Томас Мур
Жизнь на работе
Глава 11
Работать значит молиться
Когда вы делаете что-то, вы должны сжечь себя дотла, сгореть, как хороший костёр, не оставив никакого следа.[1]
Сюнрю Судзуки
Мулла Насреддин устроился работать грузчиком на базаре. Однажды ему пришлось загружать мешки с зерном на тележку. Бригадир заметил, что он нес один мешок в то время как другие рабочие несли по два каждый. Старшина спросил Насреддина: «Почему ты носишь только один мешок, когда все остальные переносят по два?» Насреддин ответил: «Я не настолько ленив, чтобы совершать одну ходку, когда могу совершить две».
На поверхности суфийские истории о Насреддине, трикстере, святом человеке и учителе, звучат просто как шутки, но на более глубоком уровне они содержат в себе духовный урок. Эта история рассказывает о том, что с духовной точки зрения работа может иметь мотивы, далеко выходящие за пределы простого выполнения работы. Насреддин живет по своим собственным правилам, чем он озадачивал и досаждал власть предержащим. Он пытается избежать тяжкого труда, или он живет вне принятых норм общества? Поскольку суфийские истории учат глубоким истинам, есть ли какая-то основная идея о работе, которая сокрыта в этой заставляющей думать истории?
Иисус поведал похожую историю о работниках на винограднике. Некоторые приходили рано утром, некоторые в середине дня, а некоторые во второй половине дня, и всем им он заплатили одинаково. Кажется, в этом нет смысла. Некоторые рассматривают эту историю как метафору освобождения от грехов, но недавние исследования предполагают, что речь идет о радикальном сдвиге в ценностях, сдвиге, который мог бы повлиять на то, как вы работаете.
Перемена ценностей
Истории Иисуса и Насреддина имеют много последствий, но давайте остановимся на одном из них. Когда вы обдумываете духовные аспекты работы, вы должны использовать логику, отличную от мирских рассуждений. Вы могли бы выйти за пределы вопросов заработной оплаты, часов, обязанностей и возможностей для того, чтобы рассмотреть вопрос этики, в том числе социальный вклад работы. В то время как заработная плата и связанные с ней вопросы имеют важное значение, такая работа в конечном итоге могла бы дать вам более глубокое удовлетворение для развития своего духовного видение работы.
Вы работаете не для того, чтобы получить почасовую оплату, как все вокруг вас. Нечто подобное говорят родители, советуя ребенку «не иди на работу только ради денег». Не беспокойтесь о математике, которая гарантирует вам выверенную оплату за ваш труд; рассмотрите и другие причины для работы. Шагните за пределы логики товарно-денежных отношений.
Если человек состоит из тела, души и духа — очень древнее определение человека — то каждый из нас имеет духовные, физические и эмоциональные потребности. Духовность влияет на вашу работу в трех ключевых областях: она приводит нас к участию в работе, которая дает жизни смысл; она призывает нас выполнять работу, которая является этичной и которая реализуется этичным способом; она вдохновляет нас делать работу, которая вносит свой вклад в развитие общества.
Эти три критерия помогут сузить возможные варианты, и вы встанете на путь к работе, которая вам подходит. Некоторые виды работ будут иметь смысл для вас, но, вероятно, очень многие будут казаться бессмысленными. Они могут иметь значение для какого-то другого человек, но вы уникальны. Смысл является одним из аспектов вашего духовного мировоззрения.
У меня есть подруга и бывшая клиентка, Сьюзи, которая работала страховым агентом, когда я впервые встретил ее. У неё были надежды на создание собственного бизнеса в этой области. Но он не подходил ей, и он не была успешна. Она пришла ко мне в депрессии, она не видела никакой связи между её работой и её опустошённостью.
Затем она получила интересную должность менеджера в музыкальной группе. Это был шаг вперед для нее, и она нашла гораздо больше смысла в этой работе по сравнению со страхованием. Она провела несколько лет, выполняя трудную работу организации выступлений для группы, заботах о разных деталях и деньгах. Я думал, что она нашла свое призвание.
Но Сьюзи всегда выражала большой интерес к психологии. Когда я впервые познакомился с ней, я заметил как высоко она ценит работу психотерапевтов, она почти почитала эту работу. В течение нескольких лет я ничего о ней не слышал, а потом случайно наткнулся на нее. Она тогда проходила процессе обучения, чтобы стать терапевтом, и я никогда не видел ее счастливее. «Мне всегда нравилась моя работа, даже некоторые аспекты страхования, но я никогда не чувствовала, что это было действительно значимо меня», — сказала она.
Извилистый путь Сюзи является примером того, как духовные вопросы могут помочь человеку найти работу своей жизни. Ее желание помочь людям было очевидно во всех её занятиях, но оно вышло на первый план в решении стать психотерапевтом. В процессе обучения она чувствовала себя несколько смущенной, будучи старше своих сокурсников, и зарабатывающая очень небольшие деньги. Но эта нелепость является частью этой истории.
В моей семье в вопросе карьеры ключевым решение является решение моего отца в начале своей карьеры в качестве сантехника стать учителем, а не создать свой собственный бизнес. Он хорошо знал, что он мог бы заработать гораздо больше денег в бизнесе, но он также знал, что любил преподавать. Ему всегда нравилось учить людей чему угодно, от сантехники до спорта, и у всегда было любопытство к миру природы. В своей преподавательской деятельности он особенно любил учить и говорить о воде и ее месте в обществе.
На протяжении многих лет я думаю, что моя мать и отец пожалели, что не заработали больше денег, чем могли бы, принимая другие решения, но они знали, что мой отец должен был идти по пути учителя. Для всех в семье было очевидно, что он был рожден, чтобы учить. Большое беспокойство о духовных ценностях мой отец, несомненно, передал мне.
Сегодня многие люди отказываются от своих корпоративных мест ради должностей, которые более социально ориентированы и больше находятся в гармонии с их ценностями. Некоторые принимают резки решения, как будто это предотвратит их от падения. Газеты рассказывают об управленце, который разрубил топором свой офисный стол. Пианист, разочарованный пустотой, которую он ощутил во время концертных туров, сбросил фортепиано из окна второго этажа.
Большинство людей меняются менее впечатляюще. Они могут принять сокращение в оплате труда, чтобы выполнять работу, которая совпадет с их новым видением и ценностями. Они могут прийти к осознанию того, что работа в компании с испорченными ценностями заражает их, и в конечном счете, это безнравственно. Или, может быть, работа просто слишком прагматична и не говорит о необходимости сделать что-то стоящее.
Этика, часть духовной практики
Духовные практики, такие как посещения церкви, медитации, практики духовных видов йоги, молитвы оказывают влияние на психологию и характер людей. Они растут, чтобы чувствовать заботу о человечестве и хотят делать добро миру. Они становятся более этичными посредством своего духовного восприятия.
Старый стиль этики просто учит людей делать правильные вещи. Но сегодня мы можем понять этику как нечто более глубоко укоренившееся. Вы можете быть этичными из-за вашей эмпатии к ближнему или из-за вашей признательности миру природы и животным. Вы можете понять как в обществе все мы взаимосвязаны, и что чувство мирового единства вдохновляет вас на улучшение уровня этического поведения во всем мире. Сформировавшись под влиянием этих глубоких этических вопросов, вы можете найти работу, которая воплощает в себе ваши ценности и не создает диссонанс между вашими этическими идеями и работой, которую вы делаете.
Если вы занимаете должность, которая противоречит вашей этике, то вы разделены: ваши личные ценности движутся в одном направлении, а ваша работу в другом. Поскольку этика коренится в ваших эмоциях и видении, вы будете чувствовать разлад с самим собой. Ваша работа будет тревожной, и вы никогда не доберетесь до точки, где почувствуете, что нашли своё дело. Этика играет глубокую и центральную роль в этом поиске.
Вы могли бы руководствоваться своей этикой по отношению к работе, которую вы хотите найти. Когда вы становитесь старше, ваши этическая чувствительность, вероятно, изменится и созреет, ваше ощущение того, что вы более или менее подходите для работы, которой занимаетесь, изменится соответствующим образом. По мере развития вашей этики, вы можете следить за этими изменениями и двигаться в сторону того вида работы, который будет вас удовлетворять. Часть вас, которая должна быть наполнена — ваша духовность, и часть этой духовности — ваше чувство ценностей.
Путь к делу всей жизни — динамичный процесс. Для большинства людей он состоит из множества этапов. В то время как вы развиваетесь как личность, ваши идеи о работе соответственно изменяются и приближаются к вашей цели — значимой работе. Будьте верны своей этике, и у вас будет больше шансов узнать чем заниматься в жизни.
Следование своим ценностям приведет вас в больший мир — форму трансцендентного — где вам придётся вырасти в большую личность. Нельсон Мандела стал адвокатом и работал с бедными. Этот опыт привел его к местному руководству в реформировании общества апартеида и, наконец, на пост президента своей страны. Необходимость улучшить жизнь своего народа и этический вызов, который им двигал, позволили ему стать тем, кто он есть.
Бизнес как часть духовной практики
Если что-нибудь в нашей повседневной жизни представляется чисто светским, так это бизнес. Бизнес фокусируется на деньгах, маркетинге, и кажется, что прибыли движутся в направлении, прямо противоположном духовности. И тем не менее, бизнес-лидеры сегодня посещают конференции и семинары по вопросам духовности с пламенной надеждой, что они помогут их бизнесу и личной жизни. Многие чувствуют себя запачканными, работая только с целью получения прибыли и зарабатывания денег. Они ищут варианты.
Не достаточно просто связать духовность с бизнесом или добавить её в качестве бонуса. Вы можете открыть для себя духовные элементы в практике самого бизнеса, а затем сделать их более заметными и эффективными. Когда духовность, присущая бизнесу, становится яснее, работники могли бы иметь больше шансов заниматься работой, которая их вдохновляет является их делом жизни.
Духовность в работе полностью и всецело совместима с удовольствием от работы, вниманием к деталям и надеждой на прибыль. Я смотрю на маркетинг моих книг как на часть духовной практики, и мои надежды на финансовый успех поддерживают духовность моей работы. Деньги могут стать помехой, но сами по себе они являются ключевым элементом в содержательной жизни.
Бизнес, даже с его беспокойством о прибыли, играет важную роль в обществе, предоставляя товары и услуги, предлагая рабочие места и финансовую поддержку для общественной деятельности. Все эти способы стимулирования общества выходят за рамки прибыли. Бизнес также создает рабочие места, которые могут быть просто прагматичными и эффективными, или же они могут воплощать духовные ценности, таки как красота, сообщество, дружба, ремесло, щедрость и гостеприимство.
В маленьком городке в Нью-Гемпшире рядом с местом, где я сейчас живу и где выросли мои дети, двое мужчин запустили кинотеатр, который действительно лелеет душу населения. У них есть один небольшой зал и небольшая комната на верхнем этаже старой ратуши. Настоящее «ретро». Они показывают фильмы, популярные и художественные, которые считают качественными, и они берут треть цены от той, что вы заплатили бы в небольшом городке. Сиденья старые, но удобные, а зимой рекомендуется одевать куртку. Кинотеатр привлекает людей из соседних городов и является частью жизни местного сообщества.
Что такого «духовного» в этом кинотеатре? Вероятно, его способность служить людям в самом общечеловеческом смысле этого. Отправляясь туда, вы не чувствуете, что платите акционерам какой-нибудь мега-корпорации. Вы — частью реальной соседской общины. Двое мужчин, которые запустили этот бизнес, решили как Насреддин не следовать логике Cineplex[2], а предложить качественные фильмы и создать теплую атмосферу для жизни своего города. Просто находясь там, вы наполняетесь духом сообщества, и я знаю, что многие люди ходят в этот кинотеатр не только ради фильма, но ещё и из-за духа.
Духовность рабочего места
Основным ресурсом для духовной жизни является природа, и предприятия могли бы более тщательно следить за тем, чтобы рабочее место имело положительную связь с природой. Многие предприятия расположены вблизи рек и других водоемов. Вместо того, чтобы просто использовать их в качестве материальных ресурсов для производства, бизнес мог бы подключиться к духовному качеству рек и озер, сохраняя их в чистоте и делая их доступными для работников.
Духовные традиции также рекомендуют строить здания, содержащие основные природные элементы. Если компания не находится рядом с водой, она всё же может добавить её на рабочее место. Я посещал больницы и школы, где под полом течёт вода, и можно идти по мосту внутри здания и наслаждаться водой. Камень и дерево, железо и глина также предлагают первобытные качества земли и содержат духовный воздух.
Стал популярным крытый водопад c потоками воды, падающими на землю. Этот и другие способы сделать рабочее место более природным могут создать более духовную атмосферу. Водоемы, резервуары воды, камины, деревянная мебель — эти маленькие вещи вызывают духов природы.
У нас также есть многовековое духовного искусство разных традиций, которое могут быть доведено до рабочего места, чтобы духовно зарядить атмосферу. Бизнес-лидеры часто ценят вдохновляющие цитаты; они могут быть значительными и исходить непосредственно от духовных традиций, проверенных временем.
Духовные мастера часто рекомендуют молчание в качестве эффективного пути к духовной осознанности; рабочие места зачастую шумные. Могли бы помочь места для отдыха, если не более серьезное внимание к качеству звука. Трудно быть созерцательным и внимательным, когда ваши уши постоянно атакуются. Библиотека с работами по духовности может показаться странной вещью для бизнеса, но такая вещь также может быть ценным ресурсом для работников.
Еда всегда имеет духовные значения и возможности. Сатиш Кумар, основатель Schumacher College в Англии, часто рассказывает, как он создал общественную школу в своем маленьком городе, сосредоточив внимание дневных уроках и занятий на приготовлении ланча. Приготовление и прием пищи могу стать глубоким духовным опытом, особенно когда это происходит изо дня в день. Тем не менее, многие ли компании беспокоятся о качестве и приёме пиши как неотъемлемой части рабочего места?
Все эти предложения относятся к жизни работников той или иной компании, от генерального директора до последнего нанятого человека. Трудно найти своё дело жизни, когда большинство рабочих мест, на которых вы побывали, демонстрируют мало признаков духовного измерения. Дело жизни — духовная вещь. Она уходит бесконечно глубоко в причины, по которым вы живёте. Если вы находитесь в поисках своего дела, вы можете исследовать компании, в которых духовность не скрыта, а по-настоящему формирует работу и ее окружение.
Созерцание
Жить и работать в соответствии с нашими ценностями и моралью, улучшая при этом мир — это способы, благодаря котором можно принести духовность на работу. Но есть и ещё скрытые аспекты работы, которые также служат духовной цели. Некоторые виды работ, особенно монотонные и однообразные, предлагают возможности для созерцания. Медитация — это один из способов отключения от внешней жизни и фокусировки на внутреннем. Созерцание становится настолько поглощающем, что вы теряете осознание того, где вы находитесь и что вы делаете. Мастер дзен рекомендует быть полностью погруженным в то, что вы делаете в данный момент. Сунг Сан говорил своим ученикам: «Когда вы едите, ешьте». Но в один прекрасный день они увидели, что он ест и читает газету. Они спросили его об этом. На что он ответил: «Когда вы едите и читаете газету, просто ешьте и читайте газету».
Некоторые виды работ дают возможность быть поглощенным и на некоторое время потерять самосознание. Занимаясь такой работой, вы размышляете не абстрактно, а конкретно. Работа овладевает вами, и она становится не просто молитвой, а созерцательной молитвой. Вы теряете чувство, которое почти всегда находится с вами, что вы человек, делающий что-то. В созерцательной актах вы просто делаете.
Но есть разница между утомлением от повторяющейся работы и её использованием в качестве пути к созерцанию. Бездумность работы освобождаем от раздумий. Вы можете более полно и преднамеренно погрузиться в повторения и насладиться отсутствием самосознания. В этом состоянии поглощения, вы позволите вдохновению войти в вас, потому что созерцание не должно быть пустым и чистым. Оно может быть полным образов, мыслей и вдохновений.
Созерцание – это также успокоение внутренней и внешней деятельности. Оно создаёт покой и приносит некоторое облегчение от лихорадочной активности обычной жизни и от непрестанных мыслей, связанных с различными тревогами. Оно может быть кратким и тем не менее эффективным, поэтому даже короткие повторяющиеся периоды работы могут стать возможностью для самоуспокоения, которое находится на краю духовного созерцания.
Юнгианский аналитик Мария-Луиза фон Франц однажды заметила, что человек, нарезающий овощи во время приготовления еды, полон грез и фантазий, которые питают жизнь души. Созерцание может стать погружением в работу, которая свободна от самосознания и, тем не менее, богата на воображение.
Серьезные мыслители понимают, что жизнь на протяжении всего дня предлагает возможности, чтобы выхватить момент и отойти от забот, хотя бы на короткий момент времени. Вы можете делать это намеренно и превратить обычные моменты в миниатюрные медитации. Вы делаете их частью своей духовной жизни, что превращает монотонную работу в своеобразное ритуальное песнопение, так что даже скучный монотонный момент можно использовать для размышлений.
В моей собственной жизни писателя это может быть время, когда я смотрю на полки для книги или сижу, читая рукопись, или поднимаюсь вверх по лестнице или хожу, принимаю душ или думаю. Это тихие, тусклые, но плодородные моменты, и они происходят в работе многих людей. Это помогает познать традиции созерцания, а затем посмотреть, как обычная жизнь открывает новые возможности для размышлений.
У христианских монахов есть поговорка, которая переносит намерение их работы в иную плоскость: «Laborare Est orare» — «Работать – значит молиться». Монахи высоко ценят работу, хотя работа, которую они выполняют зачастую весьма обыкновенная. Они почти никогда не работают ради денег, но в приготовление пищи, уборке, строительстве, ремонте, пошиве, сельском хозяйстве, приготовлении хлеба и вина они видят ценность для них самих и их сообщества.
Они ищут грубый труд, потому что он усмиряет, но не в каком-то мазохистском самоуничижающем смысле. Он знакомит их с основными потребностями общины, что позволяет служить и выполнять обычные задачи обычной жизни. В этом они не слишком отличаются от Уоллеса Стивенса, который хочет идти работать, чтобы быть как все.
Монахи стремятся к образу жизни, который полностью воплощает в себе свое духовное видение равенства, сообщества и служения. Они хотят построить этот образ с нуля, на своих собственных условиях. И таким образом они выпускают свой собственный хлеб и строят свои амбары, заботятся о своих собственных животных. Их труд является проявлением их идеалов и их добродетели, и поэтому это действительно форма молитвы.
Иезуитский провидец Тейяр де Шарден описал основную человеческую задачу как продолжение эволюции природного мира. Экология, забота об окружающей среде, может иметь планетарный охват и всё же она начинается с дома. Монахи во всем мире знают это, и поэтому они тратят драгоценное время на выращивание сельскохозяйственных культур и уборку туалетов. Разница заключается в том, что через свои намерения они превращают тяжелый труд в форму молитвы. Они участвуют в развертывании гуманизма, когда чинят скрипучую дверь и доят коров. Они имеют трансцендентную цель, которая простирается до самых обычных повседневных дел.
Эта смесь видения, намерения и заботы трансформирует опыт работы, придавая любой форме труда духовное измерение. Насреддин не получает мирскую похвалу за то, что не работает с теми же ценностями, как люди рядом с ним; он имеет другую цель.
Чем более трансцендентно ваше видение, тем более личным и глубоким будет ваше участие в вашей работе и удовлетворение, которое вы от неё получите. Если вы подходите к работе бессознательно и просто машинально совершаете какие-то движения, вы будете, как и все остальные, кто выполняет подобную работу. Но если разовьёте ваши идеи до крайности, будете размышлять над ними, разберётесь в них и примените их на работе, ваши усилия будет гораздо более индивидуальным из-за ваших размышлений. Вы будете более сознательным, когда принимаетесь за работу, ваши идеи и ценности будут настолько ясными, что они отразятся на вашем труде.
Однажды я посетил магазин столяра в Ирландии. Он выбирал только деревья, выращенные на плантациях, чтобы не использовать находящихся под угрозой исчезновения деревьев. Он использовал нетоксичные масла для полировки. Он сохранял органические цвета и форму дерева в готовых чашах, а не срезал всё лишнее. Во всех этих отношениях он представил философию жизни настолько, насколько представляет его чаша, и казалось, что эти идеи придавали особое удовольствие его работе. Всякий раз, когда я использую его миску в своём доме, на ум мне приходят его ценности, и я еще раз вдохновляюсь. Его идеи делают миски особенными и уникальным. Это конкретная работа с духовным измерением.
Духовность без заземлённости в повседневной работе имеет тенденцию быть абстрактной и в конечном счёте не имеющей значения. Практический труд без духовного основания бессознателен, самовлюблен и одномерен. Ему не хватает богатства хороших идей, глубокой этики и вдохновения. Духовное и практичное нуждаются друг в друге. Без духовного, работа будет всего лишь работой.
Тайна
Ключевым элементом в духовной жизни является понимание тайны. Мы живем в обществе, которое видит тайну как вызов, и вы успешны, только если вы рассеете тайну и замените её объяснением.
Религия принимает иной подход к таинственному. Вместо того, чтобы попытаться объяснить, она создает ритуал, песню и историю вокруг тайны, удерживания и почитая её. Религия предполагает, что тайна ценна сама по себе. Это не замок, который ждет, чтобы его раскрыли. Это мощная, непостижимая истина, которая должна почитаться и которая должна быть прожита.
Тайна любви, тайна Вселенной, тайна брака, тайна детей, таинственная жизнь животных, тайны рождения и смерти, — все они придают жизни человека бесконечную глубину. Без них мы получим простое объяснение, которое может быть удовлетворительно на одном уровне, но не придаёт человечность.
Дело жизни является одной из тех необъяснимых тайн, которая сопротивляется разумному объяснению. Если бы мы взяли пример из религий, мы бы чтили загадочность призвания. Мы нашли бы драгоценным разобраться и понять его. Мы не должны были бы контролировать его или что-либо от него требовать.
Дело жизнь – тайна, не меньшая той, кто мы есть. Оно не может быть приравнено к работе или карьере. Это не просто эмоция и это не иллюзия. Оно имеет огромное значение для чувства законченности и умиротворения. Тем не менее, его невозможно определить и контролировать. Оно глубоко духовно и к нему можно подходить только с чувством, что мы как-то связаны с миром, в котором живем, и людьми, которые пошли дальше, стремились и, возможно, обнаружили своё дело.
Каждый день я прохожу мимо кладбища нашего маленького городка и думаю о жизни людей, покоящихся там. Да, я разговариваю с ними, когда прохожу мимо. Я смотрю на них как на небольшое сообщество. Я думаю об их личной жизни и работе, которой они занимались. Иногда я думаю, что кладбище хранит секрет того, что я ищу: моё дело жизни, какой-то смысл моей жизни, цель и вдохновение. Я знаю, что в ближайшее время отправлюсь туда, и я надеюсь, что простые вещи, которые я сделал со своей полной ошибок и неправильных поворотов жизнью, добавятся к реальному опусу — содержательной работе и жизни, прожитой сполна.
Алхимик всматривается в свою реторту. Масса материала томилась в ней в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Жара была постоянной, иногда раскалялась до красна, иногда просто кипела. Он воображает, что видит белую птицу, раз за разом погружающуюся в материал. Это птица духа, оплодотворяющая фигура, которая представляет видение, ценности, этику, философию, сострадание и духовное понимание. Она приносит первичный материал к жизни, перерабатывает его, развивает, и в конечном счете завершает проект.
Путаница вклинивается в порядок, невежество — в понимание. Сырье теперь становится все более изощренными. Масса вещей приобретает прекрасные формы. Работа, начатая в хаосе, теперь соединятся и обретает форму. Алхимик смотрит ближе и воображает, что в сосуде видит фигуру человека, выходящего из тины и тумана. Гомункул, маленький человек, появляется, как Адам или Ева, новый человек и новая женщиной. Алхимия создала личность.