07.01.2014
0

Поделиться

Введение………………………………

Лоуренс Алшуллер

Психополитика освобождения

Введение

Какие вопросы рассматривают угнетение

и освобождение?

После изучения политической экономики стран третьего мира на протяжении многих лет с целью понять развитие и революцию, передо мной неотступно стояли две группы вопросов, что заставило меня написать данную книгу.1.

1. Об угнетении:

Почему угнетение так устойчиво?

Почему угнетенные редко поднимают восстание? В ответ на данные вопросы политические исследования революции устанавливают определенные причины, такие, например, как доминирование элиты над массами, неэффективность революционного предводительства, влияние межнациональных деятелей и недостаток в привлекательных идеологиях перемен.2 Эти объяснения, усиливая объективные социополитические условия, имеют тенденцию пренебрегать глубинным подсознательным состоянием угнетенных. Мое исследование берет на пробу психологические условия и представляет ответы на предмет “угнетенного сознания”.3

2. Об освобождении:

Почему некоторым угнетенным удается более преуспеть в борьбе за освобождение, чем другим?

Почему некоторые угнетенные становятся лидерами в борьбе за свободу? Часто политические исследования революции в поисках ответа углубляются в изучение биографий революционных лидеров и идеологий, которым они привержены. Опять же, обычное объяснение стремится нивелировать глубинные подсознательные процессы угнетенных, то, на что в рамках моего исследования делается акцент и что рассматривается в контексте «освобожденное сознание». В попытках ответить на вопросы по угнетению и освобождению, психополитический анализ может дать преимущество политическим исследователям в изучении дилемм межэтнических конфликтов, юнгианцам , исследующим связь глубинной психологии с социальными вопросами, политикам, ищущим фундамента для своей деятельности по продвижению социального равенства и активистам, преданным идее защиты прав человека.

Что такое психополитический анализ?

В специальном номере Обзора международной политической науки о психополитикеМарвик представляет психополитический анализ как метод подхода в политической науке, применяющий глубинно-психологические наблюдения для того, чтобы понять как политические деятели взаимодействуют друг с другом в особом организационном контексте для принятия политических решений.4 Данный подход опирается на теории личностей в изучении политических лидеров. Также я использую термин психополитичекий анализ, подразумевая применимость глубинно-психологических наблюдений, но только к тем личностям массовой политической культуры, которые могут или не могут быть лидерами. Более того, я пытаюсь понять скорее политическое сознание, а не политические решения.

Что такое психополитика освобождения?

Психополитика освобождения применяет глубинно-психологические наблюдения для того, чтобы понять политическое сознание угнетенных и те условия, которые одинаково способствуют или препятствуют их развитию в развитых странах и странах третьего мира. Угнетение идет от несправедливых отношений в социуме между людьми: эксплуатация, дискриминация, репрессии или отказ в человеческих правах. Освобождение, напротив, восходит к справедливости в отношениях: уверенности в своих силах, отсутствии дискриминации, самоуправлении и уважении прав человека.

Сравнение «психополитики освобождения» с теологией и психологией освобождения вносит ясность в это понятие. Освобождение и угнетение имеют для всех трех общий смысл.

Теология освобождения

Теология освобождения отсылает нас к теории и практике теологии в условия подавления и во благо бедных. В 60х новое движение в среде духовенства латиноамериканской католической церкви перефразировало свое учение о боге в солидарность с угнетенными. Их «предпочтение бедным» контрастировало с традиционной ролью Церкви как легимитатора и союзника социально доминирующих классов.

В качестве практики. Практика освободительной теологии обществ, основанных на христианстве нацелена на то, чтобы поднять религиозное и политическое сознание бедных. Именно там «группы простолюдинов рабочего класса или католиков-христиан, которые, вооружившись библиями, связали христианскую веру спрогрессивной политикой и смешали этику социальных действий. Библейские истории стали интерпретировать как наставления в борьбе против угнетения.

В качестве теории. Теология освобождения понимает коренные причины угнетения связи с теорией зависимости. Эта теория объясняет недоразвитие и угнетение в Южной Америке как побочный продукт капиталистического развития передовых стран. Религиозное содержание теологии освобождения переопределяет понятие «греха» как высшую причину угнетения (эксплуатацию, дискриминацию, репрессии и отказ в человеческих правах). Грехом является отсутствие любви к богу и своему ближнему. Также важно переопределение «спасения» как насилия со стороны угнетенных в целях возвратить уверенность в своих силах и создать социалистическоеобщество, где становится возможной христианское понятие любви к ближнему.

Психология освобождения

Психология освобождения является практикой психологии в условиях государственного угнетения.7 Мартин-Бэри был одним из первых, кто предложил играть психологам соответствующую роль во время гражданских войн в Центральной Америке.8 Холландер расширяет идеи Мартина-Бэри до практики психологии в условиях национального угнетения в странах Южного конуса Латинской Америки в 1970-80 годы.9 Взгляды Холландера уточняют значение освободительной психологии.

В качестве практики. Психотерапия в контексте национальных репрессий, «культуры страха» не может быть политически нейтральной. Более того, психология освобождения это психотерапия, которая обязует специалистов психического здоровья политически

1. быть «на службе у тех, кто занимается радикальной трансформациейобщества» и

2. избавлять пациентов, ставших жертвами политических репрессий, от «ужасов

диктатуры и социального насилия».11

В качестве теории. Теория строится на том, что политические репрессии совершаются по отношению к благосостоянию жертв.12

Освободительная психология изучает психологию политических репрессий для того, чтобы

1. понять психологические инструменты, которые применяют авторитарные государства для получения власти над народом,

2. понять психологические приемы защиты, которые используются народом когда они приспосабливаются к правилам репрессии.

3. понять «психологические факторы, которые способствуют человеческому потенциалу в борьбе с политическим угнетением и поддерживают надежду в перспективу сражаться за установление мира и социальной справедливости,»13 и

4. ответить на ключевые вопросы: Каков предел человеческой способности причинять и терпеть насилие? Может ли жертва насилия восстановить способность создавать любящие отношения? Почему революционные движения против деспотических режимов так часто терпят поражение? Почему в прошлом предводительство и стратегии революции были затруднительны?

Психополитика освобождения

Я выделил этот термин, чтобы обозначить психологический анализ на службе у угнетенных.

В качестве практики.

Данный анализ может принять форму планирования:

1. программ по поднятию политического сознания угнетенных,15

2. общественной практики для создания условий, благоприятных для исцеления

психического вреда, нанесенного угнетением

3. прямых стратегий противостояния угнетению.

В качестве теории. Теория объясняет трансформацию угнетенного сознания согласно перспективе психополитики.Хотя не существует каких-то определенных теорий или мыслителей, которые были бы обязательно связаны с психополитикой освобождения, мой подход основывается на идеях юнгианской психологии, идеях Альберта Мемми и Пауло Фрейере.

Теория также проводит экскурс в учение о борьбе за управление политическим сознанием угнетенных:

1. Политическое сознание угнетенных и средства

доминирования над политическим сознанием угнетенных.

2. Политическое сознание угнетенных и средства для убеждения в подлинности такого политического сознания.

3. Психополитический анализ угнетения и освобождения.

Моими основными вопросами по угнетению являются:

Почему угнетение так устойчиво?

Почему угнетенные восстают не так уж часто?

По освобождению: Почему некоторые угнетенные люди более, чем другие, преуспевают в борьбе за собственную свободу?

Почему некоторые угнетенные становятся лидерами в борьбе за освобождение?

По политическому сознанию: Что способствует или препятствует развитию политического сознания? Что способствует исцелению психического вреда, нанесенного угнетением?

Кто такие Мемми, Фрейре и Юнг?

Психополитический анализ в данной книге строится на идеях трех гуманистов: Альберта Мемми и Паоло Фрейра — по политическому сознанию и Юнга — по глубинной психологии. Для того, чтобы дать представление об этих деятелях, приведу краткое описание их основных трудов.

Альберт Мемми (род. 1920) — тунисский социолог и романист, преподает в университете в Париже. Будучи одновременно евреем и бербером, он получил достаточный собственный опыт двух культур под колониальным управлением, чтобы быть способным понять психологию угнетенных. Его анализ, заложенный в книге «Колонизатор и Колонизированный» (1957) точно предсказал конец колонизации.

Паулу Фрейре (1921-1997) был бразильским педагогом, преподававшим на протяжении пятнадцати лет своего политического изгнания до того как вернулся домой. Выросши на северо-востоке Бразилии и будучи очень чувствительным к ее бедности, он разработал программы образования с целью продвижения литературы и политического сознания угнетенных. Его самая известная книга»Педагогика угнетенных» вышла в свет в 1969 году.

Юнг К.Г, (1875-1961) был швейцарским психиатром и основателем аналитической психологии. Его клиническая практика и анализ своего собственного бессознательного позволили ему создать совершенно новые теории о душе и методах психотерапии. Его работа, связывающая религию, мифологию, антропологию, сны, искусство и политику представлена в его главном труде «Человек и его символы» (1964 г.)

Что выделяется эта книга?

Междисциплинарная подготовка автора

Как политический ученый я специализировался на политической экономике и политической мысли стран третьего мира, включая работы Фанона, Ганди, Фрейре и Мемми. В середине своей карьеры мое увлечение психологией Юнга привело меня к тому, что я провел четыре года по программе в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, обучаясь психологическому анализу. Мое новообретенное знание глубинной психологии приобрело форму тогда, когда я нашел в ней связи с политикой, которую изучал на протяжении последних шестнадцати лет.

Психополитический анализ угнетенияи освобождения

Данная книга представляет собой новый способ применения психополитического анализа, а именно, изучение на его основе угнетения и освобождения, нежели применение его качестве инструмента принятия решений властью.

Применимость юнгианской психологии к изучению политическогосознания

Это книга является первой, которая интегрировала идеи юнгианской психологии с идеями Фрейре и Мемми и использует их для изучения политического сознания в угнетенных социумах.

Сравнительный анализ политического сознания угнетенных вэтнически разделенном социуме

Данное исследование является инноваторским, так как представляет собой сравнительный анализ личных свидетельств людей, представляющих четыре коренных народа в Канаде и Гватемале. Сравнения ведут к основному заключению о развитии политического сознания, психополитического исцеления, и отношения внутрипсихического конфликта к конфликту межэтническому в двух данных социумах.

Как построена книга?

Книга писалась в том же порядке, в каком пронумерованы главы, за исключением главы 1, которая была написана после второй и введения, написанного в последнюю очередь. Книга является серией исследований. В части 1 каждая глава представляет новообнаруженную связь между аспектом политического сознания и и концепцией юнгианской психологии, чему соответствует название главы. После завершения глав 1-3 я начал первый анализ проблемы в надежде найти свидетельства «угнетенного сознания». Когда этого сделать не удалось, мне пришлось описать то, что я нашел, создавая при этом новую концепцию «освобожденного сознания», которая стала предметом обсуждения главы 4. Только тогда я смог продолжить изучение вопроса.

В части I «Теория политического сознания» каждая глава связывает аспект политического сознания с концепцией юнгианской психологии. Связи между парными концепциями вырабатывают глубинно-психологический смысл политического сознания. Главы 1-4 предлагают альтернативные формулировки отношений между политическим и психологическим развитием человека.

Глава 1 «Критическое сознание[MA1] и Индивидуация» знакомит читателя с юнгианским психополитическим анализом путем сравнения политического и психологического развития человека, представленный соответственно стадиями критического сознания[MA2] Фрейре и стадиями индивидуации по Юнгу.

Глава 2 «Гуманизация и Комплексы» описывает переход от дегуманизации к гуманизации, который, согласно Фрейре, влечет за собой борьбу неполноценности и комплекса зависимости в угнетенном.

Глава 3 «Деколонизация и Нарциссизм» объясняет переход от колонизированного сознания к сознанию революционному, которое идет, согласно Мемми, от безвыходности неустойчивых отношений между нарциссической претенциозностью колонизатора и нарциссической подавленностью колонизированного.

Глава 4 «Освобожденное сознание и Напряжение противоположностей» показывает, как угнетенное сознание отражает угнетение в социум и их взаимосвязь. Далее объясняется, каким образом освобожденное сознание проявляется между теми, кто терпит давление противоположностей, где противоположностями являются антагонистические образы «Я» (неполноценности и превосходства, зависимости и опеки), выражаемые этническими группами в конфликтах. Эта глава интегрирует идеи Мемми, Фрейре и юнгианской психологии, представленные в предыдущих главах, и служит основой для предметного исследования в части II.

Часть II «Вопросы освобожденного сознания» применяет теории политического сознания из части I к анализу личных свидетельств четырех представителей угнетенных народов.

Глава 5 «Изучение политического сознания в этнически разделенных социумах» представляет практическое исследование четырех коренных народов в Гватемале и Британской Колумбии, Канада, живущих в условиях угнетения. Двойные цели предмета исследования заключаются в том, чтобы узнать об их освобожденном сознании и психополитической исцелении из их собственных уст. Данная глава представляет логическое обоснование использованию личных свидетельств как данных, выбору и сравнению случаев и обобщению исследований.

Глава 6 «Атанасио» анализирует личное свидетельство представителя народа Киче в Гватемале. Источники: Кэтрин Вигор, изд. Атанасио, Слова Индейцев Гватемалы Париж: L’Harmattan, 1993 г.

Глава 7 «Джеймс Сьюид» рассматривает личные свидетельства представителя племени Квакиутлей в Канаде. Источники: Джеймс П. Спрэдли, изд. Гости не уходят голодными:

Автобиография Джеймса Сьюида, индейца племени Квакиутлей. Монреаль и Кингстон: McGill-Queen’s University Press, 1969 г. Глава 8 «Ли Маракл» анализирует личное свидетельство женщины-метиски прибрежных салишей в Канаде. Источники: Ли Маракл,Бобби Ли, Индейское восстание. Торонто: Women’s Press, 1990; Ли Маракл, Я — женщина: Национальный взгляд на социологию и феминизм. Ванкувер: Press GangPublishers, 1996 г.

Глава 9 «Ригоберта Менчу» изучает личное свидетельство женщины народа Киче в Гватемале. Источники: Элизабет Бургос-Дибрей, изд.

Я, Ригоберта Менчу: Индейская женщина в Гватемале Лондон: Verso, 1984 г.; Ригоберта Менчу, Пересекая границы. Лондон: Verso, 1998 г. Глава 10 «Психополитическое исцеление» синтезирует полученные от всех четырех исследуемых случаев сведения о достижении освобожденного сознания и исцеления психополитического вреда, причиненного угнетением, в контексте процесса индивидуации. После предложения некоторых общественных практик по содействию в психополитическом исцелении, глава представляет несколько заключительных мыслей по психополитике освобождения.