Теодор Абт, Эрик Хорнунг
Знания о загробной жизни.
Египетская «Амдуат» — поиск бессмертия».
Седьмой час
Из гробницы Тутмоса III
Схема часа
Рождение нового света — это момент величайшей опасности. Теперь мы сталкиваемся со всеми силами зла, пытающимися прервать путешествие солнца (и с ним существование вселенной), предотвратить любое дальнейшее развитие света и повторить убийство Осириса.
На особую опасность этого часа указывает тот факт, что его нужно изображать строго напротив шестого часа, на северной стене погребальной камеры. Таким образом, солнечная ладья помещается непосредственно рядом со страшным четвёртым часом. Как мы помним, в четвёртом часе преобладают тёмные, огненные силы, бесплодная пустыня. В тексте также сказано, что всю воду высушил заклятый враг солнечного бога.
Ра вступает в битву с Апопом
Битва Бога солнца с его главным врагом, Апопом, занимает большую часть среднего регистра. Апоп лежит на печаном берегу и поглощает воду, осушая русло реки, по которой плывёт солнечная ладья. Ра «продолжает свой путь, без воды, но его ладью уже не тянут на верёвке. Он плывёт с помощью колдовства Исиды и древнейшего чародея, и с помощью магической силы, что в устах самого великого бога».
Исида (505) и «древнейший чародей» (Сет, 506) стоят на носу ладьи и творят свою магию, а богиня-скорпион Селкис (Селкет, 516) пытается набросить путы на Солнечного бога, но его защитника разрывают их. Чтобы избежать других опасностей, Ра помещён под защиту змея Мехена (508).
Как и в шестом часе, солнечную ладью уже не тащат на верёвке, но она и не плывёт по воде (знак, обозначающий воду, который изображен под ладьёй — это часть иероглифа «лодка»). Ладья больше не пребывает в змеиной форме, теперь змея окружает солнечного бога, защищая его — что как бы следует из действия в шестом часе.
Рис. 38. Богиня-скорпион Селкис и Нефтида (гробница Мернептаха).
Змея из четвёртого часа выступает в роли лодки, пронося Ра через опасности четвёртого и пятого часов. Здесь же змея находится намного ближе к солнечному богу — как будто она связана с ним лично. Она останется с великим богом до рассвета.
Далее следует продолжение чуда создания нового света в бездне первобытноо океана. Оставим позади образ Солнечного бога как символа правильно работающего эго. Здесь речь пойдёт об опыте трансперсонального или коллективного бессознательного, которое является не просто наркотическим «трипом», а рождается из жажды обновления. Только честный поиск делает реальным опыт трансформации этих двенадцати часов.
Успешное преодоление опасностей и сомнений первых шести часов придаёт путешественнику уверенность в себе, которая в Амдуат воплощена в виде змея Мехена, защищающего Ра от Апопа. Можно назвать это постоянной связью с «внутренней змеиной душой», природной мудростью, проявляющей себя в символических образах в снах и видениях.
После соединения Солнечного бога (Ба-души Осириса) с Осирисом (мёртвым телом Солнечного бога) в конце шестого часа рождение нового света находится под угрозой. Злые силы, стремящиеся помешать обновлению, угрожают всякому новому рождению. Апоп описывается как обладатель жуткого лица без ушей, к тому же громко ревущий. В другом месте также сказано, что внутри у него пылает огонь. Это описание автономной эмоции, противопоставленной сознанию — страсти, ярости, ревности и так далее. В тексте говорится:
«Великий бог продолжает свой путь
от пещеры Осириса,
магия Исиды и Древнейшего Чародея поднимает его над землёй,
Чтобы он не узрел Ужасного Лика.
Магия Исиды и Древнейшего Чародея должна отразить нападение Апопа на Ра на Западе,
в скрытом подземном мире.
Эту магию творят и на земле.
И тот, кто творит её, стоит в ладье Ра
В небесах и на земле.
Несложно запомнить этот рисунок.
Тот, кто не видел его,
Не сможет противостоять Ужасному Лику».
Магия Исиды (505) и Древнейшего чародея Сета защищает солнечного бога от разрушительного влияния Апопа. Очевидно, в этой ситуации критично важно знать о существовании этой божественной силы. В другом отрывке ещё раз указывается на то, что это знание необходимо и земному человеку. Запомнить этот рисунок и правда несложно. Но в нашу светскую эпоху слишком часто человеку кажется, что он может справиться с демонами одной лишь силой разума. Однако же «кто не видел его, не сможет противостоять Ужасному Лику». Не обладающий этими знаниями станет жертвой ужасных поглощающих эмоций, которые лишат его всего человеческого. Тогда Апопу удастся предотвратить дальнейшее развитие не только конкретной личности, но и общества в целом. Результат — психическая стагнация.
Наказание врагов Осириса
Во второй сцене верхнего регистра изображено наказание врагов Осириса — их обезглавили перед его троном. Подобно Ра в солнечной ладье, Осириса также охраняет змей Мехен. Здесь Осирис выполняет характерную для него функцию судьи мёртвых.
Теперь, вследствие соединения Ра и Осириса в шестом часе, Осириса также защищает змей. Под его охраной он вновь вступает в свои права и уничтожает своих врагов — то есть и врагов бога солнца. Таким образом он также оказывает поддержку Ра в его опасном пути по седьмому часу. После единения солнечный бог обретает в лице Осириса активного защитника из нижнего мира.
Такова же цель человека, идущего путём Ра: поиск обновления должен быть связан с собственным уникальным паттерном — таким образом будет налажена связь с внутренним «Повелителем загробного мира». Связанные и обезглавленные враги Солнечного бога символизируют существующие в каждом человеке тенденции, которые противостоят процессу психического обновления и развития. Их нужно отследить, связать и безжалостно обезглавить — но это возможно лишь с помощью более могущественной, нежели эго-сознание, силы. Осирис, Повелитель загробного мира, это символ «водяного духа» бессознательного, проявляющего себя в фантазиях и снах. С его помощью мы можем найти и уничтожить эти теневые тенденции.
Нижний регистр
В нижнем регистре мы видим, как звёзды следуют своими путями, поскольку их орбиты неизменны, они — знак космического порядка, который даже Апоп не может разрушить. Они движутся к восточному горизонту перед солнцем, принимая участие в его обновлении.
Это изображение неба в момент столкновения Ра с Апопом критично важно. Столкновение с тёмными, деструктивными силами следует рассматривать в свете космического порядка. Это помогает осознать, что столкновение с демоническими силами связано с трансперсональным или даже космическим измерением психе. Но также это показывает, что человек не одинок — осознание этого поможет предотвратить панику. Осознать столкновение с Апопом как архетипическую ситуацию космического порядка — воистину глубокий инсайт. В своём непрерывном поиске развития и смысла мы постоянно будем проходить через такие опасные периоды. Но игра стоит свеч — ведь развитие сознания в итоге позволяет человеку почувствовать себя дома в этой Вселенной.
До сих пор мы говорили о перерождении солнечного бога Ра, но важно понять, что речь идёт об обновлении всей психе, где Ра-сознание — лишь одна из частей. Осирис — зеркальное отражение Ра — ещё один компонент. Он поддерживает и очищает сознание, отражая его теневые аспекты. Но Осирис остаётся в подземном мире и как таковой не осознаётся. Однако как Ра возрождается от контакта с Осирисом, так, в свою очередь, обновляется и сам Осирис.
Апоп же стремится предотвратить связь солнечного бога с божествами подземного мира и, в особенности, не дать Ра и Осирису взаимно излечить друг друга.
Рис.39. Бог солнца и богиня Запада. Урей охраняет солнечный диск. Гробница Нефертари.
Рис.40. Атум побеждает Апопа. Книга врат, гробница Рамзеса I.
Восьмой час
Из гробницы Тутмоса III
Схема часа
В этом часе мы видим очень чёткую структуру. Верхний и нижний регистры поделены каждый на пять пещер или склепов, затворённых деревянными дверями (на рисунке выделены красным). По мере того как Ра проплывает по среднему регистру, двери отворяются — как и в четвёртом часе, двери здесь названы «ножами».
Солнечную ладью снова тянут на верёвке
Ладью тянут восемь богов (что соответствует номеру часа — в четвёртом часе богов было четыре, в двенадцатом мы увидим двенадцать). Они обращаются к Солнечному богу:
«Приди же к своим образам, наш бог
к «Тем, кто принадлежат гробнице»,
тем, кто на Западе,
отдохни в своих образах в Великом Городе,
Это Ра, тот, перед кем благоговеют обитатели пещер,
когда ты освещаешь тьму их жилищ,
Приди же к самому себе, чтобы отдохнуть,
Ра, которого тянут на верёвке,
Повелитель тянущих!».
Перед восемью тянущими мы видим девять так называемых «Шемес» — знаков, чья задача — вершить правосудие Бога солнца и его свиты. В тексте сказано:
«Когда великий бог призывает их,
То, что внутри них, оживает,
И их головы поднимаются.
Бог обращается к ним по именам,
и их задача —
вонзить ножи во врагов Ра,
которые окажутся рядом,
затем они вновь втягивают свои головы и ножи,
после того, как бог проходит мимо».
Рядом с ними — четыре барана Татенена, бога земли, которые несут головные уборы Ра, как и боги в пятом часе, только теперь баранью голову заменил солнечный диск. Ра — Ба-душа не только Осириса, но и Татенена, и эти бараны (а «ба» — это иероглиф в виде барана) — также воплощения Ра. На более поздних изображениях Ра как раз имеет четыре бараньих головы на одной шее.
Рис.41. Солнечный бог о четырёх бараньих головах (гробница Рамзеса IX).
Как показывают знаки Шемес, солнечный бог всё еще нуждается в постоянной защите. Его враги (и враги Осириса) по-прежнему не дремлют и угрожают процессу обновления. Писхологии известно, что одного озарения мало для развития. Для продолжения процесса необходимо постоянное разграничение (двери-ножи!). Это означает тщательное отделение всех разрушительных внутренних стремлений, которые могут помешать процессу осознания.
В восьмом часе процесс снова обретает некоторый динамизм. Бог солнца возвращается к «собственным образам» — множеству аспектов, с которыми эго-сознанию необходимо постоянно воссоединяться. Все эти боги и иные создания оживают, когда Ра открывает двери их склепов. Затем он «зовёт их, и они отвечают ему странными голосами … и бог счастлив слышать их».
Мы видим полную противоположность четвёртому часу, в котором солнечный бог взывал к обитателям подземного мира, но не получал от них ответа. После победы над Апопом в седьмом часе стал возможен диалог с божествами, и «солнечный бог приветствует тех, кто в пещерах». Здесь мы видим воссоединение «Одного со Многими», символичность подчёркивается числом пещер — десять. Сегодня мы рассматриваем эту схему как базовый паттерн эго, которое может воссоединиться с различными силами в бессознательном.
Верхний регистр. Новые одежды для богов
Первая пещера верхнего регистра
Почти все божества и прочие создания, находящиеся в пещерах, восседают на иероглифе, обозначающем ткань, материю:
Покойников обязательно снабжали одеждой для загробной жизни, и новая одежда — важная часть обновления после соединения души и тела. Тексты в склепах описывают ответы ба-душ на щедрые обещания солнечного бога. Для человеческого уха их ликование звучит как звуки природы — жужжание пчёл, лязг металла, кошачий визг, птичьи крики, бычий рёв и т.д. Но Ра понимает, что они выкрикивают своими искаженными голосами.
Все обитатели пещер изображаются с иероглифом «ткань», а их мёртвые тела, как сказано в тексте, похоронены в песке. Это означает, что всем эти существам досталась новая одежда. Древние египтяне верили, что божества и прочие создания загробного мира также периодически умирают, и потому «должны обновляться в своём образе». Известно, что сущности коллективного бессознательного — архетипы — имеют склонность терять энергию и умирать. Поэтому они нуждаются в постоянном обновлении с помощью эго-сознания, которое входит в мир трансперсонального бессознательного. Так эго восстанавливает связь с архетипами. Тогда все силы — опасные и полезные — вновь обретают реальность, получая «новую одежду».
Пещера в нижнем регистре
Для ещё одного примера возьмём шестую пещеру, в которой обнаруживаем змея Мехена, здесь названного «опоясывающий мир». Рядом с ним мы видим «стрелы Ра», символизирующие солнечный свет, и двух божеств — «Деву» и «Повелителя народа Рехит» (жителей Нижнего Египта). В тексте говорится, что «из их пещеры слышится звук, напоминающий кошачье мяуканье».
Женская фигура — «Дева» — напрямую связана с изогнутым змеем Мехеном, у них на двоих одна пара иероглифов «ткань» (В вестибюле перед погребальной камерой Тутмоса III змея и дева изображены как одна богиня). Это указывает на связь или, возможно, даже идентичность молодой женщины со змеем-защитником Мехеном, который ещё появится в 11м и 12м часах под тем же именем — «Опоясывающий мир». Связь юной женщины с обновлением старого мужчины — универсальная тема многих мифов и сказок. Нейтральное имя «Дева» позволяет увидеть в богине (или спроецировать на неё) любую молодую женщину.
Рис. 42. Стела с изображением женщины в длинном платье с широкими рукавами, приносящей дары Осирису, властителю подземного мира (21-я династия). Обеспечение умершего одеждой для загробной жизни было важной частью погребального обряда. Новая одежда — часть общего обновления. Египетский музей, Каир.
Рис. 43. Воскрешение Осириса. 26-я династия. Египетский музей, Каир.
Девятый час
Изображение из гробницы Тутмоса III
Схема часа
Последний раз меняется расположение — этот час и последующие должны изображаться на восточной стене.
Последнее перемещение указывает на близость «финиша» — окончательного закрепления обновлённого солнечного бога. Все фигуры этого часа обращены лицом к восходу, как и в предыдущем часе. Динамизм этого часа определяют четыре группы по двенадцать богов
Движение солнечной ладьи
Основная группа — это команда солнечной ладьи, изображённая в центре среднего регистра (655-666). Их задача — «продвигать ладью Ра, день за днём». У каждого из гребцов в руках рулевое весло, и их имена выражают их усердие. Перед ними находятся три идола (667-669), чья задача — обеспечивать мёртвых хлебом и пивом. Ту же функцию выполняют боги полей из нижнего регистра (683-691), которые держат в руках большие колосья; «они создают все деревья и растения».
После установления взаимосвязи между солнечным богом и обитателями подземного мира в восьмом часе стало возможным целенаправленное подвижение к восходу нового света, без задержек и сомнений. Это видно и по именам гребцов: «Не знающий препятствий», «Не помышляющий о возвращении» и так далее. Теперь вся энергия находится в распоряжении эго-сознания, связанного с бессознательным на архетипическом уровне; оно полно решимости воскреснуть утром.
Двенадцать уреев, изрыгающих огонь
Двенадцать змей-уреев в нижнем регистре «изрыгают для Осириса пламя из своих пастей… Они — те, кто рассеивают тьму» — ту же функцию, как мы помним, выполяли змеи в первом часе.
Двенадцать уреев также располагаются на красных иероглифах, обозначающих ткань.Очевидно, они также обзавелись новой одеждой — то есть изменилось отношение к ним солнечного бога. Смертельное дыхание Апопа в седьмом часе, оставляющее за собой лишь высушенную пустыню, здесь превращается в освещающее путь пламя. Змеи также поддерживают процесс, теперь направляющийся к скорому рассвету.
Рис. 44. Змея-защитница. Гробница Сети I.
Рис.45. Каменная плита с изображением гребцов из храма Тутмоса III в западном Луксоре.