08.02.2019
0

Поделиться

Зимний семестр 1934/35 года Лекции 8-12

Карл Юнг

Аналитическая психология Зимний семестр 1934/35 года

Лекции 8-12

Л Е К Ц И Я   V I I I

14 декабря 1934 года

            В конце прошлой лекции мы с вами кратко поговорили об Эпосе о Гильгамеше. Это очень интересная параллель с нашим сновидением, она проясняет его смысл. Сновидец достиг вершины в жизни, и на данный момент он не может пойти дальше без катастрофы. Его невроз является своего рода изнеможением с симптомами горной болезни.

            Приведу вам еще два примера на ту же тему, и будут они про Архелая и Навуходоносора. Архелай – царь иудейский – царствовал десять лет и отличался сильной строгостью и даже жестокостью, но был он весьма удачлив. Как-то ему приснилось, что десять волов объедало десять колосьев пшеницы. Архелай был очень встревожен этим сном и послал за неким ессеем Симоном, который мог истолковать увиденное. Ессеи были сектой людей, живших в монастыре у Мертвого моря, они практиковали своего рода психическое лечение или терапию, верили в значение снов. Они были весьма смелыми и могли говорить правду даже царю. Симон объяснил Архелаю, что десяток лет тот жил в могуществе и роскоши, но десять поедающих колосья волов означают, что его плоды теперь будут уничтожены. Это пророчество быстро исполнилось, потому что буквально через несколько дней он был свергнут и закончил свою жизнь в изгнании. Жене Архелая Глафире в то же самое время снился похожий сон. Она была близкой родственницей мужа, в те дни инцест считался очень изысканным; фараоны настолько потворствовали инцестам, что фактически женились на своих сестрах, и едва не женились на самих себе! Идея заключалась в том, чтобы сохранить ману внутри семьи. Первым мужем Глафиры был Александр, брат Архелая, он был убит. Александр явился Глафире во сне и сказал, что заберет ее обратно в свой дом. Она правильно уловила смысл сна и, осознав, что ей суждено умереть, покончила с собой. В античные времена увидеть во сне смерть кого-то означало именно смерть, поэтому она поступила соответствующим образом.

            Еще один яркий пример по той же теме, пришедший к нам из древности – это Навуходоносор, царь иудейский. Он достиг вершины своей великой силы, и ему приснился сон: он увидел великое древо, его верхушка пронзала небеса, а ветви его стелились по всей земле. Древо плодоносило, укрывало зверей от тени и было убежищем для всех птиц. Небесный посланник велел Навуходоносору срубить древо, изгнать из него птиц и зверей, но оставить в земле пень. Человеческое сердце должно было быть отнято у царя, а вместо него ему полагалось сердце зверя. Даниил[1] истолковал сон и сказал Навуходоносору, что тот достиг своего пика, а сейчас он должен обернуться назад и проявить милосердие к смиренным, если он хочет предотвратить ужасное падение и катастрофу, которые были предсказаны. Он не послушал и продолжал вести себя, как и прежде, еще целый год, но однажды, когда царь стоял на крыше своего дворца, наслаждаясь построенным им Вавилоном, голос повторил ему концовку того сновидения. В эту секунду с ним произошла пугающая трансформация, он впал в безумие и начал пожирать траву, словно зверь. То есть он превратился в Энкиду, точнее, он даже стал монстром наподобие Хумбабы. Боги решили его судьбу, как и в случае с Гильгамешем. Он сам не срубит древо, поэтому небесный посланник сделал это за него. Небесный посланник не появляется в сновидениях, которые мы рассматриваем, потому что мы изменили нашу манеру изречения, хотя такие фигуры даже сегодня являются в некоторых снах. Мы видим, что наш сон – не исключение, а лейтмотив, повторяющийся снова и снова в мировой истории.

            Вернемся теперь к методам, которые нам следует использовать, чтобы понять наше сновидение. Прежде всего необходимо знать контекст, откуда проистекает сон, прояснить психологическую обстановку, нам нужно обогатить сон ассоциациями, и тогда мы сможем применить собственный рассудок и суждения. Вещи, происходящие во снах, часто кажутся настолько банальными или гротескными, что действительно весьма сложно бывает разглядеть взаимосвязи между ними. Воображение пациента часто оказывается неспособным что-то прояснить, и нам следует помогать установить контекст с помощью вопросов. Нам нужно разместить сновидение таким образом, чтобы можно было увидеть его в жизни человека, мы должны увидеть его значение в психике. Сон приходит в фрагментированном виде, словно телеграмма, и зачастую нам не удается понять его из-за отсутствия контекста. Смысл часто раскрывается, стоит лишь увидеть, куда и как вписывается сон.

            Это метод амплификации, и мы можем рассмотреть его относительно теории Фрейда. Для него сновидение – это фасад подавленного, репрессированного материала, репрессированное желание, появляющееся в измененной форме, поэтому его метод – это «reductio in primam figuram»[2]. Если принять, что сон – это сложная структура, то, согласно Фрейду, его следует сократить до примитива, простого предложения, чтобы понять истину; он рассматривает сон как некое приспособление, призванное скрыть желание по отношению к матери. Логично, что должен существовать и обратный процесс: должна быть возможность прийти к сложной структуре, начиная путь от простого желания, но следующий пример покажет, что такие методы могут привести к полнейшей бессмыслице, поскольку вы можете сократить относительно истинное предложение до такой степени, что оно превратится в нонсенс, и наоборот:

1) Никакое неразумное существо не является свободным, следовательно,

2) Никакое свободное существо не является неразумным, и далее,

3) Все люди свободны, а значит,

4) Никто из людей не является неразумным,

и это последнее предложение – чистой воды нонсенс.

Мы встаем на весьма опасную тропинку, когда начинаем использовать обобщения, такие как сведение всех сновидений к желанию вернуться к матери. Можно сократить еще одно простое разумное предложение до степени бессмыслицы, как еще один пример:

1) Желания инцеста бессознательны, поэтому

2) Бессознательное желает инцеста, и далее,

3) Все люди бессознательны, следовательно

4) Все люди желают инцеста.

Гораздо мудрее остерегаться обобщений и позволить сновидению функционировать в его чистой форме. Поговорим же пока о методе.

Эта моя последняя лекция перед Рождеством, сейчас самый конец года, но, тем не менее, мы начнем изучать новую серию сновидений. К сожалению, у меня больше нет снов того же самого пациента; конечно, всегда лучше иметь серию, чтобы можно было проверить, верны ли наши выводы, поэтому я принес вам серию, где мы можем наблюдать за темами, которые периодически повторяются, и контролировать наши предположения. Один отдельно взятый сон не убедителен, один сон вытекает из другого, они – образы, приходящие из внутреннего источника, никогда не прекращающийся поток, выходящий на поверхность, стоит только нашему сознанию расслабиться. Они – образы, то есть, это когда они затрагивают сознательное, но у нас нет средств узнать, какова их форма в чистом бессознательном. Сны повторяются, лейтмотивы появляются вновь и вновь, иногда довольно регулярно, показывая непрерывность бессознательных процессов.

Нашим новым сновидцем станет умный розовощекий молодой человек с довольно девичьей внешностью. Он ничего не знал о черной магии анализа и пришел ко мне из-за своей гомосексуальности, ставшей проблематичной. Он уже проходил лечение у другого доктора, который по-отцовски относился к нему и дал множество советов. Однако, он не рассказывал юноше о бессознательном. Молодой человек сам проявил интерес к своим снам и записал их прежде, чем пришел ко мне. Люди с проблемами часто поступают так, подчиняясь первобытному инстинкту, задолго до того, как приходят на анализ.

            Сон №1. Я был в автомобильном путешествии с очень красивым шофером-гомосексуалистом. Нам повстречалось стадо коров, пришлось выйти из машины, чтобы отогнать его. Затем появился бык, он вонзил свои рога в мой свитер и подбросил меня в воздух. Я с ужасом грохнулся на землю и проснулся. Это был кошмарный сон.

            Контекст (ассоциации). Автопутешествие. Молодой человек недавно был в автотуре по Тиролю, они взяли с собой шофера. Как-то раз они вынуждены были остановиться из-за поломки, и действительно пришло стадо коров, на которое компания смотрела с интересом. Коровы – это женский принцип, а бык – мужской. Он ассоциировал рога быка с мужским органом, с половым актом. Свитер он связывал с теплым укрытием (по правде говоря, он был «тепло упакован» семейным очагом и выглядел как персик, заботливо укутанный в вату!). Падение он связал с событием из детства, когда он упал на берегу ручья, что вызвало у него боязнь падений, продолжавшуюся множество лет.

            Автомобили – очень частая тема в сновидениях. Я специально анализировал это: прежде чем они появились и стали обычным делом, их место занимали железные дороги, вагоны и даже кареты. Автомобиль обозначает «Я», поэтому, когда мы видим во сне автомобиль, это означает «то, как я двигаюсь сам». Сновидец разрешает гомосексуалисту везти себя, так что это, следует полагать, его главный принцип. Этот принцип приводит его, однако, к стаду коров, поэтому женское подбирается к нему в своей самой биологической форме. Так наш герой видит женский принцип, он видит его как телят и молоко. Его случай – факультативная, излечимая гомосексуальность, состоящая, на самом деле, из огромного материнского комплекса. Хотя он слабо может сопротивляться своей матери, и она, и его тети весьма важны для него. У него высокий голос, а его манера держаться очень эстетична, гетеросексуальность кажется ему невероятно грубой и жестокой, поэтому во сне она представлена быком и коровами. Любопытная вещь в этом сне заключается в том, что именно мужской принцип захватывает сновидца, как если бы он был женщиной. Его чувства – словно у дикого утенка. Он искренне восхищается спортивными героями, хорошо выглядящими тенорами и модниками, трепетно следуя по их стопам! Короче говоря, он полностью женственный, он – женщина, поэтому естественно, что мужское захватывает его, потому что именно таким ему видится секс. Он среди коров, среди женского, с проблемой, которую он не может решить, поэтому появляется бык и обращается с ним, словно с коровой. Его страх падения – это страх бессознательного, действительно напоминающий пропасть.

            Сон №2. Моя сестра поцарапала мне горло и ранила меня, я ударил ее по голове, а наши родители пришли в ужас.

            Контекст. Горло – особо чувствительное и деликатное место сновидца. Его сестра весьма жестока, и он сказал, что много натерпелся от нее, при этом добавил: «Возможно, моя сестра – это я сам? Кажется, я ощутил удар на своей собственной голове». Его сестра – чрезвычайно «мужская», это обычно дело для семей, где мальчик содержится словно в мягком ватном коконе. Там, где брат гомосексуален, сестра обычно очень капризна и мужественна, однако здесь может внезапно произойти переход в противоположное состояние – в истеричную ультраженственную девушку. Можно быть уверенным в том, что каждая истеричная женщина в тот или иной момент прошла через мужскую фазу. Сновидец уверяет, что почувствовал удар собственной головой, поэтому он обнаружил себя в роли женщины, и это его уязвимое место. Родители пришли в ужас, потому что это означает, что он, если хочет стать мужчиной, должен покинуть дом, ведь иначе мать не позволит ему взрослеть. Матери словно покрыты невидимыми маленькими крючками, с помощью которых могут удерживать своих детей в гнездышке, они любят вскармливать таких домашних любимцев, охраняя их молодость и зависимость, чтобы люди могли сказать: «Какая молодая мама».

Л Е К Ц И Я   I X

11 января 1935 года

            Я вернусь ко второму сновидению молодого человека, которое мы обсуждали перед тем, как сделать перерыв на рождественские каникулы.

            Мы видели, что сновидец отождествляет себя со своей сестрой, олицетворяющей его женственность, поэтому рана в его горле была нанесена самому себе. Это случай кастрационного комплекса, когда молодой человек понимает, что он не «мужской», а «женский». Это очень серьезное состояние, распространенное по всему миру. Величайшее несчастье, которое только может приключиться с примитивным мужчиной – это превращение его в женщину. Когда сновидец ударяет свою сестру по голове, он бьет себя, заставляя себя что-то осознать. Действительно, когда нам вдруг становится ясна некая истина, мы чувствуем себя так, будто получили удар. Родители, несомненно, шокированы этой сценой насилия, поскольку их сын отказался от своей женственности, с которой были связаны все его аффекты, он стал человеком, способным применить силу. Будь они здравомыслящими родителями, они не были бы рады держать дома сына-гомосексуалиста.

            Видно, что этот сон позитивен, он показывает, где именно можно найти зацепку для исцеления, фактически он инсценирует конфликт, показывая сновидцу его женственность, чтобы он мог освободиться. Он знаменует переход от абсолютно детского состояния к нормальной зрелости. На самом деле это медленный процесс: сновидец не может разом взять и отбросить свою гомосексуальность и устремиться по направлению к браку, это будет лишь частичным излечением, потому что это будет брак на непригодной основе. Его лучшее чувство было отождествлено с матерью, и он, вероятно, будет искать женщину, которая сможет играть роль матери: безвредная, в общем, ситуация, но лишь до той поры, пока жена сможет эту роль выдерживать. С другой стороны, он может жениться на полной противоположности своей матери, низшей женщине, кокотке[3]. Результатом может стать катастрофа, поскольку она может передать своим детям венерические заболевания. Все осложняется тем, что о таких болезнях не говорят открыто, люди предпочитают упоминать лишь «респектабельные болезни». Молодые люди, состоящие, как и наш сновидец, с родителями в инфантильных отношениях, страдают от слабого телосложения, их развитие прекращается, они очень поздно достигают зрелости, по этой причине к сорока годам им порой на самом деле лишь восемнадцать. Мне приходят на ум некоторые люди на высоких должностях (имена упоминать не буду), люди с высоким интеллектуальным статусом, чья чувствительная сторона не достигла зрелости. В случаях такой факультативной гомосексуальности затрагивается вся психическая сторона. Такие люди пытаются выглядеть мужественно, отращивают бороды, но обычно остаются холостяками.

Сон №3. Я перенес операцию по поводу аппендицита. После нее я сижу на алтаре готической церкви и омываюсь одеколоном (здесь возникает своего рода проскок, и сон продолжается нелогично). Я хочу отыскать профессора S.D., который, по всей видимости, также является и доктором S. Первая попытка заканчивается неудачей. Во второй раз, когда я отправился к нему, я решил пройти через ювелирную лавку, где встречаю свою мать и любуюсь драгоценностями.

            Контекст. Операция по поводу аппендицита напоминает ранение руки, нанесенное ему в детстве сестрой, которая старше его. Аппендицит – опасное заболевание, аппендикс необходимо вырезать, что наводит на мысль об ампутации пениса (я хотел бы здесь упомянуть, что не несу ответственности за используемый сновидениями язык, он является символическим и не стесняется отражать реальность). Сновидцу напоминают о друге, который в детстве мочился в постель, а медсестра грозилась отрезать ему пенис. Сновидец стоял однажды в готической церкви и глазел на фигуру Матери с Сыном Божиим на руках. Для слишком инфантильных людей весьма обычно обладать мистическими, религиозными чувствами, им доставляет удовольствие атмосфера, в которой они могут восхищаться своими прекрасными чувствами, но на деле они всего лишь потворствуют своему аутоэротизму. Насчет омовения одеколоном сновидец сказал, что ему нравится запах, потому что его мать использовала его как средство от головной боли; кроме того, одеколон легко воспламеняется, он содержит алкоголь, спирт. Профессор S.D. – это известная фигура, однажды он оперировал сновидца, чем спас его жизнь. Доктор S. – врач-невролог, он не читает моралей своим пациентам, он выводит их из состояния депрессии с помощью своего рода целительной силы. Эта фигура, объединяющая в себе профессора и доктора, стала спасителем. Она не появлялась в более ранних снах, и в этом сне впервые сновидец сталкивается с ней как с доктором, который может загипнотизировать его сексуальность и перевести ее в нормальное состояние. Его мать носит кольца, инкрустированные красивыми камнями. В детстве ему доводилось сопровождать мать в ее походах по ювелирным лавкам, он любил наслаждаться красивыми камнями. Он задается вопросом, должен ли он вернуться в эти места с ней?

Что мы видим в этом сне? Аппендицит вновь показывает своего рода кастрацию. Мы уже видели, что сновидец отождествлялся со своей сестрой и здесь эта точка зрения подчеркивается, его мужественная сторона «отрезана». Затем мы подходим к сцене с алтарем, где он – дитя на руках матери, мланенец-Иисус, чистое Дитя Божье, мягкое и нежное, как девочка, но эта девочка отличается от настоящей девочки в семье, непослушной дочери, показывающей меньше милости по отношению к своей матери. Пока сновидец омывает себя одеколоном и остается в приятной ситуации, у его матери нет головных болей, ей не о чем беспокоиться; но это, очевидно, неправильно, ведь сидеть на коленях матери, когда тебе двадцать лет, опасно, и чтобы преломить эту ситуацию приходит доктор.

Далее следует спасительный лейтмотив драгоценных камней. Драгоценности всех видов означают ценности, прекрасные вещи, которые мы ценим и бережно храним. Драгоценности носит его мать, его ценности связаны с ней, он вложил в нее все свои чувства. Он не может вдруг сказать: «Я больше не буду гомосексуальным, я больше не принадлежу матери, я не буду ей подчиняться, я просто покину этот дом!», потому что тогда он откажется от всего своего капитала и пойдет в мир, оставив позади все свои чувственные ценности, а они не могут быть заменены интеллектуальными дарами. Если он настроится на такое развитие событий, то просто столкнется со своей низшей стороной. Напротив, сновидцу следует взять свою чувственную сторону с собой, но именно эту часть себя он оставил в матери, и это заставляет его тянуться обратно к ней. Видно, что в этом направлении нет надежды на излечение. Чтобы сновидец мог жить нормальной жизнью, сначала должна снизиться ценность матери, после чего он может завладеть ценностями, оставленными у нее, и привнести их в свою жизнь. Этот процесс влечет за собой психологическое развитие; никто не может придумать, как это изменение может произойти, оно может произойти только через жизненный опыт. Его сны должны показать ему иные чувственные ценности, другие возможности, которые станут ступеньками на пути его трансформации. Сны уже говорят ему о его фактическом состоянии в самых решительных выражениях. Он должен осознавать, что судьба может преподнести ему, бессознательное явно готово пойти другим путем, новым путем, который означает другой тип развития.

Сон №4. Я гуляю с двумя друзьями по клубу. Один из них, студент-медик, говорит, что поставил госпоже L. инъекцию морфина в бедро, он состриг ей волосы в нижней части тела, и она была очень зла. Второй друг находится в гребной шлюпке по другую сторону улицы, он произносит: «Если я брошу сейчас, вот уж будет эхо» и кидает в него банан, который взрывается.

Контекст. Двое приятелей по клубу – приличные парни, противоположности его гомосексуальным друзьям, он гулял с ними в лесу и в зоопарке. Друг-студент рассказал ему о госпоже L., старой кокотке, которую он знавал по санаторию, где ей удалось сбить доктора с пути истинного. Она была зависима от морфина и доставала препарат через него. Сновидец счел всю эту часть сна необычной, особенно стрижку волос и морфиновую инъекцию; тем не менее он смог найти связь с сексуальными отношениями доктора и госпожи L. Гнев, показанный со стороны госпожи L., напомнил ему о злости его собственной сестры, когда он ударил ее по голове, а заодно и о его собственном страхе перед быком. Человек в шлюпке – хороший парень, сновидец связывает его с доктором, а заодно и со студентом-героем. Лодка – важный символ, как и ранее автомобиль. Он появляется чаще всего у людей, путешествующих морем, например, у британцев. Бросая банан, мужественный студент швыряет ему сексуальную функцию. Сновидец чувствует себя оскорбленным, ведь, поскольку он женственный и инфантильный, мужественная сторона поражает его неприятным образом: банан взрывается. Здесь он снова впадает в аффект, как и в прошлом сне, когда он обнаружил свою женственную сторону.

Л Е К Ц И Я   X

18 января 1935 года

            Вспомните сон и ассоциации, которыми мы закончили прошлую лекцию. Теперь мы подошли к интерпретации.

            Сновидец гуляет с двумя друзьями, его ассоциации показывают, что он гуляет с ними по лесу. Лес – это символ, встречающийся очень часто в сновидениях и мифологии. Это темное место, где можно сбиться с пути, где скрываются неизвестные опасности, это место, где «за деревьями не разглядеть леса». Примитивы боятся таких условий, поэтому у них появились магические церемонии для их преодоления. Мы представляем, что они опасаются диких зверей из чащи, но это не так, потому что им хорошо известны все тропы, а боятся они неизвестного. Когда мы впервые были в Африке, то думали, что всегда следует носить с собой оружие, но быстро поняли, что безопаснее иметь лишь палку, потому что дикие животные всегда знают, есть у вас пистолет или нет, и в какую игру вы играете. Леопарды обычно ходили с нами «пострелять», утаскивая всех куропаток прежде, чем мы успевали добраться до них. Таком образом, здесь дерево – символ темной непроходимой ситуации, где что-то может произойти, но мы не знаем, что. Говоря о последнем сновидении, мы отмечали, что последующие сны могут показать путь, с помощью которого чувство, оставленное у матери, может перейти в нормальную жизнь. Этот сон говорит о том, что это произойдет благодаря дружбе, друзья по клубу – эффективные, позитивные люди, в отличие от своих гомосексуальных приятелей. Это объясняет причину существования молодежных мужских клубов и дружеских сообществ, ту же идею можно обнаружить в примитивных церемониях инициации, когда инициируемого на время удерживают вдали от женщин. Останки таких сообществ можно обнаружить до сих пор, например, среди студентов.

            Злость старой кокотки – это его собственная злость, потому что он в шоке от того факта, что является женщиной. Мужественное настигает его в форме брошенного извне банана. Это магическое состояние, перешедшее в язык. В Швейцарии мы называем внезапную простуду «angeworfen» — брошенным в нас, немцы говорят «Hexenschuss» (люмбаго), что дословно означает «выстрел ведьмы» и говорит само за себя. Эта идея весьма примитивна, потому что примитивы верят в то, что болезни им насылают злые духи и ведьмы. Колдуны обладают ледяными снарядами, которые могут вызвать болезни или даже смерть, опасными сосульками, способными с разрушениями вернуться в том числе и к ним самим домой. Когда колдун посылает такой снаряд, он может убить свою жертву, поэтому ему нужно принять все меры предосторожности, ведь когда «отведавшая крови» сосулька вернется, она может попытаться убить и самого колдуна. Чтобы избежать этого, он устанавливает своего рода пугало, вешает свою одежду на палку, а сам укрывается в лесу. Озлобленная сосулька обманывается и врезается в одежду. Затем колдун ловит ее и растирает руками, пока она не выдохнется, и вся вредная мана не покинет ее, лишь тогда он может сложить ее обратно в свою сумку. Это самая необычная психологическая концепция. Наши проекции на других людей ведут себя как такая сосулька, они возвращаются к нам, мы не остаемся безнаказанными, создавая проекции. Этот сон имеет форму магического эффекта, наш сновидец отказывается от женской роли, поэтому мужественность переходит в наступление, но все случается неприятно. Она возвращается к нему как взрывающийся банан. Мужественность была сильно раздавлена и задушена, пока он сидел на коленях матери, и многие негодующие аффекты были подавлены, поэтому и возврат был ожидаемо столь взрывным.

            Затем случается интермедия госпожи L. с доктором, и мы видим намек на интрижку самого сновидца с доктором, под наблюдением которого он находился в то время. Эти молодые люди очень обаятельны и гибки по отношению к доктору, и, если последний не особо опытен, то легко попадается на их удочку. Всем пациентам нравится говорить о причинах своих неврозов и особенно искать козла отпущения, на которого можно возложить вину: «Если бы ко мне не относились вот так и вот так, я бы был другим». У многих пациентов развивается болезненная страсть к исследованию причинно-следственных связей и, если врач не очень осторожен, то он тоже попадает в ловушку. Этот сон предупредил пациента, показал ему, что он затащил доктора в свой собственный лабиринт, поэтому он решил оставить его и найти кого-то более эффективного.

            Пациент принес эти четыре сна с собой, он не «наспал» их вместе со мной. Я кратко повторю, что означает каждый сон. Первый показывает мужской принцип как враждебный по отношению к сновидцу, второй – что он женственный и ранен в своей женственности, а третий показывает эту рану как кастрацию, потому что он все еще находится в матери. В четвертом сне его женственность проявляется в наиболее неблагоприятном свете, бессознательное критикует его и выставляет его как своего рода проститутку на улицах и в зоопарке, а мужское приходит снаружи. Эти сны сильно тревожили сновидца, в сознании он все еще был «маменькин сынок», но бессознательное совсем не против показать его таким, какой он есть на самом деле. Волшебное явление мужественного в последнем сне, хоть и неприятное по форме, является событием позитивным. Бессознательные вещи должны приходит к нам извне, мы сначала видим их в других людях, и либо нам их бросают, либо мы должны выйти и «взять» их. Первоначально вся жизнь протекала вне человека, она проходила в лесах или во всех видах неодушевленных предметов. Примитив говорит о своем каноэ и о других вещах как о живых, а о вашем каноэ – как о мертвом, потому что часть его собственной жизни проецируется в эти вещи. Сейчас мы рождаемся в относительно мертвом мире, но именно поэтому из него нужно извлечь настолько много жизни, прежде чем мы сможем интегрировать все части нашей психики. Сейчас мы знаем, что деревья и животные не говорят, но примитив знает, что они это делают, и что есть животные-доктора, и что существуют оборотни. Он знает это ровно так же, как знает, что существуют знахари; последние обычно очень умные люди, к которым следует относиться весьма серьезно. Если бы вы сказали примитивному человеку, что не хотите заходить за определенный угол из-за зловредного призрака, который там живет, то для него это было бы столь же понятно, как если сказать, что там находится злая собака. Швейцарский крестьянин скажет вам, что не верит в призраки и ведьм, но если вы понаблюдаете за ним, то удивитесь, насколько его действия противоречат его же словам.

            Сон дает нам безукоризненную информацию о состоянии пациента, как если бы некое природное существо ставило ему диагноз или, взявшись за его ухо, рассказывало ему о том, что он делает. Сон – это высшая реализация того, кем мы являемся, мы увидим это еще яснее в последующих сновидениях. Сейчас мы подошли к сновидению, которое он увидел ночью после своей первой консультации со мной.

Сон №5. Я на концерте, на органе исполняется музыка Вагнера. Мистер Такой-то и Такой-то поет на приподнятой платформе, а я насмехаюсь над ним из-за слов «Моя возлюбленная», которые повторяются вновь и вновь. Виолончель моего старшего брата стоит в открытом футляре. Виолончелист в восторге от виолончели, но замечает, что струны не натянуты. Он достает инструмент из футляра и с энтузиазмом его настраивает. Замет виолончелист превращается в моего старшего брата, впрыскивающего бензин в виолончель с помощью длинного инструмента. Вырывается пламя, но это на самом деле не опасно, поэтому мой брат проделывает этот процесс несколько раз, чтобы напугать двух старушек, сидящих сзади. Они – моя мама и миссис Б., одетые в черное. Происходит взрыв, пылающие фрагменты кружатся в воздухе, а из рождественской елки появляется серебряный шар. Моя сестра говорит, что в этом году она нарядила елку лишь снежками.

Контекст. Недавно сновидец ходил на церковный концерт со своей тетей. Он сказал, что просто пассивно «отсидел» весь концерт: это было именно то, как он себя вел при анализе. Он хотел бы выучиться играть на органе, но считает это слишком сложным, поэтому вместо этого пожелал пианолу! Он не испытывает восторга от музыки Вагнера, считая ее слишком эротичной, и предпочитает Баха. Мистер Такой-то и Такой-то все еще маменькин сынок, дилетант без профессии. Его первая жена была сожжена в метиловом спирте (мистер Такой-то и Такой-то – сновидец, так как последний женился несколько лет назад и потом развелся, поэтому его первая жена также развеялась как дым). Виолончелист – преподаватель музыки у его брата, и сновидец ассоциирует его со мной. Его брат влюблен в свою виолончель, называет ее своей невестой. Он говорит, что это инструмент, наполненный душой, и он играет на душе. Сновидец сказал, что его брат очень похож на меня. Я уверен, что никто бы не спутал нас по отдельности, но это способ сновидца сделать своего рода признание в любви! Я равен брату, а брат равен виолончелисту, поэтому виолончелист – это я. Когда он связывает виолончель с душой, струны души слишком расслаблены, их стоит натянуть и настроить. Бензин есть энергия, поэтому сновидец полагает, что что-то может произойти, когда брат вливает его вовнутрь инструмента. Длинный инструмент он связал со шприцем, использованным доктором накануне, чтобы орошать горло. Бензин воспламенился, что приводит к взрыву и фейерверку. Эту идею мы уже препарировали в прошлых сновидениях об одеколоне и взрыве банана. В детстве он любил играть с огнем и однажды умудрился взорвать градусник, держа его над огнем. Его брат недавно присутствовал на техническом эксперименте, где существовала вероятность взрыва. Страх старушек – это страх перед родителями, когда взрывается его мужественность. Миссис Б. – это бедняжка, подруга матери, потерявшая свое состояние, бедное брошенное существо, она – заменитель матери и представляет собой состояние ее души. Серебряный шар – это солнце, выходящее из рождественской елки. Когда я спросил сновидца: «А что насчет елки?», он ответил: «О, так это же то, что делает каждый: это то, как отмечают Рождество». Это наша примитивная сторона: как и примитивы, мы делаем что-то и не знаем, почему. Рождество – празднование рождения невидимого солнца, один из многих языческих обычаев, перенятых ранней церковью и привязанных ей ко дню рождения Христа. Это своего рода мост к Митре, рождение солнца из древа является символом рождения Митры. Схожая идея существовала намного раньше в Египте, где Бог солнца Ра, словно сокол, выступил из своего гнезда.

Л Е К Ц И Я   X I

25 января 1935 года

            Приступим к толкованию сна о концерте. С ним, а также с его ассоциациями мы ознакомились в прошлый раз.

            Концерт представляет собой интенсивную чувственную ситуацию, сновидец сам по себе очень музыкален, ему нравится теряться в звуке. Музыка Вагнера, однако, неприятна для него, поскольку она играет на его эротическом чувстве, ему это доставляет дискомфорт из-за гомосексуализма, что мы уже увидели в прошлых сновидениях. Но, раз он любит органную музыку, то этот символ для него позитивен, несмотря на проявления. Мистер Такой-то и Такой-то – сновидец в отрицательной форме, делающий его объектом насмешек. Он идентичен своей аниме, но здесь мужественное приходит к нему в более позитивной форме, потому что он высмеивает маменькиного сынка, гомосексуальную молодость. Он не любил признавать эти факты и, хотя этот случай произошел двадцать два года назад, я до сих пор помню, как он покинул мой консультационный кабинет с красным, горящим лицом. Виолончелист – новая фигура, и, исходя из ассоциаций пациента, связан он со мной. Я всегда воспринимаю сновидения буквально: я взрастил эту фигуру в сновидце. Если я позволю ему думать об этой положительной фигуре как о себе, я стану Господом Всемогущим. Это заманчиво, но опасно, потому что вы будете нести ответственность за все, что пойдет не так. Поэтому крайне важно быть осторожным и оставить положительные действия сновидцу. Если во сне на самом деле говорилось, что я вытащил виолончель, я должен был бы принять эту ситуацию, но на самом деле, моя роль заключается в том, чтобы доброжелательно на нее посмотреть. Затем виолончелист становится его старшим братом, его взрослой личностью. Виолончель – инструмент души, его способ выражения своих чувств. Таким образом, его чувство приходит в мир как мужественность, прежде чем оно окажется полностью запертым внутри матери. Натягивание струн должно выполняться как мной, так и пациентом, и потребовалось очень много энергии, чтобы вытащить пациента из его полуобморочного состояния. Эту энергию символизирует бензин, вливаемый вовнутрь виолончели – так я вливал в пациента отвагу. Магическая мана примитивов часто символизируется жидкостями: в некоторых церемониях вместо масла для помазания используется урина. Сны говорят на языке таких первобытных ритуалов. Мана, через которую я выражаю себя, покрывает его маслом, помазывает, пока он не придет в себя и не наберется смелости и мастерства жить своей собственной жизнью. Я заразил его своим мироощущением так же, как нервные или недалекие люди могут лишить других мужества проживать жизнь. 

            Горящие угольки не опасны, несмотря на их внешний вид, но старушки пугаются. Это относится к страху, испытанному родителями, когда он бил свою сестру по голове во втором сновидении. Именно в его психэ кружатся угли, а особенно – светящийся серебряный шар. Он связывает этот шар с солнцем. Рождество празднуется спустя три дня после самого короткого дня, поэтому это праздник перерождения солнца. Именно в тот момент, когда мы подходим к точке наивысшего расцвета своей жизни, начинают появляться архетипические символы. Эти первобытные картины человеческой жизни образуют коллективное бессознательное. Такой архетипической фигурой в немецкой душе стал Фауст, он – человек от медицины «par excellence»[4]. Момент появления архетипа всегда характеризуется удивительными эмоциями; он как бы зачаровывает сновидца и превозносит его, словно Муза поцеловала его не только в лоб, но и в плечо. В этот момент он наполнен вечностью и надеждой, от которых не может освободиться, он проживает часть человеческой истории, вечное чувство врывается в его личную жизнь.

            А сейчас появляется неблагоприятный элемент – сестра. Сестра говорит, что в этом году повесила на елку лишь снежки. Он был мягким и нежным юношей, в которого бросали снежки, но он не мог бросить их в ответ, ведь девочки не бросаются. Чувства сестры холодны, и сновидец говорит, что и его чувства тоже, он рассматривает это как слабохарактерность семьи. Когда такое случается, всегда есть причина, где-то чувство раскалено докрасна, и это намного сильнее, чем могут выдержать люди, поэтому они предпочитают казаться холодными. Когда люди кажутся холодными, всегда можно найти точку, где им будет слишком горячо. Обновление жизни и света приходит в это сновидение, это праздник «радости» или «весны». Это особенно ярко символизируется бензином, вливаемым в виолончель. Чувство, находившееся внутри матери, начинает прорываться и захлестывать его. В жизни, к сожалению, мы очень редко достигаем такой кульминации, мы не видим этих вершин до определенного времени. Так было и с нашим сновидцем: судьба не дьявольская, она эльфийская, она выбрала момент, чтобы привнести новое влияние в его жизнь. Этот новый друг был человеком лет тридцати, молодым во всем, кроме возраста: он был скромного происхождения, человек нерешительный с посредственными умственными способностями. Он завлек нашего сновидца в дискуссии о том, что есть гомосексуализм на самом деле, чего он ожидал от своей матери и так далее, и наш молодой человек на какое-то время откатился во времени к неудачам своей юности и утратил все ценности своего опыта.

Сон №6. Я еду на поезде, он внезапно останавливается, и машинист выходит, чтобы посмотреть на сигналы семафора. Что-то идет не так, но поезд продолжает движение. Я с тревогой смотрю в окно, поскольку боюсь, что может приехать другой поезд, и он действительно приезжает. Испугавшись столкновения, я просыпаюсь с криком.

Контекст. Поезд напоминает ему о более раннем сновидении, где была еще и церковь. Церковь – это мать, поэтому его снова несет большое животное – воспоминание о счастливом времени, когда можно быть достаточно инертным, о тебе позаботятся, а самому не нужно прилагать усилий. Машинист поезда – зрелая личность, он замечает, что что-то идет не так и выходит, чтобы понять причину, но, тем не менее, решает продолжить движение. Сигнал он связывает с правилами безопасности, с предупреждениями о столкновении. Две вещи внутри него движутся в разных направлениях, поэтому существует опасность столкновения. Страх в сновидении напоминает ему об его собственной нервной природе. Он всегда ожидает несчастного случая. Пациент ассоциирует столкновение со страхом перед конфликтом между его новым другом и мной, поскольку у нас настолько разные идеи. Я веду его к гетеросексуальности, а его друг – обратно к ребячеству. Ассоциации явно дают понять значение этого сновидения.

Следующий сон позитивен, природа обладает великой исцеляющей силой. Когда сновидец понял, что я не огорчился, то воодушевился и продолжил.

Сон №7. Я и мой старший брат находимся в таинственном замке. Здесь есть тайная комната с запертой дверью, в ней есть бассейн. Мы выходим на воздух. Мой старший брат не придумал ничего лучше, чем потревожить осиное гнездо. Я боюсь, что его ужалят, но, когда страх отступил, мы продолжили путь и пришли к красивым цветущим кактусам.

Контекст. О загадочном замке сновидец смог сказать лишь то, что они действительно существуют. Бассейн напоминает ему о его матери, а по поводу запертой двери он чувствует, что к матери нельзя возвращаться. Запертая дверь – весьма частый лейтмотив в сказках, например, в «Золотом пальце»[5] или «Синей бороде». Первая сказка – история о счастливом ребенке, жившем на небесах. Там была лишь одна дверь, которую ей запрещалось открывать. Она, однако, чувствовала, что должна ее открыть, и за ней увидела Троицу, восседающую в сиянии и блеске. Девочка дотронулась до сияния Троицы своим пальцем, и он стал совсем золотым. «Синяя борода» — это французская сказка, имеющая, однако, параллель у братьев Гримм. Если вы хотите понимать сказочные истории такого рода, вам придется взять отпуск дней на восемь, чтобы поразмыслить о них.

Л Е К Ц И Я   X I I

1 февраля 1935 года

            Продолжим исследование ассоциаций к нашему последнему сновидению. Осиное гнездо напоминает сновидцу о том, что на него однажды напали на прогулке осы, и он ассоциировал свой страх относительно этого со взрывом. Это связывает его с последним сновидением, он опасается, что эмоции могут «ужалить». Кактусы были его детским увлечением, у него была большая коллекция, о которой он искренне заботился.

Когда мы начинаем интерпретировать это сновидение, то обнаруживаем, что оно затрагивает не только личный уровень, но также и безличностный, приходящий вместе со сказочным лейтмотивом. Часть его, следовательно, относится к категории больших сновидений: к примеру, тема запертой комнаты встречается в мифах по всему миру. Он изображает общечеловеческий опыт, который не может быть сведен к личному уровню, и если мы понимаем его буквально, то можем сказать, что смысл его — запрет возвращаться в утробу матери. Мы обнаруживаем схожую тему в случае с Никодимом[6]. В этом сновидении бассейн — это символ матери, и если бы сон хотел ссылаться не только на мать, то он бы сказал об этом. Мать здесь представлена в виде бассейна во дворце, и это говорит о том, что подразумевается архетипический мир. Этот сон относится к той части психики, что рождается с ребенком. Человеческий мозг — это результат длительного процесса эволюции, как и коллективное бессознательное. Индивидуальный опыт вплетен в эту ткань, поэтому имеет жизненно важное значение то, откуда мы родом, кто наши родители и каким было наше ранее окружение. Мы говорим, что у человека такой-то и такой-то характер, но каждый рождается с некоторой формой, изменить которую можно лишь ценой огромных усилий. Ребенок хочет остаться не только с матерью, но и во дворце, представляющим мифологический мир. К сожалению, лишь немногие могут вспомнить эти первобытные картинки, многие заболевают, потому что теряют их, а выздоравливают лишь тогда, когда снова их находят. Все великие художественные и религиозные переживания – это попытка вернуться к таким первобытным картинкам. Философия Платона связана с этими картинками времени до творения, а творение является отражением этих картин.

            Тогда мы видим, что величайшая трудность, с которой сталкивается сновидец, оставляя позади себя свою юность, состоит в том, чтобы оставить эти первобытные картины вместе с их мощным очарованием, но он должен решиться отправиться в мир осиных гнезд вместе со своим братом – его зрелой личностью. Он всегда настороже и опасается быть ужаленным, люди с таким отношением сами словно осы. Когда мы в состоянии оказаться лицом к лицу с жалами, мы подходим к цветущим кактусам. Сон здесь играет на более ранней деятельности, заботе о кактусах; идея в том, что у тебя могут быть цветы, если ты в состоянии выдержать уколы. У таких пациентов очень силен страх перед жизнью, но это обнадеживающая мечта, показывающая, что усердием можно преодолевать сложности.

Сон №8. Я вновь на прогулке, но на этот раз с другом, а не братом. Мы подходим к фруктовому дереву, и мой друг дает мне плод, полный пчелиных яиц.

Контекст. Сновидец говорит, что спутник был его лучшим другом по школе. Он угрюм и чувствителен, любит легкую музыку, а сновидец – серьезную. Он тщеславен и любит ювелирные изделия. Сновидец частенько дрался с ним и бил его по голове, прямо как в случае с сестрой. Он ассоциирует фруктовое дерево с яблоней, посаженной его матерью, привнося тему Адама и Евы. Говоря о пчелиных яйцах, сновидец сказал, что и муравьи, и пчелы чрезвычайно трудолюбивы. Здесь подчеркивается лейтмотив усердия, уже найденный нами в последнем сне.

Давайте интерпретируем это сновидение. Друг – это низшая сторона его самого, такие дружеские отношения весьма обычны, потому что всегда приятно иметь под рукой кого-то, над кем мы можем ощутить превосходство, но такие вещи возвращаются к нам самим, ведь когда мы выходим в реальный мир, мы не можем винить кого-то другого, каждый должен нести ответственность за собственную низшую сторону. В самом деле, есть люди, которые всегда проецируют вину, но я считаю, что это неверно! Плод приходит к нему от матери через друга, из тени; это означает, что, если он пойдет в мир со своей тенью, плоды придут к нему. Плод, наполненный яйцами, означает множество возможностей для дальнейшего развития. Этот сон показывает, что сновидец еще далек от того, чтобы оставить мать, но он близок к тому, чтобы выйти в свет и стать плодотворным. Здесь имеется в виду не плод в смысле рождения ребенка, а то, что человек способен сделать что-то в мире. Это гораздо важнее, чем иметь ребенка. Наши родители в саду Эдема тоже сочли яблоко предвестником чего-то неприятного, то есть выполнения какой-то работы. Этот сон конструктивен, как это части бывает, поэтому мы можем надеяться, что сновидец находится на верном пути.

В следующем сновидении мы походим к последнему страху, страху перед женственным.

Сон №9. Я гуляю по прекрасному парку, ко мне быстро приближается прелестная женщина, ее волосы распущены и свисают на плечи.

Контекст. Сновидец ассоциирует парк с реальным парком, где ему доводилось гулять со своей матерью и симпатичной студенткой с танцевальных курсов. Распущенные волосы напоминают ему известную танцовщицу Ариту Саккетту, носившую обычно распущенные волосы, а также русских студенток. Сейчас такие волосы очень модные, они называют это «растрепанными ветром» волосами.

Подходя к толкованию этого сна, мы обнаруживаем, что он в целом положителен. Кроме того, этот сон был одним из последних, приснившихся сновидцу за время его работы со мной, поскольку вскоре после этого он смог оставить меня и отправиться в мир. Он женился, но это не стало концом истории, потому что, как это случается в браках, она перетекла в новую главу – новый набор сложностей.

В этом коротком переходе вы можете увидеть, как чувство развивается и переходит от матери в мужественность. Великий упрек, высказываемый в адрес психологии, заключается в ее личной и интроспективной природе, но психология состоит из всего, что когда-либо испытывал человеческих дух, и это, безусловно, нельзя назвать личным. Одни и те же мифы обнаруживаются по всему миру, даже там, где не было никакой возможности общаться. Это показывает очень общий характер человеческой психологии. Когда проблема пациента случается в личной сфере, то и сновидения формируются из персонального материала – семьи, близких друзей, и так далее. Этот сновидец был именно таким случаем, отсылки на безличный материал были очень редки. Проблема не всегда состоит в том, чтобы выйти в мир, многие люди уже смело находятся в нем, проблемы тогда другого рода, это вопрос адаптации к тому или иному человеку, той или иной ситуации. Тогда есть и другие проблемы, угрожающие вещи, говорить о которых кажется опасным, они вредны для здоровья или табуированы, поэтому мы ускользаем от них. Реальная жизнь всегда трагична, и те, кто этого не знает, никогда не жили.

Теперь я дам вам очень сложный сон другого сновидца, он потребует большого терпения от обеих сторон. Сновидцем был молодой человек двадцати четырех лет, хорошо образованный, я не был с ним знаком лично. Этот сон мне прислал коллега, сопроводив его несколькими личными заметками. Он застрял на пути в жизнь, но не из-за страха, а потому что слишком глубоко в нее вошел. Бывают случаи наподобие этого, когда люди понимают мир слишком глубоко на уровне чувств. Таким примером был Будда. Он был принцем, имевшим все, что пожелает, но он ничего не знал о правде жизни. Однажды он вышел из своего дворца и увидел странно выглядящего человека. Он поинтересовался, что случилось, а человек ответил: «Я – старик». «Почему? Что это значит?» — спросил Будда. В другой день ему встретился больной человек. «Болен? Как это?». Затем он увидел человека на смертном одре и узнал о смерти. Его шок был настолько глубок, что он покинул свой дворец и отправился в пустыню, но, став героем, он вернулся к жизни. Есть множество людей, которые видят жизнь именно так, и не находят больше смелости продолжать. Случай этого сновидца трагичен. Он отреагировал психозом, его поместили в психиатрическую лечебницу. Несмотря на то, что его периодически отпускали, и он был тих и молчалив, проблема так и не решилась, в итоге он совершил самоубийство. Этот сон – намек на трагичную жизнь.

Сон. Я стою внизу собора в Толедо. Тут есть цистерна, наполненная водой и имеющая подземный канал с рекой Тежу. Эта цистерна находится в маленькой темной комнате, а в воде плавает змея с глазами, сияющими словно драгоценности. Рядом стоит золотая чаша, в ней – маленький кинжал. Этот кинжал служит ключом от Толедо, и тот, кто владеет им – владеет и городом, управляет им. Змея была другом и покровителем моего друга, которого мы назовем В.С. Мой друг был настолько смел, что мог класть обнаженную ногу в рот змеи, был он ребенком бесхитростным. Змея лизала его ногу, и оба они были очень счастливы в этой дружбе, и лишь В.С. не знал страха, и когда он исчез, змея была забыта, и никто больше не заботился о нем. Я иду в темную комнату и разговариваю со змеей, я говорю с уважением, но не чувствую страха. Змея говорит, что Испания принадлежит мне, потому что я друг В.С. Она просит меня оказать ей услугу, помочь вернуться к мальчику. Я отказываюсь, но размышляю о том, чтобы спуститься в цистерну самому, но в конце концов решаю послать моего друга S., который был потомком испанских мавров. Чтобы рискнуть и спуститься, он должен восстановить исконную храбрость своего народа, поэтому я советую ему взять старинный меч с красной ручкой, который можно найти на оружейной фабрике на другом берегу Тежу. Мой друг отыскивает меч и спускается в цистерну, я велю ему проколоть мечом левую ладонь. Он делает это, но оказывается не в состоянии сохранить самообладание перед могущественным присутствием змея. Страх и боль одолевают его, он поднимается по лестнице без меча. Так я остался без Толедо, а друга мне пришлось оставить там просто как украшение для стен.

Это сон о судьбе, он говорит сновидцу о том, как пойдет его жизнь, и в этом случае фактическим концом стало самоубийство.

[1] Библейский пророк, обладал даром толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора. – Прим. пер.

[2] Метод З. Фрейда «Редукция к первичным фигурам», возвращение к первоначальному образу (лат.) – Прим. пер.

[3] Женщина легкого поведения, кокотка, милочка. От фр. cocotte – Прим. пер.

[4] «По преимуществу» (лат.) – Прим. пер.

[5] Сказки с таким названием в русскоязычном пространстве отыскать не удалось. Возможно, речь идет о сказке братьев Гримм «Дитя Марии (Приемыш Богоматери)», которая по содержанию полностью соответствует приведенному описанию. – Прим. пер.

[6] Евангелие от Иоанна, глава 3.