Ограничения и эволюция Вселенной
Границы, “пределы” — достаточно важное, и, пожалуй, тоже
базовое понятие. Характеристики границы (даже мысленно
проведенной) достаточно жестко могут определять то, что
находится внутри неё. Например, для аналитических функций,
определённых на пространстве, интегралы по объему и огра-
ничивающей его поверхности связаны точным соотношением.
базовое понятие. Характеристики границы (даже мысленно
проведенной) достаточно жестко могут определять то, что
находится внутри неё. Например, для аналитических функций,
определённых на пространстве, интегралы по объему и огра-
ничивающей его поверхности связаны точным соотношением.
Собственно, почти все, если не все виды деятельности
(включая сотворение Вселенной) можно представить как по-
строение или разрушение границ. Границы возникают и сти-
хийно, например, при конденсации так возникает граница раз-
дела газообразной и жидкой среды. Граница может отделять
сущность или область от того, что ею не является. Появление
границы, затрудняющей перемещение, приводит (необязатель-
но сразу) к различию свойств разграниченных сред.
(включая сотворение Вселенной) можно представить как по-
строение или разрушение границ. Границы возникают и сти-
хийно, например, при конденсации так возникает граница раз-
дела газообразной и жидкой среды. Граница может отделять
сущность или область от того, что ею не является. Появление
границы, затрудняющей перемещение, приводит (необязатель-
но сразу) к различию свойств разграниченных сред.
Ограничения в этическом плане обеспечивают нечто по-
добное. Законы и обычаи общества определяют границу между
наказуемым и ненаказуемым поведением и т.д. Те и другие,
однако, выступают общими для многих ограничителями, пусть
и не столь глобальными, как физические законы. Уникаль-
ность индивида обусловливают не такие общие для всех пра-
вила и не их нарушение, а его внутренние (само)ограничения,
начиная от границ физического тела, определяющих внешний
вид, и до стремления к одним целям ценой отказа от других.
Качества личности складываются из ряда органичивающих ее
необратимых выборов, часть из которых сделана не ею[1], но
многое определяется ее собственной осознанной волей. Любой
необратимый выбор связан с отказом от некоторых возмож-
ностей. Например, вступление в традиционный брак ограни-
чивает возможности встреч с другими девушками, свободного
провождения времени и т.п.
добное. Законы и обычаи общества определяют границу между
наказуемым и ненаказуемым поведением и т.д. Те и другие,
однако, выступают общими для многих ограничителями, пусть
и не столь глобальными, как физические законы. Уникаль-
ность индивида обусловливают не такие общие для всех пра-
вила и не их нарушение, а его внутренние (само)ограничения,
начиная от границ физического тела, определяющих внешний
вид, и до стремления к одним целям ценой отказа от других.
Качества личности складываются из ряда органичивающих ее
необратимых выборов, часть из которых сделана не ею[1], но
многое определяется ее собственной осознанной волей. Любой
необратимый выбор связан с отказом от некоторых возмож-
ностей. Например, вступление в традиционный брак ограни-
чивает возможности встреч с другими девушками, свободного
провождения времени и т.п.
Конструктивный выбор есть выбор (системы) огра-
ничений. Ограничения и свобода вопреки распространенному
мнению не противоречат друг другу (слово свобода по мнению
филологов родственно санскритскому svapati — “своя власть”,
обозначающему суверенитет, самоуправление, а не произвол).
ничений. Ограничения и свобода вопреки распространенному
мнению не противоречат друг другу (слово свобода по мнению
филологов родственно санскритскому svapati — “своя власть”,
обозначающему суверенитет, самоуправление, а не произвол).
Хаос — это лишь потенциальная свобода, нуждающаяся
в оформлении. Например, разность электрических потенциа-
лов переводится в полезные функции электронными устрой-
ствми через внесение ограничений и связей с помощью ком-
понентов схемы (резистор устанавливает пропорциональную
зависимость между током и напряжением и т.п.). Пример денег
уже приводился.
в оформлении. Например, разность электрических потенциа-
лов переводится в полезные функции электронными устрой-
ствми через внесение ограничений и связей с помощью ком-
понентов схемы (резистор устанавливает пропорциональную
зависимость между током и напряжением и т.п.). Пример денег
уже приводился.
Другой пример — дилетант легко может в нескольких
областях превзойти уровень средних профессионалов (органи-
ченных стереотипами и ориентированных на массовый про-
дукт), а в чем-то даже достичь уровня мастера, но не может
выбрать какую-либо из своих специализаций делом всей жиз-
ни, и уделить ей достаточно сил и времени, чтобы продвинуть
направление на новый уровень, иначе это уже не дилетант.
областях превзойти уровень средних профессионалов (органи-
ченных стереотипами и ориентированных на массовый про-
дукт), а в чем-то даже достичь уровня мастера, но не может
выбрать какую-либо из своих специализаций делом всей жиз-
ни, и уделить ей достаточно сил и времени, чтобы продвинуть
направление на новый уровень, иначе это уже не дилетант.
Говоря о необратимом выборе следует уточнить понятие
обратимости. Для обратимого действия существует обратное
ему — будучи совершенным после прямого, обратное действие
переводит структуру в прежнее состояние. Строго говоря,
из-за наличия времени и глобальных процессов в физической
реальности полностью обратимых действий не существует. Да-
же ненадолго появившаяся мысль вызывает рассеяние энергии,
не говоря уже о возможной фиксации и/или транслировании
ею какой-либо формы. Переместив и вновь поставив на место
вещь мы возвращаем ее на место, находящееся уже в изме-
нившейся Вселенной в тысячах километров от прежнего, если
считать от ядра галактики. В одну и ту же воду нельзя войти
дважды и т.п. Однако есть причины разделять действия на
обратимые и необратимые. В микромире, где отсутствуют силы
трения и время можно (условно) запустить в обратную сто-
рону, многие физические события формально обратимы. Хотя
можно говорить о спонтанных нарушениях симметрии, необ-
ратимой фиксации определенного состояния сознанием, а так-
же (с ростом числа частиц) о статистической необратимости
(увеличении энтропии), важно, что в выделенных идеализиро-
ванных структурах необратимыми будут не все изменения.
обратимости. Для обратимого действия существует обратное
ему — будучи совершенным после прямого, обратное действие
переводит структуру в прежнее состояние. Строго говоря,
из-за наличия времени и глобальных процессов в физической
реальности полностью обратимых действий не существует. Да-
же ненадолго появившаяся мысль вызывает рассеяние энергии,
не говоря уже о возможной фиксации и/или транслировании
ею какой-либо формы. Переместив и вновь поставив на место
вещь мы возвращаем ее на место, находящееся уже в изме-
нившейся Вселенной в тысячах километров от прежнего, если
считать от ядра галактики. В одну и ту же воду нельзя войти
дважды и т.п. Однако есть причины разделять действия на
обратимые и необратимые. В микромире, где отсутствуют силы
трения и время можно (условно) запустить в обратную сто-
рону, многие физические события формально обратимы. Хотя
можно говорить о спонтанных нарушениях симметрии, необ-
ратимой фиксации определенного состояния сознанием, а так-
же (с ростом числа частиц) о статистической необратимости
(увеличении энтропии), важно, что в выделенных идеализиро-
ванных структурах необратимыми будут не все изменения.
То же относится к событийным схемам в той или иной
ограниченной реальности. Здесь обратимость зависит от об-
ласти учитываемых нами явлений, включая ограниченность
в пространстве. Локальные связи могут сохраняться незави-
симо от глобальных изменений. Передвинув и вновь вернув на
место вещь, мы затратили энергию и вызвали движение возду-
ха, но положение предметов в комнате вернулось к прежнему.
ограниченной реальности. Здесь обратимость зависит от об-
ласти учитываемых нами явлений, включая ограниченность
в пространстве. Локальные связи могут сохраняться незави-
симо от глобальных изменений. Передвинув и вновь вернув на
место вещь, мы затратили энергию и вызвали движение возду-
ха, но положение предметов в комнате вернулось к прежнему.
При наличии стабильных потоков энергии, компенсирую-
щих диссипативные силы, можно построить деятельность так,
что на содержательном уровне большинство действий в до-
статочно заметной пространственно-временной области будут
обратимыми, а реальность будет циклически проходить через
качественно близкие состояния, при этом побочные эффекты
окажутся вынесены из этой области — вовне (на производство,
в атмосферу, в канализацию и т.п.) или в будущее.
щих диссипативные силы, можно построить деятельность так,
что на содержательном уровне большинство действий в до-
статочно заметной пространственно-временной области будут
обратимыми, а реальность будет циклически проходить через
качественно близкие состояния, при этом побочные эффекты
окажутся вынесены из этой области — вовне (на производство,
в атмосферу, в канализацию и т.п.) или в будущее.
Иногда трудно предугадать границу “перехода количества
в качество”, за которой эффект становится необратимым. Вы-
пив некоторое количество спиртного напитка и пройдя через
измененное состояние сознания можно вернуться к трезвому
состоянию без патологических последствий, а можно непопра-
вимо испортить здоровье или отношения с окружающими.
в качество”, за которой эффект становится необратимым. Вы-
пив некоторое количество спиртного напитка и пройдя через
измененное состояние сознания можно вернуться к трезвому
состоянию без патологических последствий, а можно непопра-
вимо испортить здоровье или отношения с окружающими.
Хотя локально обратимый или циклический образ жизни
можно обоснованно считать бессодержательным и пустым,
желательно, чтобы необратимый выбор был хорошо осознан
и диктовался истинной волей, а не случайными побуждениями,
и тем более, не проявленной невнимательностью: хотя даже
потери или увечия иногда можно обратить к пользе, при созна-
тельном выборе пути они как правило излишни, а то и вредны.
Часто полезными были бы совершенствование личности без
явного изменения ею внешних условий или привязка внешних
изменений к объективным процессам, например, к росту детей,
или к существенным событиям. Но при желании изменений
необратимые поступки могут и должны совершаться.
можно обоснованно считать бессодержательным и пустым,
желательно, чтобы необратимый выбор был хорошо осознан
и диктовался истинной волей, а не случайными побуждениями,
и тем более, не проявленной невнимательностью: хотя даже
потери или увечия иногда можно обратить к пользе, при созна-
тельном выборе пути они как правило излишни, а то и вредны.
Часто полезными были бы совершенствование личности без
явного изменения ею внешних условий или привязка внешних
изменений к объективным процессам, например, к росту детей,
или к существенным событиям. Но при желании изменений
необратимые поступки могут и должны совершаться.
Важнейшее свойство границы, придающее смысл ее суще-
ствованию — преодолимость (хотя бы для информации). Лю-
бая граница, которую мы видим или представляем, при
определённых условиях может быть пересечена. Грани-
ца может затруднять перемещение, но вовсе непреодолимая
граница сделала бы разделяемые ею стороны никак не вза-
имодействующими и несуществующими друг для друга. То,
что находится за непреодолимой границей, мы наблюдать не
можем, равно как не можем увидеть саму такую границу:
например, в физической реальности она выглядела бы как
обрыв пространства, чего никогда не наблюдается на практике.
Ее появление не допускают и достаточно развитые теории
(предполагая даже проникновение сквозь горизонт событий,
окружающий черную дыру). Виртуальное пространство зазер-
калья делают видимым несущие информацию фотоны. Гра-
ница, которую нельзя пересечь (и соответственно, увидеть),
находясь в реальности по одну ее сторону, можно заметить (и
обойти), выйдя в иное измерение. Сознательное установление
границ в различных событийных планах (например, нрав-
ственных или юридических ограничений) подразумевает воз-
можность их преодоления и ответственность за это. Свобода
предполагает не только целенаправленное пересечение границ,
но и добровольный отказ от их пересечения.
ствованию — преодолимость (хотя бы для информации). Лю-
бая граница, которую мы видим или представляем, при
определённых условиях может быть пересечена. Грани-
ца может затруднять перемещение, но вовсе непреодолимая
граница сделала бы разделяемые ею стороны никак не вза-
имодействующими и несуществующими друг для друга. То,
что находится за непреодолимой границей, мы наблюдать не
можем, равно как не можем увидеть саму такую границу:
например, в физической реальности она выглядела бы как
обрыв пространства, чего никогда не наблюдается на практике.
Ее появление не допускают и достаточно развитые теории
(предполагая даже проникновение сквозь горизонт событий,
окружающий черную дыру). Виртуальное пространство зазер-
калья делают видимым несущие информацию фотоны. Гра-
ница, которую нельзя пересечь (и соответственно, увидеть),
находясь в реальности по одну ее сторону, можно заметить (и
обойти), выйдя в иное измерение. Сознательное установление
границ в различных событийных планах (например, нрав-
ственных или юридических ограничений) подразумевает воз-
можность их преодоления и ответственность за это. Свобода
предполагает не только целенаправленное пересечение границ,
но и добровольный отказ от их пересечения.
Сколько-нибудь продолжительная жизнь возможна толь-
ко вблизи границы (например, поверхности земли), жилище
представляет собою ограниченное пространство, для поселе-
ния по целому ряду причин наиболее привлекательны именно
границы ландшафтов — степи и леса, суши и моря.
ко вблизи границы (например, поверхности земли), жилище
представляет собою ограниченное пространство, для поселе-
ния по целому ряду причин наиболее привлекательны именно
границы ландшафтов — степи и леса, суши и моря.
Интересно, что переход в мiр без времени (с обратимыми
действиями), предполагаемый в жизни будущего века на осно-
вании фразы Апокалипсиса (10:5-6), которую, правда, можно
понимать и иначе, оставил бы ранее приобретенные формы
в неизменном состоянии: весь спектр обратимых возможностей
оставляет каждую сущность в своем классе, что соответствует
представлениям в Христианстве и в некоторых других рели-
гиях об отсутствии покаяния (изменения) в загробной жиз-
ни. Это эквивалентно тотальному избавлению от структурной
неустойчивости, о которой речь шла выше, и обретению всеми
оформившимися классами непреодолимых границ (чего, как
мы отметили, не наблюдается в физической реальности).
действиями), предполагаемый в жизни будущего века на осно-
вании фразы Апокалипсиса (10:5-6), которую, правда, можно
понимать и иначе, оставил бы ранее приобретенные формы
в неизменном состоянии: весь спектр обратимых возможностей
оставляет каждую сущность в своем классе, что соответствует
представлениям в Христианстве и в некоторых других рели-
гиях об отсутствии покаяния (изменения) в загробной жиз-
ни. Это эквивалентно тотальному избавлению от структурной
неустойчивости, о которой речь шла выше, и обретению всеми
оформившимися классами непреодолимых границ (чего, как
мы отметили, не наблюдается в физической реальности).
Рис. 3: Два класса позиций при игре в 15
Для иллюстрации: все возможные расположения фишек
при игре в пятнашки эквивалентны всего двум состояниям
(рис. 3); ходы здесь обратимы и сохраняют систему в одном
из этих двух классов. Только выход за пределы плоскости
позволяет перевести систему из одного состояния в другое.
при игре в пятнашки эквивалентны всего двум состояниям
(рис. 3); ходы здесь обратимы и сохраняют систему в одном
из этих двух классов. Только выход за пределы плоскости
позволяет перевести систему из одного состояния в другое.
Реальность, в которой все действия обратимы (а это озна-
чает кроме прочего и запрет на необратимые действия), фак-
тически оставляет личность в игровом пространстве, позволя-
ющем перепробовать разные сочетания, но строго в установ-
ленных пределах. Такая деятельность может быть приятной
или нет в зависимости не только от множества возможностей
и системы правил, но и от субъективного отношения к ней,
а при конечном числе возможных комбинаций рано или поздно
интерес к ней закончится, если только не будет периодически
стираться память субъекта. Ад (берущий начало из психи-
ческой реальности) можно представить как зацикленность на
некоторых идеях, не оставляющую места для других.
чает кроме прочего и запрет на необратимые действия), фак-
тически оставляет личность в игровом пространстве, позволя-
ющем перепробовать разные сочетания, но строго в установ-
ленных пределах. Такая деятельность может быть приятной
или нет в зависимости не только от множества возможностей
и системы правил, но и от субъективного отношения к ней,
а при конечном числе возможных комбинаций рано или поздно
интерес к ней закончится, если только не будет периодически
стираться память субъекта. Ад (берущий начало из психи-
ческой реальности) можно представить как зацикленность на
некоторых идеях, не оставляющую места для других.
Общая для религиозной или социальной группы система
запретов (нравственных и ритуальных) в такой модели обес-
печивала бы связность группы в будущей жизни. Индивиду-
альные особенности каждого приверженца по крайней мере
не должны выводить его за пределы общей для всех области,
и нетрудно заметить, что в реальных сообществах с жесткими
и узкими ограничениями обычно осуждается самочиние (уста-
новление собственных ограничений или ритуальных правил)
даже не выводящее индивида за рамки общих для всех за-
претов (установление самочинных запретов, общих для всех
членов конкретной общины, при этом может приветствоваться
и часто приводит к сектантству), а в менее зарегулированных
сообществах самочиние вообще не считается грехом.
запретов (нравственных и ритуальных) в такой модели обес-
печивала бы связность группы в будущей жизни. Индивиду-
альные особенности каждого приверженца по крайней мере
не должны выводить его за пределы общей для всех области,
и нетрудно заметить, что в реальных сообществах с жесткими
и узкими ограничениями обычно осуждается самочиние (уста-
новление собственных ограничений или ритуальных правил)
даже не выводящее индивида за рамки общих для всех за-
претов (установление самочинных запретов, общих для всех
членов конкретной общины, при этом может приветствоваться
и часто приводит к сектантству), а в менее зарегулированных
сообществах самочиние вообще не считается грехом.
Впрочем, на наш взгляд утверждение представителей
некоторых религий о невозможности изменений для конкрет-
ных людей после их смерти необоснованно абсолютизировано,
поскольку материальная Вселенная с ее законами пока что
(как минимум до второго Пришествия) продолжает существо-
вание во времени и после смерти отдельно взятого человека.
некоторых религий о невозможности изменений для конкрет-
ных людей после их смерти необоснованно абсолютизировано,
поскольку материальная Вселенная с ее законами пока что
(как минимум до второго Пришествия) продолжает существо-
вание во времени и после смерти отдельно взятого человека.
Обрисованная картина вечной жизни, если вдуматься,
несколько мрачновата (хотя порадостнее атеистической) и чем-
то напоминает ницшеанское вечное возвращение. Так и есть,
если не учитывать такой фактор как любовь, составляющую
один из законов, препятствующих вырождению. Любви мы
даже не будем пытаться дать точное определение, как невоз-
можно дать определение Богу. Впрочем, ап. Павлу удаётся
разграничить любовь и проявление внешне сходных с нею
мотиваций при помощи апофатического (отрицательного) бо-
гословия: в 13 главе послания к Коринфянам большинство
утверждений о любви отрицательны, а положительные опре-
деления указывают на милосердие, веру, надежду и радость.
несколько мрачновата (хотя порадостнее атеистической) и чем-
то напоминает ницшеанское вечное возвращение. Так и есть,
если не учитывать такой фактор как любовь, составляющую
один из законов, препятствующих вырождению. Любви мы
даже не будем пытаться дать точное определение, как невоз-
можно дать определение Богу. Впрочем, ап. Павлу удаётся
разграничить любовь и проявление внешне сходных с нею
мотиваций при помощи апофатического (отрицательного) бо-
гословия: в 13 главе послания к Коринфянам большинство
утверждений о любви отрицательны, а положительные опре-
деления указывают на милосердие, веру, надежду и радость.
Приближение к Божественной реальности позволило бы
смотреть на границы извне и по-прежнему воспринимать их
как относительные, а общее дело (как бы его не исказила
историческая Церковь) подразумевает создание новой земли
и нового неба. В конце концов, мы не можем по одной фразе
точно определить где и для чего больше не будет времени.
смотреть на границы извне и по-прежнему воспринимать их
как относительные, а общее дело (как бы его не исказила
историческая Церковь) подразумевает создание новой земли
и нового неба. В конце концов, мы не можем по одной фразе
точно определить где и для чего больше не будет времени.
Приведенные соображения чреваты и глобальными стра-
шилками. Если попарно возникающие из вакуума частицы
(и производные от них) сохраняют связь между собою, то
(как можно заключить из некоторых квантовых моделей) все
последующие состояния эквивалентны предыдущим, и зако-
номерным будет возвращение Вселенной с первоначальному
состоянию небытия. Тот же вывод можно сделать из энерге-
тических соображений и из теоремы Пуанкаре о возвращении.
Идеи раннего Буддизма и всеобщее “восстановление” ориге-
нистов указывают нам именно на такой сценарий, однако, при
наличии необратимых изменений и/или внесении в реальность
ассимметрии личной волей субъектов Вселенная как открытая
система выходит из состояния, эквивалентного небытию.
шилками. Если попарно возникающие из вакуума частицы
(и производные от них) сохраняют связь между собою, то
(как можно заключить из некоторых квантовых моделей) все
последующие состояния эквивалентны предыдущим, и зако-
номерным будет возвращение Вселенной с первоначальному
состоянию небытия. Тот же вывод можно сделать из энерге-
тических соображений и из теоремы Пуанкаре о возвращении.
Идеи раннего Буддизма и всеобщее “восстановление” ориге-
нистов указывают нам именно на такой сценарий, однако, при
наличии необратимых изменений и/или внесении в реальность
ассимметрии личной волей субъектов Вселенная как открытая
система выходит из состояния, эквивалентного небытию.
Индуистская космогоническая модель несколько отлича-
ется от европейской и предполагает циклы усложнения и
упрощения структурности, включая построение и уничтоже-
ние всей Вселенной. Популярность бога Шивы может быть
связана в том числе с его динамикой и со способностью раз-
рушать избыточные и устаревшие формы, омолаживая таким
образом Вселенную, т.е. работая на упрощение структурности
и понижение энтропии.
ется от европейской и предполагает циклы усложнения и
упрощения структурности, включая построение и уничтоже-
ние всей Вселенной. Популярность бога Шивы может быть
связана в том числе с его динамикой и со способностью раз-
рушать избыточные и устаревшие формы, омолаживая таким
образом Вселенную, т.е. работая на упрощение структурности
и понижение энтропии.
К.Г. Юнг довольно точно описывает энергетическую со-
ставляющую такого создания и разрушения форм примени-
тельно к человеческой деятельности:
ставляющую такого создания и разрушения форм примени-
тельно к человеческой деятельности:
Человек стоит между пустотой и полнотой. Если его
сила соединяется с полнотой, она становится формирующей.
Всегда есть что-то хорошее в этом формировании. Если его
сила соединяется с пустотой, она оказывает растворяющее и
разрушающее действие, коль скоро пустота не может быть
оформлена, а лишь удовлетворяет себя за счет полноты. Со-
единившись так, человеческая сила превращает пустоту в зло.
Если твоя сила созидает полноту, это из-за того, что она
связана с полнотой. Но чтобы быть уверенным, что создан-
ное тобой продолжает существовать, оно должно оставаться
связанным с твоей силой. С постоянным формированием ты
постепенно теряешь свою силу, поскольку абсолютно вся сила
оказывается связанной с изменчивостью, обретающей форму.
И наконец, когда ты ошибочно воображаешь, что богат, ты
на самом деле беден и стоишь посреди своих форм, как ни-
щий. Вот тогда ослепленным человеком овладевает растущее
желание придавать форму вещам, поскольку он убежден, что
многократно увеличивающееся созидание удовлетворит его
желание. Потратив всю свою силу, он становится жаждущим;
он заставляет других служить и забирает их силу, следуя
собственным задумкам [14, c. 185].
сила соединяется с полнотой, она становится формирующей.
Всегда есть что-то хорошее в этом формировании. Если его
сила соединяется с пустотой, она оказывает растворяющее и
разрушающее действие, коль скоро пустота не может быть
оформлена, а лишь удовлетворяет себя за счет полноты. Со-
единившись так, человеческая сила превращает пустоту в зло.
Если твоя сила созидает полноту, это из-за того, что она
связана с полнотой. Но чтобы быть уверенным, что создан-
ное тобой продолжает существовать, оно должно оставаться
связанным с твоей силой. С постоянным формированием ты
постепенно теряешь свою силу, поскольку абсолютно вся сила
оказывается связанной с изменчивостью, обретающей форму.
И наконец, когда ты ошибочно воображаешь, что богат, ты
на самом деле беден и стоишь посреди своих форм, как ни-
щий. Вот тогда ослепленным человеком овладевает растущее
желание придавать форму вещам, поскольку он убежден, что
многократно увеличивающееся созидание удовлетворит его
желание. Потратив всю свою силу, он становится жаждущим;
он заставляет других служить и забирает их силу, следуя
собственным задумкам [14, c. 185].
Кроме ориентации на желаемую степень зарегулирован-
ности различие в системах ценностей может быть связано
с ресурсом, на расходование которого ориентирован субъект.
К числу таких относятся разность потенциалов (либо свобод-
ная энергия и ее аналоги в других реальностях: деньги и т.п.)
и время, связанное (в рассматириваемом нами аспекте) с гло-
бальными (внешними) необратимыми изменениями. Может ли
считаться расходуемым ресурсом информация — отдельный во-
прос. Субъект, сумевший выстроить изменения в соответствии
со своей истинной волей, (и как правило большинство тех, кто
с ним взаимодействует) при исчерпании упомянутых ресурсов
попадает в устраивающее его состояние. Не сумевшие этого
сделать и выработавшие доступный ресурс могут оказаться
недовольны; как правило, выстроенные ими системы либо
хрупки, либо являются пищей/ресурсами для других, фак-
тически создание и разрушение таких систем обеспечивает
кругооборот ресурсов и замедляет их глобальное исчерпание.
ности различие в системах ценностей может быть связано
с ресурсом, на расходование которого ориентирован субъект.
К числу таких относятся разность потенциалов (либо свобод-
ная энергия и ее аналоги в других реальностях: деньги и т.п.)
и время, связанное (в рассматириваемом нами аспекте) с гло-
бальными (внешними) необратимыми изменениями. Может ли
считаться расходуемым ресурсом информация — отдельный во-
прос. Субъект, сумевший выстроить изменения в соответствии
со своей истинной волей, (и как правило большинство тех, кто
с ним взаимодействует) при исчерпании упомянутых ресурсов
попадает в устраивающее его состояние. Не сумевшие этого
сделать и выработавшие доступный ресурс могут оказаться
недовольны; как правило, выстроенные ими системы либо
хрупки, либо являются пищей/ресурсами для других, фак-
тически создание и разрушение таких систем обеспечивает
кругооборот ресурсов и замедляет их глобальное исчерпание.
В связи с вышеописанной возможностью состояния без
времени, интересно сопоставить его с т.н. тепловой смертью
Вселенной (не только материальной). Распространить понятие
энтропии на нематериальные структуры исследователи пыта-
лись неоднократно и более или менее успешно. Численное
значение обобщенной энтропии подобно физической определя-
ется как логарифм числа возможных состояний системы, обла-
дающей некоторыми конкретными макроскопическими харак-
теристиками (для физических систем — термодинамическими).
Поскольку критерии различения в общем случае субъективны,
идентичность (или эквивалентность) как макроскопических,
так и микроскопических состояний может быть определена
по-разному, например, в пятнашках можно обозначить как
эквивалентные состояния, которые обратимо переводятся друг
в друга, а можно объявить разными все расположения фишек.
времени, интересно сопоставить его с т.н. тепловой смертью
Вселенной (не только материальной). Распространить понятие
энтропии на нематериальные структуры исследователи пыта-
лись неоднократно и более или менее успешно. Численное
значение обобщенной энтропии подобно физической определя-
ется как логарифм числа возможных состояний системы, обла-
дающей некоторыми конкретными макроскопическими харак-
теристиками (для физических систем — термодинамическими).
Поскольку критерии различения в общем случае субъективны,
идентичность (или эквивалентность) как макроскопических,
так и микроскопических состояний может быть определена
по-разному, например, в пятнашках можно обозначить как
эквивалентные состояния, которые обратимо переводятся друг
в друга, а можно объявить разными все расположения фишек.
Соответственно, абсолютное значение энтропии зависит от
способа ее вычисления, а физический смысл имеет величи-
на ее изменения. Отдельный интересный вопрос, может ли
считаться разность обобщенных энтропий объективной харак-
теристикой состояний всех реальностей (а не только физиче-
ской), но в любом случае при одинаковом способе подсчета
энтропия будет аддитивной величиной (для двух независимых
систем общая энтропия равна сумме энтропий), а для конкрет-
ной системы будет монотонно зависеть от мощности множе-
ства состояний, эквивалентных в рамках некой идеализации[2].
способа ее вычисления, а физический смысл имеет величи-
на ее изменения. Отдельный интересный вопрос, может ли
считаться разность обобщенных энтропий объективной харак-
теристикой состояний всех реальностей (а не только физиче-
ской), но в любом случае при одинаковом способе подсчета
энтропия будет аддитивной величиной (для двух независимых
систем общая энтропия равна сумме энтропий), а для конкрет-
ной системы будет монотонно зависеть от мощности множе-
ства состояний, эквивалентных в рамках некой идеализации[2].
Для каждого из таких множеств может быть опеределе-
на энтропия в соответствии с его мощностью. Наибольшая
энтропия при этом соответствовала бы наиболее мощному
из множеств, и именно к такому состоянию должна прийти
Вселенная (или другая замкнутая система) при выравнивании
потенциалов всех ее подсистем. Совокупность законов (таких,
как законы сохранения, принцип запрета Паули и др.) застав-
ляет Вселенную усложняться с ростом энтропии, и предел это-
го роста пока не выяснен. Из-за наличия этих законов система
не обязана выродиться в полную неразличимость состояний
на макроуровне, более того, она может быть более богатой
и сложной, чем если бы находилась в состоянии с мень-
шей энтропией. Подобных взглядов придерживался, например,
Карл Фридрих фон Вайцзеккер. Наличие нерассеивающих-
ся квантов свободной энергии делает возможными движение
и обратимые трансформации и в равновесной системе.
на энтропия в соответствии с его мощностью. Наибольшая
энтропия при этом соответствовала бы наиболее мощному
из множеств, и именно к такому состоянию должна прийти
Вселенная (или другая замкнутая система) при выравнивании
потенциалов всех ее подсистем. Совокупность законов (таких,
как законы сохранения, принцип запрета Паули и др.) застав-
ляет Вселенную усложняться с ростом энтропии, и предел это-
го роста пока не выяснен. Из-за наличия этих законов система
не обязана выродиться в полную неразличимость состояний
на макроуровне, более того, она может быть более богатой
и сложной, чем если бы находилась в состоянии с мень-
шей энтропией. Подобных взглядов придерживался, например,
Карл Фридрих фон Вайцзеккер. Наличие нерассеивающих-
ся квантов свободной энергии делает возможными движение
и обратимые трансформации и в равновесной системе.
Обратимость изменений можно связать с сохранением в них
информации. Классическая теория информации делает мате-
матически обоснованные, но ограниченные по применимости
утверждения, будто информация может только теряться (из-за
погрешности измерения, шума, немонотонных преобразований
сигнала и т.п.). Выводы Шеннона, Винера и К ° созданы и
корректны в отношении передачи и преобразования конкрет-
ных кусков исходной информации, и некорректны в случае
информации вообще. Как мы видим на практике (напр., рис. 2),
достаточно сложные структуры могут генерироваться с мини-
мальной начальной информацией; воля и даже хаос способны
увеличивать объём информации, следует лишь перевести её
из разряда шума в имеющую значимость. Вероятно, возможен
также подход, при котором общее количество информации во
Вселенной (включая нематериальные реальности) не меняется.
информации. Классическая теория информации делает мате-
матически обоснованные, но ограниченные по применимости
утверждения, будто информация может только теряться (из-за
погрешности измерения, шума, немонотонных преобразований
сигнала и т.п.). Выводы Шеннона, Винера и К ° созданы и
корректны в отношении передачи и преобразования конкрет-
ных кусков исходной информации, и некорректны в случае
информации вообще. Как мы видим на практике (напр., рис. 2),
достаточно сложные структуры могут генерироваться с мини-
мальной начальной информацией; воля и даже хаос способны
увеличивать объём информации, следует лишь перевести её
из разряда шума в имеющую значимость. Вероятно, возможен
также подход, при котором общее количество информации во
Вселенной (включая нематериальные реальности) не меняется.
Изначальный Хаос, рассматривать ли его как полную нераз-
личимость или как единичную сингулярность, обладает мини-
мальной (нулевой) энтропией, которая увеличивается с появ-
лением структурности: с течением времени энтропия возрас-
тает, и вопреки выводам теории информации с увеличением
энтропии в физическом Mipo растёт объём информации. С до-
стижением энтропией максимально возможного (при данных
законах) значения течение времени должно прекратиться, во-
прос лишь в том, существует ли такой максимум. Впрочем,
неизвестно ничего достоверного о постоянстве (или непосто-
янстве) законов, от которых это всеё зависит.
личимость или как единичную сингулярность, обладает мини-
мальной (нулевой) энтропией, которая увеличивается с появ-
лением структурности: с течением времени энтропия возрас-
тает, и вопреки выводам теории информации с увеличением
энтропии в физическом Mipo растёт объём информации. С до-
стижением энтропией максимально возможного (при данных
законах) значения течение времени должно прекратиться, во-
прос лишь в том, существует ли такой максимум. Впрочем,
неизвестно ничего достоверного о постоянстве (или непосто-
янстве) законов, от которых это всеё зависит.
Поэтому необязательно беспокоиться о сохранении Все-
ленной в целом. Существенно, чтобы из состояния, эквива-
лентного небытию, вышла личность. Для тех, кто не ставит се-
бе целью уход в Нирвану, имеется две опасности: полное рас-
творение конкретных форм в отсутствие необратимого выбора
(для буддиста это может быть не опасностью, а желательной
целью) и выбор ограничений, несоответствующих собственной
сущности, например, слишком узких и/или не включающих
область, соответствующую истинной воле.
ленной в целом. Существенно, чтобы из состояния, эквива-
лентного небытию, вышла личность. Для тех, кто не ставит се-
бе целью уход в Нирвану, имеется две опасности: полное рас-
творение конкретных форм в отсутствие необратимого выбора
(для буддиста это может быть не опасностью, а желательной
целью) и выбор ограничений, несоответствующих собственной
сущности, например, слишком узких и/или не включающих
область, соответствующую истинной воле.
***
Вопреки бытовым представлениям, в эзотерике разумный план
мipоустpойства и связанные с ним ограничения относятся
к женскому началу, а с мужским связаны воля и ееё энер-
гетическое наполнение. Вопрос, какая точка зрения более
мipоустpойства и связанные с ним ограничения относятся
к женскому началу, а с мужским связаны воля и ееё энер-
гетическое наполнение. Вопрос, какая точка зрения более
обоснована, нетривиален, учитывая культурную специализа-
цию мужчин и женщин: первые более эффективно создают
или анализируют информацию, вторые эффективнее первых
ее транслируют. Тем не менее, можно заметить, что мужчина
обычно стремится к расширению области влияния, а жен-
щина — к порядку на контролируемой области. В даосской
философии и каббале женское отвечает за форму, а мужское —
за энергетику. В каббалистическом древе Эц Хаим (П”П ГУ)
информационная составляющая Творения нисходит по (жен-
скому) так называемому столпу суровости от совокупности
всех форм в сфире Бина через ограничения в сфире Гвура
к оформлению конкретных смысловых структур в сфире Ход
(лишь внутри этой категории при условии ее гипотетической
изоляции верны теории о невозрастании количества информа-
ции), а воля и энергетика, относящиеся к столпу милосер-
дия, обеспечивают побуждения, которые не ограничены опре-
деленными формами и как правило избыточны (реализация же
оформленных объектов относится к серединному столпу).
цию мужчин и женщин: первые более эффективно создают
или анализируют информацию, вторые эффективнее первых
ее транслируют. Тем не менее, можно заметить, что мужчина
обычно стремится к расширению области влияния, а жен-
щина — к порядку на контролируемой области. В даосской
философии и каббале женское отвечает за форму, а мужское —
за энергетику. В каббалистическом древе Эц Хаим (П”П ГУ)
информационная составляющая Творения нисходит по (жен-
скому) так называемому столпу суровости от совокупности
всех форм в сфире Бина через ограничения в сфире Гвура
к оформлению конкретных смысловых структур в сфире Ход
(лишь внутри этой категории при условии ее гипотетической
изоляции верны теории о невозрастании количества информа-
ции), а воля и энергетика, относящиеся к столпу милосер-
дия, обеспечивают побуждения, которые не ограничены опре-
деленными формами и как правило избыточны (реализация же
оформленных объектов относится к серединному столпу).
Хотя такая атрибуция вроде бы условна, и часто (напри-
мер, при интерпретации платоновского учения об идеях) мож-
но встретить прямо противоположное мнение, данный принцип
вполне конкретно работает, а его игнорирование приводит
к печальным последствиям.
мер, при интерпретации платоновского учения об идеях) мож-
но встретить прямо противоположное мнение, данный принцип
вполне конкретно работает, а его игнорирование приводит
к печальным последствиям.
Пример. Исходя из сказанного нами, можно предположить, что
в русской нации больше проявлена мужская природа, а в гер-
манской — женская. Действительно, до тех пор, пока искус-
ственно созданные идеологии не навязывали людям несвой-
ственные им доминанты, обе нации прекрасно взаимодейство-
вали: русские осваивали новые территории, а немецкие спе-
циалисты и администраторы помогали им их благоустраивать.
Попытки германской военной экспансии всегда были менее
продуктивными, чем организационное влияние, позволявшее,
в частности, немецкой администрации при весьма скромных
военных успехах 500 лет (а фактически, с учётом нахожде-
ния в составе Российской империи — все 700) контролировать
Прибалтику. Курс на силовое расширение, взятый в 19 веке,
привеё л к проблемам прежде всего для самих немцев, как прус-
ских, так и австрийских. Политическими ошибками и извест-
ной катастрофой закончилось принятие третьим Рейхом кон-
цепции А. Розенберга, сделавшего неоправданное заключение,
будто стремление к орднунгу свидетельствует о доминировании
у германцев мужской природы, а русские, использующие у себя
немцев как администраторов, тем самым проявляют женскую.
в русской нации больше проявлена мужская природа, а в гер-
манской — женская. Действительно, до тех пор, пока искус-
ственно созданные идеологии не навязывали людям несвой-
ственные им доминанты, обе нации прекрасно взаимодейство-
вали: русские осваивали новые территории, а немецкие спе-
циалисты и администраторы помогали им их благоустраивать.
Попытки германской военной экспансии всегда были менее
продуктивными, чем организационное влияние, позволявшее,
в частности, немецкой администрации при весьма скромных
военных успехах 500 лет (а фактически, с учётом нахожде-
ния в составе Российской империи — все 700) контролировать
Прибалтику. Курс на силовое расширение, взятый в 19 веке,
привеё л к проблемам прежде всего для самих немцев, как прус-
ских, так и австрийских. Политическими ошибками и извест-
ной катастрофой закончилось принятие третьим Рейхом кон-
цепции А. Розенберга, сделавшего неоправданное заключение,
будто стремление к орднунгу свидетельствует о доминировании
у германцев мужской природы, а русские, использующие у себя
немцев как администраторов, тем самым проявляют женскую.
(Этические) самоограничения в магическом плане могут дей-
ствовать как через смещение равновесия, так и через концен-
трацию или очищение: концентрация подчиняет все выбран-
ной цели, очищение устраняет устаревшие или негативные
структуры; таким путем создаются условия для изменения
течения потоков или наполнения энергией или информацией,
которым в обычных условиях мешает отсутствие свободного
места. Такую же функцию (наряду с созданием и укреплением
общности, а также с символическим выражением некото-
рых закономерностей) выполняют ритуальные нормы чистоты,
в том числе не имеющие рационального обоснования.
ствовать как через смещение равновесия, так и через концен-
трацию или очищение: концентрация подчиняет все выбран-
ной цели, очищение устраняет устаревшие или негативные
структуры; таким путем создаются условия для изменения
течения потоков или наполнения энергией или информацией,
которым в обычных условиях мешает отсутствие свободного
места. Такую же функцию (наряду с созданием и укреплением
общности, а также с символическим выражением некото-
рых закономерностей) выполняют ритуальные нормы чистоты,
в том числе не имеющие рационального обоснования.
При искажении традиции, её искусственном упрощении,
профанации либо догматизации, система ограничений, при-
обретающая самостоятельную ценность, частично или полно-
стью теряет функциональность, а иногда и цель. Такая потеря
происходит через сокращение функций до узко специализиро-
ванных с последующей утратой этой специализацией актуаль-
ности, или через паралич из-за накопившихся противоречий,
и потому отличается от отсутствия функциональности у Хаоса.
Однако при разрушении (из-за прорыва сдерживаемых сил,
потери устойчивости и т.п.) такая система переходит к частич-
но или полностью хаотичному состоянию, допускающему по-
строение новой функциональности. Например, металлическое
изделие, ставшее непригодным вследствие усталости, механи-
ческого разрушения или морального устаревания, может быть
переплавлено для изготовления новых изделий.
профанации либо догматизации, система ограничений, при-
обретающая самостоятельную ценность, частично или полно-
стью теряет функциональность, а иногда и цель. Такая потеря
происходит через сокращение функций до узко специализиро-
ванных с последующей утратой этой специализацией актуаль-
ности, или через паралич из-за накопившихся противоречий,
и потому отличается от отсутствия функциональности у Хаоса.
Однако при разрушении (из-за прорыва сдерживаемых сил,
потери устойчивости и т.п.) такая система переходит к частич-
но или полностью хаотичному состоянию, допускающему по-
строение новой функциональности. Например, металлическое
изделие, ставшее непригодным вследствие усталости, механи-
ческого разрушения или морального устаревания, может быть
переплавлено для изготовления новых изделий.
Одна из деклараций сатанистов ставит задачей превраще-
ние Вселенной в хаос с не очень понятной целью (возможно,
их настолько не устраивает нынешняя Вселенная, что они
надеются вернуть ее в изначальное состояние и перезапустить
время заново). Для этого предполагается жесткая дисципли-
на самих последователей данной идеологии. Неудивительно:
ние Вселенной в хаос с не очень понятной целью (возможно,
их настолько не устраивает нынешняя Вселенная, что они
надеются вернуть ее в изначальное состояние и перезапустить
время заново). Для этого предполагается жесткая дисципли-
на самих последователей данной идеологии. Неудивительно:
жесткое управление часто приводит к неустойчивости (кото-
рую в технике устраняют с помощью отрицательных обрат-
ных связей, снижающих чувствительность системы) и всегда
к хрупкости. Наличия деструктивных целей у приверженцев
при этом даже не требуется. Мы видим и другое: дисциплину,
понимаемую как жёсткую регламентированность действий, на-
вязывают нам системы, декларирующие себя как конструктив-
ные, разумеется, с деструктивными последствиями. Недаром
(по мнению хаотика Фила Хайна) к появлению бюрократии
приложила руку греческая богиня Хаоса Эрида.
рую в технике устраняют с помощью отрицательных обрат-
ных связей, снижающих чувствительность системы) и всегда
к хрупкости. Наличия деструктивных целей у приверженцев
при этом даже не требуется. Мы видим и другое: дисциплину,
понимаемую как жёсткую регламентированность действий, на-
вязывают нам системы, декларирующие себя как конструктив-
ные, разумеется, с деструктивными последствиями. Недаром
(по мнению хаотика Фила Хайна) к появлению бюрократии
приложила руку греческая богиня Хаоса Эрида.
Но и отсутствие органичений привело бы к деградации.
Т.н. креативность чаще всего означает отсутствие сдерживаю-
щих факторов (бессознательное креативно у всех), а порожда-
емые при этом формы могут быть неустойчивыми или нецеле-
сообразными. Общество обычно готово подавлять творческую
активность (например, Б. Шергина[3], уже профессионально
вырезающего деревянные гребни, наставники заставляли де-
лать простые работы без украшений вплоть до исчезновения
у него желания самодеятельности). Кроме придания формам
устойчивости это означает установление планки: побеждает
тот, чей импульс позволяет перепрыгнуть эту планку и/или
проявить творческую гениальность в установленных формах.
Остальные становятся тупыми исполнителями, в лучшем слу-
чае — ремесленниками, но не встречая ограничений многие
легко бы стали халтурщиками и почти наверняка никто не
смог бы продолжить традицию.
Т.н. креативность чаще всего означает отсутствие сдерживаю-
щих факторов (бессознательное креативно у всех), а порожда-
емые при этом формы могут быть неустойчивыми или нецеле-
сообразными. Общество обычно готово подавлять творческую
активность (например, Б. Шергина[3], уже профессионально
вырезающего деревянные гребни, наставники заставляли де-
лать простые работы без украшений вплоть до исчезновения
у него желания самодеятельности). Кроме придания формам
устойчивости это означает установление планки: побеждает
тот, чей импульс позволяет перепрыгнуть эту планку и/или
проявить творческую гениальность в установленных формах.
Остальные становятся тупыми исполнителями, в лучшем слу-
чае — ремесленниками, но не встречая ограничений многие
легко бы стали халтурщиками и почти наверняка никто не
смог бы продолжить традицию.
[1]Впрочем, согласно Лейбницу личность существует предвечно и тогда
же приняла все нужные решения.[2]Эквивалентными можно считать структуры и их состояния, замена кото-
рых в пределах класса эквивалентности сохраняет функциональность вклю-
чающей их системы. В зависимости от целей эквивалентность в конкретных
случаях может определяться по-разному, а также иметь несколько уровней.
Например, при вычислении энтропии, в качестве числа микроскопических
состояний, эквивалентных одному макроскопическому, может приниматься
общее число различимых состояний, число их классов эквивалентности
или (в общем случае) число неэквивалентных преобразований, как в [19,
с. 415-416].21Борис Викторович Шергин (1893-1973) — выдающийся поморский
писатель и художник.
же приняла все нужные решения.[2]Эквивалентными можно считать структуры и их состояния, замена кото-
рых в пределах класса эквивалентности сохраняет функциональность вклю-
чающей их системы. В зависимости от целей эквивалентность в конкретных
случаях может определяться по-разному, а также иметь несколько уровней.
Например, при вычислении энтропии, в качестве числа микроскопических
состояний, эквивалентных одному макроскопическому, может приниматься
общее число различимых состояний, число их классов эквивалентности
или (в общем случае) число неэквивалентных преобразований, как в [19,
с. 415-416].21Борис Викторович Шергин (1893-1973) — выдающийся поморский
писатель и художник.