Стефан Хеллер
Гностический катехизис
Урок 1. О Боге и Вселенной.
1. Что есть Бог?
Бесконечная и вечная Реальность за пределами всех явлений, известная Гностикам под различными именами, такими как Истинный Бог, Неведомый Отец, Владыка Света и многими другими.
2. Каковы еще особенности Бога?
Будучи бесконечным, Бог, в некотором смысле, по ту сторону всех качеств; тем не менее, можно утверждать, что Бог есть высшее, чисто трансцендентное Существование, в котором все берет свое начало и посредством которого все поддерживается.
3. Что есть Бог по существу?
По сути, Бог есть потенциальное Бытие, ибо в Нем все вещи представлены потенциально.
4. Чем является Бог во вторую очередь?
Во вторичном смысле, Бог есть Бытие в деятельности; Он есть Бытие в действительности.
5. Каким образом потенциальность Бога сделала его действительным?
Слово, при помощи которого мы выражаем переход от потенциального Бытия к действительному — это «эманировать». Посредством таких эманаций (излияний) из первоначальной потенциальности Бога происходит множество духовных и материальных миров.
6. Может ли быть более одного Бога?
Если под «Богом» мы понимаем конечную и истинную Реальность, то ответ будет отрицательным.
Если же меньшие проявленные божества называть «Богами», тогда ответ может быть положительным. Можно также представлять себе предельного Бога как первого Бога, и Демиурга, ограниченного бога этого мира, как второго бога.
7. Является ли Бог Святой Троицей?
Да. Гностическая традиция всегда подтверждала существование Бога как Святой Троицы, состоящей из Отца, Сына и Святого Духа.
8. Каковы характеристики трех составляющих Святой Троицы?
Отец характеризуется деятельностью, сотворением существ и их привлечением; Сын выражается через разум (LOGOS) и волю к искуплению; а Святой Дух через вдохновение, укрепление и оживление. Если кратко, то Отец есть творец, Сын искупитель, а Святой Дух — освятитель.
9. Бога называют «Он», а Отец и Сын – мужские наименования, должны ли мы считать, что божественное мужского пола?
Нет. Бог полностью за пределами половых характеристик. Если мы пытаемся воспринимать невыразимые качества Божественного в рамках человеческого языка, то прибегаем к общим обозначениям — «он», «она» и «оно». Нетрудно отыскать в гностических писаниях описания Бога в терминах, которые являются андрогинными, такие как «Мать-Отец» (METROPATOR), а третья составляющая Святой Троицы (Святой Дух) рассматривается гностиками как женское существо.
10. Почему гностики не применяют «нейтрально-половые» термины по отношению к Богу?
Традиционные имена, такие как «Бог Отец» и «Бог Сын» являются средствами, посредством которых качества и основные принципы глубокой мистической тонкости ясно выражаются в пределах ограничения человеческого языка. Замена их произвольными излияниями человеческой мысли, несомненно, приведет к потере этих качеств и принципов.
11. Это единственная причина?
Нет. Гностики знают, что древние Божественные Имена есть Слова Силы, которые, при произношении, привносят из эонических областей характерные отклики благодати (хороший пример можно найти в писании «Гром. Совершенный ум», где Божественное Существо говорит: «Я изречение моего имени»). Эффективность священной теургии не должна быть поставлена под угрозу посредством изменения имен.
12. Каким образом вселенная проявляется в существование?
Подобно всем другим вещам и существам, вселенная проистекает из Бога.
13. Означает ли это, что вселенная является Богом или его частью?
Вселенная не есть Бог в единственном смысле, ибо Бог отнюдь не ограничивается этой или любой другой вселенной. Вселенная, однако, соткана из Божественной субстанции. Она произошла из него и к нему же возвратится.
14. Является ли вселенная благой?
Так как Бог благ и вселенная произошла из Него, то было бы разумно предположить, что вселенная есть также блага. Тем не менее, мы находим, что вселенная имеет как и благие, так и плохие качества, а также индифферентные качества.
15. Где эти качества берут свое начало?
В отличие от хороших качеств, плохие и незначительные берут свое начало не в благости и мудрости Бога, чья субстанция лежит в основе вселенной, но в слепоте и своеволии некоторых духовных существ, которые придали форму этой субстанции во вселенной. Эти «полудеятели» (Демиурги), или ложные правители (Архонты), являют собой причину амбивалентного характера миров материи и разума.
16. Присутствует ли Бог во вселенной?
Да. Бог присутствует, поскольку он вездесущ. Он присутствует как источник и окончание всего. Он присутствует, поскольку, в конечном итоге, все вещи находятся под его властью. И Он также присутствует, потому что ничто не сокрыто для Него. Такое присутствие известно как вездесущность, которая, однако, не означает всемогущество, поскольку действительное управление нашей вселенной находится в руках Демиурга и Архонтов, а не Бога.
17. Это единственный способ, которым Бог проявляет себя по вселенной?
Нет. Бог не только вездесущ, но также постоянен во вселенной, ибо сущность, лежащая в основе всех вещей, есть не что иное, как Бог. Еще раз, эта базовая сущность не подразумевает действительный контроль над формой, в которой эта сущность воплощается.
18. Присутствует ли Бог внутри человека?
Бог проявляется в человеческом существе весьма особым образом, ибо человеческий дух содержит действительное божественное присутствие. Иногда его также называют «Христом в нас», описываемым Павлом как наше «упование славы».
19. Что будет с вселенной по окончанию времен?
Когда нынешний Эон подойдет к концу, семена света (духовные частички, подлежащие искуплению) во вселенной будут подняты в Божественную Полноту (PLEROMA), а тьма вселенной будет оставлена позади.
20. Какова участь неискупленной части вселенной?
Гностические откровения не единодушны по этому вопросу. Есть указания на то, что, по крайней мере, некоторая часть вселенской тьмы перейдет в состояние очистительного приостановления, дабы быть искупленной в каком-либо будущем цикле. Другие признаки указывают на то, что большая часть этой тьмы, в частности материальный (HYLIC) мир, будет разрушена, что ее существование было лишь случайностью в безграничном времени..
Пер. Diofant