07.04.2013
0

Поделиться

Картина I-6 Философское дерево

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)

Картина I-6

Философское дерево

Подчеркивание роста является центральным символом этой картины,82 и этот рост представлен в виде дерева с золотыми корнями и подсвеченными золотом ветвями и листьями. Его плоды имеют серебристую окраску. С психологической точки зрения эта картина показывает нам рост, который исходит из тщательного труда по проработке личности, подготавливающего способ сотрудничества с бессознательным которое протирается дальше личных комплексов и проблем, тянущихся из детства. В основании дерева мы видим золотую корону. Его ствол заключен в нее, и глядя на нее мы можем понять, что это дерево философов. Такое расположение естественным образом приковывает внимание зрителя к основанию дерева и его золотым корням.

Как указывал Юнг в своем эссе «Философское дерево»,

Тайна сокрыта не в кроне, а в корнях дерева… Корни протираются в неорганическое пространство, в царство минералов.

Выражаясь в психологических терминах, это будет означать что самость имеет свои корни в теле, в его химических элементах. 83

Молодой человек поднялся на седьмую планку лестницы.Число 7 вновь возвращает нас к теме инициации, которая уже фигурировала в картине I-3, где семь звезд были расположены над головой короля. Теперь инициация уже больше, чем идея или идеал. Она становится эффективным способ достигнуть высшей осознанности.

Молодой человек, стоящий на лестнице, облаченный черные с позолотой леггинсы и ботинки, опускает ветку в руки двух персонажей, одетых как представители духовенства. Верхняя одежда одного из их красного цвета, а подбой белого, а у другого -все наоборот. Снова и снова мы видим игру противоположностей. На этой картине она разворачивается на стадиях альбедо и рубедо.

Мужчина слева держит в руке золотую ветку без листьев, и пристально смотрит на нее, в то время как мужчина справа тянется за веткой, которую наклонил для него молодой человек, стоящий на лестнице. Двое мужчин разговаривают- и снова здесь в фокусе идея общения и отношений между двумя людьми, которые вы наблюдали на самой первой картине.

Молодой человек, вероятнее всего он представляет собой эго, выполняет физическую работу. Он находится на службе у церковных фигур, которые символизируют наблюдающие и релаксирующие аспекты личности, также как поиск глубинного смысла. Фигура на лестнице приносит новый рост на землю. Это отношение подчеркивается скромным коттеджем на заднем плане.

По тексту Splendor Solis, Гермес,84 первый Мастер этого искусства, сказал следующее:

Вода Воздуха, которая между Небом и Землей, есть Жизнь всему. Все произошло из ее Влаги и Тепла. Это проводник между двумя противоположностями, такими как Огонь и Вода, и он льет воду на землю. Небеса открываются сами собой и выпадают Росой на землю, делая влажной и сладкой как мед. Земля расцветает и плодоносит фруктами во всем своем разнообразии, и из ее недр произрастает огромное Древо с серебристым стволом, тянущим его высоко над земной поверхностью.Много видов птиц сидит на ветвях этого дерева, они все разлетаются на Рассвете, когда голова ворона становится белой…’85

На картине мы видим ворона с белой головой, который клюет золотой плод.

При прикосновении к ветви тринадцать черных и белых птиц разлетаются с дерева, что сходится с ритмом движения от нигредо к альбедо.

Картина I-6

Две птицы немного подсвечены зеленым цветом, это намек на рост, подобный росту растения.

Взмывающий вверх полет птиц символизирует движение в сторону от практической адаптации к жизни.Тут начинается поиск смысла более высокого уровня..

В другом отрывке из текста, который сопровождает это изображение, есть ссылка на эпизод в Книге 6 Виргилия Энеид.

По Виргилию, Энеид и Сильвус были ведомы двумя голубками к дереву с золотыми ветвями, которые всегда вырастали заново из тех мест, в которых были сломаны. Энеид взял золотую ветвь, которая защищала его во время его спуска в подземелье, и помогла ему вернуться обратно через Реку Кокитус (одна из пяти рек Аида ) невредимым.

И в первую очередь мы здесь говорим о том, что с одной стороны изъятие ветви означает обкрадывание природы, но согласно мифу, ветвь можно добыть только тогда, когда это дозволено. Герой Эней не преодолевает силы природы или Судьбу, другими словами, человек не может действовать, если природные силы его не поддерживают.

Сивилла, предсказательница Аполлона, сказала Энею:

Сын Анхиса, сойти по пути к смерти

легко; денно и нощно дверь Темного Плутона открыта для гостя .

Но послушай!

Вернуться в мир света,

Вот задача, требующая высшей борьбы .

Немногие, очень немногие,те, кого праведный Юпитер благословил ,

Или имеющие неугасимую добродетель, возносящую их к звездам,

Дети Богов, удостоились этой победы.

Угрюмые леса преграждают путь , и медленно текучий,

Кокитус закручивает в свой слепой мрак.

Но если ты исполнен мечты и желания

Дважды пройти через залив Стикса, дважды ощутить мглу,

Тартара, закрывающую твои глаза,

Если это в этом безумии ты находишь удовольствие — слушай,

Что нужно сделать в первую очередь

Есть дерево, оно прячет в тени золотые ветви

На податливом стебле, покрытое множеством золотых листьев ,

пожертвованных Прозерпине,86 Королеве Ада.

Оно прячется во тьме, в долине, не освещаемой солнцем,

Темные тени скрывают его от глаз

Никому из странников не дано пересечь подземелье,

Но лишь тем это под силу, кто держит в руках золото, покрытое листьями,

Это особый дар Прозерпиной рукоположен,

Ее избранный дар..

Когда бы ни была сорвана ,

Ветвь сияющая золотым светом,

Новая ветвь неизменно произрастает на том же месте.

Иди и ищи древо с поднятыми глазами !

И когда ты по воле Небес найдешь его,

Потянись и сорви ветвь, от прикосновения древо воскликнет,

Бескозырный и желанный дар, если Судьба благословит,

А иначе не видать тебе ни смертоносной силы,

ни силы острой стали, даримой деревом .87

Замечание о том, что использование сил природы требует добровольной жертвы природы непонятно для современной Западной Психики, которая сконцентрирована на создании все более совершенных орудий по укрощению и контролю природы. Однако, мы узнаем об этом из учения о магии тотема и из веры в то, что животное, убитое охотником, находится в определенных отношениях с ним, и должно захотеть быть убитым. Лишь признавая жертву животного, можно принести его в жертву. И в собирательно-охотничьих культурах мы наблюдаем определенное отношение к животным, которые предполагаются к жертве. И их духи были очень почитаемы.

И так же , как Эней перед своим спуском в Подземелье подошел к дереву,чтобы взять золотую ветвь, спускающийся будет сопровождать поднимающегося вверх по лестнице на этой картине Splendor Solis. Это напоминает нам описания Элиаде шаманского путешествия для инициации или вверх в небо, или вниз в подземелье, или в обе стороны. 89 Согласно Юнгу, восхождение и озарение недостаточны для психологического развития, они должны быть сопровождаемы светом осознанности на пути в мир бессознательного.

Но на этой картине происходит даже нечто большее. Если мы посмотрим рядом с основанием дерева, мы заметим поток, проистекающий, предположительно из подземного источника рядом с его золотыми корнями. Кажется, будто поток вытекает за пределы центрального изображения и вливается в ванну, которая находится внизу, внутри структуры рамы. В ванной мы видим фонтан в виде обнаженного ребенка, едущего верхом на лошади, и трубящего в рог. Вода течет изо рта лошади и из уст декоративных лиц, украшающих основание фонтана.

На картине I-3, серебристо-золотая жидкость фонтанов истекала в природу. Тут же мы видим, что вода в ванной, выполненной весьма искусно, берется из подземного природного источника.

Этот образ символизирует заживление духа Европейской психики, преодоление сепарации души от природного источника.

Юнг комментировал:

Ранние Христиане в каждом из своих описаний отказались от поклонения природе — природой не восхищались, ее не замечали, в то время как античные религии состояли сплошь и рядом из поклонения природе, особенно Митраизм.Поэтому митраисты всегда обнаруживались в прекрасных местах, рядом с ключом в лесах или в природных гротах и пещерах .

Такое место есть в Провансе … там красивый чистый источник бьет из зелени под скалистой стеной ,…Римляне …воздвигли храм прямо рядом с этим источником. Источник всегда находился снаружи для совершения жертвенных омовений, и здесь проходили мистерии перерождения .…Это была красивая форма поклонения, тут Христианство встретилось со своим самым грозным врагом. Естественная радость, ощущаемая человеком в природе должна была быть сразиться с Христианским духом.

Они говорили, что это дьявол искушает их естественной красотой природы, красотой плоти, и ослабляет их дух 90

Рисунок 16 Фриз Мужчины, рвущиеся в бой

Расположен позади купающихся женщин слева, Картина I-6.

Источник всегда находился снаружи для совершения жертвенных омовений, и здесь проходили мистерии перерождения .…Это была красивая форма поклонения, тут Христианство встретилось со своим самым грозным врагом. Естественная радость, ощущаемая человеком в природе должна была быть сразиться с Христианским духом.

Они говорили, что это дьявол искушает их естественной красотой природы, красотой плоти, и ослабляет их дух. 90

Женщины, находящиеся в ванной, наполняемой из подземного источника, означают восприимчивость к тому, что течет снизу, позволяя более эффективно переносить содержимое бессознательного в сознательную жизнь. Это похоже на транцендентную функцию —‘ сотрудничество данных бессознательного с выводами сознательного … прогрессируя в объединении противоположностей ’91—то, что позволяет природе изменять человеческую жизнь .

В противоположность этому, интеллектуальное признание союза противоположностей не согласовывает их, но может стать путем передачи бессознательной идеи в сознание.

С другой стороны, символ может выступать как значимый образ и паттерн поведения, который объясняет то , что было пережито раньше с рациональной или с эмоциональной точки зрения

Золотая рама вокруг картины принимает форму дворца, показанного в сечении так, как если бы это была сцена театра.И обнаженные купальщицы в основании рамы, и зрители на балконах оперы смотрят на сцену. Женщины, элегантные в своей обнаженности, носят на себе ювелирные украшения красного и золотого цвета. Одна женщина вручает колбу или перегонный куб другой женщине. Четырем купальщицам прислуживают две служанки, одетые в платья красного и желтого цветов. Здесь снова мы видим цвета, которые символизируют алхимические стадии: желтый или цитринатис, который является переходным к последней стадии, красного цвета, или иначе, рубедо.

За жещинами находится фриз (Рисунок 16) , который изображает мужчин пеших и верхом на лошадях, рвущихся в центральный диск с надписью 1582, как в битву (Это дата создания картин рукописи Splendor Solis). Стремление к битве напоминает нам о нашей склонности к деструктивным поступкам в моменты, когда нам что то угрожает, или когда что то угрожает нашим убеждениям.И в противоположность этому мужчины внутри сцены прячутся в коробках или в балконах, смотря сверху на женщин.

Король одет в красное платье с меховым воротником и держит в руках лиру.Мужчины наблюдают за женщинами, но не вмешиваются, они созерцают, но не действуют. А женщины позволяют им видеть себя. Лира говорит нам о потенциале достижения гармонии: что может произойти, если король будет играть на лире для женщин вместо попытки руководить ими?

Мы можем вообразить что мужчины, смотрящие на женщин, жаждут этого зрелища, но будучи смущенными, стараются находиться вне из поля зрения.

В анализе, как ив жизни, есть шанс испытать на себе формы любопытства, которые вызывают смущение. Например , пациент может весьма неохотно признаться в своих фантазиях или любопытстве к личной жизни аналитика, также как рассказать о фантазиях или поведении агрессивного сексуального характера.

По похожим причинам пациента могут неохотно вспоминать сон, потому что он показывает их болезненное несоответствие принятой точке зрения. И обычно они чувствуют большое облегчение, когда открываются, и терапевт отвечает тактично и заинтересованно. Это особенно значимо, когда у пациента был сон — перенос сексуальной природы. Такт аналитика и непредвзятость особенно важны в такие моменты.

Например, психотерапевт Ральф Гринсон( Ralph Greenson), описывал его работу с

«Миссис К”, женщиной, отчаянно нуждавшейся в любви, Истоки этой жажды он отнес к материнской безответственности и отсутствию отца. Она пришла на свою первую аналитическую сессию (она состоит из предварительных бесед), и в процессе анализа сначала она использовала кушетку и рассказала свой сон :

Я прихожу на свой первый час психоанализа, но вы выглядите иначе, вы выглядите как Доктор М (рекомендующий терапевт)Вы ведете меня в маленькую комнату и просите раздеться. .

Я удивляюсь и спрашиваю, правда ли это то, предполагается делать классическому Фрейдисту.

Вы уверяете меня, что все в порядке. Я раздеваюсь и вы начинаете меня целовать всю с ног до головы. Под конец вы «спустились вниз» по мне. Мне было приятно, но я продолжала недоумевать, правильно ли все это..’93

Ее ассоциации были связаны с ощущением себя недостойно; она также открылась в том, что могла получить оргазм только в результате куннилингуса, который, как она считала, был отвратителен для мужчин.

Доктор Гринсон был озадачен тем, как отреагировать на сверх сексуальное содержание сна в самый первый час психоаналитической встречи. Неправильная реакция могла заставить пациентку подумать о том, что она не должна ему подобного рассказывать, или она могла бы подумать, что ему неудобно это слушать. .

Он решил сделать «реконструкцию вперед/ и сказал»

Вы, должно быть, было очень волновались после последнего часа, когда я, казался резким и вы задавались вопросом, действительно ли я воспринимаю вас в качестве пациента. И во сне вы увидели как я использую свой рот в сексуальном смысле, как доказательство, что я действительно принимаю вас. ’

Доктор Гринсон интерпретировал сексуальное содержание сна как символ психических потребностей Миссис К и ее беспокойных переживаний о своей пассивности и уязвимости, смешанных с первым опытом сессии на кушетке. Его интерпретация была также способом сообщить ей о работе по анализу. Что это поиск более глубокого, высокого значимого, чего-то такого, что находится за пределами очевидного содержания.

Выдав такую интерпретацию вместо того, чтобы дать ей более подробную оценку ее сексуального опыта, фантазий и желаний, он сумел положить начало их отношениям и начать работу по построению терапевтического альянса.

Сцена на картине, тем не менее, символизирует последнюю стадию аналитической работы: перенос и контр-перенос теперь опознаны и могут быть восприняты более непосредственно.

Аналитик и пациент почувствовали себя более комфортно в этой ситуации, как если бы анализ был чем -то, что должно приносить удовольствие, а не быть выдержанным.

Часто, на этой стадии работы, возникает период взаимного обмена, когда материал, добытый из бессознательного,94 приносит возможность для разделяемого опыта изучения и для общения на более личном уровне, чем тот, к которому мы бываем способны в нашей повседневной жизни.

На определенных ступенях и аналитик, и пациент могут чувствовать, что они делятся друг с другом интимными вещами столь душевно, сколь подчас невозможно в их самых близких личных отношениях. Либидо активизируется в такие моменты, и может искушать обоих выйти за рамки аналитического процесса и начать контактировать физически и социально.

(Если у аналитика появляются настойчивые эротические и/или агрессивные фантазии в сторону анализируемого, наряду с искушением открыться в процессе работы, это является для него важным предупреждением о необходимости в тщательной профессиональной консультации.) Тут должно быть взаимное понимание того, что фантазии и желания не будут воплощаться. Тогда процесс терапии сможет продвигаться вперед с большей свободой выражения, чем раньше.

Разумеется открытость возможна, поскольку целью является большая осознанность и излечение.

Образ купальщиц говорит нам о том, что принцип мускулинности и королевской власти находится в состоянии временного бездействия. На сцене правит женственность, выраженная не архетипической фигурой, а через образ реальных женщин, открытых для обзора в своей наготе. .

Мы можем спросить, ‘ Как могут эти женщины чувствовать себя столь комфортно, находясь обнаженными на открытом пространстве ?’ Элегантность театра предполагает культурологическую ценность их действия, ведь это лишь театр, воображаемая реальность, не реальная жизнь. Изысканность публичного принятия ванны женщинами не есть то, что стоит буквально воплощать в жизнь .Однако, благодаря творческому подходу находятся пути выражения чувств и идей, которые индивидуум обычно не привык выражать.

Аллегория золотой ветви предполагает, что пациент может находиться в процессе познания того, что изначальное разрушение определенных эго-адаптаций может вылиться в новый рост, того, что личность имеет свои корни в центре земли или в Самости, подобно дереву с золотыми ветвями. .

И тут даже присутствует некоторое ожидание скрытого источника жизни, который подобно ключу, наполняющему водой ванну купальщиц, способен привнести новый свежий опыт в жизнь и культуру. Этот образ очень красиво выражает связь между первичным источником и конечной целью.

Перевод Елизавета Котаева.