Frater IAO131
Смерть в Телеме
Делай, что изволишь, таков да будет весь Закон.
Телема – это всеобъемлющая парадигма и поэтому имеет дело со всеми аспектами жизни. Универсальный опыт всех людей (и всех живых существ) – это смерть. Каковы же тогда взгляды Телемы на смерть и загробную жизнь?
Мы можем рассмотреть этот вопрос, прежде всего, понимая, что Телемиты – это не те, кто верят. У Телемы нет представления о смерти, как у Авраамических религий (Иудаизм, Христианство и Ислам). Здесь нет понятия рая или ада, которые находятся за пределами этого мира. Здесь нет понятия Суда за наши нравственные действия или верования. Это очень понятно для всякого, кто произвел хотя бы беглый обзор Телемитского корпуса литературы.
У Телемы также нет представлений о смерти, которые подобны Дхармическим религиям (Индуизм, Буддизм, Джайнизм и Сикхизм). Здесь нет понятия о желании покинуть Самсару, колесо рождения, смерти и перерождения. Здесь также нет понятия перевоплощения с целью совершенствования души или достижения просветления на протяжении нескольких жизней. Эта тема рассматривалась в эссе «Новый Эон», и Кроули писал: «Идея ‘совершенствования’ через реинкарнацию изначально совершенного существа неразумна». Телемиты видят жизнь и мир двойственности как предоставление перспективы «возможности единения» (Liber AL I:29), переживания радости «любви в соответствии с Волей».
Однако остаются несколько вопросов: Придерживается ли Телема убеждения, что у нас есть только одна жизнь (как в Авраамических религиях), или что у нас есть много жизней (как в Дхармических религиях)? Если ли что-нибудь, что переживает смерть? Если есть множество жизней, существует ли что-то переходящее от одной жизни к другой, или же все они в некотором роде различны?
Первая сложность в выяснении Телемитского подхода к смерти состоит в том, что термин «смерть» используется, по крайней мере, двумя путями: во-первых, это относится к физической смерти тела, а во-вторых – к духовному переживанию смерти чувства Я, называемого в этой системе «Пересечением Бездны». Мы можем видеть различие во многих местах, и сам Кроули зачастую разграничивает эти две идеи, например, когда пишет: «Смерть индивида – это его пробуждение к безличному бессмертию Хадита. Это меньше относится к физической смерти, чем к Пересечению Бездны».
«Душа» в Телеме понимается как нечто вечное и вне-качественное – то, что за пределами времени и пространства, и идентичное с Самим Богом или Божеством. В приведенной выше цитате, Кроули объясняет, что смерть индивида, т.е. того, что обычно называется эго-личностью, приводит к тождеству с Хадитом, который «безличен» (т.е. не имеет ничего общего с тем, что мы могли бы приписать к личности или какому-либо личностному качеству) и «бессмертен» (т.е. никогда не умирает). Описанное Кроули – это «Пересечение Бездны», опыт, который может быть у практика, когда он еще жив. Инициация или процесс «духовного прогресса», по существу, включает в себя приход к сознательному осознанию и тождеству с Самостью или Душой. Объясняя Душу в стиле Три-В-Одном, имеющую в своем составе Йехиду, Хиа и Нешаму, Кроули пишет: «Работа Посвящения – это внутреннее путешествие к ним» (курсив оригинальный).
Это очень общее представление о «смерти», причастное к Пересечению Бездны. Но что по поводу смерти физического тела? Опять-таки, сложно определить, какие ссылки на смерть и умирание говорят о физической смерти, а какие о духовной. Существует много упоминаний о смерти в Священных Книгах Телемы, но одно явное упоминание о смерти тела присутствует в Книге Закона: «Не думай, о царь, об этой лжи — что Должен Ты Умереть: воистину, ты не умрешь, но будешь жить. Да будет отныне известно: если тело Царя распадется, он пребудет в чистом экстазе вовек» (Liber AL, II:21). Эта строка, особенно «если тело Царя распадется, он пребудет в чистом экстазе вовек», не особо понятна. Означает ли это, что когда тело умирает, мы входим в вечный экстаз, а не воплощаемся затем снова? Означает ли это, что мы входим во вневременной (если можно так выразиться) экстаз, а затем снова оказываемся в пространстве и времени с каждым новым воплощением? Или это просто метафора для Пересечения Бездны, приводимая с использованием образа тела? Кроули комментирует эту строку:
Наша «бессмертная душа» — объект совершенно иного порядка, нежели наша смертная оболочка. Разумеется, эта Душа – особая Звезда со своими уникальными свойствами; но свойства эти «вечны» и составляют часть природы данной Души. Представляя собой монистическое сознание, Душа эта не способна воспринимать саму себя и собственные свойства, как объяснялось ранее; поэтому для постижения себя она входит в мир двойственности со всеми его временными, пространственными и причинно-следственными ограничениями.
Здесь мы видим ясное понимание того, что бессмертная душа – это не то же самое, что «смертное одеяние», предположительно относящееся к разуму (включая личность) и телу индивида. Также Кроули сопоставляет «вечную» Душу или Звезду с двойственностью, включающую «время, пространство и причинность». Это вновь подтверждает идею о том, что Душа пребывает за пределами этих вещей.
В своем «Djeridensis Comment» (или «Комментарии с Именем D») Кроули пишет по поводу этой строки:
Корень всякой подобной ошибки – это убежденность Королей в том, что они смертны. Это путает их сущность с этой основой определенного класса событий, которые относится к разновидности жизни, включающей в себя смерть. Айвасс утверждает, что если тело растворено, его Король пребывает во вневременном блаженстве. Для него события прекратились; и он остаётся в единственном состоянии радости, как это происходит с Нуит. Если он жаждет дальнейшего самопознания, ему следует избрать некоторые другие способы, с помощью которых можно оценить это, с помощью которых можно привести в движении новую серию событий.
Здесь у нас немного больше информации. Вновь подтверждается идея о том, что Душа – это вечная и истинная сущность и идентичность каждого человека, и она снова противопоставляется недолговечным вещам («определенного класса событий, которые относится к разновидности жизни, включающей в себя смерть»), таким как «смертное одеяние», упомянутое ранее. Еще более важно то, что у нас есть пояснение к строке «если тело Царя распадется, он пребудет в чистом экстазе вовек». После смерти, «события прекратились», и Душа — в экстазе или радости. Если Душа желает «дальнейшего знания о себе» (которое, как мы знаем, означает опыт в мире двойственности), здесь требуются «некоторые другие средства», дабы «привести в движение новую серию событий» — т.е. новое воплощение.
Теперь у нас есть основная концепция смерти в Телеме. Истинная сущность и идентичность каждого человека, Душа или Звезда, совершенна и за пределами пространства, времени и причинности. По существу, это «монистическое сознание» (Ноль/0 Телемитской онтологии), так что оно должно воплотиться в определенный разум и тело, чтобы возыметь опыт (Два/2 Телемитской онтологии). Когда тело человека умирает, Душа остаётся в бесформенном, вневременном экстазе и радости, когда не воплощена.
Это последовательный и удовлетворительный ответ на вопрос о смерти, но некоторые вопросы все же остаются без ответа. В частности, есть ли какая-либо временная нить, связывающая жизни Души воедино? То есть, имеет ли место какое-либо понятие реинкарнации или метемпсихоза (переселения души)? В конце концов, не сам ли Кроули утверждал нечто о «прошлых жизнях»? Действительно логически возможно, что мы можем не верить в понятие освобождения от Самсары или совершенствования наших душ, тем не менее, все же веруя в некоторую форму связи между жизнями.
Если мы обратим внимание, официальный сайт Grand Lodge O.T.O в США (http://oto-usa.org/thelema/theology/) ясно утверждает веру в метемпсихоз. На сайте говорится, что Тело Света представляет собой субъект метемпсихоза (и необязательно Душа, о которой мы говорим). Давайте посмотрим, что сам Кроули говорил об идее метемпсихоза.
В главе Liber Aleph под названием «De Morte» («О смерти») Кроули начинает с такого предложения: «Ты задал мне вопрос о Смерти, и вот мое мнение, о котором я не говорю, что оно есть Истина». Такое отречение не даётся ни в одной из других глав, и для него не типично писать о Телеме в таком скептичном и сдержанном стиле. Интересно, что он начинает свой короткий трактат «Liber ThIShARB» (документ, в котором детализирована практика движения в обратном направлении памяти, включая возврат к прошлым жизням) сходным образом. Он начинает документ следующими словами: «Выстроить эту книгу на основе чистого скептицизма оказалось невозможным. Но это не так уж важно, потому что данная практика в итоге приводит к скептицизму — и, быть может, позволяет преодолеть его и двинуться дальше». В «Liber ThIShARB» Кроули крайне определен по поводу обоснованности этих «воспоминаний», неоднократно повторяя, что они должна рассматриваться скептически и сверяться с фактами для установления их достоверности. Он пишет, «Однако он не должен принимать свои воспоминания на веру как факт и руководствоваться ими в своих действиях до тех пор, пока не найдет им самого убедительного подтверждения». Должно быть ясно, что Кроули относился к этой теме жизни после смерти с большой осторожностью и критическим мышлением.
Возвращаясь к главе «De Morte» из Liber Aleph, удерживая в уме отречение Кроули, мы можем продолжить исследовать остальную часть того, что он говорит. Далее Кроули поясняет идею Души, воплощенной в разум и тело. Он пишет, что душа «как Служитель на Высшей Мессе Космоса обретает должную для Службы Одежду, то есть, поселяется в Обители Иллюзии, Теле и Разуме. И эта Обитель подчинена Закону Изменений, ибо она сложна и рассеивается, реагируя на всякое воздействие или впечатление». Это подтверждает упомянутую ранее идею о том, что разум и тело – это временные носители бессмертной Души. Он продолжает:
Поэтому, если разум будет постоянно привязан к Телу, Смерть не сможет полностью разрушить его, только лишь разложить оболочку мертвого человека. Его Разум, удерживающийся некоторое время в Теле Света, скитается по Земле, ища новую Обитель (это заблуждение тех, кто боится Изменений) в другом теле. Эти оболочки полностью отделяются от Звезды, которая освещает их; они становятся добычей вампиров, охотящихся на тех, кто путешествует в Астральном Мире без Магической Защиты, или же вызывающих их спиритистов. Ибо вначале через Смерть человек освобождается от грубого тела, далее она завершается на Астральном Плане, где находится его Жизнь. Ее целостность страдает от напряжения, ее опоры слабеют, вначале слабые, а затем и сильные.
Здесь – вероятность, излагаемая Кроули: если ваш разум привязан к телу, ум будет держаться сообща и «будоражить Землю», но он «совершенно оторван от Звезды».
Теперь рассмотрим тот Свет, который придет к Адепту, тому, кто крепко и неизменно стремится к своей Звезде, настраивая разум на Музыку своей Воли. Если его разум совершенно овладеет самим собой и соединится с его Звездой, в нем возникнет столь сильное наслаждение, что оно с легкостью вырвется как из плотного тела, так и из тонкого. Именно это тонкое тело привязывает его к астралу, как и плотное к материальному миру, таким образом, он по своей воле совершает Таинство второй Смерти и покидает Тело Света. Но разум проникает близко к своей Звезде посредством Истины его Гармонии и Мощи его Любви, и так в зависимости от своей силы выдерживает некоторое время посланников разрушения. Далее, если его Звезда будет из тех, что связана Великой Клятвой незамедлительно перевоплощаться из-за восхищения Вселенским Таинством, она должным образом найдет новую сущность, поселится в плоде ребенка и оживит его. И если в это время его Предыдущий Храм сохранится, тогда он продолжит свое дело, и между двумя сущностями может передаваться память. По моему мнению, о котором я не говорю, что оно есть Истина, вкратце это и есть Путь Асара в Аменти.
Основная идея заключается в том, что Адепты проводят свою жизнь в созвучии своего разума и Воли, и поэтому разум может «тесно прилипнуть…к своей Звезде» и воплотиться в новом теле. Это позволяет «Преемственность характера, и это может быть Память, между двумя Носителями», что является основой понимания реинкарнации и основанием для веры в прошлые жизни. Однако, интересно, что Кроули, по-видимому, считает преемственность между жизнями возможной только для Адептов, которые основательно тренировали собственный ум. Следует также отметить, что Кроули, в окончании этой главы о смерти, снова говорит: «По моему мнению, о котором я не говорю, что оно есть Истина».
Мы можем видеть, что Кроули действительно поддерживает понятие метемпсихоза, но ограничивает его Адептами. Мы также можем наблюдать, что Кроули был особенно внимателен в плане своего скептицизма и поощрения скептицизма вокруг этого вопроса. Ни одна другая глава в Liber Aleph не содержит такого отречения, не говоря уже о том, чтобы оно встречалось и в начале, и в конце обсуждения. Святые Книги сами по себе не выказывают ясности по поводу этого вопроса. Хотя существует идентификация между Алистером Кроули и Анх-эф-на-Хонсу в Liber AL (например, в строках I:14, I:36), это не явно буквальное или символическое утверждение (последние из которых явным образом изобилуют в Liber AL).
Заключая, Телема – это система, где мы считаем, что каждый индивид обладает Душой или Звездой, которая совершенна, безлична, а также за пределами пространства, времени, причинности и любой формы двойственности. Душа воплощается в мире двойственности через разум и тело. Когда физическое тело умирает и когда в целом не происходит воплощения, Душа остаётся в вечном, бесформенном экстазе. Все это может быть согласовано с тем, что последовательно заявлялось и вновь подтверждалось повсюду в Телемитских Священных Книгах, а также комментариях Кроули к этим текстам. Помимо этого, Кроули утверждал, что разум может «прилипнуть» к Звезде, если человек – Адепт, и это может привести к «преемственности характера», а также воспоминаниям о прошлых жизнях. Как говорилось, у Кроули был нетипичный ему скептицизм и настороженность по поводу этого вопроса. Эту идею своего рода преемственности характера сквозь жизни еще предстоит изучить каждому Телемиту, подтвердить или опровергнуть на основе опыта, проверяя факты и полезность.
Мне бы хотелось закончить это эссе, кратко коснувшись последнего из только что упомянутых критериев: полезности. Я призываю Телемитов (и магов в целом) рассмотреть полезность верования в прошлые жизни. Предположим на минуту, что у нас действительно есть прошлые жизни, при этом каждая прошлая жизнь представляет собой совершенно уникальную ситуацию: вы родились в другом месте, с другой семьей, другой физиологией (включая генетические склонности), возможно, другим языком, другой культурой, другим опытом воспитания, другой группой сверстников, раскрываясь различным идеям в разные времена, и т.д. По моему личному мнению, например, тот факт, что вы интересовались поездами, будучи ребенком, не означает, что в процессе взросления вы должны стать кондуктором или инженером. Если собственное детство необязательно предоставляет необходимую информацию для обнаружения и свершения вашей Воли, то насколько же менее уместной оказалась бы информация о прошлой жизни? Кроме того, мы легко можем пасть жертвой демона, досаждающего оккультистам всех мастей: демона Гламура. Совершенно очевидно, что существует большая возможность «ошибки эго» — думать, что вы были Буддой, Цезарем или любой другой важной фигурой. Есть гламур, притязающий на прошлые жизни, особенно гламур на обладание своего рода необыкновенным и могучим доступом к памяти сквозь жизни. Сам Кроули предупреждал об этом в «Магии без слёз», когда писал:
Ты спрашиваешь, как я полагаю, о том, можем ли мы, англичане, быть перевоплощениями египтян. В моей молодости было модно задаваться аналогичным вопросом о римлянах, а французы размышляли о столь неблагодарном деле, вспоминая греков. Я сказал «смертельный яд», поскольку если ты проанализируешь это, то сразу поймешь, что это способ льстить самим себе. Ты испытываешь глубокое почтение к людям, создавшим Луксор и пирамиды; и тебе становится хорошо и приятно от того, что ты представляешь себя в то время Рамзесом II или верховным жрецом в Фивах или кем-то подобным.
Я не препятствую верованию или практике добывания воспоминаний о прошлых жизнях, но я призываю каждого читателя данного эссе очень критически осмыслить полезность таких воспоминаний. Я надеюсь, что вы серьёзно рассмотрите перспективы и последствия становления жертвой гламурной идеи и вспомните, что сам Кроули был очень скептичен, повторяя «По моему мнению, о котором я не говорю, что оно есть Истина».
Любовь есть Закон, любовь в согласии с Волей.