Лон Майло Дюккет
Енохианская магия
Глава 2
Магия Доктора Джона Ди
Если Мерлин это духовный резонатор, который сформировал литературу, собранную о его имени, то Доктор Джон Ди должен рассматриваться едва ли не как свое внешнее проявление в реальном мире. Он, вероятно, самый влиятельный вид мага, когда-либо живший и достойный быть преемником Артурианского мага.
— Джон и Кейлитн Метьюсы
Маленькая церемония, описанная мной в первой главе, не найдется ни в одной книге. Я сочинил ее весной 2006 года преимущественно для членов моего еженедельного магического класса. Она создана как ритуал — приготовление церемониального «препарата», так сказать, чтобы безопасно вызывать измененное состояние сознания, транс, при котором определенные техники магии могли бы произойти, и видение стало бы возможным.
Компоненты ритуала, однако, не современное изобретение. Магические инструменты и мебель были изготовлены как можно точнее по описаниям, найденным в рукописях середины шестнадцатого века и предметам, размещенных в настоящее время в Бодлианской Библиотеке Оксфордского Университета, Британской Библиотеке и в Королевской Библиотеке, одного из крыла Британского Музея.
Молитвы и песнопения были взяли из тех же древних текстов. В групповой магической работе, молитвы читаются в унисон, и песнопение произносится как бы в тибетском стиле, в глубоком монотонном пении двух или четырех групп голосов. Гипнотический эффект на участников ощутимый и мощный. (Мне так же предстояло узнать, что этот же эффект распространяется и на наших подслушивающих соседей).
Древние рукописи, я имею в виду дневники и магические записи доктора Джона Ди и его партнера Эдварда Келли, и эти тексты, представляют собой исходный материал для системы магики, известной и практикуемой сегодня, как Енохианская магия.
В мои намерения не входит, в рамках настоящей работы, представить надлежащую биографию Ди. С этим хорошо справился Питер Френч в его блестящей биографии и других работах, которые я детально изложил в библиографии. Однако я не могу избежать необходимости предоставить краткое описание его жизни и работы, потому что оно будет иметь непосредственное отношение к нашему пониманию Енохианской визионерской магии, и почему я думаю, что мой маленький ритуал подготовки имеет столь высокое значение для тех, кто желает идти по этому пути.
Сын джентльмена служившего при дворе Генри VIII, Джон Ди, был настоящим магом Ренессанса и одним из самых необычных особ своего времени. Историк Джон Обри назвал его «одним из украшений своего века». Это говорит о многом, потому как его век был населен некоторыми из самых ярких огней в истории западной цивилизации: Королева Елизавета I, Карл V, Фрэнсис Бэкон, Бен Джонсон, Эдмунд Спенсер, Джордано Бруно, Кристофер Марло и Уильям Шекспир.
Уникальный гений Ди расцвел в Кембриджском университете, и его известность как издающегося математика, продвинула его как молодого человека в академический статус рок-звезды по всей Европе. Она также привела его до сведения правителей своего мира, в том числе будущей королевы Елизаветы.
Он был мастером десятков дисциплин. Он был врачом, инженером, теологом, астрономом и картографом. Он изобрел навигационные приборы и разработал передовые навигационные карты, которые помогли сделать Britannia повелителем волн. Он даже придумал термин Britannia. Как мастеру астрологии, ему было разрешено выбирать дату коронации Елизаветы, и на протяжении своего правления он оставался ее другом и советчиком.
Из-за того, что он свободно говорил на многих языках и часто читал лекции на континенте, Елизавета завербовала его услуги в качестве шпионажа. Ди очень понравилась эта роль. По правде сказать, я считаю, что он оставался в этой должности и до дня ее смерти. Он был очарован криптографией и любил слово и письменные головоломки. Ди был тайно известен как «глаза королевы», и подписывал свои донесения для нее со стилизованным изображением руки, прикрывающей глаза от солнца и как бы смотря вдаль.
Да, Джон Ди, на «секретной службе Ее Величества» был первым агентом 007. Ди обладал самой большой частной библиотекой в Англии и постоянно увеличивал ее. Он был, пожалуй, самым образованным человеком своего времени. Часть его образования составляли эзотерическая философия, Каббала, алхимия и Магия-не алогичные занятия для мага эпохи Возрождения. Магия, в частности, была наукой изучаемой и эксплуатируемой. Ди хотел, поговорив с ангелами (как это сделал библейский патриарх Енох), не только открыть для себя мудрость прошлого и тайны вселенной, но и сразу же открыть секреты врагов Елизаветы и угрожать силой магического манипулирования духовными силами, которые контролируют их. Ди хотел стать магическим шпионом.
Его подход к Магии (по крайней мере, на первых порах) был довольно стандартной дневной процедурой. После купания и облачения в чистую одежду (экстраординарные меры в то время — если, конечно, это был не май, когда многие люди принимали свои ежегодные ванны), он зашел бы в комнату, специально отведенную для этих целей. Там он упал бы на колени перед освященным столом/алтарем и в течение получаса или около того горячо молился бы Богу, Его добрым ангелам, поочередно произнося литию самоуничижительных признаний своих недостатков, чтобы войти в состояние божественного присутствия и восхвалять данное Богом право делать ту самую вещь. Вместе с тем, как его сознание должным образом возвысилось молитвой, он вглядывается в хрустальный шар или черное зеркало (процесс, известный как скраинг) и ждет, пока не начнется видение.
Так это должно было работать в теории. Тем не менее, не смотря на то, что Ди имел навыки составления длинных и красноречивых молитв, он не был хорош в скраинге. В 1581 году он начал искать того, кто был. До марта 1582 года он имел небольшой успех с горсткой наемных провидцев, пока не познакомился с неким Эдвардом Талботом. Талбот (который вскоре сознался, что его настоящее имя Келли) был помощником безработного алхимика и осужденного фальшивомонетчика. Несмотря на сомнительный характер Келли, его навыки как духовидца («скраингера») сразу же впечатлили Ди, который нанял его на это место за зарплату пятьдесят фунтов в год; значительная сумма в те дни.
Партнерство доктора Джона Ди и Эдварда Келли будет продолжаться до 1587 года. Их ангельская магическая работа по большей части пришлась на 1584 год. В свое время они вместе проводили сотни сеансов скраинга различной продолжительности, в которых Келли вглядывался в хрустальный шар или черное зеркало из обсидиана и сообщал все, что он видел и слышал во время различных ангельских связей. Ди, сидя за соседним столиком с пером и чернилами, вел допросы и записал все в дотошных подробностях.
Не все сеансы давали глубокие откровения. Действительно, многие представляли из себя попытки связи с разумами, просто чтобы поддержать разговор. Были многочисленные случаи, когда информация, полученная в предыдущих сессиях, терпела поправки (иногда радикальные) в последующих сессиях. Были даже случаи, когда магов информировали о том, что они были обмануты в предыдущих контактах злыми духами. Тем не менее, содержание основной массы материала впечатляет, а двойной-/тройной слепой метод[1], как это было представлено, особенно ангельский язык, призвания и магические таблицы, поражает воображение.
Года Ди и Келли можно рассматривать как происходившие в трех основных фазах, в результате чего появляются три отдельные и уникальные магические системы. Более подробно я буду обсуждать это позднее. Здесь для начала достаточно просто указать на то, что это третья и последняя фаза их ангельской работы (трехмесячный период между 10 апреля и 13 июля 1584г.), в которой был получен материал для системы визионерской магии, которую правильней называть Енохианской.
Енохианский период был весьма продуктивным и понес большие надежды. Меньше чем за сто дней Ди и Келли получили ангельский язык, таблицы, содержащие имена элементальных и небесных существ, и воззвания на ангельском языке, которые обещали раскрыть секреты неба и земли. С грустной, почти фаустовской иронией, однако, как только Енохианский материал был в их руках, Ди и Келли перестали должным образом работать с системой в последующих практиках.
Они пойдут на другие магические приключения, пытаясь произвести впечатление (с небольшим успехом) на коронованных глав Европы при сверхъестественном совете, который тогда был. В конце концов, после почти пяти лет совместной работы, изнурительных магических сеансов, бродяжничестве их семей по всей Европе (не говоря уже о печально известном инциденте с обменом жены), знакомство, наконец, порождает презрение, и два мага расстаются, никогда больше не садясь на водительское сидение Енохианской магии и не поворачивая ключ.
Сложная жизнь Ди втянула бы его обратно в английский суд и отвлекающий мир интриг и выживания. Однако, в 1588 году, когда испанская армада подняла паруса, чтобы уничтожить гораздо меньший флот Англии (событие Ди предсказывал несколькими годами ранее), Елизавета снова призвала своего Мерлина. Ди шокировал придворных, призывая королеву не вступать в бой с испанской армадой, и держать свои корабли в бухте, предсказывая, что сильная буря разбросает и уничтожит испанцев. Елизавета мудро прислушалась к словам Ди. Буря проявляется прямо по сигналу, и в хаосе, который затем последовал, испанская армада терпит поражение. Во многих кругах Ди числился как магическим образом создавший бурю, которая спасла Англию. История этого события стала живой легендой. Уильям Шекспир, начавший писать только двадцать три года спустя, будет использовать Ди в качестве модели для Просперо, штормо-создающего мага в его пьесе, Буря.
Пост-Енохианские года Келли не принесли ему такую известность. Его амбиции держали его на континенте, где он кормил обещаниями об алхимических сокровищах коронованных особ Европы. Он был посвящен в рыцари императором Богемии Рудольфом II, но вскоре после этого был заключен в тюрьму его королевским покровителем из-за неспособности изготовить алхимическое золото. При всем сказочном щегольстве, сэр Эдвард Келли подвергся несвоевременной смерти в ноябре 1595 года при попытке сбежать из тюремной башни императора Рудольфа.
Конец Ди был не столь красочным. Елизавета назначила его надзирателем Колледжа Христа в Манчестере, но он не был счастливым, пребывая в этой должности. Его жена (и, как полагают, некоторые из его детей) умерла во время чумы в 1605 году. Ди вернулся в свой дом в Мортлейке, где его дочь Кэтрин ухаживала за ним вплоть до его смерти в конце 1608 или в начале 1609 года.
Как многие из рукописей Ди выжили, чтобы увидеть свет двадцать первого века — волшебный рассказ удивительный сам по себе. Некоторые из наиболее важных документов Ди были спрятаны в потайном отделении кедрового сундука (могли ли мы получить их более романтичным способом?), где они лежали ненайденными на протяжении более пятидесяти лет после его смерти. Благодаря любопытной цепи событий (трагично то, что видели часть рукописей испеченных в качестве обертки для пирога), уцелевший материал дошел до внимания прославленного антиквара, политика, астролога, химика и масона, Элиаса Эшмола (1617-1692гг.), одного из немногих людей в мире, способных распознать важность находки. Благодаря Эшмолу, материал был каталогизирован и, наконец, благополучно размещен в его собственном музее в Оксфорде, Британском музее и Британской библиотеке, где более трехсот лет после его получения, она привлекла к себе внимание SL МакГрегора Мазерса, Уинна Уэскотта, и адептов Герметического Ордена Золотой Зари, затем Алистера Кроули — и теперь ваше.
[1] О методе проведения эксперимента, при котором испытатель и испытуемый не знают о реальной цели эксперимента, так как это знание может повлиять на результаты; напр., о методе тестирования лекарств, при котором ни медицинский персонал, ни пациенты не знают о том, какой группе пациентов дается настоящее лекарство, а какой плацебо. – прим. перев.