Невидимый Бог
Второзаконие представлено в форме предполагаемых проповедей
Моисея. Несмотря на то, что оно является как бы кодексом законов,
по сути, это попытка объяснить последовательные и сокрушитель-
ные неудачи Яхве. Можно отметить, что это многофакторный текст,
в нем содержится как травма вавилонского изгнания, так и источ-
ники, собранные с VII по V век до нашей эры. В результате своей
многокомпозицонности Второзаконие содержит свидетельства моно-
латрической и монотеистической теологии. Гибельные перемещения,
раздоры и бедствия часто ускоряют апокалиптическое мышление,
и это именно тот случай. Второзаконие апеллирует к мифу о статус-
ном происхождении Моисея и обещанию земли, которой будет пра-
вить их бог, повествует о кровавом завоевании уже оккупированной
ханаанейской территории. Это бог, не терпящий соперников1. Этот
воодушевляющий рассказ о правах и кровопролитии, о непреклон-
ном законе и порядке, стал бы поддержкой для возвращающихся
радикально настроенных изгнанников, стремящихся построить го-
сударство Израиль.
Моисея. Несмотря на то, что оно является как бы кодексом законов,
по сути, это попытка объяснить последовательные и сокрушитель-
ные неудачи Яхве. Можно отметить, что это многофакторный текст,
в нем содержится как травма вавилонского изгнания, так и источ-
ники, собранные с VII по V век до нашей эры. В результате своей
многокомпозицонности Второзаконие содержит свидетельства моно-
латрической и монотеистической теологии. Гибельные перемещения,
раздоры и бедствия часто ускоряют апокалиптическое мышление,
и это именно тот случай. Второзаконие апеллирует к мифу о статус-
ном происхождении Моисея и обещанию земли, которой будет пра-
вить их бог, повествует о кровавом завоевании уже оккупированной
ханаанейской территории. Это бог, не терпящий соперников1. Этот
воодушевляющий рассказ о правах и кровопролитии, о непреклон-
ном законе и порядке, стал бы поддержкой для возвращающихся
радикально настроенных изгнанников, стремящихся построить го-
сударство Израиль.
Второзаконие — лишь часть проекта второзаконий, объединивших
Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царей в более или менее единую
историю Израиля, они также повлияли на некоторые элементы Иере-
мии. Целью объединенных текстов являлась позиция дать единственно
возможное объяснение неудачи, что не Яхве нарушил свой завет, а на-
род, который не подчинился справедливости его гнета — та же логика,
что и у Исайи. Хотя судьба язычников могла стать ужасной, но ведь [1]
и община тоже подвергается тирании со стороны закона: за проступки
женщин и непослушных детей забивают камнями до смерти. Еретик,
будучи внутренним врагом, всегда наиболее оскорбляем и является
необходимым элементом в конклаве непогрешимых. Второзакония ста-
ли увеличительным стеклом для последующего чтения Исайи, поэтому
должна быть четко сформулирована Богословская позиция: во-первых,
вера в Единого Бога, которого слышно, но не видно; во-вторых, акцен-
туация на Моисее, Исходе и Синайском Завете; и в-третьих, светский
взгляд на царствование, а не на теогонию, с враждебностью ко многим
храмовым традициям, практикам и отказом от концепции искупления.
В свою очередь я рассмотрю эти пункты, чтобы выявить основопола-
гающее единство системы Второзаконий.
Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царей в более или менее единую
историю Израиля, они также повлияли на некоторые элементы Иере-
мии. Целью объединенных текстов являлась позиция дать единственно
возможное объяснение неудачи, что не Яхве нарушил свой завет, а на-
род, который не подчинился справедливости его гнета — та же логика,
что и у Исайи. Хотя судьба язычников могла стать ужасной, но ведь [1]
и община тоже подвергается тирании со стороны закона: за проступки
женщин и непослушных детей забивают камнями до смерти. Еретик,
будучи внутренним врагом, всегда наиболее оскорбляем и является
необходимым элементом в конклаве непогрешимых. Второзакония ста-
ли увеличительным стеклом для последующего чтения Исайи, поэтому
должна быть четко сформулирована Богословская позиция: во-первых,
вера в Единого Бога, которого слышно, но не видно; во-вторых, акцен-
туация на Моисее, Исходе и Синайском Завете; и в-третьих, светский
взгляд на царствование, а не на теогонию, с враждебностью ко многим
храмовым традициям, практикам и отказом от концепции искупления.
В свою очередь я рассмотрю эти пункты, чтобы выявить основопола-
гающее единство системы Второзаконий.
Во-первых, вызывается гнев на тех, кто видит, а не слышит бога
и создает изображения, развязывается геноцид против поклоняющих-
ся идолам. Эта идея также попирает завет Исайи, который действи-
тельно видел Бога. Вместо этого создатели Второзакония превозносят
Моисея, который только слышал Бога1. Отрицание вИдения Бога
продолжается в Новом завете с Иоанна 1:18, провозглашающего:
«Никто из людей не видел Бога, но единственный Сын Божий, Тот,
Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге»[2] [3].
и создает изображения, развязывается геноцид против поклоняющих-
ся идолам. Эта идея также попирает завет Исайи, который действи-
тельно видел Бога. Вместо этого создатели Второзакония превозносят
Моисея, который только слышал Бога1. Отрицание вИдения Бога
продолжается в Новом завете с Иоанна 1:18, провозглашающего:
«Никто из людей не видел Бога, но единственный Сын Божий, Тот,
Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге»[2] [3].
Во Второзаконии 4:19 говорится, что у Бога нет лика, и что Не-
бесного общества также следует избегать, тема, которая уже стано-
вится узнаваемой:
бесного общества также следует избегать, тема, которая уже стано-
вится узнаваемой:
«И будьте осторожны, смотря на небо, солнце, луну и все
звёзды в небе! Будьте осторожны, не поддавайтесь искушению
поклоняться и служить им, ибо Господь, Бог ваш, оставляет
это другим народам».
звёзды в небе! Будьте осторожны, не поддавайтесь искушению
поклоняться и служить им, ибо Господь, Бог ваш, оставляет
это другим народам».
Эти нападки стремятся смешать вавилонские идеи с ханааней-
скими, стремясь навсегда устранить небесных божеств и установить
Яхве в качестве единоличного правителя, а не как часть небесного
сообщества1.
скими, стремясь навсегда устранить небесных божеств и установить
Яхве в качестве единоличного правителя, а не как часть небесного
сообщества1.
Это стало главной опорой реформы второзаконников и нападе-
нием на первоначальный миф и модель правления, которая была
преобразована в причину падения Иерусалима. Историю божествен-
ного царствования в Израиле они стремились полностью осудить
и, по возможности, извратить. Однако проблеск предыдущей госу-
дарственности можно увидеть в Плаче 4: 14—15, в которых небесное
воинство отвергается за то, что не смогло спасти город:
нием на первоначальный миф и модель правления, которая была
преобразована в причину падения Иерусалима. Историю божествен-
ного царствования в Израиле они стремились полностью осудить
и, по возможности, извратить. Однако проблеск предыдущей госу-
дарственности можно увидеть в Плаче 4: 14—15, в которых небесное
воинство отвергается за то, что не смогло спасти город:
«Теперь они, как слепые, бродят по улицам, оскверненные кро-
вью, так что никто не осмеливается прикоснуться к ним. Кри-
чали им: «Посторонитесь! Уходите! К нам не прикасайтесь!»
Когда бездомные они скитались, люди из других народов говори-
ли: «Мы не хотим, чтоб с нами они жили».
вью, так что никто не осмеливается прикоснуться к ним. Кри-
чали им: «Посторонитесь! Уходите! К нам не прикасайтесь!»
Когда бездомные они скитались, люди из других народов говори-
ли: «Мы не хотим, чтоб с нами они жили».
Этот отрывок доказывает, что небесные божества не были прив-
несены извне, а изначально были ханаанейскими либо месопотам-
скими, являясь неотъемлемым элементом Иерусалимского культа.
несены извне, а изначально были ханаанейскими либо месопотам-
скими, являясь неотъемлемым элементом Иерусалимского культа.
Во-вторых, Второзаконие подчеркивает закон Моисея. Оно
рассматривается как последнее слово — воля единого Бога. Это
та же ужасающая окончательность, которую мы находим в исламе
с его незыблемым утверждением, что Мухаммед является «печатью
на пророках» или в капиталистической теологии, с высмеиваемым
рассматривается как последнее слово — воля единого Бога. Это
та же ужасающая окончательность, которую мы находим в исламе
с его незыблемым утверждением, что Мухаммед является «печатью
на пророках» или в капиталистической теологии, с высмеиваемым
Фрэнсисом Фукуямой «Концом истории». Такие фанатичные заяв-
ления всегда обречены, так как время подобно реке, течение кото-
рой невозможно остановить даже запрудой. По сути, Второзаконие
является связующим ритуалом: оно связывает Израиль с Яхве, как
вассала с его господином. По иронии судьбы, эти отношения осно-
ваны на Ассирийской модели царствования и вассальных государств,
хотя Второзаконие горячо выступает против любого царствования,
которое не служит Яхве и его непреклонному Закону. Завет лако-
нично выражен во Второзаконии 6:4: «Слушай, Израиль: Господь,
Бог наш, Господь един есть».
ления всегда обречены, так как время подобно реке, течение кото-
рой невозможно остановить даже запрудой. По сути, Второзаконие
является связующим ритуалом: оно связывает Израиль с Яхве, как
вассала с его господином. По иронии судьбы, эти отношения осно-
ваны на Ассирийской модели царствования и вассальных государств,
хотя Второзаконие горячо выступает против любого царствования,
которое не служит Яхве и его непреклонному Закону. Завет лако-
нично выражен во Второзаконии 6:4: «Слушай, Израиль: Господь,
Бог наш, Господь един есть».
Судьба нации зависит от абсолютной преданности племенному
богу. Таким образом, любые неудачи или страдания, причиняемые
народу, объясняются не слабостью Яхве, а являются результатом
ослушания его народа. Неизбежным следствием такого мышления
является охота на ведьм. Поиск в Священном Писании идеоло-
гической подоплеки паники из-за ведьм Средневековья и раннего
Возрождения не должен начинаться и заканчиваться Откровением,
а должен включать Второзаконие как один из его наиболее важных
его предшественников. Завет, который все еще остается жизненно
важным элементом в иудаизме, позже интерпретируется в христи-
анстве верой во Христа; хотя этот новый завет несет с собой те же
самые ужасные последствия. Он не терпит соперников, а когда они
отсутствуют, то сам создает и искореняет их.
богу. Таким образом, любые неудачи или страдания, причиняемые
народу, объясняются не слабостью Яхве, а являются результатом
ослушания его народа. Неизбежным следствием такого мышления
является охота на ведьм. Поиск в Священном Писании идеоло-
гической подоплеки паники из-за ведьм Средневековья и раннего
Возрождения не должен начинаться и заканчиваться Откровением,
а должен включать Второзаконие как один из его наиболее важных
его предшественников. Завет, который все еще остается жизненно
важным элементом в иудаизме, позже интерпретируется в христи-
анстве верой во Христа; хотя этот новый завет несет с собой те же
самые ужасные последствия. Он не терпит соперников, а когда они
отсутствуют, то сам создает и искореняет их.
Поклонение «чужим» богам и богиням несет смертный приговор
в очищающем пламени. Посадка рощ запрещена, как и установка
aserah, священного дерева или шеста. Второзаконие 12:2—3 беспо-
щадно в этом приговоре:
в очищающем пламени. Посадка рощ запрещена, как и установка
aserah, священного дерева или шеста. Второзаконие 12:2—3 беспо-
щадно в этом приговоре:
«Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете,
служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким
ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите
столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов
их, и истребите имя их от места того»1.
служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким
ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите
столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов
их, и истребите имя их от места того»1.
Этот холокост требует уничтожения всех свидетельств того, что
религия израильтян принадлежит к общему культурному наследию
и религиозному койне региона. Предыдущая позиция библиологов
была выражена Кауфманом в «Религии Израиля», который сме-
ло заявил: «Израильская религия была изначальным творени-
ем народа Израиля. Она совершенно отличалась от всего, что
когда-либо знал языческий мир»[4] [5]. Данное утверждение было пол-
ностью опровергнуто, и теперь научное сообщество признает, что
Яхве впитал в себя многие атрибуты, деяния и имена ханаанейско-
го Эля. В книге «Бог бури в древнем Ближнем Востоке» Альбер-
то Грин заключает: «Очевидное сходство между Ханаанейскими
и еврейскими мифологическими текстами и сельскохозяйствен-
ными ритуалами подтверждает, что на ранних стадиях хана-
анейская и израильская религии были практически идентичны».
Все это должно служить достаточным предупреждением для тех, кто
стремится проклинать Библию во всей ее полноте и при этом упу-
скает из виду тот факт, что она сохраняет глубокий пласт языческих
и даже шаманских элементов. Это также является предостережением
от чтения произведений, подобных Кауфману, без учета присущей
автору религиозной и политической предвзятости.
религия израильтян принадлежит к общему культурному наследию
и религиозному койне региона. Предыдущая позиция библиологов
была выражена Кауфманом в «Религии Израиля», который сме-
ло заявил: «Израильская религия была изначальным творени-
ем народа Израиля. Она совершенно отличалась от всего, что
когда-либо знал языческий мир»[4] [5]. Данное утверждение было пол-
ностью опровергнуто, и теперь научное сообщество признает, что
Яхве впитал в себя многие атрибуты, деяния и имена ханаанейско-
го Эля. В книге «Бог бури в древнем Ближнем Востоке» Альбер-
то Грин заключает: «Очевидное сходство между Ханаанейскими
и еврейскими мифологическими текстами и сельскохозяйствен-
ными ритуалами подтверждает, что на ранних стадиях хана-
анейская и израильская религии были практически идентичны».
Все это должно служить достаточным предупреждением для тех, кто
стремится проклинать Библию во всей ее полноте и при этом упу-
скает из виду тот факт, что она сохраняет глубокий пласт языческих
и даже шаманских элементов. Это также является предостережением
от чтения произведений, подобных Кауфману, без учета присущей
автору религиозной и политической предвзятости.
Завет Моисея, подчеркнуто провозглашенный во Второзаконии,
отличается от Завета Исайи. Завет для Исайи восстанавливается
через искупление: исцеление, совершенное царем, который являет-
ся сыном бога и восседает на троне в святилище Храма. Это при-
водит нас прямо к третьей позиции Второзакония: царство ставится
ниже Яхве. Это настоящий переворот, описанный во Второзаконии
17: 14—20. В то время как Исайя нападал на вавилонского царя,
Второзаконие распространяется на всю концепцию божественного
царствования. Их царь должен находиться под контролем жрече-
ства. Наряду с этим следует отбросить многие элементы храмовой
практики, из которых они, как и левиты, были исключены. Это была
решительная атака на форму монархии, примером которой были Со-
ломон и царский культ Иерусалима. Когда Второзаконие 17:17 заяв-
ляет: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце
его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» —
может иметься в виду только Соломон. Исайя находился в рамках
храмовой традиции, но легко увидеть, как его нападки на царя Вави-
лона могли быть истолкованы как соответствующие программе Вто-
розакония. Конфликт между установками Второзакония и культом
царя — лишь один из серии междоусобных столкновений, вспыхи-
вающих во всех религиях, когда различные фракции, духовенство,
министры, олигархи и монархи соперничают за господство. Продол-
жавшаяся борьба между монархией и папством, церковью и государ-
ством в Европе часто приводила к разрушительным последствиям.
отличается от Завета Исайи. Завет для Исайи восстанавливается
через искупление: исцеление, совершенное царем, который являет-
ся сыном бога и восседает на троне в святилище Храма. Это при-
водит нас прямо к третьей позиции Второзакония: царство ставится
ниже Яхве. Это настоящий переворот, описанный во Второзаконии
17: 14—20. В то время как Исайя нападал на вавилонского царя,
Второзаконие распространяется на всю концепцию божественного
царствования. Их царь должен находиться под контролем жрече-
ства. Наряду с этим следует отбросить многие элементы храмовой
практики, из которых они, как и левиты, были исключены. Это была
решительная атака на форму монархии, примером которой были Со-
ломон и царский культ Иерусалима. Когда Второзаконие 17:17 заяв-
ляет: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце
его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» —
может иметься в виду только Соломон. Исайя находился в рамках
храмовой традиции, но легко увидеть, как его нападки на царя Вави-
лона могли быть истолкованы как соответствующие программе Вто-
розакония. Конфликт между установками Второзакония и культом
царя — лишь один из серии междоусобных столкновений, вспыхи-
вающих во всех религиях, когда различные фракции, духовенство,
министры, олигархи и монархи соперничают за господство. Продол-
жавшаяся борьба между монархией и папством, церковью и государ-
ством в Европе часто приводила к разрушительным последствиям.
Чтобы понять позицию Второзаконий, необходимо знать, как
функционировал Храм. Он существовал со времен Соломона и был
домом Господним, построенным Хирамом из Тира. Как я уже го-
ворил, царя Тира постигла та же участь, что и Люцифера, и это
не случайно. Храм был сконструирован по концепции структу-
ры божественно упорядоченной вселенной. Интерьер был разде-
лен искусно сотканной завесой, которая отделяла святая святых
от «Эдемского сада». За завесой находился престол с херувимами,
как описано в 1 Паралипоменон 28 и 2 Паралипоменон 3. Есте-
ственно, идолы стали анафемой для Второзакония. Еще более по-
разительно было то, что трон не пустовал, а на нем восседал сам
король, который правил как Господь. Мы видим божественного мо-
нарха, описанного в 1 Паралипоменон 29:23: «Затем Соломон сел
на престол Господа как царь, и занял место своего отца. Соломо-
ну сопутствовал успех, и весь народ Израиля повиновался ему».
Стих позволяет нам понять известное видение Иезекиилем Бога
как огненного человека на престоле, перед которым он простирается
ниц. Это является воспоминанием о королевской власти и, в более
широком смысле, общей модели королевской власти, которая была
распространена на всем Ближнем Востоке.
функционировал Храм. Он существовал со времен Соломона и был
домом Господним, построенным Хирамом из Тира. Как я уже го-
ворил, царя Тира постигла та же участь, что и Люцифера, и это
не случайно. Храм был сконструирован по концепции структу-
ры божественно упорядоченной вселенной. Интерьер был разде-
лен искусно сотканной завесой, которая отделяла святая святых
от «Эдемского сада». За завесой находился престол с херувимами,
как описано в 1 Паралипоменон 28 и 2 Паралипоменон 3. Есте-
ственно, идолы стали анафемой для Второзакония. Еще более по-
разительно было то, что трон не пустовал, а на нем восседал сам
король, который правил как Господь. Мы видим божественного мо-
нарха, описанного в 1 Паралипоменон 29:23: «Затем Соломон сел
на престол Господа как царь, и занял место своего отца. Соломо-
ну сопутствовал успех, и весь народ Израиля повиновался ему».
Стих позволяет нам понять известное видение Иезекиилем Бога
как огненного человека на престоле, перед которым он простирается
ниц. Это является воспоминанием о королевской власти и, в более
широком смысле, общей модели королевской власти, которая была
распространена на всем Ближнем Востоке.
Царь — это сын Господа, рожденный из утробы утра. Он —
сын богини солнца, традиция, повторяемая образом женщины, обла-
ченной в Солнце в Откровении 12. Он возносится и помазывается,
получает власть над хаотическими силами реки и моря, занимает
престол, говорит словами Господа и поддерживает его божественный
закон. Все эти элементы можно найти в псалмах, они в значительной
степени опираются на ханаанейские мифы об Эле и Ваале.
сын богини солнца, традиция, повторяемая образом женщины, обла-
ченной в Солнце в Откровении 12. Он возносится и помазывается,
получает власть над хаотическими силами реки и моря, занимает
престол, говорит словами Господа и поддерживает его божественный
закон. Все эти элементы можно найти в псалмах, они в значительной
степени опираются на ханаанейские мифы об Эле и Ваале.
Ханаанейская модель царствования пришла на смену прежней
властной структуре яхвизма, существовавшей до времен Самуила,
в которой не было царя, кроме Яхве, а роль пророка и судей была
превалирующей 1. Второзаконие стремилось вернуться к порядку,
более близкому к этим «первоначальным ценностям», к аналогичной
форме теократической государственности, имеющей во главе царя,
но только в качестве рабского инструмента священства. В защиту
жречества можно отметить активную заботу о бедных, хотя социаль-
ная справедливость с их точки зрения является прерогативой центра-
лизованной власти, что подчеркивается во Второзаконии 27—30, где
священники проклинают тех, кто нарушает строгие правила общины.
властной структуре яхвизма, существовавшей до времен Самуила,
в которой не было царя, кроме Яхве, а роль пророка и судей была
превалирующей 1. Второзаконие стремилось вернуться к порядку,
более близкому к этим «первоначальным ценностям», к аналогичной
форме теократической государственности, имеющей во главе царя,
но только в качестве рабского инструмента священства. В защиту
жречества можно отметить активную заботу о бедных, хотя социаль-
ная справедливость с их точки зрения является прерогативой центра-
лизованной власти, что подчеркивается во Второзаконии 27—30, где
священники проклинают тех, кто нарушает строгие правила общины.
Последний, критический компонент царской функции — ритуал
отпущения. Во Второй Храмовый период его исполнял первосвя-
щенник, но в более ранний период жрец и царь выступали единой
отпущения. Во Второй Храмовый период его исполнял первосвя-
щенник, но в более ранний период жрец и царь выступали единой
Книга Судей 21:25: «В то время не было царя в Израиле. И каждый делал то, что считал
справедливым».
справедливым».
ролью. Царь совершал жертвоприношения во искупление грехов
народа, принимая на себя бремя греха, окропляя кровью жертвен-
ник и совершая всесожжение. Это был ежегодный общинный обряд.
Выбиралось два одинаковых козла, и их судьбу решал жребий, как
описано в Книге Левит 16:1
народа, принимая на себя бремя греха, окропляя кровью жертвен-
ник и совершая всесожжение. Это был ежегодный общинный обряд.
Выбиралось два одинаковых козла, и их судьбу решал жребий, как
описано в Книге Левит 16:1
«Затем Аарон должен взять двух козлов и привести их пе-
ред Господом ко входу скинии собрания. Аарон бросит жребий
об этих двух козлах. Один жребий для Господа, а второй жребий
для Отпущения. Затем Аарон принесёт в жертву за грех того
козла, на которого выпал жребий для Господа. А козла, на кото-
рого выпал жребий для отпущения, надо привести живым перед
Господом; этот козёл будет выпущен в пустыню для отпуще-
ния. Это делается, чтобы совершить очищение народа».
ред Господом ко входу скинии собрания. Аарон бросит жребий
об этих двух козлах. Один жребий для Господа, а второй жребий
для Отпущения. Затем Аарон принесёт в жертву за грех того
козла, на которого выпал жребий для Господа. А козла, на кото-
рого выпал жребий для отпущения, надо привести живым перед
Господом; этот козёл будет выпущен в пустыню для отпуще-
ния. Это делается, чтобы совершить очищение народа».
Одного козла приносят в жертву в Храме, другого отводят в пу-
стыню. Я изложу все детали ритуала, поскольку он имеет глубокое
значение для Praxis.
стыню. Я изложу все детали ритуала, поскольку он имеет глубокое
значение для Praxis.
Священник возлагает обе руки на козла отпущения, вокруг голо-
вы которого завязывается шерстяная алая нить. Как сказано в Книге
пророка Исаии 1:18: «Господь говорит: «Приходите, и мы рассу-
дим всё это. Если грехи ваши, как багряница, то побелеют они,
словно снег! Если будут они пурпурно- красные, то убелю их, как
шерсть!».
вы которого завязывается шерстяная алая нить. Как сказано в Книге
пророка Исаии 1:18: «Господь говорит: «Приходите, и мы рассу-
дим всё это. Если грехи ваши, как багряница, то побелеют они,
словно снег! Если будут они пурпурно- красные, то убелю их, как
шерсть!».
С точки зрения ритуала, это заявление является исповедью, необ-
ходимым предварительным условием в последовательности магиче-
ских действий, которые позволяют очиститься и войти в божественное
присутствие. Козла проводили мимо десяти стоянок, на каждой из ко-
торых не давали ни есть, ни пить. Как только он достигал вершины [6]
горы, красную нить перерезали, одну часть привязывали к камню,
а козла торжественно сбрасывали. Цитируемый отрывок из Книги
Пророка Исайи намекает на чудесное изменение цвета шерсти с крас-
ного на белый, чудо (или, мягко говоря, ловкость рук), которое пре-
кратилось за сорок лет до разрушения Второго Храма1.
ходимым предварительным условием в последовательности магиче-
ских действий, которые позволяют очиститься и войти в божественное
присутствие. Козла проводили мимо десяти стоянок, на каждой из ко-
торых не давали ни есть, ни пить. Как только он достигал вершины [6]
горы, красную нить перерезали, одну часть привязывали к камню,
а козла торжественно сбрасывали. Цитируемый отрывок из Книги
Пророка Исайи намекает на чудесное изменение цвета шерсти с крас-
ного на белый, чудо (или, мягко говоря, ловкость рук), которое пре-
кратилось за сорок лет до разрушения Второго Храма1.
Есть свидетельства того, что царь когда-то отождествлялся
с жертвенной кровью за грехи, но затем все изменилось. В Вави-
лонском новогоднем ритуале происходит то же самое: Эрешкигаль
вместо человеческого жертвоприношения отдают козла. Формула
as-if[7][8], основанная не на более позднем символическом мышлении,
а на аналоговом, является изначальным принципом всей магии, как,
впрочем, и всей человеческой культуры. В городском фольклоре са-
танинское принесение козла в жертву символизирует жертвоприно-
шение человека, хотя доказательств такой практики никогда не было.
Даже острота Кроули о человеческом жертвоприношении, которую
до сих пор цитируют Евангелисты, является как бы намеком на ма-
стурбацию, а не на убийство[9].
с жертвенной кровью за грехи, но затем все изменилось. В Вави-
лонском новогоднем ритуале происходит то же самое: Эрешкигаль
вместо человеческого жертвоприношения отдают козла. Формула
as-if[7][8], основанная не на более позднем символическом мышлении,
а на аналоговом, является изначальным принципом всей магии, как,
впрочем, и всей человеческой культуры. В городском фольклоре са-
танинское принесение козла в жертву символизирует жертвоприно-
шение человека, хотя доказательств такой практики никогда не было.
Даже острота Кроули о человеческом жертвоприношении, которую
до сих пор цитируют Евангелисты, является как бы намеком на ма-
стурбацию, а не на убийство[9].
Христос выполняет жертвенную роль piaculum[10] в искупительном
обряде распятия в Новом завете, затем следуют многочисленные
ссылки на его кровь. Его «новый завет» заслоняет завет Моисея.
В этом смысле распятие можно рассматривать как эквивалент ри-
туала искупления. Христос выступает в роли козла отпущения,
который, подобно Люциферу, спускается в ад (мучение), а затем
восстает, чтобы воссесть рядом со своим отцом (звездный апофеоз).
Тертуллиан разработал вариант этой идеи, в которой и козел, при-
несенный в жертву в Храме, и тот, что отправлен в пустыню, пред-
ставляли Христа. Из ритуала искупления вытекает ряд связанных
с кровью табу, которые выражены в книге Левит 17:
обряде распятия в Новом завете, затем следуют многочисленные
ссылки на его кровь. Его «новый завет» заслоняет завет Моисея.
В этом смысле распятие можно рассматривать как эквивалент ри-
туала искупления. Христос выступает в роли козла отпущения,
который, подобно Люциферу, спускается в ад (мучение), а затем
восстает, чтобы воссесть рядом со своим отцом (звездный апофеоз).
Тертуллиан разработал вариант этой идеи, в которой и козел, при-
несенный в жертву в Храме, и тот, что отправлен в пустыню, пред-
ставляли Христа. Из ритуала искупления вытекает ряд связанных
с кровью табу, которые выражены в книге Левит 17:
«Я буду против любого человека, который ест кровь, невзи-
рая на то, кто этот человек: израильтянин или живущий среди
вас чужеземец! Я удалю его от народа. Жизнь тела есть кровь
его, и Я дал вам правила для окропления жертвенника этой кро-
вью. Вы должны соблюдать их для того, чтобы очиститься. Вы
должны отдать эту кровь Мне, как плату за жизнь, которую
вы отняли. Поэтому Я и говорю народу Израиля: никто из вас
не должен есть кровь, и никакой иноземец, живущий среди вас,
не должен её есть».
рая на то, кто этот человек: израильтянин или живущий среди
вас чужеземец! Я удалю его от народа. Жизнь тела есть кровь
его, и Я дал вам правила для окропления жертвенника этой кро-
вью. Вы должны соблюдать их для того, чтобы очиститься. Вы
должны отдать эту кровь Мне, как плату за жизнь, которую
вы отняли. Поэтому Я и говорю народу Израиля: никто из вас
не должен есть кровь, и никакой иноземец, живущий среди вас,
не должен её есть».
Здесь наблюдаются следы шаманских охотничьих табу, и, воз
можно, мы даже можем заглянуть дальше в доисторическую эпо-
ху на запреты «не есть свою собственную добычу», обсуждаемые
Крисом Найтом в книге «Отношения крови» 1, которые формиру-
ют менструальный фон для моего собственного Апокалиптического
Колдовства. Кровь является священным, мощным и опасным ве-
ществом. Нарушение табу на кровь будет обсуждаться далее, когда
я обращусь к Книге Бытия и Книге Еноха. Пока же нас интересу-
ет один из элементов ритуала — судьба жертвы за грех, козла для
Азазеля, в ритуале, который Второзаконие категорически отвергло.
Спорная личность Азазеля и его роль в мифах о Люцифере будет
основой темы следующей главы.
можно, мы даже можем заглянуть дальше в доисторическую эпо-
ху на запреты «не есть свою собственную добычу», обсуждаемые
Крисом Найтом в книге «Отношения крови» 1, которые формиру-
ют менструальный фон для моего собственного Апокалиптического
Колдовства. Кровь является священным, мощным и опасным ве-
ществом. Нарушение табу на кровь будет обсуждаться далее, когда
я обращусь к Книге Бытия и Книге Еноха. Пока же нас интересу-
ет один из элементов ритуала — судьба жертвы за грех, козла для
Азазеля, в ритуале, который Второзаконие категорически отвергло.
Спорная личность Азазеля и его роль в мифах о Люцифере будет
основой темы следующей главы.
В заключение, есть хороший повод остановиться и поразмыш-
лять над саббатическим значением набора этих символов. Отвер-
гаемая Второзаконием модель царствования имеет шаманическое
происхождение. Божественный сын — это результат hieros gamos1
в подземном мире, между царем как правителем мертвых, и богиней,
которая представляет собой врата рождения и смерти. Нисхожде-
ние и последующее вознесение к звездам является историей полета,
первоначальным свидетельством силы шамана, как более ранней
фигуры, по значимости стоящей сразу после царя: мотивы, которые
можно найти в «Эпосе о Гильгамеше» и «Легенде об Этане». В сво-
ей предыдущей работе я утверждал, что шабаш ведьм служит той же
цели и сохраняет подобный мифический порядок.
лять над саббатическим значением набора этих символов. Отвер-
гаемая Второзаконием модель царствования имеет шаманическое
происхождение. Божественный сын — это результат hieros gamos1
в подземном мире, между царем как правителем мертвых, и богиней,
которая представляет собой врата рождения и смерти. Нисхожде-
ние и последующее вознесение к звездам является историей полета,
первоначальным свидетельством силы шамана, как более ранней
фигуры, по значимости стоящей сразу после царя: мотивы, которые
можно найти в «Эпосе о Гильгамеше» и «Легенде об Этане». В сво-
ей предыдущей работе я утверждал, что шабаш ведьм служит той же
цели и сохраняет подобный мифический порядок.
[1] Второзаконие 7: 2 описывает характер этого присоединения: «Господь, Бог ваш, отдаст эти
народы вам во власть, и вы их победите. Истребите их полностью, не вступайте с ними в со-
глашения и не проявляйте к ним милосердия».Сравните это с видением Келли и Ди, которые видели 24 старца, но вокруг пустого престола,
что резко контрастировало с Откровением. В этом на них явно повлияла точка зрения созда-
телей Второзакония, а не просто страх стать заклейменными еретиками.См.также 1-е от Иоанна 4:12 и 1 от 1-е от Тимофея 6:16.Разделение мира на разные звездные сообщества особенно рассмотрено в работе Ди.Синодальный перевод (прим. перев.)Кауфман. И., 1960. «Религия Израиля, от ее истоков до Вавилонского изгнания». University
of Chicago Press.[6] О ритуале также сказано в Числах 29 и Исайе 53Евангельские христиане часто не используют обеление нити в ритуале искупления как доказа-
тельство того, что иудаизм и жертвоприношение животных были вытеснены жертвой Христа.как бы, наподобие, будто«Для высшей духовной работы всегда следует выбирать жертву, обладающую величай-
шей и чистейшей силой. Наиболее подходящим объектом в этом случае является невинный
и умственно развитый ребенок мужского пола». «Магия в теории и на практике». Глава 12
«О кровавой жертве и родственных ей предметах»Искупление (лат)Автор имеет в виду книгу Криса Найта «Отношения крови — менструация и возникновение
культуры»Иерогамия — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским бо
жеством
народы вам во власть, и вы их победите. Истребите их полностью, не вступайте с ними в со-
глашения и не проявляйте к ним милосердия».Сравните это с видением Келли и Ди, которые видели 24 старца, но вокруг пустого престола,
что резко контрастировало с Откровением. В этом на них явно повлияла точка зрения созда-
телей Второзакония, а не просто страх стать заклейменными еретиками.См.также 1-е от Иоанна 4:12 и 1 от 1-е от Тимофея 6:16.Разделение мира на разные звездные сообщества особенно рассмотрено в работе Ди.Синодальный перевод (прим. перев.)Кауфман. И., 1960. «Религия Израиля, от ее истоков до Вавилонского изгнания». University
of Chicago Press.[6] О ритуале также сказано в Числах 29 и Исайе 53Евангельские христиане часто не используют обеление нити в ритуале искупления как доказа-
тельство того, что иудаизм и жертвоприношение животных были вытеснены жертвой Христа.как бы, наподобие, будто«Для высшей духовной работы всегда следует выбирать жертву, обладающую величай-
шей и чистейшей силой. Наиболее подходящим объектом в этом случае является невинный
и умственно развитый ребенок мужского пола». «Магия в теории и на практике». Глава 12
«О кровавой жертве и родственных ей предметах»Искупление (лат)Автор имеет в виду книгу Криса Найта «Отношения крови — менструация и возникновение
культуры»Иерогамия — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским бо
жеством