Теодор Абт, Эрик Хорнунг
Знания о загробной жизни.
Египетская «Амдуат» — поиск бессмертия».
Десятый час
Изображение из гробницы Тутмоса III
Схема часа
Эта область подземного мира названа «Глубокая вода с высокими берегами»: в нижнем регистре мы видим прямоугольник, заполненный живительной водой первобытного океана Нун.
Обновление солнечного глаза
Основная тема верхнего регистра — излечение и защита глаз Ра, выделенных на рисунке красным цветом; каждый глаз поддерживают две богини.
Эта сцена вновь фокусирует наше внимание на основной теме Амдуат — восстановлении глаз солнечного бога. Глаз побольше, слева, рождается из двойной змеи, показывая, что «новый взгляд на вещи» происходит из глубин души, уровня столь же древнего, что и рептилии. Двойную змею можно толковать как парадоксальную двойственность образа змеи: пожирающий Апоп в седьмом часе и защитник Мехен — начиная с шестого часа Амдуат. Новое солнечное око рождается из этой двойственности, на которую также указывают две богини Нижнего и Верхнего Египта (695 и 697).
Глаз поменьше, находящийся справа (скорее всего, лунный глаз), рождается из иероглифа «бог» — флага на обёрнутом тканью древке. Возможно, это символ умершего и мумифицированного бога. Имена двух богинь — «Та, кто заворачивает» и «Так, кто оплакивает богов» также подтверждают эту версию. Любого усопшего можно воспринимать как мумифицированное тело Осириса. Этот глаз намного меньше солнечного. Пока между двумя глазами нет равенства, полное исцеление ещё впереди.
Тот и Сехмет, исцеляющие солнечное око
Рядом со сценой восстановления солнечных глаз мы видим восемь изображений Сехмет, четыре с головой львицы, четыре — с человеческой. Сехмет обладает способностью исцелять болезни. Рядом с ней изображён Тот в виде обезьяны с излеченным глазом в руке.
Рис.46. Фараон, подносящий дары львиноголовой Сехмет. Храм в Эдфу.
В этой сцене исцеление солнечного глаза вновь связано с богом мудрости Тотом, которого мы уже встречали в четвёртом и шестом часах. Богиня-львица воплощает парадоксальную природу женских божеств: она насылает болезни, и она же может их излечивать. Когда мудрость Тота соединяется с восемью Сехмет — символом целостности феминного архетипа, целительная сила этого единства проявляется в полной мере и активирует положительный аспект Сехмет.
Средний регистр
Двенадцать стражей охраняют солнечного бога от врагов — в основном, конечно, от Апопа. Первые четыре стража, с солнечными дисками вместо голов, несут стрелы, следующие четыре — копья, и последняя группа — луки. В тексте говорится, что они сопровождают Ра круглые сутки.
Двенадцать защитников несут три вида оружия, но задача у них одна. В течение всего путешествия солнечного бога они должны замечать и поражать враждебные сущности, стремящиеся помешать обновлению. Их число связано с двенадцатью часами ночи, а их оружие — продукт человеческого труда, результат развития сознания.
Эта способность распознавать враждебные силы существенно облегчает солнечному богу продвижение по ночному миру.
Нижний регистр. Спасение утопающих
В прямоугольнике, наполненном водой, барахтается множество тел, а Гор (745) помогает им выбраться на берег и не даёт им разложиться, хотя они и не были похоронены должным образом. Они разделяют судьбу Осириса, который был расчленён и брошен в воду Сетом, а затем спасён Исидой.
Это утешающий момент: даже те, кто почему-либо не был правильно подготовлен к загробной жизни, спасаются благодаря божественному вмешательству Гора. Путь к восстановлению зрения — сознания — это борьба за правильное развитие, проходящая различные фазы. Но если судьба складывается так, что процесс обновления не завершается, солнечный бог в ипостаси Гора помогает неудачливому искателю выбраться на берег.
Рис.47. Утопленники в Книге врат. Гробница Тавосрета.
Рис. 48. Пектораль с изображение солнечной ладьи. Хатхор и Маат, поющие хвалы Амону. Цветы лотоса — символ возрождения. 22-я династия. Египетский музей, Каир.
Одиннадцатый час
Изображение из гробницы Тутмоса III
Схема часа
Верхний регистр. Появление зрячих глаз
Начало верхнего регистра связано с тайной времени и рождением часов. Мы видим двухголового солнечного бога в ипостаси «Повелителя времени» (754), что указывает на два аспекта времени в Древнем Египте. Два названия — Нехех и Джет — связаны, соответственно, с динамическим и статическим аспектами времени, его течением и продолжительностью. Далее изображён Атум, схвативший за крылья змею с лапами — другую ипостась самого себя. Звёзды вокруг головы следующей змеи — это часы, рождённые этой змеёй, и теперь ей же пожираемые. Для солнечного бога очень важно не пропустить момент для появления из подземного мира.
Итак, в этом часе вновь появляется «зрячая пара глаз», связанная с крылатой змеёй, названной здесь «видящей», или, быть может, рождённая ею. Мы уже видели похожую крылатую змею в пятом часе, в пещере Сокара. Из текста ясно, что Атум появляется из позвоночника этой змеи, когда бог солнца призывает его. Возрождённая пара глаз как бы смотрит на нас с рисунка. Мы видели их восстановление в этом же месте в десятом часе. Но тогда правый глаз был намного меньше левого, здесь же они вновь одинаковы. Зрение Ра восстановилось полностью; как сказали бы современные учёные, вновь задействованы оба полушария мозга.
Рис.49. Глаза-уаджет, символизирующие сбалансированное зрение или сознание. Поздняя 20-я династия. Египетский музей, Каир.
Средний регистр. Обновлённый солнечный диск возвращается на ладью
«Новый член команды» — солнечный диск, расположившийся на носу ладьи (785) и указывающий путь. Вокруг него свернулся урей, подобно тому, как Мехен изогнулся вокруг Ра в центре ладьи. В двенадцатом часе мы увидим солнечного бога несущим этот диск на голове, как ранее, в пятом часе.
В психологическом смысле мы видим начало восстановления целостности, связи сознания и бессознательного. Можно также сказать, что это предпосылка холистического мышления, возможного лишь при постоянной связи сознания с потоком образов из бессознательного.
«Опоясывающая мир»
В среднем регистре изображены приготовления к приближающемуся рассвету: двенадцать богов (786-797) несут огромную змею, «опоясывающую мир», перед ладьёй Ра. В конце регистра Исида и Нефтида в виде уреев несут короны к восточнм «Вратам Саиса», у которых стоят четыре фигуры Неит, богини города Саис в дельте Нила (800-803).
Впервые мы встретили «опоясывающую мир» в нижней левой пещере восьмого часа. В этом часе двенадцать богов несут её к восточному горизонту. Из её тела будет рождено новое солнце. В двенадцатом, последнем часе, змея коснётся земли, войдёт в реальный мир. Она станет матерью нового солнца, как в других мифах богиня неба Нут.
Пока что змею нужно просто пронести через этот час. Число 12 можно рассматривать как знак того, что этот процесс продолжается в течение всех двенадцати ночных часов: мы уже видели двенадцать богов, движущих ладью Ра в девятом часе и двенадцать стражей в десятом. Каждый из двенадцати часов изображает, с одной стороны, определённый момент общего процесса, с другой — различными способами соотносится с путешествием в целом. Это ключевая черта фараонического мышления: противоположности «один и много» никогда не разделяются до конца, они всегда держатся вместе.
Нижний регистр: огненные ямы для врагов Ра
Чтобы предотвратить угрозу новому рассвету, ещё раз свершается казнь врагов солнечного бога. В этот раз она происходит в огненных ямах в нижнем регистре, которые изображены в виде холмиков, но описываются как углубления, которые змея, «сжигающая миллионы» и несколько богинь, вооруженных ножами, наполняют пламенем. «Их приговаривает к смерти, день за днём, Гор подземного мира (ипостась Ра)». Гор обращается к ним:
«Теперь мой отец, оправившийся от усталости, отомстит вам!
Ваши тела покарает нож,
Ваши ба-души будут уничтожены, втоптаны в ваши тени,
Ваши головы будут оторваны!
Вы не рождались, вы перевёрнуты вверх ногами!
Вы упали в ямы и не подниметесь!
Вам не сбежать, вам не ускользнуть!»
Как и в седьмом часе, это наказание — месть за убийство Осириса. Грешники и враги богов брошены в «Место уничтожения», египетский ад. После «Суда мёртвых» осуждённые за свои злые дела грешники отправляются навечно в глубины, куда не заглядывает солнечный бог, «абсолютно тёмные, бесконечно глубокие», в бездонную пропасть. Здесь их пожирает «вечный огонь» — его предвестником было огненное озеро в пятом часе.
За огненными ямами следует «пустынная равнина для перевернутых вверх ногами» — такое наказание налагается на врагов Ра. Их обезглавливают и сжигают, их сердца вырывают из груди, их головы помещают к ногам, их тела переворачивают. На огненную кару указывают многие сцены: например, четыре богини на двойных змеях в верхнем регистре изрыгают огонь, защищая солнечного бога от злых сил. Огонь уничтожает врагов вместе с их ба-душами и тенями — и они полностью перестают существовать.
В этом часе происходит финальная казнь всех врагов Ра. В чистилище все элементы, могущие помешать восходу нового солнца, помещаются в ямы и уничтожаются огнём змеи и богинь. Перед окончательным обновлением сознания все тенденции, которые хотят «самостоятельности», должны быть выделены и безжалостно уничтожены. Сегодня мы называем их эгоцентричными желаниями, который не хотят подчиняться высшему смыслу человеческой жизни. В этом часе их разрывают на части. Это указывает на дифференциацию теневых элементов. Теперь всё должно покориться единому принципу, солнечному богу — персонификации самости. В предыдущем часе акцентировался элемент воды, здесь же доминирует огонь. В конце верхнего регистра мы также видим преобладание огня (771-774), уничтожающего врагов великого бога.
Рис.50. Казнь в огненных ямах. Книга врат. Гробница Сети I.
Рис.51. Время в виде змеи и двенадцать часовых богинь. Книга врат, гробница Рамзеса I.
Двенадцатый час
Изображение из гробницы Тутмоса III
Схема часа
В последнем часе завершается воскрешение света и общее перерождение. В прохладе утра «небо сияет золотом, вода цвета лазури, земля усыпана бирюзой», как говорится в другом тексте.
Солнечный бог полностью восстановил свои силы: диск на его голове вновь соединился с уреем. Он готов к завершающей трансформации, новому рождению и явлению внешнему миру. Всё обновление исходит из тьмы коллективного бессознательного, но для его поиска нужно знание и усердие. Этот факт подчёркивается необычно большим количеством божеств, тянущих солнечную ладью: здесь мы видим двенадцать богов и тринадцать богинь.
Рождение нового солнца из «опоясывающей мир»
«Опоясывающая мир» теперь опустилась на землю и готова принять солнечную ладью со всеми плывущими на ней богами и «миллионами» усопших. Они входят в её хвост «слабыми стариками», проходят вдоль всего тела и выходят из пасти змеи помолодевшими, ибо в теле змеи время течёт в обратную сторону. Ра превращается в скарабея Хепри, и Шу поднимает его на руках к восточному горизонту.
Огромная змея напоминает Апопа из седьмого часа, но тот враждебный змей был обращён к солнечной ладье, тогда как эта змея смотрит в обратном направлении и даёт жизнь новому солнцу. Однако в более поздних текстах говорится о позитивной, возрождающей стороне именно Апопа.
Обновление происходит при движении по гигантской змее от хвоста к голове. Змея зовётся «Жизнью богов» и, как говорится в тексте, в ней возрождается не только сам бог солнца, но и другие божества, неотличимые от благословенных умерших. В снах современных людей змея также символизирует восстанавливающие, исцеляющие силы бессознательного. Здесь же она напрямую выступает в роли матери нового солца.
Образ Апопа сегодня представляет особый интерес для психологии. В седьмом часе он появляется в роли противостоящего, враждебного принципа:
Змея из двенадцатого часа похожа на Апопа — видимо, речь идёт о некоей связи между разрушительной и восстанавливающей силами.
Древние египтяне считали, что у зла имеется специально отведённое место в мире и оно никогда не будет уничтожено. Более того, оно является существенной и в итоге полезной частью творения. Это следует знать и нам, в нашей «глобальной деревне»: нам никогда не уничтожить зло, но можно научиться включать его в нашу картину мира и правильно взаимодействовать с тьмой.
Позади огромной змеи мы снова видим двенадцать богов, тянущих ладью, которые указывают на двенадцатичасовой процесс. Они соответствуют двенадцати часовым богиням. Но перед ними мы видим «неортодоксальное» количество богинь — тринадцать, с одной «лишней». Это указывает на необходимость установления баланса для того, чтобы обновление и развитие стало возможным. Из сказки о спящей красавице мы знаем, что бывает, когда забывают о «тринадцатой фее».
Помощь первых богов
Поскольку каждое утро с появлением нового солнца мир создаётся заново, на рисунке присутствует огдоада (четыре пары божеств, представляющих мир до творения) изначальных богов, чтобы содействовать новому творению. Нижний регистр начинается с двух пар — Нун/Наунет (885, 886) и Ху/Хаухет (887,888), далее стоят восемь богов с вёслами, которые «отражают нападение Апопа в восточном небе после рождения бога» (889-897).
Только в этом часе Амдуат мы видим, что часть рамки разрушена — как будто изначальные боги входят в картину снаружи, из мира до творения, чтобы убедиться в успешном рождении солнца. Возникает ощущение, что обновление — настолько базовый процесс, что что-то совершенно невообразимое незаметно поддерживает его.
Мумия Осириса
Час завершается финальным приветствием Ра и Осириса, которым обещано продолжение жизни, хотя Осирису (908) придётся остаться во тьме подземного мира в ожидании следующего возвращения солнца. Амдуат начинается и заканчивается восхвалением бесконечного путешествия солнца по светлому и тёмному мирам.
Мумия, остающаяся в нижнем мире, названа в тексте «образом Осириса». Как каждый усопший, неважно, мужчина или женщина, в процессе мумификации превращается в Осириса, так и эта мумия — всего лишь человеческое тело. Из «тайны тела», то есть уникального индивидуального образа умершего, в процессе ночного путешествия высвобождается благословенная бессмертная часть. С рассветом эта часть вознесётся вместе с солнцем к бессмертию.
Рис.52. Анубис с мумией Осириса, Исидой и Нефтидой. Гробница Сиптаха.
Заключение
«Тот, кому известны эти тайные изображения, —
есть Акх-дух, готовый к путешествию.
Этот человек сможет входить в подземный мир и покидать его, когда пожелает,
и говорить с живыми.
Миллион раз доказано — это истина».
Загробный мир нигде не описан так подробно, как в Амдуат и других подобных книгах. Какие источники, какие идеи стоят за яркой картинкой, за этим проникновением в самую тайную, невидимую часть Вселенной?
Со времён Текстов пирамид Древнего царства мы наблюдаем рост знаний о загробном мире. Ещё доисторические захоронения располгалиьс так, чтобы ориентироваться на запад. В Текстах пирамид также говорится о севере как о месте, где звёзды никогда не заходят, и мы помним подземные звёзды в Амдуат. Постоянно добавлялись новые детали, пока не получилось крайне подробное и последовательное описание загробного мира, составленное с почти научной точностью. Но поскольку доказательства получить невозможно, о «Науке того света» речи пока не идёт.
Период Нового царства характерен огромным количеством изображенией, добавленных к текстоым описаниям и показывающим близость к миру снов и бессознательного. Египтяне были абсолютно убеждены, что спящий человек плавает в первичном океане Нун, и они поняли, что в этих глубинах можно встретиться с богами и умершими. Несомненно, описание этих глубин потребовало поэтического воображения и образности мышления. Взгляд за горизонт позволяет открыть тайны другого мира. Следуя за солнцем в его ночном путешествии и возвращаясь назад в пространстве и времени, можно достигнуть глубинного уровня бытия, источника любого нового творения.
В Египте знание о загробной жизни не было тайным учением, частью инициации, откровением или мистическим культом, как в более поздней греческой традиции. Оно исходило из глубокого понимания необходимости постоянного обновления, останавливаюшего процесс старения.
Солнце совершило свой путь по дневному и ночному миру бесчисленное количество раз. Бессчётное число ночей творение ожидало живительного солнечного света. Об этом говорят мифы всех народов мира. Согласно Амдуат, последовать за солнечным богом означает соединиться с этим коллективным и в то же время уникальным бессмертным образом. Это позволит человеку принять участие в постоянном развитии культуры. Воссоединение с этим символическим внутренним миром вернёт современному человеку чувство того, что жизнь — нечто большее, чем просто биологическое существование. В ней есть возможность духоного роста, развития того, что мы называем внутренним светом. Это то, о чём до сих пор, спустя много лет, говорят все великие религии. «Этот человек сможет входить в подземный мир и покидать его, когда пожелает, и говорить с живыми». Это означает постоянную связь дневного и ночного миров, сознания и бессознательного.
Поскольку во времена фараонов считалось, что «земные люди» нуждаются в постоянном обновлении — в том числе сам фараон и любой взявший на себя этот труд — эта культура продержалась почти три тысячи лет. Сегодня наша «глобальная деревня», кажется, тоже нуждается в этом знании.
Рис.53. Исида и Нефтида помогают родиться новому солнечному богу в образе скарабея. Пектораль из Таниса. 21 династия. Египетский музей, Каир.
Рис. 54. Богиня неба Нут, рождающая новое солнце. Гробница Рамзеса VI.
Связь Амдуат и современности
В Амдуат неоднократно подчёркивается важность изучения загробного мира и его обитателей. Очевидно, что эти знания пригодны не только для жизни после смерти. Постоянное обновление на земле позволяет подготовиться к вечной жизни. Древние египтяне считали, что каждый человек должен тщательно подготовиться к великому посмертному путешествию.
В современном мире связь с внутренним ночным миром утеряна. Поэтому знания о бессознательном больше не считаются чем-то необходимым. Современный экстравертный стиль жизни редко оставляет время для внутреннего мира.
Однако с конца шестидесятых с культурой «детей цветов» пришло новое принятие реальности другого мира, лежащего за известным нам. В частности, наркотики позволили многим получить непосредственный опыт этой реальности. Резко усилился интерес к миру бессознательного. Но слишком часто люди входили в этот мир без каких-либо знаний и уважения к нему. В результате они нередко получали «бэд трип», а то и психотический эпизод. Движению хиппи не удалось достичь великого единения «бессознательного мира цветов» с «миром скучной реальности». Они не желали работать над собой, предпочитая жить беззаботно и «вылетать» в ночной мир с помощью наркотиков. Дети цветов презирали буржуазный мир, пока почти все не увяли в холодные поздние семидесятые. Ирония в том, что многие из них сами превратились в буржуа. Но несмотря на неудачу с соединением противоположностей, наркотический опыт стал тяжёлым ударом для одностороннего рационального взгляда на мир. В научном мире возникла мысль о более серьёзном рассмотрении феномена бессознательного.
Рис.55. Иллюстрация из Красной книги К.Г.Юнга. Этот опыт заставил его продолжить исследования, подтвердившие в итоге его гипотезу о коллективном бессознательном.
В Амдуат бог солнца путешествует в ладье — то есть чтобы нести свет сознания, необходим сосуд. Чтобы плыть по водам бессознательного, нужна чёткая концепция, основанная на опыте предков. Карл Густав Юнг (1875-1961), знаменитый психоаналитик, обладал необходимыми знаниями на момент столкновения с собственным бессознательным. Он тщательно записывал всё, с чем встречался в путешествии по ночному миру. Позже он изложил этот опыт в так называемой Красной книге, которую проиллюстрировал собственными рисунками. На одном из них мы видим пугающий огненный всполох. Распростёртый на полу человек символизирует должное религиозное отношение к этому сокрушающему пламени. На фоне мы видим символ, изображающий последствия этого эмоционального возмущения: солнечный диск в лодке.
Рис.56. Увеличенный фрагмент рисунка 55.
Открытый глаз, нарисованный на борту лодки, смотрит в будушее. Лодка символизирует прочную сознательную концепцию, которая пронесёт солнце по водам бессознательного. Только такая концепция, основанная на тщательном соединении внутренних образов со знаниями древних о ночном мире, позволила Юнгу создать непотопляемый корабль.
Из собственного опыта и рассказов пациентов Юнг вывел гипотезу о существовании общего или коллективного бессознательного. Её доказательством служат исторические документы (в том числе Амдуат), описывающие этот мир. Также её поддерживают люди, экспериментировавшие с наркотическими веществами, и те, которые пытаются разобраться в мире своих снов.
Рис.57. Нун поднимает солнечную ладью. Книга врат. Гробница Рамщеса VI.
Хронология правления фараонов Нового царства
Годы правления основных фараонов периода Нового царства (приблизительные годы до н.э.).
18 династия 1540-1292
Аменхотеп I 1515-1494
Тутмос I 1494-482
Хатшепсут 1479-1457
Тутмос III 1479-1425
Аменхотеп II 1427-1401
Аменхотеп III 1391-1353
Аменхотеп IV (Эхнатон) 1353-1336
Тутанхамон 1332-1323
Хоремхеб 1319-1292
19 династия 1292-1188
Рамзес I 1292-1291
Сети I 1291-1279
Рамзес II 1279-1213
Меренптах 1213-1203
Сети II 1203-1196
Тавосерет 1190-1188
20 династия 1188-1075
Рамзес III 1186-1155
Рамзес IV 1155-1148
Рамзес VI 1143-1136
Рамзес IX 1127-1108
Рамзес XI 1104-1075
Глоссарий
Акер — бог земли в образе двойного сфинкса
Акх — идеальное состояние, которого может достичь каждый благословенный усопший
Амон — «Скрытый», главной божество Нового царства, в ипостаси Амон-Ра — солнечный бог
Апоп — огромный змей, главный враг Ра
Атум — древний бог-творец, вечернее солнце
Ба — египетское обозначение души, способной покидать тела и взлетать в небо. Солнечный бог Ра считается ба-душой Осириса
Эннеада — группа из девяти богов, созданных в начале творения, также любая группа из девяти божеств.
Хатхор — богиня, представляющая все аспекты возрождения. Направляет бога солнца в его путешествии по ночному миру.
Гор — древний бог неба, изображается в виде сокола или человека с головой сокола. Сын Осириса и одна из ипостасей солнечного бога.
Ху — «воплощение слова», сопровождает Ра в путешествии
Исида — сестра и жена Осириса, вернувшая его к жизни. Универсальный женский принцип.
Хепри — обновлённый солнечный бог в виде скарабея
Маат — воплощённый порядок, справедливость, истина.
Мехен — змея, часто свернувшаяся вокург солнечного диска. Начиная с шестого часа Амдуат охраняет солнечного бога от врагов, закрыв его своим телом.
Нун — первозданный океан, окружающий Вселенную.
Нут — богиня неба, мать нового солнца.
Огдоада — четыре пары изначальных божеств
Осирис — правитель царства мёртвых, был убит своим братом Сетом и воскрешен своей сестрой и супругой Исидой
Баран — ночная ипостась солнечного бога, поскольку иероглиф в виде барана обозначает ба-душу. Следует отличать от других богов — например, Амона и Хнума, которые также могут появляться в образе барана.
Ра (или Ре) — бог солнца.
Шу — бог воздуха, держащий небо.
Сиа — персонификация «восприятия», путешествует в солнечной ладье.
Сокар — покровитель мёртвых, отождествлялся с Осирисом.
Тот — бог луны, мудрости, исцеливший глаз Ра.
Уаджет — глаз Гора или Ра, выбитый Сетом и затем восстановленный. Изображение солнечного глаза — популярный амулет.
Ушебти — погребальные статуэтки, обычно в виде мумий; предназначались для выполнения различных работ для умершего в загробном мире.