07.07.2012
0

Поделиться

Введение……………………………………..

Израиль Регарди

Философский Камень

Введение

Слово алхимия имеет арабское происхождение и состоит из артикля al и существительного khemi. Можно предположить, что это существительное является отсылкой к Египту, который на коптском языке звучит как Khem. Тогда выражение будет означать «нечто египетское» или «нечто, принадлежащее Египту». Есть версия, что магометанские грамматисты сохранили знание о том, что алхимическое искусство имеет начало в египетской традиции, вдохновлявшей Моисея, Платона и Пифагора, и служившей источником их прозрений. Если же, однако, мы признаем за этим словом греческое происхождение, как это делают некоторые эксперты, за ним будет стоять только химическое искусство, методика производства смесей и настоев. Изначально, химия означала лишь искусство извлечения соков из растений и трав.

Современные исследователи оставляют открытым вопрос, имеют ли алхимические трактаты мистический, магический, или же просто химический характер. Наиболее здравым подходом, на мой взгляд, является отказ от однобокой категоризации, можно предположить, что все эти подходы были присущи алхимикам в той или иной мере. Или, что более вероятно, разным алхимикам были свойственны различные трактовки или степени овладения искусством. Нельзя отрицать, что некоторые авторы трактуют алхимию буквально – как химический способ превращения обычных металлов в драгоценные. Эта трактовка имеет под собой большое количество доводов и материалов, поддающихся лишь физической или химической интерпретации. С другой стороны, существует также немало алхимических философов, которых занимают лишь мистические и религиозные аспекты.

Алхимия также называется Герметизмом. Мифологический Гермес является египетский богом Мудрости и Магии – понятий, которые включали в себя также терапевтические и физические науки. Вследствие этого, эти дисциплины могут быть включены в смысловые рамки понятий алхимии и герметизма.

Нельзя отрицать то, что такие авторы как Роберт Фладд, Генрих Хунрат и Якоб Бёме стремились описать духовное совершенствование, мистическое состояние, представляемое ими в символической форме Камня Философов. Именно на этом я буду основываться далее. Равно очевидно, что первым направлением исследований, например, Парацельса, было излечение болезней и продление жизни. В то же время, с точки зрения современных мыслителей, его главными достижениями считается открытие опиума, цинка и гидрогена. Поэтому, он может считаться химиком не в меньшей степени, чем Ван Гельмонт, чья концепция газа поставила его в один ряд с теми гениями, которые обогатили человеческое знание фундаментально важными идеями.

Но здесь возможна также другая точка зрения. Наряду с гениальными исследователями, алхимиками, занимающимися психологическими и духовными техниками, или гениальными химиками и врачами, имеется немереное количество непосвящённых, которые не смогли освоить тайну истинной доктрины ни на одном уровне и работали над вещами, никогда не приводившими их к желанному результату. Этих псевдо-алхимиков иронически называют Puffers(?). Истоки современной химии следует искать именно в их работах, а вовсе не в аутентичной алхимии, как это принято считать. Они тратили себя в экспериментах над чужеродными веществами и животными выделениями, отвергнутыми настоящими адептами. Таким образом, они даже не приблизились к желанному результату – Философскому Камню. Однако же, случай неоднократно приводил их к неожиданным результатам, составившим в итоге весьма полезные открытия. В пример можно привести Кункеля, неожиданно для себя выделившего фосфор. Или Блеза де Виженера, открывшего бензойную кислоту, не отдавая себе в этом отчёт. Можно также вспомнить соли, выделенные Глаубером и названные в его честь.

Историческое наследие необъятно. Будучи представленным в Индии и на Ближнем Востоке, в греческой, римской, византийской и арабской цивилизациях, в еврейских сочинениях, оно измеряется тысячами названий. Недавно появилось издание чрезвычайно важного китайского текста. Большинство трактатов, начиная от каббалистического Aesch Metzareph, и заканчивая Триумфальной колесницей антимония Валентина, намеренно составлены в виде символических загадок. Религиозные гонения и профанация таинств были одинаково губительны для адептов искусства. Более того, с современной точки зрения, эти причины заставляли авторов сознательно вводить в заблуждения своими положениями, для того, чтобы сбивать с толку недостойных претендентов на их таинства. Другие, несведущие в базовых принципах искусства, бессовестные шарлатаны, которых, как мы обозначили как puffers, мошенники, игравшие на суевериях, чрезвычайно сильных в те времена, издавали совершенно бессмысленные и абсурдные работы, претендующие на открытие тайн алхимического искусства.

О последних в этой работе не пойдёт речи. Также меня совершенно не интересует исключительно химический аспект предмета, несмотря на всю обоснованность этой интерпретации. Моим основным интересом, в связи с развитием аналитической психологии и психологических методик, является выяснение вопроса, скрывается ли за этими намеренными затемнениями нечто, связанное с человеком, со способами его совершенствования и интегрирования его сознания. Я предполагаю положительный ответ, и предлагаю рассмотреть несколько текстов, чтобы избавиться о предрассудков, до сих пор коренящихся в нашем сознании.

Беглый взгляд на определённые пласты алхимической литературы указывает на то, что алхимическое искусство в древности понималось как Теургия – божественная работа. Её предметной сферой было духовное развития и акселерация интеллектуальной эволюции, достигаемые при помощи медитаций, размышлений, магической практики и методик внутренней молитвы.

Алхимические и магические теории сводятся приблизительно к следующему: на протяжении многих эонов Природа постепенно развивала комплексный механизм реакций, который мы называем Человеком. Каким бы чудесным этот механизм не был, в нём всё же можно найти некоторые дефекты. Поток не может бежать выше своего истока. И без обращения к сложной и на первый взгляд запутанной сфере алхимических космологических теорий можно утверждать, что Природа выпала из определённого божественного состояния – благодати, если угодно. Можно сказать, что гордый и божественный вселенский дух был низведён до состояния подчинённости сознанием человека. Умелый и полезный слуга узурпировал место своего хозяина и повелителя.

Из-за такого положения вещей, получается, что сама по себе Природа не может вернуться к своей некогда величественной гармонии. Алхимики обращались ко всему содержанию природного царства – особенно к непробуждённому и непросвещённому человеку, вечно раздираемому внутренними конфликтами. Чтобы выйти за пределы своей постоянной среды обитания – страха, унижения и опасности, человеку требуется обрести что-то, помимо невыносимого состояния внутреннего конфликта, сопровождающегося страданиями и неуверенностью, что-то за пределами его естественного состояния. Алхимики утверждают, что ограниченная падшая Природа не может породить ничего, что не было бы тождественно ей самой. Таким образом, сугубо человеческие поиски в интеллектуальной сфере не выходят за рамки естественного состоянии, порождая лишь фантомы собственного непросветлённого состояния. Это является постоянной ошибкой философии, политики и мелких религий.

Существует изречение: «Искусство совершенствует начатое Природой». Или, по словам другого алхимика, «Наше золото создаётся искусством, ничего не добавляя, ничего не отнимая, но лишь уничтожая избыток». Другими словами, алхимия утверждает, что в человеке присутствует скрытый элемент Мудрости, который остаётся таковым до той поры, пока существует естественное состояние невежества и конфликта. «Внутри материального предела жизни, когда он очищен, найдется, наконец, Источник Жизни». Цель искусства заключается в раскрытии внутреннего дара понимания и мудрости, «эссенции разума, сущностно чистой», и снятии покровов, затеняющих разум и отделяющих его от скрытых божественных корней.

Существование и обычная суматоха жизни, напряжение и смятение, которые рано или поздно связывают разум бесчисленными нитями с инфантильностью и эмоциональным отношением к жизни, создают беспокойство и глубоко укоренённые страхи. Мы испытывает страх по отношению к завтрашнему дню и к неизвестному. Страх и беспокойство приводят к автоматизму и болезненному поведению, тому, что можно назвать сжатием сферы сознания. Все это непроизвольно настраивает на привычную узость эго вместо отважного приятия всего, что может предложить жизнь, будь то радость или печаль, боль или наслаждение. Продолжаясь достаточно долго, такое отношение превращается в ментальную ригидность, в закрытое и кристаллизировавшееся мировоззрение, самодовольное и узкое, в пределах которого невозможен никакой рост. Помимо этого, многие люди становятся застывшими и истощёнными по иным причинам –чрезмерно привязываясь к традиционным и неоригинальным моделям мышления и чувствования. Результатом является то, что всякая непосредственность интеллекта и чувств полностью изгоняются из сферы возможного. Это жертва, которая вызывает за собой смерть всего, что было созидательным внутри. Индивид становится запертым в железной клети своего же изготовления – созданной из страха жизни. Кажется, что отсюда нет выхода. Без сомнения, сознание развивается до очень высокой степени, до точки, где оно становится чистым, изобретательным и острым. Это происходит, однако, ценой самой жизни. Такое развитие достигается ценой гибкости и эластичности. Его ценой является потеря всего, что глубинный и динамический бессознательный аспект психе заключает в себе – тепла, глубины чувства, вдохновения, лёгкости жизни и живости. Слишком высокая ценой, для того, чтобы её платить.

Сейчас Алхимия, подобно современной Психотерапии, должна справиться именно с ригидностью сознания, с намертво застывшим состоянием разума, более того, истребить его. Психотерапия, согласно одному известному автору, есть средство обретения самопознания через разрушение скорлупы иллюзий, которыми ограничен обычный человек. Анализ иногда определяется как процесс, целью которого является расширение сознания. Он направлен на то, чтобы сделать сознательными те бессознательные элементы в инстинктивной и внутренне неустойчивой жизни, которые опыт признаёт находящимися в конфликте и несогласии с реальностью. Кристаллизация поля сознания, с постепенным нивелированием возможности опыта, приводит к состоянию живущего мертвеца. Алхимики намеревались убить смерть. Их целью, согласно психологическому методу толкования, было уничтожение жёсткой ригидности разума. Этот процесс они называли распадом или разложением. Сознание разбивается на составляющие. Их целью было воссоздание фундаментальных элементов сознания на всецело новой и здоровой основе из этого совершенно аморфного и гомогенного результанта. Предполагалось создать совершенно новое основание, допускающее функционирование исключительно в величественном и духовном направлении. И этот божественный источник, который, согласно их теории, был скрыт и подчинён самомнением человеческого эго, может проявиться через ментальность, свободную от дефектов, определяющих средний интеллект. Сознание должно быть оживлено и не отделено от Бессознательного бездонной пропастью, не оторвано от остальных уровней психики. Таким образом, составляющие одной части, перестановкой значений и функций, получают полный доступ к другой, и наоборот.

Подобно современным психологическим методам, алхимия ставит своей целью создание цельного человека, целостности. Задачей психотерапевта является избавление от нервозного защитного автоматизма, который делает человека рабом импульсов и эмоций, например, автоматизма пьяницы, наркомана, клептомана, труса, человека нерешительного и раздражительного. Я лишь слегка упоминаю обычные привычки и механизмы так называемого среднего человека, хотя и они очень близки к невротическому выражению. Одна из причин, по которым обывателю так сложно воспринимать психотерапию – способность лишь немногих людей к преобладанию над такими автоматическими реакциями в обычных человеческих условиях.

Алхимия не только рассматривает индивида, чьи компоненты сознания соединены, но с характерной для всех оккультных и магических методов скрупулезностью, идёт на шаг вперёд. Она стремится к развитию целостного и свободного человека, просветлённого. Здесь Алхимия расходится с ортодоксальной Психологией. Её техники преследуют религиозные и духовные задачи. Почти в тех же выражениях, что и восточная философия, алхимия задаёт вопрос: «что мы должны узнать, чтобы иметь всё знание?». Эта же тема с минимальной вариативностью пропитывает природу брахманизма и буддизма, также как архаическую философию и религию в целом. Золотой Трактат утверждает, что «Все мудрости мира, о Сын, сосредоточены в моей Мудрости». Это именно то, что придаёт Алхимии особую привлекательность, которой она всегда обладала на западе, вне зависимости от степени понимания её языка в чистом свете логической мысли.

Для того чтобы лучше понять базовые постулаты алхимических аспектов, скрытых за туманными и не всегда понятными выражениями, сравним их символический язык с тем, что используется в других системах. За фундаментальную основу для сравнения мы возьмём образ Древа Жизни в том виде, в котором оно понималось иудаистскими каббалистами. Главным достоинством этой схемы является её способность передачи символов, обобщённых в процессе классификации, через единый источник. Там, где это возможно, я буду обращаться к аналитической психологии за более современным и готовым объяснением. Книга Первая будет составлена именно так. Шесть Ключей Евдокса, следующий текст, будет рассмотрен через призму определённых аспектов Магии и Животного Магнетизма, или Месмеризма. Эти два способа истолкования должны сделать третий текст, Вогана, более или менее ясным.

Так как относительно полное описание каббалистической системы может быть найдено в других моих работах, будет бессмысленно подробно останавливаться на нём. Эта диаграмма показывает десять сефирот Древа Жизни, расположенными таким образом, что семь планет астрологической системы могут быть соотнесены с ними. Помимо них, есть иная, непронумерованная сефира, называемая Даат, Знанием. Философия рассматривает её в качестве совершенно нового принципа, скрытого в сознании, раскрывающего и выражающего себя, лишь когда человек достигнет окончательного и полного самосознания. Этот принцип я не буду рассматривать, хоть и его упоминание было важным, поскольку он относится к конечному результату. Это конечная цель системы, очищенное и завершенное сознание, развитое после выполнения различных экспериментальных стадий алхимической работы. Остальные принципы, или сефирот, как они называются, я пронумеровал для удобства. Их теперь я могу описывать в обычных алхимических, психологических терминах, а также терминах других оккультных течений.

Для наших целей наиболее важны принципы под номерами от 4 до 7 включительно, будучи наиболее часто подвергаемы экзегезе. Три потенции, составляющие первый круг, относятся к тому божественному источнику человеческого бытия, которое является глубочайшим ядром Бессознательного, «Оно», «эссенцией разума, сущностно чистой». Реализация этого источника, чистой потенциальности, в сознании, и его ассимиляция в повседневное мышление человека, составляет собой конечную цель всех духовных техник. Различные способности сознания, памяти, воли и т.д., заключены во второй и третьей сферах.

Принцип под номером 4 это Руах, разум, мыслительные способности. Он относится к элементу Воздуха. Здесь можно вспомнить об архаических и исходных соответствиях – духе, пневме, руах, дыхании и т.д. Это и есть само сознание, действующее как хозяин над телом. Он также называется Тиферет, что означает красоту, гармонию и равновесие, его символом являются соединённые треугольники, указывающие на единство, а поэтому и объединение двух противоположных элементов в одном символе. Огонь – прямой треугольник, а Вода – перевёрнутый. Эта внутренняя тенденция к объединению присуща природе сознания. То есть, здесь интуитивно понимается сущность противоположностей. Эта понимание приводит к третьему и примиряющему фактору баланса и согласия. Другое часто используемое соответствие – Солнце. Как последнее является витальным центром солнечной системы, дающим тепло и жизнь всему окружающему, без которого невозможна никакая жизнь — так и в самом центре человеческого существа есть рациональный интеллектуальный принцип, без которой человек перестаёт быть человеком.

Ввиду того, что развитие этого особого типа сознания призвано отличать человека от всех остальных существ, возвышая его над всеми другими разделами природы, его также довольно часто соотносят с Золотом, наиболее совершенным и драгоценным из металлов. В алхимических текстах интеллект также является одним из Трёх Основ, чистым Меркурием, описываемым как «философский, огненный, живой, текущий, способный быть смешанным с любым другим металлом и снова отделиться от него. Он изготавливается в сокровенных чертогах жизни и там же сгущается». И опять же, обращаясь к Философскому Камню, приведём определение из Золотого Трактата Гермеса: «В пещере металлов спрятан Камень прекрасный, чудный цветом, возвышенный разум и открытое море». Последнее определение, впрочем, относится скорее к самому сознанию, представленному как искрящаяся жемчужина невероятной цены и великолепия, искупительный, спасительный камень. Оно становится таковым только после определённых алхимических операций, когда оно растворено, сгущено, кальцинировано, очищено и возгнано до состояния ново-явленного королевского сына, коронованного Духом, облаченного в королевский пурпур и вознесённого к сокровищу мира.

Пятый принцип нашей схемы – эмоциональное, чувственное и страстное пробуждение, которые дают стимул и направление жизни. В противовес доминирующему западному мышлению, оккультизм чётко разграничивает эмоции как принцип и ментальную активность – хотя и признано, что в определённых практиках обе активности значительно накладываются друг на друга. Природа этого принципа огненная, свидетельством чему являются различные выражения и фигуры речи: «огонь твоей любви», «белый жар страсти», «пожирающее пламя страсти», и «пылающие желания». В алхимии это отождествляет эмоции и чувства с принципом Серы, огненным динамичным принципом, от правильного использования и употребления которого, зависит вся работа. Работа огня – ключевая и решающая операция в алхимии – в меньшей степени и в психотерапии. В определённых психологических ситуациях пробуждение скрытой и подавленной стороны природы пациента, и соединение сознания с анимой огненной эмоциональной природы, приводят к целостности и единению, высшему синтезу бытия.

Шестой принцип означает форму. По существу, это проводящая сторона сознания. Его природа субстантивна. Одним из постулатов оккультной философии является то, что каждое состояние сознания имеет свою особую сущность. Во магической философии имеется понятие о т.н. ментальном теле, или оболочке, о разуме, облачённом в текучее тело мысли, имеющим основу в субстанции чрезвычайно разрежённой и тонкой. Будучи связанным с планетой Меркурий (но не с алхимическим принципом, называющимся идентично), которая олицетворяет интеллект и сознание сущности, его элементным соответствием является Вода. Она олицетворяет связь с текучей пластичной субстанцией, формирующей эфирное или астральное тело разума. Соответствующим алхимическим принципом является Соль, последняя из триады, представляющая инертное, тяжелое минеральное тело. Тогда как алхимическая Ртуть относится к Сознанию, а Сера – к эмоциям и чувствам, принцип Соли относится в большей степени к оболочке или средству, на котором эти принципы основываются.

После всего выше написанного, автор заглянул в книгу Джеральдин Костер Йога и Западная психология, где обнаружил следующий пассаж: «Европейцы могут с готовностью принять идею о том, что физическая вселенная есть проявление духа и материи в бесчисленных и неразрывных комбинациях, потому что он уверен в этой таинственной так называемой «жизни», которая пронизывает все вещи, но для него ошеломляюще неправдоподобным является то, что внутренние процессы эмоций, мысли и воли, владеют на своём собственном уровне подходящими формами, формами, которые вещественны для восприятия этих уровней опыта… Весь опыт состоит из духа-материи различной степени плотности и ответа сознания на этот стимул. Чувства и мысли существуют в пространстве, имеют форму, скорость движения и период продолжительности».

Это свойственно не только индийской философии и психологии, но и также лежит в основе Герметизма. Подводя итог, мы имеем ментальное тело, которое включает в себя или в котором располагаются все ментальные способности – интеллект, эмоции, воля, память и т.д., вместе с определённым содержанием пластичной, текучей и витальной субстанции. Лишь будучи очищенным и усовершенствованным, все вместе образует то, что алхимики называют Философским Камнем.

Седьмой принцип двойственен. Первая часть — сама по себе синтетическая идея. Первоначально, это концепция, включающая в себя три алхимических принципа Соли, Серы и Ртути, считающихся неделимым целым. Это целое, однако, лишь предшествует очищению искусства, одной из целей которого дифференцировать их из их гомогенной основы. Затем, когда их идеи усвоены сознанием, они могут снова быть погружены обратно в бессознательное. Этот принцип, в своём обычном виде, обладает небольшой ценностью для оператора, но без его понимания продвижение невозможно. Очищенный и ректифицированный, однако, это и есть сам Камень, пусть и носящий другое название. Но внутри него, как было сказано ранее, находятся три скрытых принципа, по причине чего он часто называется одной Ртутью, остальные принципы считаются непроявленными и имплицитными. Его другие названия Квинтэссенция, Азот, наша Вода, или Астральный Эфир. Он является квинтэссенцией четырёх элементов Земли, Воздуха, Воды и Огня. Самоочевидно, что любой отдельный принцип или целое многообразно при рассмотрении сверху – т.е. при внимательном взгляде. Многообразие есть единство, к которому рассматривается снизу. Например, стол это всего лишь простой деревянный кусок мебели для среднего человека. Для более сознательного индивида, его вещество будет восприниматься как совокупность молекул и атомов в различных пропорциях, вибрирующих с невероятной скоростью, создавая чувственное впечатление твёрдости и прочности. Другая личность, с ещё более глубоким подходом, воспримет то, что его товарищи наблюдали как стол или скопление атомов, как на самом деле духовную энергию, поляризующую себя на позитивные или негативные заряды, образующие электроны, нейтроны и протоны, которые циркулируют и двигаются в потрясающем вибрирующем темпе. Поэтому на своём уровне, Квинтэссенция это единство, синтезирующее четыре элемента низшего уровня. Будучи наблюдаемой сверху, она утрачивает свою простоту и гомогенность, обнаруживая в своих составляющих Соль, Серу и Ртуть – абстрактные философские принципы.

Восточный эквивалент Квинтэссенции это Прана или жизненная сила, поддерживающая и пронизывающая тело. Так как каббалистическое и магическое соответствие это Воздух, мы можем также привести атмосферу или кислород, служащих средством для активного жизненного принципа. В этом заключается суть йогических дыхательных упражнений. Дыхание – проводник праны, жизни, жизненности, животного магнетизма, в которых нервная энергия передаёт команды Разума телу таким же образом, как атмосфера отражает или передаёт жар Солнца. Так что, разнообразными способами регуляции дыхания, использующий эти специальные дыхательные практики развивает свою витальность. Можно считать, что подобное развитие совершенствует и расширяет границы разума, объемлющего и распознающего те духовные принципы, которые пронизывают все живые существа.

Соль, Сера и Меркурий являются принципами, синтезированными в понятии Квинтэссенции, Первоматерии. Это – первичная задача для поиска и исследования. Поскольку вода Мудрых, Остаток или Магическая Земля не являются физическими в обычном смысле этого слова, они были чрезвычайно любопытно обозначены и зашифрованы. Василий Валентин, определяя природу Первоматерии, объявляет её не сравнимой ни с одной когда-либо описанной вещью, все описания меркнут перед восхищением ею в свете истинного опыта. Сендивогий предполагает, что «наша Вода небесна, не делает руки влажными, не низменна, но почти дождевая вода». Она небесна, кстати сказать, лишь потому что она как дождь падает с небес сверху. Воган определяет её как «мир без формы, божественно одушевлённая масса обликом подобная серебру, ни чистая сила, ни совершенное действие, но хрупкая девственная субстанция, определённо плодородная Венера, сама любовь и семя Природы, смесь и блага небес и земли».

Альберт Великий заявляет, что Ртуть это «жидкий элемент, холодный и влажный, постоянное тело, маслянистый пар, и дух тела». «О, как чудесна та Вещь, содержащая в себе все вещи, которые мы ищем, к которой мы не добавляем ничего чуждого или отнимаем, только при приготовлениях удаляя избыток» в уже другом панегирике достоинствам этой Первоматерии Мудрых.

Всё выше сказанное может показать, как неясны все эти определения без должным образом освещающей системы, которая могла бы дать ясное видение сути. Остаётся добавить, что первый ясновидческий взгляд на астральную сущность похож на белое или серебряное облако, дым или пар, в состоянии сильной активности и движения. Картины, проявляющие себя на нём, медленно проявляют себя перед ментальным или внутренним видением как кинематографическая лента.

Как основную идею мы можем более или менее отождествить эту Воду Мудрых с Астральным Светом мага, а это снова с Коллективным Бессознательным современной психологии. Оно описано Юнгом в его комментарии к Тайне Золотого Цветка как психический субстрат, свойственный всем людям. «Оно обладает единым субстратом по ту сторону любых различий в сфере культуры и сознания и состоит не из осознаваемых содержаний, а из латентных предрасположенностей к известным идентичным реакциям». В другом месте он пишет, что «Коллективное Бессознательное, более того, является… чем-то вроде беспрерывного потока или, возможно, океана изображений, фигур, которые сносятся в сознание в наших снах или необычных состояниях сознания».

Теперь мы можем взглянуть на оставшуюся дуальную концепцию седьмого принципа, также рассматриваемую в нескольких аспектах. Во-первых, подобно остальным принципам, имеющим стихийные соответствия, Малкут, как называется этот принцип, относится к элементу Земли, выражающему твёрдость, неколебимость и неизменную основу или фундамент, в котором проявляются другие принципы. С другой стороны, он часто изображается как сфера действия четырёх элементов земли, воздуха, огня и воды, в то время как другим сферам даются планетарные соответствия.

Кроме того, он может рассматриваться как инстинктивная жизнь, сознание тела или мозговой разум. Он соотносится с мифологической Персефоной, животным или неискуплённой душой, находящейся в изгнании из обещанной земли, потерянной, блуждающей в дикой темноте, в непрекращающихся поисках постоянного прибежища. Само физическое тело не будет показано в этой графической системе, помимо отсылок к предполагаемому и гипотетическому подземному миру скорлуп. Эта теория предполагает, что физическое тело как таковое является иллюзией. Спешу добавить, не в том ложном смысле, что оно не имеет действительного существования, как неправильно могут понять некоторые. Но, скорее, в том, что оно не то, чем кажется. Более или менее постоянная человеческая форма это тонкое эфирное невидимое тело, идеальная форма или модель. Вокруг и через него, физические атомы, в состоянии сильнейшей активности и вибрации, собираются и играют, постоянно притягиваясь и отталкиваясь, образуя таким образом мнимый облик.

После прочтения юнговского комментария к Тайне Золотого Цветка, трудно заключить, отрицает ли он действительность гипотезы о дыхательном- или тонком-теле, хотя и подтверждает идею психических изменений, вызванных техниками, описанными в этой книге1. Если этого так, то он сознательно отбрасывает обширный слой материала, столь же доказательного и строго научного, каким только может быть материальные доказательства. Важно также упомянуть это, ввиду того, что это касается того, что Алхимики называли Первоматерией.

В первую очередь, существуют исследования и труды Барона фон Райхенбаха. Он работал с экстрасенсами, находившимися как под гипнозом, так и в нормальном состоянии сознания. Результат его исследований доказывал, что каждое человеческое существо – или, если на то пошло, каждый объект живой природы – окутывает сияние живого света, динамическая эманация. Он называл это «одическим сиянием». В наши дни это называют аурой, которая считается жизненной эманацией внутренней схемы существа, или тела мысли. Один из первопроходцев гипнотизма, Джеймс Брэйд, порицал Райхенбаха, намереваясь продемонстрировать, что все наблюдения экстрасенсов Барона обязаны исключительно гипнотическому внушению. Отношение Брэйда весьма характерно для предвзятого и одностороннего научного подхода прошлого века. К счастью, он уже изжил себя, и мы приходим к тому, чтобы принимать ту точку зрения, с которой согласуются факты, вместо того чтобы пытаться впихнуть факты в рамки существующей теории. Тот факт, что Брэйд скопировал все результаты Райхенбаха, внушая их своим загипнотизированным подопечным, несомненно, действенная форма критики. Точно так же можно было бы утверждать, что раз мессиры Маскелайн и Деван при помощи своего замысловатого аппарата и оккультных познаний способны воспроизводить некоторые явления, открытые обществами психических исследований, значит, наблюдаемые и запечатленные там феномены ложны и необоснованны. Райхенбах подходил к своим исследованиям более-менее беспристрастно. Помимо внушения идей экстрасенсам, участвующим в эксперименте, остаётся факт, что благодаря чистой случайности они обнаружили различные феномены «одизма», изучению которых Райхенбах посвятил всю оставшуюся жизнь.

За последние пару десятков лет результаты экспериментов Райхенбаха обрели безусловное подтверждение из совершенно неожиданного источника. На этот раз – от персоны, чьи традиционные позиции и честность едва ли можно подвергнуть сомнению, и кого нельзя заподозрить в психических или спиритических симпатиях. Я говорю о докторе Килнере из больницы св. Томаса. Несколько лет назад он написал книгу под названием «Человеческая атмосфера», повествующую о его экспериментальной работе с аурой. Судя по всему, он использовал некие экраны, обработанные диацинином, сквозь которые он рассматривал атмосферу, окружающую бесчисленных пациентов его больницы. На первый взгляд, можно подвергнуть сомнению то, что воспринимаемые вещи действительно имели связь с объективной реальностью и не являлись оптическим эффектом, производимым сочетанием химических веществ и пятен на экранах. С другой стороны, у этого была практическая ценность. С помощью этих манипуляций он был способен диагностировать болезнь, видеть размер и форму ауры и описывать состояние аур разных людей в различных состояниях здоровья и болезни.

Помимо этого, впрочем, есть и третье свидетельство. Я подразумеваю исследование Рише, Шренка Нотцинга, Жели, Кроуфорда и множества других, проведённое в связи с феноменами, произошедшими на спиритических сеансах, идущее совершенно вразрез с теориями спиритизма, что, я полагаю, весьма убедительно. Было обнаружено, что объекты могут быть передвигаемы на расстоянии, в жёстких условиях эксперимента, без физического контакта. Материализованные формы различных видов способны появляться в экспериментальной комнате, очевидно, будучи бессознательно исторгнуты из тела медиума. Субстанция этих форм получила специальный термин – эктоплазма. Исходя из критического изучения доступных материалов, несомненно, что эта эктоплазма – объективизированная форма пластической субстанции, которая составляет внутреннее тонкое или астральное тело, и которую алхимики называли Первоматерией. В.Д. Кроуфорд, после большого количества экспериментальной работы с медиумом, указал, что её вес и объём её бёдер уменьшался, когда эктоплазма принимала материальную форму. Во многих случаях он мог не только видеть подобные формы, но и чувствовать их и эмпирически воспринимать их структуру. Он описывает эту субстанцию как холодную, тяжёлую, влажную, либо, в зависимости от обстоятельств, твёрдую и жёсткую как металл.

Жели также описал эту субстанцию. Он отмечает, что она принимает различный вид, иногда будучи газообразной, иногда – пластичной массой, иногда пучком тонких нитей, или плёнкой с выпуклостями или гранями, и т.д. Она может быть белого, серого или чёрного цвета, очень часто она кажется светящейся, будто фосфоресцирующей. Её видимость может усиливаться или убывать, а на ощупь она может быть мягкой, эластичной, волокнистой или твёрдой. Она способна самопроизвольно перемещаться и двигается, как правило, медленно и плавно, будто ползая по пространству, хотя этим мы не хотим сказать, что она не способна двигаться с предельной быстротой. Можно сказать, что у неё есть необходимость принимать определённую форму, но необходимость эта не механической природы. Склонность к той или иной форме или образу, по всей вероятности, продиктована сознательными или случайными усилиями воображения медиума.

Это краткое описание — сухая выжимка бесчисленных экспериментов – описание субстанции, выделяющейся из тела медиума в состоянии транса, и принимающей формы тел, голов, аморфных объектов, ветвей или рычагов. Это та же субстанция, которая передвигает предметы на расстоянии и создаёт эффекты телекинеза, а также может стать достаточно твёрдой, чтобы служить помехой для инфракрасных лучей.

Я выделил эти факты в качестве доказательства, действительного независимо от других чисто эмпирических данных алхимической теории, того, что данное астральное или тонкое тело существует внутри физического тела. Древние представления говорят о том, что это промежуточная ступень между сознанием и телом, обеспечивающая целостный континуум. Кроме того, это непосредственное связующее звено ментальных и эмоциональных способностей, в полном смысле этих понятий. Наконец, это та внутренняя психическая форма, которая является субъектом алхимического делания. И это то, что, благодаря внешнему виду, в котором она предстаёт духовному взгляду или ясновидению, после совершенствования и огранки, называется Философским Камнем. Цитируя Кунрата: «Наш Король и Предводитель Воинств ступает из покоев своей стеклянной гробницы в эту земную сферу в прославленном теле, восстановленном в совершенстве, словно сияющий карбункул, сдержанный в своём великолепии, и чьи части, тончайшие и чистейшие, неразделимо слиты в одно целое в гармоническом покое единства».

1 Это было написано в Декабре 1936 г. Вопрос к этому времени стал значительно более ясным. В данный момент (Март 1938 г.) передо мной лежит новая книга Юнга Психология и Религия, где присутствует следующее утверждение: «Я всегда испытывал искушение посоветовать моим пациентам представлять психе как тонкое тело…».