ФОКЕЯ
Они были торговцами, исследователями, пиратами. Те, кто изучает их, называет их античными викингами. Они были самыми отчаянными авантюристами среди греков, отодвигавшие границы неизвестного. То, о чем другие только мечтали, они воплощали в реальности.
Они назывались фокейцами, и имя их города было Фокея. Это небольшое поселение на западном берегу того, что мы сейчас называем Турция, немного севернее современного города Измир.
Они стали известны за пределами своих родных краев благодаря тому, что отодвигали границы возможного дальше, чем считали возможным большинство греков. Старые легенды говорят о том, что именно они были первыми моряками, кто регулярно совершал плавания через Гибралтар в Атлантику; и происходило это в 7-6 веках до н.э. Фокейские колонисты были теми, кто проплыл вдоль западного побережья Африки, а затем вверх, к Франции и Англии, Шотландии и дальше.
А также на восток. Фокейцы находились в привилегированном положении. Они жили близко к западному концу великого караванного пути, который тянулся на тысячи миль, от Средиземного моря через Анатолию и Сирию по направлению к Персидскому заливу. Это была знаменитая Королевская дорога: путь, который использовали цари Азии и Персии, затем Александр Великий и, гораздо позже, христиане для распространения своей вести на Запад. Она послужила путем для проникновения восточного влияния на искусство и религию в западный мир даже до того, как Фокея стала известна, и несла греческое влияние в обратную сторону. Что и сделало Фокею ключевой точкой в отношениях между Востоком и Западом.
Слово «фокея» обозначает «город тюленей». Фокейцы сами были амфибиями, всегда сосредоточенными на океане. Большую часть своей истории они написали на воде- а море не оставляет много следов.
Так что неплохо будет осмотреться вокруг.Это поможет нам лучше почувствовать тот мир, в котором они существовали: мир по-прежнему забытый и практически неизвестный. Не беспокойтесь о деталях. Сами по себе они не так важны. Позвольте этому знанию развернуться перед вами подобно хвосту павлина и следите за глазами, которые смотрят на вас. Так как это не чья-то чужая история, она ваша собственная.
Немного южнее Фокеи находится остров Самос, прямо рядом с материковой Азией. Самос и Фокея очень похожи. Фокейцы были лучшими экспертами области дальней торговли, но люди Самоса были известны тем же. Фокейцы и самиане вместе заслужили практически мифическую славу за торговлю с Андалусией и дальним западом. И эта репутация подтверждается удивительными находками в Испании и на Самосе.
Затем еще был Египет. Будет не совсем правильным сказать, что Самос и Фокея просто вели торговлю с Египтом. Они делали гораздо больше: они строили свои личные склады и места поклонения на берегах Нила, вместе с остальными греками. Ни для самиан, ни для фокейцев Египет не был всего лишь какой-то чужой страной. Он был частью мира, который они знали и в котором они жили и работали.
Самос был домом Пифагора. По крайней мере, до того момента как он уплыл на запад и поселился в Италии, около 530 года до н.э. Истории, которые столетиями передавались в античном мире, говорят, что Пифагор обрел свою мудрость, путешествуя по Египту и Андалусии; Финикии, региону, примерно соотносимому с побережьями Ливана и Сирии; Персии, Вавилону и Индии. В наше время ученые смеются над такими историями. Они полагают их романтическими фантазиями, которые были перенесены на известного грека его потомками, которые хотели найти ранние свидетельства о контактах западной культуры и Востока. Но все же следует быть немного более внимательными.
По информации античных источников отец Пифагора был гравером гемм. При внимательном рассмотрении эта версия кажется весьма правдоподобной. А то, что делал отец Пифагора, должен был уметь делать и сам Пифагор: по традиции тех времен сын вырастал, чтобы перенять мастерство отца. Однако быть греческим гравером гемм в те времена означало определенные вещи. Это предполагало обучение навыкам из Финикии и закупку материалов на Востоке. Не удивительно, что более поздние греческие писатели предполагали, что отец Пифагора был торговцем между Самосом и Финикией.
Также существовал еще один факт про Пифагора: факт, основанный на лучших источниках. Он утверждает, что Пифагор носил штаны. Это очень странно. Греки не носили штанов; только персы и иранцы так делали. Но чтобы начать разбираться в этих фактах, нам нужно посмотреть на еще одного человека с Самоса- человека, которого звали Теодор.
Теодор жил в одно время с Пифагором и отцом Пифагора. Он был гравером гемм, умелым скульптором и архитектором. Античные историки утверждают, что он работал и учился в Египте; недавние археологические находки в Египте очень убедительно подтверждают их слова. О Теодоре известно еще несколько фактов. Мы знаем, что он работал лично на царей восточной Анатолии, которая сейчас является частью Турции, и на царя Персии. Весьма вероятно, что лучшие примеры античной архитектуры в самом сердце Персии связаны с его именем.
Это может казаться невероятным. И в каком-то смысле это так. Но Теодор, как Пифагор, был с Самоса: острова, который веками поддерживал теснейшие дипломатические, торговые и культурные связи с Персией.
И Теодор не был одинок. Случайно мы также узнали еще об одном греческом скульпторе, который работал для двух поколений персидских царей вдали от своего дома. Его звали Телефан. Он был не с Самоса, он был из Фокеи.
Разные люди отправляются в путешествие по разным причинам. Иногда они вынуждены уехать; иногда они полагают, что это их личный выбор.
Важно, что дальние путешествия случались, и случались в большом масштабе. В Античном мире это было более обычным делом, чем мы привыкли думать, и чем это происходило позднее, в Средние века. Но самое поразительное в этой истории то, что даже на пике военных действий между Грецией и Персией, образованные греки направлялись в Персию, чтобы учиться, зарабатывать деньги и искать ученых.
Мастера и ремесленники переселялись туда вместе с семьями; вливанием своих средств они помогали строительству Персидской империи. Задолго до этого, Восток оказал сильное влияние на греческое искусство резьбы по камню. Теперь же греки формировали великие достижения персидской архитектуры.
И все же это лишь незначительная часть истории. Лучшие из ученых поняли нечто, что довольно трудно признать. Самые известные открытия Пифагора не были на самом деле его открытиями. Они уже веками были известны в Вавилоне, и Пифагору можно засчитать только то, что он смог донести эти знания до Греции и адаптировать их к миру греков. Но даже эти ученые не смогли понять, как легко остров Пифагора объясняет существовавшие связи с Вавилоном.
Величайший храм на Самосе был посвящен Гере, матери богов. Он был известен по всему греческому миру. В 6 веке до н.э. он был расширен и перестроен; новый проект опирался на египетские образцы.
Внутри священных частей храма были найдены странные бронзовые объекты. Их принесли в храм в качестве подношений еще раньше, в 7 веке. Они были странными только с точки зрения греков – но на Востоке они были известны. Эти предметы принадлежали культу Гулы, вавилонской богини врачевания. И они попали на Самос не через обычную торговлю. Они оказались там, потому что религия и поклонение не связаны границами государств и игнорируют языковые барьеры. То же самое происходило и с искусством. Мастера на Самосе копировали вавилонские культовые предметы, подражали изображениям вавилонских демонов. Восточные влияния проникали на Самос из Сирии и Вавилона с 7 по 5 века до н.э. Иностранные торговцы приезжали в Востока. Но случалось и наоборот: самиане сами путешествовали на восток, и торговые пути были многолюдны во времена Пифагора.
Там, где перемещаются товары и вещи, пути для путешествий открыты. Там, где существует культурный контакт, есть приглашение для искателя.
Это должно быть очевидно: по крайней мере, было таковым. Слова «торговля» и «любопытство» греки всегда ставили рядом, потому что знали, что они идут рука об руку.
Это должно быть очевидно: по крайней мере, было таковым. Слова «торговля» и «любопытство» греки всегда ставили рядом, потому что знали, что они идут рука об руку.
Что же касается храма Геры – он не был домом только для товаров из Вавилона, Египта или Персии. Он также являлся складом для предметов, привезенных из Андалусии и Финикии, с Кавказа, из центральной Азии. А один из таких товаров оставался удивительно живым. Павлины были представлены всему западному миру именно из храма Геры на Самосе. Их выращивали и держали на территории храма как священных птиц богини.
Они попали на Самос через Персию из Индии.
6 век подходил к концу, когда Вавилон стал частью Персидской империи. Но в целом ничего не изменилось: Вавилон, Персия и Индия были тесно связаны на протяжении многих веков. Теперь появилось еще больше причин для путешествий. В Вавилоне можно было встретить коренных жителей Месопотамии, персов, и целые общины индусов.
Поселения греков там тоже были, греков, которые работали и торговали в Вавилоне еще с начала века. Они были первыми из греческих общин, которые продолжали жить там еще семь сотен лет. Среди этих ранних переселенцев были люди из одной области в Анатолии- области, которая называлась Кария. Когда персидскому царю понадобились надежные следопыты, которым он может доверять, для исследования Индии, он выбрал человека из Карии. Потом мы еще поговорим о карийцах и их связях с Фокеей.
Долгое время нас убеждали в том, что древние греки были закрытым народом, который не хочет учить иностранные языки, и формирует западную цивилизацию самостоятельно. Это оказалось не совсем справедливо. Связи с Востоком были в самом начале, до того, как что-либо началось.
Хорошо держать это в уме.