да будет вовеки так: люди пусть говорят о тебе не как о Единой, а как о той, кого Нет; пусть и вовсе молчат о тебе, ибо ты непрерывна!’». Многие мистики называют это «Единством», но даже это, могут возразить некоторые, подразумевает нечто в качестве «Не-Единого». Кроули пишет в «De Lege Libellum»: «Все Вещи воистину суть лишь Единая Вещь, имя которой — Ничто». Отсюда возникает необходимость объяснить появление двойственности. Вместо «грехопадения» или заключения души в материю, Телема поясняет возникновение двойственности следующим образом:

28. Меня нет, вздохнул звездный свет, бледный и дивный, и меня две.

29. Ибо я разделилась ради любви, дабы стал возможен союз.

30. Так устроен сей мир: боль разделения в нем — ничто, радость растворения — всё.

(Liber AL)

Таким образом, многое (или разделенное) находится в таком положении, чтобы присутствовала возможность объединения и становления единым. Дальнейшее объяснение следует в «Книге Лжей», главе третьей, где сказано:

Многое столь же высокочтимо для Единицы, сколь высокочтима Единица для Многого. В этом любовь их; в творении-рождении блаженство Единицы; в коитусе-разрешении — блаженство Многого. В соединении Всего с ними таким же образом — блаженство Всего.

Космология: Нуит, Хадит, Ра-Хор-Хуит и Звёзды

Космология имеет дело с тем, что Вселенная представляет собой по существу. Можно утверждать, что в Телеме есть несколько сходных, но взаимозаменяемых космологий: например, Символ Веры Гностической Мессы даёт элементарную космологию, идея «Материи в Движении» в Новом Комментарии (Глава 1, Стих 1) и каббалистическое понимание в главе 0! Книги Лжей. В конце концов, наиболее распространенной космологией, уходящей своими корнями в Книгу Закона — это идеи Нуит, Хадита и Ра-Хор-Хуита. Телема понимает Нуит как Бесконечное Пространство, которое суть «Небеса», занимаемые различными «Точками-Зрения», или Хадитом. Каждая звезда («каждый мужчина и каждая женщина») находится в Теле Бесконечного Пространства и имеет Хадита в качестве своего центра, который суть «дополнение Нут, невесты моей», «пламя, которое горит в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды», а также «Жизнь и податель жизни». Вместе они создают Вселенную, как мы её знаем. «В сфере [Нуит] всюду я центр, тогда как её, [Нуит], окружность, не найти нигде». Существует множество интерпретаций Нуит и Хадита – например, Нуит как материя и Хадит как движение, и их взаимодействие как Вселенная, но основная идея остаётся неизменной.

…смотрите также Liber AL vel Legis (1 и 2 главы), Книгу Лжей (глава 0 и 11), Символ Веры Гностической Мессы.

Эсхатология: разрушение личности и наступление Эона Гора

Эсхатология имеет дело с идеей окончания времен. Конечно, в философии Телемы нет Страшного Суда. В некотором смысле, мы можем рассматривать постижение Пересечения Бездны, разрушение личности или эго, в качестве последних времен «эго» и пробуждения к Самости. Другая трактовка эсхатологии касается «уничтожения мира огнем» (что также может интерпретироваться в прежнем смысле разрушения эго), которое Кроули символически выражает в 20-м аркане Таро «Эон». В другой интерпретации, мир был «уничтожен огнём» с получением Liber AL vel Legis в 1904 году. Кроули пишет в Книге Тота:

«В прошлом данная карта называлась ‘Ангел’ или ‘Страшный Суд’. На ней изображался Ангел или Вестник, дующий в трубу, к которой было прикреплено знамя с символом Эона Осириса… Таким образом, карта в целом обозначала уничтожение мира Огнем. Это случилось в год 1904-й всеобщей эры, когда огненный бог Хор сменил воздушного бога Осириса на Престоле Востока – месте Иерофанта».

(цитируется по Алистер Кроули, «Книга Тота»/Пер.с англ.А.Блейз. – М.:Издательство «Ганга», 2012)

Телеология: Воля

Телеология имеет дело с целью или пониманием композиции Вселенной. В Телеме, телеология – это явно нечто от «Воли». Можно сопоставлять телеологию Телемы с Волей-к-Жизни Шопенгауэра или Волей-к-Власти Ницше, когда как сама Телема понимает её как Волю-к-Любви. Все переживания и события – это проявления двух вещей, объединяющихся в третье. Тогда необходимая формула каждой звезды – «любовь в соответствии с Волей» (обнаружь свою Волю и твори её). Поскольку каждая звезда имеет свою особую орбиту в макрокосме пространства, каждый мужчина и каждая женщина имеют свой специфический Путь на земле. Как Кроули пишет в предисловии к Liber AL vel Legis, «Каждое движение или действие – это акт любви, единство с той или иной частью Нуит; каждый такой акт должен быть ‘в соответствии с Волей’, а выбор делаться так, чтобы исполнялась и не нарушалась подлинная природа ищущего».