08.08.2016
0

Поделиться

Символические измерения Гностической Мессы

Frater IAO131

Символические измерения Гностической Мессы

Делай, что изволишь, таков да будет весь Закон.

Введение

Книга Liber XV, наиболее известная как Гностическая Месса – это богатый и многоуровневый ритуал. Месса имеет множество измерений, и чем больше перспектив наблюдаются человеком, тем более глубоко он воспринимает это ритуальное действие. Иногда люди кажутся застрявшими в одном из измерений, или наблюдают только одно измерение: например, что Месса – это ритуальное введение в сексуальную магику и замаскированная форма девятой высшей тайны О.Т.О. Это, конечно, одно из измерений, но видение только одного аспекта исключает возможность восприятия множества перспектив, обогащающих знание, опыт и понимание Мессы. Таким образом, целью настоящего эссе является обсуждение определенно важных измерений Гностической Мессы, хотя это и не будет (и не может быть) полностью исчерпывающим перечнем.

Для примера: из измерения Герметической Каббалы, Жрец пребывает внутри Тифарет, а Руах или сознательное «я», с близлежащими способностями (Хесед/память, Гебура/волеизъявление, Нецах/желание, Ход/разум) будет представляться Диаконом. Жрица – это Нефеш, животная душа, а также – Нешама, стремление к Божественному и приток Божественного интеллекта/интуиции. С точки зрения Каббалы, Месса показывает возведение Нефеш (Малкут; Непорочная Жрица как Земная) к Нешаме (Бина; Верховная Жрица, возводимая на престол как воплощенная форма Нуит), а Руах (Тифарет; Жрец как мужчина среди мужчин) поднимается к Чиах (???) (Хокма; Жрец, чей Жезл был, есть и грядет). Их окончательное объединение высвобождает Йехиду, высшую индивидуальность Кетер, связанную со всем Древом до Малкут (Прихожане).

Это лишь одно из измерений Гностической Мессы, описанное в качестве примера. Теперь я пройдусь по нескольким другим важным измерениям Мессы немного более детально, чтобы показать множественные различные перспективы восприятия этого ритуала.

Празднование сил Природы

Если кто-то читает Мессу с достаточной степени буквальности, то видит, что это празднование сил Природы. Кроули был сторонником научной религии, которая не важничает по поводу нашего современного знания о мире. Он писал:

«Человеческая природа требует, в случае большинства людей, удовлетворения религиозных инстинктов, и, во многих случаях, лучше всего это может быть реализовано церемониальными средствами. Я, таким образом, решил построить ритуал, через который люди могли бы войти в состояние экстаза, как они всегда это делали под влиянием соответствующих церемоний. В последние годы наблюдалось все больше и больше неудач в этом, ибо существовавшие культы претили их интеллектуальным убеждениям и здравому смыслу. Так как их мысли порицали их энтузиазм, они не способны были вступить в союз своей души с душой вселенской, как венчающийся жених, притом, что ему в его любви постоянно напоминали, что подобные обязательства интеллектуально нелепы.


Я решил, что мой Ритуал должен отмечать возвышенность деяний высших сил без внедрения спорных метафизических теорий. Я бы никогда не заявил, даже намеком, на любое утверждение о природе, которое не было бы одобрено даже самым заядлым ученым материалистом. В общих чертах это может выглядеть сложным, но на самом деле я нашел это идеально простым — совместить наиболее строгие рациональные концепции явлений с наиболее возвышенным и восторженным торжеством их величественности»

(Алистер Кроули, «Исповедь», глава 73)

Существует последовательная и явно натуралистическая Телемитская космология, исповедуемая в Гностической Мессе. Космология также отражена во многих частях «Книги Лжей», поскольку она была написана в том же году и выказывает очень сходные взгляды. Вселенная, исповедуемая в Гностической Мессе – это серия диад: кто-то может назвать их «парами противоположностей», но они во многом не абсолютно противоположны, и их функция более состоит в том, чтобы дополнять друг друга и работать друг с другом. По словам Кроули, «Вселенная вписана в закон Лингам-Йони», что означает по-другому обозначить «закон инь-янь» или просто дополняющих друг друга диад.

Есть невыразимый Господь, Хадит и невыразимая Госпожа, Нуит, и они супруги. Это упоминается в Символе Веры («единый тайный и невыразимый Господь»), Молитвах (Молитвы «Господу» и «Госпоже»), и в других местах. Нуит – это Пространство, а Хадит – Движение. Другой способ сказать о «движении» — это Время, так как движение имеет мест только посреди разворачивающегося времени. Следовательно, Нуит и Хадит – это Пространство и Время, или просто Пространство-Время, поскольку это переплетаемый континуум. Нуит и Хадит – это основания, дающие рост потенциалу вселенной.

Проявляясь в мире, Хадит становится «Хаосом», «отцом жизни». Хаос – это мужской принцип во всех вещах, который на более высоком уровне – суть Энергия сама по себе, силы, образовывающие вселенную. Когда же Нуит проявляется в мире, Она становится «Бабалон», «матерью всех нас». Бабалон – это женский принцип во всех вещах, который на более высоком уровне – Материя сама по себе. Таким образом, Хаос и Бабалон – это Энергия и Материя, составляющие вселенную. «БОГ сокрыт в круговороте сил Природы» (Книга Лжей). Мы также знаем, что энергия и материя — это по существу, одно и то же, а значит Хаос и Бабалон – супруги, представляющие Материю-Энергию. «Под ними — кажущаяся двоичность Хаоса и Бабалон; их называют Отцом и Матерью, но это не так. Их называют Братом и Сестрой, но это не так. Их называют Мужчиной и Женщиной, но это не так» (Книга Лжей). Согласно комментариям Кроули, «Хаос и Бабалон …в действительности суть одно» (Книга Лжей).

И Хаос, и Бабалон отражены в Макрокосме, и Микрокосме. В Макрокосме, Господь – это Солнце, а Госпожа – это Земля. Солнце – «мужское», поскольку дарует жизнь и свет, а Земля – «женская», поскольку зарождает и питает жизнь. Единение дающих жизнь и свет сил Солнца с концептуальными силами Земли даёт рост всей жизни.

Хаос и Бабалон, отраженные в Микрокосме – это Порождающие Силы в мужчине и женщине. Хадит говорит о себе в Книге Закона: «Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды. Я — Жизнь и податель Жизнь, и потому познавший меня знает смерть» (Liber AL, II:6). «Порождающие Силы» — это отсылка на нашу жизненную энергию и творческую силу вообще, но особенно силу сексуального воспроизводства. «Бог — Отец и Мать — сокрыт в порождениях» (Книга Лжей).

Единение Мужчины и Женщины дают рост увековечиванию новой жизни. Этот момент также связан с «Фаллосом», представляющий собой силу творческого порождения внутри каждого индивида, независимо от пола. Имя звучит несказанно, или именуется Тайной Тайн в Гностической Мессе, хотя Жрец говорит «PHALLE» при Открытии Завесы. Это называется «сущностью каждого истинного бога на лице Земли» в Кратких Молитвах.

Порождающая Сила Мужчины отражена в Священном Копье, а Женщины – в Священном Граале, или Чаше. Это репродуктивные органы (и их сила) мужчины и женщины, конкретно – пенис и лоно. Частицы Гостии представляет Сперму или Семя Мужчины, а Вино представляет менструм Женщины. Таким образом, одно из важных измерений Гностической Мессы – это празднование процесса Порождения, единения дополняющих сил для увековечивания Жизни. Копье и Чаша используются для Евхаристии, где мужское отражается в Печенье Света, а женское отражено в Вине. Печенье Света – это то, что укрепляет наши тела («жизнь»; «питание устремления»), а Вино – это то, что оживляет наш разум («радость», «вдохновение деятельности»).

Путь Инициации

Другое измерение Гностической Мессы касается Пути Инициации. Инициация – это процесс «духовного продвижения»; она также именуется «процессом, посредством которого человек начинает постигать это неизвестное Высшее» (Liber LXI vel Causae), а также путём просветления, путем достижения и многими другими наименованиями. Другими словами, Месса описывает раскрытие внутренней трансформации.

Жрец представляет каждого индивида, сознательное «я»: он тот, кто проходит «путешествие героя» в повествовании Мессы. Другие Служащие (Жрица, Диакон и Дети) являются «частью самого ЖРЕЦА». Это означает, что взаимодействие между Служителями показывает взаимодействие внутри каждого человека, закрепляя внутреннюю трансформацию, описываемую в Мессе.

Жрец начинает спящим во тьме неведения. Остальная часть Мессы подразумевает его пробуждение к Свету Истины. Жрица представляет духовные силы пробуждения, а также объект достижения сам по себе. Она может рассматриваться как Священный Ангел-Хранитель Жреца. Он же «вдохновляется от Кетер, изначального «Я», прямым Путем Верховной Жрицы или инициированной интуицией» (Liber Samekh).

Жрица переходит к Склепу и открывает завесу тьмы «Властью Железа». Железо представляет Марс или разрушительную энергию. Люди часто призываются на путь в отклик на трагедию, кризис или страдание вообще. «СТРЕМЛЕНИЕ стать Мастером коренится в Трансе Печали» (Малые Эссе об Истине). Жрица поднимает Жреца для «наделения братьев добродетелями». Это показывает на конечную цель – оживление других, «Путь Служения» (Liber LXI vel Causae), что, по существу, совпадает с обетом Бодхисаттвы – достигать для пользы всех живых существ.

Жрец очищается и освящается в теле и душе, и получает Копье, символ духовной зрелости. Как пишет Кроули в Liber Samekh, «Какова же тогда формула инициации Гора? Она не более чем «Человек, прошедший сквозь Смерть». Она будет соответствовать природному развитию Ребенка. Его испытания не будут больше считаться катастрофичными. Их тайный знак — «Дурак»: невинный и бессильный Ребенок-Гарпократ, становящийся Взрослым Гором после получения Жезла. «Der reine Thor» [невинный дурак] захватывает Святое Копьё».

Духовный огонь Жреца возгорается через его устремление к Богу. Благодаря этому, у него есть Сила поднять Жрицу к Высокому Алтарю на Востоке, что может рассматриваться как сакрализация или одухотворение «низшего я», трансформация материализации энергии в более тонкую форму Духа. Теперь же, после очищения и освящения возведенной на престол Жрицы, Жрец исторгается во тьму, в темную ночь души; вставая на Путь, он встречается с испытаниями и трудностями. Благодаря своему устремлению, Жрец призывает в Жрице Нуит, предельный объект желания и единения. Жрец призывает в себе Хадита, идентифицируясь с предельным субъектом, Жизнью и Движением самим по себе. В конце концов, он вызывает единство Нуит и Хадита, Ра-Хор-Хуита, Бога внутри, выходящего за пределы пространства, времени и причинности, превосходящего всех богов и даже саму смерть. Полная идентификация с Ним, в сущности, представляет собой Постижение.

Затем сосуд тьмы распахивается и на Жреца изливается свет от Высокого Алтаря, наполняя весь Храм сиянием. Жрица теперь преображена и обнажена, удерживает Чашу и Дискос, представляя Божественность за пределами конкретных форм, с которой мы сообщаемся в Знании и Собеседовании со Священным Ангелом-Хранителем. Затем читаются Краткие Молитвы, призывается каждый элемент мира, совершенный, полный и сбалансированный Микрокосм Вселенной. Далее Жрец освящает Печение Света и вино силой Копья, превращая их в их Божественную форму, тело и кровь Господню. Это те составляющие Жреца, с которыми он будет взаимодействовать с миром: его тело и его дух. По существу, они подготавливаются через «духовную силу», получаемую благодаря Знанию и Собеседованию со Священным Ангелом-Хранителем.

Далее Жрец призывает высшего, невыразимого Бога через Гимн, «О, Ты, кто есть Я, и превыше всего, что я есть, Кто не имеет природы и имени», «Муж-жена, сущностный и единый». Такое устойчивое устремление и преданность толкают Жреца на противостояние Бездне, растворение «я», посредством чего возникает Истинное Я, единое с Богом. Жрец отламывает частичку, олицетворяющую «его Душу – девственное подношение Ангелу, выделенное из его сущности напряженностью его Вожделения». (Liber Samekh). Это окончательная самоотдача, излияние своей крови в Чашу Бабалон, посредством чего практик аннигилирует и пересекает Бездну. Это происходит при одновременном «HRILIU», оргазме духа, в котором Два становятся Одним, происходит растворение Всего в Ничто, и Жрец, в связи с этим, становится Мастером Храма.

Затем призывается Бафомет, Бог Два-в-Одном, который есть «мужчина-женщина, квинтэссенция, единый», представляющий то состояние сознания, в котором противоположности слиты воедино. Жрец оборачивается вокруг для произнесения своего Слова. Он опускает Копьё, объявляет Закон, и Прихожане подобным образом отвечают, знаменуя нисхождение этого Два-в-Одном во все части себя, целое Древо Жизни от Божественного к Малкут. Это включает Братьев, для которых Жрец постигал, чтобы наделить их Добродетелями. Собратья соучаствуют в этой Мудрости и Понимании посредством Евхаристии, и благодаря этому они приходят к пониманию Божества в самих себе. «Бог, проявленный во плоти» — их имя. После окончательного благословения, Жрец исчерпывает своё намерение и умирает, спускаясь во тьму Гробницы, чтобы мог восстать другой Жрец и цикл увековечился сквозь поколения.

Психологическая трансформация

Другое измерение Гностической Мессы касается представления психологической трансформации. Юнгианская модель психики особенно благоприятна для отражения наблюдаемого в Мессе.

Жрец представляет сознательное «я», чувство субъективности. Оно не ограничивается просто эго, чувством личной идентичности, но сознательным осознанием себя (внутри которого есть эго). Диакон представляет способности сознательного «я». Жрица представляет Бессознательное: она являет собой земную, животную, инстинктивную грань, а также небесную, божественную сторону. В частности, она, кажется, может отчасти идентифицироваться с «Анимой», антропоморфизацией (т.е. «явлением приписывания объекту человеческих качеств, уподобления его человеку») бессознательного ума, и посредником между сознательным «я» и архетипической Самостью, истинным центром бытия практика.

Вся Гностическая Месса показывает психологическую трансформацию Жреца, идущего от идентификации с персоной к идентификации с архетипической Самостью, заключающую в себе тотальность психе, и сознательное, и бессознательное. Весь процесс может быть резюмирован следующим образом: Жрец идентифицируется с Персоной —> Жрец идентифицируется с Эго —> Встреча с Тенью —> Встреча с Анимой —> единение с Анимой для «освобождения» или получения доступа к Самости, с которой Жрец отождествляется в конечном итоге.

В начале Мессы, Жрец пребывает в Склепе, представляющим тьму и ограничения бытия, идентифицируемые с персоной, внешней личностью человека. Жрица нисходит как бессознательный импульс, переживаемый Жрецом как проявление или поток бессознательных сил. Жрец пробуждается для самого себя, не ограниченного лишь персоной, и идентифицируется с эго.

Как эго, он далее проявляет свою власть над бессознательными и привычными инстинктами, представленными в виде Жрицы, стоящей на коленях, что происходит прежде её вознесения. Далее Жрец и Храм погружаются во тьму, так как происходит конфронтация с «тенью», теми аспектами «я», которые отрицались, подавлялись и вызывали опасение. Его стремление проносит его сквозь тьму, и, в конце концов, он раскрывает завесу, дабы встретиться с образом своей «Анимы», возведенной на трон обнажённой Жрицей. Анима практически аналогична отражению в бессознательном сознательного «я», это «сокрытый противоположный пол в каждом человеке», представляющий более глубокий, чем тень, слой психики. Как писал Юнг, «Каждый мужчина содержит в себе образ женщины, не образ той или иной конкретной женщины, но определенный женский образ. Данный образ в своей основе — это бессознательный, наследственный фактор изначального происхождения, запечатленный в живой органической системе мужчины» (Карл Юнг, «Собрание сочинений», том 17). «Анима» (или Жрица) действует как посредник между бессознательным (Высокий Алтарь и всё внутри Завесы Божественного) и сознанием (Жрецом).

Жрец и Жрица объединяются, представляя принятие и интеграцию в себя контрасексуального архетипа, т.е. становление Два-в-Одном, отражающееся в образности, такой как Алхимический Андрогин или, более точно, Бафомет. Окончательное провозглашение «Нет ни одной части меня, которая не была бы Божественной» знаменует появление архетипа Самости, который содержит все элементы психе в единой совокупности. Это не «мистический союз» или самадхи, но чувство полного единства внутри собственного бытия человека, интеграция всех частей самого себя в единое целое. Юнг определяет индивидуацию так:

«Индивидуация означает становление “не-делимым” (“in-dividual”) и коль скоро “индивидуальность” заключает в себе нашу глубочайшую, крайнюю и бесподобную особенность, она также подразумевает становление человека самим собой. Поэтому мы могли бы истолковать индивидуацию как “путь к себе” или как “самоосуществление».

Эгоистов (egoists) называют “заботящимися о себе” (selfish), но это слово конечно же не имеет ничего общего со значением слова “(сам)ость”, в каком я его здесь употребляю…

Поэтому индивидуация может лишь означать процесс психологического развития, осуществляющего данные индивидуальные особенности; другими словами, индивидуация — это процесс, благодаря которому человек становится определенным, уникальным существом, каковым он в действительности и является. Осуществляя себя, он однако не становится “эгоистичным” (selfish) в обычном смысле этого слова, но просто реализует своеобразие своей натуры, а это, как мы уже говорили, совсем не похоже на эготизм или индивидуализм»

(Карл Юнг, «Собрание сочинений», том 7; в русском издании – Карл Юнг, «Об отношениях эго и бессознательного», часть 2, 1 глава)

Другими словами, Жрец шаг за шагом погружает себя в бессознательное собственной личности. Он объединяется «Любовью в соответствии с Волей», т.е. раскрытыми, принятыми и интегрированными архетипическими силами различной природы. Он полностью становится Самим Собой.

Союз субъекта и объекта

Гностическая Месса также содержит измерение символического и ритуального отражения процесса медитации, в которой субъект осознания сливается с объектом в самадхи.

Храм представляет поле самого сознания. Жрец представляет субъект осознания, чувство «Я» или самого себя. Жрица представляет объект концентрации или преданности. Копьё Жреца представляет саму силу концентрации.

Традиционно, процесс, оканчивающийся samadhi, называется, в своей целостности, samyama. Samyama имеет три стадии: dharana, dhyana и samadhi. Говоря упрощенно, dharanaэто когда субъект начинает концентрироваться на выбранном объекте: фокус сужается до этого конкретного объекта концентрации, чтобы никакой другой объект не уводил его в сторону. Кроули пишет: «Практикуя сосредоточенность, мы обратили внимание на то, что содержимое ума в любой данный момент времени подразделяется на две и только две части: переменную – Объект и постоянную Субъект; по крайней мере, нам кажется, что дело обстоит именно так. Достигнув успеха в дхаране, мы добились того, что объект стал таким же неизменным, как и субъект» (Liber ABA, Часть 1: Мистицизм).

Dhyana – это когда dharana усиливается до той точки, где присутствует только осознание объекта, угасает даже осознание себя как субъекта. Samadhi – это кульминация dhyana, где субъект и объект «сливаются» (или исчезают в не-двойственном единстве).

В Гностической Мессе, Копьё Жреца поглаживается Жрицей одиннадцать раз; это показывает пробуждение dharana, первой стадии samyama. Dharana достигает кульминации в поцелуе Жрецом Книги на груди Жрицы три раза и преклонении колен. Затем Жрец находится во тьме во время трех обходов Храма. Это может представлять «тьму» или напряжение, которое часто имеет место в начале практики samyama. Кроули уподобляет этот аспект работы samyama (или просто «Йога») формуле IAO:

«Человек, занявшийся практикой медитации, поначалу непременно испытывает спокойное наслаждение, связанное с мягким естественным ростом; упражнения вызывают у него живой интерес; они кажутся легкими, и человек вполне доволен, что взялся за это дело. Эта стадия соответствует Исиде. Но рано или поздно на смену ей приходит уныние – Темная Ночь Души; человек испытывает бесконечную усталость и отвращение к работе. Даже самые простые легкие действия становятся непосильными. Такая беспомощность преисполняет ум ужасом и отчаянием. Не испытавший подобного едва ли поймет, до какой степени доходит это отвращение. Это – период Апофиса»

(А.Кроули, «Магия в теории и на практике»)

При продолжении концентрации, dharana разражается в dhyana в виде проникновения за Завесу и втекания Света с Высокого Алтаря. Этот транс dhyana продолжается в течение Кратких Молитв.

Далее dhyana медленно выстраивается через Освящение Элементов и Гимн, и этот процесс достигает наивысшей точки в единственном слове, изрекаемом одновременно Жрецом и Жрицей в Гностической Мессе: HRILIU. В этот момент, и Жрец, и Жрица держат вместе Копьё и Чашу, и опускают «частичку Гостии», эту последнюю частицу обособленности, в Вино, так чтобы двое стали Одним в samadhi.

«Евхаристия» samadhi может пониматься как более тонкий уровень значения того, о чем говорил Кроули, когда писал: «Наивысшая форма Причастия – та, в которой освящаемый элемент Един. Это – Одно вещество, а не два, и оно не живое, но и не мертвое, не жидкое, но и не твердое, не горячее, но и не холодное, не мужское, но и не женское. Это Причастие по всех отношениях тайное» (А.Кроули «Магия в теории и на практике»). Это «не то, и не это», поскольку samadhi — за пределами дуальности, это недвойственность, и это «тайное во всех отношениях», ибо оно за пределами возможности коммуникации, ведь все языки, по существу, дуалистичны.

Тантрический ритуал

Гностическая Месса также содержит измерение Тантрического ритуала. Существует огромное число сходств между Тантрой и Телемой, некоторые (но не все) перечислены далее: видение тела как «благого» и полезного в достижении, видение тела как микрокосма Вселенной, видение мира не как maya или иллюзии, но как игры сил Божественного, визуализация себя как Божества, превосхождение общей морали и этики, и так далее.

В Тантре существует нечто именуемое «Великим Ритуалом» или «Тайным Ритуалом», предполагающее использование вина (madya) и сексуального союза (maithuna). Звучит знакомо? Есть Тантрики «левой руки», которые фактически участвуют в сексуальном акте и Тантрики «правой руки», которые вступают в сексуальную связь только символически (с символическим сексуальным союзом самим по себе, а также визуализацией сексуального единения).

Шива – это бесформенное, неподвижное Божество, которое за пределами всех форм и выражения, а Шакти – это Сила этого Божества, выраженная в форме и движении; это очень похоже на концепции Дао (Шива) и Де (Шакти). Шакти зачастую отождествляется с Кундалини, активизируемой в Мессе через Жрицу. Три с половиной кругов вокруг Храма отражают змея Кундалини, свернутого в три с половиной раза возле основания позвоночника человека. Интересно заметить, что символ Шакти – это треугольник, направленный вершиной вниз, который является символом Ра-Хор-Хуита и знаком Жрицы, когда она впервые восходит к Высокому Алтарю. При возведении к Высокому Алтарю Жрица становится не просто женщиной, но Абсолютной Женщиной, и она становится Шакти, свободной от всех конкретных форм, снимая всё своё одеяние.

В своей основе, йог идентифицируется с Шивой и всеми соответствующими ему свойствами; женщина идентифицируется с Шакти, изначальной Силой, присущей всему движению. Это сходно с идеей Багряной Жены как земного воплощения Бабалон. Их единение – это hieros gamos, или «священная свадьба»: соединение мужского и женского рассматривается как союз Шивы и Шакти, что может быть упрощено до предельного Субъекта и предельного Объекта. Такой союз создаёт «андрогинного Шиву», известного как Ардханаришвара, что буквально означает «Господь, который наполовину женщина». Ардханаришвара – это, по существу, форма Два-в-Одном, представляющая слитые в Единое элементы: почти идентичные образы обнаруживаются в Бафомете и Алхимическом Гермафродите (или «Ребисе»).

Такое прекращение двойственности происходит во время эротического упоения союзом, освобождающим эту «Силу» Ардханаришвары или Бафомета. Эта фигура Два-в-Одном превосходит всё, включая пространство и время: поэтому она есть «мощь дыхания, заставившая Богов и смерть трепетать перед Собою». Это Лев и Змей, которые «уничтожают уничтожителя» Смерти, превосходя все проявления, всё движение и всю двойственность. Это amrita или ambrosia, и оба этих слова обозначают «не смертный» или «за пределами смерти»; это подлинный Эликсир Бессмертия, в таинстве которого человек может принять участие и истинно провозгласить: «Нет ни одной части меня, которая не была бы Божественной».

Заключительные замечания

Следует еще раз подчеркнуть, что данный перечень не является исчерпывающим: существует потенциально безграничное число других измерений действия Гностической Мессы. Также, ни одно из этих упомянутых измерений полностью не конкретизировано: например, можно было бы легко написать целую книгу о Гностической Мессе, как о Тантрическом ритуале. Действительный пункт для акцентирования заключается в том, что, на самом деле, существует множество измерений Гностической Мессы. Я считаю, что чем больше измерений будут приняты во внимание, тем более глубокое переживание и понимание Мессы могло бы иметь место. Поэтому я надеюсь, что данное эссе вызовет у читателя желание видеть Гностическую Мессу как нечто большее, чем просто Каббалистическую драму или завуалированный сексуально-магический ритуал. Существует огромный резервуар потенциала, сокрытый внутри центрального ритуала О.Т.О, просто ожидающий изобретательности и храбрости искреннего соискателя, дабы задействовать его.