18.02.2021
0

Поделиться

НОВЫЙ ЭОН. Великий Зверь

НОВЫЙ ЭОН
Великий Зверь

Магические ордена и мистические братства девятнадцатого века пережи-
ли новую эру. В эпоху, освещенную электрическим светом, тени оставались
на окраинах радикального масонства, искусства и установленной религии.
Из этих теней возникла красочная кавалькада бродячих мистиков и инако-
мыслящих мессий.

Ни одна из этих темных звезд не сияла так ярко, как Алистер Кроули.
Кроули, самопровозглашенный «Великий Зверь», объявил себя «магическим
дитя» (посредством своего рода мистической схемы усыновления) Элифаса
Леви, французского мага, который доминировал в оккультизме девятнадца-
того века. Многие из его нынешних последователей, которых часто называют
«отцом современного сатанизма», резко возражают в ответ на любое предпо-
ложение, что Кроули вообще был сатанистом.

Великий Зверь родился в Англии под именем Эдвард Александр Кроу-
ли в 1875 году в достаточно обеспеченной семье пивовара в Уорикшире. Его
родители были членами Плимутских братьев, суровой христианской секты,
приверженной самоотречению и дисциплине. Юный Эдвард очень любил
своего набожного, но эксцентричного отца, но, когда ему было всего двенад-
цать, его отец умер, и забота о мальчике перешла в руки его чопорной матери
и фанатичного дяди, которых он презирал. Кроули был отправлен в школу
Плимутских братьев в Кембридже, он вспоминал свое пребывание там как
«детство в аду».

Чтобы укрепить свои силы и противостоять суровой физической дисци-
плине в школе и жестокости одноклассников, Кроули занялся альпинизмом.
Вскоре после этого он достиг пика оргазма — соблазнение служанки, пока его
мать была в церкви. Что характерно, он стал опытным, хотя и неортодоксаль-
ным альпинистом, и включил свое неистовое либидо в личную философию,
которую он разработал позже.

Его мать стала называть Кроули «великим зверем 666», в честь дьяволь-
ского чудовища из Книги Откровений. Приняв эту брань за комплимент,
юный Эдвард упивался ханжеской тревогой своей матери. Тем временем все
остатки христианской веры были выбиты из него школьной тростью и мате-
ринским острым языком. Кроули вел распутное существование в колледже
Святой Троицы в Кембридже, где он читал взахлеб обо всем, что не касалось
предписанных ему занятий, писал стихи и без устали распутничал. По сути
своей эгоистичный, Кроули сокрушался, что «глупо было тратить бесчислен-

ные бесценные часы в погоне за тем, что следовало бы каждый вечер прино-

были сексуальной благосклонностью женщин.

Именно в это время Кроули, убежденный в грядущем величии, принял
кельтскую версию своего второго имени, Алистер, полагая, что это каким-то
образом более способствует жизни, полной достижений. Не удосужившись
окончить Кембридж, он отправился в тур по Европе.

Играя с магией и мистической философией во время учебы, юный Кроули
надеялся утолить свою неистовую жажду запретных знаний. Ни одно из тай-
ных обществ или эзотерических орденов, с которыми он столкнулся в своих
путешествиях, не впечатлило его — пока он не встретил химика по имени

Джулиан Бейкер в немецкой таверне. Бейкер познакомил Кроули с Гермети
ческим Орденом Золотой Зари, который, по слухам, в то время имел в своих

рядах некоторых из наиболее интересных литературных фигур конца XIX века

(в порядке убывания вероятности): ирландского поэта
ужасов Артур Мэйчен и Алджернон Блэквуд, Сакс Ромер (создатель «жел
той опасности» доктор Фу Маньчжу) и Брэм Стокер (автор Дракулы).

|
| |
В 1898 году Кроули был посвящен в Орден Золотой Зари ее основателем,
(Йейтс позже высмеивал его как «наполовину сумасшедшего, наполовину
лжеца», в то время как бедный, но самовлюбленный Мазерс гордился тем,
что «во мне нет ничего, что бы не было от богов»). Золотая Заря была систе-
мой магических знаний, собранных Мазерсом из традиций древнееврейского,
средневекового и ренессансного колдовства. Она также во многом обязана
теософии, первооткрывателем которой стал выдающийся русский мистик
по имени Елена Блаватская. Будучи во многих смыслах предшественником
сегодняшнего движения Нью Эйдж, Теософское Общество, которое дожива-
ет до наших дней в более прозаической форме, взяло новую смесь восточных
мистических философских течений и склеило их с помощью сахарной ваты
и чуши собачьей.

Часть теософии, кото-
рая больше всего привле-
кала Мазерса, была идеей
«Учителей»: благосклонных
сверхлюдей или полубогов,
которые использовали Бла-
ватскую как своего предста-
вителя на Земле. Мазерс
ввел их в свою систему как
«Тайных Вождей» — скры-
тых мастеров Золотой Зари,
которые общались только
через него. Циники не уди-
вятся, узнав, что эти возвы-
шенные сущности сразу же
объявили Мазерса «Верхов-
ным Магом», потребовав,
чтобы все члены Золотой
Зари подписали ему клят-
ву повиновения. Орден, чьи
колдовские ритуалы якобы
были направлены на обрете-
ние власти и просвещения,
Молодой Алистер Кроули — черный маг, альпинист, поэт,
пророк, позер и сексуальный атлет.впоследствии превратился
в полубюрократическую си-
стему рангов и степеней.

Как и любой серьезный оккультист, молодой Кроули тщательно балансиро-
вал между непредубежденностью и скептицизмом. Он быстро сообразил, что
способ обрести подлинную оккультную силу — не принимать мифотворчество
других, а создать собственный миф.

Кроули разработал оккультную философию, которую он назвал «Теле-
ма» — пересечение эго, воли и харизмы, качеств, которыми Великий Зверь
обладал сполна. Вспоминая роман шестнадцатого века «Гаргантюа» авторства
Франсуа Рабле, Кроули, подобно сэру Фрэнсису Дэшвуду с его аббатством
Медменхем, стремился создать аббатство Телема, в котором общество «ан-
тимонахов» могло бы процветать, будучи изолированным от скучных масс.

Он быстро продвигался в ордене Золотой Зари под своим новым магиче
ским именем Пердурабо (что означает «Претерплю до конца»). Однако мно
гие члены ордена возражали против становившегося все более скандальным

образа жизни Кроули — экспериментов с наркотиками, подобных гону бара-
на связям с партнерами обоего пола — и высокомерия. Однако, пока Кроули
боготворил явно потрепанного Мазерса, он, в свою очередь, защищал много-
обещающего молодого посвященного от враждебности Ордена.

Кроули напали на него. Йейтс был лидером повстанческой фракции, которая
объявила enfantterrible морально непригодным для перехода в следующий
класс. Мазерс встал позади своего протеже. Последовали ожесточенные ма-
гические дуэли, с проклятиями и предположительно вызванными демонами,
а также шантаж и обычное насилие (Кроули нанял вышибал, чтобы насильно
удалить своих врагов из штаб-квартиры ордена).

Пердурабо не выдержал, и Орден пришел в упадок. В последнем акте сво-
его участия Кроули рассорился со своим бывшим гуру и заявил, что против
него была в буквальном смысле использована черная магия. Он утверждал,
что Мазерс вызвал вампиршу средних лет по имени «миссис М_», которая
столкнулась с Кроули в доме друга, где, превратившись в красивую молодую
девушку, подвергла его почти смертельному соблазну. Согласно рассказу Кро-
ули, он оттолкнул ее своими мистическими силами, после чего:

Она отшатнулась от меня и снова подошла, став еще красивее, чем раньше.
Теперь она боролась за свою жизнь, а не за кровь своей жертвы. Казалось,
запах мужчины наполнил всю ее тонкую форму кошачьей ловкостью. Еще
один шаг ближе, и она прыгнула на меня и с непристойным словом попыта-
лась прижаться своими алыми губами к моим. Когда она это сделала, я пой-
мал и держал ее на расстоянии вытянутой руки, а затем поразил колдунью ее
собственным потоком зла. Голубовато-зеленый свет, казалось, играл вокруг
головы вампирши, затем льняные волосы приобрели цвет грязного снега,
светлая кожа сморщилась, а ее глаза потускнели и стали оловянными в пятнах
от остатков вина. Девушка двадцати лет ушла; передо мной стояла карга лет
шестидесяти. С проклятиями она выскочила из комнаты».

Кроули, очевидно разочарованный такими поразительными событиями,
использовал свое наследство, чтобы снова начать путешествие. Он посетил
Мексику, Цейлон, Индию и Бирму, потакая своим самым сильным увлечени-
ям — альпинизму и сексу, при этом впитывая столько местных религиозных
и мистических традиций, сколько мог. Великий Зверь погрузился в множе-
ство богов индуизма, в возвышенную летаргию Дао, в безмятежность йоги
и в прекрасную пустоту буддизма, в котором приверженец стремится уничто-
жить себя и слиться с великой вселенной, достигая истинного умиротворения
нирваны (благого забвения) и бегства от ужасов жизни.

В 1903 году Кроули вернулся в Великобританию, женился на недалекой,
но красивой девушке из высшего общества по имени Роуз и отправился в дли-
тельный медовый месяц. Во время посещения Каира для развлечения своей
новой жены он провел магический эксперимент; словно одержимая, она вне-
запно заявила: «Они ждут тебя». «Они» были интерпретированы как еги-
петский бог Гор, который, по-видимому, имел личное послание для Кроули.

Кроули задал жене ряд эзотерических вопросов, на каждый из которых она
ответила правильно — вероятность чего, по его подсчетам, составляла 21 168
000 к одному (что вряд ли было бы лестно для молодой Роуз). Убежден-
ный, что он действительно разговаривает с божеством, Кроули повиновался
инструкциям жены и приготовился к диктовке за своим столом. Там, как он
утверждал, его впервые посетил его ангел-хранитель, сущность по имени Ай-
васс, которая продиктовала ему первые главы Книги Закона.

Книга Закона Кроули рассматривает мир как управляемый серией эпох
или эонов. Предыдущий эон был эпохой египетской богини Исиды, време-
нем материнской силы. Текущий эон — это эпоха воскресшего бога, которого
египтяне видели, как Осириса, греки как Диониса и христиане как Иисуса
Христа. Но этот век подходит к концу, и его сменит эон Гора, Венценосного
Дитя. В этом новом веке единственной моральной заповедью будет: «Делай,
что изволишь, вот и есть весь закон» — пронесенное через века, как китай-
ский шепот, изречение, гласящее, что все откроют свое истинное «я» и будут
вести себя соответствующим образом. Но, чтобы достичь этого золотого века,
мир должен сначала пережить оргию варварства и террора.

Книга Закона предсказывала, что Кроули будет вестником этой новой эпо-
хи: он был, как сказала ему его мать, Великим Зверем 666, наблюдающим,
как мир рушится. Но вместо конца света — как настаивает Библия — Апо-
калипсис принесет новый мир радости, свободы и истины.

Даже эгоист Кроули задавался вопросом, сможет ли кто-нибудь проглотить
все это оптом, поэтому Армагеддон был временно приостановлен. В последу-
ющие годы он основал Орден Серебряной Звезды, предполагаемый преем-
ник Золотой Зари, и стал участником базирующегося в Германии движения
под названием Орден Восточных
Тамплиеров, более известного как
Ordo Templi Orientis, или OTO.
Уходя корнями в масонские ложи
отступников, OTO происходит
от рыцарей-тамплиеров и суще-
ствует в десятках вариаций до на-
ших дней.

|| Великий Зверь. Знакомые оккультные символы на
этом портрете включают глаз Гора (в пирамиде)
и психический крест, символ Храма Психической
Юности. Портрет Грэма Уэйна.
Вступление Кроули в OTO
произошло после того, как его
лидер, немецкий шпион Теодор
Ройсс, обвинил его в публика-
ции некоторых из их величайших
тайн в своей (возможно, присво-
енной) Книге Лжей 1912 года.
Когда Кроули возразил, что ему
не сказали таких секретов, Ройсс
пришел к выводу, что он должен
обладать некоторыми естествен-
ными способностями к магии,
и инициировал его под именем
Бафомет (демоническая отруб-
ленная голова, якобы почитаемая
тамплиерами, хотя теперь она ас-
социируется с сатанинским сим-
волом головы козла), и заставил его основать ложу OTO в Британии.
Секреты OTO, на которые наткнулся Кроули, имели сексуальную приро-
ду — мистические силы, содержащиеся в человеческой сперме, сила, усилен-
ная ее смешиванием с женскими любовными соками при оргазме. Центральная
сила космоса, похоже, определенно возникла в результате Большого взрыва.
Это привлекало Кроули, всегда жаждавшего сексуальных экспериментов
(Золотая Заря никогда не исследовала этот путь — Мазерс испытывал от-
вращение к сексу, который, казалось, вызывал у него фобию и, вероятно, так
и не завершил его брак). Как и во многих магических направлениях филосо-
фии, OTO полагал, что все во вселенной связано — если индивидуум произ-
водит значительные изменения в разуме или я, это вызывало более широкие
изменения посредством своего рода космического эффекта домино. Посколь-
ку самым глубоким физическим переживанием является сексуальный оргазм,
отсюда следует, что сексуальные энергии отражают самые мощные энергии
вселенной.

|| Нелестное изображение одурманенного наркотиками Кро-
ули украшает обложку альбома пародийных сатанинских
рокеров Upsidedown Cross.
К этому времени Книга Закона была переиздана, и Кроули посвятил себя
исполнению ее пророчеств. В 1920 году он основал аббатство Телема в вет-
хом сельском фермерском доме на Сицилии. Находясь где-то между культо-
вой коммуной и убежищем хиппи, аббатство стало свидетелем бесчисленных
магических экспериментов, которые вдали от любопытных глаз благовоспи-
танного общества принимали решительно угнетающие и совершенно безум-
ные повороты. Возможно, самая известная легенда настаивает на том, что
в одном из ритуалов женщина-ученица совокуплялась с козлом, которому
затем перерезали горло. Положение достигло апогея в 1923 году, когда умер
молодой посетитель по имени Рауль Лавдей, и Кроули подвергся кампании
набожной клеветы со стороны популярной прессы. Он уже привлекал внима-
ние в прошлом году своим полуавтобиографическим романом «Дневник нарко-
мана», который британская
пресса назвала «книгой для
сжигания». После смер-
ти в аббатстве они обе-
зумели, печатая мрачные
предложения о человече-
ских жертвоприношениях
(на самом деле Ловдей, ве-
роятно, умер от лихорадки,
вызванной употреблением
зараженной воды). После
этого позора Кроули был
изгнан с Сицилии дикта-
тором Муссолини, кото-
рый, вероятно, решил, что
в Италии есть место только
для одного человека, стра-
дающего манией величия.
В 1925 году Кроули был
приглашен в Германию,
чтобы стать международным главой OTO. Великий Зверь был на пике своих
возможностей. В последующие годы он сознательно развил религию Телемы,
как изложено в Книге Закона, и написал другие книги, призванные сделать
его магическую философию доступной, такие как «Магия в теории и практи-
ке» (1929), «Книга Тота» (1944) и «Магия без слез» (1945).

В то время как у более слабых мужчин ненасытный аппетит к сексу и нар-
котикам могли быть чем-то отвлекающим, для Кроули они были неотъемлемой
частью его евангелического процесса. Однако даже его, казалось бы, непо-
бедимая конституция не могла вечно поддерживать этот напряженный образ
жизни. В 1930-е годы здоровье Великого Зверя серьезно ухудшилось, и его
финансы, которые долгое время были нестабильными, балансировали на краю
пропасти. Кроули стал паразитировать на средствах своих учеников. Он так-
же прошел через короткий период, пытаясь возродить свое состояние в судах,
подав в 1934 году иск о клевете из-за нелестных замечаний о периоде Чефалау
в автобиографии бывшей послушницы Нины Хамнетт «Смеющийся торс».
Это был фарс, репутация Кроули была разрушена британскими и американ-
скими таблоидами («король разврата» и человек, которого мы хотели бы по-
весить» — этими двумя титулами нарек Кроули Джон Булл). Самый нелепый
момент в суде произошел, когда адвокат спросил, называет ли Кроули себя
«Зверь 666», на что он ответил: «Зверь 666» означает просто «солнечный
свет». Вы можете называть меня «Солнышко». В следующем году он снова
предстал перед судом, на сей раз для того, чтобы объявить себя банкротом.
Истощив свои легендарные жизненные силы, Великий Зверь провел большую
часть 1940 -х годов в домах отдыха и отелях на Южном побережье Англии.

Хронически зависимый от героина, который, как он утверждал, ему впервые
прописали от хронической астмы, он умер в относительной безвестности 1 де-
кабря 1947 года в доме отдыха Netherwood в Гастингсе, оформленном в готи-
ческом стиле. Его последние слова, как гласит легенда, были «Я озадачен».

Для стороннего наблюдателя Кроули представляет собой сбивающее с тол
ку лоскутное одеяло из разных личностей (действительно, одно из его лю
бимых увлечений во время путешествий -притворяться принцем Персии или
шотландским Лэрдом — он был мистическим Уолтером Митти).

Он был мачо, мистиком-альпинистом, решившим испытать каждую фибру
своего интеллектуального, физического и морального существа на выносли-
вость и не только; извращенный, паразитический поэт и художник, отчаян-
но пытающийся сбежать в создаваемые им декадентские фантазии. Великий

Зверь был также традиционным английским джентльменом, позволившим
своим наклонностям поглотить его целиком, и классическим колдуном —
эрудированным бродягой, который колебался между жрецом и аферистом.
Но был ли он когда-либо в действительности сатанистом?

Ни один из различных орденов и лож, к которым он принадлежал или воз-
главлял, не считались изначально сатанинскими. Однако был аспект магии,
которым Кроули безмерно наслаждался — на протяжении всей своей карьеры
он часто призывал демонов, с наглым безразличием к тому, считалась его ма-

черной» или «белой». С другой стороны, это демоническое течение часто
почти затмевается его восточными влияниями, в то время как сатанизм кон-
кретно связан с западным «культом личности» — идеей о том, что священна
индивидуальность, а не групповая идентичность. Сатанинский дух находится
в постоянном конфликте со вселенной — он постоянно ищет знания и опыт,
чтобы оставить след в своем окружении. Это те самые духовные острые углы,
которые восточные мистики хотят сгладить, чтобы достичь «просветления».

«Делай, что изволишь» Кроули может быть истолковано как максима са-
танинского распутства, а также как приказ открыть истинное «Я». Однако
его Аббатство Телема превратилось в кошмарную лабораторию для духовных
экспериментов и игр по управлению разумом-такое психическое саморазру-
шение сильно расходилось с более чистыми удовольствиями, скажем, Мед-
менхэмского аббатства Клуба Адского Пламени.

Популярный миф утверждает, что секс и наркотики являются неотъемле-
мой частью современного сатанизма, и Кроули, безусловно, оказал влияние
на то, что секс стал центральным элементом современной ритуальной магии.

Однако сексуальная активность в сатанинском ритуале — это чистое про-
славление плотского над духовным — самоцель, а не медитативное упражне-
ние для достижения «просветления». Многие современные сатанисты также
с пренебрежением относятся к наркотикам, полагая, что они делают человека
физически слабым и затуманивают его разум — для них почти сверхъесте-
ственная диета Кроули из наркотиков была величайшим недостатком Вели-
кого Зверя.

Тем не менее, потакание своим слабостям Кроули остается ключом к пони-
манию этого любопытного человека. Любому, кто не верит, что магия имеет
какую-либо силу или толк, будет полезно посмотреть на образ Кроули — слег-
ка злобного Будды и подумать, со сколькими красивыми и уважаемыми жен-
щинами он спал. (Кроули приписывал свой сексуальный магнетизм лосьону,

|
| |
|
| || Современный маг Кеннет Энгер (справа) и сексолог Альфред Кинси
исследуют аббатство Телема Кроули в Чефалу. Энгер снял докумен-
тальный фильм 1955 года о восстановлении здания.
который он наносил на свою бритую голову — очевидно, он также привлекал

лошадей, которые ржали на него и следовали за ним по улице

Похоже, Кроули мог удовлетворить свои аппетиты только в том случае,
если превращал их в «таинства». Гуру наставляет своих современных по-
следователей в священных обрядах любви и исследовании внутреннего про
странства — в то время как менее милосердная интерпретация заключается
в том, что Великий Зверь никогда по-настоящему не поколебал своего жест-
кого христианского воспитания и не мог наслаждаться «грехом» ради него
самого. Превращение худшего из христианских грехов в священный акт было
не столько одобрением новой веры, сколько богохульством против религии,
которая нанесла ему травму в детстве.

Удалите христианство — или антихристианство — и Кроули перестанет
иметь смысл. Так же, как он дорожил титулом Великого Зверя 666, он также
настаивал на том, чтобы называть своих многочисленных любовниц «багряны-
ми женами» — в честь чудовищной блудницы из «Откровения Иоанна Бого-
слова», олицетворяющей страх христианства перед женской сексуальностью.

Кроули, несомненно, часто приносил в жертву животных и писал о челове-
ческих жертвоприношениях. Похоже, это часть его пристрастия к оскорбле-
ниям — когда он говорил о «принесении в жертву младенцев», считается, что
он действительно хвастался библейским грехом Онана, проливая свое семя
на землю. Как признал Кроули, в воскресных газетах всегда легче печатать
заголовки об убийстве детей, чем обсуждать мастурбацию.

Опять же, вопреки распространенному мнению, принесение в жертву жи-
вотных осуждается большинством сатанистов (в то время как человеческое
жертвоприношение зависит от сознания отдельного маньяка). Однако в од-
ном из наиболее известных ритуалов Кроули было распятие жабы. Совершая
этот мелкий акт жестокости, Великий Зверь обратился к несчастному земно-
водному со следующими словами: «Вот, Иисус из Назарета, ты попал в мою
ловушку. Всю мою жизнь ты мучил и оскорблял меня… все удовольствия
были мне запрещены.. .Теперь, наконец, ты в моих руках, Бог рабов находится
во власти Господа Свободы.

Этот странный небольшой ритуал олицетворяет отношение Кроули к хри-
стианству. Он ясно видит себя его прямым противником, и его ссылка на хри-
стианского Бога как на бога рабов — это ницшеанское понятие, которое очень
любят современные сатанисты. Хотя кажется наиболее вероятным, что «По-
велителем свободы» был Гор, «Венценосное дитя», как выражался Кроули,
что также перекликается с «Господом свободы» — титулом, данным сатанин-
скому мастеру средневекового шабаша, которого Элифас Леви отождествлял
с тезкой Кроули — Бафомету.

Кроули упивался дурной славой «самого испорченного человека в мире».
Он страстно желал, чтобы его признали современным мессией, и, если бы
он не мог быть возрожденным Христом, он был бы антихристом. Великий
Зверь постоянно встречал неодобрение общественности, получая огромное
удовлетворение от своей собственной тактики шока. Многие слухи о его про-
вокационном поведении сохранились, например, история о том, что Кроули
любил гадить на коврах, настаивая на том, что его дерьмо было священным
(не отмечено, было ли оно достаточно священным для него, чтобы он мог га-
дить на своем пороге).

В своей книге «Магия в теории и на практике» Кроули высказывается
о Князе Тьмы: Дьявола не существует. Это ложное имя, которое придумали
Черные Братья, дабы придать видимость Единства невежественной путани-
це своих разрозненных представлений. Если бы Дьявол обладал целостным
единством, был бы Богом» (эти Черные Братья были опытными магами, чье
отсутствие духовного развития, тем не менее, заставило их томиться в отно-
сительном невежестве).

Однако критика по поводу запутанности и отсутствия единства могла быть
легко направлена против Кроули, который играл множество разных ролей и за-
бавлялся с мириадами систем убеждений. Его современные апостолы могли бы
сказать, что он обнаружил параллели, которые объединяют все действующие
мистические направления философии — более циничные наблюдатели могли бы
ответить, что он просто собирал отрывки из различных мифологий, сшивая их
вместе швами суббиблейских пророчеств и невразумительной поэзии.

В грязной прессе, питавшей общественное воображение, способность Кроу-
ли вызывать тревогу всегда квалифицировала его как сатаниста. Более инфор-
мированные хулители все еще склонны отождествлять Айвасса — сущность,
которую Кроули считал своим покровителем и проводником, — с Сатаной или
его египетским предшественником Сетом. Сам Кроули писал, что Айвасс был
аналогом «солярнофаллического-герметического Люцифера». Дьявол, Сата-
на.. .Этот змей, Сатана — не враг человека, а тот, кто сотворил богов из на-
шей расы, зная Добро и Зло; он сказал: «Познай себя!» и учил Посвящению».

Хотя Кроули описал Айвасса как высокого темноволосого человека, напо-
минающего средневековые описания дьявола, присутствовавшего на Шаба-
ше, стоит отметить эту цитату из его «Исповеди»: «Мне не нравилось верить
в личного дьявола и служить ему в обычном смысле слова. Я хотел связать-
ся с ним лично и стать его начальником штаба». В другом отрывке Великий
Зверь с энтузиазмом отождествляет себя с главным персонажем из «Ученика
дьявола» Джорджа Бернарда Шоу.

Религия Кроули, Телема, безусловно, в некоторой степени включает в себя
темные, более жестокие аспекты современного сатанизма — особенно эли-
тарную доктрину, провозглашающую, что некоторые рождены, чтобы слу-
жить, в то время как другим предназначено править. Но Телема остается
религией — ее приверженцы, большинство из которых бледнеют при мысли
о том, что их гуру-сатанист, так же заперты в рамках культа личности Кроу-
ли, как и христиане-фундаменталисты, поклоняющиеся мифическому Иисусу,
в то время как сатанисты, исповедующие «антирелигиозность», презирают
любой стадный менталитет.

В конечном итоге Кроули сам стал своим величайшим произведением ис-
кусства. Он хватал жизнь за грудки, выгонял из нее живые дневные огни
и проклинал последствия. Его бунт тела и разума настроил его против преоб-

ния — в традицию западного сатанизма.

Изнанка начала двадцатого века породила гораздо менее неоднозначных
сатанистов, чем Кроули. Ходили слухи о новом клубе Адского Пламени в фе-
шенебельном Лондоне 1920-х годов, в то время как Уильям Сибрук, амери-
канский авантюрист и писатель, утверждал, что посетил несколько черных
месс в течение 1920-х и 1930-х годов в Лондоне, Париже и Нью-Йорке.

Сибрук описывает церемонию, которая должна вернуть Люцифера, «не-
сущего свет», к его законному господству над Творением: латинская месса
произносится задом наперед, на алтаре, лежит обнаженная девственница с ча-
шей с красным вином между грудями. Прислужница, шлюха в красном, сто-
ит рядом, чтобы осквернить небесное воинство в ее влагалище. Большинство
рассказов о Черной мессе в этот период отвергают церемонию как источник
дешевых острых ощущений для богатых туристов, что, учитывая прагматич-
ный характер сатанизма, также утверждает ее как магический ритуал для при-
влечения финансовой выгоды.

В этот же период было опубликовано исследование 1926 года «Колдовство
и черная магия» авторства эксцентричного преподобного Монтегю Саммерса.
Агрессивно набожный Саммерс, у которого был ум средневекового инквизи-
тора, заключенный в упитанное тело двадцатого века, завершил свою книгу
библейской заповедью: «Не оставляй ведьму в живых». Однако Саммерс —
фигура более интересная, чем предполагает этот личный фанатизм.

Добрый преподобный интересовался рядом других областей, которые ка
жутся подозрительными для обычного человека. Признанный эксперт в готи-
ческой художественной и реставрационной драме (обе по меркам того времени
считались с точки зрения морали подозрительными), в частной жизни Сам-
мерс предпочитал более откровенные порнографические материалы. В своем
сборнике эссе «Книги Зверя» Тимоти Д’Арч Смит отмечает, что после смер-
ти Саммерса среди его вещей был найден «драгоценный экземпляр» Фанни
Хилл…и портфель акварелей с изображениями гвардейцев за занятиями, ко-
торые ограничивала только теснота их караульных будок». Этот доблестный
крестоносец, выступавший против зла, был англиканским дьяконом, пока рас-
следование обвинения в педерастии не вынудило его присоединиться к своей
очевидной духовной родине-Римско-католической церкви.

Гомосексуализм и лицемерие Саммерса вряд ли являются большим нов-
шеством среди духовенства. Однако Д’Арч Смит утверждает, что в День
подарков 1918 года Саммерс провел черную мессу в сопровождении двух мо-
лодых людей — результат его сексуальной озабоченности певчими в сочетании
со склонностью к готической мелодраме. Если история звучит правдоподобно,
то Монтегю Саммерс выступает не только как инквизитор двадцатого века,
но и как современный священник Черной мессы.

Сексуальность, подавляемая ненавидящей удовольствие церковью, есте-
ственным образом принимает множество патологических форм. В таком случае
сатанизм можно использовать, чтобы вырваться из этой ловушки — или, как
в случае Саммерса, погрязнуть в ней. Такая страсть к невинности — тради-
ционное извращение священников. Священники Черной мессы, потакавшие
этому специфически христианскому пороку, традиционно обращались к си-
лам тьмы для временного освобождения — прежде чем вернуться в объятия
Матери-Церкви для отпущения грехов. Сатанизм не проповедует такой док-
трины прощения.

Одним из таких же моралистически настроенных знакомых Саммерса,
инквизитора, был писатель Деннис Уитли — человек, который по-своему
внес не меньший вклад в понятие сатанизма двадцатого века. Уитли догово-
рился поужинать с Саммерсом и Алистером Кроули с целью провести иссле-
дование для книги, над которой он работал. Уитли называл Саммерса «очень
интересным человеком», хотя, очевидно, находил общение с ним несколько
тревожным. Для контраста он описал Кроули как «увлекательного собеседни-
ка с интеллектом первого порядка». В 1935 году роман, над которым работал
Уитли, вышел под названием «И исходит дьявол».

Уитли специализировался на приключенческих сюжетах школы Джона Ба-
кена, где темп и драматизм часто заменяли атмосферу или характер. Это был
популярный рецепт, и его книги разошлись тиражом почти в 30 миллионов
экземпляров по всему миру. Уитли был плодовитым писателем, из-под пера
которого вышли более 50 романов, из которых только восемь были триллера-
ми о черной магии. Тем не менее, он запомнился именно как автор оккультной
фантастики. У публики появился аппетит к рассказам Денниса Уитли о сата
нинских культах и пригородных дьяволопоклонниках. Удовлетворяя этот ап
петит, он помог создать популярный образ сатанизма.

Уитли был грубоватым джентльменом старой школы — с военным про-
шлым и соответствующим твердым характером, — который создал сатани-
стов, отражающих его личные предубеждения. Это были зловещие, смуглые
иностранцы, безвольные, ищущие острых ощущений молодые аристократы
и аморальные искушенные люди. Тем не менее, герои Уитли также демонстри-
руют намёки на экзотическую тьму — в частности, хорошего парня с налетом
сатанизма — Дюка Де Ришло. Уитли был в значительной степени творением
своего времени, и его постепенное снижение популярности после его смерти
в 1977 году связано с исчезновением мира, о котором он писал, со всеми его
формальными традициями и моральными устоями.

|| Чарльз Грей в роли Мокаты, одного из многих
вымышленных злодеев, вдохновленных Кроу-
ли, в киноадаптации книги Денниса Уитлера
«И исходит дьявол», Hammer Films 1968 год.
Это говорит о том, что источником
информации о темных искусствах,
на который больше всего полагал-
ся Уитли, был некий Ролло Ахмед.
По словам Уитли, Ахмед был на-
половину египтянином, наполовину
вест-индийцем и вырос на «охва-
ченных дьяволом островах и мало-
изученных лесах Юкатана, Гвианы
и Бразилии». Такая экзотическая ро-
дословная, очевидно, дала Ахмеду
хорошую основу для поклонения дья-
волу, то, что этим занимаются прими-
тивные племена, было стандартным
христианским предположением.
Ахмед разделял убеждение Уитли
в том, что баловаться с магией было
ужасно опасно, предположительно
из личного опыта: Уитли утверждал,
что потерял с ним связь вскоре после
того, как он «поскользнулся на цере-
монии и не смог справиться с демо-
ном, из-за которого у него выпали все
зубы». В смутных отголосках проте-
стантских книг о Фаусте 400 летней давности католик Уитли предварял свои
сатанинские триллеры страшными предупреждениями о Дьяволе и всех его
деяниях — просто слишком долго думать о Сатане было достаточно опасно,
не говоря уже о том, чтобы участвовать в Черной мессе. (Как прекрасно по-
нимал Ахмед, опасность была не только духовной, но и стоматологической).

Такие предупреждения подразумевали, что, хотя Уитли был силен, добро-
детелен и достаточно умен, чтобы пережить ужасы и соблазны Князя Тьмы,
вы, скромные читатели, явно не были таковыми. Это придавало книгам восхи-
тительный вид опасности, одновременно подпитывая авторитет (и эго) автора.

Это тоже не сильно навредило продажам.

Эти предупреждения также подкрепляли идею о том, что рассказы Уитли
были больше, чем просто выдумками, что сатанинские силы, описанные в его
романах, представляют собой реальную угрозу цивилизованному миру. Одна

Они использовали темные силы» герой пытался свергнуть Третий рейх
с помощью черной магии. Работая в Объединенном штабе планирования Уин-
стона Черчилля во время Второй мировой войны, Уитли изо всех сил настаивал
на том, что «во время войны у Черчилля не было грузовика с каким-либо ок-
культизмом» (на что Кроули, несомненно бы возразил, заявив, что предложил
Черчиллю знак «V — победа»).

Однако Уитли не был так уверен в оппозиции, бросая мрачные намеки
на то, что немцы во время Второй мировой войны прибегли к черной магии.
Это было далеко не единичное мнение, и, поскольку 1930-е годы двадцатого
века дали злу новое лицо, некоторые пришли к выводу, что сила, скрывающа-
яся за его глазами, была буквально сатанинской.