Карл Густав Юнг
Анализ Сновидений
Зимний семестр
Вторая часть: январь/март 1930 г.
Лекция I от 22 января 1930 г.
Доктор Юнг: Если вы помните, на прошлом семинаре нас заинтересовали три или четыре случая экстериоризации дискуссии о символизме креста и полумесяца, случаи, когда дети рисовали картинки, прямо выражающие эту тему. Теперь у меня есть еще один пример, о котором стоит рассказать. В Берлине я встречался с пациентом, которого раньше видел только восемь или девять раз, но в тот раз я попросил ее рисовать, что она делала очень быстро и умело. На другой день она показала мне рисунок, который, по ее словам, муж раскритиковал как искусственный. Она нарисовала тот же рисунок, который показывала миссис Сойер, крест, полумесяц и великий свет, того же числа. Это особенно интересно, поскольку я мало ее наблюдал. Тем временем я получил два или три письма официального характера от ее мужа, но прямой связи тут нет.
Затем, осматривая подвалы Восточно-Азиатского отделения Берлинского музея,[1] я смог получить экземпляры цилиндрических печатей, которые крайне интересны в связи с тем же символизмом.
[Здесь доктор Юнг показал нам несколько фотографий и гипсовых оттисков рисунков, печатей, выгравированных на поверхности вавилонских цилиндров, сделанных из аметиста и нефрита. Самым поразительным был мальтийский крест с полумесяцем в одном углу и солнцем со вписанным крестом внизу. На другой выражалась идея пар противоположностей – две мужские фигуры по сторонам священного древа вавилонян. Ствол дерева имел особые деления и испускал сверху свет в форме крылатого диска солнца. Диск был разделен на четыре части в форме креста и благодаря крыльям напоминал египетский символ. Другой пример – разделенное на части дерево с амфорой на верхушке, из которой появляется крылатый диск. Еще одно похожего вида имело человеческие головы на вершине, эквивалентные крылатому солнцу.][2]
Священное дерево играло важную роль в вавилонском культе и часто появлялось на печатях. Иногда оно похоже на финиковую пальму, обычно с двумя жрецами, поклоняющимися или поливающими древо. Наша рождественская елка – точная параллель, свет нового года. Еще бытовало представление о рождении солнца из верхушки древа; Митра и Ра изображались именно таким образом. Митра иногда изображался с тремя головами, троицей, появляющейся из дерева. Это также средневековая идея, как семейное древо Адама, с корнями в спящем Адаме, царях Израиля в ветвях и Христом, венчающим макушку как последний потомок – снова светоносное древо. У меня есть рисунок, на котором пациент изобразил разделенное дерево с крылатым диском на вершине, а вокруг корней – четыре головы. Разделенный ствол – это позвоночник, или Ка, телесная душа египтян, тогда как солнечный диск между двух крыльев на вершине означает разум или дух.
По моей просьбе доктор Дэди и мистер Хендерсон сделали синопсис материала сновидений из прошлых семинаров, который будет зачитан для новых членов. Вам будет практически невозможно ухватить все детали, но для всего класса будет полезно остановиться и, если возможно, отметить все, так сказать, музыкальные движения бессознательного в этих снах, своего рода ритмическое движение. Это путь пока неведомый. Мы далеки от понимания динамики, законов движения бессознательного; это, вероятно, своего рода симфония. Мой друг разработал интересную схему из последовательности своих снов, растянувшейся на три года; он выделил мотивы и упорядочил их в систему, которую сам изобрел, отметив также степень интенсивности. Из нее можно выделить своего рода контрапункт. Некоторые мотивы становятся ведущими, а другие исчезают. Например, я отметил, что когда появлялся мотив анимы, сексуальный мотив угасал; а когда доминировал секс, удалялась анима. Из всего этого можно получить впечатление об особом музыкальном характере течения снов. У меня есть чувство, что музыка тесно связана с нашим бессознательным; возможно, это музыка будущего. Идея Шопенгауэра о движении вечных идей для нас может быть движением архетипов. Это еще предстоит узнать, пока у нас одним вопросительные знаки.
[Отчет был зачитан мистером Хендерсоном.][3]
Доктор Юнг: Полагаю, вы не вполне ухватили массу накопленного материала, который был зачитан, скорее у вас осталось некое размытое впечатление. Тем не менее, крайне важно, что вы слышали представленный поток образов. А теперь я поставлю перед вами новую задачу. Я бы хотел, чтобы вы при помощи этого отчета и более полных отчетов прошлых семинаров попытались реконструировать, неким абстрактным образом, движение бессознательного в последовательности этих снов. Я хочу что-то узнать о законах это своеобразной мелодии. Возможно, среди нас есть люди, знакомые с музыкой, которые смогут получить предчувствие; я для такой задачи немузыкален, но могу дать предложения для такого предприятия. Полагаю, вы заметили, что время от времени повторяются определенные мотивы – машина или принцип мандалы, котелок, анима и так далее. Есть принципы, мотив, распространенные повсеместно, обладающие значительной стабильностью смысла и интерпретации. И эти мотивы можно выделить: это нечто весьма конкретное, факт, вроде рукоятки рычага, за которую можно ухватиться. Само собой, есть размытые границы, к которым трудно подойти с определенностью. Иногда они очень ясные, иногда тонкие и слабые; есть много оттенков смысла. В таких случаях их можно классифицировать как сомнительные или определенные. Во всякой науке есть сомнительные факты. Но в целом можно найти некоторое число весьма определенных тем, таких как направления в пространстве, духовные символы, секс, которые не могут совсем ускользнуть из внимания. Если такие основательные темы есть, то можно сказать, что это сон перерождения или регрессивный сон и т.д., все это рабочая основа; если обладать деталями, можно, вероятно, установить правила, по которым происходит такое движение. Можно разработать метод на основе числе или рисунков, скажем, на которых все эти мотивы будут видимы. Я покажу вам метод, который использовал мой друг.
1, 2, 3 и 4 – это сны.
A, B, C и D – это мотивы.
Присутствие или отсутствие и интенсивность различных мотивов отмечены для каждого сна. При работе с пациентом есть два метода определения значимости, которую тот придает материалу. Если он много говорит о некой теме, очевидно, где находится либидо; или он может не говорить о ней вообще – его либидо там, но он этого не осознает. Другой метод – это количество ассоциаций и чувственный тон.
Вот другая возможность, схожая с приведенной выше, мы попытаемся разметить интенсивность различных мотивов. Мы можем сказать, что во сне 1 мотив C отсутствует полностью. А, проявившийся во сне 1, исчезает в других снах, как и B, но B доходит до третьего сна, а мотив A – нет. D усиливается от незаметного во сне 1 до весьма отчетливо выраженного во сне 2.
Это исследовательская работа для вас – новая земля. Всякий может найти золото. Вы можете увидеть то, чего не видел никто прежде. Возможно, вы воспользуетесь различными цветами, чтобы показать, как движутся нити, примерно как в великом видении сновидца о реке. Лучше всего следовать подсказкам бессознательного, и тогда вы чего-то добьетесь. Похоже, это вполне возможно. Те необычные полоски в его сне могут быть различными мотивами. Во его сне это были индивидуальные жизни, но, возможно, мы лишь комплексы в великом разуме, как и в нашем разуме комплексы – это индивидуальные автономные попытки. Мы думаем, что неким образом превосходны, что мы венец, но вполне вероятно, что мы лишь подобные комплексы, которые движутся туда-сюда, обсуждают всякие вещи, возможно, ссорятся, воюют, как мы это делаем, производят адский шум. Мы должны допустить такие размышления, дать раскрыться своему разуму и отбросить предрассудки – искать истину. Когда находишь истину, необходимо отбросить все, что ею считалось раньше. Почему нет? Я сам попытался создать такой шаблон, и это оказалось довольно весело, эдакая река с пятнами нефти. Но выглядит довольно эстетично, а красота и гармония всегда ближе к истине, чем безобразность.
[1] Staatliche Museum, Berlin: Vorderasiatische Abteilung. Теперь он в Восточном Берлине. Визит Юнга в Берлин нигде больше не задокументирован.
[2] Эти цилиндрические печати и другие, подобные, были опубликованы в Anton Moortgat, Vorderasiatische Rollsiegel, ein Beitrag гиг Geschichte der Steinschneidekunst (Berlin, 1940); cf. nos. 630, 535, и 667. Согласно профессору Эдит Порада, детали, приведенные здесь одним из редакторов семинара, по большей части неточны. (Из личного общения.)
[3] Этот отчет не сохранился.