24.12.2020
0

Поделиться

Хирапур

1. Хирапур
(конец IX в. – начало X в.)
В пятидесяти километрах от Бхубанешвара, столицы штата Орисса, находится храм Хирапура, посвященный шестидесяти четырем женским божествам, именуемым йогини.
Что касается вопроса о времени и спонсоре строительства святилища под открытым небомс оградой из темного камня, то д-р ВидьяДехеджа предполагает, что покровителем являлся правитель из династии Бханджа из маленького княжества, который к 900 г. распространил свою власть до прибрежной зоны Ориссы. Зачастую мотивация того, чтобы посвятить особую местность культу йогини, происходила из какой-либо необходимости. Состоятельные феодальные правители, князья и княгини, искали защиты в кризисные времена, наполненные природными катастрофами и эпидемиями –и когда было нужно разгромить врага, укрепить свое положение и обрести новые владения.
В нескольких комментариях мы находим разногласия относительно того, включает или нет группа йогини из Хирапура матрикс. В других монографиях речь идет о том, чтобы обнаружить соответствие списках имен, встречающихся в текстах тантр и пуран (древних историй) с иконографией йогини.
ПрофессорДехеджа показывает, что выводы некоторых историков, желающих включить матрик в группу йогини Хирапура, основаны на единственном указании (часто речь идет о животном, находящихся у их стоп), а не на систематическом изучении соответствующей иконографии. В приводимом нами объяснении она сравнивает характеристики скульптур со значением некоторых имён, содержащихся в списках йогини, перечисленных в древних текстах.
«…соблазнительно попытаться отождествить йогини, сопровождаемую слоном, с Индрани, чьим верховным животным является это животное. Но вместо ваджры (молнии) эта миловидная фигура подносит к устам череп-чашу. Может быть, это йогини Сураприя, потягивающая вино, или Рудхирапайини, поглощающая кровь, или Капалини (носящаячереп); но это не Индраяни, и мы вынуждены заключить, что в Хирапуре нет никакой Индраяни». Так по очереди д-р Дехеджа рассматривает два или три возможных случая путаницы какой-либо отдельной йогини с «йогини-матрикой». Но в нескольких храмах в штатах Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш матрики включены в группу йогини.
Хирапур является единственным храмом йогини, гдескульптуры находятся на неогороженном месте. Речь идет о девяти нишах с божествами или женскими персонажами, которым совершается поклонение (они имеют помощников, защищающих их при помощи зонта; в наши дни зонт продолжает оставаться символом уважения, который придается великим учителям, даже когда нет солнца).
У этих скульптур в одной руке меч, а в другой череп. Возможно, они выполняют роль стражей или, поскольку их девять, они связаны с девятью божествами Наваратри. Число «девять» также является священным, потому что душа Махабхайравы состоит из девяти элементов: 1) время во всех его формах, 2) вещи, существующие как синяя субстанция, 3) числа и их звучание, 4) пять способностей восприятия: — 5) сознание, 6) сердце, 7) желание — воля, 8) разум и 9) мышление. В свою очередь, Махабхайрава это душа Богини. Поэтому она также состоит из девяти элементов.
Круглая форма храма открывается наружу, напоминая йони (вульву). Вход охраняют два стража. недостаточная высота дверного проема заставляет сгибаться и совершать поклон перед тем, как войти. С обеих сторон маленького коридора до достижения круга двое тощих ветал или бхайрав с гирляндами черепов; у их ног изображение шакала и двух людей, несущих сосуд, изготовленных из человеческих черепов.
Затем мы попадаем на открытое пространство. По окружности расположено шестьдесят ниш йони. В центре платформы находится алтарь, где раньше было изображение Шивы, впоследствии похищенное. На стенах храмового алтаря мы видим четырех йогини и четырёх бхайрав.
Тому, кто посещает Хирапур, бросается в глаза красота его скульптур вне зависимости от рассмотрения вопроса об их происхождении. Мир йогини развивается в измерении, чуждом разуму, где воображение и интуиция соседствуют с чувством преданности. И хотя разум не получает удовлетворительных ответов, посетителя тронет художественная привлекательность этих скульптур.
В традиционных храмах Индии изображения богов находятся темном внутреннем помещении святая святых, в то время как святилища под открытым небом, посвященные йогини, предлагают лицезрение божества внутри тихого места, наполненного чистым воздухом и солнечным светом.