Найджел Элдкрофт Джексон
Майкл Говард
Столпы Тубал Каина
Глава 5
Вне пространства, вневремени
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод,на восток от Эдема — Быт. 4:16»
Подлинное постижение мистерий Стражей илиПадших и, следовательно, источника их гигантского потомства, зависит отпонимания определенных глубоких тайных учений. В них формулируется метафизикалиминальности, определяющая всякую Абсолютность как Иное, лежащее по ту сторонунаших земных, обусловленных горизонтов восприятия и мышления. Одна из такихпарадигм описывает первичные воды, представленные еврейской буквой Нун, воды,простирающиеся в неведомую бесконечность вокруг конечного ограниченного«пузырька» мирового острова. Они означают древнюю бездну глубинного основаниякак источник и опору всех вещей, непроявленную матрицу проявленного, из которойвозникает все творение и на которой оно покоится.
Другая такая метафора – это Пустыня,изначальная terra incognita,или «сокрытая земля», окружающая конечный космос, мир, чуждый привычному опытуи всецело чуждый обычным состояниям сознания. Это владения зверей и духов, техтериоформических масок Иной Стороны бытия, что скрывают нечеловеческие ликиДревних или Старших Богов – «Богов Извне». В мире видимой реальности ношениеритуальных звериных масок всегда было методом вступления в контакт сатавистическими божественными формами. В оккультной традиции и древних религияхживотные считались «первыми разумными формами первобытного потока сознания, исходящегоиз внеземного источника; в действительности они были первобытными формамикосмических энергий, или «богов», их буквальной божественной формой, ипоследующее принятие этих форм человеком было магическим средством для контактас потоком сознания, который впервые проник на эту планету «снаружи» (Grant 1973:16-17).Этосохранилось в символическом представлении древнеегипетских богов в гуманоиднойформе, но с головами связанных с ними священных тотемных животных.
Дикая Пустошь – это нечеловеческое неизвестное,населенное демонами, духами, Старшими Богами и непредсказуемой пустотой«внешних пространств». В ней цикл времен года, известный как Колесо Года,заключает мезокосмическое возобновление ритмического появления, конец иобновление мира на том непостижимом основании Бытия (Первосущем), а канунНового Года означает возвращение Всего в Одно. Это лиминальная щель, илипустой разрыв, открывающийся по ту сторону последовательных временных ипространственных измерений во «время между времен». Не случайно, что в народныхобычаях Святки (период между зимним солнцестоянием/Рождеством и Новым Годом)отмечается анархичными и шумными празднествами, включающими «ПовелителейБеспорядка», переодевания, ношение звериных масок и все формы «пьяных гуляний».Эта «Великая Промежуточность» связана с полным и абсолютным отвержением всехусловных рамок, соглашений и очевидных отношений между этим миром и Иным. Этостирание иллюзорных разделений между состояниями бытия в предельном примирении,и оно является Великим Таинством изначальной магии. В этой лиминальностиграницы между обычно разделенными жизнью и смертью, прошлым и будущим,внутренним и внешним, человеческим и нечеловеческим, по-видимому, исчезают,будто никогда не имели присущей им реальности. Это обращение к первоначальномунедуальному бытию, совершенному источнику всякого проявления.
Книга Еноха рассказывает нам, чтопосле Падения ангел Азазель был отослан во внешнюю пустыню, пустошь Дудаэль (Dudael), за «край мира», Этоизгнание чужака, и Азазель и его даймоны считаются представляющими чистуюИнаковость как «охотники внешних пространств». Это видно из ритуальногоподношения Азазелю жертвенного козла отпущения, который вплоть до 70 г. н.э. изгонялся в пустынюна еврейский Новый Год. Ужасные земли, буквально «бесплодные земли», лежащие«снаружи», лишенные человеческого присутствия, по аналогичной параллеливыражают мир Бога под маской козла, Рогатого, волосатого Великого СтражаПустошей с его демонической свитой лохматых, полу-животных, полу-человеческихсущностей, сеирим, или «косматых».
Этому метакосмическому паттернусоответствует старинное разделение древних земель Египта – а через него всейвселенной – на Кмт (Qmt),Черную Землю, покрытую плодородным нильским илом и обрабатываемую людьми, иДешрт (Deshrt), КраснуюЗемлю (Desher =красный), южную пустыню, которой правит Красный. Это божественный изгой иличужестранец Сет. Косматое потомство козлов, известное как серау (serau), было посвящено Сету исвязывает его и с Аззаэлем/Азазелем, и центром почитания козлов в Мендесе. Дж.Харт (G. Hart) упоминает, что Сетасопровождали козлы, которых приносили в жертву в Бусирисе, а их кровьвыливалась на землю.
Сет, Сетх или Сут буквально означает«черный», и его иногда называли «черным» или «горящим». Это зашифрованнаядвойная ссылка на Египет как Хем или Хему – «черную землю» — и богатые,плодородные берега Нила, благодаря которым в неприветливой пустыне расцвелацивилизация. Именно из средневековых историй и христианской пропаганды о Египтекак о земле демонов и волшебников мы получили современные термины «чернаямагия» и «темные искусства». Слово «алхимия» (al—kem—iaf)также происходит от древнего названия Египта, поскольку здесь науки химии иметаллургии практиковались с древних времен. Сет также известен как «черный»или «горящий», поскольку символически представляет палящий жар пустынногосолнца.
Исследование символов и мифов, окружающихСета, открывает некоторые люциферианские атрибуты и связи. Поначалу он считалсядревнейшим мужским божеством в египетском пантеоне. Это отражено в египетскойКниге Мертвых, где сказано: «Силы Сета, изгнанного, были сильнее сил всехостальных богов». Сет был сыном первобытной богини Септ (Sept), «семь», которая отождествлялась ссемью звездами Ursa Majorили Большой Медведицы, и считалось, что он родился в форме вспышки молнии. Септотождествляется со звездной богиней Нут или Нейт и появляется в Откровении каксемиглавый дракон (Grant1973:226). Культ Сета происходит с до-династических времен и, как утверждается,развился в Африке. Предположительно, его усовершенствовали сабеи, арабскиеогнепоклонники. По этой причине Сет всегда считался богом чужестранцев. Сабеитакже почитали его мать, Богиню Семи Звезд, а ее сын Сет считался собачьейзвездой, Сириусом или Сотисом. В более поздние времена он стал сыном или братомИсиды, а она использовала Сириус как свой звездный символ. Такжепредполагается, что изначально Тот был Сириусом и потому тождественным Сету (Grant 1975:45 и 1972:60).
Сет – продукт непорочного рождения, тоесть у него нет отца, и потому он первый символический внебрачный ребенок,другая форма чужака или социального изгоя. Его культовый центр поначалу был вНебете, около Нила к северу от Луксора, и он правил Верхним, или южным,Египтом. Он был известен как Повелитель Пустыни, бог грома и управляющийметаллами. Действительно, железная руда часто называлась «костями Сета», иНебет был началом караванной дороги, ведущей к древним золотым рудникам впустыне. Символы бога и зооморфические формы – это важные ключи к пониманию егоприроды и свойств. Например, он связывался с зодиакальным созвездием Рака, и вегипетской астрологии оно называлось Домом Сета. Другие его символы включаютперевернутую пентаграмму или пятиконечную звезду, известную как Звезда Сета,гексаграмму, называемую Печатью Соломона, семиконечную звезду, которая быласимволом Великого Белого Братства и богини Иштар, и т-образный Тау-крест. Средидругих его символов – столп или вертикальный камень, символизирующий axis mundi или мировой столп,сабля или «извилистый меч» и коса. Важным глифом, используемым дляпредставления Сета является львиноголовый змей. Он символизирует единстволунной и солнечной сил (Grant1973:12).
Сет
Сет обрел негативный образ врага Богов илюдей в поздние династические времена, он считался противником солнечнойдинастии Осириса и его сына Гора. Однако, его культ получил поддержку,когда Египет захватили гиксосы, так называемые «цари-пастухи», это случилосьоколо 1670 г.до н.э. Они отождествляли Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом. Вовремя этого процесса Сет получил двух жен, Анатту и Астарту (As—tar—te)из того же пантеона. Когда гиксосы были изгнаны после четырех сотен летоккупации, все изображения Сета были уничтожены, и было запрещено писать илипроизносить его имя. Гиксосы поклонялись Сету под именем Сутех (Sutekh), но первоначально,как «страннику в пустошах», ему поклонялись номады-охотники. Предполагалось,что сначала жрецами Сета были астрономы, что соответствует его древней ролиглавного бога звездного культа, а также архитекторы «гор звездных богов» илипирамид. Если это так, то Сет играл более важную роль в древнеегипетскойистории и мифологии, чем можно предположить, основываясь на его позднем образекак персонификации зла.
В египетской мифологии Сет сильнее всегозапомнился по его роли в смерти Осириса. Исида и ее брат-супруг Осирис занималитрон до-династического Египта как первые фараоны. Они были мудрыми правителямии образцом для подражания. Как считалось, до их правления дельту Нила населялижестокие варвары, привыкшие к каннибализму и извращенным сексуальным практикам.Исида и Осирис создали кодекс законов, построили храмы и познакомили с «верным»почитанием Богов. Осирис научил своих подчиненных агрикультуре и изготовлениюинструментов для обработки земли. Он также научил их сажать виноград ивыращивать ячмень на пиво. Асет или Исида познакомила женщин с искусствомпрясть лен, шить одежду и молоть зерно. Она также была знатоком вискусстве исцеления и передала свое знание слугам-женщинам и жрицам храмов,построенных ее мужем.
За их деяния египетский народ полюбилсвоих благодетельных правителей и, в конечном счете, обожествил и поклонялся имкак божествам. Однако, соперник и близнец Осириса Сет завидовал их успеху истроил планы по смещению царской четы, чтобы самому занять трон. На греческомСет был известен как Тифон, что означает «гордыня». Чтобы уничтожить Осириса,он якобы плел интриги с царицей Эфиопии и заговорщиками при дворе. Темный богтайно измерил своего брата и сделал богато украшенный ящик, идеально подходящийцарю. Когда Осирис вернулся из путешествия за границу, Сет организовалпразднество в его честь. На торжестве он сказал гостям, что отдаст украшенныйдрагоценными камнями гроб тому, кто в него поместится. Все безуспешно пытались,пока, наконец, не выступил Осирис и не забрался в ящик. Сет и его сообщникинемедленно захлопнули крышку и залили ящик расплавленным свинцом. Затем онивыбросили его в Нил, и Сет стал новым правителем Египта.
Исида была сражена горем, когда узнала ожестоком убийстве своего мужа. Она знала, что если тело не найти и незахоронить в соответствии с похоронным ритуалом, его привязанный к земле дух невойдет в подземный мир, он так и будет скитаться. Потому Исида отправилась впутешествие за телом Осириса. Наконец, она нашла его тело в финикийском городеТире, где его выбросило волной и прибило к тамариску. Древо срезали и сделалииз него одну из колонн для дворца царицы Астарты. Исида стала служанкой в еедворце и, в конечном счете, спасла гроб и тело ее мужа.
В Египте она спрятала его тело вбезопасном месте, но охотившийся Сет нашел его. В ярости он расчленил теломертвого фараона и рассеял все тринадцать частей по земле. В древние временаэто было признанный ритуал жертвоприношения божественного царя. Исидаотправилась в путешествие, и где находила часть, там погребала ее и строиласвятилище. Тринадцатая часть – фаллус – широко известная как Талисман Сета, таки не была найдена, потому что ее проглотила рыба. Исида сделала ее золотуюкопию и погребла этот пенис в Мендесе. Сета иногда отождествляют с хромым,горбатым богом-карликом Гор-па-Краатом и описывают его как «фаллус Осириса».
Гор, сокологоловый сын Осириса и Исиды,искал отмщения за смерть отца. Он и Сет сражались за власть над Двумя ЗемлямиЕгипта. По некоторым версиям, Гор правил Нижним Египтом (плодородный север), аСет – Верхним Египтом (пустынные области юга). Сет в конечном счете былпобежден, и символически претерпел «падение» за горизонт (символизируемоеТау-крестом), где стал Повелителем Сокрытой Земли. В некотором смысле с убийствомОсириса солнечный бог подчинил его как бога подземного мира.
После «падения» Сет стал ассоциироватьсяс зимой, тьмой и смертью. В действительности весь миф об Осирисе-Сете-Горе –это история о борьбе между патриархальной солнечной религией и древним культомзвезд и богини, которому он пришел на смену. Это классический пример того, какбоги старой религии превращаются в демонов новой. Первоначальныйединственный бог Обоих Горизонтов разделился на два, и Сет стал божественнымдвойником или темным близнецом Осириса-Гора. Сет стал Повелителем Запада(умирающим или заходящим солнцем), а Гор – Повелителем Востока (возрожденнымили восходящим солнцем). Сет или Сириус был известен как «Свет во Тьме», и внекоторые просвещенные периоды истории Египта он и Гор почитались вместе. Ониобъединялись как Сут-Хар (Sut—Har), представлявшийизначального Бога Обоих Горизонтов как единое божество. Также известно, что вритуалах египетских мистерий кандидата вводили во внутреннее святилище, и жрецшептал ему на ухо потрясающее откровение: «Осирис – черный бог».
Относительно символического «падения»Сета Альберт Черчворд (Albert Churchward)в «Происхождении и развитии религии» (1924) пишет: «Сетрассматривался как падший глава ангельских сонмов, поскольку поначалу он был первымво славе и власти…» Далее Черчворд отождествляет Сета с Ангелом-Павлином,которого почитают йезиды. Он описывает тот факт, что они верили, что «естьвосстановление, как и падение», и Царь-Ангел займет должное место на Небесах.
Сет также известен как «сын (или солнце)за солнцем», «черное солнце» и «солнце в полуночи». Здесь есть связь спустыней, где обитают он и Азазель. В Каббале это «пустыня времени ипространства, отделяющая сефирот Тифарет (солнечный центр) на Древе Жизни отвысшей сефирот Кетер» (Grant1973:47). Тифарет – это сфера влияния, ассоциированная с жертвеннымбожественным царем, или «сыном Бога», таким как Осирис, Иисус и т.д. Кетер –это место Абсолютного или Скрытого Бога по ту сторону Бездны. Оккультист путилевой руки и глава Тифонианского ОТО Кеннет Грант так описывал край бездны: «Темно-краснаяПустыня Сета; это тот самый край, к которому Великие Древние вели человеческийдух целыми эонами, в действительности, к ней готовят своих учеников все высшиесистемы оккультного, мистического, духовного или магического достижения»(1992:131).
Зооморфная форма, принимаемая Сетом,всегда озадачивала египтологов. Он описывался как «странный составной зверь…у него длинный раздвоенный хвост, торчащий вверх, на лице искривленный длинныйхобот или нос, у него навостренные уши с острыми кончиками» (Barratt 1992:127).Действительно, на первый взгляд это не напоминает ни одно известное животное.Некоторые наблюдатели видят в нем осла, но Грант говорит, что это фенек, илипустынная лиса. На иврите это Шугул (Shugul), Воющий в Пустыне. Другое сетианское животное – этоверблюд как «корабль пустыни». В арабской культуре это животное – символженских гениталий. Считается, что когда темный ангел Самаэль «спустился [наЗемлю] со своим сонмом», он искал подобных себе спутников. К сожалению, он былв облике верблюда. Примечательно, что верблюд также представляет собой смертьили скорее трансмутацию, и в еврейской демонологии Самаэль – это ангел смерти.
Еврейская буква Гимель означает«верблюд», и она соотнесена с тринадцатым путем, связывающим сефиры на ДревеЖизни. В действительности она означает переходную точку в Даат, Завесу Бездны,которая ведет к Кетер, Великому Непроявленному, где обычный человекпреображается в Адама Кадмона, Небесного Человека. Гимель эзотерически связанас Алеф и Бет. В Таро эти буквы соответственно ассоциированы с Дураком и Магом.Для непосвященных эти карты кажутся противоположными, но посвященный видит вних лишь аспекты одного и того же состояния бытия. «Пересекая Бездну», ищущийпреображается из символически невинного дитя или ребенка в «мудрого дурака». Он– тот, чьи «глаза открыты», и он становится магом в истинном смысле этоготермина, которым часто злоупотребляют. Одна из менее известных сигил Сета – эторавносторонний крест в круге, Метка Сета или Метка Каина. Она означает «переход,указанный северным полюсом или осью, т.е. смерть, Врата в Бездну» (Grant 1977:211).
Грант символически связал Пустыню Сета спустыней Гоби в Азии, хотя и не объяснил эту идею (1999:41). В действительностиГоби предполагается местом, или входом в легендарный и мифический городШамбалу. Так называемая Долина Бессмертных считается зеленеющей областью,сокрытой в пустыне или покрытых снегами горах Гималаев. В знаменитом романе идовоенном фильме «Затерянный горизонт» она называется Шангри-Ла, и это имястало означать всякую земную утопию или рай, скрытый от лишних глаз. Шамбала –это один из многих мифов о таинственных землях и городах, которые обычно скрытыот человеческого взора или ныне исчезли под подвижными песками пустыни или вглубинах океана. Во многих мифах эти сверхъестественные места населяют маги иволшебники, сражавшиеся с богами, и уничтоженные за свою дерзость.
Шамбала необычна в том смысле, что она неуничтожена и до сих пор существует. Есть много рассказов о путешественниках,наталкивавшихся на город, который, видимо, иногда существует на физическомплане, а иногда в Иномирье, потому одно из ее имен – «Оазис Света». Ее называли«тайным царством мудрецов», и в восточных легендах это дом элитной группымахатм, «великих душ», или бодхисаттв.
Считается, что эти адепты – развитые людисо сверхчеловеческими и надприродными силами, завершившие свой цикл эволюции наэтой планете. Однако, они выбрали воплотиться вновь в «кожаных одеждах», чтобыускорить духовный прогресс человеческой расы. Ими предводительствует загадочноебессмертное существо, возможно, нечеловеческое, называемое Царем илиПовелителем Мира, и их также отождествляют с нагами, или «змеинымнародом». Последние, предположительно, являются духовно продвинутойрасой, возможно, со звезд, вступившей в брак с людьми в далеком прошлом, побольшей части с царями и царицами (Tomas 1977:62).
В древнеперсидской «Шах-Нама», или «КнигеЦарей» описывается, как Йима (Yima),сын Учителя Мира, жил в подземной крепости или городе со своим народом, которыеописаны как арии, или «чистокровные». Бог Ахура даровал Йиме видение будущеговеликого потопа, который уничтожит человечество. В этой копии, или, скорее,прототипе, библейской истории о Ное и его ковчеге, Йиме сказано собрать пообразцу от каждого растения, рыбы, животного и птицы, а также тысячучеловеческих пар. Он должен был взять их в свой подземный город, чтобы населитьЗемлю после потопа.
В восточной эзотерической традицииШамбала также связывается с «черным камнем» внеземного происхождения и башней,на которой он покоится. Эти камнем, как сказано, временно владел царь Соломон.В 1920-х годах русский путешественник, художник и оккультист Николай Рерих взялфрагмент этого камня в Нью-Йорк с политической миссией помочь основаниюзлополучной Лиги Наций. Согласно восточным источникам, когда камень находитсяна верном месте в тайном городе, он «как алмаз испускает свет на БашнеПовелителя Шамбалы».
Кеннет Грант также ассоциирует Сета согненной змеей или змеиной силой (кундалини), которую оккультисты поднимают вовремя обрядов сексуальной магии. Пустынный жар, символизируемый богом, такимобразом, можно рассматривать и как жар сексуальности. Грант утверждает: «посвященныймагический поток проявился в Египте как Драконический Культ, культ Дракона илиОгненной Змеи. Этот культ представляет собой первую символизированную формупримитивных африканских мистерий, которые египтяне усовершенствовали в мощнуюспециализированную систему оккультизма, которая в конечном счете расцвела втантрах Индии, Монголии, Тибета и Китая» (1975:50).
Здесь есть связь с так называемой«утратой (сексуальной) невинности» ранним человечеством, что отражено в мифе осаде Эдемском. Предположительно, знание, использованное в драконическом культе,было основано на сношениях с духами вампирического, суккубического иинкубического типа. Такие магические техники напоминают нам о сношениях междуСтражами или обучающими ангелами и их учениками-людьми. Нет ничегоудивительного, что организованные религии всегда осуждали взаимодействие с«демонами» «снаружи» и народные традиции, подталкивающие к так называемым«свадьбам фей», которые вели людей к обретению оккультного знания и психическихсил. Вероятно, не случайно феи, эльфы и гоблины из сельских сказаний считалисьдушами падших ангелов, низвергнутых на Землю.
В Египте считалось, что все чужие странынаходились под владычеством Сета как бога чужестранцев. Здесь подразумеваетсявсе чуждое или необычное, в подлинном смысле латинского слова alienus, означающегоизгоя или чужака. Лучше всего это отражено в яркой фразе Эдгара Алана По «Закругом земель, за хором планет, / Где ни мрак, ни свет и где времени нет». Существуетгностический посвятительный титул Аллогена – чужака или иностранца – которыйозначает, что адепт наконец вышел за границы профанной вселенной. Он теперьиноземец или чужак, освободившийся от нормативной земной системы ценностей иконвенциональных реальностей. Он достиг состояния Psychikos, что влечет за собойосознание сущности своего реального я «вне» всех воспринимаемых вещей,состояний и условий. Он или она становится «странником в пустыне», подобно Сету,Азазелю, Каину и Иисусу. К сожалению, духовно освобожденный человек частосчитается «чужим в своей стране» или социальным изгоем из-за естественнойксенофобии человеческого общества. Печально, что на экзотерическом уровне эточасто ведет к сожжению, повешению или распятию изгоя, отличающегося отокружающих его людей.
Э.А.По, «Страна сновидений» в переводе Н. Вольпиной — прим. перев.
Пер Sedric