06.02.2012
0

Поделиться

Часть 3,1 3,2. Амплификация материальных аспектов

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений

Часть 3

3.1 Ассоциации и амплификации

Рис. 31: “Орел, летающий в небе и жаба, ползающая по земле, содержат в себе тайну

( Magisterium)”- говорится в латинском тексте. Противоположностям нужно всегда цепляться друг за друга.

ИзSymbola aurea mensa Михаэля Майера, стр. 192.

Зигмунд Фрейд использовал метод свободных ассоциаций своих пациентов для интерпретации сновидений. Он позволял им начинать с разных фрагментов сновидений, и этим методом ассоциаций суметь войти в бессознательное, как он это называл. K.Г. Юнг, который в начале следовал этому подходу у Фрейда, понял, однако, что такая свободная ассоциация может также с чего угодно, и что свободные ассоциации неизбежно ведут к бессознательным комплексам человека.

Когда К.Г. Юнг попытался понять свои собственные сны и сны работающих с ним людей, он увидел, что когда хотел выяснить — какие символы сновидений выражаются в их собственных, на них нужно было сосредоточиться. Поэтому Юнг начал применять упорядоченные ассоциации для каждого фрагмента и символа (см. Рис. 32). Личные ассоциации по различным фрагментам и символам, как и личные воспоминания, чувства и т.д., — являются одним и тем же. Затем также должны быть накоплены безличные ассоциации, так как они дают важные подсказки для понимания степени архетипичного или надличностного в сновидениях. Эти безличные ассоциации он назвал амплификациями.[1]

Рис. 32: Метод амплификации сновидения согласно К.Г. Юнгу. Группа амплификаций (O) и личных ассоциаций (Ф) проясняют различные символы (1-4) из сновидений и позволяет увидеть его главный смысл (5).

Таким способом, животворящее значение символов сновидения может быть связано с сознанием.

Мы применяем тот же метод к различным элементам рисунка, считая, что он указывает на нечто неизвестное, как сновидение. Чтобы это неизвестное значение стало понятным, мы собираем все соответствующие ассоциации и амплификации вокруг каждого фрагмента. Различные элементы рисунка, которые проясняются таким образом, наконец указывают на единое значение образа.

Во время аналитического часа, когда нам дают рисунок, полезно позволить автору рассказать нам о личных ассоциациях, отвечая на такие вопросы, как: Чем было вызвано создание рисунка? Какова была отправная точка? Что потом пришло на ум? Таким образом рисунок все время остается в центре внимания, защищенный от наших предубеждений или проекций.

Работа амплификации, которая фокусируется на архетипическом уровне души (в начале анализа) больше похожа на подготовительную работу аналитика. Она может быть проделана в одиночестве или в рамках часа наблюдения или группы наблюдения. Существенной методологической рекомендацией в просмотре рисунка клиента в группе наблюдения является сохранение почтительного отношения и к рисунку, и к клиенту, который создал его, — как если бы клиент присутствовал в группе. «Инструменты» для работы с амплификациями представлены в следующих главах.

3.2 Амплификация материальных аспектов

Материал – это первый выбор (если он возможен) для автора рисунка. Он может, в самом деле, поведать нам кое о чем.

Сейчас мы просто рассмотрим несколько видов материала для создания рисунка. Они служат в качестве примеров для всех других видов материала.

а. Лист

Качество выбранного листка бумаги отображает значение, данное образу, всплывающему из глубины. Как было уже сказано, всегда есть две возможности для интерпретации каждого такого критерия. Если, например, кто-то выбрал туалетную бумагу, то это укажет на низкую оценку того, что нарисовано. Но это может быть также намеком на способности рисующего, которые позволяют коллективным ценностям сделать самый низкий материал переносчиком символических проявлений души.

Рис. 33: Рисунок нарисован 51-летней женщиной. Использование этого вида бумаги (газета) может указывать также на весьма спонтанное решение привнести отображенную эмоцию — красную лошадь, как назвала это женщина, — в форму. Но это может также указывать на низкую оценку, данную животному импульсу. Мы вернемся к этому рисунку позже (см. также Рис. 94 на стp. 119).

б. Средство

Если рисунок создается с использованием определенного средства, и. опять-таки, если есть возможность выбора, то мы можем амплифицировать значение средства. Сначала посмотрим на особенности различных средств и затем обратимся к психологической формулировке. Это — главная методика, которую мы применим к каждому аспекту, рассматриваемому в интерпретации. Который из различных методов осмысления каждого критерия будет верным — будет полностью зависеть от содержания изучаемого рисунка. Это прояснится во время работы по интерпретации.

Карандаш

Особенности: стирается и нет цвета, как такового.Однако, наряду с этими признаками существуют также огромные варианты всевозможных нюансов в случае, когда мы, например, размышляем над карандашными рисунками Альбрехта Дюрера.

Психологическая интерпретация: использование карандаша может указывать на то, что автор еще не определился по содержанию рисунка, и избегает “признания в цвете” (как мы это называем на немецком), но сохраняет контроль над эмоциями из страха перед противоречиями с реальностью психологического фона. Но в ходе работы над созданием рисунка карандаш, как средство, зависимое от всего контекста, может указывать также на сосредоточение главных особенностей изображаемого, а также на старательность приданию точной формы (насколько это возможно) образу из внутреннего мира.(см. Рис. 34).

Чернила

Особенности: В отличие от карандаша, чернила нелегко исправить. Они растекаются, а контраст черно-белого позволяет тонким нюансам и настроениям визуализироваться, как на черно-белой фотографии.

Психологическая интерпретация: автор «не признает никакого цвета». Между черно-белым возможен холодный контраст. Но это также может указывать на сосредоточение на главных особенностях темы, а также на отвагу, позволяющую внутренним силам циркулировать и «позволять вещам происходить». В японской живописи тушью это искусство развилось в путь дзен (см. Рис. 93 на стp. 118).

Цветной карандаш

Особенности: рисунок становится красочным, но может быть грубым, хрупким и сухим. С другой стороны, этот способ может также привести к весьма прекрасным, глубоко продуманным и дифференцированным рисункам (см. Рис. 35).

Рис. 34: Рисунок нарисован 38-летним мужчиной. Был сделан в начале его исследования, чтобы показать мне его ситуацию. Карандаш, как способ использования, указывает, с одной стороны, на страх показать эмоции и на утрату контроля над точностью выполнения рисунка. Но с другой стороны, он может также указывать на потребность создания насколько возможно точного образа с возможностью последующего его стирания. Мы возвратимся к этому рисунку позже (см. также Рис. 90 на стp. 114).

Рис. 35: Рисунок 45-летней женщины, сделанный цветными карандашами. Самопроизвольное выражение очень сильного чувства к чему-то живому, реально существующему в ее душе. Постоянное и сознательное отношение к этому другому миру привело к совершенно неожиданным открытиям внутренних ценностей (см. также Рис. 62 на стp. 83).

Психологическая интерпретация: рисунок красочен и вносит эмоциональный фон, который еще вполне контролируем. Может указывать на старательное изложение чего-то эмоционального, но оно может также одновременно указывать на амбивалентность между “признанием в цвете” и контролем эмоций.

Рисование пальцем

Особенности: Это — способ, который может использоваться совершенно спонтанно. Его обожают дети. Раскрашивание отдельных частей дается нелегко. Пальцы автора сами выражают его мысли прямо на рисунке.

Психологическая интерпретация: Это — прямое самопроизвольное выражение эмоций, но также может указывать на все еще недифференцированную эмоциональность (см. Рис. 36 и 37).

Рис. 36: На рисунке — сначала спонтанная, все же вдохновляющая попытка выразить сильно пронизанный страх перед мышами. (см. также Рис. 15 на стp. 34).

Рис. 37: Первая попытка использования цвета мужчиной, нарисовавшим рис. 34. Спонтанное выражение эмоций сочетается с хорошо структурированной сеткой черных линий.

Шариковая ручка

Особенности: шариковая ручка — часто используемый инструмент письма, практичный и функциональный. Им хорошо пользоваться, когда нужны четкие линии, но трудно для заполнения пространства цветом.

Психологическая интерпретация: рисунки, сделанные шариковой ручкой, могут указывать на сухое, воздержанное, холодное и даже небрежное выражение или на самопроизвольное,четкое, лишенное фантазии, практичное, безусловно решительное выражение.

Акварель

Особенности: Это инструмент по своей природе растекающийся, часто расплывающийся поразительно-непредсказуемым путем. Трудно исправить акварель, и от фоновой работы сильно зависит, какой выйдет рисунок.

Психологическая интерпретация: Этот способ допускает нюансы на эмоциональном уровне. Он требует открытости к самопроизвольным проявлениям объективной души. Но, с другой стороны, он может также отразить неопределенное отношение, характеризуемое мечтательностью и слишком слабым эго (Рис. 38 и 39).

Рис. 39: Рисунок 28-летней женщины, показывающей большую тревогу, чтобы изобразить то эмоциональное потрясение, которое было вызвано этой змеей.

Рис. 38: Спонтанный рисунок пейзажа, сделанный 27-летним мужчиной с проблемой гендерной идентичности. Противоположностиземли, моря и небес расплывчатые.

Масляная краска

Особенности: Работа с этим способом требует значительных усилий. Нужно изучить технику окраски масляными красками. Допускает самое дифференцированное выражение и, в отличие от акварели, исправление достаточно легкое.

Психологическая интерпретация: Этот способ может отображать глубокую причастность автора к тому, что изображено, так сказать, удовлетворенность только самым лучшим. Или он может указывать на отношение, требующее контроля, усмирения, подавления и перфекционизма.

Смешение различных форм выражения

Особенности: Когда мы, например, видим на рисунке, что карандаш и акварель использованы вместе, мы можем понять такое соединение двух способов амплификацией каждого из них, и затем объединив эти два, снова обращаемся к интерпретации уже двояко.

Психологическая интерпретация: сочетание карандаша и акварели может указывать на разладили амбивалентность между управлением (карандашом) и позволением вещам происходить (акварель). Но с другой стороны, это сочетание может также указывать на некоторое особенное внимание к изображенному для выражения дополняющих друг друга форм души.

Рис. 40: Рисунок 27-летнего мужчины. Карандаш, используемый вместе с акварелью, указывает здесь скорее на амбивалентность автора между карандашом, который допускает безусловно определенные формы с одной стороны, и самопроизвольный поток акварели с другой стороны (см. также Рис. 150 на стp. 166).

г. Структура

Сильная структура – это элемент порядка, и может указывать на устрашающее, суровое и строгое отношение к смыслу рисунка. Но она может также указывать на нечто высоко ценное внутри структуры — то, что должно быть сильно защищено.

Полное отсутствие структуры может указывать на состояние одержимости содержанием, которое не вместить в структуру. Это особенно часто случается, когда есть фрагменты, обрывающиеся на краю листа. Это может быть знаком, что в процессе создания рисунка, эго-сознание больше не является центром структурирования, указывая на слабое эго или еще хуже, на шизоидную структуру. Но также это может означать, что в данное время, изображенное содержание слишком огромно и непостижимо для понимания в рамках сознательной структуры автора в текущем времени.

д. Формат

Рисунок очень крупных размеров может указывать на большую важность и ценность того, что изображено. Но это может также быть выражением тенденции к грандиозности, преувеличению илигордыне.

Очень маленький размер, с другой стороны, может указывать на презрительное, устрашающее или скромное отношение к тому, что выходит из внутреннего мира снов и фантазий. Но это может также отображать насыщенность чего-то драгоценного, как мы видим, например, в персидских миниатюрах.

В ряде созданных рисунков значительное изменение размера может указывать на нестабильного и беспокойного амбивалентного человека, колеблющегося, например, между чувством грандиозности и неполноценности, или оно может отражать потребность сосредоточить и периодически увеличивать взгляды на определенные аспекты, чтобы увидеть яснее, а, с другой стороны, не терять из виду больший контекст.

Различие между форматом портрета или пейзажным форматом — дальнейший ценный критерий для понимания рисунка. Мы понимаем эти два формата в их архетипичном значении, если считаем, что они оба отклоняются определенным способом от квадрата (см. Рис. 41).

Рис. 41: Формат портрета и пейзажный формат, показаны в соотношении к квадрату. У пейзажного формата есть относительно больше связи с землей.

Квадрат изображает полностью сбалансированный порядок между любым типом противоположностей (выраженный горизонтальными и вертикальными линиями): тело и дух, земля и небо, время и пространство, и т.д. Именно из этого статического порядка эти два формата перемещаются в то или иное противоположное направление.

Портретный формат: Это может быть понято, как стремление к духовности или большей глубине, к поиску очищения значения от конкретной ситуации. Нам это напоминает о картинах Эль Греко или о готическом стиле. Но он также указывает на попытку избежать неопровержимых фактов действительности, и, таким образом, это указывает на тенденцию потери контакта с землей.

Пейзажный формат: Этот формат сильно связан с землей. Мы, в общем, можем думать о картинах Рубенса или Ренессанса, о времени, когда вновь была открыта ценность матери-земли в Европе. Но, с другой стороны, этот формат может также указывать на контакт с матерью-землей, где превалирование горизонтального над вертикальным указывает, что эго сознание преобладает, таким образом, вызывая потерю высоты.[2]

Изменение портретного формата в пейзажный портрет в серии рисунков может указывать в общем акцентировать на изменении отношения или на новое качество содержания. Оно может быть понято, как преобразование от более духовного отношения к изображенному содержанию — для осмысления здесь и сейчас. Но оно может также подчеркивать потерю более духовного отношения и запутанности в конкретизации.

Рис.42: Переход от портретного формата к пейзажному в серии рисунков.

Если мы встречаем переход от пейзажного формата к портретному, это указывает на приобретение более символического или духовного отношения к конкретной ситуации или к главной мысли; или тот же факт может отразить попытку избежать фактов действительности жизни, с которыми в данное время, по крайней мере, слишком трудно иметь дело.

Рис.43: Переход от пейзажного формата к портретному в серии рисунков.


[1] См. C.G. Jung, Psychology and Alchemy [Coll. Works 12], § 403.. Этот метод собирания “необходимых ассоциаций” для объяснения внутреннего значения символов был заново открыт К.Г. Юнгом, который в то время не мог знать, что старые мастера арабской алхимии уже использовали этот метод за сотни лет до него. Мухаммад бен Ахмад Абу аль-Касим аль-Ирак (XII в.) даже использует выражение “необходимые ассоциации”, обозначающее то самое, что и “амплификация” в своей книге: «The Acquired Knowledge Concerning the Cultivation of Gold» (на арабском: al-‘flm al-muktasab ft zirS’at ad- dahab), pp. 55-57.

[2] C.G. Jung, Psychology and Alchemy [Coll. Works 12], § 287.

Пер Марина Мкртчян (Ред Sedric)