Роза Гвейн
Обретение себя через Таро: Юнгианское руководство по Архетипам и Индивидуальности
Посвящается матери и отцу, которые дали мне жизнь; Джону, который научил меня любить, К.Г. Юнгу, который научил меня исцелению, и Свами Муктананде, который поведал мне о Боге.
Сейчас автор находится в процессе создания колоды Типологического Таро, в которой важная роль отводится Новой Масти Духа. Старшие Арканы этой колоды — абстрактные рисунки архетипических паттернов, выполненные автором. Младшие арканы имеют цветовую маркировку согласно раскладу «Функциональный блок», изложенному в этой книге; они представлены в форме геометрических символов. Для получения более детальной информации по этой колоде Таро обращайтесь к автору:
Rose Gwain 691 Lakeview Drive Noblesville, IN 46060
Благодарности
Автор хотела бы поблагодарить членов семьи – Джона, Джоан и Джо — за их любовь и поддержку в процессе написания и проживания этой книги. Отдельно хотелось бы поблагодарить студентов, клиентов и друзей, которые найдут свои вопросы, озарения и жизни на многих последующих страницах; в особенности Лив Рамстад, Пэм Эннис, Дэйва Брейдена, Эмери МакКалла, Розан Медженити, Сенди Зиберт, Дэну Пиатеку, Мортону Келси, Фреду Шредеру, Брюсу Фрейзеру, и Свами Йогешананда; Дженис Матч и Дину Францу за своевременные идеи, Полу Дехнеру за консультирование по работам Юнга. Автор выражает свою признательность всем тем, кто участвует в редакционно-издательском процессе, в том числе Дэвиду Годвину, Раймонду Руе, Лесли Колкет, Ли Вуду, Кеннону Лабри и особенно Киму Нейлсону. Особые благодарности всем авторам в библиографии, которые через книги поделились своими мыслями со мной.
Вступление
Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на все как будто в первый раз.
Т.С. Элиот
Рожденный человеком, он сделал то, что должен был сделать.
Не осталось ничего невыполненного, ничего недостигнутого. Он нашел все, что должен был найти. Он понял все, что должен был понять: самого Себя.
Свами Муктананда
В книге «Обретение себя через Таро» соединены три системы: система Юнга, которая включает в себя его новаторские разработки по структуре психики и психологическим типам, и две системы, принадлежащие к западной мистической традиции – Таро и Каббала. В качестве предисловия к этим системам и их основным концепциям, которые используются и разрабатываются в этой книге, я бы хотела представить беглый очерк системы Юнга и Каббалы, а также сделать некоторые вводные замечания о Таро.
Колода Таро, какой мы знаем ее сейчас, эволюционировала на протяжении неопределенного периода времени. Наиболее ранняя известная нам колода родом из Италии и датируется XV столетием. Мы не знаем возраст самих карт, но архетипические образы (паттерны, глубоко пропитывающие человеческую психику), представленные на них, столь же древние, сколь и род человеческий; подобные изображения встречаются еще в Древних Египте и Греции.
Современная колода Таро состоит из 78 карт и делится на несколько частей – Старшие Арканы («Великие секреты») и Младшие Арканы («Малые секреты»). Младшие Арканы в свою очередь делятся на масти Мечей, Кубков, Пентаклей и Жезлов, каждая из которых содержит десять карт – от Туза до Десятки и соответствующие ей Карты Двора: Короля, Королеву, Рыцаря и Пажа или Принцессу (в зависимости от колоды). Карты Таро работают на двух уровнях: внешнем мирском уровне (экзотерический), и внутреннем духовном уровне (эзотерический). Вот как это может быть описано:
Старшие Арканы:
Экзотерически: способ реагирования на испытания судьбы (ответ на вызовы судьбы). Люди, которые представляют силы судьбы.
Эзотерически: космические, трансперсональные силы, которые стремятся трансформировать индивидуальное Я через осознание Божественного Я.
Карты Двора:
Экзотерически: люди в нашей жизни и окружающем мире.
Эзотерически: внутренние энергии, которые идентичны по своей природе людям в нашей жизни. Процессы, которые помогают Старшим Арканам в трансформации.
Младшие Арканы:
Экзотерически: мирской опыт в нашей жизни.
Эзотерически: уровни сознания.
Таро – не статическая, но живая система энергий, которые соединяют человеческую психику с (1) коллективным прошлым и настоящим опытом человечества и (2) Божественной архетипической областью (сферой). До сих пор аркан Шут представлял Божественную область реальности в Таро. Сейчас Я нахожусь в процессе осознания и определения пятой масти – масти Духа, которая проистекает из архетипической области, лежащей за пределами Шута. Такое дополнение отображает новую модель, согласно которой все больше и больше «обычных» людей достигают высших уровней сознания. Это иллюстрирует процесс эволюции Божественности. Многие вскоре смогут отметить изменения в Таро, в особенности в Старших Арканах, так как человечество продолжает свою эволюцию.
В качестве примера можно привести тот период времени, когда в каббалистической традиции не существовало таких Старших Арканов (или козырей), как Луна и Суд. Эти два Старших Аркана (или Пути в Каббале) были созданы из Пути Мир. Луна содержит в себе биологическую эволюцию и психическое развитие человечества, и, таким образом, феминные (женские) аспекты Пути Мир. Суд отображает культурную эволюцию вида, достижения цивилизации и маскулинные (мужские) аспекты Мира. Я думаю, вскоре Мир может быть готов к дальнейшей детализации. Этот новый Путь будет отображать более прогрессивное состояние Пути Мир – отражать реалии вне Унитарного бытия, единения с Высшим Я (Высшее Я – оккультный термин для описания того, что Юнг называл Самость), в физической форме, но ниже области Духа, Божественной Самости (см рис 1).
Это очень полезный подход к Таро, потому что он работает с живой энергетической системой, которая оперирует древними, глубоко укоренившимися паттернами, медленно изменяющимися с течением времени; энергетическая система, содержащая всю мудрость человечества; энергетическая система, которая может осуществлять руководство от Божественных источников, находящихся за пределами Шута и через архетипические Пути Старших Арканов и Карт Двора (Карты Двора происходят из первичных феминного и маскулинного архетипов – Великой Жрицы и Мага – и охватываются ими ).
Юнг осознал, что человеческая психика состоит из уровней, и процесс интеграции этих уровней составляет формирование личности (индивидуальности) посредством расширения самосознания. ([i])
Он назвал эти уровни психическими функциями, потому что каждый уровень энергии, в зависимости от его характеристик, выражает себя в определенном образе функционирования личности. Эти уровни функций он классифицировал как чувства, мышление, интуицию и ощущение. Функция на верхнем уровне психики ближе всего к осознанию(2) и наиболее доступна для использования и представляет индивидуальный режим восприятия мира и суждения о нем. Юнг назвал эту функцию доминирующей. Следующий уровень, второй по удаленности от осознания, следующая наиболее доступная для использования функция была названа вспомогательной. Далее следует третья функция, и, в основе психики и наиболее удаленная от сознания находится четвертая функция, которую Юнг назвал подчиненной. Подчиненная функция представляет индивидуальные слабости, наиболее неосознаваемые энергии. Работа по развитию психических функций должна проводиться последовательно от доминирующей функции; при таком подходе сознательная точка зрения не нарушается.
Две из этих энергий функционируют как воспринимающие – они наблюдают или ощущают реальность. Ощущение и интуиция — функции, собирающие информацию и впечатления через восприятие. Две другие энергии функционируют более агрессивно – через суждение или активную обработку воспринимаемой информации. Мышление и эмоции – это функции, происходящие от суждения.
Более слабые энергии в индивидуальной психике выражают себя с различной степенью потери осознания (бессознательности) или же их осознание может быть расфокусировано; совокупность таких энергий Юнг назвал Тенью. Четвертая функция стоит на пороге коллективного бессознательного, неосознаваемого психического пласта, который объединяет весь человеческий род; и эта функция открывает дверь в коллективную тень, содержащую противоположную по полу Самость – Аниму или Анимуса (Анима представляет внутреннюю феминную-женственную Самость мужчины, Анимус – внутреннюю маскулинную-мужественную Самость женщины). В нашем психодуховном росте процесс интеграции Тени идет от включения теневой функции в глубокие слои психики, где происходит интеграция Анимы-Анимуса. Эта книга будет относить обе упомянутые части тени – подчиненную функцию и Аниму-Анимуса — к Тени.
Кроме того, что эти четыре энергии функционируют с разной степенью осознанности, они могут также иметь и разную установку. То есть, каждая из энергий может выражать себя наружу или вовнутрь. Направленность энергии к внешней объективной реальности называется экстраверсией; если энергия направленна к внутренней субъективной реальности это называется интроверсией.
Юнговское описание движения личности к интеграции неосознаваемых функций и движение к целостности или завершенности дает нам четко определенное, научно обоснованное понимание большей части духовного процесса, который в метафизике называется балансировкой энергии. В нижеизложенном тексте будут более детально рассмотрены эти идеи и предпринята попытка включить их в структуру Таро и Каббалы.
Когда мы обращаемся к каббале за знаниями и озарениями, мы видим, что каббалисты используют символ Дерева Жизни, чтобы показать пути к осознанности. В основе Дерева Жизни лежит Индивидуальное Я (Personality Self), где личность стремится установить контроль над низшей природой, разумом и чувствами. Когда контроль достигнут, он или она переходят на второй уровень треугольной плоскости, где происходит соединение с Высшим Я. При дальнейшем продвижении в саморазвитии, индивид прогрессирует в Высшее Духовное Я (третий уровень треугольной плоскости). Это составляет главную трансформацию индивидуального самосознания в Великое Сознание Единого, и в действительности это начало великого духовного осознавания. (см схему Дерева Жизни на рис.9)
Юнг проанализировал этот процесс, используя сны и Активное Воображение (активное взаимодействие с бессознательным); анализу подвергалось именно то, что происходит в процессе расширения сознания. Он развил практику работы со снами в инструмент, привносящий в психическую жизнь индивида осознанность. Интеллектуальная работа с грезами (в «гуру-ученик» отношениях между аналитиком-анализируемым) увеличивает психическое самоосознание и значительно облегчает продвижение индивида к тому, что Дерево Жизни определяет как второй уровень треугольной плоскости сознания – Тиферет. Юнг назвал этот переносом центра личности от Эго к Самости.
Из учений тайных обществ известно, что дальнейшая работа нужна для закрепления этого движения в осознании. В каббалистических терминах последний путь, который предстоит пройти в старших арканах – это Путь Силы. Эту карту я отождествляю с Тенью. Путь Силы на этом уровне представляет четвертую функцию, открывающую двери в коллективное бессознательное, как попытку интегрировать Аниму-Анимуса. Именно этот путь, который последователи Юнга называют путем индивидуации, позволяет проникнуть в самые глубокие уголки теневого материала в бессознательном. Для работы на этом Пути, на этом уровне самосознания, Юнг вновь открыл древнюю технику активного воображения. Юнг обнаружил, что по мере приближения к концу процесса индивидуации, психика начинает рисовать в своем воображении новый центр индивидуальности. В этом периоде его анализируемые спонтанно начинали рисовать мандалы; появление мандал на этом этапе отмечал у себя и сам Юнг. Мандалы – древние круговые рисунки, которые как бы символизируют центр личности; также они символизируют процесс интеграции с Не-Эго Самостью, что представляет собой кульминацию процесса, который Юнг назвал индивидуацией.
В этой книге будет устанавливаться взаимосвязь между юнговскими концепциями Тени, Персоны, Анимы-Анимуса и Самости с разными аспектами Таро и будут описаны расклады Таро, которые помогут достигнуть большей осознанности относительно того, что происходит на самых глубоких уровнях психики. Расклад «Функциональный блок» показывает ваш баланс энергий; «Алхимические расклады» предупреждают вас о проекции бессознательных аспектов личности, называемых Тенью; расклад «Единство противоположностей» учит вас слышать точку зрения бессознательного и предлагает решение для объединения сознания и бессознательного; и расклад спящего Рыцаря готовит к трансформации энергий Рыцарей как представителей четверичности Самости.
Глава 13 знакомит с раскладами Чакр, которые помогают индивиду определить, на каком уровне осознания он находится. Это очень мощные расклады с большим педагогическим потенциалом на множестве уровней. Как и многие древние учения, они иносказательны — они научат, когда вы будете к этому готовы. Будьте осторожны с ними; я видела людей, для которых очень тяжелым ударом по Эго было обнаружить, что они не на таком высоком уровне, как им представлялось. С другой стороны, эти расклады могут быть мощной поддержкой для тех, чьи внутренние паттерны насколько деструктивны, что они не могут даже представить, насколько высокоразвиты их души.
Мы живем в мире иллюзий, теневых форм. Аллегория Платона о пещере настолько верна для нас, насколько была верна и для его греческой аудитории, когда он писал «Государство» за 400 лет до рождения Христа.
«Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.»
(«Государство», книга 7 в сокращении. Диалог между Сократом и Главконом)
Платон продолжает описывать мир тени, в котором живут люди, и как трудно для людей, освобожденных от рабства, лишиться иллюзий и встретиться с ярким светом солнца.
«Мы должны подвергнуть сомнению наш иллюзорный мир, и в то же время иметь надежду и веру в наш современный уровень познания и интуиции, требуя их усовершенствования. Внутренние семена конфликта всегда лежат близко к поверхности такого развития, призывая нас к дальнейшему росту.»
В этом начинании каждый нуждается в наставнике, так же, как и в доверии к собственным процессам восприятия и суждения.
«Благодаря своим расчетам (забыв обо всем другом), благодаря своему желанию (оставив всякие другие чаяния), благодаря своим усилиям (отказавшись от всех удобств) — мы одолели вход в этот новый мир. Так нам казалось. Но позже мы узнали, что смогли оказаться у подножия Горы Аналог, потому что невидимые врата этой невидимой страны были открыты для нас теми, кто их охраняет. Петух, зычно кукарекающий в молочный рассветный час, думает, что его пение пробуждает к жизни солнце; ребенок, кричащий в закрытой комнате, думает, что от его крика открывается дверь; но и солнце, и мать идут своими путями, проложенными законами, определяющими их сущность. Это они открыли нам дверь, те, которые видят нас даже тогда, когда мы их не можем видеть, и в ответ на наши ребяческие расчеты, нестойкие желания и скромные и неловкие усилия оказывают нам великодушный прием.» (Рене Домаль, «Гора Аналог»)
([i]) «Расширение осознавания» относиться к процессу, в ходе которого индивид все больше и больше убирает препятствия в его или ее восприятии и интеграции со своим внутренним Божественным истинным Я. Этот процесс характеризуется увеличением объективности. Самоосознавание подразумевает проникновение Божественной сущности или энергии Вселенной.
(2) Самосознание здесь относится к сознательному пониманию, полному осознанию, как противоположность осознаванию, полностью скрытому от Эго-Я. В этой книге термин «осознавание» использован и в описанном выше смысле, и в смысле, определенном в предыдущей сноске.
______________________________________
Делия Ольга