05.12.2011
0

Поделиться

Часть 1,1 1,2, 1,3 1,4. Потребность в методе интерпретации изображений по К.Г.Юнгу

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений

Часть 1

Потребность в методе интерпретации изображений по К.Г.Юнгу

Рис. 2 и 3: Наскальные рисунки в пещере Шове, Франция, возраст 32 000 лет.

1.1 В Начале был Образ

Чтобы развить соответствующее отношение к интерпретации изображений, важно прояснить определенные фундаментальные понятия. Что такое образ? Какие функции имеют образы? Образы имеют первичную функцию дляживотных и людей. Прежде всего, восприятие внешнего мира — которое является здесь интерпретацией всех импульсов чувственных органов мозгом — происходят через образы. Нейробиолог Джеральд Хитэр в ходе своего исследования относительно силы образов говорит о союзе того, что видимо во внешнем мире, совмещенного с внутренними образами, как о трансформации внешнего образа в новый особенный «видимый образ», того, что слышимо в «слышимый образ», того, что обоняемо — во внутренний «обоняемый образ», того, что осязаемо во внутренний «осязаемый образ».[i] Если эмоциональное воздействие этих образов достаточно сильное — тогда они достигают сознания.

Сам К.Г. Юнг писал о важности образов: «Это как если бы мы не знали или же постоянно забывали о том, что все, осознаваемое нами — это образ, а образ и есть душа».[ii]

Действительно, мы часто не осведомлены о том факте, что все, приходящее к сознанию, вначале появляется в виде образа. Юнг использовал слово “образ” просто в смысле представления. Психическая сущность может быть представлена — и, соответственно, становится сознательным содержанием — только если она имеет качество образа. Поэтому он называет все сознательные содержания образами, так как они являются отражениями процессов в мозгу.[iii] Он утверждает, что душа состоит из отраженных образов, то есть из простых процессов в мозгу и их бесконечной последовательности репродуцирования. Эти образы имеют качество сознания.[iv] Таким образом, образы, как станет очевидным из этой книги, являются главными в процессе становления сознания.

Как мы уже видим на наскальной живописи во всем мире, даже первые рисунки людей являются не только результатом изображения внешнего восприятия и сознательно намеченного образа. Они также могут, до известной степени, отразить то, что мгновенно констеллируется в бессознательном. Рисуя и раскрашивая такие образы, люди постепенно узнавали о картинах внутреннего мира и могли поделиться с другими тем, что порождалось из бессознательного.Так как любой может установить и изобразить то, что производится из сферы бессознательного, тогда он способен перенести дух из бессознательного в сознательное. Эта способность отмечает “рассвет человеческого духа”.[v]

Следующий наскальный рисунок (Рис. 4) – одно из самых ранних изображений такого опыта, когда нечто духовное из внутреннего мира входит в человеческое сознание. Это так называемый человек-птица из Ласко, доисторической пещеры в западной Франции, возрастом около 17000 лет. Картина найдена в глубокой впадине в пещере и изображает человека с головой птицы. Идея человека-птицы встречается позже в ходе развития человеческой цивилизации снова и снова, например, в Древнем Египте в форме бога Тота, который часто изображался человеком с головой ибиса. Человек-птица – это посредник между этим миром и другим миром души, вестник богов. Это слияние изображений внешнего мира (птицы и человека) и внутренней сферы воображений (человек-птица), как мы видим в Ласко, дает нам знать, что даже во времена неолита люди обменивались информацией об обоих мирах, внешнем и внутреннем.

Рис. 4. Так называемый человек-птица из Ласко, доисторической пещеры в западной Франции, возрастом около 17000 лет.[vi]

1.2. Слово и Образ

Архаичным людям не надо было учиться по книгам, как читать изображения. Как бы то ни было, способность читать “Книгу Природы” была необходима для выживания. Это означало, например, необъяснимую способность “прочитать” следы животных, найти благоприятную возможность для охоты или избежать опасности; или умение в «чтении» неба, предсказывании погоды или «чтении» языка тела людей или животных. Мы все рождаемся с этой способностью толкования изображений. Все маленькие дети и их матери понимают друг друга с помощью языка тела, который является просто языком изображений. У каждого ребенка также есть естественное желание, побуждение и способность красить и рисовать.

Но с развитием и укреплением эго сознания, особенно из-за основных направлений в образовании за последние два столетия, целенаправленное линейное мышление стало нормой. Основные предметы изучения сегодня – это чтение, письмо, грамматика и математика. Обучение линейному мышлению оказалось очень успешным в решении определенных проблем. Рисование и первоначальное «образное мышление» стали менее важными, мало поощрялись в школе и, соответственно, были игнорированы. Сегодня в западном мире линейное мышление — это доминирующий метод адаптации к миру. И понимание связи причины и следствия является доминирующим взглядом на действительность.

По мере возрастающего господства линейного мышления за последние 200 лет способность читать изображения ослабла. Многие люди, соответственно, потеряли веру в свою способность рисовать. Как часто на моих консультациях я слышал возражения: ”Мне никогда не нарисовать фрагмент моего сна – я просто не могу сделать этого! Я же не художник!”
С другой стороны, редко кто колеблется, чтобы записать сон или просто текст, сказав: ”Я же не писатель”.

Эволюция двух методов восприятия сильно связанна с развитием сознания у людей, как видно филогенетическим путем, опять же связана с ростом головного мозга у людей. Мы можем, грубо говоря, сказать, что эта верхняя часть нашего мозга, филогенетически — самая молодая часть четырех частей нашего мозга, так или иначе, она связана с развитием сознания и с дневным миром эго-сознания; тогда как три более старые части нашего мозга, лимбическая система, стволовая часть мозга, так же, как так называемый “кишечный мозг”[vii] — являются частями, которые мы в основном разделяем с нашими предками-животными. (Рис. 5)

Рис. 5. Эта иллюстрация символизирует, как самая молодая, верхняя часть мозга, главным образом, связана с дневным миром и с сознательными функциями, в то время как более старые, более глубокие части мозга, главным образом, связаны с бессознательными процессами. Но мы должны знать, что ночью, конечно же, вся структура мозга погружена в фазы сна.

Так же, как «образное мышление» и линейное мышление связаны соответствующим образом с более старым и молодыми частями мозга, соответствующая специализация существует и между корой двух полушарий головного мозга — современное исследование мозга сделало это очевидным. (Рис. 6). Два способа восприятия — линейный и образно-пространственный — часто связаны с более сильной активностью в одном из двух полушарий нашего мозга. Интенсивное исследование показало, что линейное мышление обычно активизирует, главным образом, левое полушарие, в то время как при пространственном и образном мышлении оба полушария являются активными, с доминированием в правильном полушарии.[viii] (Эти два полушария связаны нервными узлами, называющимися corpus callosum.)

Рис.. 6: Два полушария головного мозга и их доминирующая активность.

Исследование функционирования нашего мозга является очень захватывающим[ix] поскольку реальность бессознательного также проецируется на него. Поэтому можно говорить, до известной степени, о современной мифологии мозга. Будь это правой стороной головного мозга, будь это старые части нашего мозга; бессознательное никогда не может быть установлено и ограничено определенной частью нашего тела, поскольку оно связано со всеми нашими физическими инстинктами.

Несмотря на все доказательства, что есть отношения между нашим духовным восприятием и мозгом, важно помнить, что «психическое – это феноменальный мир в себе, который не может быть сведен ни к мозгу, ни к метафизике».[x]

1.3. Инстинкт и Образ

У животных инстинкты, главным образом, активизируются и ограничиваются образами,[xi] которые приводят в действие что-то изнутри. Например, изображение силуэта хищной птицы на окне вызывает реакцию полета у маленьких птиц (см. Рис. 7). Или когда два кобеля, скажем Бобби и Блесс, дерутся друг с другом и Бобби видит, что он проигрывает, тогда он подставляет свою шею Блессу. Что же теперь делает Блесс? Если только он не невротик, то картина подчинения Бобби немедленно остановит агрессивный пыл Блесса; смысл драки достигнут — стало ясно какая собака лидер.

Рис. 7: Силуэты хищных птиц, которые здесь отмечены с «+», вызывают реакцию полета у уток и у серых гусей. Силуэты без «+» не вызывают такую реакцию.[xii] (12)

Инстинкты связаны с триггер-образами, с образами в органах чувств, как мы уже отметили, включая слуховые образы, обоняемые образы и осязаемые образы. Инстинкты определяют паттерны поведения у животных. На первый взгляд кажется, что инстинктивные реакции — это «все или ничего»: то есть, если побуждение активизировано, оно пересиливает любое другое побуждение. Например, олень, который преследует лань в жару, не будет думать о самосохранении и может стать легкой добычей для охотника. Но даже животные могут гибко вести себя в некоторых ситуациях, выбирая из них менее конфликтную. Например, если опасность угрожает птице, которая высиживает яйца, она может сначала выбрать ситуацию — остаться и защитить свои яйца (инстинкт воспроизводства); но позже, если опасность подходит слишком близко, птица может вдруг улететь (инстинкт самосохранения).

Инстинкты также сильно влияют на поведение людей. В людях мы находим базисные паттерны поведения, которыми мы связанны с предками наших животных. Эти паттерны включают, например, самоутверждение и воспроизводство. Каждый инстинкт сопряжен с определенными образами, которые регулируют его деятельность и дают ему свое определенное значение и степень. Говоря об инстинкте в этой книге, я имею в виду то, что обычно понимают под этим словом, «а именно, импульс (= побуждение) к определенным действиям. Импульс может идти от внутреннего или внешнего стимула, который психически приводит в действие механизм инстинкта».[xiii] Юнг объясняет, что «аморфных инстинктов фактически не существует, то есть каждый инстинкт несет в себе паттерн соответствующей ему ситуации. Он всегда воплощает некий образ с неизменно присущими ему чертами. Если недостает одного из условий, инстинкт не срабатывает, потому что он не может существовать без своего полного паттерна, без его образа.. Мы можем сказать, что образ представляет значение инстинкта».[xiv]

По сравнению с животными, люди имеют большую способность управлять своими побуждениями и дифференцировать свое поведение, выбирая сознательно, так как они владеют определенным количеством психической энергии, так называемой свободной волей. Они развили эго-сознание, позволяющее им принять решения в конфликтных ситуациях. Психолог Мария-Луиза фон Франц утверждает, что в результате эволюции, человеческое эго-сознание появилось как удачная согласованность между эквивалентами различных инстинктов в воображении.[xv] Связывающая сила, которая скрепляет эти эквиваленты в воображении, является свойством сознания.[xvi]

Доказательством этого появляющегося эго-сознания могут служить бесчисленные наскальные рисунки от руки во всем мире, некоторым из них — более чем 30 000 лет. Они могут восприниматься как выражение осмысления: «Вот я в этом мире. Я есть!» На этих рисунках мы можем видеть другой символ рассвета человеческого духа (Рис. 8 и 9).

Рис. 8: Ручные узоры на скалах могут быть найдены во всем мире. Эти из Арнем-Ленда, из Северной территории Австралии.[xvii] Они являются выражением: «Вот я». Это -рассвет человеческого духа.

Рис. 9: Ручные узоры из пещеры Шове во Франции; 32,000 лет.

Инстинкт



Образ= Инстинктивная регуляция

   

-типичные образы или триггеры

— форма и степень – значение- символ

Биологический Инстинктивный Динамизм



Значимый порядок

Жизнь

 

Дух, независимый от эго или интеллекта

Рис. 10. Саморегулирующаяся (компенсаторная) связь между инстинктом и образом.

Человеческая душа, также как и тело — саморегулирующаяся система. Инстинкт и образ, импульсивный динамизм и духовный (= значимый) порядок находятся в постоянной компенсаторной связи — это система “разделения власти”. Это взаимодействие отражено здесь, на Рис.10.

К.Г. Юнг размышляет далее над этой связью между инстинктом и инстинктивным регулированием в своей последней работе «Таинство Воссоединения». Его утверждения открывают “религиозное измерение” изображений из внутреннего мира: «Изначальная связь между образом и инстинктом объясняет взаимозависимость инстинкта и религии в самом общем смысле. Между этими двумя сферами существуют отношения взаимной компенсации, и под «инстинктом» мы должны понимать не просто «Эрос», а все, что идет по именем «инстинкт”.

“Религия” на примитивном уровне представляет собой психическую регулирующую систему, скоординированную [компенсаторным способом— примечание автора] с динамизмом инстинкта. На высшем уровне эта изначальная взаимозависимость иногда утрачивается, и тогда религия может легко начать противодействовать инстинкту, в результате чего первоначальные компенсирующие отношения вырождаются в конфликт, религия “окаменевает” в формализме, и инстинкт теряет свою силу. Раскол такого рода не происходит в результате простой случайности и не является бессмысленной катастрофой. Он, скорее, заложен в природе самого эволюционного процесса, в расширении и дифференциации сознания. Ибо, как не бывает энергии без напряжения между противоположностями, так не может быть сознания без восприятия различий. Но любое более сильное подчеркивание различий приводит к полярности и, в конце концов, к конфликту, который поддерживает необходимое напряжение между противоположностями. Это напряжение требуется, с одной стороны, для увеличения производства энергии, а с другой — для дальнейшей дифференциации различий; и то, и другое, является обязательным условиям для развития сознания».[xviii]

Когда люди задерживают поток непонятного или бессмысленного побуждения (агрессии, сексуального импульса, принуждения, влечения и т.д.) – это и есть акт рефлексии. Юнг расценивал эту возможность осуществлять рефлекторную реакцию – человеческим побуждением: именно это побуждение делает нас человеком. Он пишет: «Существует другой инстинкт у людей, отличающийся от побуждения к деятельности, который можно назвать рефлективным инстинктом. Обычно мы не думаем о «рефлексии» как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает «обращенный назад» и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация. Благодаря этому вмешательству, психические процессы оказывают давление на импульс к действию, возбужденный стимулом. Поэтому, прежде чем разрядиться во внешнем мире, импульс смещается во внутрипсихическую функцию. Reflexio – это обращенность к внутреннему миру, при которой вместо инстинктивной реакции происходит последовательность производных содержаний и состояний, называемая рефлексией или обдумыванием, таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса».[xix] Немного позже Юнг проясняет трансформацию инстинктивного стимула в изображение: «Богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. Рефлексия повторно разыгрывает процесс возбуждения, давая толчок серии внутрипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. Это может происходить, например в речи; или может появиться в форме абстрактного мышления, драматического представления, или этического поведения; или снова, в научном достижении или в произведении искусства».[xx] То, что было естественным импульсом становится сознательным, например медвежий импульс изображен как человек-медведь или импульс птицы как человек-птица.Юнг расценивал эту рефлексию и, отсюда же, трансформацию побудительного импульса в сознательное психическое содержание (которое присутствует в образе, как мы уже видели) — как «культурный инстинкт par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы».[xxi] Теперь рассмотрим, как импульсивное регулирование у людей имеет универсальные паттерны.

1.4. Универсальные паттерны воображения


Как ранее было указано, инстинкты животных активизируются и ограничиваются изображениями, которые запускаются изнутри. При сопоставлении с различными инстинктами, мы также находим общие паттерны чувств, идей, символических образов, суждений и т.д. в людях.
Вот пример: общества охотников и собирателей связаны с духовной стороной жизни благодаря тем представителям племен, у которых есть особенная способность общаться с духовными силами потустороннего мира. Их называют знахарями или шаманами. В 1945 г., исследователь в этой области, A.П. Элкин, написал о своих исследованиях по австралийскому континенту: «На первый взгляд, нет ничего более удивительного в антропологической литературе и в исследованиях, чем описания знахарей-аборигенов Австралии способов, которыми они получили свою власть. Но […] поразительный факт не в сверхъестественности этих подробностей, а в их сходстве на огромных территориях континента и даже на крайне обособленных территориях. Другими словами, мы столкнулись лицом к лицу с установленным паттерном ритуального опыта, посредством которого появлялись знахари».[xxii]

Другие этнологи также описали такие «установленные паттерны ритуального опыта», относя их к схожим ритуалам вне пределов Австралии и, фактически, по всему миру. Мы сталкиваемся с универсальным явлением, которое необъяснимо миграцией. То, что такие паттерны, так или иначе, являются частью человеческой натуры, стало очевидным с помощью сравнительного исследования религии, мифологии и социального поведения, обнаруживая, что их основные структуры наделены множеством схожих особенностей.[xxiii] Мы находим такие аналоги среди культур, которые, естественно, не имели никакого отношения друг к другу. Примеры со всего мира показывают, что люди, в какой — то мере, «запрограммированны» своими инстинктами, но приобрели определенную степень свободы воли. (см. Рис. 11).[xxiv]

В дополнение к этим внешним ситуациям и мифологическим идеям, К.Г. Юнг также обратил внимание на то, что в снах современных людей, довольно часто появляются мысли и эпизоды, содержащие мифологические элементы, которые абсолютно неизвестны сновидцу.

(a) (b) (c)

Рис. 11. Примеры «вспышки бровей», стемительное движение бровей в знак выражения готовности установить социальный контакт замеченные в каждой культуре. Эти наблюдения были сделаны этологом Иренеусом Эйбл-Эйбесфельдтом, который наглядно показал, что люди в определенной степени «предопределены» своими инстинктами. Кадры выше (a) показывают француженку (b) яномами (c) балийца.[xxv] (27)

В детских снах в частности он нашел внушительное доказательство того, что нечто внутри — духовный фактор, неизвестный сновидцу — знает несколько больше, чем человек, видящий сон.[xxvi] Это не ново для обществ охотников и собирателей. Например, хорошо документировано то, что традиционные люди наскапи даже говорят о внутреннем, более значительном человеке, который знает больше, чем мы, и который разговаривает с нами во снах.[xxvii]

Все эти наблюдения привели психиатра К.Г. Юнга к предположению, что в человеческой душе, должно быть, существуют систематизированные факторы, которые формируют и выстраивают человеческие мысли и чувства. В соответствии с Западными традициями, он назвал эти основные духовные структуры архетипами. Он назвал, как уже было упомянуто, центрирующий архетип, являющийся основой развития эго сознания Самостью. Обычно люди не осознают эти архетипы, которые являются унаследованными базовыми структурами коллективного бессознательного людей.


[i] G. Hiither, Die Macht der inneren Bilder (Сила внутренних образов), p. 22f.

[ii] C.G. Jung, Alchemical Studies [Coll. Works 13), § 75.

[iii] C.G. Jung, Structure and Dynamics of the Psyche [Coll. Works 8], § 608.

[iv] C.G. Jung, Structure and Dynamics of the Psyche [Coll. Works 8], § 610.

[v] Эти размышления далее развиваются в выставке наскального искусства со всех континентов, названной «Заря человеческого духа». Она открылась в Кельне, в Германии, в 2000 году под названием «Am Anfang war das Bild».

[vi] J. Clottes and D. Lewis-Williams, Schamanen, p. 36

[vii] Наш пищеварительный тракт оснащен энтеральной нервной системой, которая считается в своем роде сложным целостным мозгом. См. Michael D. Gershon, The Second Brain.

[viii] Главным образом, основываясь на исследованиях Роджера Уолкотта Сперри, за которые он получил Нобелевскую премию в 1981 г.

[ix] См., например, G.M. Edelman and G. Tononi, A Universe of Consciousness и G. Hiither, Die Welt der inneren Bilder. Бетти Эдвардс (Betty Edwards) написала превосходную и полезную книгу Drawing on the Right Side of the Brain о том, как восстановить и выпустить на свободу свои способности к рисованию. Шаг за шагом показано, как научиться доверять своим врожденным способностям видеть и даже рисовать портреты.

[x] См. C.G. Jung, Mysterium Coniunctionis, [Coll. Works 14], § 673 (курсив мой).

[xi] Зоологи используют для таких образов термин «триггер».

[xii] См. N. Tinbergen, The Study of Instinct, Chapter: «Behaviour as Reaction to External Stimuli-Sign Stimuli», p. 32.

[xiii] C.G. Jung, Psychological Types [Coll. Works 6], § 765, «Definitions».

[xiv] C.G. Jung, Structure and Dynamics of the Psyche [Coll. Works 8], § 398.

[xv] M.-L. von Franz, Patterns of Creativity Mirrored in Creation Myths, p. 104f.

[xvi] C.G. Jung, Structure and Dynamics of the Psyche [Coll. Works 8], §611.

[xvii] G. Chaloupka, Journey in Time, pp. 212-213.

[xviii] C.G. Jung, Mysterium Coniunctionis [Coll. Works 14], § 603.

[xix] C.G. Jung, Structure and Dynamics of the Psyche [Coll. Works 8], § 241.

[xx] C.G. Jung, op. cit, § 242.

[xxi] C.G. Jung, op. cit., § 243.

[xxii] A.P. Elkin, Aboriginal Men of High Degree: Initiation and Sorcery in the World’s Oldest Tradition, p. 18

[xxiii] См., например, работы М. Элиаде и И. Эйбл-Эйбесфельдт.

[xxiv] См. I. Eibl-Eibesfeldt, Human Ethology, pp. 86-87

[xxv] I. Eibl-Eibesfeldt, Human Ethology, p. 457.

[xxvi] C.G. Jung, Seminare Kindertraume (on Children’s Dream Seminars), p. 28.

[xxvii] F.G. Speck, NaskapiThe Savage Hunters of the Labrador Peninsula, p. 35.

Пер. Марина Мкртчян ред. Sedric