Мария Луиза Фон Франц
Сны и видения Святого Никлауса из Флюэ
Это не дословный отчет. Лекции были составлены из заметок, сделанных на Курсе, и хотя фрау д-р фон Франц кратко просмотрела их, ей было невозможно сделать большего. Я старался быть настолько точным, насколько это возможно, но я несу ответственность за любые ошибки в отчетности. UGT
Лекция 1
Институт Юнга
8 Мая, 1957.
Прочитав название моей лекции, вы можете подумать, какое отношение имеет швейцарский местный сельский житель к юнгианской психологии, но я надеюсь, что к концу Курса, когда вы изучите жизнь этой, в высшей степени интересной, личности, вы увидите, что он — удивительный пример человека, прошедшего через процесс индивидуации в очень сложной ситуации и своим собственным, очень одиноким, путем. Если мы спросим себя, кто такой святой с психологической точки зрения, мы, естественно, невольно начнем заглядывать еще дальше в историю и сравнивать святых Христианской Церкви с жрецами-целителями многих примитивных и полупримитивных цивилизаций. На съезде психотерапевтов и теологов в Германии весной этого года возникла дискуссия о том, существует ли сейчас потребность во врачах-священниках. Это большая проблема. С одной стороны, богословы, практикующие cura animarum [душепопечение, психологическая помощь священника], естественным образом сталкиваются с проблемами психотерапевтов, в то время как психотерапевты, со своей стороны, сталкиваются с религиозными проблемами в душах своих пациентов, и поэтому эти два поля пересекаются, что порождает определенные трудности. Например, профессор теологии заявил на Конгрессе, что он рекомендовал медитативные упражнения для небольшой группы, и что у одного из участников случился довольно опасный срыв, он позвонил в полночь в ужасном состоянии, а бедный богослов провел с ним действительно страшные часы. Психотерапевт сказал, что нам действительно нужен оригинальный тип личности «врача-священника», который вызвал бы бурю в обеих представленных областях. Итак, вы видите, это очень современная проблема.
Фактически, если вернуться к истории, мы знаем, что в примитивных обществах функция религиозного служителя и психотерапевта обычно объединялась в одном лице, целителя или шамана, поскольку первобытное исцеление было в основном психическим. В книге М. Элиаде Le Shamanisme вы найдете бесчисленные примеры, что знахари, называемые шаманами в циркумполярных племенах, это обычно индивидуумы, которые по необходимости и по внутренним причинам вынуждены были входить в свое собственное бессознательное и встречаться с огромными переживаниями, тем самым и становясь Шаманами. Этот тип целителя особенно интересен тем, что в отношении его существует минимум изученной традиции и литературы, поэтому существует максимум никак не ориентированного внутреннего опыта. Хотя в некоторых племенах функция является наследственной и передается от отца к сыну, в других люди становятся шаманами, потому что их позвали духи, и этот диагноз обычно проявляется очень рано в их жизни. Если молодой человек во время полового созревания или раньше имеет тенденцию к изоляции или меланхолии и не может участвовать в деятельности племени, возникает подозрение, что он должен стать шаманом, а один из пожилых мужчин племени принимает его как ученика и знакомит его с известными обычаями.
Один шаман, будучи молодым человеком, оказался в такой ситуации, и старший велел ему выкопать яму в снегу и сидеть там более трех недель, практически без еды, старик ежедневно приносил ему только чашку теплой воды и очень маленький кусок мяса, и так он оставался без дальнейших указаний. После состояния внутреннего кризиса у него было видение красивой женщины, которая обещала повести его. Когда он сказал об этом старику, тот ответил, что это то, чего они ждали, и что женщина из видения научит молодого человека всему остальному. Старик только помог ему на пути, после чего он остался уже наедине со своим внутренним опытом. Многие этнологи говорят, что вы не сможете отличить этих шаманов от патологических и истеричных людей. Но среди них есть так же много сильных и здоровых, как и в других местах, включая охотников и вообще хорошо адаптированных людей, и было бы лучше спросить мнения Golds или Jughakirs, потому что им известна разница, и их определение мне кажется лучше, чем любое, которое мы можем сделать извне. Говорят, что существует определенная параллель, потому что патологические люди одержимы демонами, но они остаются одержимыми, в то время как шаман, хотя и бывает одержим, находит способ исцелить себя. Один становится шаманом, а другой — глупцом для первого, вместо того, чтобы поддаться одержимости, отыскавшим способ делать что-то положительное.
Есть великие и маленькие, мужские и женские шаманы. Есть маленькие женщины-шаманы, которые помогают при родах, помогают маленьким детям, но не могут справиться с другими проблемами. Один молодой шаман, после некоего посвящения, спросил своего учителя, как далеко можно зайти, чтобы стать великим шаманом, и ему ответили, что это отчасти зависит от воли богов, а отчасти от того, насколько он сам готов страдать, потому что весь прогресс зависит от количества страданий, которые могут быть приняты, поскольку каждое посвящение означает еще один шаг в страдании.
Аналогичная ситуация наблюдается у африканских и австралийских знахарей. Элиаде описывает те же симптомы, человек становится меланхоличным и т. д., и «призванным», а затем он вынужден иметь дело со своими внутренними проблемами. Я вернусь к этому позже, но здесь хотела бы только указать, что идея священника-целителя встречается во всем мире.
Если мы сейчас посмотрим на нашу особую европейскую историческую традицию, вы увидите, что вся идея святых в Католической церкви имеет те же психологические корни. Поклонение католическим святым восходит к ранним дням христианства и происходит непосредственно от поклонения мученикам среди ранних христиан. Толпа пыталась завладеть телами мучеников и разделить на части их тела, полагая, что тайны исцеления этого отдельного христианина могут остаться в них, или в их одежде, или в их книгах, так что они распространяли или продавали такие вещи. Они пытались добраться до маны. До 10-го века официальной организованной канонизации святых не было, как мы знаем, но с тех пор Церковь решила, что существующее беспорядочное поклонение, должно быть проверено, и что не следует предоставлять массам самим выбирать и поклоняться людям как святым, но что это должен решать Ватикан. Прежде это была бессознательная мана и личность христианских мучеников, которые оказали такое влияние на других людей, что им поклонялись во время их жизни, а также после их смерти. На их могилах и реликвиях были построены церкви, и в их усыпальницах происходили чудеса.
Если мы спросим, откуда возникает странная тенденция, что выдающимся впечатляющим личностям, которые умерли за свою веру, поклонялись даже после их смерти, вы обнаружите, что это восходит к языческой древности. Это можно проследить по истории Греции и культу гробниц героев в разных греческих странах до микенского периода и даже до каменного века. В большинстве мест, таких как Олимпия, Дельфы, Делос и т. д., мы можем найти могилу «божественного героя», которому поклонялись как богу. Что точно происходило в этих местах, мы не знаем, мы знаем только, что существовал культ, с играми и спортом, и что приносились великие жертвы, а в некоторых местах были созданы оракулы, поскольку считалось, что мертвые герои посылают сны или дают другие знаки для руководства живыми людьми. В Эпидавре, например, есть гробница Малеаса, с которой советовались оракулы перед инкубационными снами.
Хотя мы так мало знаем о греческом культе мертвых героев, интересно то, что эти герои, в обычном понимании слова люди, совершившие выдающиеся деяния, и после их смерти они считались эквивалентными богам, с которыми непосредственно идентифицировались Здесь есть идея человеческой личности, которая каким-то образом является божественной или даже богом. В Олимпии, где была гробница Пелопса, была также гробница «неизвестного героя», и вы все еще можете увидеть ее основание, открытое в ходе раскопок, это круг в квадрате, замечательная мандала.
Поклонение божественному человеку или неизвестному герою является архетипической идеей, чьи следы вы найдете по всей Греции, и именно это является основой странного поведения ранних христиан, которые начали делать то же самое в поклонении мученикам, а, следовательно, продолжили традицию. Если мы имеем дело с проблемой святых с этого, более психологического, угла зрения, мы следуем, как вы видите, в неизвестные глубины и множество проблем.
В некоторой анти-католической протестантской литературе поклонение святым в католической церкви осуждается, как своего рода языческий политеизм. Церкви на самом деле всегда было трудно определить святого и установить точную меру поклонения святым. Святой может и не быть объектом поклонения, но может ходатайствовать за вас перед Богом. Такие правила представляли собой попытку богословов привнести порядок в то, что стало обычной практикой, с помощью которой люди могли иметь непосредственный контакт с божественной фигурой. Если мы изучим разных христианских святых, особенно канонизированных после 10-го века, о которых у нас есть личные свидетельства, можно отметить, что более ранние святые, избранные народом, являются более «целителями», в то время как многие из официально выбранных святых скорее имеют интеллектуальное или «политическое» значение. Тем не менее, первый тип также сохранялся, и наш Святой Никлаус фон дер Флюэ принадлежит к этому типу. Он был избран святым простыми людьми и только позже был канонизирован.
Условия для канонизации заключались в том, что святой должен быть выдающейся личностью, должен был проявить героическую позицию, обладать необычайными моральными и духовными качествами, а на его могиле должны происходить посмертные чудеса. Поэтому никто не мог быть канонизирован при жизни, даже самый святой человек. Как и следовало ожидать, люди, избранные простым народом и народной традицией, демонстрируют больше сходства с первобытными характеристиками, которые мы могли узнать в обычаях языческих народов. Они ближе к архетипу целителя или шамана, чем те, кто был канонизирован за свои богословские заслуги. Это личная оценка, но этот тип святого мне кажется более интересным, потому что у него есть характеристики подлинного и более укорененного в этой земной реальности и менее «духовного», в некотором смысле этого слова. Я решила глубже изучить швейцарского святого, Святого Никлауса из Флюэ, потому что мне кажется, что из всех святых, чьи биографии я знаю, он один из самых подлинных. У большинства святых, как вы знаете, были личные переживания и видения, которые были обработаны их отцом-исповедником, поскольку Церковь не публикует их полностью и оригинально. Например, Св. Тереза Авильская работала над своими видениями с ее духовником, и человеческая сторона из них была в значительной степени исключена. Св. Никлаусу, который был таким маленьким местным святым, посчастливилось найти чуткого исповедника в его приходе, так что его видения были записаны такими, как он получал их, но рукопись была потеряна в швейцарском монастыре и только недавно снова вернулась. Поэтому у нас есть подлинный документ о его внутреннем опыте, и это поможет проследить курс, которым он следовал, с видениями в их первоначальной неопубликованной форме.
Говорят, что Церковь не очень любит видения святых, но они подчеркивают моральные и этические достоинства личности. Церковь, вероятно, так же беспомощна, как и мы, в интерпретации видений, и поэтому некоторые теологи предпочитают их игнорировать. Это тенденция нашего времени — не воспринимать эти вещи всерьез и не понимать их. Семьдесят лет назад кто-то написал Папе о видениях Св. Никлауса, сказав, что их следует официально интерпретировать, и получил положительный ответ, но до сих пор не было никакой интерпретации и официальной публикации, показывающей, как Ватикан будет судить о видениях такого святого. Они, однако, представляют собой подлинную картину его внутренней жизни.
Как католическое издание, я могу тепло порекомендовать вам книгу М.-Б. Лаво: «La Vie Profonde de St. Niklaus von der Flue», из католических биографов Лаво больше всего обращается к видениям, и его интерпретации в целом очень примечательны, хотя он отбрасывает те, которые он не понимает. <Книга вышла из печати, в библиотеке есть копия.> В протестантской литературе я бы рекомендовала Bruder Klaus von Flue Фрица Бланке. Бланке писал с более личной точки зрения, а также делал попытку психологической интерпретации, хотя и не очень адекватной, но биография хороша. (Книга доступна из книжного магазина евангелистов, Зильштрассе 33, Цюрих, цена Fcs. 6.05.) В английской литературе я пока не могу рекомендовать публикацию, все они являются разновидностью сентиментальной биографии, доброжелательной и приятной, но бессмысленной для нас.
Как вы знаете, профессор Юнг часто ссылался на видения святого Никлауса и написал статью, которая появилась в Neue Schweizer Rundschau (август 1933 года, № 4), а также написал о нем в своей книге Von den Wurzeln des Bewusstseins, <Корни сознания>. Если мы применим методы интерпретации юнгианской психологии к этому материалу без предубеждений, т. е. если мы посмотрим на видения, как на сны современного анализанда, то будет обнаружено, что в них присутствует огромное количество языческих мотивов, которые нельзя оспорить, и которые явно возвращаются к корням старых языческих германских представлений. Никлаус происходил от германских корней, и архетипы появились в этой особой форме в его бессознательном состоянии. Этого можно было бы ожидать, и само по себе это неинтересно, но есть еще один факт, который меня завораживал, а именно, что чисто языческие элементы в видениях встроены в христианские образы так, что становится невозможным их интерпретация только редуктивным способом; вы не можете сказать, что у вас есть христианские символы с определенными корнями, принадлежащими к более раннему времени, но, я надеюсь, у вас будет впечатление, что в бессознательном этого святого есть тенденция воспитывать языческие символы и объединять их с Христианскими символами таким образом, который придает им новый характер, поэтому мы должны спросить не «Почему» у него появились германские образы, но «С какой целью». Почему бессознательное производит такую творческую реорганизацию внутреннего христианского символизма, связывая его странным образом с языческим символизмом, и какова таинственная цель в этом случае, и тогда я надеюсь, что мы придем к интересным выводам.
Прежде чем я начну интерпретировать видения, я хочу кратко рассказать о времени и исторической ситуации в 15 веке, в которой жил Св. Никлаус фон дер Флюэ. Во внутреннем ядре нашей швейцарской страны, где родился и жил этот святой, в 15 веке происходила своеобразная борьба, которую можно было бы описать как следующее.
Швейцарцы в сражениях при Земпахе освободились от австрийского правления Габсбургов и установили первый центр демократического самоуправления. Они отняли землю у австрийского и немецкого дворянства и распределили ее среди крестьян, так что вместо крупных владений, принадлежащих дворянству, теперь было множество мелких, принадлежащих свободным крестьянам, которые теперь вместо выращивания кукурузы принялись в разведение крупного рогатого скота и делали сыр. Это привело в 15 веке к расширению коммерческой деятельности, через Готтард в северную Италию к югу за Альпами, связанной с необходимостью создания экспортного рынка сыра и крупного рогатого скота для импорта других предметов первой необходимости. Были сделаны несколько попыток заселения, но Тессин — единственная часть, которая осталась швейцарской, и, как вы знаете, Муссолини утверждал, что его нужно вернуть Италия.
В то же время швейцарцы также стали широко известными как наемники в других странах. Это привычка, которая все еще сохраняется, и по-прежнему вызывает проблемы, поскольку довольно дикие молодые швейцарцы убегают и становятся наемниками за границей, и они должны быть посажены в тюрьму, когда они вернутся. Швейцарские наемники были известны как храбрые и верные, но жестокие солдаты, и они требовали высокой платы. Но пренебрежение своей страной, когда они служили наемниками в Европе, не принесло хороших последствий для Швейцарии. Это также привело к тому, что швейцарские солдаты сражались против своих соотечественников. К тому же постоянное пребывание в чужих странах часто деморализовало людей. Они, например, собрали трупы после битв и топили из них жир, который они продавали по хорошей цене — это не расскажут в школах, но это правда. Эта деморализация привела к сложной ситуации дома. Швейцарское гражданство продавалось довольно сомнительным людям и преступникам, и было делом чести защищать таких лиц против австрийцев. Обычные преступники, которые впоследствии оказывались ворами и убийцами, были приняты в качестве швейцарских граждан, и их оправдание почти привело к последующим войнам. Швейцарцы были такими хорошими солдатами и так высоко ценились за боевые способности в Европе, что спрос на них оказал катастрофическое влияние, так что появилась вероятность того, что эта маленькая демократия в сердце Европы может исчезнуть.
К вышеуказанным трудностям добавился тот факт, что католическая церковь постоянно участвовала в мирских ссорах и тем самым потеряла большую часть своей власти. Усилия, предпринятые для того, чтобы разрушить мирское правление Церкви, ставили под угрозу ее юрисдикцию. Если в монастыре возникали разногласия, скажем о луге, с соседним крестьянином, нейтральный совет принимал решение, а Церковь была лишь одной из сторон по делу. Внутренние ссоры внутри Церкви также должны были решаться Советом. Но часто, если Церковь должна быть побеждена в споре с другой страной, может быть, из-за налогов, тогда она отвечала тем, что отлучала эту страну, в результате чего в этом месте не было местного священника. Такие ситуации склоняли людей к сомнению в авторитете всей Церкви. Из этого условия Реформация впоследствии извлекла пользу, но людям, для которых их религия имела большое значение, ситуация представлялась чрезвычайно сложной. Именно в это время политического и экономического кризиса, в 1417 году, маленький крестьянский мальчик, Никлаус фон дер Флюэ, родился в Заксельне. Ему пришлось преодолеть большое расстояние ради крещения, потому что его место рождения было отлучено от церкви, когда случился спор о взносах для вновь назначенного священника. Отец Никлауса, Генрих фон дер Флюэ, был зажиточным крестьянином, с хорошим положением и пользовался уважением окружающих.
У Святого Никлауса были видения с самого начала его жизни. Некий Хейни-ам-Грунд, или Хаймо, человек из хорошей местной семьи и в то время священник в Кринс и Станс, был его духовником, и именно к нему шел Св. Никлаус всякий раз, когда пребывал в беспокойстве от своих видений. Поскольку этот священник был достаточно тактичным, чтобы не вмешиваться, а только слушать и давать общие советы Св. Никлаусу, о медитационных упражнениях, например, его внутреннее развитие происходило без особого руководства, и Св. Никлаус очень доверял священнику. Заметки, сделанные Хейни-ам-Грундом о видениях, позднее, когда святой был канонизирован, стали представлять большую важность. Св. Никлаус говорит, что с детства у него было большое благоговение перед призванием священника, и когда он увидел его, это было, словно он увидел, как приблизился к ангелу Божьему. В психологическом плане мы можем сказать, что он проецировал фигуру отца и образ своей собственной будущей большей личности на священника, а на Хейни у него был своего рода перенос фигуры отца.
Хейни говорит, что святой Никлаус рассказал ему, что у него были видения, когда он был в утробе матери, и он видел маленькую звезду на небесах, которая осветила весь мир, и что позже в жизни, в своем одиночестве он часто видел похожую звезду. Он интерпретировал это как означающее, что однажды он распространит такой свет в мире. Также он видел большой камень и святое масло. Камень, по его словам, относился к стабильности и силе его собственного существа и что он всегда будет оставаться стойким. Когда он родился в этом мире, он сразу узнал свою мать, акушерку и других людей в своем окружении и помнил, как именно был доставлен в Кернс для крещения в течение первых трех дней его жизни, и что там он еще увидел старика, который был ему незнаком, хотя он узнал в нем священника. Таким образом, он видел четыре вещи, три до своего рождения: звезду, камень и святое масло, и при его крещении — старика, которого никто не знал. Это первое видение или видения, естественно, создают современным комментаторам большие проблемы, так как неизвестно, бывают ли у детей видения в утробе матери, и с биологической точки зрения это маловероятно. Большинство католических комментаторов либо игнорируют видение, либо говорят, что его нужно воспринимать символически. Немногие имеют смелость сказать, что это было чудо. У нас нет других записей о детских видениях, во время их нахождения в утробе матери, но это довольно распространенная мифологическая традиция у многих индейцев, и в африканском фольклоре есть упоминания о том, что герой имеет переживания в утробе матери и может говорить с матерью, находясь там. Поэтому мы могли бы сказать, что это мифологический, хотя и не биологический факт.
Я не думаю, что Святой Никлаус изобрел видения, но у меня есть еще одна гипотеза, потому что я слышала о людях, у которых были сны о вещах, которые произошли до их рождения. Это очень впечатляющие, архетипические сны, и в 15 веке такие сны обычно принимались наивно и буквально как реальный факт. Поэтому я думаю, вероятно, у Св. Никлауса был сон, в котором он видел звезду, камень и масло, и он воспринял это как факт, что было бы вполне закономерно. В Иеремии I, 4:5, пророк говорит: «…И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Здесь есть идея объявления призвания до рождения. Святой Иоанн Креститель также «прыгнул в утробе матери», когда Елизавета, его мать, услышала приветствие Девы Марии, что может быть христианской параллелью. Поэтому мы можем считать утверждение Святого Никлауса символически правдивым. Это был сон о призвании, мотив героической жизни, ибо рождение героя объявляется звездой, появляющейся на небесах.
Четыре символа — звезды, камня, масла и неизвестного старика также показывают типичную структуру тотальности, где четвертая занимает отличающуюся позицию. Первые три безличны, а четвертая — человеческая. То, что звезда объявляет о рождении выдающейся личности, инспирируется в Библии, где звезда Вифлеема объявила о рождении Христа трем мудрецам. Во многих цивилизациях вы встречаете идею о том, что человеческая душа была звездой перед рождением и снова становилась ей после смерти. Египтяне говорят о Ба, которая для них является символом ядра предсознательной индивидуальной личности. Ба представлена либо птицей с человеческим голосом, либо небольшим пламенем, либо образом звезды. В Египте после смерти человек становится Ба-подобным, и одной из циркумполярных звезд, которые никогда не останавливаются и видны вечно; они представляют собой бессмертие, ибо, если вы стали одной из этих звезд, вы достигли бессмертия и кружите вокруг небес в блаженстве. Это пример идеи личности, являющейся звездой до и после смерти. Отцы Церкви говорят, что звезды представляют святых, потому что они окружают Христа. В этой христианской параллели есть нюанс поэтической аллегории, в то время как египтянин все еще имеет полный смысл, поскольку они действительно полагали, что человек связан со звездой. У детей также часто возникает эта фантазия о связи со звездой.
Значительно позже у Св. Никлауса было видение, что четыре огонька, подобных свечам, приходят с небес и показывают ему, где он должен жить, но на этом первом этапе, звезда далеко в небе. В сновидениях что-то часто происходит на небесах, и такие сны трудно интерпретировать, потому что люди говорят, что не видят, где символ соединяется с ними. Обычно это означает, что они должны ждать, и отсылает к более позднему периоду в жизни, потому что человек не может соединиться с символом, пока тот не войдет в поле его личной реальности — небеса это очень далеко. Звезда возвещает принцип индивидуации в случае этого крестьянского мальчика. По-видимому, с самого начала у него была заложена возможность индивидуации личности.
Второй символ — большой камень или скала. Интересно отметить, что название «фон дер Флюэ» означает «из скалы». «Флюэ» — это старое германское название, а «фон» означает «из» и является обозначением местности. Во владениях семьи есть скала с оленем, стоящим на ней. Сам Клаус сказал, что камень представляет твердость и стабильность его собственного существа и что он никогда не откажется от своего внутреннего призвания. Он фактически интерпретировал это так же, как мы истолковали бы камень во сне, как ту часть психики, которая является нерушимой. Каменная символика часто встречается в алхимии, а те, кто читал Психология и алхимия, должны знать кое-что о потрясающем значении символа камня. Поэтому я хотела бы напомнить вам коротко о том, что доктор Юнг говорит в работе Von den Wurzeln des Bewusstseins, которая еще не переведена, и в которой он суммирует на нескольких страницах большинство сущностных основ символики камня. Он говорит, что, согласно алхимикам, камень представляет собой внутреннего духовного человека, которого алхимики пытались освободить от материи. У них была идея, что в химическом веществе, с которым они экспериментировали, был божественный человек, и его нужно было освободить в процессе нагревания или варки. Поэтому камень, говорит Юнг, для алхимика — Бога Макрокосма в материи.
Мы привыкли думать о материи как о мертвой, неорганической, без какой-либо души или божественного элемента в ней, и нам трудно настроить наши умы на это средневековое отношение. Но у алхимиков была идея, что часть божественности живет в материи и что все, что несет ответственность за странное и таинственное поведение материи, связано с тем, что в ней живет божественная душа — бог не живет вне, но он, так сказать, погребен в материи, и задача человека освободить его. Каждый человек является потенциальным носителем и даже создателем философского камня. Можно сказать, что камень — это образ Бога и параллельно — Христа. Это означает, что образ Христа в соответствии с чувством алхимика, по-видимому, слишком духовный, слишком далекий — идеальная фигура, которой мы не можем соответствовать, слишком удаленная от нашего повседневного существования. Алхимики также говорили, что если Христос искупитель людей, почему он не может быть также искупителем животных и растений?
Такие наивные и популярные реакции вполне понятны и представляют психологическую критику богочеловека (Антропоса) как слишком далекого от нашего земного существования и бед, и из этой тенденции алхимики отважились создать еще одну идею Христа, которому дает развитие низшая сторона человека. Их образ спасителя добавляет, так сказать, ноги к фигуре Христа, более материальную сторону. У их камня были все те качества, которых не хватало слишком одностороннему образу, и все же они говорили, что так или иначе это был Христос. Юнг говорит, что в алхимическом образе Меркурия и философского камня плоть прославилась по-своему, поскольку она не трансформировалась в дух, а наоборот, была фиксацией духа в материальной реальности. Христианская идея состоит в том, что наша плоть будет искуплена в конце наших дней, превратившись в духовное тело и поднявшись до уровня духа. Алхимики производят еще одну идею спасения, а именно, что дух будет конденсироваться или осаждаться подобно дождю в прославленное тело, которое существует здесь и сейчас и для которого нам не нужно ждать до конца света и которое нам сейчас поможет в этой жизни. Эта идея появляется во всех разнообразных фантазиях алхимиков, так что камень можно рассматривать, как говорит Юнг, как символ внутреннего Христа, но не Христа как устоявшейся догматической фигуры, а Христа, выраженного в конкретной реальности слабой человеческой личности, бога в человеке. Камень не заменяет образ Христа, это скорее венчающее прикосновение к тому, что начал Христос. Мы не можем поставить символ камня в противоположность образу Христа, против чего алхимики возражали бы, но мы могли бы сказать, что их идея трансцендирует идею Христа, распространяя идею спасения — как будто Христос только коснулся человечества сверху, и это сделает шаг дальше в нашу реальность и будет адаптировано к нашей ситуации. Идея камня как filius macrocosmi исходит не из известного духа отдельного человека, а из тех психических полей, которые заканчиваются тайной космической материи.
Это очень короткая и загадочная аллюзия, затрагивающая проблему, о которой мы не смеем сказать слишком много, потому что с научной точки зрения мы мало знаем об этом, хотя я думаю, было бы трусливо не произнести простых слов, но вы должны принять то, что я говорю, как гипотезу и предположение, а не как нечто научно доказанное. Мы не одиноки в этих размышлениях, их можно обнаружить в современной теоретической физике. В своих исследованиях профессор Юнг нашел аналогию между бессознательным и этим неизвестным фактором, и вы не можете уйти от идеи, что глубинные психологи и физики описывают один и тот же жизненный фактор. Можно сказать, что на самом деле мы описываем живую тайну, которая не является ни материей, ни психикой, но которая проявляется с одного угла как материя, а с другого — как психика. Молодой человек, студент-физик, сделал это своей проблемой и мечтал, что он попытается посмотреть на свою внутреннюю психику, чтобы увидеть ее извне, но не как тело, а как психику. Во сне, с огромным усилием, он сделал это и увидел свою психику, и это была металлическая статуя человека. Он коснулся ее, и она издала замечательный звук, но он не смог выдержать усилий и вернулся назад. Здесь у вас есть идея, что если бы вы могли посмотреть на бессознательное со стороны, оно выглядело бы как материя. Мы наблюдаем ее, всматриваясь в субъект, но мы касаемся одной и той же жизненной проблемы. Алхимики искали в том же направлении и имели идеи, которые очень похожи на то, что мы наблюдаем у современного человека.
Среди австралийских аборигенов существует представление, что до рождения души детей живут в так называемых детских камнях. Они думают, что детские души входят в женщин, и так они беременеют. Эта идея магических камней, продолжает Юнг, существует не только в Австралии и Меланезии, но также в Индии и Бирме, и даже в Европе. В старой германской цивилизации клали камни с дырой на могилы и думали, что в них будут жить души мертвых, и из них снова возродятся. Здесь вы видите параллель камня и звезды, оба являются личностью до и после смерти. В одной традиции это звезда, а в другой — камень — символы частично совпадают, но между ними существует одна огромная разница, потому что камень на земле, и вы можете прикоснуться к нему. Поэтому Св. Никлаус видит сначала звезду, а затем камень, потом масло и последним старика — Самость медленно приближается к нему, в четыре больших шага. Это очень глубокое первое видение.
Дорогие друзья. Если вас заинтересовал фрагмент из этой книги, мы рады вам сообщить что вы можете купить всю книгу в нашем магазине. Просто перейдите по ссылке https://castalia.ru/magazin/yungianskaya-psikhologiya/product/view/18/291.html и оформите заказ.