12.01.2021
0

Поделиться

Посвящение

Посвящение
A. Понятие посвящения
Люди, которые находят свой путь к Храму Сета, известны как Избранные. У понятия «Избранный» нет чёткого определения. Быть Избранным — не означает понимать, КЕМ ты избран. Тот, Кто Избрал, может оказаться Сетом, а может оказаться тобою самим; это может быть чистая случайность (квантовая неопределённость). То, что человек Избран, не гарантирует ему ни привилегий, ни моментального успеха, ни возвышения над другими, ни власти. Это всего лишь признание, получаемое кандидатом во Вратах, с которыми сталкивались лишь сравнительно немногие. Подобно Парсифалю (№ 14C, № 14U), Джонатану Харкеру (№ 8B), Хер-Баку (№ 2L) или Николасу Эрфе (№ 6I), кандидат либо продвигается вверх по ступеням Храма — либо возвращается к состоянию профана.
«Посвящение» — слово, используемое для описания процесса преодоления ступеней в Храме Сета. Поскольку это слово часто неправильно понимается и используется — его применение в Храме заслуживает подробного разъяснения. В традиционном смысле посвящение — это принятие в тайное обществе, а затем и последовательное раскрытие сокровенных тайн как повышение уровня посвящения. В оккультных кругах принято толочь воду в ступе, превознося превосходство, которое «должен явить» кандидат, дабы быть «достойным чести посвящения», и последствия разглашения тайны, которых он «должен страшиться».
Многие подобные сообщества есть не более чем обман и попытка извлечь из карманов доверчивых кандидатов как можно больше денег. Однако среди этих сообществ есть и те, что более или менее искренни в своих устремлениях. Само эзотерическое знание, передаваемое под маской посвящения, не слишком практично. Скорее оно туманно, напыщенно, мистично и незначительно: obscurum per obscurius[1]. «Новопосвящённому» при этом оставляют лишь приятное чувство собственной важности, не объясняя толком, чем она обусловлена.
Подлинное посвящение — это не просто приобретение особых знаний или навыков; это погружение в определённое состояние и иное отношение к проблемам существования в целом. Неофит Храма Сета должен научиться приземляться, как кошка, на ноги, в какой бы ситуации ни оказался. Это становится для него благоприобретённым и прикладным навыком: умение отстраниться, чтобы взглянуть на себя со стороны. Он определяет относительную значимость ситуации, оценивает варианты, подобно актёру, и выбирает самый адекватный. Он может допустить ошибку из-за нехватки информации, но редко ошибается в том, что действительно знает. Кроме того, развитая им интуиция всякий раз предупредит его, такова ли ситуация, или это ему только кажется. Так он может избежать преждевременных заключений и импульсивных поступков.
Храм Сета понимает процесс посвящения как сократово опровержение[2] запутанной, неточной и необоснованной информации и взглядов. Это передача истины, но ещё важнее, что это передача способности отыскивать истину, а когда она найдена — признавать её таковой.
Мудрость — это знание истины, и она не может передаваться недалёким людям. Любви и стремлению к истине нельзя научить безнравственных. Поэтому посвящение — не то, что можно объяснить кому-либо с помощью одних только лекций, экзаменов и церемоний. Всё, что Храм может сделать — и всё, что он пытается сделать — это распространение истин, вероятностей, гипотез и теорий среди кандидатов, которых мы сочли достаточно искренними. Они сами будут потом использовать их наравне с прочими ресурсами и тогда, развиваясь, смогут достичь мудрости. Таким образом, они сами посвятят себя.
Системой членства и степеней Храм всего лишь формализует проявленные уровни достижения. Поэтому посвящение в Храме Сета называется Признанием.
Термин «степень» используется потому, что само посвящение — это непрерывный и динамический процесс. Поэтому никто и никогда не достигает посвящения целиком, он достигает лишь некой «степени» посвящения.
Требования к каждой степени Храма тоже возрастают, ибо и весь Храм набирается мудрости и изощрённости. Это соответствует принципу Хепер («становления»), которое постоянно определяет уровень личностного роста. «Науки нет; она становится», — именно это имел в виду Михаил Бакунин[3]:
Нынешний учёный не более как невежда для завтрашнего дня. Пусть он только раз вообразит, что достиг предела совершенства, и одной этой причины достаточно, чтобы он спустился ниже только что родившегося ребёнка.
В Храме человек не становится приобщённым к «тайнам степени», будучи посвящённым в эту степень. Скорее человек, вследствие погони за мудростью и правдой, постепенно приобретает эти сокровенные тайны путём собственных усилий, внутри и вне систем исследования Храма. Если ощущается, что он достиг достаточного уровня мудрости и навыков для более высокой степени, то он признаётся заслуживающим эту степень.
В Храме нет никаких наказаний за раскрытие «эзотерических тайн». Мы существуем для того, чтобы способствовать обладанию истиной, а не скрывать её. Сетианцы, однако, должны понять, что некоторые истины, известные Жречеству Сета, могут быть опасны для вас или для других, если используются необдуманно. Как заряженное оружие опасно в руках ребёнка. Остерегайтесь «дать возможность выстрелить» приобретёнными тобою знаниями, переданными в руки «детей» — профанов.
Нельзя переоценить важность понятия истины для смысла Храма Сета. При здравом рассуждении, Храм — это инструмент для раскрытия истины, для её поощрения и утверждения. Различные исторические системы посвящений настолько провалили свою миссию, что подчинили истину чему-то ещё — влиянию, богатству, власти, роскоши, лени… Увы, список оправданий, извинений и исправлений бесконечен.
Храм согласен с Пифагором и Платоном, что истина есть абсолютная форма или первопринцип, который в определённых случаях можно предугадать благодаря комбинации интеллектуального усилия и просвещённой интуиции. Для такого предчувствия необходима строгая экспертиза интеллектуального процесса — того, который имеет место в Диалогах Платона. Следовательно, важно научиться тому, что известно, а также развить аналитические и критические способности, прежде чем пытаться предугадать неизвестное.
Интуиция это сила или способность знания вещей без сознательного рассуждения — это является существенным признаком инициируемого. Одного лишь рассуждения или интуиции будет недостаточно; каждое должно использоваться совместно с другим. Одна лишь интуиция может легко стать простой фантазией и мистикой, в то время как индуктивное рассуждение может привести к «логическим» заключениям, которые, однако, являются неправильными.
Посвящение, как мудрость и изобретательность, неосязаема. Когда ты продвигаешься в языке и навыках Чёрной магии, ты всё более можешь быть признан посвящённым в искусства, когда столкнёшься с ними. А они, в свою очередь, признают тебя тем, кем ты являешься, и тем, кем становишься.
B. Два Пути
Термины «Левый Путь» (Левосторонний Путь — Путь Левой Руки) и «Правый Путь» (Правосторонний Путь) были использованы в различных и часто несовместимых путях разными оккультистами. Они произошли из тантризма, северно-индийской школы буддизма Махаяны, которая учила, что процесс становления Буддой может быть понят посредством различных магических методов. Для молитвы и церемоний женщина располагалась справа от мужчины; для эротических обрядов — слева (№ 13C). Теософия Блаватской считала сексуальную магию безнравственной и извращённой, поэтому впоследствии она использовала термин «Левосторонний Путь», чтобы охарактеризовать магические системы, которые ей не нравились, а термин «Правосторонний Путь» — то, чем занималась она, то есть теософию. После Блаватской эти термины стали широко использоваться для того, что Храм Сета определяет как Белая магия (Правосторонний Путь) и Чёрная магия (Левосторонний Путь).
Большинство популярных оккультных организаций использует эти два термина лишь для того, чтобы идентифицировать свои моральные уклоны. То, что они считают «добром», является Правосторонним Путём, а то, что они считают «злом» — Левосторонним. Покинув Золотою Зарю, Алистер Кроули изображал её как «Чёрную ложу», а собственный орден А.·.А.·. — как «Великое Белое Братство» (№ 9A, № 9C); тогда как с другой стороны забора Йейтс и другие лидеры Золотой Зари считали, что Кроули являлся Чёрным магом (№ 10F, № 10G).
Дальнейшая ситуация осложнилась появлением некоторых сознательно преступных «сатанинских» организаций, которые прямо следовали Левосторонним Путём так, как определено теми, кто считает это синонимичным выродившимся и разрушительным методам (№ 6A, № 6B). Такие эпизоды, конечно, служили для того, чтобы укрепить обычное религиозное изображение сатанизма и Чёрной магии как низменных методов.
Этот стереотип был настолько устойчив, что целое десятилетие своего существования Церковь Сатаны замечала, как трудно вырваться из него. Разные типы психопатов, преступников и чудаков входили в двери Церкви, предполагая, что она оправдывала и поощряла любые их социальные недостатки. Храм Сета смог избежать этой проблемы главным образом посредством тщательного отбора в свои ряды, но также и потому, что «Сатана» обычно ассоциируется со «злом», тогда как «Сет» менее известен за пределами кругов египтологов.
Направлением Храма Сета является Левосторонний Путь, как замечено выше, его функция — это определение Чёрной магии. По существу никакие моральные или этические позиции не подразумеваются под терминами Левосторонний и Правосторонний Путь, так как они обращаются к методам и системам, а не к целям, к которым они применяются.
Как определено в Храме Сета:
Путь Левой Руки (Левосторонний Путь) использует сознательную попытку к сохранению и усилению обособленного, психоцентричного существования против объективной вселенной, создавая, предчувствуя и постигая переменное число субъективных и оказывая на них влияние.
Путь Правой Руки (Правосторонний Путь) использует намеренное усилие к растворению или слиянию себя в объективной вселенной.
Для сетианца Левосторонний Путь не является ни «добром», ни «злом»; это просто дорога к знанию и силе. Хотя он может считать бесплодным и/или обманчивым Правосторонний Путь, он воздерживается от подобных заявлений и моральных суждений об этом. Действительно, часть самой ценной информации Храма приходит от людей и учреждений, которые полностью убеждены в том, что идут Правосторонним Путём.
Последователи Правостороннего Пути — это те, чья цель — эгоцентричное поглощение в объективной вселенной (которую они путают с Вселенной как таковой). Они стараются подчинить этому свои действия, направить свои мысли и чувства к тому, что рассматривают как Бога Универсального Сознания, и таким образом разделяют бессмертие и божественность, по-видимому, характеризующее это Сознание. Это — теоретическая нирвана буддиста, джайна, индуиста; «спасение» христианина.
Дилемма, конечно, находится в проблеме, с одной стороны, «разрушения» эго, а с другой — дальнейшего существования на Земле в мыслях, речи, письме — всё ещё действуя как эгоцентрическое существо, со всей очевидностью, не единое с объективной вселенной. Классический пример — тот же Алистер Кроули, который установил степень Мастера Храма (8) = [3] для обозначения посвящённого, который успешно достиг этого сознания объективной вселенной, а затем определил более высокий уровень Мага (9) = [2] для того, чья воля и сила достаточна, чтобы вызвать изменение в той же самой вселенной. Понятно, что в существующей реальности достичь этого невозможно, если ты уже неотличим от объективной вселенной.
Следовательно, Храма Сета утверждает, что достижение степени Мастера Храма (8) = [3] — конечная стадия для истинного последователя Правостороннего Пути. Если он действительно разрушил своё психоцентричное сознание и достиг нирваны, то он становится чем-то вроде привычного образа тибетского или христианского монаха — простым, искренним, бесстрастным, неэгоцентричным животным, которое больше не думает о нарушении объективной вселенной, а занимается рыболовством или краснодеревными работами. Он, воистину, стал Дao.
Те, кто заявляет, что достиг степени Мага, показывают либо (a) отступление в состояние психоцентризма, следовательно, на более низкую степень Правостороннего Пути, либо (b) свою фактическую приверженность Левостороннему Пути. Так как Левосторонний Путь состоит в том, чтобы усилиться и возвеличить психоцентрическое сознание как нечто отличное от объективной вселенной, характерное действие Мага V° — реальный показатель уникального инициатического успеха.
Точно так же Мастер Храма IV° Левостороннего Пути — это тот, кто получает полное Осознание объективное вселенной из внешней, личной точки перспективы и служит дополнением к ней, а также полностью понимает собственную субъективную вселенную.
Множество самозваных гуру Правостороннего Пути не склонно принять простой, пасторальный, скромный образ жизни краснодеревщика. Скорее они приводят в порядок свои дела, принимая регалии и титулы, и ослепляют своим богатством приверженцев, настаивая на том, что подобная роскошь — это всё как надо, ибо они подают добрый пример попечительства. Если заявить о явном лицемерии такого положения дел, они прячутся за «дымовую завесу» религиозной и «инициатической» тайны, мистической двусмысленности. А если хватает власти — преследуют, заключают в темницы, истязают и/или убивают своих критиков.
Сообщества Правостороннего Пути могут представлять интерес для Храма, если случайно или сознательно расширили базу знаний Чёрной магии. В эту категорию попадает почти каждая обыденная религия, добившаяся серьёзного исторического успеха, ибо она применяет различные психологические подходы к «человеческому уравнению», дабы объяснить его, сделать достоянием общества и/или управлять им. Поэтому сетианцу важно приблизиться к предмету сравнения религиозной философии (Список для чтения, категория № 3)
Отдельные религиозные или оккультные организации совершили более или менее преднамеренный скачок по части магии. Некоторые наиболее известные из них — исповедующие Правосторонний Путь — обсуждаются в категориях № 4, № 9, и № 10 Списка для чтения. Не надо быть экспертом в какой-либо из них, чтобы быть компетентным Чёрным Магом, но стоит в достаточной мере изучить особые области их исследования, знать их историю, произведения и тексты, ибо они могут быть полезны для твоих собственных интересов и устремлений.
Рассматривает ли себя Храм Сета как конкурирующий или диаметрально противоположный Правостороннему Пути? Нет. Мы считаем себя магами, имеющими ясное понимание того, что мы делаем, почему это работает, и чего мы хотим добиться. Мы оцениваем Правосторонний Путь, в лучшем случае, как путь заблудших, а в худшем — лживый и лицемерно по всем трём этим вопросам. Это поведение нормально для обычного человека, для профана. Но для Чёрного Мага оно опасно — не из-за «эзотерической мудрости», а скорее из-за его случайных, анималистических припадков эзотерического недоразумения. Чёрный Маг рассматривает таких деятелей как опасных хищников — с такого расстояния, с которого может научиться избегать неприятностей, которым они подвержены. И при этом — оценить красоту (или уродство) этих животных, оставаясь вне досягаемости их зубов и когтей.
C. Степени посвящения Храма Сета
Храм Сета определяет посвящение с позиции шести формальных степеней. Вот они: Сетианец I°, Адепт II°, Жрец или Жрица Сета III°, Мастер или Мастерица Храма IV°, Маг или Мага V° и Ипсиссимус или Ипсиссима VI°.
Это не просто прогрессия «типичного» сетианца, которую можно использовать в качестве барометра успеха. Хотя у каждой степени есть определённые связи с другими — что и связывает их в одну систему, — каждая из них — это состояние бытия, отличающееся от такового более высоких и более низких степеней. Следовательно, Жрец III° — это не просто «3/4 Мастера IV°», а IV° невозможно достичь одной лишь только качественной работой в III°.
Здесь можно привести притчу о лошади и телеге: нельзя сконцентрироваться на «очаровании» посвящения — формализованной степени как цели — и надеяться добраться куда угодно. Даже если атрибуты будут приобретены «любой ценой» («цель оправдывает средства» — знакомое выражение), и воображение достигнет высших форм самообмана, то и сам инициируемый, и инициатор, в конечном счёте, почувствуют презрение к фарсу, в котором они участвовали.
Напротив, человек должен стремиться осознать, постигнуть и реализовать все силы, скрытые внутри его разума и психоцентрического бытия. Когда он достигает этого, истинное посвящение свершилось — признано ли оно кем-то формально или нет. Храм Сета состоит из инициированных посвящённых, понимающих этот принцип. Однако если Истинное Посвящение признано и формализовано официальными титулами в Храме — это веский довод и в пользу Храма, и в пользу самого посвящаемого. Следовательно, мы используем термин «признание» степеней, а не «награждение» степенями. И, соответственно, не отвращаем инакомыслящих и даём каждому возможность прийти к Храму своим путём.

D. Происхождение и развитие: определения и названия степеней
Номинальная структура системы степеней Храма Сета относится ко времени Герметического Ордена Золотой Зари, каббалистического/египтологического магического общества на рубеже XIX и XX вв., процветавшего в Великобритании[4] [см. категорию № 10 Списка для чтения]. Градусы (как их тогда назвали) G.·.D.·. были таковы:
| Степень | Соотнесение со Сфирот
| |
| Неофит (0) = [0] | 0* [нет соответствия]
| Ревнитель (1) = [10] | Малкут
| Теоретик (2) = [9] | Йесод
| Практик (3) = [8] | Ход
| Философ (4) = [7] | Нецах
| Младший Адепт (5) = [6] | Тиферет
| Старший Адепт (6) = [5] | Гебура
| Свободный Адепт (7) = [4] | Хесед
| Мастер Храма (8) = [3] | Бина
| Маг (9) = [2] | Хокма
| Ипсиссимус (10) = [1] | Кетер
Эта одиннадцатеричная система связана с понятием еврейской каббалы, известным как «Древо Жизни». Согласно Каббале, Вселенная и всё её содержание происходят от проявления Бога Эйн Соф Аур, или Безграничного Света. Из этого источника выходят десять эманаций, или Сфирот, каждая из которых последовательно является всё более грубым или материалистическим проявлением Бога. Как и в G.·.D.·., новый член Храма Сета поднимается от одного уровня ментального существования к другому, когда, предположительно, становится всё ближе и ближе к духовному существованию Бога.
Степени G.·.D.·. от Ревнителя до Философа касались понимания и мастерства «элементных» сил, управляющих физическим планом. Три степени Адепта, которые заключал в себя Второй Орден G.·.D.·. (Орден Красной Розы и Золотого Креста) — воспитывали посвящённого до духовных уровней понимания. Степени от Мастера Храма до Ипсиссимуса считались астральными степенями вне воплощённого человеческого проявления; следовательно, ни один из трёх лидеров Золотой Зари (Уэсткотт, Мазерс, Вудман) не соответствовали их требованию. Доктор И. Регарди в Полной системе магии Золотой Зари (№ 10B) замечает:

Обычный человек не в состоянии понять степени выше Младшего Адепта, и тот, кто предъявляет права на столь высокое достижение, ставит тем самым огромный знак вопроса на его правомерности. Тот, кто достиг этой степени, скромен. Стоит понять, что когда говорят о степени Младшего Адепта, это очень высокий опыт, и лишь немногие, если не стали подобны святым, вправе считать, что официально достигли ещё более высоких духовных состояний.
Возможно, главной причиной того, что для продвижения даже ко Второму Ордену использовалась столь запутанная и непоследовательная смесь каббалистики и египетской осирианской мифологии, было сделать так, чтобы всякая объективная оценка инициатического уровня стала невозможной. Таким образом, поощрение степенью во многом стало в G.·.D.·. вопросом политики и личного фаворитизма с применением посвятительских ритуалов и заучиванием соответствующей оккультной чепухи в качестве вторичных соображений (№ 10F, № 10G).
После разрыва с G.·.D.·. Алистер Кроули решил очистить систему степеней в собственном Argentum Astrum ([Ордене] Серебряной Звезды). Он описал систему А.·.А.·. в очерке «Звезда видна»[5]. В отличие от системы G.·.D.·., она была переработана с учётом понятия посвящения, сформулированного в Книге Закона. Были добавлены или изменены некоторые названия степеней, а акцент на «чистую» Каббалу уменьшился:
Орден Звезды в его земном воплощении — то есть организация, состоящая из мужчин и женщин, которые отличаются от прочих людей нижеперечисленными качествами, — носит название S.S. (Silver Star — Серебряная Звезда). Жизнь их определяется их собственной Истиной, одновременно всеобщей и уникальной. Движение их определяется их собственной Волей, [которая для каждого уникальна и в то же время созвучна всеобщей воле].
Восприятие их (то есть понимание, знание и чувства) определяется любовью, одновременно уникальной и всеобщей.
Орден состоит из одиннадцати степеней, или градусов, последовательность которых приведена ниже и которые объединяются в три группы: ордена S.S. (Серебряной Звезды), R.C. (Розы и Креста) и G.D. (Золотой Зари).
ОРДЕН СЕРЕБРЯНОЙ ЗВЕЗДЫ
· Ипсиссимус (10) = [1]
· Маг (9) = [2]
· Мастер Храма (8) = [3]

ОРДЕН РОЗЫ И КРЕСТА
· (Дитя Бездны — промежуточная степень)
· Свободный Адепт (7) = [4]
· Старший Адепт (6) = [5]
· Младший Адепт (5) = [6]
ОРДЕН ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
· (Владыка Предела — промежуточная степень)
· Философ (4) = [7]
· Практик (3) = [8]
· Ревнитель (2) = [9]
· Неофит (1) = [10]
· Послушник (0) = [0]
(Эти цифры заключают в себе особый смысл для посвящённого и обычно используются для обозначения степеней.)
Общие свойства и характеристики этих степеней определяются их соответствиями на Древе Жизни, подробно представленными в Книге 777 (№ 9M).
· Ученик: Его задача — приобрести общие теоретические знания обо всех системах Достижения, изучив предписанные книги (см. программу чтения в Приложении I № 9K).
· Послушник: Его основная задача — начать освоение тех или иных практик по своему усмотрению и тщательно описывать эту работу в дневнике на протяжении одного года.
· Неофит: Должен полностью освоить работу на астральном плане.
· Ревнитель: Его основная задача — достичь полного успеха в практиках асаны и пранаямы. Кроме того, он начинает изучать формулу Розы и Креста.
· Практик: Предполагается, что он должен завершить теоретическую подготовку и, главным образом, изучение каббалы.
· Философ: Должен завершить нравственную подготовку. Его испытывают на Преданность Ордену.
· Владыка Предела: Должен в совершенстве овладеть практиками пратьяхары и дхараны.
· [Младший] Адепт (у Врат Храма): Должен завершить Великое Делание и достичь Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем.
· [Младший] Адепт (Допущенный во Храм): Вступив в Коллегию Святого Духа, он допускается к практическому применению формулы Розы и Креста.

· Адепт (Старший): Овладевает искусством практической магии в целом, но ещё понимает его по-настоящему.
· Адепт (Свободный): Достигает полного совершенства во всех этих предметах. После этого он либо а) становится Братом Пути Левой Руки, либо, б) лишившись всех своих достижений, и собственного «я», и даже своего Священного Ангела-Хранителя, превращается в Дитя Бездны, которое пребывает за пределами Рассудка и не делает ничего — только растёт во чреве своей матери. Пройдя этот этап, он обнаруживает, что стал
· Мастером Храма, задачи которого и весь процесс перехода на эту степень со степени Свободного Адепта полностью описаны в Liber 418 (№ 9G, № 9H, № 11D). См. также «Ага!». Основное его предназначение — взращивать свой «сад» учеников и достичь совершенного понимания Вселенной. Он — Мастер Самадхи.
· Маг: Достигает мудрости, провозглашает свой закон [см. Liber I vel Magi (№ 9G, № 9H)] и становится совершенным Мастером Магии в самом величественном и возвышенном смысле этого слова.
· Ипсиссимус: Он превыше всего вышеназванного и непостижим для посвящённых более низких степеней.
Система степени А.·.А.·. была известна Антону Шандору ЛаВею, когда он устанавливал степени Церкви Сатаны. После основания Церкви он принял степень Мага, но лишь в мае 1970 года была введена полная формальная система.
Как станет ясно после прочтения № 6K, Церковь Сатаны отклонила каббалистическое понимание посвящения в целом. В VII/1972 г., а затем в X/1975 г. я написал официальные описания степеней для газеты Cloven Hoof. Вот выдержки из той статьи:
· Сатанист I°: Когда Церковь принимает претендента, она разрешает этому человеку расширение своей власти, влияния и репутации. Поскольку большинство сатанистов преследует личные интересы, непосредственно не связанные с церковной организацией, имеющий I° — это тот, кому предоставлены членские льготы, не влекущие при этом никаких взаимных обязательств. В таком контексте это самоцель и, она не должна расцениваться лишь как «учебная» степень. Название степени подчёркивает, что человек может либо быть сатанистом, либо не быть.
· Ведьма или Колдун II°: I° подразумевает одобрение Церковью того или иного человека, но не означает его одобрения Церковью как эффективного и совершенного сатанинского мага. Когда мы действительно делаем такую оценку и считаем, что рассматриваемый сатанист владеет мастерством понимания и практического использования того, о чём написано в Сатанинской Библии, ему предоставляется II°. В каком-то смысле II° — это самое высокое признание, возможное в пределах истинного сатанинского ордена, потому что сатанизм характеризуется разнообразием отдельных техник. Как только Церковь удовлетворена тем, что определённый участник является способным Магом, это всё, что можно сказать.
· Жрец или Жрица Мендеса III°: В других церквях Жрец, или священник — это просто полупрофессиональный или профессиональный организатор и демагог. Считается, что он пастырь, дающим своей пастве моральное и духовное руководство. Сатанинский Жрец — совершенно другое. Он выбран не другими людьми, а Силами Тьмы, которые подчёркивают таким способом его особенности и достижения, чтобы Совет Девяти признал его Избранным. Если человек избран, у него есть выбор — принять или отклонить формальное посвящение. Если он отказывается, он сохраняет полный контроль над своей волей и продолжает нормальное существование. Если принимает, он обнаружит, что его жизнь изменена непредвиденными и часто странными указаниями, ибо Силы Тьмы реализовывают через него волю нашего Господа Сатаны. Вместе с тем, он приходит к тому, чтобы овладеть Силами, сметающими перед ним все препятствия. Сатанинское Жречество берёт своё имя от древнего египетского Жречества Сета, которое было сосредоточено около города Мендес (Банебджедет) и Танис в последние дни империи.
· Мастер IV°: Эта степень присуждается Верховным Жрецом в одной из трёх подстепеней — Мастер Грота, Мастер Храма или Великий Мастер. Степень и её обозначения касаются компетенции обладателя и сферы его магического влияния.
· Маг V°: Это самая высокая степень, присуждаемая в пределах власти Мандата Церкви Сатаны, отражающая Волю самого Принца Тьмы. Сейчас она имеется лишь у Антона Шандора ЛаВея. IV° и V° являются мерилом личностных качеств, а не обозначением организационной функции.
Моё первое программное заявление в качестве Верховного Жреца Сета касательно системы степеней Храма Сета содержалось в письме к членам Храма 15 июля X/1975. Ниже привожу его текст с сокращениями:
Как я сказал или написал некоторым из вас лично, истинные степени не должны быть ни «наградами» за прошлые достижения, ни «стимулами» для будущих. Скорее они являются формой признания положения человека в определённый момент времени. Это относится ко всем пяти степеням.

В Церкви Сатаны степени I°-III° присуждались Антоном Шандором ЛаВеем с помощью формального письменного теста или анкетного опроса или без него. IV° присуждались им вообще без каких-либо руководящих принципов. V° он принял сам, оправдывая это силой Адского Мандата.
Храм Сета будет работать иначе. Я считаю, что любой обладатель III° в состоянии признать в человеке уровень I° или II° и потому должен быть уполномочен поступать так. Соискатели могут присоединяться к Храму как сетианцы I° непосредственно через управляющего, но не смогут продвинуться к II°, не взаимодействуя с офицером III° и не продемонстрировав ему, что заслуживают более высокой степени.
То же и для III°, только теперь оценивать их будут офицеры IV° — они должны быть в состоянии признать человека избранным на Жречество. Критерии слишком сложны и слишком тонки, чтобы ограничивать их текстовой формой.
То же и для IV° — с единственным различием: признав кого-то обладателем IV°, Верховный Жрец должен испросить подтверждения у Совета Девяти.
Концепция I° на сегодня та же, какой была и в X/1975. Новому сетианцу Храм даёт всё ту же информацию и ресурсы, и считается, что, используя эти и другие инструменты, он или она возьмёт инициативу стать Адептом Тёмных Искусств на себя. В оценке на II° Жречеством не используются никакие стандартные критерии, так как «каждый мужчина и каждая женщина — звезда» и поэтому применяет Искусство по-своему.
Сетианец, ищущий дальнейшего посвящения, должен искать контакты с людьми из числа Жречества, чтобы его достижения стали известны и по достоинству оценены. Инициатива для подобного контакта целиком и полностью на плечах I°, а III° лишь ждут, когда с ними выйдут на связь, чтобы получить совет или оценку. Жрецы и Жрицы III°, открытые для контакта, указаны на интернет-форуме Храма «Омут Нехех» («Pool of Neheh»).
Адепт II° признаётся Храмом Сета как компетентный Чёрный Маг. Такое заявление никогда не делается безосновательно. Как научная степень или профессиональный разряд, II° не столько свидетельствует о сдаче экзаменов, сколько «лицензирует» получателя как хорошо осведомлённого, этически зрелого и профессионального практика Искусства. В отличие от I°, в которой нельзя оставаться дольше двух лет, для обладания II° нет ограничений по времени пребывания в Храме. Предполагается, что большинство сетианцев останется с II° на всю жизнь.
Как и I°, II° может пользоваться благами и привилегиями Храма и не имеет никаких ответных обязательств, согласно которым должны быстро и вежливо отвечать на обращения Жречества. Храм Сета предан индивидуализму и сознательно избегает вторжений в прерогативы, интересы или частную жизнь членов I°/II°. С обеих сторон предполагается, что посвящённые I°/II° будут вести свою жизнь и личные дела так, чтобы не подвергать опасности достоинство и этическую репутацию Храма.
Создавая систему степеней Церкви Сатаны, Антон ЛаВей сознательно выбрал для II° звучащее по-средневековому название «Ведьма/Колдун», а не более оккультное «Адепт». Причина этого в том, что ЛаВей предпочитал красочные образы традиционного сатанизма, а кроме того — опасался ассоциаций со всем благостно-каббалистическим смыслом белосветнического «адептства».
В поиске термина, наиболее подходящего для II°, Храм Сета всё же остановился именно на слове «Адепт». В отличие от Церкви Сатаны, мы не видим причин для создания полудюжины вариаций этого титула; либо ты Адепт в Тёмных Искусствах, либо нет. Следовательно, можно отметить, что в системе Храма Сета переход между I° и II° равен переходу между (1) = [10] и (7) = [4] в системе А.·.А.·.. Очевидно, это не внезапный переход, но Храм Сета чувствует, что любой вид подстепеней, как в G.·.D.·. и А.·.А.·., не принципиален для нашей конкретной ситуации. Раз Адептство в Тёмных Искусствах не стандартизировано, к нему не может быть и единственного пути.
Как и во время Эпохи Сатаны (I-X), отличие III°, признанное системой степеней, самое существенное. I° и II° — интеллектуальные измерения и всего лишь укрепляют человеческий разум для раскрытия его максимального потенциала. III° указывает на переход от человеческого состояния бытия к божественному — Сету. IV°-VI° характеризуются определёнными дополнительными признаками, но ни одна из них не приближается к разнице между III° и остальными по своей величественной неприступности.
Хотя II° указывает на высоту личной идентичности и славу, доступную в ней с помощью Тёмных Искусств, Жречество открывает двери совершенно особого рода: слияние сознания, подлинную идентичность с самим Принцем Тьмы. В этой работе Жрец или Жрица ни в коем разе не теряют личную идентичность или самосознание; скорее сознание увеличивается, возбуждается и усиливается от Сета. Следовательно, Жрец или Жрица действуют как таковые, ибо «Жречество» является преднамеренным актом, а не титулом; это нечто большее, чем человек, облик которого появляется перед зрителями. В такие моменты он не «одержим», а скорее становится свидетелем присутствия Сета.
Невозможно даже вообразить, насколько чуждо это представление о Жречестве понятию обычных религий, где это просто профессия и/или бюрократическая функция для обнародования догматов всевозможных «религий». Поскольку Чёрная магия — инструмент для должного использования магами, Храм Сета как учреждение, в конечном счёте, является инструментом для идентификации и формализации Жречеством Сета — тех, в чьих душах течёт поток Эона Сета. Каждый Жрец и Жрица Сета настолько образованны и посвящены, что стали пригодной средой для Принца Тьмы. Нигде это не проиллюстрировано более кратко, чем в последнем замечании египетского мудреца Хер Бака, в кульминации его посвящения в Жрецы [в № 2L]:
O Хер-Бак! O Египет! Вы — храм, который населяет Нетеру Нетеров. Пробудите Его… затем пусть храм падёт, потерпев крах.
Трудно описать степени, следующие за III°, ибо читатели Хрустальной Скрижали с I° посвящения не обращаются к специализированной терминологии, понятной, прежде всего, внутри Жречества. В конечном счёте, полностью понять одну из этих степеней означает заслужить признание в ней. Однако некоторые общие особенности можно отметить.
Поскольку Жречество есть слияние отдельной души с Сетом, Мастер тем самым усиливает это слияние до полного предчувствия Эона Сета. Он знает не только сознание Сета, но и досягаемость этого сознания, и проистекающее из него представление о творении и бытии, которое оно охватывает. Каждое конкретное явление оценено, помещено и уравновешено в континууме Эона Мастером и тех регуляторах событий, которые создаёт Мастер в эонических целях (некоторые из них могут быть непонятны или даже незаметны для тех, кто находятся ниже этой степени).
Сетианцы, взаимодействующие с Мастерами Храма, хотят рассматривать их всего лишь как «старших Жрецов или Жриц». И действительно, каждый Мастер, прежде всего, новый член Жречества Храма Сета, неизменно с долгим и безупречным периодом работы в качестве III°. Но IV° — это ни административное поощрение, ни награда за отличную службу; это изначальное состояние бытия в самом себе. Зрители — и сами Мастера — упускают это на собственный страх и риск.
Алистер Кроули чувствовал, что степень Мастера Храма (8) = [3] на самом деле достижима для воплощённых людей, и предположил, что такое достижение — успешное «пересечение Бездны» — требовало уничтожения индивидуальности и её поглощения в универсальном сознании. Ошибкой в этом, конечно же, является то, что (8) = [3] продолжал и особое существование, и особую перспективу. Новый член Храма Сета мог бы настоять, что не обладал никакой дальнейшей разобщённостью от космоса, но сам акт настойчивости требует ощущения такого различия. A обсуждение того, что это подразумевает для обладателей (8) = [3] А.·.А.·., находится вне области данного произведения.
Степень Мага — V° Храма Сета / Церкви Сатаны, (9) = [2] А.·.А.·. / G.·.D.·. — определяет Мастера, который «вышел за пределы» всей существующей формулы Эона, дабы изменить её эволюционным способом. Такое изменение может привести к появлению следующего Эона или к усовершенствованию и укреплению текущего. Само изменение может быть Великим или Малым; но оно неизменно будет чуждо существующим ранее ценностям и, таким образом, будет рассматриваться многими скептически или подозрительно. О выполнении изменения говорят как о Задаче Мага, а обязательство такой Задачи среди стойкой инерции предварительного существования называют Проклятием Мага.
Степень Ипсиссимус — VI° Храма Сета, (10) = [1] А.·.А.·. / G.·.D.·. — рассматривалась Алистером Кроули неоднозначно — вероятно, потому, что его заявление о достижении им более низкого уровня Мага уже вызвало у него такую сложность. [Посвящённые более высоких степеней скоро узнают, что пропорциональный процент их времени посвящён защите их пригодности для таких высоких титулов. Искушение состоит в том, чтобы отказаться от их признания в целом, дабы можно было продолжить работу.] В любом случае, Ипсиссимус — это, по сути, «успешный Маг»: тот, чья задача выполнена.
Неотъемлемым в таком завершении является уникальное восприятие инерции нового Эона, которая закончилась, помещая в результате Ипсиссимуса сразу внутрь и вне Эона. Чтобы функционировать как Ипсиссимус, он должен работать на совершенствование и гармонизацию не только созданным или изменённым Эоном, но также и всем своим отношением с прежним и потенциальным Эонам. Таким образом, он увеличивает Работу Мага; он гарантирует, что понимание Мастеров Храма не бесполезно из-за факторов вне Эона, в котором они ухаживают за своими садами.
Это Проклятие Мага, который не будет понят в том, что намеревался определять и провозглашать что-то чуждое существующей инерции магической философии. Это гибель Ипсиссимуса, ибо невозможно осознать слишком много эонов одновременно: видеть то, какими они могут быть исключительными, дополнительными, независимыми и находящимися во взаимосвязи — последовательной, но всё же случайной.
Посвящённый Храма Сета любой степени Жречества (III°-VI°) может работать на более низкой степени, чем та, которую он достиг, и, по сути, так обычно и делает. Приблизительно 90% всех функций Жречества выполняются на уровне III°, большая часть оставшейся Работы — на IV°. Функции V° остры и «хирургичны» по природе, а VI° обычно — но не всегда — слишком тонки, чтобы их заметить.
Из всех трудностей, с которыми сталкивается Храм Сета (и его предшественники) — начиная с основания — ничто не нанесло больший ущерб и учреждению, и людям, чем злоупотребления системой степеней: вообще результат опрометчивых, эгоцентричных устремлений к тому, что честолюбивый человек чувствует лишь с высоты определённого социального положения. Надеюсь, это эссе покажет, что такие усилия исключённого из Храма приводят лишь к колебаниям воздуха, ибо человек заинтересован — но подвержен слишком реальным опасностям в бесплодных попытках чего-то достичь. Однако слишком требовательное окружение и агрессивная среда в той области, где он пытается действовать, а также отсутствие необходимых навыков, интеллекта и способностей не позволяет ему достичь желаемых вершин успеха и признания.
Священной целью Храма является не мгновенное признание каждого из своих посвящённых, но испытание его успехов и достижений, изучение его уровня, тщательно и ответственно. И соответственное поощрение при достижении им или ей наибольшего потенциала. Не стоит забывать также, что существует намеренная символика в том, что все медальоны — от I° до VI° — идентичны и различаются лишь цветом. Ни один сетианец не является «лучшим», чем любой другой, только на основании мнения, что особая степень — это лишь более глубокое продвижение на определённом Пути. Чем сильнее мы ощущаем свой Путь и друг друга как попутчиков со значительным опытом общения, тем больше можем максимизировать реальную выгоду системы степени, поскольку она была задумана для того, чтобы действовать и приносить пользу в реальности.

E. Эоны
Как знает большинство оккультистов, впервые заговорил об Эонах Алистер Кроули, который весьма «раскрутил» Эон Гора, объявленный им следующим сперва за Эоном Исиды (примерно соответствующим дохристианскому язычеству), а затем — за Эоном Осириса (около двух тысяч лет христианства). Поскольку понимание Кроули египетской мифологии ограничивалось, по сути, пониманием троицы Осирис/Исида/Гор, это упаковало Западную цивилизацию в добротный, аккуратный пакет.
Кроули был ответственен за манифестацию не только Эона Гора, но и Эона Осириса в предыдущем своём воплощении как Верховный Жрец Осириса [и Жрица Исиды] Анхефенхонсу. Подробная история об этом описана в его биографии этого воплощения, «Через пучину», в «Эквиноксе» № I-7:
Но Тот, могучий Бог, мудрейший, с головою ибиса в лазурном немесе, в короне Атеф, с фениксовым жезлом и изумрудным анхом в руках, в магическом фартуке трёх цветов; о, да! — Тот, Бог Мудрости, с коричнево-оранжевой кожею, словно обожжённой в печи, явился нам всем во зримом облике. И старый Маг из колодца, которого никто не видал вне колодца тому уже трижды по двадцать лет, оказался внезапно в толпе; и кричал он голосом громким, возглашая:
— Се Равноденствие Богов!
И далее разъяснил он, что не Природу отныне должны почитать люди, но лишь самого Человека, человека в страданьях и смерти, человека в очищенье и совершенстве его. И возвестил он формулу Осириса в следующем виде, в каковом передавали нам её Братья Креста и Розы вплоть до сего дня[6].
В своих произведениях Кроули не раскрывает, откуда он взял это понятие — «эоны», как и того, что конкретно подразумевает под ним. Небольшое расследование, однако, приводит нас к дням Золотой Зари и книге «Египетская магия» (№ 10I), написанной Флоренс Фарр, секретарём G.·.D.·., в 1896 году. Эта книга, часть серии «Collectanea Hermetica» в 10 томах, отредактированной Уэсткоттом, содержит весьма интересную главу под названием «Гностическая магия Египта», где говорится:
Для начала рассмотрим существенные принципы гностицизма, которые вкратце выглядят следующим образом.
Во главе угла стоит опровержение догмата о личности высшего Бога и утверждение высшей божественной сущности, состоящей из самого чистого света и пронизывающей безграничное пространство совершенной материи, которую греки называли Плеромой. Этот свет породил Великого Отца и Великую Мать, дети которых были Эонами, или богами-духами. Иначе говоря, высший интеллект или божественный разум источал последовательные эманации, каждая из которых менее возвышенна, нежели предыдущая. Божественная жизнь раз за разом становится менее интенсивной, пока не достигает границ Плеромы, или божественной полноты. С этого момента возникает пятно несовершенства, неудачного и дефектного развития, источника материальности и происхождения тварной вселенной — освещённой Божественным, но оторванной, удалённой от его бесконечности и совершенства.
Гностики считали, что фактическим правителем и творцом вселенной, добра и зла был Демиург — сила, исходящая от Софии, или мудрости. Некоторые заявляли, что стремление душ к совершенствованию и стало причиной возникновения вселенной, в которой они могли развиться и возвыситься до Божественного.
Гностики определённо верили в теорию циклов подъёма и возвращения миров, эпох и человека к эволюционному прогрессу; в подъёмы и падения души; в изначальное существование всех человеческих душ в мирской жизни; и в гарантию, по которой все души, желающие высочайшего, должны спуститься в материю и родиться из неё. Они были христианами-философами.
Однако власть над христианской Церковью попала в руки тех, кто поощрял эмоциональную религию, лишённую философии; религию, последователи которой должны быть личностно связаны людской симпатией с возвеличенным страдальцем и проповедником, а не с интеллектуальным принятием высшей истины.
Гностики возражали против такого почитания, поскольку считали неполноценным поклоняться Христу за его духовное познание божественного разума, которому, как они полагали, он обучал.
Гностики были почти всецело поглощены доктринами Сократа и Платона; а религия чувств и поклонения вкупе с моральной тривиальностью не казалась им высшей стадией, в достаточной степени интенсивной для того, чтобы стать достойной заменой религиозным мистериям Египта, Индии и Персии, теократии евреев или возвышенным истинам, скрытым в мифах Эллады.
В книге «Религия в древней истории» (№ 3A) Брэндон отмечает:
В «Первом послании к Коринфянам» Павел попытался противопоставить своё учение другим системам, известным его последователям. При этом его убедили сделать это важное замечание: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (2:6-8).
В наших канонических английских переводах прямое значение этого пассажа затенено двумя критическими моментами. Греческое слово, переведённое на английский как «мир», во множественной форме — это слово Αἰών, которое означает не этот материальный мир или Землю, а «время» или «эпоху»[7].
Использование Павлом слова эон показывает здесь, что он мыслил с точки зрения оккультной системы «мировых эпох», которые, вероятно, происходят из иранских и вавилонских источников и в различных формах были популярны в греко-римской мысли того времени. Поэтому слова, переведённые как «власти века сего» (ἀρχόντων τοῦ αἰῶνο τούτου), не относятся, как обычно считают, к римским и еврейским властям, которые были ответственны за то, что осудили Иисуса на смерть. Они обозначают демонических существ, которые связаны с планетами и, как считалось, управляют жизнями людей на Земле.
Как Фарр, так и Брендон полагали, что гностическое христианство расценивалось христианской Церковью как очень серьёзная угроза и подвергалось серьёзным преследованиям. Если бы оно распространилось, то эти 2000 лет, возможно, привели к совершенно иному развитию Западной цивилизации — с достаточно благоприятным интеллектуальным, философским и инициатическим религиозным климатом вместо нетерпимого, свирепого и невежественного террора догматического христианства.
Теперь мы можем в новом свете взглянуть на этот термин, Эон. Эон Гора — это не только промежуток времени, в котором доминируют идеи, символизируемые Гором. Скорее это Ding an sich, нуменон: нечто вроде рационального предчувствия, а не восприятия чувствами.
Таким образом, в точки зрения, так сказать, Малой Чёрной магии, Эон — это просто позиция, которую выбирают (или в состоянии принять) люди. Разные люди «пребывают в разных эонах»: так, еврей, христианин или мусульманин — в Эоне Осириса, викканин — в Эоне Исиды, а телемит — в Эоне Гора.
Соответственно, хотя эоны «пирамидальны» в своей утончённости, вроде платоновской «пирамиды форм», нет никакой причины считать их последовательными во времени, сменяющими и стирающие те, что были прежде.
Поэтому, с точки зрения Малой Чёрной магии, население Земли продолжает всецело пребывать во власти Эона Осириса, вопреки лучшим намерениям Айвасса. Следующий по влиянию Эон Исиды, затем Эон Гора. Эон Сета — самый верхний на пирамиде и самый трудный для постижения и жизни в нём, «самый малый» и самый исключительный из всех.
Как и с системой степени, очень трудно, если не невозможно, проводить всё время «в одном эоне». Когда мы занимаемся своими делами в светском мире, то мы — простые осирианцы, с любопытством и неопределённой тревогой смотрящие на эко-активистов (Исида) или художников-авангардистов (Гор). Однако мы тоже испытываем периоды Исиды и Гора — и, если пожелаем, весьма утончённый Эон Сета.
Кроули, который предположил, что эоны были промежутками времени в «катастрофической последовательности» — полагаю, ради того, чтобы сильнее продвинуть причину появления Эона Гора, — предсказывает в «Эквиноксе» № I-7 [1912], что следующий Эон возвестит «Равноденствие Ма[ат], Богини Справедливости; это может случиться и через сто лет, и через десять тысяч, ибо Счёт Времени здесь — не такой, как Там»[8]. В 1921 году, в «Новом комментарии» к Liber AL Legis, Кроули пишет, что следующим будет Эон Тмаа-эст, третьего вождя в ритуале неофита G.·.D.·.. С другой стороны, он продолжал: «Было бы самонадеянно предвещать какие-либо детали следующего Эона».
В сущности, я с ним согласен. Как Маг Эона Сета, я — Глаз в этом конкретном Треугольнике или Сияющем Трапецоэдре. Единственным, кто знает наверняка, каков будет задуманный Эон, будет Маг (или Магесса), который произнесёт своё слово.
Выше я писал об эонах «с точки зрения Малой Чёрной магии». Существуют ли эоны также «с точки зрения Большой Чёрной магии»? Да, существуют, но, подобно Хер-Баку, тебе придётся очень хорошо поразмыслить над этим, чтобы осознать.
Глядя через призму Большой Чёрной магии, Эон — это фактически живая сущность, «клетками» которой являются её посвящённые. Это тайна, которую гностики принесли из древности, и которая так напугала христианских догматиков. «Бог» Эона, таким образом — это существо полной магической и философской энергии материальных существ, являющихся посвящёнными этого Эона — то есть, тех, кто знает, что они — «компоненты бога». (Теперь ты видишь древность происхождения понятия Гегеля о «Сверхразуме»?)
Понимаемая в этом смысле работа Большой Чёрной магии — это способ связать эти «части» в единое «целое», испытать и/или выразить их. Вот почему истинная Большая Чёрная магия даже отдалённо не походит «на молитву» как на светскую практику. Но это и не просто медитация, в которой разум медитирующего всего лишь распространяется до собственных пределов. Это самая большая тайна и самое великое Деяние и Реализация уникального существования.
Как только Эон предчувствуют, спадает множество завес, раскрывается множество тайн о том, что такое магия, почему она работает, и объясняется всё, что есть в человеческом сознании. Всё, что тебе нужно, чтобы почувствовать это — Гнозис.
Не переживай, если ты не достигнешь такого Гнозиса, как только закончишь первое прочтение «Чёрной магии». Он здесь; и когда ты будешь готов к нему, он будет готов для тебя.

[1] лат. объяснение неясного ещё более неясным.[2] Метод Сократа (сократово опровержение) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение. — Прим. ред.[3] Михаил Бакунин «Бог и государство» (1882). Предисловие Элизе Реклю и Кафиеро. — Цит. по изд.: М.: Солдат и гражданин, 1917.[4] Жрец Leon Wild замечает, что названия степеней Золотой Зари были взяты одним из её основателей, доктором Уинном Уэсткоттом, из Общества Розенкрейцеров в Англии (основанного Робертом Литтлом в 1866 г.), который, в свою очередь, адаптировал их из Gold und Rosenkreuz, прусского оккультного общества (основанного ок. 1757 г.). См. Christopher McIntosh, The Rose Cross and the Age of Reason: Eighteenth-Century Rosicrucianism in Central Europe and Its Relationship to the Enlightenment (Розовый Крест и Век Разума: Розенкрейцерство XVIII века в Центральной Европе и его связь с Просвещением). Brill Academic Publishers, 1997, ISBN: 9004095020.[5] Цит. по пер. Анны Блейз, http://thelema.su/crowley-zvezda-vidna/[6] Пер. Алексея Осипова.[7] В русском синодальном переводе здесь используется более точное слово «век». — Прим. ред.[8] http://thelema.su/crowley-kommentarij-k-knige-zakona/