Стюард Каплан
Энциклопедия Таро
Глава 1. Введение в карты таро
Перевод выполнен в рамках совместного проекта Касталии и FZRW. Сайт проекта
FZRW- http://fzrw.org/
На сегодняшний день сохранилось несколько относящихся к пятнадцатому веку колод тароччи Висконти-Сфорца, которые представляют собой древнейшие из известных карт таро. Наиболее полная из этих колод – тароччи Пирпонт Морган-Бергамо, оригинальные карты которой поделены на сегодняшний день между Библиотекой Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, а также Академией Каррары и частной коллекцией семьи Коллеони в Бергамо, Италия. Появление в 1975 году копии этой колоды стала важным событием для коллекционеров таро и исследователей истории искусства.
Именно Италии принадлежит честь создания нескольких наиболее известных колод тароччи, содержащих таинственные, полные аллегорий козырные карты. В течение последних пяти веков провокативный символизм двадцати двух Старших Арканов продолжает интриговать историков, художников и оккультистов. Более пяти сотен лет дизайнеры и художники упорно сохраняли основной символизм Старших Арканов, часто снабжая их дополнениями, основываясь на моде, текущих событиях и актуальных темах. В ведущих мировых музеях, библиотеках и частных коллекциях можно обнаружить сотни вариаций внешнего вида карт таро, включая работы таких выдающихся художников как гений пятнадцатого века Бенифацио Бембо, Сальвадор Дали или Ларри Риверс, а также множества менее известных, но также талантливых художников: Памелы Колмэн Смит (Таро Райдера-Уэйта), леди Фриды Харрис (Таро Тота Кроули), Фергуса Холла (Таро Джеймса Бонда), Дэвида Палладини (Таро Водолея) и Доменико Бальби (колода Бальби).
Развитие колоды таро, продолжавшееся в течение последних пяти веков и начавшееся с самых ранних карт тароччи, представляет собой в высшей мере увлекательную историю.
Терминология
В пятнадцатом веке в Италии для того, чтобы называть двадцать две карты Старших Арканов использовался термин трионфи (trionfi). Ему на смену в начале шестнадцатого века пришло слово тароччи (tarocchi), который сперва использовался лишь применительно к Старшим Арканам и лишь затем стал обозначать полную колоду, состоящую из семидесяти восьми карт: двадцати двух Старших Арканов и пятидесяти шести Младших Арканов. Слова тароччи и тарокко часто использовались в качестве синонимов, хотя в действительности слово таоччи представляет собой множественное число от тарокко. Само по себе слово таро является французским вариантом слова тароччи и получило распространение в английском языке. Оно пишется в английском как Tarot, однако последняя «t» в нем не читается.
МакГрегор Мазерс, писавший в 1888 году, указал на несколько анаграмм, производных от слова таро:
· Tora – закон (ивр.);
· Troa – врата (ивр.);
· Rota – колесо (лат.);
· Orat – он/она/оно/оно говорит, просит, молит (лат.);
· Toar/Taur – египетская богиня тьмы;
· Ator/Athor – египетская Хатор, богиня радости.
Термин козыри (англ. trumps) происходит от латинского triumphi. Двадцать две козырные карты, также известные как Старшие Арканы, содержат символические и аллегорические изображения. Аркан (Arcana) – это латинское слово, означающее тайну, секрет; итальянское слово arcana, произошедшее от латинского, имеет то же значение. Козыри также известны как ату (atouts) во французском языке и атутти (atutti) в итальянском. Слово ату означает попросту карты, достоинство выше всех прочих (выше всех: по-французски a tous, по-итальянски – a tutti).
Некоторые исследователи полагают, что слово таро (tarot) происходит от tarotee – слова, обозначавшего рисунок рубашки у первых колод, представлявший собой пересекающиеся сплошные или пунктирные линии различной ширины (см. рис.).
Однако в действительности весьма вероятно, что само слово tarotee является производным от тароччи (tarocchi), поскольку употребление слово тароччи встречается раньше, чем слова tarotee. В уставе парижской гильдии изготовителей карт 1594 года члены гильдии называют себя таротье (tarotie), что представляет собой ещё одно слово, производное от таро (tarot).
В конце XVIII века Кур де Жебелен опубликовал работу «Первобытный мир» (Monde Primitif), посвященную различным аспектам истории древних цивилизаций. В этой работе он выдвинул гипотезу, согласно которой слово таро происходит от египетских слов tar (путь) и ro, ros или rog (царь, царский).
Нэнси Фалвуд, писавшая в 1929, используя эту этимологию, описывала таро как «царский путь». Фалвуд утверждала, что существует семь «царских путей», которые представляют собой некие уровни реальности и одновременно могущественные древние силы, управляющие миром. «Pano tarot» излучает свои вибрации во вселенной как Духовный Ум. Вибрации «fano tarot» формируют вселенскую Силу Сердца, «tano tarot» связан с Материальным Благополучием, «sano tarot» – с Вдохновением, «rano tarot» – с Силой Веры, «gano tarot» – c Силой Вселенской Любви, наконец, «ono tarot» представляют Силу Надежды во вселенной. В совокупности посредством этих семи путей боги направляют искателя истины.
Веками у игральных карт было и иное название. Их называли «Книгой дьявольских картинок» и даже «Библией Дьявола», содержащей изображения языческих идолов. Но как бы их ни называли, эти карты, наполненные символами и аллегориями, в равной мере захватывают воображение как сильных мира сего, так и последнего нищего. В самом деле, представляется, что карты таро интересовали людей самого разного статуса, благосостояния и профессии.
Карты старших арканов
Двадцать две символических и аллегорических карты Старших Арканов изображают континуум вечно меняющихся физических и духовных сил, влияющих на человечество. Для некоторых козырные карты представляют собой книгу, в которой отражаются судьбоносные моменты жизни человека.
Древнейший из дошедших до нас перечней стандартного набора козырей содержится в проповеди против азартных игр, относящейся к концу XV века. Автор, священник, описывает и порицает игру в кости и карты, упоминая обычную колоду, состоящую из чаш, монет, мечей и посохов. Затем он называет особый тип карт, triumphi, описывая их следующим образом:
1. Primus dicitur El bagatelle et est omnium inferior (прежде всего, назовём Жонглёра/Фокусника, а также все нижеследующие)
2. Imperatrix (Императрица)
3. Imperator (Император)
4. La papessa (Папесса/Верховная Жрица)
5. El papa (Папа/Иерофант)
6. La temperentia (Умеренность)
7. L’amore (Любовь)
8. Lo caro triumphale vel mundus parvus (Триумфальная Колесница или Микрокосм)
9. La forteza (Сила)
10. La rotta (Колесо)
11. El gobbo (Отшельник или Отец-Время)
12. Lo impichato (Повешенный)
13. La morte (Смерть)
14. El diavolo (Дьявол)
15. La sagittal (Стрела)
16. La stella (Звезда)
17. La luna (Луна)
18. El sole (Солнце)
19. Lo angelo (Ангел)
20. La iusticia (Справедливость)
21. El monde cioe Dio Padre (Мир, т.е. Бог Отец)
22. El matto sine nulla nisi velint (Дурак)
Интересно отметить, что последовательность карт Старших Арканов и некоторые названия отличаются от распространённых сегодня. Императрица имеет номер два, в то время как Папесса перемещена на четвертую позицию. Башня названа Стрелой, что связано с образом небесной стрелы, ударяющей в корону на башне. Вместо Правосудия присутствует карта Ангел.
В рукописи делается четкое различие между обычными картами и козырями, что подтверждает идею о том, что первоначально они не составляли единой игральной колоды, а существовали по отдельности, как две игры. С точки зрения автора манускрипта, нет ничего столь же противного Господу как игра с козырями, поскольку эти каты, обращающие в игру ангелов, ключевые добродетели, Папу и Императора, суть насмешка над христианской верой.
Русунок: Фрагмент рукописи XV века Sermones De Ludo Cum Aliis. В правой нижней части страницы – древнейший из сохранившихся до наших дней списков Старших Арканов таро
Что касается латинских цифр, изображенных на Старших Арканах, то они могут появляться как в форме обычных римских букв, так и быть написаны по принципу вычитания. Так, число четыре может быть обозначено как IIII, но также и как IV. Последний способ стал популярен со времен Средних веков и является наиболее распространенным сегодня.
Большинство карт Таро на сегодняшний день составляют колоды, напечатанные в Европе и США. Названия карт на них встречаются на английском, немецком, итальянском или французском языке.
Таблица: названия 22 Старших Арканов на английском, французском, итальянском, немецком и русском[1]
Номер |
Английский |
Французский |
Итальянский |
Немецкий |
Русский |
The Fool, The Foolish Man, The Vagabond |
Le Mat, Le Fou, Le Fol |
Il Matto, Il Folle, Il Pazzo |
Der Narr |
Дурак, Шут |
|
I |
The Magician, The Juggler, The Wizard, The Thimble-rigger, The Minstrel, Quarterpenny, The Cups Player, The Mountebank, The Magus, The Pagad, The Pagat, The Paghead |
Le Bateleur, Le Joueur de Gobelets, Le Mage |
Il Bagatino, Il Bagatto, Il Bagattel, Il Bagat, Il Bagotti, Il Bagatto |
Der Magier, Der Gaukler |
Маг, Фокусник |
II |
The Popess, The High Priestess, The Female Pope, Pope Joan, Juno, Wise Woman, Spanish Captain |
La Papesse, Junon, L’Espagnol Capitano, Eracasse, La Grandpr?tresse |
La Papessa |
Die Papstin, Die H?hepriestin |
Папесса, (Верховная) Жрица |
III |
The Empress, Isis, The Queen |
L’Imperatrice |
L’Imperatrice |
Die Herrscherin, Die Keiserin, Die K?nigin |
Императрица |
IIII |
The Emperor, Osiris, The King |
L’Empereur |
L’Imperadore, L’Imperatore |
Der Herrschen, Der Kaiser, Der ??nig |
Император |
V |
The Pope, The Hierophant, The Head Priest, Grand Master, Jupiter, Bacchus |
Le Pape, Jupiter, Bacus, Le Grandpr?tre |
Il Papa |
Der Papst, Der H?hepriester |
Папа, Иерофант, Верховный Жрец |
VI |
The Lovers, Marriage, Eros, Hermes |
L’Amoureux |
L’Amore, Gli Amanti, Gli Innamorati |
Die Liebenden, Die Scheideweg, Die Enscheidung |
Влюбленные |
VII |
The Chariot, Triumphal Car, Wagon |
Le Chariot |
Il Carro |
Der Triumph-wagen, Der Wagen |
Колесница |
VIII |
Justice, The Scales |
La Justice |
La Giustizia |
Gerechtigkeit |
Правосудие, Справедли-вость |
VIIII |
The Hermit, Father Time, The Hunchback, The Aged Man, The Sage |
L’Ermite, Le Vieillard, Capuchin, Le Pr?tre |
L’Ermita, Il Gobbo, Il Vecchio, L’Eremita |
Der Einsiedler, Der Eremit, Der Weise |
Отшельник |
X |
The Wheel of Fortune, Fate, Chance, Rota |
La Route de Fortune |
La Ruota, Rota di Fortuna, Ruota della Fortuna, La Fortuna |
Das Rad des Lebens, Das Schickasrad, Das Gl?cksrad |
Колесо Фортуны |
XI |
Strength, Force, Fortitude |
La Force |
La Fortezza, La Forza |
Die Kraft |
Сила |
XII |
The Hanged Man, The Hanging Man, The Traitor, The Thief, Tau Cross, Judas |
Le Pendu |
Il Penduto, L’Appeso, Il Traditore, L’Impiccato |
Der Erh?ngte, Der Aufgeh?ngte, Die Pr?fung |
Повешенный |
XIII |
Death, The Skeleton |
La Mort |
Il Morte, Lo Specchio, La Morte, Il Tredicesimo, Uguaglianza |
Der Tod |
Смерть |
XIIII |
Temperance |
La Temp?rance |
La Temperanza |
Der Ausgleich, Die Ausgewogenheit, Die M?ssigkeit |
Умеренность |
XV |
The Devil, Typhon, Satan, Lucifer |
Le Diable |
Il Diavolo |
Der Teufel |
Дьявол |
XVI |
The Tower, The Lightning Struck Tower, The House of God, The Hospital, The Tower of Babel, Fire of Heaven, The Devil’s House, The Castle of Plutus |
La Maison de Dieu, Le Foudre, La Tour |
La Casa del Diavolo, La Torre, Il Fuoco, La Saetta |
Der Turm, Der Vom Blitz Getroffene Turm, Die Zerst?rung |
Башня |
XVII |
The Star, Dog Star |
L’?toile |
La Stella, Le Stelle |
Der Stern |
Звезда |
XVIII |
The Moon |
La Lune |
La Luna |
Der Mond |
Луна |
XVIIII |
The Sun |
Le Soleil |
Il Sole |
Die Sonne |
Солнце |
XX |
Judgment, The Last Judgment, The Angel |
Le Jugement, L’Ange |
L’Angelo, Il Giudizio, La Trompete |
Das Gericht |
Суд, Страшный Суд |
XXI |
The World, The Universe |
Le Monde |
Il Mondo |
Die Welt |
Мир, Вселенная |
Изучение Старших Арканов позволяет выделить среди них несколько самостоятельных групп. Эмиль Грилло де Живри, писавший в 1929, отмечает, что существует шесть персонажей, которые обозначают социальные роли: Императрица и Император, Верховная Жрица и Папа, Жонглер и Отшельник. Также присутствуют два аллегорических образа: Дьявол и Смерть. Далее, если мы предположим, что Повешенный символизирует Благоразумие (Prudence), то в картах отражены четыре основополагающие добродетели: Справедливость, Сила, Умеренность и Благоразумие. Три астрономических символа, представленных в таро, включают: Солнце, Луну и Звезду. Карты, относящиеся к теме случая, стечения обстоятельств, это Влюбленные и Колесо Фортуны. Наконец, четыре карты относятся к теме рока или космического предопределения: Колесница, Дом Бога, Суд и Мир.
Альтернативный вариант классификации Старших Арканов можно поучить, соотнеся их с мастями: мечами, жезлами, кубками и монетами.
Таблица: Старшие Арканы и масти Младших Арканов
Мечи |
Жезлы |
Кубки |
Монеты |
VII Колесница VIII Справедливость XI Сила XIII Смерть XX Суд |
Дурак III Императрица IIII Император VIIII Отшельник XII Повешенный |
VI Любовники XIIII Умеренность XVII Звезда XVIII Луна XVIIII Солнце |
II Жрица V Иерофант X Колесо Фортуны XV Дьявол XVI Башня |
Первая и последняя карты – Маг и Мир – могут быть оставлены в этом перечне без соответствий, либо же их можно отнести к Жезлам. Впрочем, карта Маг, где на столе изображены символы всех четырех мастей, может быть с равным успехом отнесена к любой из них.
Бесчисленное число попыток, направленных на выяснения астрологических соответствий карт, было предпринято различными авторами. Освальд Вирт, писавший в 1927, суммировал такие попытки, начиная с Эттейлы, разработавшего свою систему в конце XVIII века. Из приводимой таблицы очевидно, что мнения на этот счет оказались весьма разнородными.
Таблица: астрологические соответствия Старших Арканов
Аркан |
Эттейла |
Сефер Йецира |
Т. Василид |
Эли Стар |
|
Планеты |
Зодиак |
||||
Маг |
— |
— |
— |
— |
— |
Жрица |
Луна |
Сатурн |
Телец |
Луна |
— |
Императрица |
Венера |
Юпитер |
Венера |
— |
— |
Император |
Юпитер |
Марс |
Юпитер |
Юпитер |
— |
Иерофант |
Овен |
Овен |
Овен |
— |
Овен |
Любовники |
Телец |
Телец |
Стрелец |
Луна |
Телец |
Колесница |
Близнецы |
Близнецы |
Марс |
Солнце |
Близнецы |
Справедливость |
Рак |
Рак |
Весы |
Венера |
Рак |
Отшельник |
Лев |
Лев |
Дева |
Юпитер |
Лев |
Колесо Фортуны |
Дева |
Дева |
Меркурий |
Меркурий |
Дева |
Сила |
Марс |
Солнце |
— |
Марс |
— |
Повешенный |
Весы |
Весы |
Сатурн |
Луна |
Весы |
Смерть |
— |
— |
Козерог |
— |
— |
Умеренность |
Скорпион |
Скорпион |
Луна |
Солнце |
Скорпион |
Дьявол |
Стрелец |
Стрелец |
Близнецы |
Сатурн |
Стрелец |
Дом Бога |
Козерог |
Козерог |
Скорпион |
Юпитер |
Козерог |
Звезды |
Меркурий |
Венера |
Водолей |
Меркурий |
— |
Луна |
Водолей |
Водолей |
Рак |
Венера |
Водолей |
Солнце |
Рыбы |
Рыбы |
Лев |
Юпитер |
Рыбы |
Суд |
Сатурн |
Меркурий |
Рыбы |
Сатурн |
— |
Мир |
— |
— |
— |
Солнце |
— |
Дурак |
Солнце |
Луна |
Солнце |
— |
— |
Таблица: астрологические соответствия Старших Арканов (продолжение)
Аркан |
Джордж Мачери |
Алистер Кроули |
Освальд Вирт |
|
Планеты |
Зодиак |
|||
Маг |
Солнце |
Лев |
Меркурий |
Телец |
Жрица |
Луна |
Рак |
Луна |
— |
Императрица |
Меркурий |
Близнецы |
Венера |
— |
Император |
Венера |
Телец |
Овен |
Дева |
Иерофант |
Юпитер |
Стрелец |
Телец |
Овен |
Любовники |
Меркурий |
Дева |
Близнецы |
Стрелец |
Колесница |
Венера |
Весы |
Рак |
— |
Справедливость |
Марс |
Скорпион |
Весы |
Весы |
Отшельник |
Юпитер |
Стрелец |
Дева |
— |
Колесо Фортуны |
Марс |
Скорпион |
Юпитер |
Козерог |
Сила |
Марс |
Овен |
Лев |
Лев |
Повешенный |
Юпитер |
Рыбы |
Вода |
— |
Смерть |
Сатурн |
Водолей |
Скорпион |
— |
Умеренность |
Сатурн |
Козерог |
Стрелец |
Водолей |
Дьявол |
Венера |
Весы |
Козерог |
— |
Дом Бога |
Венера |
Телец |
Марс |
Скорпион |
Звезды |
Меркурий |
Близнецы |
Водолей |
Рыбы |
Луна |
Луна |
Рак |
Рыбы |
Рак |
Солнце |
Солнце |
Лев |
Солнце |
Близнецы |
Суд |
Меркурий |
Дева |
Огонь |
— |
Мир |
Солнце |
Лев |
Сатурн |
— |
Дурак |
Луна |
Рак |
Воздух |
— |
Сама последовательность двадцати двух Старших Арканов некоторыми исследователями рассматривалась как синтез всех знаний о мире и описание ключевых событий человеческой жизни. КакГрегор Мазерс, в частности, предложил следующую серию взаимосвязанных идей, основанных на последовательности Старших Арканов:
Человеческая воля (Маг), просвещённая наукой (Верховная Жрица) и проявленная в действии (Императрица), должна найти свое воплощение (Император) в делах милосердия и помощи ближнему (Иерофант). Правильное намерение (Влюбленные) приведет к победе (Колесница), если соблюдать равновесие (Справедливость) и осторожность (Отшельник), поскольку в этом случае искателю будет сопутствовать удача (Колесо Фортуны). Сила (Сила), освященная принесением в жертву своего эго (Повешенный), восторжествует над несчастьями (Смерть) и мудрое искусство сочетания необходимых компонентов (Умеренность) откроет возможность победить злой рок (Дьявол). В каждой неудаче (Башня) всегда есть искра надежды (Звезда), сияющая в сумерках иллюзий (Луна), надежды достигнуть абсолютного счастья (Солнце) в конце пути (Суд). С другой стороны, глупость и неосмотрительность (Дурак) принесут лишь дурные плоды (Мир).
Карты Младших Арканов
Пятьдесят шесть карт колоды, называемые Младшими Арканами, разделены на четыре масти. К каждой масти относится четырнадцать карт. Четыре карты каждой масти называются придворными картами или коате (coate), или фигурными картами. К ним относятся: король, королева, рыцарь и паж. Остальные десять карт называются нефигурными или нумерованными картами (pip card) и составляют последовательность от десятки до туза. На каждой из них изображен символ масти (мечи, жезлы, чаши или монеты) в количестве, соответствующем номеру карты, например, на семерке мечей изображено семь мечей.
Происхождение мастей. На различных колодах от самых старинных и до современных изображались весьма разнообразные символы, обозначающие масти, в том числе звезды, стрелы, птицы, собаки, соколы, зеркала, колонны, луны и якоря, но ни один из этих вариантов так и не прижился. Доминирует же на сегодняшний день в США и Европе следующий набор мастей:
Англия |
Франция |
Италия |
Германия |
Испания |
Россия |
Игральные карты |
Swords |
?p?es |
Spade |
Scwerter |
Espadas |
Мечи |
Пики |
Staves, Wands, Scepters, Batons, Clubs |
B?tons |
Bastoni |
St?be |
Bastos |
Жезлы, Посохи, Скипетры |
Крести |
Cups, Chalices, Goblets |
Coupes |
Coppe |
Kelche |
Copas |
Чаши, Кубки |
Червы |
Coins, Money, Pentacles. Circles |
Deniers |
Denari |
M?nzen |
Oros |
Монеты, Динарии, Диски, Пентакли |
Бубны |
Ричард Эттингхаузен, написавший в 1974 году работу «Дальнейшие пояснения относительно игральных карт мамлюков» (Further Comments on Mamluk Playing Cards), приводит репродукцию фрагмента изображения из Музея исламского искусства в Каире, которое может представлять собой ранний египетский вариант придворной карты, на которой изображен, вероятно, король и большая птица. Если это действительно фрагмент игральной карты, а не просто рисунок, то это изображение – одно из древнейших, существующих в Египте, и оно подтверждает теорию о том, что происхождение первых колод было связано с Египтом. Одна из широко распространенных теорий состоит в том, что масти символизируют касты, существовавшие в долине Нила в стародавние времена.
Другая популярная теория состоит в том, что масти символизируют сословия, существовавшие в средневековой Европе: мечи (пики) соответствуют рыцарям, знати, аристократии; жезлы (крести) – крестьянам и низшим сословиям; чаши (червы) – духовенству и другим группам, связанным с церковью; монеты (бубны) – торговцам. Другие писатели связывают четыре масти с четырьмя предметами в руках у индийского бога Вишну и у божества Арханари, представляющего собой соединение мужской и женской фигуры.
Галькоттус Мартиус, писавший между 1488 и 1490 годом, упоминает следующие масти: мечи, копья, чаши и буханки хлеба. Пьетро Аретино, писавший в середине XVI века, называет карты опасной игрой, в которой мечи символизируют смерть тех, кто впал в отчаяние и безумие от увлечения игрой, посохи или дубины – наказание для шулеров, кубки – вино, в котором утопают беседы игроков, а монеты символизируют ставки, питающие игру.
Ранние французские писатели связывают масти с аспектами воинского искусства. Пики символизируют боевое снаряжение, необходимое для битвы. Трефы символизируют кормовые растения и напоминают о том, что генерал никогда не должен располагать лагерь там, где доступ к пище для коней будет затруднен. Червы символизируют храбрость и лидерские качества офицеров. Наконец, бубны символизируют тяжелые стрелы, которыми можно стрелять из аркебузы.
Рисунок: Символы мастей таро. Здесь приведены итальянские символы мастей, которые чащи всего встречаются на картах, произведенных в Италии, Франции и других странах. Слева направо: мечи, жезлы, чаши, монеты. В большинстве колод мечи изображаются искривлёнными и соединяются в начале и конце, в то время как жезлы изображены прямыми и пересекаются в центре. Это является способом различать мечи и жезлы, которые в традиционных колодах иногда изображаются очень похожими друг на друга. Карты на рисунке из следующих колод (сверху вниз): Tarot of Marseilles, 1JJ Swiss tarot, Vandenborre tarot, Tarocchi Piedmontese.
Коваррубис, писавший в начале семнадцатого века, предполагает, что масти игральных карт символизируют самые смертоносные опасности, с которыми сталкивается человечество. Первая масть, мечи, непосредственно служат для войны. Дубинки, хотя они и менее эффективны, чем мечи, были первым оружием, пришедшим на смену рукопашной. В этом смысле они представляют собой оружие, пришедшее на смену кулакам и вытесненное со временем мечами. Кубки, которые, казалось бы, были изобретены для того, чтобы скрасить жизнь, на деле стали причиной бесконечного числа раздоров и разногласий. И, наконец, золотые монеты не менее опасны, чем стальные мечи и деревянные дубины, ведь они склоняют людей к грабежу и убийствам. Таким образом, получается, что мечи и дубинки являются символами насилия, кубки – опьянения и дезориентации, монеты – жадности и преступлений.
Справедливости ради, добавим, что другие авторы предполагали прямо противоположное, отождествляя масти с символами четырёх добродетелей: справедливости (мечи), храбрости (дубины), веры (чаши) и милосердия, благотворительности (монеты).
Также были и те, кто видел в эмблемах мастей географические или политические символы. Согласно этой точке зрения, мечи символизирую восток, жезлы – Южную Америку, чаши – Северную Америку, монеты – Европу. Короли символизируют правительство, королевы – религиозные убеждения, рыцари – историю и национальное самосознание, пажи – искусства и науки. Что же касается десяти нумерованных карт, то они символизируют различные нации, живущие в том или ином регионе.
Другие теории отождествляют масти с временами года (весна, лето, осень, зима), с четырьмя элементами (земля, вода, огонь, воздух) или с буквами имени Йод-Хе-Вау-Хе, которое транслитерируется как JHVH и обозначает Иегову (Jehovah) или Бога.
Согласно многим оккультным авторитетам, четыре масти таро связаны с каббалистическими мирами и алхимическими элементами. Так, жезлы связаны с миром Ацилут и огнём, чаши – с Брией и водой, мечи – с Йецира и воздухом, пентакли – с Ассией и землёй.
Карты двора. Эти карты, первоначально называвшиеся coate из-за того, что фигуры на них облачены в ниспадающие мантии, впоследствии стали известны как карты двора (court cards, в русском языке часто встречается вариант «придворные карты» – прим. перев.) или картинки.
Обычные игральные колоды включают три карты двора, в то время как в колодах таро к ним добавляется рыцарь и карт двора становится четыре. Карты двора в колодах таро имеют следующие названия:
Английский |
Французский |
Итальянский |
Немецкий |
Испанский |
Русский |
King |
Roi |
Re |
K?nig |
Rey |
Король |
Queen |
Reine |
Dama, Regina |
Dame, K?nigin |
Reina |
Королева, Дама |
Knight, Horseman |
Cavalier |
Cavaliere, Cavallo |
Ritter |
Caballo |
Рыцарь |
Page, Knave |
Valet |
Fante |
J?ngling, Bube |
Sota |
Паж, Валет |
Согласно одной из интерпретаций карт двора, представленных в игральных колодах, дама пик, которая во французском языке называется Pallas, символизирует Жанну д’Арк, Орлеанскую Деву. Если это действительно так, то такое отождествление могло произойти только после 1421 года, когда произошла основная часть связанных с ее биографией героических событий, и, вероятно, до окончания правления Карла VII, умершего в 1461 году. Существуют также имена, поставленные в соответствие другим картам двора. Эти имена следующие:
Пики |
Трефы |
Червы |
Бубны |
|
Король |
Давид (David) |
Александр (Alexander) |
Карл Великий (Charlemagne) |
Цезарь (Caesar) |
Королева |
Паллада (Pallas) |
Аржине (Argine) |
Юдифь (Judith) |
Рахиль (Rachel) |
Паж |
Ожье (Hogier) |
Ланселот (Lancelot) |
Ля Гир (la Hire) |
Гектор (Hector) |
Пьер Габриэль Даниэль в Memoire sur l’origine du jeu de piquet trouv? dans l’histoire sous le r?gne de Charles VII высказывает предположение, что четыре королевы соответствуют четырём ключевыми женскими фигурами, связанным со временем правления Карла VII. Дама пик, Паллада, девственная богиня войны и мудрости, весьма похожа на Жанну д’Арк, в который воплотились атрибуты этой богини: материнский характер, мудрость и целомудрие. Таким образом, согласно Даниэлю, Карл VII, вероятно, из благодарности за службу выделил место для Жанны д’Арк в своей военной игре. Дама треф называется Аржине, что является монограммой от латинского слова «королева» (Regina) и символизирует Марию Анжуйскую, жену Карла VII. Рахиль, бубновая дама, в Писании выделяется за свою красоту, и потому была избрана для того, чтобы символизировать любовницу Карла, Агнессу Сорель, которую назвали Дамой Красоты (Dame de Beaut?). Наконец, Юдифь, червовая дама, должна была символизировать мать Карла VII Изабеллу Баварскую.
Ожье был рыцарем, сражавшимся под предводительством Карла Великого, хотя он и попал в масть пик, а не к червам. Ланселот был рыцарем при дворе короля Артура. Ля Гир считается человеком, находившимся на службе у Карла VII, и возможно он связан с личностью рыцаря Стефана де Виньоля2, жившего в XV веке, которого часто связывают с созданием французских карт двора и мастей в том виде, в каком мы пользуемся ими сегодня. Гектор был троянским воителем. За последние века умельцами, изготавливающими карты, в особенности во Франции, было придумано огромное количество разновидностей этих традиционных фигур.
Нумерованные карты. Нумерованные карты представляют собой карты от десятки до туза каждой масти Младших Арканов. Традиционно нумерованные карты представляют собой символы той или иной масти, повторяющиеся нужное число раз в виде геометрического узора, например, шесть мечей, пять чаш или четыре монеты. С 1910 года, когда была издана колода Райдера-Уэйта, во многих колодах эти карты стали снабжаться сюжетными сценами вместо традиционных геометрических узоров. Знаки мастей здесь обычно вписываются в общий дизайн карты, в результате чего получившуюся карты легче интерпретировать при гадании с помощью таро. В число колод таро с сюжетными иллюстрациями входят Таро Водолея, Британское Таро, Таро Эттейлы, Таро Райдера-Уэйта, Тантрическое Таро и др.
Дизайн оборотной стороны карт
Оборотная сторона карт может помочь в определении колоды, к которой принадлежит карта. При изучении старинных карт наличие одинакового узора на оборотной стороне позволяет убедиться в том, что изучаемые карты относятся к одной колоде и не были перепутаны.
Некоторые из рисунков, характерных для итальянских колод таро, включают узоры из синих звёзд, ромбов со звёздами, волнистых линий с точками, геральдического рисунка горностаевого меха и диагональных линий. Иногда узоры на задней части карты включают слова, такие как «al Mondo», «Milano» или «Ferrara».
Французские колоды таро также имеют несколько разновидностей рисунка обратной стороны карты, включая шестиугольники с солнцами и мраморный узор, включающий зелёный, коричневый и красный цвета, а также ромбы, в центре которых изображен крест или солнце. Помимо этого, встречается горностаевый мех, повторяющиеся звезды или узор tarot?e.
Рисунок: Рубашки различных колод таро.
Стандартная игральная колода из 52 карт
В большинстве западных стран в игровых колодах используется так называемая французская система наименования мастей, в которую входят пики, крести, бубны и червы. Однако в некоторых странах сохраняются традиционные обозначения мастей, что видно на иллюстрации ниже.
Некоторые ученые убеждены в том, что стандартные игральные колоды восходят к ранним колодам тароччи, в которых пажи были соединены с рыцарями, превратившись в валетов, а двадцать две козырные карты были исключены (из них была оставлена только одна карта, Дурак, ставшая джокером). Предположение о том, что итальянцы и французы в своих игральных колодах попросту исключили рыцаря, не лишено основания: ведь в испанских колодах вместо него исключили королеву, так что в испанских игральных картах теперь есть три карты двора: король (Rey), рыцарь или всадник (Caballo) и помощник (La Sota). В немецких же игральных колодах к королю были добавлены две карты с новыми названиями – обер и унтер.3
Дурак был исключен вплоть до середины XIX века из традиционных колод, содержащих 52, 58, 40 или 32 карты, когда джокер, традиционно изображаемый как шут, не начал появляться на американских колодах. Таким образом, трудно однозначно утверждать о наличии какой-либо связи между арканом Дурак и джокером, за исключением того, что обе очевидным образом связаны с юмором.
Рисунок: Традиционные обозначения мастей в разных странах. Сверху вниз: США/Великобритания, Франция, Германия, Голландия, Италия, Испания, Швейцария.
Нет достоверных сведений о том, составляли ли первоначально карты Старших и Младших арканов единую колоду из 78 карт. Существует точка зрения, согласно которой карты Младших Арканов развивались независимо от Старших Арканов, и лишь затем козыри были добавлены к остальным картам, сформировав тем самым полную колоду тароччи.
Популярные писатели XIX века часто проводили параллели между колодой из 52 карт и календарём:
-
Пятьдесят две карты колоды соотносятся с неделями года, которых также пятьдесят две.
-
Тринадцать карт каждой масти соответствуют тринадцати лунным месяцам года и тринадцати неделям в каждом квартале.
-
Четыре масти соотносятся со временами года.
-
Двенадцать карт двора соотносятся с месяцами и знаками зодиака.
Более того, если мы сложим вместе: количество значков масти на нефигурных картах (220) + количество значков масти на картинках (12) + каждую картинку оценим как 10 очков и прибавим (120) + количество карт каждой масти (13) = 365, т.е. число дней в году.
Наконец, если сложить буквы в английских названиях карт (ace, two … king), то в сумме получится 52. То же самое верно для французского и немецкого языка.
Сравнение двенадцати придворных карт в том виде, в каком они изображаются в американских колодах, показывает, что обычно восемь карт двора изображены смотрящими влево, четыре – смотрящими вправо. Короли и валеты держат в левой руке меч или жезл. Каждая королева держит цветок. Бубновый король и червовый валет имеют только один глаз. Бубновый король изображается с боевым топором, а король треф – с мечом, к тому же у него поясе изображается цветок. Червовый король является единственное картой двора, у которого показано четыре руки. В большинстве случае у королей и валетов есть усы.
Книга, написанная в XVI веке Якобом Каммерландером, содержит моральную и духовную интерпретацию каждой карты всех четырёх мастей. Например, червовая пятёрка соответствует пяти книгам Моисея, четвёрка червей соответствует евангелистам, тройка червей – Тройице, а двойка – скрижалям с десятью заповедями.
В XVIII веке была широко известна история про солдата, который был замечен за тем, что приходил в церковь с игральными картами. Одну из версий этой истории мы приводим ниже:
Солдатский календарь, Библия и молитвенник
Солдат по имени Ричард Миддлтон был замечен за тем, что, являясь в церковь на богослужения, вместо того, чтобы доставать служебник, раскладывал перед собой игральные карты. Такое необычное поведение недолго оставалось незамеченным, так что и священник, и сержант, чьим подчинённым был этот солдат, вскоре обратили на него внимание. Тогда сержант приказал солдату убрать карты, но Ричард отказался сделать это, и сержант повёл его к мэру, которому он направил официальную жалобу по поводу кощунственного поведения своего подчинённого.
«Ну что же», — сказал мэр, — «Что ты скажешь в оправдание своим странным поступкам? Если есть что-то, что сможет оправдать тебя, хорошо; если же ты не сможешь оправдаться, я позабочусь о том, чтобы ты был как следует наказан».
Ричард ответил на это так: «Поскольку Ваша честь так милостивы, постараюсь объяснить это. Видите ли, я всего лишь бедный солдат, и у меня нет средств на то, чтобы купить себе служебник. Но для меня это не такая уж большая проблема, поскольку я могу вспомнить порядок мессы не только в служебнике, но и в игральных картах – ведь кары напоминают нам о величие Бога».
Сказав это, Ричард достал свою колоду карт, вытащил из неё туза и продолжил рассказ.
«Видя туза, я вспоминаю, что есть только один Бог, и что в первый день Бог сотворил землю. Единица – обычная мера для каждой вещи, она неделима. Также в нашем мире есть лишь одно существо, наделённое разумом, человек».
«Двойка напоминаем мне о втором дне творения, когда Бог сказал: “Да будет свет!” Она также символизирует Ветхий и Новый Заветы, и таинство венчания. Также, когда Ной спасал животных в своём ковчеге, он взял по паре каждого вида».
«Тройка напоминаем мне о Троице – Отце, Сыне и Святом Духе, а в третий день Бог отделил воды от земли. Тройка является мистическим числом, что видно по тому, что само время тоже тройственно: есть прошлое, настоящее и будущее. В человеке есть мозг, связанный с интеллектуальным миром, сердце, связанное с небесным миром, и [остальное] тело, связанное с миром элементов. Пространство тоже описывается тремя измерениями: длиной, шириной и высотой».
«Четвёрка напоминает о евангелистах – Матвее, Марке, Луке и Иоанне. В четвёртый день Бог сотворил Солнце, Луну и звёзды, которые управляют течением лет, месяцев и дней. Четыре также символизирует прочность и основание; существует четыре стихии, четыре стороны света и четыре времени года».
«Пятёрка напоминает о пяти великих пророках, избранных Богом для наставления древних иудеев, а также о пяти мудрых девах, взявших масло для своих ламп, идя навстречу жениху (Мф. 25). В пятый день Бог сотворил рыб и птиц. Есть пять органов чувств, а пентарамма состоит из пяти букв. Поскольку пять – это середина между единицей и десятью, она также символизирует справедливость».
«Что же касается карты с номером шесть, относительно неё я помню, что Бог сотворил мир за шесть дней, и в день шестой он сотворил животных, обитающих на суше, включая человека, которого он сотворил по своему подобию. Шестёрка также является совершенным числом, так как оно, посредством сложения своей половины, трети и шестой части снова становится собой. Она также символизирует труд в соответствии с волей Бога, сказавшего: “Шесть дней вы должны работать, а на седьмой – отдыхать”».
«В седьмой день Бог отдыхал, и число семь мне также напоминает о Семи Чудесах Света. Семь символизирует жизнь, поскольку для жизни нужно тело, состоящее из четырёх элементов, а именно, духа, плоти, костей и жидкостей, и души, которая состоит из трёх частей: страстей, желаний и разума».
«Восьмёрка напоминает нам о восьми благочестивых людях, избежавших Великого Потопа: Ное, его жене, их старшем сыне Симе, втором сыне – Хаме, третьем – Иафете, и жёнах их сыновей. Восемь также символизирует справедливость и полноту. Если его разделить на два, его части будут равными; если поделить дважды, то части снова окажутся равными и так далее».
«Девять – число муз, покровительствующих наукам и искусствам, а также девять прокажённых, исцелённых нашим Спасителем».
«Десятка соответствует десяти заповедям, данным Моисею Богом на горе Синай на каменных скрижалях. Десять также символизирует завершённость, потому что любое последующие число будет лишь комбинацией чисел от одного до десяти».
Солдат отложил в сторону валета (в данном случае используется слово knave, которое также означает мошенник, обманщик, плут – прим. перев.) и продолжил:
«Когда я вижу королеву, на ум мне приходят Ева и царица Савская, а также Дева, из чрева которой Спаситель пришёл в этот мир. Королева соответствует числу 12, а это число знаков зодиака, число апостолов и колен Израиля, а также двенадцать врат Иерусалима».
«Король напоминает мне о Великом Царе Небес и Земли, а это никто иной как сам Всемогущий Господь, а также об Адаме, и о Соломоне, сыне Давида».
Солдат сделал было паузу, но, видя, что его слушают с интересом, он быстро продолжил:
«Когда я думаю о числе карт в моей колоде, я вижу, что их пятьдесят две, что символизирует пятьдесят две недели в году; из них двенадцать фигурных карт символизируют двенадцать месяцев, а сорок номерованных карт напоминают мне о тех сорока днях и ночах, что провёл Моисей на горе Синай, чтобы получить от Бога священные законы и заповеди для народа Израиля».
«Ну что ж, — сказал мэр, — ты здорово объяснил нам значение всех карт, за исключением одной, которую ты пропустил».
«Что же это за карта?» — спросил солдат.
«Валет (knave)», — ответил мэр.
«Не злитесь, Ваша честь, на меня за это», — сказал в ответ Ричард, — «я лишь приберёг эту карту напоследок».
«И почему же?» — спросил мэр.
«Потому», — ответил солдат, — «что величайший обманщик (knave), которого я знаю – это тот сержант, который притащил меня сюда».
Тогда мэр засмеялся и ответил: «Не знаю уж как насчёт величайшего обманщика, но теперь-то я точно уверен, что он величайший дурак». Тут мэр позвал своих слуг, велел им наградить солдата как следует и сказал, что Ричард был самым умным из людей, которых он когда-либо видел в своей жизни.
1 Названия на русском здесь и далее добавлены переводчиком. – Прим. ред.
2 В действительно прозвище ла Гир («гнев») обычно связывается с личностью соратника Жанны д’Арк, Этьена де Виньоля (?tienne de Vignolles), жившего в 1390-1443 гг. Возможно, здесь имеет место опечатка автора. – Прим. ред.
3 По одной из версий, причина подобного различия состоит в том, что из четырёх первоначальных фигур немецкие колоды утратили даму, а рыцарь и валет превратились в двух валетов — «старшего» (Ober) и «младшего» (Unter). – Прим. ред.