07.01.2018
0

Поделиться

Глава 8. Познай себя

Майкл Грир

Изучение ритуальной магии

Глава 8

Познай себя

Над воротами великой святыни в Дельфах, возможно, самым святым местом в Древней Греции, были вырезаны слова Гнотисаутон — «познай себя». С точки зрения магической традиции эта надпись стоит на вершине всех магических и духовных достижений. Эта сложная структура, которую каждый из нас называет «я», является основным инструментом как магии, так и любого другого дела в жизни. Его потенциалы и полномочия — не всегда очевидны. Они должны быть поняты, чтобы можно было их использовать.
Значительная часть этого самосознания бессловесна и беспредельна и может быть изучена только через опыт и самоанализ. Другая часть, однако, несколько менее уклончива. Многие традиции содержат идею множественных уровней смысла, которая может рассматриваться как интеллектуальный эквивалент идеи множественных слов. Подобно тому, как существуют различные миры — от физического через эфирное и астральное до духовного — существуют разные миры смысла. Таким образом, история, подобная «Зазеркалью», может иметь буквальный смысл, психологический смысл, политический или социальный смысл, возможно, научный или алхимический смысл, доктринальное значение и духовный смысл.
Общей практикой в средние века было чтение четырех видов значения из библейских текстов: буквальное или историческое, аллегорическое, психологическое и духовное или мистическое. Это была не новация, а своего рода систематизация многочисленных чтений древнего мира, в которых Гомера можно было читать как психологию, естествознание или философию. Четырехкратная интерпретация также использовалась в еврейской традиции, причем четвертый, «секретный» уровень был самой каббалой. Эти четыре были обобщены в акрониме PRDS, который гласит слово pardes или «сад». Четыре уровня являются буквальными, аллегорическими, эфирными и секретными: peshat, remez, derash и sod. Излишне говорить, что это только категории. В каждой категории возможны бесчисленные конкретные интерпретации.
Эти уровни интерпретации в основном указывают на различные способы анализа или понимания. Одно дело понимать буквально, другое — понимать аллегорически, третье — понимать этически или психотерапевтически, а четвертое- понимать духовно или мистически. Это полезное упражнение в дискурсивной медитации для изучения любого предмета со всех четырех точек зрения. Также полезно разработать одну или несколько схем интерпретации (например, схему с тремя уровнями, одну с пятью уровнями и одну с семью уровнями) и применять их в дискурсивной медитации в свою очередь.
Предписание «познай себя» может быть принято буквально, даже материально, путем создания объективного каталога ваших собственных качеств. Его также можно воспринимать этически, знакомясь с вашим умом и характером, как они есть, — не уклоняясь от неприятного или не гордясь по поводу приятного, но следя за более эффективным самоуправлением. Тем не менее, есть третий способ, которым это может быть сделано: познать того, кто знает, то есть осознать свое собственное сознание напрямую и полностью.
В первом режиме вы знаете себя как набор признаков; Существует резкое различие между субъектом и объектом, знающим и тем, что известно. Во-вторых, вы знаете себя, когда вы боретесь со своими привычками; Существует меньше различий между субъектом и объектом. В третьих, то, что известно, не является объектом знания; Скорее внимание привлекает к себе. Это иногда называют «видящим, как мы видим», идея состоит в том, чтобы разрушить различие между тем, кто видит, и тем, кто его видит. Знание — это прямое признание того, что «я» не может быть захвачен как объект, а есть восхождение от источников непроявленного, которое различает предмет и объект. В его источнике это не так, но вы можете обнаружить, что это какой-то первичный акт, посредством которого ваше существование произносится как проявление.
Западные магические традиции содержат много материала о природе и структуре человеческого микромира, прослеживая детали «анатомии», которая не останавливается на границах материи. Часть этого материала, касающаяся разных уровней «я», была охвачена этим курсом. Взаимодействие с этими уровнями, однако, представляет собой ряд структур или функций самого себя. Они относятся к уровням, как указано ранее, но местами не не вписываются в них; На первый взгляд, накладываются наложения и взаимосвязи. И очень важно помнить, что, хотя они могут быть нарисованы в двумерной диаграмме или представлены в таблице, эти метки и диаграммы не следует воспринимать буквально.
На более внешних уровнях действительно существуют структуры, которые можно назвать объектами, как анатом знает нервы и мышцы. Но анатом не любовник, а любовный способ познания нервов — это другое и более внутреннее знание, в котором структуры не известны как объекты, а скорее как средство опыта.
Чем выше, уровень, тем меньше поляризация: на самом высоком или самом внутреннем уровне, чтобы познать себя, нужно познать свой собственный опыт до самого корня, поскольку он расцветает от момента к моменту на пересечении какого-либо определенного места и времени. Такое самопознание очень трудно, потому что люди настолько привыкли работать с сильной поляризацией между субъектом и объектом. Вид знания, для которого диаграммы и таблицы являются основой, гораздо более известен. Однако надлежащим образом подобный вид знаний может быть очень полезным инструментом в руководстве искателя к более высокому, неполяризованному знанию.
Физическое тело, называемое guph каббалистами, близко соответствует материальному уровню существования, обсуждаемому ранее. Точно так же жизненно важное тело, называемое nephesh, соответствует эфирному уровню, хотя есть некоторое перекрытие. Нефеш достигает более тонких аспектов физического тела, затрагивая, помимо прочего, эндокринные железы. На Древе Жизни эти два соответствуют Малкуту и Йесоду соответственно.
На следующем уровне, руах или личность, все становится более сложным. Руах включает в себя астральный уровень конкретного сознания и до некоторой степени — степень, которая варьируется от человека к человеку в зависимости от состояния внутреннего развития — умственный уровень абстрактного сознания. Пять аспектов обычного человеческого сознания (интеллект, эмоция, воображение, воля и память) относятся к руаху и соответствуют пяти сефирот Ход, Нетзах, Тифарет, Гебура и Хесед в этом порядке. (Там пять аспектов не совсем все на одном уровне, как мы покажем позже, некоторые из них присутствуют в обычном человеческом сознании в более прямом смысле, чем другие. Однако в настоящее время разница не имеет большого значения.)
Над руахом, на месте Сверхъестественной Триады, есть три духовных аспекта самости: нешама или духовное понимание, соответствующее Бине; Хиа, или духовная воля, соответствующая Хокме; и Йехида, или Высшая самость, соответствующее Кетер. Эти три образуют духовное Я, и один термин нешама используется для всех.
В какой-то степени эту классификацию можно понять как просто еще один набор соответствий Древу Жизни, который можно использовать в медитации и учебе, поскольку вы можете использовать астрологические соответствия. Здесь, однако, существуют и другие потенциальные возможности. В работе самопознания может быть очень полезно разобраться в разных частях себя, распознать источник или местоположение проблем , а также факторы идентичности, связанные с внутренними конфликтами. В таких ситуациях такая анатомия «я» столь же полезна, что и в случае необходимости — как обычная анатомия для врача. По этой причине вам следует ознакомиться с приведенной здесь классификацией и изучить способы, которыми она связана с вашим собственным опытом.

ТЕОРИЯ. СООТВЕТСТВИЯ ХЕСЕД

Теория имеет довольно проблематичное место в эзотеризме. Иногда кажется, особенно тем, кто смотрит на эзотеризм извне, что теория является единственной точкой эзотеризма. Фактически, «оккультистом» обычно считается кто-то, кто излагает теорию мира, которая глубоко противоречит как науке, так и здравому смыслу. Некоторые виды эзотерической мысли действительно претендуют на то,чтобы объяснить в каком мире мы живем, они утверждают, что оккультизм можно рассматривать так же, как и научные или философские учения. Важные аспекты эзотерической теории, однако, более сродни теории музыки: меньше размышлений о том, что имеет место на самом деле, и больше о том, как добиться определенных результатов. Подобно теории музыки, такая теория имеет двойной эффект: она делает результаты возможными, но также ограничивает результаты, которые могут быть достигнуты.
Тот, кто впервые сталкивается с эзотерической теорией, часто достигает своей цели. Одним из хороших примеров является теория соответствия, которая кажется невероятным набором требований к миру, пока вы не начнете видеть, как она используется. То, что Солнце «соответствует» золоту, например, кажется в лучшем случае произвольным и условным смыслом, пока вы не начнете видеть, что утверждение должно интерпретироваться как нечто большее, чем «Солнце, среди традиционных планет, похоже на золото среди металлов ». Это одна из причин, почему одно и то же имеет разные соответствия в зависимости от контекста.
Подобно тому, как наборы объектов соответствуют другим наборам объектов, процесс соответствует другим процессам. Таким образом, среди элементов огонь может быть взят в качестве инициирующей искры, а вода — отражающей, поддерживающей реакцией. Их взаимодействие генерирует пар, баланс двух — то есть воздух. Три затем стабилизируются в твердую треугольную структуру, устойчивое единство земли, что парадоксально также может служить огненной искрой, инициирующей новое развитие. В качестве альтернативы, можно начать цикл с воздуха, предварительно намекающий на рассвет и прогресс через огонь в полдень и текучесть сумерек в глубокую, твердую землю. Ни одна из этих структур не является исключительной истиной; но может служить ключом к другим соответствиям.
В определенных состояниях транса или гипноза, глубокие корни теории соответствий в человеческом разуме становятся очень ясными. У многих людей был опыт увидеть что-то во сне и сразу же узнать, что это представляет и как оно вписывается в продолжающийся сон. Что-то подобное происходит в бреду, когда галлюцинация, вызванная каким-то стимулом, несет в себе полную организацию, которая накладывает и переоценивает другие восприятия. Таким образом, кто-то может видеть форму человека, который давно умер и долго беседует с этой формой, без какого-либо удивления или чувства несоответствия, теряя след в окружении в ответ на область ассоциаций, которая кристаллизовалась вокруг одной воспринимаемой формы. Многие переживания, особенно медитативные или магические переживания, похожи на символы или знаки. Они воспринимаются как целое, возможно, мгновенно, и постепенно декодируются в процессе изучения и внимания. Это одна из причин, по которой работа с картами таро настолько ценна для учеников магии.
Когда соответствующие соответствия и их ключевые структуры были ассимилированы, они достигают определенной автономии. Они начинают говорить сами за себя, а также предоставляют интуитивные ключи для широкого круга ситуаций. Бывают случаи, когда определенные соответствия, а точнее их структуры или формулы, оживают для тех, кто их ассимилировал, чтобы они осознавали их не как объекты мысли, а как центры сознания в своем собственном праве.
Это один из способов того, что когда-то называется «внутри-коммуникационное общение»- контакт с абстрактными структурами, которые испытываются непосредственно как имеющие собственную внутреннюю жизнь. Именно этот вид опыта указывается в другом контексте, когда старые книги оккультизма говорят о прямом, абстрактном, разумном контакте с «Учителями».
Теории о Мастерах можно понять как овладение пониманием определенных видов медитативного или магического опыта. В медитации или в других формах магической работы то, что может в одном способе сознания выглядеть абстрактной идеей или безличной энергией, может казаться вместо этого сущностью с собственным центром осознания или собственной жизненной силой. Без теории было бы очень трудно признать и работать с такими тонкими и абстрактными областями опыта. В то же время теория, даже когда ее оживляет опыт, не может быть просто взята буквально и конкретно. Такие буквальные, конкретные интерпретации эзотерической теории могут легко привести к фанатизму, навязываниям другим своего мнения и слепоте,не дающей увидеть, что определенная структура может быть очень полезна в одной ситуации, не будучи повсеместно верной, или требующей соблюдения универсального соглашения.
В традиционных терминах уровень внутреннего развития, который соответствует Хеседу, называется Adeptus Exemptus, «освобожденный адепт». «Освобождение» освобожденных адептов состоит, по крайней мере частично, в том, что в них не доминирует ни одна из Структур, с которыми они работают, поскольку они не ошибаются в таких структурах, как конечные источники или источники смысла. Их взгляд направляется все дальше и глубже, к тому, из чего эти великие абстрактные энергии получают свое бытие.

СИМВОЛИЗМ ХЕСЕД

В рамках этого урока вы узнаете набор символов, приписываемых четвертой сфире, Хеседу, Милосердию. Они таковы:

Божественное имя: Эль

Архангел: Цадкиэль, «Правосудие Божье»

Чин ангелов: Хашмалим, Блистающие

Астрологические соответствия: Цедек, Юпитер

Соответствия Таро: Четыре четверки

Как и прежде, запомните эти соответствия и напишите второй, третий, четвертый и пятый пункт на диаграмме Древа Жизни, в четырех кругах Хеседа. Затем окрасьте оставшуюся часть сфиры синим.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ, ДВАДЦАТЫЙ И ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЕ ПУТИ

Как и в предыдущих уроках, вы должны изучить набор символов, относящихся к путям, которые простираются от Хеседа до другого сефирота на Древе Жизни. Хотя детальная теория путей не является чем-то, что вводный курс такого рода может или должен описывать, стоит отметить, что пути, ведущие из любой сфиры дальше по древу, можно понимать как выражение энергии и природы сфир. Возможно, поучительно подумать о путях, которые вы уже изучили, и о тех, которые описаны здесь, в этом контексте.

Пути и символы за две недели, которые вы изучите на этом занятии, следующие:

Девятнадцатый путь

Позиция на древе: от Хесед к Гебуре

Еврейская буква: Тет

Соответствие Таро: козырь 8, Сила

Астрологическое соответсвие: Лев

Двадцатый путь

Позиция на древе: от Хесед к Тиферет

Еврейская буква: Йод

Соответствие Таро: козырь 9, Отшельник

Астрологическое соответствие: Дева

Двадцать первый путь

Позиция на древе: от Хесед к Нецах

Еврейская буква: Каф

Соответствие Таро: козырь 10, Колесо Фортуны

Астрологическое соответствие: Юпитер

Как и прежде, запоминайте соответствия и репетируйте их с помощью соответствующих козырей таро.

ЧТЕНИЕ

  Чтение упражнений для этого урока следует тем же направлениям, что и для предыдущих уроков. Прочитайте одну главу из выбранной вами книги каждую неделю, выберите семь предложений, которые, как представляется, отражают важнейшие идеи, и пребывайте с одним из этих предложений в каждый день следующей недели.
  Вероятно, вы уже нашли, что есть некоторые моменты, когда это упражнение кажется интересным, а в других случаях требуется много усилий. Обратите внимание на варианты такого рода. Что, если в вас что-то есть, что ,создает различие между тем и другим?

УПРАЖНЕНИЕ САМО-ВОСПРИЯТИЯ

Некоторый тип знания о себе, как мы упоминали выше, может быть рассмотрен путем изучения теоретического материала о различных структурах и функциях человека. Другой тип, конечно, не может. Никакое количество каббалистической теории не позволит вам воспринимать особые сильные и слабые стороны, особые стрессы и переклички между уровнями, которые делают вас такими, какие вы есть. (Теория может помочь вам понять, что вы воспринимаете, но это другой вопрос.)
Таким образом, одна часть работы, стоящей перед любым учеником западных мистерий, — это простая интроспекция: акт внимания к себе, изучение того, что происходит на более близкой стороне границы между «я» и всем остальным.
Называть интроспекцию «простой», однако, — значит сказать полуправду. Как и во многих других вещах в эзотерической работе, это просто в теории, но на практике довольно сложно. Многие из тех же трудностей, которые окружают потенциального медитатора, также мешают самовосприятию по многим причинам. Достаточно редко делатся то, что сделали некоторые школы, они просто сказали ученикам осознать самих себя!
Следующее упражнение поможет вам изучить некоторые проблемы, связанные с самовосприятием. Выделите по крайней мере час, когда вас не потревожат, и запаситесь бумагой и ручкой или карандашом, поскольку упражнение состоит из создания четырех списков.

1. Сделайте список своих проверенных сильных сторон, то есть того, в чем, как вы знаете, вы можете преуспеть, потому что вы на самом деле делали это хорошо, в контексте, в котором качество ваших усилий было проверено и доказано.
2. Составьте список своих потенциальных сильных сторон, то есть того, в чем, по вашему мнению, вы, возможно, преуспеете, но что вы еще не испытали или еще не получили необходимую подготовку и опыт.
3. Составьте список ваших проверенных недостатков — то есть тех вещей, с которыми, как вы знаете, вы плохо справляетесь, потому что вы на самом деле испытали неудачу или неловкость в попытках их сделать.
4. Составьте список ваших потенциальных недостатков — то есть тех вещей, в которых, как вы подозреваете, вы не преуспеете, но которые вы никогда не делали.

Будьте осторожны, не превращайте это упражнение в возможность либо греться в сиянии вашего эго, либо ругать себя за различные недостатки. Если ваш список перегружен по обеим сторонам листа, остановитесь на мгновение и поработайте над восстановлением восприятия перспективы. Ваша задача — оценить себя, не вынося морального суждения, — трудная работа для многих людей, но она дает вам огромные преимущества.
В равной степени убедитесь, что вы не пренебрегаете какой-либо значительной стороной себя. Просматривайте свои списки со структурой своего «я», изучая ваши сильные и слабые стороны на всех уровнях — физическом, ментальном, эфирном, астральном и духовном. Вы также можете проверить свои списки, используя четыре функции: интеллекта, эмоции, интуиции и ощущения.
Когда вы закончите списки, поместите их в безопасное место. Вернитесь к ним несколько дней спустя и просмотрите их, внеся соответствующие изменения. Делайте заметки об опыте и чувствах, которые он вызывает у вас в вашем магическом журнале.

ИСКУССТВО ПАМЯТИ

Как упоминалось ранее, процесс и способность памяти — это одно из соответствий Хеседа и самый высокий из пяти аспектов руаха, обычного человеческого сознания. Может показаться странным, что памяти уделялось столь важное место; Современные теории и практика образования научили многих современных людей презирать «запоминание истории» и заменить ее, когда это возможно, искусственными средствами.
Память, однако, является буквально средством, посредством которого каждый из нас строит мир, в котором мы живем. В любой данный момент лишь небольшая часть этого мира ощущается с помощью любых других средств. В той мере, в какой мы принимаем что-либо за пределами этой фракции в наших мыслях или действиях, мы полагаемся на память. Кроме того, значения вещей в этом мире, воспринимаемые в настоящий момент или нет, все хранятся и основаны на памяти.
Раньше такие соображения, как и реальные преимущества хорошей памяти в возрасте до публичных библиотек и компьютерных баз данных, приводили к созданию систем обучения памяти. В конечном счете, некоторые из наиболее эффективных из них были объединены и адаптированы магами в систему внутренней работы — «Искусство памяти», в которой обученная память стала сосудом для преобразующих способностей.
Такая система выходит далеко за рамки этого вводного курса. Однако более простая версия может быть полезной как в практической, так и в магической дисциплине. Выполните следующие простые шаги:

1. Выберите комнату или другое пространство, которое вам хорошо известно. Книги по искусству памяти советуют использовать открытые, относительно незагроможденные пространства с пятью-десятью различными «местами», где могут быть помещены объекты.
2. Потратьте время, чтобы пройти через пространство, физически, а также в своем воображении, пока вы не сможете легко и быстро вспомнить об этом в своем сознании. Обратите особое внимание на места в вашем пространстве.
3. Когда у вас есть несколько вещей, которые вы хотите запомнить — например, список продуктов — возьмите первый элемент в списке и представьте его в первую очередь в вашем визуализированном пространстве. Сделайте изображение максимально четким и прочным.
4. Перейдите ко второму элементу в списке, поставьте его на второе место и повторите процесс до тех пор, пока вы не закончите список или не закончите места.
5. Когда вам нужно запомнить список, мысленно пройдите через пространство снова, глядя на каждое из мест, когда вы приходите к нему. Вы найдете изображения, которые вы там разместите, каждый из них на своем месте.

С практикой построение этих изображений становится быстрым и легким. Вы обнаружите, что изображения, которые вы используете для целей памяти, не остаются после того, как он вам перестает быть нужен. Не нужно беспокоиться о том, что список продуктов появится в какой-то более поздний срок, когда на одном и том же месте хранятся даты для теста по истории!
Ваше задание для этой части работы — использовать базовое упражнение Искусства Памяти, данное здесь не менее четырех раз в течение следующих двух недель. Чем чаще вы его используете и чем дольше вы продолжаете его использовать, тем более подготовленными вы будете для продвинутых форм Искусства Памяти.

МЕДИТАЦИЯ

Для этого урока медитативной работы мы вернемся к форме и формату, представленным на уроке 4. В течение следующих двух недель тема ваших медитаций — четыре четверки таро. Как выражения Хеседа через четыре элемента и Четыре мира, эти карты должны много рассказать о важнейших принципах упорядочения западной эзотерической традиции. Как и прежде, работайте с одной картой на каждом сеансе медитации и чувствуйте, как Древо использует это задание для уроков чтения и встраивает его в ваши другие исследования.
  Здесь, как и в вашей предыдущей медитативной работе с таро, придумайте единственное слово, которое лучше всего выражает значение каждой из карт и передает их в память.
  Планируйте проведение как минимум восьми сеансов медитации в течение двух недель, которые вы проводите на этом уроке. Как и прежде, каждый день, когда вы не медитируете, делайте упражнения по расслаблению и вниманию, приведенные в уроке 3.

Ритуал

  Выполняйте упражнение «Средний столп» (см. Стр. 107) каждый день в течение времени, затраченного на этот урок. Когда вы будете работать с этим ритуалом в течение следующих двух недель, внимательно ознакомьтесь с инструкциями на уроке 7 и сконцентрируйтесь на том, чтобы сделать визуализацию максимально ясной и точной.

Обзор урока

1. Выполняйте упражнение по медитации или вниманию каждый день
2. Выполняйте ежедневное вспоминания каждый день перед тем, как ложиться спать
3. Выполняйте упражнение «Средний столп» каждый день
4. Выполняйте упражнения для чтения каждый день
5. Используйте упражнение «Искусство памяти», описанное выше, по крайней мере четыре раза в течение следующих двух недель.
6. Выполняйте упражнение самовосприятия, описанное выше каждый день.
7. Продолжайте работу над показателями количества, представленными на уроке 7.
8. Сохраните запись о своей работе.
 
  Когда вы провели по крайней мере две недели по этой практике и выполнили хотя бы минимально необходимую работу, вы готовы перейти к уроку 9.