8. Наресар
(X–XI вв.)
Храмы в Ранипур-Джхариале, Хирапуре и Бхерагхате являются источником ценной информации культе йогини,который распространился на обширные территории и процветал на протяжении более чем четырех столетий.
Также о существовании этого культа свидетельствуют пустые или разрешенные храмы (Митаули, Кхаджурахо, Дудахи, Бадох Мау-Суханиа), а также несколько гуррп скульптур, найденных в местах, где практически не осталось никакого следа храма, в котором могли быть почитаемы йогини (Наресар, Шадол, Локхари, Рикхиян, Хингладжгадх, Канчипурам).
Однако в местах, где когда-либо существовал храм под открытым небом – круглой или прямоугольной формы –хотя и не сохранилось каких-либо следов храма, кажется, что чары божественных энергий до сих пор распространяются среди парящих молекул воздуха. Таков случай Наресара.
Пустынная дорога останавливается у нескольких временных жилищ у подножия горы. Жители соседних городов боятся ходить по дороге в Наресар и объясняют свой страх возможностью нападения боевиков (наксалитов), которые ищут убежище в необитаемых местностях.
В эпоху, когда были воздвигнуты храмы, их покровители искали уединенные места среди обдуваемых ветром скал для совершения своих обрядов, как если бы они требовали свободного воздуха, циркулирующего среди образов йогини, чтобы постичь таинственные доктрины и смочьрасшифровать хранимые в символах послания. Даже сегодня храмы находятся в уединенных местностях, вдали от городского шума и загрязнения.
Привлеченные энергией и силой, которые ощущались и до сих пор ощущаются в Наресаре, приверженцы других течений также воздвигли здесь свои храмы. Сохранилось несколько храмов, посвященных Шиве. Один из них, хотя и намного меньший по размерам, похож на храм Тели-ка Мандир, находящийся в крепости Гвалиора. Это два единственных храма во всей Индии, где архитектура Севера смешивается с канонами архитектуры Юга.
Чуть поодаль в водах пруда отражается скала. Воображение начинает легко рисовать на пустынной скале храм из сурового камня, где обитали йогини Наресара.
В начале XX в. двадцать скульптур йогини были перевезены из Наресара в Археологический музей Гвалиора, где они остаются в одних из ворот городской крепости. Изображения йогини имеют надписи на пьедесталах, где указаны их имена, и они даже перечислены, но буквы не аккуратные, как если бы это было дело рук второсортного писца. Трудно представить, что мастерская, где были созданы прекрасные и со множеством тщательно проработанных деталей йогини Наресара, наняла ученика, чтобы вырезать имена йогини на их пьедесталах.