07.07.2014
0

Поделиться

Глава 2. Происхождение карт тароччи

Стюард Каплан

Энциклопедия Таро

Глава 2. Происхождение карт «тароччи

Перевод выполнен в рамках совместного проекта Касталии и FZRW. Сайт проекта
FZRW- http://fzrw.org/»

Происхождение игральных карт – говорим ли мы о двадцати двух Старших Арканах или пятидесяти шести Младших Арканах – остаётся загадочным. Одна из первых колод Младших Арканов – возможно, самая ранняя из сохранившихся – это расписанная вручную немецкая колода «Охота» Штутгарта, которая датируется приблизительно 1420-1430 годами и не содержит Старших Арканов. На картах изображены охотничьи сцены с собаками, оленями, утками и соколами, которые символизируют масти. Самые ранние тароччи Висконти-Сфорца датируются также этим периодом. Ниже приведено несколько популярных теорий, выдвинутых на протяжении последних веков относительно возможного происхождения карт тароччи.

Доисторический человек и устная культура

Прежде чем начать фиксировать историю письменно, человечество создало разнообразные устной культуры и традиции, в которых важное место занимало тонкое знание астрономии и календарного счета. Считается, что древний человек тщательно наблюдал, насколько смещаются звезды за сутки, месяц и год, а также изменяющееся положение планет. Эти астрономические явления было легко отследить и записать в календаре (например, отмечая на растянутом куске шкуры животного, выцарапывая на кости или делая зарубки на ветке дерева). Важные культурные события, в конце концов, отражались в метафорической форме как мифы, легенды и сказки, которые передавались из уст в уста многими поколениями в течение тысячелетий и даже десятков тысячелетий.

Фрагменты этих древних устных традиций уцелели и во времена письменности, сохранившись в виде популярных мифов и верований. Например, дьявол – это рогатая фигура, которая ассоциируется с колдовством и злом, а отшельник – это фигура в капюшоне со свечой в руке, символизирующая зимнее солнцестояние. Обоих этих персонажей легко найти в колоде таро среди Старших Арканов. Время и недостаточное внимание со стороны истолкователей исказили многие образы Старших Арканов. Таким образом, большинство изображений таро в последние пятьсот лет были так популяризированы, что увидеть в них отголоски той самой устной традиции сложно. Буквальное толкование многих ранних мифов стали основой многих суеверий и ритуалов, которые и сейчас используются религиозными группами, братствами, тайными обществами и последователями оккультизма.

Некоторые ученые, включая Артура Корвина, который изучал эту тему с 60–х годов 20 века, рассматривают аллегорический символизм карт таро как графические метафоры, отражающие увлеченность древнего человека вопросом наблюдения за временем. Календарь был важен для древнего человека. Он вел точные записи астрономических изменений, которые происходили ежедневно, ежемесячно или ежегодно. Он наблюдал за равноденствием, за движением звезд и планет и другими повторяющимися событиями. Календарь использовался как средство для выживания: по нему планировали запас еды на зиму, подготовку необходимого убежища, ежедневное общение с другими людьми и вели записи времени, необходимого для вынашивания ребенка.

 

Тот и иероглифические книги египтян

В 1781 году Кур де Жебелен в своём «Первобытном мире» выдвинул теорию о том, что Старшие Арканы составляли Египетскую иероглифическую Книгу Тота, спасённую из руин горящих египетских храмов тысячи лет назад. Книга Тота, также известная как Книга Таро или Книга Золотых Страниц, как утверждают, содержит глубокие познания о мистицизме и всех знаниях о Вселенной, накопленных человеком. Тот был египетским богом свободы, наук и оккультного искусства; также он был писцом и помощником других богов египетского пантеона, и центром его культа являлся Гермополис. В обязанности Тота входило измерение времени и предсказание будущего. Кроме того, ему приписывают изобретение чисел и священной письменности. В древности он всегда изображался с телом человека и головой и шеей ибиса, священной птицы, похожей на цаплю или журавля, чей шаг, согласно народному поверью, составлял локоть — единицу измерения, используемую в строительстве храмов. В соответствии с мифологическими поверьями, Тот всегда изображался с письменными принадлежностями, дощечкой для письма и пальмовой ветвью.

 

       

Рисунок: Кур де Жебелен и его книга «Первобытный мир»

 

Греки называли Тота Гермесом Трисмегистом, и приписываемые ему священные труды были названы «герметическими». Гермес был греческим богом торговли, изобретательности, хитрости и воровства; он тоже был посланником богов и проводником душ в загробный мир. Имя Гермес Трисмегист означает Трижды Великий Гермес, и связано это с тем, что ему приписывается авторство работ по алхимии, астрологии и магии.

Кур де Жебелен писал в «Первобытном мире»:

Представьте себе удивление, вызванное обнаружением египетской книги, если бы мы узнали, что это творение древних египтян всё ещё существует в наше время – да, это одна из книг, спасённая из пламени, которое уничтожило их превосходные библиотеки – и что оно содержит в себе их чистые верования относительно важнейших вопросов. Без сомнения, каждый страстно желал бы знать о столь драгоценной и выдающейся книге, которая уже находится в общем пользовании в значительной части Европы и была в руках у каждого на протяжении нескольких веков. Разве не было бы достойным удивления наше утверждение о том, что на самом деле мы и не подозревали о египетском происхождении этой книги, она была у нас в руках — и всё же мы ей не обладали, поскольку никто из нас так и не попытался расшифровать ни странички из этой книги и приоткрыть завесу тайны в поисках плодов её несравненной мудрости.

Египетская книга существует. Это всё, что осталось от их превосходных библиотек. Более того, она настолько широко распространена, что ни один ученый не снизошел до того, чтобы обратить на неё внимание, так как никто до нас никогда не подозревал о её прославленном происхождении. Эта книга состоит из семидесяти семи, точнее, семидесяти восьми листов или изображений, разделённых на пять типов, каждый из которых связан с вещами различными, но неизменно занимательными и поучительными. Однако довольно уже предисловий, скажем прямо: эта книга — игра таро, незнакомая в Париже, но хорошо известная в Италии, Германии и даже в Провансе. Эта игра причудлива, поскольку в ней используется большое количество карт с различными иллюстрациями.

Кур де Жебелен скончался в Париже 10 мая 1784 г. В 1799 г. во время похода Наполеона в Египет был найден Розеттский камень, давший ключ к пониманию языка Древнего Египта. Благодаря этому камню французский учёный Жан Франсуа Шампольон в 1822 г. решил проблему прочтения египетских иероглифов.

Египетские иероглифические рисунки

Поль Кристиан, писавший в конце девятнадцатого века, истолковал двадцать два Старших Аркана как иероглифические изображения. Первоначально эти рисунки были вывешены на колоннах в галерее Древнего Египта, которую неофит должен был посетить во время инициации. На каждой стороне было размещено по одиннадцать символических изображений, формировавших пары таким образом, что последняя картина была напротив первой, предпоследняя напротив второй и т.д. в следующей последовательности:

0

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Эти картины подробно объяснялись посвящённому, так чтобы он мог понять и выучить все принципы и правила мудрости.

Табличка Бембо

Афанасий Кирхер, в своей книге «Эдип Египетский», опубликованной в Риме в 1652-1654, описал Mensa Isiaсa, также известную как Табличка Изиды и Табличка Бембо (TheBembineTablet). Так её называли потому, что она была открыта кардиналом Бембо, историографом Республики Венеция, работавшим библиотекарем собора Св. Марка вплоть до своей смерти в 1547. Труд Кирхера содержал в себе информацию о таблице, но более детально разработанная таблица появилась в 1669 в книге Лаврентия Пигнориуса «Mensa Isiaca». Оригинальная бронзовая таблица, которая ныне утеряна, была разделена на три равных горизонтальных сегмента. Верхняя часть содержала 12 небесных домов, разделенных на четыре сезона года, знаки зодиака, мировых правителей; Элифас Леви в своей книге «Учение и Ритуал Высшей Магии» добавил в описываемую часть таблицы священное имя из четырех букв, Тетраграмматон. Нижняя часть таблицы показывала распределение работ или рабочие периоды на протяжении года. Центральная секция разделена на семь частей и, по общему мнению, содержит двадцать один священный знак алфавита Тота, который сформировал первоначальные символы таро. В центре таблицы изображён большой трон с сидящей женской фигурой, представляющей Изиду. Орнаментированные поля, окружающие три сегмента Таблички Бембо, содержит различные символы, включающие людей, птиц, рептилий, животных, змей, композитные формы, цветы, кубки и скипетры. Таблица Изиды могла быть столом или алтарем, ее эмблемы – частью тайн, скрытых в великих Египетских храмах, которые открывались священниками неофитам, пришедшим для посвящения в тайны жреческой касты. Многочисленные толкования Таблички Бембо были выдвинуты такими писателями как Элифас Леви, У. Уинн Уэсткотт и Мэнли П. Холл, который сделал важный вклад в изучении данного предмета.

Бог, человек и вселенная

В 1913 году в Санкт-Петербурге П. Д. Успенский структурировал колоду таро, представив её как изображение Бога и вселенной. Успенский разложил двадцать одну карту Старшего Аркана в форме треугольника, по семь карт с каждой стороны, где точкой в центре треугольника являлся нулевой аркан. Вокруг треугольника он сформировал квадрат из пятидесяти шести Младших Арканов, по четырнадцать на каждую сторону квадрата. Теория Успенского о таро была представлена диаграммой с точкой по центру, треугольником и квадратом.

Тем самым, многоаспектное представление таро синтезировало взаимосвязь между миром идей, сознанием человека и физическим миром. Треугольник представлял Бога (а также Троицу) в мире идей, центральной точкой являлась человеческая душа, а четыре стороны квадрата представляли видимый физический мир или мир проявленный. Очевидно, что такого рода идея не могла возникнуть у невежественных людей, и по этой причине Успенский сделал вывод, что система таро несёт в себе глубокий смысл и имеет древние корни.

Мистическое число 7

В 1814 году Антонио Драгони предположил, что двадцать два Старших Аркана (исключая Дурака) изображают учение Древнего Египта об идеальном числе три и мистическом числе 7, как утверждают, это учение весьма уважал Пифагор. Если не считать Дурака, в колоде таро останется семьдесят семь карт, или 11 раз по 7. Эти семьдесят семь карт далее разделяются на два класса: двадцать одна символическая карта (3 раза по 7) и пятьдесят шесть Младших Арканов (8 раз по 7). Возможно, число 7 приобрело необычайно большую важность во времена, когда начала формироваться наука астрологии, и связывалось древними с семью известными планетами: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном и Солнцем с Луной. Кроме того, таро содержат три класса изображений, которые символизируют три первых века: Золотой век, Серебряный и Бронзовый.

Тора

Некоторые исследователи увлечены сходством между еврейским словом «Torah» (Тора) и словом «tarot» (Таро). Последнее, если его прочитать, подобно слову на иврите, справа налево, из tarot превращается tora. Несомненно, Старшие Арканы многими рассматриваются как целостный синтез всех знаний и опыта человечества, и точно так же многими рассматривается и Тора.

Еврейский алфавит

Не следует упускать и согласованность между двадцатью двумя буквами еврейского алфавита и двадцатью двумя Старшими Арканами таро. Многие исследователи оккультизма (например, Элифас Леви, Папюс, Освальд Вирт и Артур Эдвард Уэйт), приписывали каждому Старшему Аркану определённую букву иврита.

Алеф обычно обозначала Дурака или Мага, в зависимости от того, какую карту истолкователь рассматривал как первую в последовательности Старших Арканов. Интересны размышления о возможном происхождении двадцати двух карт Старших Арканов от древних алфавитов, как показано в таблице.

 

Каббала и Древо Жизни

Двадцать два пути, соединяющие десять сефирот в каббалистическом Древе Жизни, часто связывают с двадцатью двумя Старшими Арканами таро. Каббала — еврейская система теософии, посвященная мистическому представлению Бога, она учит, что творение было завершено посредством эманаций, а также обучает тауматургии. Одна из версий происхождения Каббалы утверждает, что впервые Каббале сам Бог обучил избранную группу ангелов, которые в Раю сформировали теософскую школу. Другая версия оспаривает это утверждение. Согласно этой версии, Каббала была передана Богом Моисею во время его сорокадневного пребывания на горе Синай. Моисей, как считается, посвятил семьдесят старейшин в секреты этого учения, и они передавали его устно из поколения в поколение. Считается, что Давид и Соломон было глубоко посвященными в Каббалу, и секреты Каббалы никогда не записывались, вплоть до появления сочинений рабби Симон Бен Йохайа, собранных в Зохар, или Книгу Сияния.

Слово «Каббала» означает «учения, полученные из традиции». В древнееврейской литературе «Каббала» означает всю совокупность религиозных писаний, за исключением Пятикнижия.

Главным источником, использованным для создания Каббалы, является Сефер Йецира, или Книга Творения, которая представляет собой сборник сведений о средневековой мистике и науке, которая и стала известна как Каббализм во время раннего Средневековья. Каббала имеет дело с природой Бога и его божественными эманациями. Бог в Каббале называется Эйн Соф, и он наполняет и содержит в себе Вселенную. Для доказательства своего существования Божество должно было стать активным и творческим, и этого оно достигло посредством десяти Сефирот, которые исходят от него, как лучи от светила. Первая Сефира, или эманация, – это желание проявиться, и она содержит девять других сефирот, которые вытекают одна из другой: вторая из первой, третья из второй и так далее. Они известны под следующими именами: (1) Корона или Перводвигатель (Primum Mobile); (2) Мудрость; (3) Интеллект и Понимание, (4) Доброта, Любовь и Милосердие, (5) Сила, Суровость и Справедливость, (6) Красота, (7) Сила, Устойчивость или Победа, (8) Великолепие, (9) Основа, и (10) Царство. Из пересечения пар Сефирот формируются другие эманации: из Мудрости и Разума исходит Доброта, от Доброты и Силы приходит Красота. Фундаментальные десять Сефирот показывают последовательное развитие мира из ничего в десять последовательно связанных эманаций: каждая нижняя Сефира развивается из предыдущей, и находящаяся выше Сефира содержит все силы Сефирот под ней.

Сефирот также являются символом первого человека и небесного человека; земной человек является лишь их тенью. Они образуют три триады, которые, соответственно, представляют интеллектуальные, моральные и физические качества: во-первых, Мудрость, Интеллект и Корона; второй, Доброта и Любовь, Сила, Справедливость и Красота; третий, Сила (или Стойкость), Великолепие и Основа. Все окружено и связано Царством, десятой Сефирой. Каждая из этих триад символизирует часть человеческого тела: первая – голову, вторая – руки, третья – ноги. Хотя эти Сефирот и являются различными эманациями Бога, они представляют лишь различные аспекты Единого Существа.

Таким образом, тридцать два пути тайной мудрости Каббалы делятся на две группы: фундаментальные десять Сефирот  и двадцать два пути. Двадцать два истинных пути, которые соединяют десять Сефирот, предположительно совпадают с двадцатью двумя Старшими Арканами колоды карт таро.


 

Рисунок: Старшие Арканы Таро на Древе Сфирот

Рисунок: Соответствия букв иврита и арканов таро согласно различным авторам. Здесь толкования Леви, Папюса и Вирта сравниваются с толкованиями Уэйта (в русскоязычной литературе можно встретить наименование «французская школа» применительно к первым и «английская школа» применительно ко вторым – прим. ред.).

 

Тетраграмматон и Иегова

Папюс, писавший в 1889 году, полагал, что колода таро возникла на основе теософской доктрины, основанной на Тетраграмматоне, четырех еврейских буквах Йод-Хе-Вау-Хe (Yod-He-Vau-He). Буквы также часто транслитерируются как YHWH, JHVH или IHVH и произносятся Яхве или Иегова, невыразимое имя Бога. Некоторые оккультисты считают, что четыре буквы Тетраграмматона управляют четырьмя мастями (Yod); четырьмя картами Двора (He); сорока нефигурными картами (картами достоинством от двойки до десятки), разделенными на десять наборов из четырех карт каждый (Vau); и двадцатью двумя Старшими Арканами, разделенными на три группы из семи карт плюс Дурак (Hе). Алистер Кроули в Таро Тота систематизировал и символически изобразил придворные карты так, что король указывал на быстрое действие Йод, королева – на cтойкую силу Хе, принц (заменяет рыцаря) – на Вау, а принцесса (паж) – на последнее Хе священного имени.

Таблица Кебета

Мэнли П. Холл в «Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», говорит о том, что одним из возможных вариантов происхождения карт Таро может быть таинственная Таблица Кебета, созданная древнегреческим философом, которая, как считается, оформлена иероглифическими изображениями, описывающими весь ход человеческой жизни. Мириады человеческих созданий показаны восходящими на большую гору в поисках цели всех человеческих устремлений – истинного счастья.

 Вишну

Некоторые авторы считают, что ранние карты связаны с образом индийского божества Вишну, хранителя мира и одного из трех великих Богов индуизма; два других – Брахма, создатель мира, и Шива, его разрушитель. Вишну в индийском искусстве изображается с четырьмя руками, держащим четыре предмета – лотос, булаву, раковину и диск – которые иногда связывают с четырьмя мастями. Кроме того, Вишну, согласно традиции, является миру в десяти воплощениях, девять из которых уже были в прошлом, а одно, Калки, Белая Лошадь, будет в будущем. Эти десять воплощений соответствуют численно десяти сефирот Древа Жизни, а также десяти нефигурным картам каждой масти. Ранние индийские игральные карты содержат либо восемь, либо десять мастей в наборе, и каждая масть включает в себя двенадцать карт, состоящих из цифр от 1 до 10 плюс две фигурных карты. Знаковые масти десятимастной колоды похожи на десять воплощений, или аватаров, Вишну.

ИНКАРНАЦИЯ

ИМЯ

СИМВОЛ МАСТИ

Первая

Матсья

Рыбы

Вторая

Курма

Черепахи

Третья

Вараха

Вепри

Четвёртая

Нарасимха

Львы

Пятая

Вамана

Карлики или Кувшины

Шестая

Парашурама

Топоры

Седьмая

Рама

Стрелы

Восьмая

Кришна

Коровы

Девятая

Гаутама Будда

Раковины

Десятая

Калки

Мечи или Лошади

Мишель Констант Лебер, писавший около 1842, верил, что некоторые из карт Старших Арканов были выведены из ранних восточных идолов и символов, которые впоследствии изменились под влиянием христианского вероучения. Таким образом, Вишну, индийское божество, стал Le Pape, главой католической церкви; La Maison de Dieu (Башня) заменила восточную пагоду; а укутанный в плащ L’ermite (Отшельник) произошел от мусульманского дервиша.

Ардханари

Одно из андрогинных индийских божеств индуизма известно как Ардханари. Одна его половина – бог Шива, а другая – его жена, имеющая множество имен. Это составное божество имеет четыре руки: Шива держит в руках чашу или барабан (damaru) и жезл или трезубец, а позади него сидит бык; его жена держит меч и кольцо или щит, а позади нее к земле припал тигр. Таким образом, четыре предмета, которые держит Ардханари, похожи на четыре масти игральных карт. В индуистской мифологии жена или «шакти» Шивы также известна как Бхаирави – грозная, как Амбика – прародительница, как Сати – идеальная жена, как Гаури – блистающая, и как десятирукая Дурга – неприступная.

Чатуранга и шахматы

Индийская игра чатуранга, или «четыре короля» (появившаяся примерно в V или VI в. до н.э.) – ранняя версия шахмат. Вместо современных «королевы» (т.е. ферзя, англ. queen) и «епископа» (англ. bishop, в русской версии – слон или офицер) изначальная игра включала «визиря» и «слона». Некоторые исследователи предполагают, что игральные карты – это упрощенная версия шахмат. Возможно, ими пользовались игроки, у которых не было богато украшенных шахматных фигур, и вместо них они упрощенно изображали различные фигуры на маленьких плоских поверхностях. Нельзя отрицать поразительного сходства игральных карт с некоторыми шахматными фигурами. Карты двора, носящие те же имена, похожи на короля и рыцаря, нефигурные карты схожи с шахматными пешками. Тем не менее, между картами и шахматами есть как сходства, так и различия: игрок в шахматы контролирует шесть фигур, представляющих королевский двор, и восемь пешек, а в карточной масти есть лишь три или четыре фигурных карты и десять номерных. Во время шахматной партии положение и количество фигур полностью известно, и игра строится главным образом на стратегии; во время игры в карты многое зависит от случайности, а то, какие у игрока карты, сохраняется в секрете.

Символизм шахмат, описанный в 1928 г. Мэйнли П. Холлом, следующий: белый король – это Ормузд, а его соратники, или свита, представляют Самость; черный король – это Ариман, и его свита символизирует Не-Самость и ложное Эго. Короли представляют дух, королевы – ум, слоны – эмоции, рыцари – жизненность, а башни (ладьи) – физическое тело. Пешки – это сенсорные импульсы и способности восприятия. Король, духовное существо, не может капитулировать, но проигрывает битву, будучи окруженным так, что побег невозможен. Таким образом, древний символизм шахматных фигур мог полностью или частично перейти в колоду таро.

Чахар-Тай

Вильям Эндрю Чатто в сочинении 1848 года отметил, что индийское слово «чахар» (chahar) или «чатур» (chatur), передаваемой в английском написании как «chartah», обозначает цифру четыре, и, очевидно, входит в состав индуистского названия шахмат «Чатуранга» (Chaturanga). Чатто считал, что и шахматы, и карты, вероятно, были изобретены в Индии, и потому слова «чахар» или «чатур» могли послужить источником для возникновения слова «карты» (cards). Распространенное название для карт в Индии – «тай» (taj) или «тас» (tas) – может обозначать диадему или корону, указывая на королевскую власть. Таким образом, составное название карт может читаться как «чахар-тай» (chahar-taj) или «чахар-тас» (chahar-tas), указывая на «четырех королей», раннее название шахмат, что почти полностью идентично по звучанию латинскому «чарте» (chartae) или «чартас» (chartas). Чатто также попытался показать, как название карт изменилось по пути из Индостана через другие страны в Европу: санскритское название шахмат «сатуранга» (chaturanga) трансформировалось в персидское «чатранг» (chatrang), арабское «шатранйи» (shatranj), греческое «затрикион» (zatrikion), французское «аджедрез» (ajedres), итальянское «скаччи» (scacchi), французское «эчекс» (echecs) и английское «чесс» (chess).

Индостан и сарацины

Сэмюэль Веллер Сингер в сочинении 1816 г. предположил, что карты были изобретены в Индостане, возможно, как продолжение или видоизменение шахмат, и что постепенно Европу с игральными картами познакомили сарацины. Согласно Сингеру, сарацины, стремительно распространившие свое влияние на Азию и Африку, предприняли попытку пересечь море уже в семнадцатом веке. В 652 году они вторглись на Сицилию, которую полностью завоевали в 832 году. К 710 году они уже были в Испании, а около 731 вторглись через Лангедок во Франции вплоть до Арле. Сарацины продолжили вторжение от Сицилии до Калабрии, а несколькими годами позже – до Рима и Тоскани. Они удерживали различные части Италии вплоть до десятого века, и их сила была столь велика, что Папа и другие итальянские правители использовали их помощь для войн друг против друга. В начале десятого века часть сарацин укрепилась на границе с Пьемонтом (область на северо-западе Италии) и проникла вглубь континента до Альп и Вале (кантон Швейцарии). Приблизительно до середины десятого века безопасность от их набегов «покупалась» предоставлением им прохода по горным дорогам страны. Долгое пребывание сарацин в ближайших окрестностях Италии, Испании и Франции предоставляло жителям этих мест возможности познакомиться с литературой, искусством, обычаями и развлечениями сарацин. Сингер в своем труде сделал вывод, что европейская нация могла получить игральные карты от этих восточных захватчиков, которые в те время, по сравнению с жителями Европы, были просвещенными людьми.

Символизм доколумбовой Америки

Сохранилось много рукописных книг, созданных индейцами Мексики и Центральной Америки в века до испанской конкисты. Некоторые исследователи считают, что изображения, имеющиеся в этих книгах, имеют некоторые сходства со Старшими и Младшими арканами карт таро. Тоналаматл, или «Книга дней», названная Торквемадой «книгой везения или судьбы» и «книгой плохих и хороших дней», использовалась жрецами ацтеков, чтобы обнаруживать события, имеющие пророческое значение. Аналогичная книга у майя называлась Тзолкин и служила той же цели – предсказанию будущего. Восточное влияние, заметное в искусстве доколумбовой Америки, заставляет предположить древнюю связь с Востоком. В недавно выпущенной колоде таро, разработанной Питером Балином в 1972 году и основанной на символизме доколумбовой Америки, были использованы глифы из Тикаля.

Кости

Одним из нескольких популярных предметов для игр в Европе конца четырнадцатого столетия были кости. Численные вероятности от одного на одной кости до двенадцати или двух шестерок на паре костей заставляют предположить, что номерные или нефигурные карты, пронумерованные от одного до десяти и как минимум две из карт двора – вместе двенадцать карт – могли произойти от костей, а позже были доработаны, превратившись в несколько наборов, или мастей, с добавлением третьей карты двора.

Китайское домино

Считается, что китайское домино изначально использовалось для гаданий, оно размечено так же, как и кости, от которых оно, очевидно, произошло. В китайском домино двадцать одна фишка, отражающая комбинации двух костей. Одиннадцать из этих фишек двойные, таким образом, общая сумма очков в наборе — тридцать два. Некоторые исследователи полагают, что игральные карты произошли от костей, с переходной формой в виде китайского деревянного домино.

Корейская стрела

Корейская колода с восемью мастями, известная как Хтоу-Тьен (Htou-Tjyen), состоит из восьмидесяти карт. Эти карты представляют собой ленты из промасленной бумаги длинной в 8 дюймов (200 мм) и шириной в 0,25 дюйма (6,35 мм).[1] На рубашке карт изображается стилизованное оперение стрелы, на лицевой – стилизованные древки стрел с обозначениями мастей, которые сохранили тот же символизм, что и корейский колчан и стрелы, от которых они произошли. Таким образом, есть некоторые подтверждения того, что эти карты произошли от корейских гадательных стрел.

Рисунок: Рубашка карт Хтоу-Тьен[2]

Наиби

Корень слова «naibi», возможно раннего арабского или индийского названия игральных карт, схож со словом «naipes», современным испанским словом, обозначающим карты. Некоторые ранние авторы предположили, что оба этих слова связаны с аналогичными еврейскими и арабскими словами «nabi», «naba» и «nabaa», выражающими идею пророчества, и, таким образом, эти восточные слова могли произойти от существовавшего в Испании названия карт. Ян Боуэнс предположил, что само слово «naipes» могло произойти от арабского «na’ib», обозначающего лейтенанта (намек на связь с валетом-рыцарем), таким образом, существует вероятность того, что испанское название карт происходит от одного из названий ранних карт мамлюков. Тем не менее, нет арабских манускриптов, использующих слово «na’ib» как обозначение игральных карт. Кроме того, хорошо известно, что карты, как и прочие азартные игры, были запрещены Кораном. Здесь также стоит отметить, что в «Словаре Испанской королевской академии[3]» 1734 года слово «naipes» обозначено как производное от инициалов N. P., обозначающих имя предполагаемого изобретателя игральных карт – Nicolas Pepin.

Мат и пагад

Согласно Куру де Жебелену, французское слово «mat» (в итальянском matto) происходит от восточного слова «mat», которое обычно используется для обозначения Аркана Дурак (Le Mat), первой и ненумерованной карты Старших Арканов. Pagad, или волшебник, происходит от pag (правитель, мастер или господин) и dag (удача, фортуна). Использование этих восточных слов дало возможность Жебелену и остальным исследователям допустить вероятность восточного происхождения карт таро.

Сеун-хо

Уильям Эндрю Чатто указал, что в Китайском словаре, озаглавленном Сhing-tsze-tung, составленном Эулкоунгом и впервые опубликованном в 1678, говорится, что карты были изобретены в Китае во время правления Сеун-хо в 1120 для развлечения его многочисленных конкубин (младших жен, наложниц). Впоследствии игральные карты широко распространились во время царствования Као-тсунга, который взошел на трон в 1131.

Чад

Рудольф фон Лейден упоминал раннюю индийскую карточную игру, называемую Чад, которая детально описана в Шри Татва Нидхи. Там упомянуто тринадцать вариантов игры, каждый вариант назывался религиозным или мифологическим именем, такими как Чамундесвари, Панч Пандава и Нава Граха. Число мастей варьировалось от 4 до 18, а количество карт каждой масти – от 9 до 18. Помимо них в колодах использовались «свободные карты», так что число карт в одной колоде доходило, в зависимости от варианта игры, до 320. Фон Лейден предположил, что «свободные карты» могут соответствовать Старшим Арканам. Но, вероятно, игры, носящие название «Чад», были изобретены в Майсуре около 1800 года, и, таким образом, к моменту их появления прошло уже несколько веков после возникновения первых известных колод таро.

Джотто (ок. 1266 — 1337)

Выдающийся живописец эпохи раннего Ренессанса, Джотто ди Бордоне, прославился благодаря своим фрескам. Рональд Декер, американский историк искусства, специализирующийся на истории искусства времён Ренессанса, предположил, что фрески Джотто, выставленные в капелле Арена в Падуе, на которых изображены сцены с участием добродетелей, пороков и других персонажей, намекают на некоторые из Старших Арканов.

Гвельфы и гибеллины

В Италии, в XIII – нач. XIV века происходили жестокие междоусобицы между двумя враждующими группировками. Гвельфы поддерживали Папу и были в оппозиции к императору Германии[4], а гибеллины сохраняли лояльность императорской власти. Некоторые итальянские писатели полагают, что изобретение игры «тароччи» произошло во времена борьбы между гвельфами и гибеллинами; также они предположили, что фигуры в колоде таро соотносятся с событиями и известными личностями Италии времён этих междоусобиц.

Вальденсы

Некоторые авторы предполагают, что вальденсы, сторонники средневековой христианской секты, могли быть создателями козырей таро. Возможно именно они совместили в одной колоде две разновидности карт, Старшие и Младшие Арканы, создав, таким образом, основу для игры тароччи. Секта вальденсов была названа в честь Питера Вальдо, богатого Лионского купца, который начал помогать бедным в 1170 году. Священнослужители Вальденсов, широко известные как barbe, путешествовали по всей Италии в поисках новообращенных и активно использовали аллегорические иллюстрации в своих наставлениях.

«Триумфы» Петрарки

Гертруда Мокли, написавшая в 1966 г. «Карты таро работы Бонифацио Бембо для семьи Висконти-Сфорца», полагает, что ранние колоды «тароччи» и «минчиате» возникли под влиянием знаменитой поэмы четырнадцатого века «Триумфы», автором которой является Петрарка. Поэма описывает шесть триумфов. Первый из них – Купидон, торжествующий над богами и людьми. Он часто изображается разъезжающим в великолепной колеснице, запряжённой белыми лошадьми, и нацелившим дротики или стрелы в своих несчастных пленников. Целомудрие, прославляющее отказ Лауры от любви Петрарки, предстаёт фигурой в серебристых одеждах. Она разъезжает на колеснице, запряжённой единорогами, и держит флаг, на котором изображён горностай. Третий триумф – это Смерть, представленная в форме скелета в колеснице с чёрными быками. Слава едет в колеснице, запряжённой слонами, и играет на трубе. Время изображено опирающимся на костыль стариком с песочными часами в руках; колесницу его везут олени. Последний триумф, Вечность, что соединяет Петрарку и Лауру в вечном блаженстве, показана в виде святой Троицы, что возвышается над колесницей, запряжённой четырьмя существами: человек, орёл, лев и бык. Эти существа являются символами четырёх Евангелий Нового Завета. Те же самые символы появляются в четырёх углах карты Мир стандартных Старших Арканов.

Рисунок: Купидон из знаменитой поэмы Петрарки «Триумфы»

Цыгане, богемцы, цынгари

Название «цыган» (англ. gypsy) представляет собой сокращение от «египтянин» (англ. Egyptian) и является отсылкой к территории «Малого Египта», области на Ближнем Востоке в Азии. Сами себя цыгане называют «рома». Небольшие кочующие группы цыган, богемцы или цынгари, также могли принести карты в Европу в конце четырнадцатого века или в начале пятнадцатого, когда большие их группы были изгнаны из Индии Тамерланом, мусульманским правителем, завоевавшим большую часть центральной Азии. Тем не менее, появление карт в Европе, судя по всему, предшествует миграции цыган, которые, возможно, популяризировали карты в качестве средства прорицания.

Жакмен Грингонье

В гроссбухе Карла Попарта, казначея французского короля Карла VI, сохранилась запись, согласно которой в 1392 г. Жакмену Грингонье (Jacquemin Gringonneur) были уплачены пятьдесят шесть су за рисование трёх позолоченных колод карт, предназначенных для развлечения короля. Семнадцать карт из так называемого «Таро Григонье» без надписей, букв или чисел сегодня хранятся в архивах Национальной Библиотеки Франции. Однако существует также мнение, что эти карты, возможно, были изготовлены в Венеции в пятнадцатом веке, а три позолоченные колоды утеряны.

Геральдические лилии

Тот факт, что геральдические лилии присутствуют на некоторых придворных картах, иногда наводит людей на мысль о том, что карты были изобретены во Франции. Однако это предположение выглядит необоснованным, так как те же самые геральдические символы в виде стилизованного трёхлепесткового ириса присутствуют на римских старинных украшениях, на скипетрах и коронах западных правителей эпохи Средневековья и на тех же атрибутах королей Кастилии и Англии до нормандского завоевания Англии.

Изображения четырнадцатого века

Согласно Роджеру Тилли, карты Старших Арканов содержат свидетельство тому, что Старшие Арканы не могли быть изготовлены в Европе ранее четырнадцатого века. В доказательство этого тезиса Тилли ссылается на головной убор Императора, на молодого человека с карты Влюблённые, одетого в дуплет и чулки, получившие распространение лишь около 1335 г., на корону Папы с её третьей частью, впервые добавленной в 1315 или 1316 г., и на возничего в металлическом нагруднике с оплечьями, которые вошли в моду в пятнадцатом веке как декоративный элемент. Они были непрактичны в бою, потому что меч противника застревал в оплечьях чаще, чем соскальзывал с них.

Formschneiders и Briefmahlers, Briefes и Karten

Барон Хайнекен в своих трудах в 1771 году приписывает немцам изобретение первых печатных карт из деревянных блоков, основываясь на том, что первые гравёры по дереву в Европе были немецкими изготовителями карт. Те, кто вырезали деревянные блоки, назывались формшнайдерами (нем. Formschneiders) – «вырезателями блоков»; художники, которые украшали миниатюрами блоки, назывались брифмалеры (нем. Briefmahlers[5]) – «рисователи карт». Производство так называемых печатных карт в конце концов привело, согласно Хайнекену, к широкому распространению библейских и религиозных миниатюр на деревянных блоках. Однако кажется более вероятным, что оттиски на деревянных блоках изначально предназначались для религиозных мотивов, и только во вторую очередь для игры в карты. Ранние игральные карты в Ульме называли «брифы» (Briefes), что значит «письма», «бумаги»; впоследствии они стали известны как «карты» (Karten), возможно, после того, как было налажено фабричное их производство для экспорта в Италию.

Река Таро и деревня Таро

Сильвия Манн в своей работе «Собирая игральные карты» выдвигает теорию о том, что карты таро были либо изобретены, либо популяризованы в долине реки Таро, притоке реки По на севере центральной части Италии, которая протекает недалеко от мест, в которых существовали некоторые из самых ранних итальянских карт «тароччи». В качестве альтернативы сторонники гипотезы восточного происхождения таро ссылаются на деревню Таро, расположенную в горах Нага на севере Бирмы[6] и на озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета.

Карнавал и процессии

Гертруда Мокли, написавшая в 1966 г. «Карты таро работы Бонифацио Бембо для семьи Висконти-Сфорца», предполагает, что карты Висконти-Сфорца для игры в «тароччи» из Милана середины пятнадцатого века были художественным изображением популярных торжеств, в которых процессию возглавлял Багатино, Король Карнавала, и которая замыкалась Дураком. Эти процессии служили символом завершения карнавальных увеселений и предшествовали периоду Великого Поста.

Розенкрейцеры, тамплиеры и масоны

Слово «розенкрейцер» происходит либо от имени легендарного основателя розенкрейцеров, Христиана Розенкрейца, либо от латинскихслов «rosa» (роза) и «crux» (крест). Символом ордена является крест с красной розой в центре. Некоторые верят, что карты таро содержат в себе всеобъемлющее знание о мире, которое также сохранено в священной символической книге розенкрейцерского движения, а также в других тайных сообществах, таких как тамплиеры и масоны. Розенкрейцеры, также известные как Древний Мистический Орден Розы и Креста, изучают тайны и научные законы мира, а также применение эзотерической религиозной доктрины в современной жизни. Орден, возникший в конце шестнадцатого века, по преданию ведёт своё происхождение из Египта, когда ок. 1500 г. до н.э. фараоны сформировали общество мыслителей и учёных. Есть мнение, что Старшие Арканы таро использовались в начале прошлого века в церемониях розенкрейцерской организации, известной как Орден Золотой Зари. Тамплиеры, или Орден Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона, изначально были военным орденом, основанным бургундцем Гуго де Пейном и французским рыцарем Годфри де Сэйнт-Омером в 1119 г. для защиты пилигримов, направляющихся в Святую Землю. Со временем организация впала в немилость со стороны как церкви, так и правящей знати, что привело к порицанию тамплиеров, уничтожению ордена и рассредоточению его остатков в виде тайных фракций. Масоны были членами средневековой гильдии вольных каменщиков, сохранявшей древние практики и ритуалы.

Оккультное возрождение

Любое изложение происхождения и развития карт таро будет неполным без упоминания о французском оккультном возрождении, которое распространилось в XIX в. и на другие страны Запада. Оно не только позволило картам таро занять свою нишу в качестве магической системы, но и распространилось, к концу девятнадцатого века, на Англию, где повлияло на развитие таро в двадцатом веке. Кур де Жебелен в 1781 г. в Париже выдвинул свою теорию касательно того, что таро были оккультной методикой египетского происхождения. После его смерти в 1787 г. его теории были изложены восприимчивой к оккультным идеям публике Альеттэ, французским изготовителем париков, который предпочитал писать своё имя задом наперёд – «Эттейла».

Возрождение таро пришлось во Франции на то время, когда могущество монархии шло на убыль. В атмосфере революции и перемен тайные общества завоевали всеобщую благосклонность. В 1813 г. Антуаном Фабром д’Оливье была издана работа «Vers dor?s de Pythagore» («Золотые стихи Пифагора»), в которой целенаправленно пропагандируется разновидность древнееврейского оккультизма. За ней в 1816 г. последовала «La Langue h?braique restitu?e» («Восстановленный древнееврейский язык»). В 1823 г. этот автор под псевдонимом Ленен опубликовал «La science cabalistique ou l’art de conna?tre les bons g?nies» («Каббалистическую науку, или способ узнавания добрых духов, влияющих на судьбу человека»), содержащую пояснения касательно Тетраграмматона, четырёх букв священного имени Бога. Двухтомный исторический анализ магии, посвящений и смежных темам, озаглавленный «Des sciences occultes, ou essai sur la magie, les prodiges et les miracles» («Оккультные науки, или эссе о магии и чудесах»), был опубликован в 1829 г. Эзебом Сальвертом. Эти издания, как и многие другие, помогли насытить растущий интерес ко всему оккультному.

В 1856 г. Элифас Леви опубликовал «Dogme et Rituel de la Haute Magie» («Учение и ритуал высшей магии»). Леви, чьё настоящее имя было Альфонс-Луи Констан, стал первым писателем, установившим соответствие между 22 картами Старших Арканов и 22 буквами еврейского алфавита. Он также установил соответствие четырёх мастей в колоде с Тетраграмматоном, четырьмя еврейскими буквами Йод-Хе-Вау-Хе, которые обычно транслитерируют как YHWH или JHVH (Яхве или Иегова) и используют в качестве заменителя невыразимого имени Бога.

Кристофер Макинтош в 1972 г. написал книгу «Элифас Леви и французское оккультное возрождение», в которой описал встречу, произошедшую в Париже в 1861 г. между Леви и англичанином по имени Кеннет Маккензи, членом английского Общества Розенкрейцеров. Леви предположительно показал Маккензи маленький томик, содержащий иллюстрации двадцати двух Старших Арканов, которые Леви нарисовал собственноручно. Хотя он намеревался со временем напечатать свою собственную колоду, рисунки так никогда и не были выпущены в полном объёме. После того, как Леви умер в 1875 г. в возрасти шестидесяти пяти лет, его многочисленные последователи с энтузиазмом продолжили разработку его теорий касательно магии и соотношения таро с Каббалой.

Рисунок: Элифас Леви

Поль Кристиан, чьё настоящее имя было Жан-Батист Питуа, был учеником Леви. Он занимал должность в библиотеке при министерстве народного просвещения Франции, что обеспечивало ему доступ ко многим редким книгам и манускриптам, содержащим сведения о магии и оккультизме. Кристиан разработал систему таро, основанную на египетском происхождении таро и включающую каббалистическую астрологию. Самые известные его работы – «L’Homme rouge des Tuileries» («Красный человек из Тюильри»), опубликованная в 1863 г., и «Historie de la Magie» («История магии»), опубликованная в 1870 г.

Изображения с карт Кура де Жебелена были воспроизведены в 1888 г. Эли Старом в «Les mysteres de l’horoscope» («Тайны гороскопа»). В 1889 г. Освальд Вирт, швейцарский оккультист и ученик маркиза Станисласа де Гуайты, выпустил собственное таро ограниченным изданием в одну сотню собственноручно отрисованных копий и книгу к ним – «Le Livre de Thot. Les 22 Arcanes du Tarot dessines а l’usage des inities sur les indications de Stanislas de Guaita» («Книга Тота. 22 Аркана с изображениями таинств посвящённых, выполненных по указаниям Станисласа де Гуайты»). Вирт был масоном и членом Теософского Общества, основанного мадам Блаватской в Нью-Йорке в 1875 г. Гуайта же был сооснователем (вместе с Жозефом Пеладаном) Каббалистического ордена Розы и Креста в 1888 г.

В 1889 г. появилась книга «Clef absolue des sciences occultes: le Tarot des Boh?miens» («Ключ к оккультным наукам: Цыганское таро»), написанная Папюсом, чьё настоящее имя было Жерар Анкосс. «Цыганское таро» охватывает разные аспекты оккультного знания и рассматривает таро с позиций нумерологии, Древа Жизни и священного Тетраграмматона. Папюс был членом Теософского Общества и в конечном итоге возглавил одну из малоизвестных мартинистских групп. Он также основал журнал «Le Voile d’Isis» («Вуаль Изиды»). В конечном итоге он вошёл в Каббалистический орден Розы и Креста.

В Англии в 1888 г. МакГрегор Мазерс, чьё настоящее имя было Сэмюэль Лидделл Мазерс, опубликовал маленькую книгу о предсказании будущего с помощью таро – «Таро, его оккультное значение, использование в предсказании, методы игры». Мазерс был связан с английским Обществом Розенкрейцеров (Societas Rosicruciana in Anglia, сокращённо – Soc. Ros.), и в 1888 г. он принял участие в основании Герметического ордена Золотой Зари, среди членов которого значились Алистер Кроули, Артур Эдвард Уэйт и поэт Уильям Батлер Йейтс. Совместно с Памелой Колман Смит в 1910 г. Уэйт создал «исправленную» колоду таро, известную как таро Райдера-Уэйта, впервые опубликованную Райдером. Уэйт также опубликовал «Иллюстрированный ключ к таро» с подзаголовком «Сохранившиеся фрагменты Тайной Традиции, скрытые под вуалью прорицания».

Рисунок: Артур Эдвард Уэйт

Кроули также стал автором руководства по таро под названием «Книга Тота». Насыщенные эротическим символизмом изображения для колоды создала леди Фрида Харрис. Кроули, умерший в 1947 г., был в значительной степени связан с Орденом Восточных Тамплиеров (лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.), немецкой оккультной организацией, занимающейся сексуальной магией.

В Англии Институт Инсайт выпустил собственную колоду, использующую изображения с Марсельского таро и таро Райдера-Уэйта.

В Соединённых Штатах Пол Фостер Кейс, американский оккультист 1884 г. рождения, на которого оказало влияние учение Ордена Золотой Зари, основал организацию Строители Святая Святых (Builders Of The Adytum, B.O.T.A.). Он опубликовал книгу «Таро: ключ к мудрости веков» и выпустил чёрно-белую колоду карт, нарисованную Джесси Бернс Парк и сделанную по образцу колоды Райдера-Уэйта.

Церковь Света выпустила колоду, которая была основана на египетском символизме, описанном Элбертом Бенджамином (писал под псевдонимом К. К. Заин).

Таро Дж. А. Кнаппа было издано при содействии Мэнли Палмера Холла, основателя «Философского исследовательского общества». На Картах Кнаппа внизу каждого Старшего Аркана начертана буква еврейского алфавита.

Никто не знает, где была разработана изначальная концепция таро, – на востоке или в Европе. Тем не менее, эволюция аллегорических игральных карт получила мощный импульс в Италии в середине пятнадцатого века, и игра распространилась во Франции в начале шестнадцатого века. Из Франции игра, использующая итальянские обозначения мастей, перекочевала в другие части Европы и получила в широкое распространение по всей Европе. А в девятнадцатом веке французское оккультное возрождение в значительной мере поспособствовало росту всеобщего интереса к магическому таро, его глубокому символизму и значению его Арканов.


[1] По другим источникам, карты корейской колоды имеют стандартную ширину 0,5 дюйма. – Прим. ред.

[2] Это изображение добавлено к переводу для наглядности и отсутствует в оригинальном издании. – Прим. ред.

[3] Она же «Королевская академия испанского языка», исп. Real Academia Espa?ola, – организация, являющаяся вплоть до настоящего времени общепризнанным мировым центром изучения испанского языка и литературы и определяющая литературную норму испанского языка. – Прим. ред.

[4] В описываемый автором период германский император являлся правителем Священной Римской Империи, занимавшей как территорию современной Германии, так и значительную часть Италии. Столицей Священной Римской империи формально считался Рим. Папа Римский и император представляли собой в этот период два ключевых центра влияния в регионе. – Прим. ред.

[5] Такое написание названия этой профессии использует автор, а также некоторые другие источники, например, The London Encyclopaedia (1839). В то же время, альтернативные источники дают написание Briefmalers, которое представляется более правильным, т.к. немецкий глагол «malen» означает «рисовать», в то время как «mahlen» – «молоть», «размалывать», «толочь». – Прим. ред.

[6] «Горы Нага» (Naga Hills) – регион, также известный как район Хамти, входящий в состав области Сикайн на северо-западе Бирмы. Регион получил название благодаря расположенной в нем горной системе. Горы Нага находятся на границе между Индией и Бирмой. Их высочайшая точка, гора Сарамати, расположенная на границе указанных государств, имеет высоту 3826 м. Бирма в русскоязычных источниках часто фигурирует как Мьянма, что соответствует официальному названию этого государства. – Прим. ред.