7. Митаули
Как мираж, посреди засеянных полей, недалеко от пруда, украшенного цветущими лотосами, возвышается каменистая гора, на чьей вершине стоитхрам Митаули. Как и во всех храмах, посвященных йогини, молчание проникает сквозь пустоты тысячелетней скальной породы. Немые шестьдесят пять ниш передают образы, зримые только в воображении посетителя. Так начинается новый диалог загадок.
Вероятно, шестьдесят пятая ниша могла принадлежать великой Деви, поскольку ее основание и рамка имеют украшения. В центре, как и в Ранипур Джхариале и Хирапуре, находится алтарь Шивы-Бхайравы.
Каменные стены храмов йогини говорят об устойчивости и неподвижности, одновременно с тем, что их круглая форма символизирует движение. В храме под открытом небом в Митаули каменный пол, кажется, представляет собой огромную каменную платформу; однако нарастающее и незаметное смещение вниз позволяет выводить дождевые воды по единственному каналу.
В нишах не осталось ни одного изображения йогини. Д-р Дехеджа утверждает в своей книге о йогини, что, может быть, одна из скульптур, которая в настоящее время находится в Фаулер-музеум, принадлежала к храму Митаули. Эта возможность основывается на иконографическом сходстве с одной из скульптур из мастерской Наресара, которая ныне находится в музее искусств Сан-Антонио также в Соединенных Штатах. Между знаками отличия и атрибутами этих двух образов обнаруживается сходство. Обе йогини изображаются сидящими на филине. Обе служат примерами мрачных йогини, из числа тех, которые странствуют темной ночью, склонные пожирать плоть или трупы. Скульптуры отличаются только манерой исполнения. Скульптураиз Наресара датируется началом XI в., а храм Митаули концом того же века. Оба храма находятся относительно близко друг от друга.
Как и в отношении других храмов йогини, датировка вызывает споры. В Митаули находятся несколько надписей, выполненные в различные эпохи и различными правителями. Одна из них, будучи в поврежденном состоянии, ссылается на дату, которая по нашему календарю соответствует 1323 г. и говорит о царе Махарадже Девапале и его супруге. Покровительствовали ли они возведению храма? Или же были патронами, оплатившими реставрацию, когда были добавлены украшения к внешним стенам и к рамкам ниш?
Содержимое ниш было заменено простыми лингамами без основания (йони). Обычно в храмах, где лингам почитается как символ Шивы, фаллос покоится на вместилище в форме йони (лона Богини). Возможно, что с ходом столетий некий патрон пожелал посвятить храм мужскому началу. Шакты (почитатели божественной женской энергии), тантрические секты и, наконец, храмы, посвященные йогини, не всегда встречали теплый приём среди ортодоксов, являвшихся приверженцами традиционных направлений.
В «Махакаула-джнана-нирнае»речь идёт о том, что не следует почитать материальный лингам (из камня, металла и т.д.), и что объектом поклонения должен быть духовный лингам. Тот, кто установил лингамы в ниши храма Митаули, не знал о культе йогини или, может быть хотел, чтобы этот культ был забыт.
Украшая лингамом тело, можно достичь обоих целей: наслаждения и освобождения. О Деви, это лингам наделяет сиддхи; будучи размещен на теле, он устойчив и прочен. Кто бы он ни был, ему следует созерцать этот духовный лингам, потому что там достигается высшее знание (МДжН 3.27–28). Итак, о Деви, описаны характерные черты лингамана теле каулы. Следует избегать лингамов, изготовленных из камня, дерева или глины. На обычном пути не отыскать освобождения (МДжН 3.29-30).
Стены и ниши храма Митаули пережили течение времени и появление новых идеологий. Хотя ныне ниши пусты или содержат изображения лингамов, посетитель легко может представить себе наполненную сакральностью атмосферу, царившую здесь, когда внутри храма находились изображения шестидесяти четырех йогини вместе с главной ДевииБхайравой. А затем мысли и логика улетучиваются внутри каменного круга. Ум обретает спокойствие и легко входит в состояние мира и созерцания. Может быть, по ту сторону материи и звука йогини дадут нам компас, чтобы станцевать в безграничном пространстве.