07.03.2017
0

Поделиться

Заметки семинара, проведенного в Эраносе в 1943. Предисловие

Карл Густав Юнг

Солярные мифы

и Опицин де Канистрис

Заметки семинара, проведенного в Эраносе в 1943

 

Отредактировано Риккардо Бернардини,

Джан Пьеро Куаглино

и Аугусто Романо

 

 

Предисловие

 

 

В середине 2012 года, при сортировке каких-то материалов в бывшем доме Карла Густава и Эммы Юнг в Куснахте/Цюрих, мы наткнулись на ряд рукописных заметок К. Г. Юнга: шесть неозаглавленных маленьких листков на тему «солярные мифы» и малоизвестная рукопись итальянского священника позднего средневековья, Опицина де Канистриса. Они могли пройти незамеченными, если бы не Риккардо Бернардини, Джан Пьеро Куаглино и Аугусто Романо. В то время Бернардини и его коллеги как раз собирались подготовить издание стенографических заметок Ривки Шерф Клюгера из ранее неопубликованных лекций Эранос Юнга 1943 года на тему солнечные мифы и Опицин де Канистрис. Это совпадение позволило нам правильно определить подлинные заметки Юнга и продолжить идентифицировать стенограммы заметок Шерф Клюгера, депонированных в Собрании документов К. Г. Юнга в университетских архивах Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

Исходные заметки Юнга — впервые воспроизводятся в этой книге — на самом деле состоят из двух комплектов: три страницы, которые выглядят ранними, зачеркнутый набросок, и шесть страниц, которые, должно быть, служили в качестве ключевых слов для лекции Юнга. Хотя в архивах сохранилось мало записей о происхождении и контексте той лекции,  исследование Бернардини в архивах Эранос, представленное во Введении к этой книге, проясняет, что в начале Юнг не планировала выступать на встрече в Эранос 1943 года. Он согласился только на короткое сообщение к импровизированному выступлению за рамками обычной программы в конце встречи. Обнаруженные оригинальные заметки подтверждают достаточно спонтанный характер его выступления. Представляется вполне вероятным, что он просто набросал их в ходе встречи. Еще раз, ему, должно быть, заранее пришла в голову идея рассказать о «Кодексе» Опицина де Канистриса, так как у него были некоторые фантасмагорические картографические наброски из него (прим. пер. — «Кодекса») на показе во время лекции. Он был явно очарован богатым психологическим материалом, представленным в рукописи Опицина. В начале 1930-х годов Юнг был крайне заинтересован в изучении восточных религий и философии, во второй половине десятилетия он обратился к вопросу психологической интерпретации алхимической литературы, но где-то в течение этого периода рукопись Опицина, отредактированная Ричардом Саломоном в 1936 году, должна была стать ему известна. Вполне вероятно, что в относительной изоляции Швейцарии в годы Второй Мировой Войны Юнг наконец-то нашел время для более внимательного изучения «Кодекса» Опицина, и теперь жаждал поделиться этим поразительным материалом со своей аудиторией в Эраносе — независимо от общей темы собрания. Не потребуется много воображения, чтобы понять, почему Юнг должен был быть заинтригован рукописью Опицина, которая в настоящее время повсеместно признается первым задокументированным случаем парафрении в истории психиатрии.

До этого мы могли лишь догадываться, почему лекция Юнга 1943 года об Опицине де Канистрисе не была опубликована при его жизни. Бернардини и его коллеги своим исследованием установили, что сам Юнг не желал, чтобы они были включены в «Ежегодник Эраноса» 1943 года. Благодаря своей предусмотрительности, он не хотел оттолкнуть Католическую Церковь, касательно некоторых вопросов, о которых он говорил. Около двадцати лет спустя, редакторы «Собрания сочинений» (СС) после смерти Юнга также отказались от публикации. Заметки Шерф Клюгера в начале 1960-х годов  рассматривались для включения в заключительную книгу «Собрания сочинений» (номер 18), но когда «окончательное расположение свободного материала»[1] было установлено редакционной комиссией в 1964 году, «стенограмма Опицина де Канистриса (1943)» числилась, как не включенный элемент. Отчасти это решение было основано на том факте, что лекция Опицина не удовлетворяла главному условию, что только тексты, написанные самим Юнгом, должны быть включены в «Собрание сочинений». Но редакционная переписка также дает еще одну подсказку:

Заключительная Лекции в Эранос 1943. Описание Аниэлы Яффе — это как лекция по «Пророчеству Опицина де Канистриса» является несколько ошибочной, поскольку только последние 7 из этих 26 страниц связаны с ним. В этот момент Юнг проиллюстрировал свой доклад изображениями, взятыми из Кодекса Palatinus Latinus 1993 Ватикана, которые, очевидно, воспроизведены в книге [Ричарда] Саломона, который работал с этим «Кодексом». Эти изображения должны были быть включены, если бы доклад был принят в «Собрание сочинений». Первые 18 страниц особенно затрагивали примитивные культы Солнца — тема Эраноса 1943…Это выступление, кажется, был проведено экспромтом, и чтение было, как будто добросовестно записано в стенографии.-[2]

Тот факт, что нет никакой очевидной связи между двумя основными предметами доклада, кажется, был одним из главных причин, почему доклад Юнга 1943 не был опубликован в рамках его «Собрания сочинений», вместе с техническим вопросом о том, как включить иллюстрации из «Кодекса» Опицина. Поэтому содержание выступления Юнга, оставалось до сих пор практически незамеченным.

Это тем более приятно, что редакторы этой книги взяли на себя инициативу установить полную историческую основу создания этого выступления, и представляют в этой книге разнообразное множество записок и сообщений, сохраненных лекций, вместе с оригинальными заметками Юнга и иллюстрациями из рукописи Опицина. От имени Фонда Работ К. Г. Юнга, я хотел бы поздравить их с достижением и поблагодарить за их усилия в окончательном доведении полноценных записей этого текста до публикации.

 

Томас Фишер

 

Фонд Работ К. Г. Юнга

Вступление

 

 

В августе 1947 года в Эраносе Карл Густав Юнг подписал редакционное соглашение для первого проекта сборника его записей, «Собрание Сочинений».[3] Собрание означает, как известно, что впервые работы Юнга были методично классифицированы на английском языке. Позже этот выпуск послужил основой, с некоторыми изменениями, немецкой версии (Gesammelte Werke), итальянского издания (Opere), и, в конце концов, перевода на другие языки. Тем не менее, начиная с Генри Ф. Элленбергера, историки указывали насколько на самом деле далеко было «Собрание сочинений» от «полноценных работ».[4] Они сыграли решающую роль в распространении и развитии аналитической психологии. Однако в действительности они не включали все, что Юнг написал за всю жизнь. После его смерти появился на свет дополнительный материал, заслуживающий внимания, материал, который был на различных стадиях завершения, который назывался «свободный материал».[5] Этот материал стал частью «The Symbolic Life«, в XVIII томе «Собрания сочинений». Поэтому, вероятно, существует значительное число неизданных произведений Юнга, которые мы надеемся рано или поздно увидеть в печати.

Эта книга призвана внести свой вклад, добавив еще одно звено в этой важной непрерывной работе значимых изданий. Публикация семинара Юнга «Солярные мифы и Опицин де Канистрис«, который состоялся в Эраносе в 1943 году, является результатом успешного взаимодействия между Фондом Эранос и Фондом Работ К. Г. Юнга. Архивы Фонда Эранос оказали важнейшую, в данном случае, помощь по восстановлению записей семинара по запискам одного из учеников Юнга, Альвины фон Келлер, которая жила в Эраносе с 1937 до начала 1960-х годов. Кроме того, Фонд снабдил огромным количеством документов, полезных редакторам, без которых не было бы возможно полностью реконструировать исторический контекст семинара Юнга.

Издание этой книги является частью обширной программы расширения архивного и культурного наследия Фонда Эранос. Несколько публикаций уже были изданы: каталог, «Carl Gustav Jung at Eranos 1933-1952«, свидетельство фотографической выставки с одноименным названием, которая курировалась и была отредактирована Джан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо и Риккардо Бернардини в 2007 году, в ознаменование десятой годовщины Факультета психологии университета Турина[6]; книга, «Jung at Eranos. The Complex Psychology Project» (2011) Риккардо Бернардини, первая работа, основанная на систематическом изучении документации Архивов Эранос[7]; и важное издание переписки между Карлом Густавом Юнгом и Генри Корбином, опубликованное в 2013 году[8].- Три выдающихся важнейших издания среди тех, которые в настоящее время подготовлены: «Analytic Diaries» Эммы фон Пелет, «Pictures of the Unconscious» Альвины фон Келлер, и «Visions» Ольги Фрёбе — Каптейн. Дальнейшие исследования были опубликованы в престижных международных журналах, таких как «The Journal of Analytical Psychology» и, в первую очередь, «SpringA Journal of Archetype and Culture«, с которым Фонд Эранос долго и плодотворно работал.

Помимо мероприятий, организованных Фондом, области Аскона и Моша проводят другие мероприятия. Как известно, дома Фонда в течение десятилетий были привилегированными местами для собраний, мероприятий, и специализированных семинаров. Они также предоставляют возможности для ученых-резидентов для учебы и исследований. Лекторий Эранос, построенный в 1928 году, все еще хранит свое очарование. Историческая библиотека виллы Каса Габриэлла хранит широкий ряд книг по психологии, истории религий, философии, востоковедению, литературе и истории искусств. Сейчас важна непрерывная программа по сохранению и расширению архивного и библиотечного наследия Фонда. Для того, чтобы это наследие могло иметь достаточно пространства, Фонд обязуется в ближайшие годы построить новое, хорошо оборудованное и освещенное здание рядом с виллой Каса Габриэлла, которое примет ученых и исследователей, заинтересованных в архивных и библиотечных ресурсах, чему эта книга является драгоценным свидетельством. Мы охотно вверяем ее наши читателям с удовлетворением и гордостью.

 

Фабио Мерлини

Фонд Эранос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарности

 

 

Это издание семинара в Эраносе «Солярные мифы и Опицин де Канистрис» Карла Густава Юнга стало возможным опубликовать благодаря надежной поддержке ряда институтов и щедрого вклада нескольких людей, которым редакторы хотели бы выразить свою благодарность. Эта книга, несомненно, является результатом многочисленных исследований, которые предшествовали данной публикации.[9]

Двадцатишестистраничные машинописные заметки Рифки Шерф Клюгера, «Opicinus de Canistris SchluEvortrag Eranos Ascona 1943«, хранившиеся в Высшей Технической Школе Цюриха (Университетские Архивы, Цюрих), впервые были опубликованы на английском языке в 2013 году.[10] Это издание заметок Ривки Шерф Клюгера стало возможно благодаря любезному разрешению Фонда Работ К. Г. Юнга, в котором редакторы хотели бы выразить свою благодарность за то, что им было позволено рассмотреть эти материалы в Цюрихе и опубликовать их. Номи Клюгер-Нэш любезно поддержала публикацию заметок ее мачехи. Она также внесла существенный вклад в их перевод и правку, а также написание биографической части, здесь названа, «Ривка Шерф Клюгер (1907-1987). Жизнь, Поддерживаемая Энергией Духа и Редкой Глубиной Души». Ассоциация исследований в аналитической психологии (ARPA, Турин) щедро финансировала перевод на английский язык заметок Ривки Шерф Клюгер. Итальянский перевод этих заметок был профинансирован Департаментом психологии университета Турина.

Девятистраничные машинописные заметки Альвины фон Келлер, «Notizen zu Jungs Seminaram 12. und 14. August 1943 aufder Terrasse der Casa Gabriella im Anschluss an die Eranos-Tagung vom 4. bis 11. August 1943 gehalten«, принадлежащие Архивам Фонда Эранос (где они были вновь обнаружены в 2006 году), впервые были опубликованы в Италии в 2007 году.[11] Редакторы хотели бы поблагодарить Фонд Эранос, Фонд Работ К. Г. Юнга и наследников миссис Альвины фон Келлер, в частности, Шанти Паппу, за выдачу разрешения на исследование, перевод и публикацию заметок Альвины фон Келлер. Институт Варбурга (Лондон) предоставил разрешение на ознакомление и публикацию некоторых отрывков из переписки между К. Г. Юнгом и Фрицем Сакслом, который способствовал восстановлению интереса Юнга к кодексу Опицинуса.

Шестистраничные рукописные заметки Карла Густава Юнга, недавно найденные на чердаке его бывшего дома в Куснахте, представлены здесь впервые. Публикация этого документа стала возможной благодаря любезному разрешению Фонда Работ К. Г. Юнга и финансовой поддержке Ассоциации исследований в аналитической  психологии (ARPA). Фонд Эранос предоставил разрешение на публикацию дальнейших архивных и фотоматериалов, принадлежащих его собственным архивам, что позволило более подробно восстановить контекст данного семинара. Fellow Traveller Foundation (Лугано) также внес значительный вклад в данную публикацию, особенно в поддержке англоязычной версии, как это сделали Stable Foundationи анонимный спонсор.

Редакторы хотели бы поблагодарить лично, за сотрудничество, поддержку и одобрение на всех этапах этого издательского проекта: Ульриха Хоэрни и Томаса Фишера (Фонд Работ К. Г. Юнга, Цюрих), Фабио Мерлини, Джанни Априле, Клаудио У. Мецгера, Луку Писсоглио, Сандро Рускони, и Гизелу Бинда (Фонд Эранос, Аскона), Ферруччо Винья (Ассоциации исследований в аналитической  психологии, Турин), Антонио Панаино, Марко Франзини и Клаудио Раитери (Fellow Traveller Foundation, Лугано), Джулиано Карло Джеминиани (Департаментом психологии университета Турина), Петера Фрица и Аннкэтрин Уоллерт (Paul & Peter Fritz ag, Literary Agency, Цюрих), Прамилу Беннетт и Уоррена Колмана (Журнал аналитической психологии, Лондон), Ивонн Фогели (Швейцарская высшая техническая школа, Цюрих), Нэнси Кейтер (SpringA Journal of Archetype and Culture, Новый Орлеан), Энрико Моретти и Карлу Строппа (Moretti&Vitali, Бергамо), Илария Анджели (FrancoAngeli Editore, Милан), Стивена Айзенстата и Марена Тондер Хансена (Pacifica Graduate Institute, Санта-Барбара), Бернардо Нанте (Fundacion Vocacion Humana, Буэнос-Айрес), Пола Тейлора и Клаудию Уедепол (Институт Варбурга, Лондон), Химену де Ангуло — Роелли, Алехандро Аццано и Долорес Ботлинг де Аццано, Марину Бариоглио, Джорджио Бландино, Людовику Бландино, Елену Болдрини, Джанфранко Бонола, Клаудио Бонвеччио, Джан Луку д`Эррико, Франциску Феллерер, Маурицио Гассо, Ханса Томаса Хакла, Роберта Имхоффа, Номи Клюгер-Нэш, Романо Мадера, Грация Марчиано, Винсента Марчиано, Марго МакЛин-Хиллман, Паоло Моттана, Надю Нери, Шанти Паппу, Клаудию Пиккардо, Шантена Аугусто Саббадини, Амелию Валтолина, Антонио Витоло, Иду Регину Зокколи Франчесини, Луиджи Зойа, и за его доверие к этому проекту, Роберту Хиншоу (Даймон Верлаг).

 

Риккардо Бернардини, Джан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо

 

 



[1] Университетские архивы, Библиотека, Цюрих: Hs 1055:944, «Собрание сочинений» К.Г. Юнга: Окончательное Расположение Свободного Материала (д-р Фордхам и д-р Адлер совместно с У. МакГуайром. Правила утверждены сэром Гербертом Ридом), 7 июня, 1964.

[2] Фонд Работ К. Г. Юнга: Письмо Р.Ф.К. Халла издателям / У. МакГуайр, 29 сентября, 1961.

[3] Уильям МакГуайр, Боллинген, «An Adventure in Collecting the Post», Princeton, NJ: Princeton University Press, 1982), стр. 123; Ульрих Хоэрни, «The Foundation of the Works of C.G. Jung», Spring 86 (2011): 184.

[4] Генри Ф. Элленбергер, «The Discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic Psychiatry» (New York: Basic Books, Inc., 1970), стр. x; 737; Сону Шамдасани, «Jung and the Making of Modern Psychology. The Dream of a Science» (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), стр. 22 ff.; Сону Шамдасани, «Jung Stripped Bare by His Biographers, Even» (London: Karnac, 2005) стр. 47 ff; Хоэрни, «The Foundation of the Works of C.G. Jung», стр. 184; Томас Фишер, «The alchemical rare book collection of C.G. Jung», International Journal of Jungian Studies 3 (2, 2011): 169; и Риккардо Бернардини, «Prospettive di ricerca storica in psicologia analitica», Tempo d’analisi. Paradigmi junghiani comparati 1 (0, 2012): 151-75.

[5] Шамдасани, «Jung Stripped Bare by His Biographers, Even«, стр. 53.

[6] Джиан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо и Риккардо Бернардини (Eds.), «Carl Gustav Jung a Eranos 1933-1952« (Turin: Antigone, 2007).

[7] Риккардо Бернардини, «Jung a Eranos. II progetto della psicologia complessa» (Milan: Franco Angeli, 2011).

[8] Риккардо Бернардини, «La corrispondenza Carl Gustav Jung-Henry Corbin», Hisloria religionum 5 (2013): 93-108.

[9]В частности, здесь появляются отрывки из следующих сочинений: Джан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо и Риккардо Бернардини, «Un seminario ritrovato di Jung su Opicino de Canistris«, в Дж. П. Куаглино, А. Романо, Р. Бернардини (ред.), «Карл Густав Юнг в Эранос 1933-1952″ (Турин: Антигона, 2007), стр. 161-97; Риккардо Бернардини, «Una lettura junghiana dell’amore nell’arte di Opicino de Canistris», Psicologi a confronto 3 (2 2009,): 24-42; Джан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо и Риккардо Бернардини, «Опицинус де Канистрис: некоторые заметки из неопубликованного семинара Эранос Юнга по средневековому «Кодексу» Palatmus Latinus 1993″, Журнал аналитической психологии 55 (3, 2010): 398-422; Джан Пьеро Куаглино и Аугусто Романо, «Nel giardino di Jung» (Milan: Raffaello Cortina, 2010), с. 106-10; Риккардо Бернардини, «Jung a Eranos. Il progetto della psicologia complessa» (Милан: FrancoAngeli, 2011), с. 214-17; Джан Пьеро Куаглино, Аугусто Романо, и Риккардо Бернардини, «A visit paid to Jung by Alwine von Keller«, Журнал аналитической психологии 56 (2, 2011): 232-254; Риккардо Бернардини, «Hillman a Eranos», «Анима» (2012): 47-93; Риккардо Бернардини, «Amor carnalis, amor spiritualis. Notes on Jung’s Treatment of Love from an Eranos Seminar on Opicinus de Canistris«, Ежегодник Эраноса 70 (2009-2010-2011): 339-71; Риккардо Бернардини, «Prospettive di ricerca storica in psicologia analitica», Tempo d’analisi. Paradlgmi junghiani comparatl 1 (0, 2012): 151-75; Риккардо Бернардини, Джан Пьеро Куаглино, и Аугусто Романо, «Предисловие к Опицин де Канистрис: Заключительные лекции К. Г. Юнга, Эранос, Аскона, 1943, и Последующие исследования семинара Юнга в Эраносе об Опицине де Канистрисе», Журнал аналитической психологии 58 (2, 2013): 162; Риккардо Бернардини, Джан Пьеро Куаглино, и Аугусто Романо «Последующие исследования семинара Юнга в Эраносе об Опицине де Канистрисе», Журнал аналитической психологии 58 (2, 2013): 184-99. Редакция хотела бы отметить журналы и издательства за выдачу разрешения опубликовать здесь некоторые выдержки из вышеуказанных сочинений.

[10] Карл Густав Юнг, «Опицин де Канистрис: Заключительная лекции К. Г. Юнга, Эранос, Аскона, 1943. Заметки [вероятно] сделаны Ривкой Шерф Клюгер, Журнал аналитической психологии 58 (2, 2013): 163-83.

[11]Альвина фон Келлер, «Appunti sul seminario tenuto da Jung il 12 e il 14 agosto 1943», в Куаглино, Романо и Бернардини, «Карл Густав Юнг» (1 Эранос 1933-1952), стр. 180-94; отрывки из тех заметок также появляются, переведены на английский, в Куаглино, Романо и Бернардини, «Опицин де Канистрис».