04.04.2012
0

Поделиться

3.5. Цветовой символизм

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений.

3.5. Цветовой символизм

a. Основные Аспекты

Цвета выражают и вызывают чувства, настроения и эмоции. Они — символ жизни «во всех ее цветах». Цвета вокруг нас влияют на наше состояние бытия, а цвета, в которые мы одеты, часто выражают то, что мы чувствуем в любой данный момент. Известно, что у каждого человека есть свои любимые цвета, что продемонстрировал в своем исследовании швейцарский психолог Макс Люшер.Так называемый цветовой тест Люшера основан на этом факте.[1] Он смог также доказать, что то, как люди реагируют на цвета, не зависит от возраста, пола и культуры.

Есть значительное количество литературы о цветах и цветовом символизме, которая имеет дело со взаимосвязью цвета и души. Любая лексика символов предлагает амплификационный материал для разных цветов. Есть различные книги, содержащие интересные амплификации разных цветов, цитируемые художниками, поэтами, мифами и сказками из различных культур, которые относят это как к психическим состояниям и развитию, так и к частям тела.[2] Избегайте переусердствовать в изучении таких коллекций амплификаций. Вдаваясь глубоко в детали, можно легко растеряться — “за деревьями леса не увидеть”.

Цель здесь состоит в том, чтобы амплифицировать различные цвета кратким способом, насколько необходимо для интерпретации рисунков. Важно, чтобы основные амплификации различных элементов рисунка действительно пребывали с нами, чтобы их не надо было заучивать, так сказать, наизусть. Только если мы хорошо освоим архетипичное значение различных цветов (и другие критерии), мы получим удовольствие от искусства интерпретации рисунков, и только с этим побуждением мы продолжим практиковать его.Чем больше мы будем практиковаться, тем больше мы получим от него удовольствие. По этой причине мы “сохраним его простым и правильным” с цветами.

Существуют некоторые замечательные цветовые особенности. Сначала давайте посмотрим на физические факты, как они были представлены в эксперименте Исааком Ньютоном в 1676 г. Он продемонстрировал, как треугольная призма может преломить белый солнечный луч света в цвета радуги, начинающиеся с красного, потом с оранжевого, желтого, зеленого, синего и, наконец, заканчивающиеся фиолетовым. Он назвал это явление спектром (см. Рис. 63).

Рис. 63: Расщепление белого солнечного луча света в различные цвета, как было продемонстрировано в эксперименте Исааком Ньютоном в 1676 г.

И.В. Гете в своей книге “К теории цвета” (законченной в 1808 г.) в острой полемике отверг аналитический и количественный подход Ньютона, взамен защищая целостное представление художника и чувствительный аспект цвета. Из множества разных вещей он расположил по кругу шесть цветов радуги, анализируя, на основе этого, соответствия цветов.(см. Рис. 64).

Рис. 64: Цвета радуги, расположенные по кругу И.В.Гете. Из O. Kratz (ed.), Goethe und die Naturwissenschaften, стр. 174.

Гете пытался найти способы установления связи цвета с типологией людей — это видно по следующему рисунку, ставшим основой интенсивного обсуждения с Фридрихом Шиллером (см. Рис. 65).

Рис. 65: Цветовой круг в отношении к четырем видам темперамента. Запись на этом рисунке — Ф.Шиллера.[3]

Рис. 66: Три основных цвета, расположенные по кругу.

В промежутках основных цветов — смешение этих цветов. Снова расположив по кругу, мы получаем следующую последовательность, выстраивающая все цвета радуги в поле зрения (см. Рис. 67).

Чтобы ознакомиться с символикой шести цветов радуги, следует придерживаться мнения Гете. Эти шесть цветов могут быть разделены на три основных цвета (красный, синий и желтый) и три смешения этих основных цветов (зеленый, оранжевый и фиолетовый). Три основных цвета могут быть расположены по кругу, как показано на рисунке 66.

Рис. 67: Шесть цветов радуги могут быть расположены по кругу и ассоциированны с меняющимися особенностями солнца, как символ человеческого сознания.

Расположение последовательности желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего и зеленого в порядке, данном выше (Рис. 67), дает возможность сопоставления с направлением движения солнца. Это оказалось полезной аналогией.

Вдохновением для этой работы стали для меня два источника: первый — это текст арабского алхимика, который связал шесть цветов радуги с разными психическими состояниями.[4] И второй — это моя работа с книгами о загробной жизни фараонов, где описано путешествие бога солнца в течение дня и ночи.[5] Итак, когда мы ассоциируем цвета радуги с меняющимися особенностями солнца, которое является символом человеческого сознания, мы получаем общее представление об особенностях каждого цвета (Рис. 68). Теплые “экстравертные”цвета находятся в верхней части, в то время как холодные «интровертные» цвета находятся в нижней части.

Желтый и фиолетовый — промежуточные. И так же, как солнце вначале увеличивает свою интенсивность и после полудня уменьшает, цвета спектра также разогреваются до оранжево-красного и затем охлаждаются до фиолетового, когда цвета нижней половины круга становятся более спокойными и прохладными, превращаясь в синий. И так же, как новый день рождается в полночь, цвета становятся теплыми, в них усиливается “экстравертная энергия” после того, как сине-зеленый достигает зеленого и, наконец, возрастает до желтого, выходящего света. Конечно, это — только аналогия, так как солнце, фактически, обычно поднимается, как красно-оранжевый огненный шар

.

Дополнительные цвета

Мы увидели на рисунке 63, что белый свет может быть рассщеплен призмой на различные цвета, создавая шесть цветов радуги, которые на рисунке 68 расположены по кругу.Если мы выберем из этих цветов круга такие два цвета, которые противоположны друг другу, как лучи света, и добавим их к каждому, например, если возьмем красный и зеленый цвет – в итоге будет снова белый свет, подобный первоначальному свету, прошедший через призму. Те два вида света, которые вместе создают белый, мы называем дополнительными цветами. Поэтому мы можем сказать, что красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый дополняемы друг к другу.

Наша методика

Сосредотачиваясь на цветовой символике рисунка, надо найти недостающие цвета, чтобы обратить внимание на те, которые представленны.

Теперь мы амплифицируем различные основные цвета, во-первых, с точки зрения архетипичного опыта, который возникает от контакта с природой. Затем мы обратимся к некоторым популярным утверждениям, мифологическим идеям и к некоторым фактам из естественных наук. Мы начнем с основных цветов — с красного, синего и желтого –затем продолжим со смешанными цветами спектра — зеленого, оранжевого и фиолетового. Наконец мы обратим внимание на некоторые другие важные цвета: коричневый, черный, серый и белый.

Рис. 68: Цветовой круг снова расщепляется, начиная от шести до двенадцати цветов. Противопоставляемые цвета всегда дополнительные.[6]

б. Три Основных Цвета (Красный, Синий, Желтый)

Красный

На земле наиболее распространенные и эмоционально сильные человеческие впечатления от красного цвета – это кровь и пылающий огонь. Кровь связывает красный цвет с жизнью, с биологическими импульсами, с эмоциями, с чувствами любви и ненависти, со страстью, с чувственностью и с сексом; хотя красный цвет пылающего огня ассоциируется с теплом, а также с беспощадной жарой.

В животном мире красный, так называемый сигнальный цвет, привлекает, например, внимание животных, главным образом, млекопитающих к определенным частям тела для спаривания. Для людей красный тоже инициируется с эмоциями любви. Но красный может к тому же отражать или вызывать агрессию. Он — всемирно-известный революционный цвет, или еще – принятый во всем мире цвет светофора, означающий «Остановись!».

В широко распространенном мнении Западного мира дьявол ассоциируется с красным, т.к. он — хозяин огня, страстей, желанности и т.д. Этот греховный аспект красного фактически отсоединяет людей от господа на небесах. Но с другой стороны, красный также цвет любви, сила, которая может объединять противоположности. Для древних римлян и богиня любви, Венера, и бог войны, Марс, ассоциировались с красным цветом.

 

Тепло

Объединяющий (Венера)

Обновляющий

Дикая жара

Разделяющий (Марс, дьявол)

Разрушающий

В общем красный может быть прочувствован, как согревающий и оживлящий цвет, который может принести жизнь или разрушение.

Рис. 69 Рисунок 37-летней европейской женщины. Рисунок показывает появление многорукой, страшной, охваченной пламенем фигуры, казалось бы, выходящую из копоти. Интенсивность красного цвета демонстрирует сильные эмоции, связанные с этими содержаниями. Фигура напоминает нам о многоруких индуистских богах, таких как Шива или Кали-Дурга – божествах, приносящих жизнь и смерть. Зеленый цвет вокруг рук указывает на этот животворящий аспект. Жест фигуры внушает уважение, но также обещает защиту. Этот двойной аспект подавляющей энергии снизу – эта физическая сфера, начинает восходить в этой женщине, требуя стать сознательной в своем двойном аспекте. Десять пучков рыжих волос этой фигуры указывают на духовную мудрость, появляющуюся снизу.

Рис. 70: Рисунок 26-летней женщины. Красное солнце перед горизонтом серьезно угрожало ее положению. Казалось, что космический порядок вышел из равновесия. Для нее было важно осознать опасность, но не паниковать, а понять, что такое явление происходит во время полного возрождения(см. также Рис. 71).

Рис. 71: (См. Рис. 70) Рассматривая в свете алхимического символизма, кажется, что это архетипичное явление, когда солнце-огненный шар, должен опуститься или быть разрушен, чтобы возрождение личности могло бы стать возможным. (Из K.R.H. Frick, Splendor Solis, p. 179.)

Синий

В природе наиболее распространенное, банальное впечатление от синего цвета сформировано от неба. Всякий раз, когда днем безоблачно, небо кажется нам синим — цветом, дающим людям вне всякого сознательного понимания, чувство необъятности, спокойствия, глубины и ширины и, таким образом, приводит к ощущению вечности. И, действительно, как было тестировано различными исследователями, люди ассоциируют синий цвет с миром, спокойствием, интровертностью, восстановлением, удовлетворенностью и доверием. В христианской культуре синее одеяние девы Марии указывало на этот защитный аспект синего неба. А воздух, дух, лед и холод ассоциируются с синим цветом. Другое общее впечатление от синего цвета – это морская вода, реки или озера — приводящее к ассоциациям глубины, ширины, и стремящееся к истокам нашего происхождения, к воде, из которой мы состоим. Есть некоторые общие высказывания, относящиеся к синему, которые далее проиллюстрируют символику синего цвета. На английском языке мы говорим: “I am feeling blue”, означающее «мне грустно» или “я подавлен”. “Blue-stocking” (“синий чулок”)- термин, относящийся к женщине, которая слишком интеллектуальна. Также в мифе и в сказках это отношение синего цвета к духу очевидное, так же, как в наших размышлениях о поисках синего цветка или синего света. Естествознание указывает нам, что синие волны – это самые высокие энергетические волны. В цветовом спектре они находятся на ультрафиолетовой стороне. В противоположность теплым красным волнам (находящиеся на инфракрасной стороне спектра) синие волны находятся на холодной, «духовной» стороне.

+

Интроверсия

Значимый порядок (организованность)

Одухотворенность

Чувствительность

Потеря реальности

Холодный, жесткий порядок

Духовная одержимость

Поглощенность одержимостью

Мы осмысливаем синий, как цвет чувствительности и значимого порядка или как отображение жесткого притягательного поглощения.

Рис. 72: Автопортрет 27-летней женщины акварелью. Голова показывает незащищенную открытость синему небу, к духовным влияниям и убеждениям, находящимся в коллективном. Все тщательно устроено в отделенных частях и выглядит плоским. Теплые цвета находятся справа, отделенные от холодных цветов, где мы видим ее лицо.

Рис. 73: Рисунок женщины – автора рисунка 72, созданный приблизительно год спустя. Рисунок показывает рождение женщины из яйца в глубинах синих и багровых вод. Казалось, что рождение из вод бессознательного происходит в теплых ощущениях красного и оранжевого под синими водами. Женщина, рожденная из яйца, может быть осмысленна, как ее второе “я”, которое больше не разделенно на разные части. Рисунок является видением того, что могло бы появиться из бессознательного путем продолжающихся эмоций любви к скрытой Самости в глубинах человеческой психе.

Желтый

Самое тривиальное впечатление от желтого – это солнце. Оно каждый день снова появляется и перерождается, и эта тайна возрождения вдохновляла людей во все времена во многих частях мира. Солнце стало основным символом человеческого сознания, которое также встает каждый день обновленным после сна. Ночью луна и звезды кажутся нам также желтыми. Эти архетипичные впечатления от солнца, луны и звезд связывают желтый цвет со светом и сознанием. Но, с другой стороны, обильный свет может стать разрушительным и все высушить так же, как солнце пустыни. На другом уровне, известно, что моча и нездоровая кожа бывают желтыми, что связывает желтый цвет с некоторыми самыми низменными аспектами жизни. В народной вере желтый цвет также ассоциируется с болезнью и малодушием.

Но на земле желтый цвет также связан и с золотом — с металлом, который, как и солнце, всегда постоянный, и во многих других культурах он стал символом вечного внутренне- духовного центра, который, как ни парадоксально,может помочь нам в осознании как самих себя, так и центра.

Желтый может быть осознан, как цвет, который приносит восстановительный свет или как сознание, которое однако может стать разрушающей для жизни.

Рис. 74: Рисунок 24-летней женщины, у которой фобия на мышей. Рисунок показывает свтло- желтую мышь, которой дано имя. Земля также частично окрашенна в желтый, как и солнце. Рисунок имеет восстановительный эффект. (См. также Рис. 17)

Рис. 75: Рис.22-летнего мужчины. Сильные ярко-желтые полоски видны в нижнем правом и в верхнем левом треугольнике. И зрачок одноглазого демонического лица, и круг (или шар) в руках красного человека — того же желтого цвета. Оба соединены черной линией. Мужчина испытыввал непреодолимое и необъяснимое влечение к женщине, которая была для него, как верно выразился его друг —“бельмом в глазу.” Три желтые полоски, исходящие из нижнего левого угла, отражают экстравертивную сторону “солнечного мальчика.” Это является сильным контрастом по отношению к черному ландшафту, который выходит из демонического лица. Скрытый автономный комплекс — “нечто огненнодемоническое” является источником его непонятного болезненного влечения,что привело его к угрюмости, депрессии и интроверсии, но позже к желтому сокровищу, так сказать,к золоту земли. (См. также Рис. 86)

+

Освещающий

Восстановительный

Прояснение

Разрушающий жизнь

Чрезмерная ясность

c. Три основных смешанных цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый)

Зеленый

Прежде всего, зеленый цвет — цвет зеленой растительности. Из-за этого его ассоциируют с ростом, с весной, a также и с удушливо пахнущей, перезрелой растительностью и незрелыми плодами.

Среди различных расспространенных высказываний мы находим, что в немецком языке зеленый олицетворяет надежду, и все же, в английском языке есть фраза — «позеленевший от зависти». В мифологии боги растительности и возрождения, подобно Осирису, ассоциируются с зеленым цветом. Тот- Гермес, отец и наставник в алхимии, ассоциируется с зеленым цветом. В Коране Хидр, таинственный проводник Моисея, также ассоциируется с зеленым цветом. Общая ассоциация зеленого с потоком жизни можно встретить также во всеобщем принятии зеленого, как сигнал светофора «Иди!»

Зеленый, как цвет растительности, символизирует обновление и текучую силу бессознательного. Но зеленый также указывает на питательную энергию, которая может держать людей блаженными в бессознательном.

Красный — это дополнительный цвет зеленого. Это означает, как мы видели ранее, что зеленый и красный вместе составляют белый свет. Или как показали эксперименты, зеленый свет, светящий на белый объект, становится причиной того, что объект отбрасывает красную тень.[7] Этот дополнительный аспект зеленого и красного проясняет качество зеленого.Под красным мы понимаем — теплый, оживляющий цвет, который может приносить жизнь или разрушение. Зеленый, как его дополнительный цвет, содержит то, что полностью отсутствует в красном: качества чувстительного синего цвета и жизнетворящего желтого цвета. Зеленый, таким образом, указывает на промежуточное качество духовного начала растительности, «зеленой Природы», которая соединяется со всеми тремя основными цветами. Из этого становится ясно, почему в алхимии зеленый считался цветом посредника Гермеса.

Рис. 76: Зеленый связан со всеми тремя основными цветами. Это смесь желтого и синего, и он является дополнительным цветом красного.

Рис. 77: Зеленый цвет вокруг женщины указывает на жизнетворящее качество, носителем которого для 36-летнего живописца является физическая реальность и привлекательность женских бедер. «Суть в зеленом цвете» — таково необходимое дополнение к красному рту женщины, который выглядит пожирающим и устрашающим. (см. также Рис. 51)

Рис. 78: Рисунок 34-летней женщины. Две огнедышащие зеленые змеи объединены непостижимым образом. Зеленые змеи указывают на живой дух Природы, который появляется здесь в биполярной форме. Огонь, выходящий от змей, указывает на некую огнеопасную импульсивную энергию, которая в христианском контексте ассоциируется с дьяволом. Изображение наводит на мысль, что две стороны этой импульсивной энергии могут и должны быть сейчас замечены: ее положительные и отрицательные, ее активные и чувствительные стороны. С таким сбалансированным взглядом дух более нижнего мира может стать благотворным, что видно по символу двух змей кадуцея Гермеса, часто рассматриваемых вне фармацевтики.

+

Рост

Жизнетворный

Оптимистичный

Перезрелость растений

Удушающий

Пожирающий

Оранжевый

Как смесь красного и желтого, оранжевый цвет сочетает в себе особенности светящей энергии желтого, жизненной энергии и теплоты красного цвета. Сочетание красного и желтого цвета делает этот цвет пламенным, ярким, радостным и волнующим, но он также может быть раздражающим. Основное впечатление у людей от оранжевого — это пламя огня. По этой причине, оранжевый также имеет качество тепла, но он также цвет сигнала, активизирующего внимание и осмотрительность. Именно поэтому он стал цветом светофора, принятый во всем мире как предупреждающий водителя о скором изменении света.

Оранжевый — возбуждающий цвет: он может активизировать, а также вызвать агрессию; для древних римлян оранжевый, как красный, считался цветом огненного Марса, их бога войны и разногласий. Но он также является цветом слияния двух основных цветов: красный становится одухотворенным желтым и наоборот, красный согревает желтый. Одежда индуистских монахов (саньяси) оранжевая, символизирующая мудрость одухотворенной страсти.

Вывод о двух аспектах оранжевого:

+

Возбуждающий

Просвещающий

Радостный, промежуточный

Вызывающий агрессию

Создающий разнолоасия

Притягательный, демонический

Оранжевый может быть осмыслен, как цвет возбуждения, радостного теплого света, а также как цвет демонической агрессивности.

Рис. 79: Оранжевый связан со всеми тремя основными цветами. Это — смесь желтого и красного цвета, и его дополнительный цвет – это синий.

Оранжевый — дополнительный цвет синего.Он проясняет качество оранжевого относительно основных цветов — желтого, красного и синего. Мы осмысливаем синий, как цвет чувствительности и значимого порядка или как отображение поглощения одержимостью. Другими словами, синий находится отдельно от света (желтого) и тепла (красного).
Оранжевый, как его дополнение, обладает тем, чего не достает синему: оживляющим качеством, теплым красным и просвещающим желтым, которые вместе составляют оранжевый с этими двумя аспектами, на которые он может указывать. К тому же, оранжевый также, как мы видели с зеленым — промежуточный цвет, соединяющийся со всеми тремя основными цветами.

Рис. 80: Рисунок 26-летней женщины, сделанный мелом. Пугающее огненно-оранжевое дерево указывает на несправедливое и неукорененное уединение. Но это также указывает на необходимость понимания значения огромной жизненной энергии. Это стало ключевым в работе с этой женщиной — снова соединить ее с полезным архетипичным фоном, водой и землей ее бессознательного. (См. также Рис. 70, нарисован той же самой женщиной.)

Фиолетовый

Являясь смесью оживляющего теплого красного и одухотворенного холодного синего, фиолетовый символизирует союз этих самых отдаленных противоположностей спектра. Союз теплого красного и холодного синего в фиолетовом ассоциирует этот цвет с цельностью и завершенностью. Это может указывать или на смесь противоположностей или на союз противоположностей в зависимости от уровня сознания.

Рис. 81: Спектр, имеющий форму круга, показывает, как фиолетовый объединяет два конца: синий и красный.

Мы можем понять почему фиолетовый (как сочетание крайних полюсов спектра) ассоциируется с изначальным смешением противоположностей, использованием и утратой твердой опоры через одержимость. Тем не менее, на более высоком уровне фиолетовый указывает на mysterium coniunctionis (таинство воссоединения), союз противоположностей мужского и женского и на высшую духовность в жизни — союз людей с Богом.

Опасность одностороннего применения любой символики впервые ясна стала мне, когда я защитил свой диплом в Институте Юнга в 1975 г. и был приглашен сразу же после этого в Институт Леопольда Сонди — вести курс вводных лекций по Юнгианской психологии. Я организовал выходные по интерпретации рисунка для студентов. Там мы также работали над амплификацией цвета. Я, должно быть, подсознательно выделил качество фиолетового, как смесь противоположностей, к тому же ясно не указывая на его другое качество — гармонию противоположностей. Следующим утром все пришли завтракать, одетые в фиолетовые тона. Черт знает, откуда они достали всю эту фиолетовую одежду. Все мы от души посмеялись.

+

Союз противоположностей

Переходный

Возвышенный

Смешение противоположностей

Невыразительный

Потеря связи с действительностью

Фиолетовый выражает союз противоположностей спектра — красного и синего. Но он может также указывать на пагубную смесь тех же самых противоположностей.

Действительно, фиолетовый — это дополнительный цвет желтого, который очищает качество фиолетового по отношению ко всем основным цветам. Дополнение к желтому, приносящий восстановительный свет или жизнеразрушающее сознание, несет в себе качества бессознательного в его аспекте опосредующей духовности, которое прибывает из земли и с неба одновременно.

Рис. 82: Фиолетовый связан с тремя основными цветами. Это смешение красного и синего и дополнительный цвет желтого.

Из трех опосредующих цветов зеленый характеризуется (намек на дух растительности), так сказать, зелеными клетками. Возбуждающий оранжевый связан с духом, который прибывает из физических импульсов, в то время как фиолетовый, прибывает снизу и сверху одновременно.

Рис. 83: Рисунок 24-летнего мужчины, где показано вторжение в пейзаж с красной рекой демонической ведьмы в фиолетовом, где фиолетовый – это, скорее, смесь противоположностей. Ведьма представлена темной демонической женщиной со светлыми волосами, с ногами птицы и четырьмя крыльями. Этот образ мужчина сделал в тюрьме в ожидании вероятной смерти и приговоренный за убийство всей своей семьи.

д. Другие цвета и бесцветные

Коричневый цвет

Коричневый не является цветом спектра, все же его, как правило, встречаем в природе, в плодородной почве и в удобрениях — в самой основе сельского хозяйства, которое весьма способствует развитию человеческой культуры и сознания.

Коричневый цвет наиболее часто присущ земле, лесу, коре и корням. Это связывает цвет с жизнеподдерживающей матерью-землей, с питательным, защитным и устойчивым материалом. (“material” по-латыни означает “лес”) Но коричневый также свойственен отбирающей жизнь стороне матери-земли, распаду листьев и растений. Мы также встречаем коричневый в вонючих удобрениях и экскрементах. Эти аспекты связывают коричневый с гниением и с грязью — вещами, как правило, негодными. “In stercore invenitur aurum nostrum” ( золото отыскивается в грязи) утверждение древних алхимиков. Это выражает их опыт, что из распадающихся или отвергнутых частей души может быть извлечено золото мудрецов — сознание.

Эти качества коричневого цвета разъясняют его символическое значение. Они указывают на плодородную основу почвы, материи и тела: основу индивидуального сознания. Но, с другой стороны, коричневый также связан с грязью и зловонным дерьмом. Это указывает на материнский massa confuse (хаос)в начале работы, когда эго может застрять, неспособное расскрыться и развиться независимым и индивидуальным способом.

+

Основательный

Подпитываемый действительностью

Изобилие

Привязанный к истоку

Зависимость от подпитки

Разлагающаяся и удушающая действительность

Коричневый может быть осмыслен, как питательная основа жизни, у которой, тем не менее, также может быть регрессивная притягательность.

Рис. 84: Рисунок акварелью 27-летней женщины (см. также Рис. 72 и 73). Этот рисунок — четвертый из серии рисунков, следующий после рис. 73 — рождения женщины, ее второго “я” или нового сознания, из яйца. Здесь птица связана с желтым треугольником,находящимся над ней и она окружена снизу коричневым цветом, словно этот символ духа (птица) снова соединяет ее с земной действительностью. Рисунок нарисован в виде витража, окруженный коричневыми сводами. Это указывает на религиозный аспект: интеграцию четвертого, божественный аспект нижнего мира, высший свет христианской троицы, желтый треугольник.

Черный

Черный — первый бесцветный цвет, который мы рассмотрим. Он квалифицируется как темнота, где видимость и ориентация не возможны. Вследствие этого, черный указывает на потерю сознания, смерть, хаос, страх, депрессию и, конечно же, на дьявола.

Но из темноты, кроме этого, приходит новый свет – вот почему черный также цвет воскресения и восстановления сил. Утренняя богиня Изида имеет черное одеяние, под которым скрыты все цвета, указывающие на тайну ее способности давать рождение новой жизни после смерти из ее темно-черной матки.

Черная Мадонна, обнаруженная во многих местах паломничества, таких, как Айнзидельн (Швейцария), Ченстохова (Польша), Монтсеррат (Испания), указывает на ту же самую тайну. В алхимии почернение (nigredo) является необходимой предпосылкой для отбеливания (albedo) и покраснения (rubedo), что означает восскресение новой жизни после депрессивного состояния nigredo.

Такие материалы, как уголь, свинец, смола и деготь — черные. Это цвет Сатурна, бога неволи на земле, ограничения и депрессии. Обычно мы говорим о черной яме в которую мы можем попасть или о черном дне, когда у нас беда или мы в депрессии.

Но грязный черный уголь также является важным источником энергии; тяжелый свинец является также источником золота мудрецов в алхимии; смола и деготь являются даже символами Камня Мудрецов в арабской алхимии. И черная яма (полоса) депрессии может превратиться в матку, из которой эго может быть возрождено и восстановленно.

+

Возвращение в матку или к началу

Подготовка к восстановлению

Концепция новой жизни

Депрессия

Разрушение

Смерть

Черный цвет может указать на разрушительную или регенеративную сторону природы на самом базовом уровне.

Рис. 85: Рисунок 32-летней женщины (см. также Рис. 139). Она страдала от депрессии. Из черноты появился этот рисунок. Это — символ целостности, так называемая мандала, которая связана с внутренним динамизмом: с четырьмя загадочными крылатыми. Разноцветное кольцо связано с мандалой. Оно похоже на ручку для того, чтобы потянуть его из черных недр матки в сознание. Действительно, этот рисунок вдохновил на дальнейшие размышления и привел ко многим новым рисункам (см. также рис. 69 и 124, нарисованные той же самой женщиной).

Рис. 86: Нарисован акварелью 22-летним мужчиной (см. также рисунки 75 и 143). Черный пейзаж с пещерой позволяет обнаружить некоторые инсайты. Мужчина, который страдал от невязчивого влечения к женщине, в этом рисунке прозревает “лицо” своей непреодолимой демонической тяги. Это все соединенно и окружено черными линиями, включая глаз и даже зрачок. Рисунок показывает, что, наконец, из всей этой черноты свет смог взойти на руку красного человека в пещере – образа автора рисунка.

Серый

Серый также бесцветный цвет, присущий серым облакам и туману, серым скалам и горам, серому пеплу, асфальту и седым волосам престарелых людей.

Являясь союзом крайних противоположностей (черного и белого), серый является к тому же важным “промежуточным” цветом. Как зеленый и фиолетовый цвет, серый связан с Меркурием, богом-посредником, чей металл — серая ртуть. Серый акцентирует союз самых крайних противоположностей — жизни и смерти. Таким образом, он также несет в себе мистическое качество, которое может вдохновлять людей. Соответственно, туманный серый день может побудить людей прочувствовать важность рефлексивного выпутывания из «красочных» привязанностей.

Но с другой стороны, все говорят в общем о серых смутных временах и серых учениях, чтобы выразить отсутствие эмоциональных высот и глубин и безжизненных абстракций. Это указывает на уменьшение, жизнепоглощающее качество серого цвета, где ни жизнь, ни смерть, действительно, не присутствуют, а только нездоровая, печальная смесь этих противоположностей.

+

Союз крайних противоположностей

Возможность абстракции

Независимое сохранение цветов

Символ мудрости

Смесь крайних противоположностей

Чересчур отвлеченный

Печальный бесцветность

Символ ухудшения

Серый может быть осмыслен, как символ мудрого отрыва от жизни или его печального отсутствия.

Рис. 87: Рисунок 28-летней женщины. Серый фон этого рисунка выражает ее “серую печаль”. Серый цвет находится в сильном контрасте с насыщенностью цветов змеи, несет символы целостности (См. также Рис. 99).

Белый

Как это ни парадоксально, но когда белый цвет поглощает все цвета лучей света, он становится бесцветным, как черный и серый цвет.

В зависимости от области земли белый цвет, в основном, ассоциируется с трупами, с высохшими от солнца костями в пустыне, или со снегом и со льдом в более холодных регионах. Поэтому белый обычно связывается с чистотой, с отсутствием чувств и эмоций и со смертью. В Китае и в Индии это цвет траура.

Для контраста: и молоко, животворная жидкость, и соль, придающая вкус еде и важная для жизни — также белые, чем обусловлена связь между белым цветом и жизнью.

Так как белый цвет легко выявляет грязь, его связывают с чистотой и невинностью. На немецком языке есть выражение “eine weisse Weste haben” — “иметь незапятнанную репутацию” — (буквальный перевод означает “носить чистый жилет”), которое на английском языке означает “иметь чистое досье ”.

Белая одежда, без всякого цвета, может легко быть окрашена. “Candidas” на латинском означает “белый”- отсюда и происходит слово «кандидат”. Для обрядов посвящения — таких как крещение, причастие, брак, смерть — часто одеваются белые одежды. Таким образом, белый символизирует готовность быть «перекрашенным», означая готовность принять новое положение.

Естествознание сообщает нам, что белый цвет — это сумма всех цветов или отсутствие всех цветов.

+

Жизнь

Переход в нечто новое

Бессмертие

Свет и чистота

Смерть

Уход от чего-то

Уничтожение

Холодная отчужденность

Белый цвет может быть понят как живительная основа подсознания или как бесчувственное отсутствие всей жизни.

Белая зона может указывать или на то, чего невозможно коснуться (например, особый автономный комплекс) или, с другой стороны, на что-то подобное “окну в вечность”, которое открывает и позволяет вступать неожиданным новым аспектам жизни.(см. Рис. 105).

e. Смешанные Цвета в общих чертах

Рассмотрим пример: темно-синий, как цвет ночного неба или ночной воды, находится между синим и черным цветом.

Символика этого смешанного цвета может быть понята (как мы видели с зеленым, оранжевым и фиолетовым цветами), рассматривая значение цветов, вовлеченных в смесь:

Вывод о двух сторонах черного:

+

Возвращение к лону истока

Подготовка к обновлению

Зачатие новой жизни

Депрессия

Разрушение

Смерть

Вывод о двух сторонах синего:

+

+

Интроверсия

Значимый порядок

Духовность

Восприимчивость

Утрата чувства реальности

Холодный, жесткий порядок

Духовная одержимость

Поглощенность одержимостью

Основываясь на качествах этих двух цветов, можно сделать следующий вывод о двух сторонах темно-синего:

+

+

Мирное возвращение или возрождение

Разрушительная духовная одержимость

Как мы видели на примере темно-синего, все нюансы различных цветовых смесей могут быть поняты символикой вовлеченных цветов.

Как показывает следующий пример, розовый цвет — союз оживляющего или разрушающего красного и животворящего или абсорбирующего белого цвета.

Психологически это указывает, с одной стороны, на возрожденного или инфантильного “розового младенца». С другой стороны, розовый может указывать на красный, из чего состоит свет или смягчен бесцветным белым. Розовый “Камень мудрецов” символизирует цель алхимической работы: союз мужского красного и женского белого.

Помнить надо о двух сторонах каждого архетипа — его конструктивных или разрушительных проявлениях. Какому аспекту этих двух сторон следует дать предпочтение в нашей интерпретации, зависит от контекста всего рисунка.


[1] См. M. Luscher. The Luscher Colour Test.

[2] См., например, книгу о цветовом символизме I. Riedel, FarbsymboliL

[3] O, Kratz (ed.), Goethe und die Naturwissenschaften, p. 172.

[4] M. Ibn Umail, The Book of the Explanations of the Symbols, p. 11, line 13f.

[5] См. Th. Abt and E. Hornung, Knowledge for the Afterlife.

[6] Из J. Itten, Kunst der Farbe, p. 31. Рисунок здесь повернут по часовой стрелке под углом 90 градусов, когда желтый оказывается на левой стороне.

[7] Эксперименты описаны в J. Itten, Kunst der Farbe, p. 82.