07.10.2018
0

Поделиться

ЧАСТЬ I ВЫСШЕЕ БЛАГО. ВСТРЕЧА ВОСТОКА И ЗАПАДА. Глава 6 Философия как образ жизни

ФИЛОСОФИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

В Древней Индии каждая отрасль знаний была связана с мастерским владением каким-либо ремеслом и соответствующим жизненным укладом. Знания получали преимущественно не из книг, лекций, бесед и дискуссий, но в процессе обучения у компетентного учителя. От ученика требовалась искренняя отдача, гибкость характера и повиновение духовному наставнику; необходимыми качествами были неукоснительное послушание (шушруша) и безоговорочная вера (шраддха). Шушруша — это самозабвенное стремление слушать учителя, покорно выполнять его указания и стараться сохранить всё то, что было услышано; шушруша подразумевает почитание, послушание и глубокое уважение к наставнику. Шраддха — это доверие и душевное равновесие; шраддха требует полного отсутствия всякого рода независимых размышлений и критических замечаний со стороны ученика; в данном случае вновь требуется почтение к гуру и сильное, решительное стремление к познанию. Слово «шраддха» на санскрите также имеет значение «тяга беременной женщины».

Ученик, в ком обитает стремление к обретению истины, похож на несмышлёного детёныша, в котором до поры до времени притаился хищный тигр. Послушаясь гуру полностью и безоговорочно, он воздаёт ему почтение как воплощению божественной мудрости, которая передаётся через его наставления. Учитель для него — носитель высшего знания, владеющий особыми навыками. Религиозное поклонение ученика предполагает почитание божества, покровительствующего избранной отрасли знаний и ремеслу. Он должен помогать своему наставнику в быту, выполнять домашние обязанности и оказывать посильную помощь в работе, независимо от того, кем является его гуру: служителем храма, провидцем или аскетом, лекарем или ремесленником. Навыки усваиваются технически, путём регулярной практики, а теория при этом передаётся устно и дополняется подробным изучением основных учебных пособий. И, что наиболее важно, — должен произойти психологический перенос между гуру и его учеником для осуществления своего рода трансформации. Подобно жидкому металлу, личность ученика вливается в форму учителя, причём не только в плане знаний и умений, но и более глубинно, целостно, всем сознанием. Что касается морали и нравственности самого гуру, то принципиально важную роль играет полное соответствие его наставлений образу его жизни; аналогичного на Западе мы ожидаем разве что от монаха или священника.

При этом не допускается никакой критики: всё, что требуется — выработка дисциплинированности и постепенная трансформация. Ученик принимает наставления и слепо следует указаниям учителя, но по мере усвоения предмета к нему постепенно начинает приходить понимание. Такое безоговорочное принятие и последующее интуитивное постижение истины через соответствующий подход известно Европе, прежде всего, благодаря учению Римско-Католической церкви. К примеру, роман «Бувар и Пекюше» Флобера повествует о двух атеистах, разочаровавшихся в своём образе жизни и после неудачной попытки самоубийства обретших былую веру. Поселившись в доме в сельской местности, полные сомнений и с присущим скептицизмом они обрушиваются на местного священника, но получают простой ответ: «Прежде практикуйте». Иными словами: «Возьмите для начала ортодоксальный, традиционный метод богослужения: регулярно посещайте мессы, молитесь, ходите на исповедь и причастие. Постепенно к вам придёт понимание и сомнения исчезнут, словно туман на солнечном свету. Вовсе не обязательно глубоко вникать в догмат о Троице и в другие таинства, но крайне важно испытывать безоговорочную веру, которая, в конечном счёте, должна стать подлинной. Выполняйте эти деяния с надеждой, что их смысл осенит вас и тем взрастит в сердцах ваших божественную благодать».

Таким образом, восточная философия сочетается с практикой и подкрепляется особым жизненным укладом: аскетизмом и монашеским уединением, молитвами и медитацией, ежедневным богослужением и йогой. Цель поклонения заключается в том, чтобы наполнить почитателя божественной мудростью, проявленной в символических формах божеств и святых, а также в учителе, радеющем о достижении истины и непрерывно её олицетворяющем своим учением и жизненным укладом. С этой точки зрения, философия Индии так же тесно связана с религией и формами поклонения, таинствами и посвящениями, как современная западная философия — с естественными науками и их методами исследования.

Индийский взгляд на становление личности и образовательный процесс хорошо выражен в метком критическом замечании моего друга-индуса насчёт одной довольно популярной книги по восточной философии. «Как бы то ни было, — сказал он, — реальное знание — только то, что находит отражение в человеческой жизни. Следовательно, ценность литературного произведения зависит от того, в какой степени личность писателя воплотила в себе изложенное им учение».