Теодор Абт
Введение в интерпретацию изображений
3.4. Пространственный символизм
a. Качество местоположения
Пространственный символизм основан на коллективном человеческом опыте и может быть проверен — как любой другой критерий интерпретации изображения— эмпирическим подходом. Пустой лист бумаги никогда не является просто пустым местом. Он прямо обусловлен нашим восприятием, заполненным нашим опытом пространства архетипов. Левая сторона связана с дурной, темной стороной и с прошлым, в то время как правая сторона связана с яркой стороной и с будущим.[4] Таким же образом, верхняя часть связана с возвышением, с духом и с ростом, в то время как нижняя часть связана с землей, с корнями и с основой.
Рис. 54. Пустой лист бумаги никогда не является просто пустым местом. Он прямо обусловлен нашим восприятием, заполненным нашим опытом пространства архетипов.
Лево-правый символизм может быть объяснен следующим фактом: движение слева направо связано с развитием людей во всем мире по прошествии времени. Даже языки, которые написаны справа налево, как в случае с арабским или китайским языком, числа 1 2 3 4 5…, написаны слева направо. В северном полушарии, откуда происходят все высокие культуры, солнце и все “небесные тела” двигаются слева направо соответственно вращению земли. С другой стороны, все мы испытываем развитие на земле, связанное со «взрослением», осуществляемое снизу вверх. Это дает основание для понимания архетипичного измерения пространственного символизма.
Рис. 55: стадии роста дерева (1-4) показывают развитие по прошествии времени, слева направо и вверх, где показана линия развития, которая бессознательно спроецирована на пустой лист, что стало очевидным в тесте монеты, разработанном Михаэлем Гриинвальдом.
Рис. 56: линия развития делит лист на «воздух», которым дышат и «землю», на которой стоят, мужской и женский принцип.
Тест, разработанный Михаэлем Гриинвальдом, показывает, что наше восприятие пустого листа действительно структурировано таким архетипичным способом.[5]
Тестируемого просят поместить монету (как символ этого человека) на пустой белый лист пейзажного формата (символ жизни) в место, где он или она думают, что они сейчас находятся. Тогда для второй монеты задается вопрос: «Помести монету туда, где ты думаешь будешь по прошествии десяти лет». Затем для третьей монеты запрашивается следущее: «Помести монету туда, где думаешь, что ты был десять лет назад». Четыре из пяти человек, которых тестировали таким образом, поместили эти три монеты так, что они образовали линию, которая была заключенна в выше упомянутую линию развития (см. Рис. 55 и 56).
Рис. 57:Резьба по дереву, выполненная 24-летним мужчиной, который увидел эту резьбу во сне. Это видение произвело на сновидца такое впечатление, что он создал эту деревянную пластину. Она показывает диагональную линию, растущую к верхнему правому углу, наводящую на мысль о возможности или потребности развития человека в нижнем правом углу. Фигура состоит из головы (солнце) и туловища, состоящего из серии полумесяцев. В ходе этого перемещения вверх, форма тела проходит шесть «вех», обозначенных символами шести планет, как было явно во сне. Символ союза солнца и луны указывает, что биполярная самость не только нуждается, но и должна стать сознательной. Эта перемещение через планеты вынуждает его к пересмотру своего мировоззрения, противостоящее архетипичной позиции его души.
Чтобы найти связь с пространственным символизмом, рекомендуется мысленно применить горизонтальную или — если больше соответствует определенному характеру рисунка — диагональную сетку на рисунке. Затемненные участки показывают части листа, которые соответственно изображают бессознательную часть души.[6] Эти две сетки, помещенные друг над другом, показывают архетипичные “самые яркие и самые темные части” листа.
Рис. 58: Архетипические самые темные и самые яркие части пространства.
Инвертирование рисунка может показывать важность пространственного символизма. Например, тот же самый рисунок — но наоборот — который мы можем назвать «Спящей красавицей в прозрачной волшебной палочке» может иметь полное различие. На перевернутом рисунке справа центральное содержание рисунка дает смысл блокирования линии развития вместо проводника в будущее.
Рис. 59: Переворот Рис. 143.
б. Проекция
Проекция говорит нам о том, как автор видит то, что изображено. Краткий обзор истории проекции дает нам лучшее понимание символизма.
На древних египетских картинах мы встречаем, в основном, так называемую аспективу, означающую, что дана фронтальная проекция важных аспектов. Например, глаз изображается во фронтальной проекции, несмотря на то, что общий вид глаза является видом сбоку.То, что считается важным, изображено в наиболее значительном и отчетливом его виде. (см. Рис. 60).
Смотря на картины древне-греческого и римского времени, мы находим различные элементы картины в простом сопоставлении, где они помещенны рядом друг с другом. Эта практика продолжалась вплоть до Средневековья, когда проекция была, главным образом, представлена цветом и светом. Только в период Ренессанса центральная проекция стала главной особенностью. Она изображала новое открытие человеческого измерения на земле, где люди заявляли: “Вот как я смотрю на эту сцену”. Это означало, на самом деле, усиление эго. В последнее время кубизм снова разрушил все проекции, отобразив относительность человеческого эго в этом мире. Отсюда мы видим, что изменение проекции отражает изменение мировоззрения.[7]
Рис. 60. Аспективный взгляд на деревья вокруг пруда. Аспект, считавшийся важным для древних египтян, был изображен в наиболее значительном и отчетливом его виде: пруд видим сверху, различные деревья показаны со стороны. Изображен папирус из книги мертвых Нахта из Фив, в период Нового Царства, XVIII-ой династии, около 1300 г. до н.э. Эта часть виньетки показывает Нахта, поклоняющегося Осирису.
Когда в серии рисунков становится очевидным развитие главной перспективы, это может указывать на укрепление комплекса эго, дающее возможность дальнейшего столкновения с бессознательным. Но оно может также отобразить возрастающий контроль над изображением.
С другой стороны, в серии рисунков, уменьшение в перспективе может указывать на ослабление контроля эго с готовностью принять все новое из внутреннего мира. В таком случае эго больше не определяется своим выступлением на передний план. Но оно может также отображать утрату способности упорядочить изображение на картине.
Световая перспектива, удерживая напряженность противоположностей, слишком слабо отображает эго или она может указать на состояние, где передний план и задний не разделены на определенные проекции, давая возможность появлению символа урегулирования.
Должна быть создана главная и линейная перспектива. Для функции размышления легче справиться с этим видом проекции. Она была хорошо развита во времена Ренессанса и указывает на хорошее чувство реальности или запутанность в конкретном.
Иногда мы встречаем на рисунке нарушение связности перспективы, нечто вроде тектонического разлома. Это может указывать на границу психотической структуры или глубокую внутреннюю противоречивость.
Отсутствие перспективы на рисунке может указывать на отсутствие глубины и знания теневой стороны жизни, как, например, тени собственного эго-сознания. Или это может означать абстракцию трехмерной действительности, достигшую до сущности вещей, как показано, например, в мандале.
Теперь посмотрим, как может способствовать пространственный символизм в понимании рисунка. Следующее – рисунок 26-летнего учителя, который принес мне эту иллюстрацию своей ситуации (см. Рис. 61). Он страдал от конфликта между своими духовными стремлениями и глупыми требованиями повседневной жизни. Мы видим его, как на сцене — перед чем-то похожим на камень, который обернут сине-красной лентой. Держит он огромный меч по направлению к водоему со змеями, как бы защищаясь. На заднем плане, направо, мы видим темные, похожие на предгрозовые, облака, под которыми находится желтая лента, можно сказать, заоблачного солнечного света. Если мы сосредоточимся на пространственном символизме и проекции, то увидем, что изображение на переднем плане демонстрирует неразрешимый конфликт: эго героически пытается бороться со змеями, являющиеся пугающими сторонами бессознательного. Но есть отчетливая проекция или выход из неразрешимого конфликта: почему бы просто не переместить змей «на линию естественного развития»? Такое развитие сознания привело, наконец, этого человека к жизни, браку и неожиданному творческому потенциалу,что принесло согласование его измененного змеиного мира со своими поисками смысла.
Рис.61 Рисунок 26-летнего мужчины.
Рис. 62: Рисунок 49-летней женщины. Под пантерой подразумевается дикая и сильно импульсивнаяэнергия, желтые глаза которой несут в себе возможность света и озарения. Рисунок показывает животное, связанное с луной, слева море, а справа красный амариллис. Луна, как архетипичный символ связанности и эроса является фоном бессознательного этой энергии, в то время как цветок представляет собой более человеческое выражение этого дьявольски-черного светоносца (Люцифера). Крест в середине — это появление объединяющего символа.
[4] См. например K Коха, Der Baumtest. Der Baumzeichenversuch Альс Psycho-diagno-stisches Hilfsmittel. (Это — более систематическая и подробная поздняя работа Коха, который представил свои ранние результаты в работе Тест Дерева. Тест рисования дерева как средство психодиагностики, которая еще не переведена на английский язык).
[5] Это — один из десяти тестов, разработанных Михаэлем Гриинвальдом. См. K Кох, Der Baumtest, стp. 33.
[6] Всякий раз, когда мы сталкиваемся с портретом, пространственный символизм должен быть инвертирован слева направо и наоборот.
[7] Я обязан этими размышлениями дипломной диссертации доктора П. Бруча из Института К.Г. Юнга, Die Psxchologische Bedeutung der Perspektive in Analysandenzeichmmgen
Пер. Марина Мкртчян ред. Sedric