07.07.2014
0

Поделиться

Вступление………

Ремо Рот

Маг Вольфганга Паули и проблема психофизической реальности (unus mundus)

1. Второй смысл термина «радиоактивность» в снах Вольфганга Паули

В начале 90-х годов XIX столетия Анри Беккерель открыл радиоактивный распад. Этот процесс[1] поразил физиков, потому что он означал, что закон сохранения энергии нарушается; энергия просто исчезает. Согласно Альберту Эйнштейну, энергия эквивалентна массе. Так, в письме «Дорогим радиоактивным леди и джентльменам» [Pauli, 1985, p. 39] в конце 1930 г. Вольфганг Паули, один из основателей квантовой физики, а впоследствии Нобелевский лауреат, прямо утверждал существование новой частицы, нейтрино[2] (которая, на самом деле, оказалась частицей антиматерии, антинейтрино). Таким образом, энергия/масса сохранялась и до, и после радиоактивного распада.

После утверждения о существовании антинейтрино, спустя несколько дней после развода с Кэт Деппнер, Паули стал очень невротичным. В особенности он страдал от страха перед осами, который не оставлял его до самой смерти [Pauli, 1999, p. 254, прим. 5]. Он начал психоанализ у К.Г. Юнга, завершившийся в 1934 г. его вторым браком с Франкой Бертрам. С самого начала Юнг осознал, что Паули до краев полон архетипическими снами.[3] Поскольку, согласно глубинному психологу, архетипические сны также сообщают будущие творческие прозрения, они начали диспут о связях между глубинной психологией и физикой. Письменная часть этого диспута была опубликована в 1992 г. их другом К.А. Мейером под названием «Wolfgang Pauli und C.G. Jung, Ein Briefwechsel 1932–1958» [Pauli/Jung, 1992] (английский перевод: Atom and Archetype, [Pauli/Jung, 2001]).

Вскоре после завершения психоанализа нобелевскому лауреату начали сниться физические выражения [Pauli/Jung, 2001, p. 9], которые, однако, не использовались в физическом смысле, но должны были «выражать аналогии психическими фактами». Одним из важнейших этих физико-символических терминов была радиоактивность. Паули пишет дальше, что сны показывают тесную связь между этими терминами и «парапсихологическими областями», и эти связи «труднодоступны». Так что он может «лишь смутно подозревать» их символическое или психическое значение.

Гораздо позже, в 1948 г., в своей работе Moderne Beispiele der Hintergrunds-Physik (англ. перевод: Modern Examples of Background Physics [Pauli/Jung, 2001, pp. 179-180]) Паули возвращается к этим странным снам. Он пишет, что сначала он думал о неуместном использовании научной терминологии в них. Позже, однако, он «признал объективную природу этих снов или фантазий» и осознал, что «такие фантазии или сны не бывают ни бессмысленными, ни произвольным, а сообщают своего рода «второй смысл» использованных терминов». Дальше он заключает, что эти термины следует толковать как [раскрывающие] «архетипическую основу терминов, действительно используемых в современной физике». Такая архетипическая основа поможет открыть:

«Будущее описание природы, одинаково согласующееся с физикой и природой, форму которого мы сейчас воспринимаем только в донаучной фазе. Для достижения такого единого описания природы кажется необходимым возвратиться к архетипической основе научных терминов и представлений».

Таким образом, проект Паули состоял в поиске архетипической основы физических терминов с целью открыть унифицированное описание природы, включающее в себя не только внешний, физический аспект, но и внутренний. Далее, одним из ключевых терминов описания этого воссоединенного мира будет «радиоактивность», понятая, однако, на более широком уровне, включающем в себя парапсихологию.

В 1935 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 11-12] Вольфганг Паули послал К.Г. Юнгу список таких терминов, попытавшись перевести их на язык глубинной психологии. Одним из важнейших примеров таких взаимодополняющих терминов были физическая радиоактивность и Самость Юнга, центр коллективного бессознательного и внутренний Богообраз [Jung, 1980, §§ 11-15]. Далее он задается вопросом, что может означать «радиоактивность» в психологических терминах, и отвечает, что, с одной стороны, она означает «трансформацию» Самости, а с другой «эффект излучения наружу (лучей!) Нобелевский лауреат стремился найти закон трансформации Самости, внутреннего Богообраза, с помощью некой «внутренней радиации», влияющей на внешний мир.

Поражает тот факт, что один из важнейших атрибутов радиоактивности, акаузальность (то есть, для отдельного радиоактивного распада невозможно найти математический закон), не играет никакой роли в аргументации Паули. Пятнадцатью годами позже, когда он попытался объяснить разницу между терминами «поле» и «радиоактивность» Юнгу [Pauli/Jung, 2001, p. 66-67], лишь в самом конце и между прочим он упоминает акаузальность. Мы увидим, что «внутренняя радиация» Паули в действительности доступна для эмпирического наблюдения.

2. Маг, который знает, что такое вращение, и его замена «синхронистичности» на «радиоактивность»

Как Паули пишет в 1946 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 31-32], исходная точка такого воссоединения внешнего и внутреннего миров – это попытка сформулировать так называемый «нейтральный язык», который поможет соединить физику и глубинную психологию в единую науку. Согласно нобелевскому лауреату, такой нейтральный язык использует маг (здесь названный блондином), поскольку «он не пользуется такими терминами, как «физическое» или «психическое», а просто говорит о тех людях, «которые знают, что такое вращение», и тех, которые не знают». [Это] «по-видимому, оживляет промежуточный слой, на котором был infans solaris [солнечное дитя – лат.] Современное бессознательное говорит здесь о «радиоактивном ядре».

Эта часть письма Паули нуждается в объяснении. Маг был могущественной внутренней фигурой из его снов и видений, жестоко критиковавшей нобелевского лауреата. Он совершенно не соглашался с физическими открытиями и заключениями Паули. В письме жене К.Г. Юнга Эмме в 1950 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 50-51] Паули пишет, что маг, которого он сравнивает с кельтским волшебником Мерлином, считает ученых наряду с самим нобелевским лауреатом «абсолютно невежественными и необразованными по сравнению с собой». Ему нравится магия, но древние книги кажутся ему лишь «популярной подготовительной стадией для людей без всякого образования», среди которых он в особенности числил Паули. Маг/незнакомец – это не Антихрист, а Антиученый. Он ненавидит университетский научный подход; университеты он считает местом преследований и поджигает. Более того, он заменяет термин Юнга «синхронистичность» на «радиоактивность».

Физик далее делает следующий вывод:

«Отношение незнакомца к науке схоже с отношением Ассуира к христианству: этот незнакомец [эквивалент мага; Р. Рот] – то, что не приняло научную картину мира около 300 лет назад [в XVII в., когда зародилась современная наука; Р. Рот], а теперь автономно странствует по коллективному бессознательному без всякого контроля; при этом, он все больше и больше заряжается «маной».

Мы можем сделать вывод, что маг Паули был персонификацией энергетического принципа «мира, стоящего за нашим миром», слоя, находящегося даже по ту сторону разделения на внешний и внутренний мир, который нобелевский лауреат назвал единой психофизической реальностью. [Pauli, 1999, p. 141] [4]. Позже, в 1953 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 128-129] К.Г. Юнг познакомил Паули с герметическими алхимическими представлениями Герарда Дорна о таком мире, как unus mundus. Алхимик ввел этот термин, объясняя герметическое алхимическое делание.

3. Неоплатоническая и герметическая алхимия

Чтобы понять нижеизложенное, необходимо краткое введение в неоплатоническую и герметическую алхимию [Roth, R.F., 2011, pp. 67-98]. На первом, неоплатоническом шаге дух или психе выделялась из материи, и благодаря этому могла подняться на Небеса. Материя считалась злом и умирала в этом процессе, называемом unio mentalis; только благой дух/психе на Небесах выживала. Однако, затем, на первом шаге герметического алхимического делания[5] (или втором шаге делания в целом), называемом unio corporalis, психе должна была покинуть дух на Небесах и спуститься в промежуточную область между Небесами и землей. Таким образом, материя могла подняться до этого срединного царства; материя, как и психе, становилась тонкой. Этот промежуточной мир, unus mundus (или, в терминологии Паули, психофизическая реальность), назывался lapis, камнем, или алхимическим золотом; он также представлен Печатью Соломона, звездой, составленной из двух треугольников. В этом мире происходило так называемое coniunctio, воссоединение тонкой психе и тонкой материи. Результатом этого процесса была так называемая красная тинктура или квинтэссенция (также называемая infans solaris, имеющий место не на Небесах, а в промежуточном мире). Все они соответствовали жизненной сущности, Alexi pharmakum (противоядие) и medicina catholica (лекарство от всех болезней). Все эти термины описывали тонкую энергию/субстанцию, тонкое тело, оживляющее тело и материю в целом, умерщвленные в процессе неоплатонической процедуры. Вольфганг Паули был убежден, что в наше время этот герметический процесс вновь констеллировался.

4. Далеко идущая параллель между радиоактивностью и герметической алхимической красной тинктурой

Паули написал приведенное выше высказывание о маге и его едином мире в контексте сна от 1946 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 30-32], в котором маг не принял его открытия «объектифицированного вращения», то есть спина. После сна [Pauli, 1993, p. 515] он погрузился в исследование о герметическом алхимике Роберте Фладде. В 1947 г. Паули произнес речь о Der Einfluss archetypischer Vorstellungenauf die Bildungnatur wissen schaftlicher Theorien bei Kepler (опубликованную в 1952 г. вместе со статьей Юнга о синхронистичности[6]) в Психологическом клубе Цюриха; клуб был основан К.Г. Юнгом для распространения своих идей между учениками. В опубликованной работе он упоминает цель герметического делания Роберта Фладда; это рождение infans solaris, эквивалентное извлечению красной тинктуры из камня и квинтэссенции из Печати Соломона. Как пишет Паули, он соответствует «освобожденной мировой душе» [Pauli, 1994, p.247].

В июне 1949 г. Паули написал Юнгу длинное письмо, в котором упоминал, что хотел бы ответить на вопрос последнего «относительно связи между психологией и физикой» из прошлого письма. Он пишет: [Pauli/Jung, 2001, p. 40]:

«Что касается обсуждаемого примера, «радиоактивности», то с психологического ракурса меня больше всего поражает далеко идущая параллель с тем, что алхимики называли «получением красной тинктуры».

5. Multiplicatio в герметическом coniunctio

Как я показал в работе Return of the World Soul [Roth, R.F., 2011 and 2012], вышеупомянутое coniunctio с его результатом, красной тинктурой, квинтэссенцией или infans solaris, характеризуется двумя особыми процессами. Во-первых, когда материя и психе соединяются, происходит так называемое multiplicatio. Во-вторых, процесс характеризуется «обменом атрибутами».

Первый процесс, приумножение, символизируется сверхъестественным излучением мировой души (см. изображение[7]). Этот процесс также изображался как ,алхимическое золото, украшающее всю вселенную Оба излучения символизируются красной тинктурой. Немного позже, в 1950 г., Паули пишет Юнгу [Pauli/Jung, 2001, p. 66]:

«Процесс химической трансмутации радиоактивного ядра … радиоактивных лучей … обычно порождает новые радиоактивные центры, в которых они сталкиваются с материей».

Таким образом, радиоактивность может быть описана как умножающееся излучение, приводящее к трансмутации окружающей среды, как и в случае с красной тинктурой. Мы осознаем, что «далеко идущая параллель» состоит в том, что и радиоактивность, и красная тинктура преображают окружающую среду посредством multiplicatio. Разница в том, что герметическая красная тинктура преображает окружающую среду констируктивно, а радиоактивность – это разрушительная трансмутация. Далее, в противоположность физической радиоактивности, красная тинктура определяется на психофизическом уровне.

6. Обмен атрибутами в герметическом алхимическом coniunctio

Второй из вышеупомянутых процессов, coniunctio [Roth, R.F., 2011, см. указ. ‘coniunctio;’Roth, R.F., 2012, pp. 45-47; pp. 59-68], не упомянутый Паули в письме в июне 1949 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 36-42] заключается в так называемом обмене атрибутов; обычная материя становится тонкой психе, а тонкая психе снова становится материей. Этот процесс, который я называю близнецовым процессом, ведет к материи/энергии высшего порядка (или увеличению негэнтропии, как сказал бы физик). Такая энергия высшего порядка точно соответствует тому, что герметические алхимика называли красной тинктурой или квинтэссенцией, исцеляющим началом, жизненной сущностью. Выражаясь в герметической терминологии, мы можем сказать, что тонкий аспект материи или тела увеличивается. В физических терминах мы можем выразить высший порядок утверждением, что закон сохранения энергии нарушается качественным образом; хотя с физической точки зрения остается то же количество энергии, что и прежде, с психофизического ракурса результирующая энергия/материя качественно изменилась.

7. Сведение психофизической красной тинктуры к физической радиоактивности, предложенное Паули, и комплементарность между синхронистичностью и радиоактивностью

Чтобы сравнить физическую радиоактивность с синхронистичностью Юнга, Паули в вышеупомянутом письме использует эффект multiplicatio, трансмутирующее излучение красной тинктуры и радиоактивности. Он утверждает, что замена алхимической концепции «красной тинктуры» на «радиоактивное вещество» — это прогресс [Pauli/Jung, 2001, p. 41]. Однако, таким путем Паули сводит психофизический уровень красной тинктуры к физическому уровню радиоактивности. Таким образом, он может создать комплементарность между физической радиоактивностью и синхронистичностью глубинной психологии. «Феномену синхронистичности», — говорит он, — «похоже, свойственно распространяться в сознании нескольких людей». Так он создает multiplicatio, стоящее за концепцией синхронистичности; это параллель физической радиоактивности в глубинной психологии.

Принцип комплементарности в физике был впервые определен Нильсом Бором. Согласно этому принципу, мы не знаем, что такое материя на самом деле. От средств наблюдения зависит, рассматривать ли нам материю как частицу или как волну. Согласно Паули, то же самое верно для отношений между квантовой физикой и глубинной психологией: мы можем смотреть наружу и осознать физическую радиоактивность, или же обратиться внутрь и пережить синхронистичность как своего рода «внутреннюю радиоактивность» [Roth, R.F., 2011, pp. 152-154].

Решающее значение имеет то, что Паули сводит единый мир unus mundus, психофизическую реальность Герарда Дорна и других герметических алхимиков, таких как Парацельс, Роберт Фладд и Михаэль Майер, к комплементарности квантовой физики и фактам глубинной психологии, к радиоактивности и синхронистичности. Хотя это комплементарное определение объясняет отношения между глубинной психологией (по крайней мере, феномен синхронистичности) и квантовой физикой, оно не может объяснить красную тинктуру, «физико-символическую радиоактивности» на уровне психофизической реальности, поскольку последняя превосходит комплементарности при помощи воссоединения психики и материи.

В то же время, есть и другие замечания Вольфганга Паули, которые показывают, что он сводит целостность психофизической реальности к комплементарности. В 1948 г. в своей работе Background Physics он делает крайне важное утверждение [Pauli/Jung, 2001, p. 185]:

«Древняя идея полярных противоположностей, таких как китайские инь и ян, … заменяется в современном мышлении идеей комплементарных (взаимоисключающих) аспектов явления» [курсив Паули].

Здесь Вольфганг Паули, будучи квантовым физиком, выбирает комплементарность вместо психофизического понимания природы. Он интерпретирует даосскую полярность инь/ян как противоположность двух начал; таким образом, он сводит динамическую биполярность к взаимоисключающей и потому статичной паре противоположностей. Центральная идея даосизма, однако, заключается не в противостоянии, не во взаимном исключении двух энергетических начал, а в биполярности. Вышеупомянутый герметический обмен возможен только при такой биполярной основе вселенной. В момент Дао, дальневосточного эквивалента coniunctio, ян трансформируется в инь, в то же время инь становится ян. Два биполярных начала обмениваются атрибутами, и таким образом преображают друг друга, тогда как результирующее ян более высокого качества (обладает увеличенной негэнтропией).

Как мы видели, маг заменяет термин «синхронистичность» на «радиоактивность». Однако, поскольку он принадлежит к психофизическому уровню вселенной, к unus mundus, мы не должны интерпретировать этот термин на физическом уровне. Так, используя физико-символический язык, как того требовал Паули, мы должны заменить герметический термин «красная тинктура» на «психофизическая радиоактивность». Таким образом, мы должны признать, что радиоактивность – это сила, воздействующая не только на физический уровень, но и (в особенности) на психофизический.

Мы осознаем, что Паули, сводя психофизическую красную тинктуру к физической радиоактивности, чтобы создать комплементарность с синхронистичностью, не вполне следовал совету мага заменить синхронистичность на психофизическую радиоактивность, красную тинктуру.

Читатель помнит, как маг сказал Паули, что ему не нравится научный подход, которому учат в университетах. Конечно, он предпочитает магию. Однако, он убежден, что так называемая магия несколько устарела. Так что наша задача в XXI столетии состоит в том, чтобы найти современную форму магии. Как мы увидим, Вольфганг Паули, хотя и отрицал идею биполярности энергетического термина, тоже занимался этой проблемой.

8. Диспут Вольфганга Паули с Марией-Луизой фон Франц и интеграция парапсихологии с физикой

Мы знаем, что вместе с К.Г. Юнгом Паули пытался найти решение психофизической проблемы как описания комплементарности физической радиоактивности и синхронистичности глубинной психологии в смысле квантовой физики. В начале пятидесятых он также начал обсуждать эту проблему с Марией-Луизой фон Франц,[8] и тут он предложил другое решение. Он хотел интегрировать глубинную психологию с физикой. Однако, глубинный психолог яростно сопротивлялась такой «интеграции». Это означало бы, что глубинная психология должна быть неким образом исчислена. Однако, теории Юнга свойственен качественный или символический аспект. Вот почему позже глубинный психолог предлагала физику найти количественно-качественные сущности и термины для описания промежуточного мира между физическим и психическим, и он считал, что натуральные числа обладают этим двойным атрибутом [Roth, 2011, pp. 56-58].

В октябре 1953 г. Паули снился сон, заставивший его сомневаться в идее интеграции глубинной психологии и физики. Поскольку эта ситуация показывает, как нобелевский лауреат использовал творческую методологию толкования сновидений, разработанную К.Г. Юнгом для достижения новых научных результатов в решении психофизической проблемы, я бы хотел привести сон и интерпретацию Паули.

Паули снилось [Pauli, 1999, pp. 327-329], что он беседует с Нильсом Бором. Бор сказал, что Паули следует дать женщине больше денег. Физик продолжает в письме к фон Франц в октябре 1953 г., что символически интерпретированный «Бор» для него означает «комплементарность» и, таким образом, симметричное обращение с парой противоположностей. Термин «женщина» Паули интерпретирует как единство пары противоположностей, трансцендентное человеческому сознанию. Из других снов мы можем заключить, что это китаянка, женское соответствие магу, проявлявшееся в нем неоднократно. Пара противоположностей, о которой он говорит, — это физика/психология; и он сделал вывод, что, пытаясь интегрировать глубинную психологию и физику, он недостаточно симметрично обращался с противоположностями. Как он пишет далее, сон означает, что женский аспект следует оценить по достоинству.

Истолковав сон в этом смысле, Паули пишет, что начал читать письмо, присланное Юнгом 24 октября 1953 г. [Pauli/Jung, 2001, pp.125-129]. Он пишет, что в этом письме глубинный психолог подчеркивает именно эту оценку по достоинтву, в которой нуждается женское начало. Так, он считает особый термин из сна и письма Юнга синхронистичностью. Наряду с повышением уважения к женскому началу, К.Г. Юнг утверждал, что «не может быть только одного способа постичь тайну Бытия; должно быть, по крайней мере, два». Конечно, под двумя путями он подразумевал внешний, физический и внутренний, психологический. Затем Паули добавляет, что теперь может признать необходимость придерживаться двух разных путей и их симметричности.

Нобелевский лауреат начал предчувствовать, что впал в комплекс власти, пытаясь интегрировать глубинную психологию и физику [Pauli, 1999, pp. 327-329]. Затем он продолжает, что необходима менее обширная гипотеза:

«Мои [физико-символические; Р. Рот] сны стремятся к ассимиляции … «архетипа психоида»; иными словами, парапсихология и биология должны быть интегрированы в расширенную физику».

Это прозрение кажется Паули столь важным, что сразу за этим он снова подчеркивает «объективную необходимость расширения физики таким образом, чтобы она включала в себя парапсихологию и биологию». Паули заменяет интеграцию психологии, особенно глубинной психологии К.Г. Юнга, с физикой на интеграцию с парапсихологией. С этого момента он рассматривает пары противоположностей, глубинную психологию и физику, как равноценные. Однако, расширенная физика должна включать в себя парапсихологию/парафизику.

То, что Паули называет «архетипом психоида», — это выражение, которое Юнг впервые использовал в вышеупомянутом письме от 24 октября 1953 г. [Pauli/Jung, 2001, pp. 126-127]. Юнг пишет далее, что «он проявляется не только психически-субъективно, но и физически-объективно». Далее, архетип психоида – это атрибут натуральных чисел и синхронистичности, поскольку в них есть как количественный внешний аспект, так и качественный/символический/внутренний. Уже в 1952 г. Юнг утверждал, что мир, стоящий за этим расколом, — метафизический и недоступен наблюдению [Pauli/Jung, 2001, p, 101; и Roth, R.F., 2011, pp. 152-154].

9. Адаптация идей К.Г. Юнга о воплощении, выполненная Паули, и его сны об «автоморфизме»

В 1952 г. Вольфганг Паули был глубоко впечатлен идеей К.Г. Юнга, которую они обсуждали на встрече в мае [Roth, R.F., 2011, pp. 137-142]. Он пишет:

«Глубочайшее впечатление на меня оказала центральная роль, которую в вашем мышлении играет концепция «воплощения» как научная рабочая гипотеза. Эта концепция для меня особенно интересна, прежде всего, потому что она характерна для разных верования («Аватара» в Индии), а также потому что она выражает психофизическое единство».

И он продолжает, что психофизическая проблема – это ключ ко всей духовной ситуации нашего времени. Потом он добавляет, что нам нужен «новый («нейтральный») психофизический язык, который символически описывает невидимую, потенциальную форму реальности, которая косвенно выводится только из своих воздействий» [курсив мой]. Кроме того, он указывает, что только таким путем можно решить проблему coniunctio, которую предсказал К.Г. Юнг.

Хотя Паули утверждал, что психофизическая реальность «косвенно выводится только из своих воздействий», постулировав таким образом ее доступность для наблюдения, он, как мы увидим, еще не мог найти метод ее наблюдения, поскольку не принимал биполярности энергетических терминов, в которой одна часть – это магическая энергия психофизической реальности; то, что я называл психофизической радиоактивностью.

Мы можем быть уверены, что нобелевский лауреат глубоко интересовался концепцией воплощения, поскольку уже в апреле 1951 г. ему снился термин «автоморфизм». В первом сне маг/незнакомец (которого он, как мы видели, отождествлял с кельтским волшебником Мерлином) заронил этот термин в его голову. В двух письмах к Марии-Луизе фон Франц [Pauli, 1996, p.316; p. 372] он перевел этот процесс, связанный с данным термином как «eine durch Abbildung sich selbst reproduzierende Gestalt», «фигура, способная к самовоспроизведению при помощи зеркалирования». Как он добавил далее, другие сны подсказывали ему, что эта фигура также может модифицировать физические процессы, которые сознание практически не способно принять.

Позже, в августе 1954 г. [Pauli, 1999, pp. 742-747], в письме своему коллеге Маркусу Фирцу, он сводит явление воплощения с идеей из философии Шопенгауэра. Последний утверждает, что кроме «nexus physicus», «внешней связи явления», может существовать «прямое воздействие сущности вещей per se, изнутри прямо на природу». Он думает, что Воля Шопенгауэра (которая в терминологии герметического алхимика Роберта Фладда является «внутренними и сущностными импульсами, которые исходят из самой природы» [Roth, R.F., 2012, p.1]) – это такая «nexus metaphysicus» по ту сторону пространства и времени, «подземная связь», и характеризуется тем фактом, что она пронизывает сущность всех вещей [Pauli, 1999, p. 745].

Поразительно, что одно из самых известных предположений Паули в квантовой физике, существование безмассовой и не имеющей заряда элементарной частицы,[9] антинейтрино, обладает именно таким свойством в том смысле, что она пронизывает всю массу вселенной практически не вступая с ней во взаимодействие. Не означает ли это, что антинейтрино, прозванная физиками «призрачной частицей», соответствует «nexus metaphysicus», до сих пор неизвестной энергии, которую мы производим в ядерных бомбах и атомных электростанциях? Если это так, то раз мы производим эту магическую энергию актом воли (а это возможно только благодаря «открытию» Паули антинейтрино), эта «призрачная частица» приведет к разрушительному развитию, которое Паули в вышеприведенном письме [Pauli, 1999, p. 745] предсказал как «черную массу» квантовой физики. Далее, он считает, что материя, как результат рассмотрения в квантовой физике, отомстит и начнет противостоять человечеству. По моему мнению, искусственное деление атома одержимого волей человечества привело к мести – появлению НЛО и похищениям.

Эта гипотеза подтверждается сном Паули в августе 1953 г. [Roth, R.F., 2012, pp. 181-189], в котором его коллега Альберт Эйнштейн возвращается как привидение, чтобы провести радиоактивные эксперименты. Эти эксперименты напугали двух женщин, но Паули не верит, что это призрак. Решение сна (в моей интерпретации) в том факте, что мы должны довести определение антинейтрино до уровня психофизической реальности и принять, что энергия биполярна; ее второй аспект – магическая энергия. Это также означает, что мы признаем качественное нарушение закона сохранения энергии в процессах, связанных с магической энергией (см. ниже).

Похоже, что уже в феврале 1953 г. в своем письме Юнгу, озаглавленном «Быть или не быть» Паули оставил всякую надежду и мысль, что его последователи разрешат психофизическую проблему, основанную на герметическом алхимическом архетипе coniunctio. В письме он сравнивает комплементарность в физике с герметическим алхимическим coniunctio [Pauli/Jung, 2001, p. 91] Здесь он называет комплементарность между частицей и волной в копенгагенской интерпретации квантовой физики «die kleinere coniunctio», малым coniunctio, что можно приравнять к комплементарности между физикой и глубинной психологией Юнга, предложенной нобелевским лауреатом и глубинным психологом. Затем, однако, он продолжает замечанием, что это лишь «модель или пример другого, всеобъемлющего coniunctio», которое должно превзойти и заменить малое.

Далее Паули пишет, что не может представить новое coniunctio. В комплементарном сравнении с квантово-механическими терминами он использует слова «infans solaris» (эквивалент красной тинктуры и квинтэссенции; Р. Рот), «самовоспроизводящаяся фигура» и «автоморфизм». Он искал решение в том же направлении, которое я затронул и объясню далее.

Уже в письме к своему коллеге Маркусу Фирцу в октябре 1951 г. [Pauli, 1996, p. 388] он пишет, что нам нужны термины, которые будут одновременно и физическими, и психологическими, т.е. нейтральный язык. Затем он выражает свой отказ от решения этой задачи словами: «Пусть будущие поколения достигнут этой цели».

10. Радиоактивность и вращение на психофизическом уровне unus mundus

У истоков герметической алхимии еврейская женщина во втором или третьем столетии сформулировала так называемую аксиому Марии Пророчицы:

«Одно становится двумя, два становится тремя, а из третьего выходит Единое как четвертое.[10] Так два становятся одним».[11]

В начале книги Return of the World Soul, Part 2 [Roth, R.F., 2012] я интерпретирую аксиому Марии Пророчицы на энергетической основе. Как я показал, с символической точки зрения #3 означает «энергию». Далее, поскольку единство достигает из третьего, третье, #3 и энергетический термин не могут быть этим единством. Энергетический термин должен быть определен биполярно. Кроме физической энергии должна существовать другая, магическая энергия unus mundus или психофизической реальности. На психофизическом уровне антинейтрино заменяется той же магической парапсихологической энергией, энергией мага Паули, которая преследовала его всю жизнь.

Пользуясь нейтральным языком, который требовал Вольфганг Паули, я определяю физическую энергию как внешнюю духовную психе, объективную психическую энергию как внутреннюю духовную психе (они комплементарны, как это понимали Паули и Юнг), а магическую энергию как материальную психе. Последняя «внешняя/внутренняя» одновременно, то есть не разделена на две части. Пользуясь физико-символическим языком я утверждаю, что эта энергия действует психофизически нелокально; то, что происходит в одном месте, произошло повсюду. Так осознается «nexus metaphysicus» Шопенгауэра, которая, будучи наблюдаемой, теперь может быть названа «nexus psychophysicus».

Определение материальной психе психофизической реальности как третьего кроме внешней духовной психе (физической энергии) и внутренней духовной психе (объективная психическая энергия К.Г. Юнга) позволяет определить два сдвоенных процесса на нейтральном языке, как того требовал Паули (см. рисунок ниже):

Синхронистичность – это преображение психической энергии в магическую энергию психофизической реальности, материальную психе, и ее повторное превращение в психическую энергию более высокого порядка, с увеличенной негэнтропией. На разговорном языке это означает, что в момент kairos, в спонтанный, акаузальный момент, постигается смысл синхронистичности и создается психическая энергия более высокого порядка.[12] Другой процесс состоит в превращении внешней духовной психе (физической энергии) в магическую материальную психе и повторное превращение во внешнюю духовную психе более высокого порядка, с увеличенной негэнтропией. Попросту говоря, это процесс, стоящий за парафизикой, особенно за макро-психокинезом; а также за хорошо известным ныне эффектом Паули. Когда Паули входил в комнату, происходили спонтанные необычайные акаузальные события, обычно разрушительного характера. Например, ускоритель в Принстоне загорелся, когда к нему приблизился Паули [Pauli, 1996, pp. 37-38]. Он был убежден, что запускал такие магические эффекты [Roth, R.F., 2011, p. 26].

Поскольку Вольфганг Паули не осознавал основания этого процесса, то был напуган такими разрушительными психокинетическими эффектами Паули, изменениями физических процессов и законов, в которые, как мы видели, нобелевский лауреат не верил. Однако, если мы осознаем возможность таких магических процессов (необычайных внутренних квантовых скачков) и в состоянии безвольного полу-транса начнем наблюдать их спонтанные появления внутри себя, они станут созидательными.

А теперь вернемся к предчувствию Паули о «фигуре, способной к самовоспроизведению с помощью отражения», которая ему снилась. Вышеприведенные сдвоенные процессы по сути можно рассматривать как самовоспроизводящиеся зеркальные процессы, в которых создается высший смысл, высшее качество разума/духа в случае синхронистичности, или материя/энергия высшего качества, тонкое тело или исцеляющая сущность в физическом случае.

Эти магические процессы, происходящие в состоянии безвольного полу-транса можно назвать «внутренними эффектами Паули». Эти созидательные процессы происходят в моем методе телесно-ориентированного воображения (BCI), во время симптом-символьной трансформации (SST) в случае болезни.[13] Опыт показывает, что в SST такие внутренние акаузальные процессы ведут к исцелению психосоматических, соматических или некоторых психических болезней. Внутри нас утверждение Вернера Гейзенберга, что наблюдение творит реальность, становится истиной [Heisenberg, 1958/1990, p. 30-38]. Надеюсь, что этот процесс на коллективном уровне (BCI) соответствует процессу, который каббалист Исаак Лурия (1534-1572) называл tikkun, «космическое восстановление» мира после катастрофы разрушения [Kabbala (2013)].

Метод BCI/SST – это своего рода вращение в том смысле, который подразумевал маг Паули. В алхимии distillation circulatoria, «круговая возгонка», означает, с одной стороны, вращение prima materia через четыре элемента, четыре стадии делания, nigredo, albedo, citrinitas и rubedo, через Зодиак или планеты/металлы (см. рисунок выше[14]). Все они означают качественно разные состояния материи и/или духа/психе. Таким образом, подразумевалось, что качественное изменение приведет к «изнанке материи», тонкому телу, красной тинктуре, панацее. Мы тут же вспоминаем мага Паули, правителя психофизической реальности, который заменяет раскол на внешний и внутренний мир вращением. Последнее ведет к красной тинктуре, психофизической радиоактивности, с помощью описанных выше сдвоенных процессов, которые с помощью магической энергии unus mundus преодолевают раскол.

С другой стороны, Пеликан (см. рисунок выше) был алхимическим сосудом, «в котором продукт перегонки возвращался в реторту». [Jung, 1983, §185]. Таким образом, продукт возгонки «возвращался к себе». «При помощи ‘тысячекратной возгонки’» [алхимики] надеялись достигнуть особенно «очищенного» результата, «очищения человеческого тела», которое приведет к долголетию, vita longa Парацельса [Jung, 1983, §§170-189].

Кроме того, из этой цитаты мы осознаем качественный смысл процесса. Целью круговой возгонки была материя/энергия более тонкой субстанции, тонкое тело, эквивалентное алмазному телу в даосизме. То же верно для BCI/SST.

Метод, который я использую, чтобы войти в BCI и SST, — это, по сути, внутреннее вращение, сходное с даосским «вращением света». При помощи этого метода человек входит в состояние полу-транса, в котором вышеупомянутые образы или вегетативные ощущения тела становятся наблюдаемыми. Их наблюдение соответствует феномену воплощения, необычайному акаузальному творению или оздоровлению тонкого тела: в спонтанном акте творится целительная материя/энергия с повышенной негэнтропией.

Вольфганг Паули, должно быть, предчувствовал такой процесс. Во сне в сентябре 1952 г. [Pauli/Jung, 2001, p. 89] китаянка начала танцевать, поднимаясь и опускаясь. «Повторение этого ритмичного движения оказывает мощное влияние, потому что постепенно [становится] вращательным движением (вращение света). Разница между двумя уровнями, похоже, «магически» исчезает» [выделение мое].

Мы знаем, что у Паули была книга Das Geheimnis der Goldenen Bl?te (Тайна Золотого Цветка) К.Г. Юнга и Рихарда Вильгельма [Pauli/Jung, 2001, p. 187, прим. 3]. В ней на страницах 116-124 детально описан вращательный процесс[15] [Jung/Wilhelm, 1973]. Это вращение света, изображенное на рисунке выше. Поскольку, в противоположность даосизму, мы слишком застряли в голове и должны опуститься в мозг живота (Майкл Гершон), в BCI/SST я вращаю процесс: свет опускается по спине и поднимается спереди живота; достигается полутрансовое состояние сознания, и спонтанные внутренние образы и вегетативные ощущения, проявления тонкого тела, становятся доступными наблюдению. Мой опыт и опыт работы с пациентами показывает, что они оказывают целительное воздействие на психосоматические, соматические и некоторые психические болезни.[16]

11. Резюме

В Вольфганге Паули, нобелевском лауреате по физике 1945 г., констеллировался мир, стоящий за или по ту сторону раскола на (внешнюю) материю и (внутренний) дух/психе, психофическая реальность или unus mundus. Он был персонифицирован магом и его спутницей, китаянкой, оба они символизировали магический энергетический принцип, соответствующий особому роду радиоактивности на более глубоком, психофизическом уровне, порождая эффекты как в этом срединном мире unus mundus, так и в мире материи. Такие процессы по ту сторону раскола символически описываются как «вращение».

Паули осознавал, что феноменология физической радиоактивности имеет далеко идущую параллель в герметической красной тинктуре. Красная тинктура – это конечный продукт coniunctio (или unio corporalis), воссоединения духа/психе и материи и соответствует сотворению тонкой материи/энергии с увеличенной негэнтропии. Она эквивалентна квинтэссенции, панацее или жизненной сущности. Красная тинктура и ее эквиваленты характеризуются так называемым multiplication, что на современном языке означает радиоактивность, излучение, ведущее к множественным преобразованиям материи. Далее, в процессе coninctio происходит обмен атрибутов, как в даосском процессе трансмутации, результатом чего является более высокое качество материи/энергии (т.е. красная тинктура).

Как физик, Паули сводил красную тинктуру, психофизическую радиоактивность, соответствующую энергии/материи более высокого качества, к физическому явлению без увеличения негэнтропии. Так он смог создать комплементарность между радиоактивностью и синхронистичностью, отвергая совет мага заменить синхронистичность на психофизическую радиоактивность, герметическую алхимическую красную тинктуру.

С другой стороны, нобелевский лауреат хотел интегрировать глубинную психологию с физикой. Из-за сопротивления Марии-Луизы фон Франц и убедительного сновидения он пришел к заключению, что парапсихологию нужно интегрировать в расширенную физику. Этот проект подкреплялся концепцией Юнга о констеллированном ныне воплощении и снами Паули, которые говорят об «автоморфизме». Процессе самовоспроизведения посредством отражения. Хотя он также амплифицирует концепцию Шопенгауэра о nexus metaphysicus, возможности влияния на физический мир одними лишь внутренними, не-физическими средствами, ему не удалось найти эмпирический процесс, чтобы наблюдать самовоспроизведение.

Причиной тому отказ Паули качественно нарушить закон сохранения энергии на уровне психофизической реальности. Его нерушимая вера в симметрию привела к предположению существования нейтрино/антинейтрино. Это гарантировало сохранение энергии, и никакое качественное нарушение больше не было возможно.

В работе Return of the World Soul, Part 2 я показал, что древняя герметическая алхимическая аксиома Марии Пророчицы (II-III вв.) требует, чтобы энергетические термины были определены биполярно, по-даосски. Таким образом, кроме физической энергии и наблюдаемый психической энергии с одной стороны, можно определить магическую энергию психофизической реальности с другой. Благодаря такому определению возможны два энергетических процесса. Первый – это синхронистичность, процесс, в котором психическая энергия трансформируется в магическую энергию и в спонтанном процессе снова преображается в психическую энергию более высокого качества, смысл синхронистичности. Второй – это процесс, в котором физическая энергия преображается сначала в магическую энергию unus mundus, а потом в физическую энергию более высокого качества (с увеличенной негэнтропией). Такие процессы, которые мы называем внутренними, созидательными эффектами Паули или уникальными квантовыми скачками, доступны для наблюдения. Соответствующий акаузальный процесс наблюдения я называю телесно-ориентированным воображением, а в случае болезни симптом-символьной трансформацией. С помощью спонтанного (т.е. акаузального) появления внутренних образов или вегетативных ощущений в безвольном полутрансовом состоянии творится и растет внутренний аспект материи, тонкое тело. На физико-символическом языке Паули мы можем сказать, что посредством акаузального, спонтанного наблюдения порождается психофизическая радиация, излучающаяся наружу; и результирующая увеличенная негэнтропия ведет к магической модификации физических процессов, чего и требовал внутренний маг нобелевского лауреата. Таким путем творится созидательная энергия и тонкая материя, которая в индивидуальном случае приводит к исцелению болезней материи. В коллективном случае это означает исцеление планеты Земля – tikkun еврейского каббалиста Исаака Лурии.

Библиография

Franz, M.-L.v. (1978): Creation Myths, [Patterns of Creativity Mirrored in Creation Myths], Spring, Zurich, Switzerland, and Irving, Texas, USA

Heisenberg, Werner (1958/1990): Die Kopenhagener Deutung der Quantentheorie. См. в: Heisenberg, Werner (1990): Physik und Philosophie. Stuttgart, pp. 27-42

Jung, C.G. (1969), Collected Works, vol. 8, Princeton University Press

Jung, C.G. (1978), Gesammelte Werke, vol. 13, Walter Verlag

Jung, C.G. (1980), Collected Works, vol. 12, Princeton University Press

Jung, C.G. (1983), Collected Works, vol. 13, Princeton University Press

Jung, C.G., Pauli, W. (1952), Naturerkl?rung und Psyche, Rascher Verlag, Z?rich

Jung, C.G., Pauli, W. (1955), The Interpretation of Nature and Psyche, Bollingen Series LI, Pantheon Books, N.Y.

Jung, C.G., Wilhelm, R. (1973), Das Geheimnis der Goldenen Bl?te, Ein chinesisches Lebensbuch, Dornverlag, M?nchen, (1929), 10th edition

Kabbala (2013), Encyclop?dia Britannica Ultimate Reference Suite. Chicago: Encyclop?dia Britannica.

Pauli, W. (1984), Physik und Erkenntnistheorie, Braunschweig/Wiesbaden

Pauli, W. (1985), Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 2: 1930-1939, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin

Pauli, W. (1993), Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 3: 1940-1949, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin

Pauli, W. (1994), Writings on Physics and Philosophy, ed. Charles P. Enz and Karl von Meyenn, Springer, Berlin

Pauli, W. (1996), Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/I: 1950-1952, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin

Pauli, W. (1999), Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/II: 1953-1954, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin

Pauli, W., Jung, C.G. (1992), Ein Briefwechsel 1932-1958, Meier, C.A., (ed.), Springer, Berlin

Pauli, W., Jung, C.G. (2001), Atom and Archetype, The Pauli/Jung Letters 1932-1958, C.G., Meier, C.A., (ed.), Princeton University Press, New Jersey

Roth, R.F. (2011), Return of the World Soul, Wolfgang Pauli, C.G. Jung and the Challenge of Psychophysical Reality, Part 1: The Battle of the Giants, Pari Publishing, Pari, Italy

Roth, R.F. (2012), Return of the World Soul, Wolfgang Pauli, C.G. Jung and the Challenge of Psychophysical Reality, Part 2: A Psychophysical Theory, Pari Publishing, Pari, Italy

Примечания

1. Радиоактивное излучение порождается тремя процессами: альфа-, бета- и гамма-распадом. Закон сохранения энергии требует существования нейтрино только для бета-распада.

2. В действительности, Паули предлагал для этой почти безмассовой, нейтральной частицы термин «нейтрон». Но в то же время Чедвик тоже предложил название «нейтрон» для нейтральной частицы с массой, близкой к протону. Энрико Ферми разрешил путаницу, добавив итальянский уменьшительный суффикс «нейтрино».

3. См. Jung, 1980, Part II: Individual Dream Symbolism in Relation to Alchemy. Упомянутые и интерпретированные в статье сны принадлежат Паули.

4. В этом письме К.Ф. фон Вайцзеккеру 5 мая 1953 г. Паули дает хорошее описание алхимии как неудачной попытки объяснить психофизическую реальность.

5. См. также Franz, M.-L.v., 1978, pp. 239-241. Мария-Луиза фон Франц, однако, не делает акцента на промежуточном мире, в которой должны спуститься психе. Подняться в него материя может только так.

6. Английскийперевод: The Influence of Archetypal Ideas on the Scientific Theories of Kepler;опубликованов [Jung/Pauli, 1955] и [Pauli, 1994, pp. 219-279]

7. Источник: Jung. 1980, p. 189.

8. Письма Марии-Луизы фон Франц к Паули не сохранились (кроме письма [1257] в Pauli, 1996). Похоже, что после его преждевременной смерти они были уничтожены.

9. Со времен экспериментов Kamiokande в Японии в 1998 г. физики считают, что нейтрино/антинейтрино обладают очень маленькой массой. См. статью в Википедии о Super-Kamiokande: «Организация Super-Kamiokande Collaboration объявила о первом свидетельстве осцилляции нейтрино в 1998 г. Это было первое экспериментальное наблюдение, подтверждающее теорию, что нейтрино обладает ненулевой массой, о возможности чего физики спорили годами». [Fukuda, Y. et al (1998). “Свидетельство осцилляции атмосферных нейтрино». Physical Review Letters 81 (8): 1562-1567]. Это, однако, противоречит гипотезе Стандартной Модели квантовой физики, согласно которой нейтрино/антинейтрино обладают нулевой массой.

10. Jung, 1980, §209/

11. [Jung, 1978]; (Gesammelte Werke, vol. 13), §187, прим. 160]: „So wird aus zweien ein einziges“. По неизвестным причинам последнее предложение отсутствует в английском издании Collected Works К.Г. Юнга, т.е. в Jung, 1983, § 187, прим. 81. Хотя глубинный психолог цитирует аксиому несколько раз, это единственная цитата (в оригинальном немецком издании), в которой включено последнее предложение.

12. Впечатляющий пример методологии интерпретации синхронистичностей я привел в Roth, 2012, pp. 76-81.

13. Примеры см. в Roth, 2012.

14. Источник: Jung, 1980, p. 164.

15. К сожалению, процесс не опубликован в английском издании.

16. Я использовал этот метод для исцеления депрессивных состояний и панических атак.