Мария Луиза Фон Франц
Сны и видения Святого Никлауса из Флюэ
Лекция 8
Институт Юнга
3 Июля, 1957.
В прошлый раз мы говорили о четырех субстанциях: масле, меде и вине, а затем, в ряду наивысших ценностей, о дешевой, обычной воде из источника. Я цитировала тексты немецких святых отцов, которые сравнивают тело Христа и видение Бога с источником или колодцем воды в глубинах человеческой души.
Болото, психологически, весьма актуально на подходе к четвертому, опасному элементу. В том чтобы зайти на кухню, брать вино, мед и масло, нет опасности, но, приближаясь к четвертому, центральному символу, мы подходим к опасной проблеме, от третьего шага к четвертому; это момент, когда человек может быть поглощен бессознательным, это психологическая проблема. Технически мы можем сказать, что болото происходит от переполнения водой, как это бывает у обычного родника в сельской местности, что создает грязное болотистое место вокруг. Здесь это весьма вероятная ассоциация. Можно сказать, что сама вода выступает как непосредственное спонтанное проявление бессознательной психики, и что ящик, в котором она содержится, будет ссылкой на то, что такое содержание должно быть реализовано и сохранено человеческим пониманием. Вся наша деятельность в психологии направлена на попытку поймать воды бессознательного, чтобы они не создавали болото в психике человека, но оставались чистым и имели оживляющий эффект. Если спонтанные бессознательные проявления не пойманы и не реализованы в той или иной форме, они вырождаются в психике и создают одержимость бессознательным: нечистые фантазии деструктивной природы. Юнг даже говорит, что мы можем вылечить состояние шизофреника в той мере, в какой пациент может получить форму для своего внутреннего содержимого. В противном случае возникает ситуация с болотом; он затоплен бессознательным переполнением нечистыми фантазиями, в которых смешиваются самые сакральные и самые богохульные идеи. Если вы изучите поток разговоров шизофреника, вы найдете сопоставление содержания ценностей самого нуминозного чувства с самыми профанными. Например, такой человек будет одновременно вести телефонный разговор с Девой Марией и бушевать и гневаться о том, что не привезли еды или табака. У Юнга когда-то был пациентка, которая уходила в себя, «чтобы позвонить Деве Марии».
Это размывание ценностей, важных и несущественных, связано с эмоциональной и чувственной жизнью таких людей, и именно эта путаница создает болото вокруг колодца. Поэтому внутренний колодец должен быть очищен, и сохраняться в чистоте сознательным пониманием. Создает ли он болото или источник жизни в психике, зависит от сознательного понимания человека. Официальная интерпретация Церкви была бы болотом греха, но я думаю, что для этого видения это было бы слишком ограниченно, здесь мы занимаемся самым сокровенным святилищем. Я думаю, что это скорее связано с опасностью вырождения внутренней фантазии, которая не понята, потому что, если мы неспособны объяснить и понять самые важные творческие импульсы бессознательной психики, они вырождаются в сильные, оскверняющие сексуальные фантазии, или, в одержимость властной фигурой, такую как у Гитлера, например, который отождествлялся с архетипом внутреннего бога, что привело к мегаломании. Это выродилось в неправильный вид вымышленной жизни.
Тот факт, что Св. Никлаус должен пересечь это болото, чтобы достичь центрального символа, напоминает пересечение брода или вод, которое играет большую роль в религиозных системах. В гностической секте Ператов их центральный символ представлял такую идею. Ператы жили во времена Христа. Название произошло от греческого слова, означающего «пересечь», и Ператы — это те, кто преодолел воду и пересек большой океан. Говорят, что они взяли себе это имя, потому что мир — это большое топкое море, и они — люди, которые вышли за его пределы, на «другой берег». В море люди без «гнозиса» тонут и утоплены, но Ператы пересекают его и достигают места мира и внутреннего спасения. Они цитируют пересечение Красного моря детьми Израиля, говоря, что утопленными были те, у кого не было гнозиса. Боги погибших и боги спасения вместе в полном союзе противоположностей; они живут вместе на другом берегу, которого Ператы и пытаются достичь. Юнг цитирует это в Mysterium Conjunctionis vol. I, p. 217, где он говорит, что Красное море — это вода смерти для бессознательных людей, но для сознательных она является крещенской водой возрождения и переходом в Запредельное. Бессознательные люди — это те, кто не осознал сущность и значение человека в космической сфере; на современном языке, те, кто не осознает личного и коллективного содержания бессознательного. Первая часть может быть теневой или низшей функцией, которая соотносилась бы с грехом и нечистотой неофитов.
Коллективное бессознательное выражается в учении большинства мифических таинственных культов, которые раскрывают тайное знание, как происхождение всего и путь спасения. Бессознательные люди, которые не были очищены от тени и не имели руководства, утонули, то есть больше не продолжают развиваться психологически. Чтобы пересечь воды и добраться до другого берега, они должны понять что-то до сих пор неизвестное им, а именно внутренние противоположности, все те содержания, которые в основном находятся в оппозиции.
Я думаю, что Юнг говорит здесь о происхождении христианства, но это в известной мере было справедливо и во времена Святого Никлауса, так как и тогда не доставало осознания противоположностей. Его бессознательное предприняло серьезную попытку объединить свет и тьму и свести противоположности в один примиряющий символ. В видении болото и источник жизни находятся в одном и том же месте, и святому Никласу удается пройти через болото и не утонуть в нем. Вероятно, без созерцательной практики он в то время легко мог утонуть в бессознательном и стать чудаком-фантазером, ходить и разговаривать сам с собой. Если такие люди открываются кому-то, они изливают материал, состоящий из диссоциированных бессознательных и растворенных фантазий. Они являют собой хорошее представление о том, что значит застрять в болоте, но Святой Никлаус смог получить более центральный символ, чтобы сосредоточиться на том, что было важно, он позволил своей чувственной функции сфокусироваться на нем и понять его. Его Directeur de Conscience, Хейни ам Грюнд, дал ему упражнения, которые состояли из молитв, которые совершались каждые три часа на тему страданий Христа. Эти молитвы проводились следующим образом:
В 6 часов вечера. Он благодарил своего Христа за любовь, которую Он дал человечеству, о чем свидетельствует Его омывание ног учеников и евхаристическая еда;
В 9 часов вечера. Он благодарил своего Искупителя за Его любовь, за то, что он страдал и потел кровью человечества, и Никлаус умоляет Его освободить себя от оков зла;
После полуночи: Он произносит Маттинс и благодарит Христа за Его любовь и за Его страдания в доме Чьяпас, где Он был презираем и оплеван. Позорные муки Он претерпел, и Никлаус умоляет простить за позор его грехов;
Ранним утром: Он благодарит Христа за любовь, которая позволила Ему за Никлауса терпеть поругание Ирода и его солдат, и умоляет Его о благодати, чтобы выносить все нападки с таким же терпением;
В 9 утра он благодарит Христа, который из-за Его любви подвергся наказаниям и просит, чтобы его, Никлауса, могли покарать на земле, чтобы он мог избавиться от наказания в вечности.
В 12 полночь: он благодарит Христа за то, что он позволил Себя распять.
В 3 часа утра он благодарит Христа за Его смерть и за то, что Он умер за него на кресте.
Это означало, что он поднимался несколько раз за ночь. В то время, когда у него были депрессии, он советовался с Хейни ам Грюндом, и тот посоветовал ему делать эти упражнения и ежедневно молиться в определенные часы. Это помогало ему в определенной степени, но депрессия на самом деле прекратилась только после того, как он сбежал в Листаль и решил стать отшельником. Хотя упражнения уменьшили его страдания и придали его личным конфликтам сверхличностную точку ориентации, которая позволила ему понять, что его страдания были параллельны страданиям Христа, и не только эго было в конфликте, но и Самость с ее требованием: воплотиться. Желание Бога воплотиться — настоящая причина его страданий, и это забирает часть невротического аспекта, но, естественно, не изгоняет страдания.
Следующее, что я хочу обсудить, это мотив мирского суда, к которому возвращается Никлаус, и где он задается вопросом, почему люди так себя ведут.
В индивидууме это обычно проблема низшей функции, через которую внутренний человек относится к сверхличному, так что она даже становится функцией религиозного опыта. Существует религиозный подход через низшую функцию, потому что последняя контаминирована всем бессознательным и не дифференцируется; она несет в себе все это, и Самость также, так что задета бессознательная тотальность человека. Низшая функция не может быть полностью интегрирована, ее можно лишь в определенной степени адаптировать. Работая над собой, вы ловите одну вспомогательную функцию, а затем другую и со временем выходите из хаоса бессознательного, и до сих пор вам не пришлось отказываться от своей точки зрения, и вы могли «рыбачить» все время. Но затем наступает решающий момент, потому что вы не можете опустить свой крючок и достичь четвертого, вам нужно спуститься вниз, чтобы весь процесс развития изменился. Эго должно отказаться от своего превосходства и унизить себя, и согласиться с вещами, которые кажутся глупыми и ненужными, оно должно позволить переиграть себя, чтобы ассимилировать четвертую функцию. Нужно добровольно отказаться от претензии быть хозяином в собственном доме: только это добровольное подчинение может относиться к четвертой функции. Это может стать чем-то близким к вам, с помощью чего вы можете иметь отношение к бессознательному, но вы никогда не сможете его интегрировать. Вы можете сказать, что есть четыре функции, но только три шага, и, как говорит Юнг, это соответствует христианской идее трех веков. Сначала приходит состояние разума человека в Ветхом Завете, где не было проблемы противоположности, света и тьмы. Противоречия в Самом Боге не беспокоили Его. Образ Бога отражает Его собственное настроение: Он хочет благословить человека, но затем злится на него и топит его, а затем должен сделать радугу, как напоминание Себе. Юнг иллюстрирует это на примере Элгонов (африканского племени), которые, пока солнце светит, говорят, что жизнь прекрасна, но когда наступает ночь, они скрываются в своих хижинах и говорят, что все плохо — они забыли дневное время, где все было хорошо. Из детства мы знаем, что мы были такими, в одну минуту все было в порядке, а в следующую, когда вы были расстроены, все было не так — вы просто переключались, и это состояние глубокого бессознательного. Затем наступает эпоха Нового Завета и первое осознание проблемы противоположностей как этической проблемы.
На первом этапе люди делают хорошо, а затем плохо, но не страдают от этого, и если вы упрекаете таких людей, они уклоняются от этого. На этом этапе еще много людей, у которых нет реальной проблемы тени, потому что тень, хотя и появляется для них время от времени, не становится для них важной этической проблемой. На следующем этапе, однако, она становится именно главной этической проблемой, и предпринимается серьезная и искренняя попытка принять ее всерьез и попытаться решить. Это приводит к кресту и распятию, и это то, что христианское учение означает, проблема противоположностей. Но крест — это смерть, т. е. он ведет в тупик, и любой, кто пытался продолжать этот путь слишком долго, должен был отказаться от него. Были святые, которые изо всех сил старались, но пришли к выводу, что должно быть что-то, что выходит за его пределы. Святой Иоанн Креста, например, говорит, что есть три пути для внутреннего развития человека, справа — путь мира, слева — путь аскетизма и умерщвления (Орден кармелитов, в который Св. Иоанн был посвящен, и это то, что практикуют в этом Ордене). Святой Иоанн практиковал это в высшей степени. Он говорит, что этот путь ведет, в определенной степени, к внутреннему развитию, но затем становится cul de sac, тупиком, поэтому он так же плох, как и другой. Он тоже должен быть отброшен, и должен быть найден срединный путь для развития.
Давление проблемы этических противоположностей и стремление к тому или иному, в результате приводит лишь к тупику, это противоположно самой жизни, вы не можете идти дальше. Если вы застрянете на втором этапе, вы должны будете умереть. Ранние христианские мученики выбрали смерть; они пережили вторую стадию до ее горького конца. Но если кто-то не хочет следовать религии, которая ведет к смерти, нужно найти третий этап Духа Святого, как сказал Иоахим из Фьюре. Психологически это означает отношение, которое больше не пытается решить проблему с сознательным эго, но, подчиняясь внутреннему руководству, духовному руководству бессознательного, эго отказывается от своих собственных стандартов добра и зла и подчиняется руководству, и это третий путь Святого Иоанна Креста.
Таким образом, у нас есть четыре элемента и три процедуры. То же самое верно и в отношении индивидуума, столкнувшегося с интеграцией четвертой функции для всех этих этических ценностей и оценок сознания, за которые он держался до сих пор, и которые должны быть оставлены. Иногда бывает нужно даже добровольно претерпеть поражение сознания, то, к чему он больше всего стремился, именно на этом этапе выбрасывается. В этом он достигается полной целостности, в которую четвертый элемент встроен, потому что подчинился и спустился в него, и тем самым получил человеческий контакт с природой и сверхличными элементами жизни. Анализ становится синтезом в этот момент, и меняется все отношение, и весь порядок бессознательного изменяется в этой фазе.
Три процедуры очень красиво иллюстрированы немецким мистиком Генрихом Сеузе, который говорит, что религиозная внутренняя жизнь состоит из трех шагов; во-первых, путь очищения, в котором человек должен практиковать умерщвление плоти и страдания и погружаться в стадию ощущения утраты и беспомощности. Затем путь возвышения и осуществления страданий Христа и христиан, и поклонение Деве Марии. Затем, третий шаг, на котором приходит созерцание и начинает действовать благодать освящения, и на этом третьем этапе человек достигает дара мудрости.
Юнг иллюстрирует ту же идею, когда он говорит в Психологии переноса (Практика психотерапии) об этапах фигуры анимы, начиная с биологического, представленного Евой, затем Еленой на эстетическом уровне, где женщина уже приобрела некоторую ценность как индивидуум, и до осознания Девы Марии, духовной формы анимы, но затем уже невозможно подняться выше, поэтому путь идет вниз, потому что четвертый — это мудрость, а мудрость — немного меньше, и потому эта мудрость снова недооценена. Это скорее о том, чтобы быть мудрым, а не иметь «белое отношение», хотя, если смотреть со стороны, это похоже на то, что он снова становится менее супер-человеком и менее «белым».
Сеузе говорит что-то подобное, когда он говорит о поклонении мудрости Бога — созерцательном отношении к внутренним вещам. Здесь есть определенный параллелизм. Христиане, обладавшие мужеством и бескомпромиссным отношением в попытке жить согласно христианскому учению, пришли к выводу, что немного меньше, это даже больше, чем односторонняя одухотворенность с ее чрезмерно стиснутым отношением.
Св. Никлаус также сказал, что состояние созерцания — это похоже на наслаждение танцем, и люди говорили о нем, что в хорошем настроении он был невероятно веселым. Один молодой человек спросил его, стоит ли ему созерцать, и Никлаус сказал: «Да», что он должен, «это нечто замечательное, как танец». Молодой человек выглядел потрясенным, а Никлаус повторил то, что он сказал. У него был ум простой жизнерадостности. Когда теолог пришел проверить его православие и попытался поймать его и доказать, что он был мошенником, он сказал, что был совершенно неграмотным крестьянином и не может читать или писать, и просил его не задавать такие сложные вопросы. Таким образом, он вовсе не был елейным и напыщенным святым.
Теперь мы должны обсудить проблему, почему вначале люди на дворе обеспокоены ненужными действиями и пытаются вымогать деньги друг от друга: они делают заборы, они начисляют налоги, у них есть разные ремесла и т. д. Они работают, работают и разрушают себя, но им не намного лучше в конце. Никлаус поражается, почему они не пойдут немного дальше и не найдут там все, что им нужно. Это сначала кажется легко интерпретируемым, если вы забываете посмотреть с субъективного уровня. Вы могли бы сказать, что это было началом Возрождения упадка в мирскую суетность, эпоху горизонтальной экспансии, открытия новых континентов и развития торговли и т. д., и что духовная реализация средневековья превратилась в мощную и ведомую мирским экспансию, что повышение самодисциплины и сознания христианства в средние века теперь было использовано для завоевания этой планеты. Деструктивные черты, из-за которых христиане так недолюбливались во всем мире, потому что у нас больше сосредоточенности и больший мозг, и мы расширили границы нашего сознания, что стало очевидно в это время. Мы многим обязаны христианству, но плохо используем его, и этот корыстный дух белого человека очень тесно связан с нашим религиозным развитием, и он привел ко всем сомнительным явлениям христиан, которые полагали, что все их противоречия могли бы примириться их религией.
Незаконный ребенок христианского учения — самовлюбленность — вот что проявляется в такой атмосфере двора и, так сказать, является тенью 15-го века. Святой Никлаус неоднократно говорил, что люди Церкви были поглощены духом корысти: приходы покупались, и тому подобное, меркантильный дух переполнил христианскую жизнь, и государство начало выпускать свои когти, довлея над людьми. Вот так это выглядело извне, и так проблема времени констеллировалась, это было начало профанной жизни и ее опасных последствий. Но все-таки этот мотив больше. В другом видении был Христос в медвежьей шкуре, который попросил у Никлауса пенни. В нынешнем видении Он — профанная множественность людей, которые являются нищими, поэтому мы должны сказать, что эти проклятые нищие должны быть связаны с нищим человеком в прежнем видении.
В наше время у нас есть опыт, который точно показывает, что имеется в виду. Если требование бессознательного, требование к индивидуации не привлекает внимания, оно заменяется внутренним духом большинства. Люди, которые поняли, что проблема внутри, могут быть поставлены перед выбором либо идти по пути индивидуации, либо стать одним из массы. Но что еще более важно, факт, что, будь то коммунизм, который захватит нашу страну, или нет, мы все на пути к тому, чтобы стать коммунистическим изнутри — что вы можете наблюдать каждый день в своей практике. Люди все время мечтают об этом, и вы постоянно сталкиваетесь с: «О, ладно, в чем смысл использования таких усилий внутри, есть тысячи других жизней, так в чем смысл моей?» Или, в женщине, это анимус, который думает: «Он должен», «Это должно быть сделано», «Все так думают». Анимус женщины является доктринером, диктующим коллективные правила, а не правила только для одного человека и никого другого. Как только кто-то замечает: «Нужно» или «Я знаю, что это так», как только я больше не воспринимаю себя всерьез никоим образом, я, психологически говоря, на пути к внутреннему коммунизму, я мощу дорогу к человеческой массе, где сам человек неважен.
Молодым людям необходимо адаптироваться к коллективному сознанию, это является нормальной фазой развития, не все в этом участвуют, некоторые делают это только внешне, но требуется определенный итог нормальной адаптации. Если мы на пути к индивидуации, и мы не начинаем ходить голыми, просто чтобы раздражать других, это не значит быть плохо адаптированным. Но позволить себе думать коллективно, всегда разрушительно, даже в период полового созревания, например, если девушка начинает «встречаться» с мальчиками, потому что «нужно», она уже на пути к любовной жизни престижа вместо чувства. Всякий раз, когда вы чувствуете себя вынужденными поступать так же, как другие, это уже одержимость анимусом.
Коммунисты говорят, что время работает на них, и психологически они правы, потому что все больше и больше людей попадают под заклятье «массы» внутри себя. Возможно, существует национальное сопротивление русским методам, но все «измы» готовят путь, и можно быть антикоммунистом так же коллективно. Нужно перестать думать в коллективных терминах и попытаться сделать честную попытку переоценки личности и ее важности, и вместо того, чтобы сражаться, отвернуться и сосредоточиться на том, что более важно.
Символ Христа в медвежьей шкуре относится к опыту Вотана, и более поздние исторические события показали, что случилось. В статье профессора Юнга «Очерки о современных событиях» вы увидите, что он оценивает нацизм как одержимость Вотаном, которая не была признана религиозным опытом. Вместо того, чтобы стать этим, нацизм стал полностью разрушительным массовым движением. Его центр был бы опытом Вотана, если бы немцы смогли сохранить его внутри и не разрешили ему стать коллективным движением. Если бы он был сохранен на внутреннем мистическом уровне, он привел бы к таким переживаниям, какие были у Святого Никлауса, но вместо этого он стал массовым движением, и поэтому процесс индивидуации становится демоническим одержанием. В этом видении опасность уже выражена; нищий, который хочет пенни, может стать нечестивым жадным человеком. В бэкграунде нацистских, наполненных желаниями фантазий есть желание создать высшего человека и царство справедливости. Та же самая желаемая фантазия — в коммунизме. С религиозным отношением это было бы правильно и не привело бы к уничтожению, убийствам и войне, но идеи были спроецированы на конкретную реальность и стали разрушительными.
В видении внезапно все превращается в место, где жил сам Св. Никлаус, и он понимает, что это он был скинией. Конец видения намекает на то, что все, что он видел, происходило внутри него, хотя оно не исходило от него лично. Люди, которые просят пенни, могут отсылать, возможно, к его собственному сомнению относительно того, не был ли он просто странным глупцом, который хотел чего-то экстраординарного для себя — не святость, а просто странный импульс, на современном языке — состояние шизофреника. Сомнения, которые он испытывал, представляли коллектив внутри него, ставящий под вопрос правильность его одинокого пути. Все говорили ему, что он не должен покидать свою семью и что он может служить Богу так же хорошо, оставаясь дома, и что оставить жену и детей — низко. Он действительно задавал такие вопросы самому себе; у него был коллективный элемент, воплощенный в этом видении. Он задавался вопросом, не преследовал ли он своего рода личные амбиции, продолжая свой одинокий путь как святой. Швейцарцы особенно ненавидят эксцентричность, поскольку они думают, что каждый должен стараться быть как все, существует сильная коллективная атмосфера, которая еще более подчеркивается среди крестьян, и на того, кто не как все, смотрят с подозрением. Святой Никлаус был окружен этой атмосферой. Быть крестьянином в деревне, а затем стать местным святым в том же месте, было большим оскорблением коллективного чувства, и он, должно быть, чувствовал воздействие изнутри, как и извне. Он знал, как глупо он выглядел для других, и ему нужно было иметь крепкую спину, чтобы противостоять этому. Этот внутренний конфликт был ответственен за его депрессии, пока он был еще не совсем уверен, что ему следует делать.
Третье видение
Сон Никлауса был прерван Божьим и его собственным страданием, и он поблагодарил Бога за Его страдания и за Его мученичество. И Бог дал ему благодать, чтобы он нашел в ней поддержку и счастье. Вслед за этим он успокоился. И когда его дух замер, хотя он думал, что еще не спит, ему показалось, что кто-то вошел через двери и встал посреди дома и громко позвал его и спросил, как его имя, сказав: «Приди и посмотри на своего Отца и на то, что он делает».
И ему показалось, что он быстро прибыл к цели (то есть на расстояние пущенной стрелы) в красивый шатер в большом зале. Там проживало несколько человек, и тот, кто позвал его, стоял рядом с ним и вел себя как его заступник. И хотя этот человек говорил, Святой Никлаус не видел его лица и даже не задумывался о нем, и он говорил за Святого Никлауса и сказал: «Это тот человек, который поднял и нес твоего Сына и пришел Ему на помощь в Его страхе и несчастьях. Поблагодари его за это и будь признателен ему».
Тогда во дворец вошел прекрасный и величественный человек, чье лицо было сияющим светом, и он был одет в белые одежды, такие как стихарь священника. И он обнял Никлауса за плечи и прижал его к Себе и горячо поблагодарил его за то, что он пришел на помощь Его Сыну в Его беде. И Никлаус был повержен и чувствовал себя очень недостойным и сказал: «Я не знаю, что я когда-либо делал для служения твоему Сыну». Тогда человек оставил его, и Никлаус больше не видел его.
И затем во дворце вошла красивая, величественная женщина, одетая в белое, и Никлаус ясно увидел, что платье было недавно выстирано. И она обняла его за плечи и крепко прижала его к сердцу с любовью, потому что он, Никлаус, так добросовестно помогал ее Сыну в Его беде. И Никлаус почувствовал себя недостойным и сказал: «Я не знаю, что я когда-либо сделал для твоего Сына, кроме того, что я пришел сюда, чтобы посмотреть, что ты делаешь». Затем она оставила его, и он больше не видел ее.
И затем Никлаус оглянулся и увидел, что Сын сидит на стуле рядом с ним, и он увидел, что Он тоже был одет таким же образом, и что его одежда была покрыта красным, будто в брызгах краски от кисти. И Сын наклонился к Никлаусу и проникновенно поблагодарил его за то, что он помог Ему в Его беде. Затем Никлаус посмотрел на себя и увидел, что он также был одет в белый цвет, забрызганный красным, как Сын. И это удивило его, потому что он не знал, что он одет так. И вдруг он оказался в том месте, где он лег, так что он подумал, что он не спал.
В трудах немецких христианских мистиков, подобных Тейлеру, когда человеческая душа появляется перед престолом Бога, Бог спускается и обнимает душу и благодарит ее за страдания, потому что любой, кто пытается жить христианской жизнью, на самом деле помогает Богу. Такую идею можно было найти во многих мистических текстах того времени, и она компенсирует учение, которое приписывает все Богу Искупителю. Божественное и человеческое переплетаются, поскольку и человек делает что-то для Бога.
Интересно, что Святой Дух велит Богу поблагодарить Никлауса. Ему приказано это сделать. Деве Марии не нужно было говорить, потому что у нее больше мягкости, и она благодарит его за то, что он сделал для ее Сына. Неизвестное Существо с ясным, сильным голосом кажется Святым Духом, Параклетом, Утешителем и Советником, а Никлаус сталкивается со Святой Троицей и Девой Марией в качестве четвертого священника. Представьте себе, что это видение означало в 15 веке! Уже там у нас есть весь фон догмы о Вознесении Девы Марии, она уже четвертая персона кватерности, и из-за белой одежды, подобной Божественной, она равна Отцу, Сыну и Святому Духу. Она теперь царица небесная, но еще не богиня. Она — владычица неба и земли, но по-прежнему отвергает титул божественности; она почти, но не совсем то же самое. Догма немного отстает от развития времени, но поразительно, что в 15 веке такое развитие уже появляется. Как говорит профессор Юнг в своем комментарии к Успению Богородицы в Ответе Иову, Успение имеет отношение к идее о том, что дальнейшее воплощение Бога, которое началось с Христом, все еще продолжается, и что теперь оно достигает обычного человека, а не только одного избранного человека, Христа. Поэтому Успение Марии выражает великую надежду, великую тоску в человеческой душе по объединению противоположностей.
То, что я сказала о единстве трех, можно применить к догме Девы Марии. Вероятно, Папа был очень обеспокоен политической ситуацией того времени, но у Никлауса были эти видения, потому что он сам был разорван этическим конфликтом, и Дева Мария в этой ситуации стала примирительным символом. В природе женщины не усиливать противоположности, и не противопоставлять их друг другу, а стремиться к близости и миру. Женщина может выдержать размытую ситуацию, не будучи расстроена ею, как мужчина. Юнг всегда цитирует анекдот Анатоля Франца, где близорукий святой отправился на одинокий остров и увидел, что там ходит множество мужчин в смокингах, и он из лодки дал им коллективное крещение. Он не заметил, что это пингвины! Это поставило Небеса перед огромной трудностью, и Небесное Собрание занялось великим делом, потому что, если крещенное существо имеет бессмертную душу, нужно ли, таким образом, дать бессмертие пингвинам? Итак, все отцы Церкви собрались, и был великий спор, но в конце концов Бог подумал, что лучше спросить у Екатерины Сиенской, и она сказала: «О, дайте им душу, но немножко!» Для женщины это было очень просто!
То же самое случается, если кто-то попадает в безнадежную проблему в битве с тенью. Человеку в таком случае понадобится примирительное появление анимы, которая приносит Эрос, и которая выходит за пределы противоположностей.
Никлаус был атакован дьяволом несколько раз в начале своего ухода, и Дева Мария часто появлялась и утешала его. Она могла сгладить этический конфликт, когда он выходил из-под контроля. Однажды она показалась ему на верхушке яблони. Это оригинальная роль женского принципа, примирения через любовь того, что непримиримо с логической точки зрения, будучи человеком и имея человеческое понимание для другого. Патриархальная традиция в христианской религии слишком сильно вырезала этот женский элемент. Все должно быть прояснено. Христианство имеет свои преимущества, оно вытащило нас из несомненного болота, но оно также разрушило определенное отношение Эроса, примиряющее отношение, поэтому Успение Девы Марии создает новый символ исцеления, символ, который может указывать на возможный выход из сложившейся ситуации. Раскол в мире, между Востоком и Западом, вновь является проблемой тени, каждый проецирует ее на другого, не желая сдаваться. На самом деле, как говорит Юнг, у нас есть железный занавес между нами и нашими тенями, и именно здесь мы должны были бы стать людьми и иметь человеческое понимание.
Итак, у нас есть первая поразительная попытка бессознательного интегрировать женский элемент и создать символ четвертичности. Святой Никлаус скорее растерян и говорит, что он ничего не сделал, но, в конце концов, обнаруживает, что он полностью отождествляется с Христом и ассимилирован Христом, что он второй Христос.
Дорогие друзья. Если вас заинтересовал фрагмент из этой книги, мы рады вам сообщить что вы можете купить всю книгу в нашем магазине. Просто перейдите по ссылке https://castalia.ru/magazin/yungianskaya-psikhologiya/product/view/18/291.html и оформите заказ.