Тонни Метью
Алистер Кроули и Девид Карвен.
Предисловие: Кем был Дэвид Карвен?
Дэвид Карвен был моим дедушкой. Моя мать — его старшая дочь, так что я не унаследовал его фамилии, но, будучи ребенком, я часто навещал его и слушал его рассказы о необычных событиях, смотрел его замечательные картины и обращал внимание на то, как он отличался от всех, кого я знал. Он мог быть добрым и смешным, но, в тоже время, мог быть раздражительным и вспыльчивым. Ему было около 60, когда я родился, а умер он, когда ему было за 90.
В то время, когда он умер, я был уже взрослый, был женат и у меня были свои дети. Моя семья всегда знала об отношениях моего дедушки с поздним Алистером Кроули 666, самопровозглашенным Великим Зверем, но только сейчас их переписка вышла в свет, охватывая последние три года жизни Кроули вплоть до 1947 года. Был бы жив сейчас мой дедушка — он писал точно так же, как и говорил — эти письма показывают, как два очень разных человека с совпадающими взглядами, предположениями и совершенно противоположными побуждениями могут сблизиться друг с другом, двигаться между постоянно меняющимися этапами дружбы и вражды, и, в конце концов, уважать взгляды друг друга, так когда-либо и не достигнув взаимопонимания.
На то время Кроули был один из самых публекуемых авторов в мире. Он был плодовитым писателем писем и переписывался с большим количеством учеников, друзей и знакомых, некоторые из них были дотаточно уважаемы. Как лидер Ордена восточных тамплиеров(О.Т.О) и еще более тайного братства Серебряной звезды(A∴A∴), он мог находить и выбирать тех, кому он напишет, игнорируя тех, к кому не было интереса, несмотря на дружеские и даже почтительные отношения к другим, если он думал, что они не обоснованы или не могли бы пойти на пользу ему лично.
С 1944 года и далее мой дедушка перешел из первой категории во вторую. К тому времени, как Кроули умер, он признал Дэвида Карвена выдающимся человеком, и даже спрашивал у него совета в духовных вопросах. Это была немалая заслуга для моего дедушки, хотя он двигался в противоположном направлении, впервые встретившись с Кроули будучи скромным последователем, и позже ставшим проницательным экспертом в его ошибках.
Так кем же точно был Дэвид Карвен? Он, конечно, не был знаменит и всю жизнь старался избегать быть в центре внимания. Во время его переписки с Кроули он еще не сделал какой-либо существенный долгосрочный вклад в изучение алхимии — предмета, которым он пренебрегал в течение его собственной жизни, но теперь наслаждался его возрождением по всему миру. Оба человека имели очень мало общего между собой.
Хорошо задокументированная жизнь Кроули проявляется как масса противоречий. Его отношение к религии, сексу и наркотикам были вполне революционными, но он также был во многом человеком своего времени: его отношение к женщинам часто было презрительным, предрассудки глубоко укоренившимися, а в политических и социальных вопросах он, как правило, был старомодным патерналистским консерватором. Будучи мастером напыщенности, он делал все возможное, чтобы шокировать и обидеть, а также питал глубокое стремление к публичности. Финансовое состояние его было критическим, он был банкротом, постоянно стремящимся использовать свою власть над другими для получения денежной прибыли. Ничего такого не было у Дэвида Карвена — замкнутого, консервативного и сравнительно успешного бизнесмена с хорошо хранимой, но успешной семейной жизнью и браком на всю жизнь. Вот его история.
Дэвид Карвен родился на востоке Лондона 10 апреля 1893 года в 8 вечера. Он был самым младшим из четырех сыновей, также у него была старшая сестра и 3 младших — всего 8 детей. Они делили небольшой многоквартирный дом, живя бок о бок с соседями. Его родители были еврейскими эигрантами, бежавшими от нищеты, эпидемий и жестокого преследования из Литвы во времена Царской России. Будучи чужеземцами, они оба искали более безопасного и счастливого существования в Англии, где они и познакомились, а в 1881 году и поженились. К несчастью, жизнь на востоке Лондона была не намного лучше жизни в Литве. Нищета, теснота и болезни преследовали семью в первые годы.
К тому времени, когда Дэвиду было 11, в тесной съемной квартире, где они жили, было 11 человек, включая его бабушку Ребекку. Затем, в марте 1904 года произошла трагедия. Ребекка погибла на улице, попав под свисающую часть проезжающей телеги пивовара, когда она стояла на тротуаре. Она умерла вскоре после получанных травм.
Это оказало глубокое и продолжительное воздействие на ее маленького внука. Как смерть могла вырвать его бабушку так неожиданно, так внезапно? Все члены семьи были ортодоксальными евреями. Как может божество, которому он молился каждый Шаббат в синагоге позволить такому случится с безобидной пожилой женщиной, которая уже похоронила мужа и почти всю семью которой стерла внезапная вспышка холеры в Литве. Но двух выживших дочерей семья, все-таки, выслали в Лондон, одной из них была мать Дэвида.
Но не только эта, близкая его семье трагедия, была у него в голове. Он слышал репортажи о погромах на родине его родителей, где на таких же евреев нападали и убивали. Кроме того, человеческие страдания в мире не ограничивались лишь еврейскими, или тем, что происходило в России. Это была эпоха империй, и Дэвид, как никто другой знал про недавнюю англо-бурскую войну с ее пострадавшими и жертвами. Этот конфликт, при всем его шовинизме, способствовал созданию первого в мире концентрационного лагеря для беспомощных мирных жителей.
Все это сильно повлияло на него. Жизнь была жестока, но могла ли она действительно быть такой хрупкой, такой преходящей, такой несправедливо разрушенной без объяснений? Его религия учила его любить Бога, иметь веру. Никогда не сомневаться. Но если молитвы не приносили радости и надежды, то что тогда? Со временем он будет вникать в оккультные верования, которые гласят, что души таких людей не найдут упокоения, будучи не в состоянии завершить их предназначение, или то, что он узнал позже, называется их карма. Он придет к вере в мир таких измученных душ, что даже произношение их имен принесет им болезненные последствия. Все это привело к фактическому выбору между тем, чтобы отдаться паранойи, либо искать духовные ответы. В течение всей жизни он будет искать их в теософии, масонстве, успокоении йоги, и, наконец, в алхимии, в возможности отсрочить собственную смерть через стремление к философскому камню, неуловимому эликсиру жизни. Также эти поиски привели к знакомству с Золотой Зарей, О.Т.О и, конечно же, Алистером Кроули.
Закончив школу в 14, он стал творческим студентом, а затем по примеру брата учередил бизнес по продаже мехов, взяв себе в помощники молодую швею Энни. Вскоре он был призван на фронт Первой мировой войны и служил во Франции артиллеристом. Легко представить, как кошмар окопов и сами масштабы побоищ, должно быть, повлияли на него, подкрепляя его убеждения в продолжении мучений тех, чьи жизни были оборваны. Он переписывался с Энни и они обручились. Судьба пощадила его жизнь, и по возвращению домой после перемирия он открыл торговлю мехами вместе со своей сестрой Фанни на польской улице Сохо в Лондоне. Он и Энни поженились 17 июня 1920 года. Их первая дочь, моя мать Шейла, родилась 28 января 1923 года, а их сын Алан 23 сентября 1927. Младшая сестра Вэнди появилась на свет 26 июня 1934 года.
Интерес Дэвида к коккультизму появился еще до призыва на фронт. Будучи еще совсем молодым человеком, он вступил в Теософское общество, присутствовал на его заседаниях в Глостер Плэйс в центре Лондона. Он увлекся изучением теософии и антропософии, направленной на стимулирование метафизического полета и духовное освобождение. Он пришел к вере в астральный план, в место за пределами сна, где душа может покинуть тело и взглянуть на свою инертную физическую оболочку, как на бесполезность, которую нужно сбросить. Подобное он будет переживать лично много раз в течение своей жизни. В начале своей поздней переписки с Кроули он напишет, что «межкосмическое пространство заполнено великими существами, лишенными плоти разумом — дивами и ангелами». Как он выразился: «Гончие небес следят за мной и я могу никогда не остановится в поисках».
Теософия включает в себя различные течения мысли и он рассмотрел каждую из них, покупая эзотерические книги везде, где мог, и проводя много времени в британском музее, зачитываясь в труды мистических мыслителей столетий, от классики до средневековья, Возрождения и современности. Здесь началось его введение в алхимию — науку, которая использует невидимые энергии так же, как и физические процессы с целью преобразования природных материалов. Он искал знания ради самих знаний и как средство достижения просветления через высшую истину. Расшифровка скрытых смыслов священных текстов стало для него сосбой задачей. Его религиозное воспитание научило его ивриту — языку Каббалы, и это, в свою очередь, способствовало его исследованиям. Это также подготовило его к тому, что позже стало поиском Эликсира Жизни.
Важный аспект теософии лежал в индийской мысли ивлиянии древних Вед, индуистских и буддийских священных писаниях. Хотя Дэвид был воспитан как ортодоксальный еврей, он принял теософский принцип духовной реальности, которая могла быть достигнута через многие религиозные традиции — с помощью интуиции, медитации, откровения или любого другого явления, которое выходит за рамки нормального сознания. Основатели Теософского общества Блаватская и Олкотт учередили свой штаб-квартиру в Адьяре, недалеко от Мадраса в далеком 1878 году и в то время, когда жил Дэвид, им руководила британская писательница Анни Безант. Она повлияла на него до глубины души.
Не единожды за свою долгую жизнь Дэвид увлекался масонством, привлеченный его тайным искусством и скрытностью. Возможно, что его первое посвящение прошло через связь с Теософским обществом, когда Анни Безант и ряд других видных членов общества стали основателями Всемирного Ордена Со-масонства, смешанную сексуальную форму магии, которая подчеркнула его духовные и эзотерические аспекты больше, чем свои традиционные социальные функции. Вера в Бога или Высшее Существо для них являлось абсолютным и именно они ввели Ритуал Дхармы — направление, которое заинтересовало его, но лишь на некоторое время.
Мой дедушка был убежден, что жизнь его на том этапе оставалась неясной, в переписке с Кроули он намекает на разочарование, по крайней мере, в способности масонских степеней придать какую-либо оккультную силу. Он напишет: «В теософском сообществе полно студентов, которые довольствуются лишь теорией, без сдачи ее на проверку».
Тем не менее, он обращался к теософской теории о великом учителе, или махатме. Прежде всего, он рассматривал фигуру Кутхуми(Кут Хуми), чьи собственные духовные стремления должны обеспечить безупречность и возможность направлять других. Йога стала центром внутренней жизни Дэвида, даже когда он занимался бизнесом по продаже мехов и вел свою семью ко все более комфортному образу жизни среднего класса. Это может показаться странным, что он не видел противоречия между средствами к существованию, которые зависели от убийства животных, и духовностью, которая чтила жизнь. Воспитанный в вере в традиционную иудо-христианскую концепцию о создании мира для блага человечества, он принял ее без вопросов. Кроме того, хотя он принял довольно строгую диету, которая, как правило, означала избегание приема в пищу красного мяса, он не был аскетом. Не будучи вегетарианцем, оставим же их в покое, в его жизни даже нашлось место для алкоголя и табака. Это позволило ему смешиваться с обычным обществом, в то время как исследования и эксперименты за кулисами публичной жизни позволили ему открыть бесконечно более полезный высший уровня сознания. Нет сомнений в том, каким из этих параллельных существований он предпочел бы занять свои мысли.
В начале 1930-х годов Дэвид Карвен принял дистанционную инструкцию от Йоги Бхиксу, учителя в индийском Мадуре, чья философия силы мысли сформировала его мышление. Йог, который выпустил серию из 11 уроков Карма-йоги в 1928 году и затем в дальнейшем уроки Бхакти-йоги в 1930 году, переписывался с Дэвидом в течение шести лет, обучая его основам Бхайрави Дикша. Он изучал тантру, древние тексты, которые касались эзотерических практик в индуистской и других азиатских религиях, в том числе Буддизме. Он научился черпать энергию из основания позвоночника для достижения духовного опыта. Тантрические практики, включающие незаконченные сексуальные контакты, были частью школы этой мысли, направленной на очищение тела и ума посредством контроля как физических, так и психологических процессов. Жажда подобных знаний для Дэвида была неутомимой.
Ничто из этого не препятствовало его семейной жизни и его бизнесу. К 1935 году оборот в магазине значительно увеличился и бизнес переехал в гораздо большее здание в лондонском Вест-Энде. Празднование серебряного юбилея короля Герцога Пятого в этом году было встречено большим празднованием, и друзья, коллеги и их семьи наблюдали, как под окном магазина проезжают королевские кареты на фоне ликующей толпы. Семья теперь жила в уютном доме на северо-западе Лондона. Однако, так было не долго, Вторая мировая война принесла стабильный упадок в торговле оттоком клиентуры, а также его сотрудники были призваны на войну. Он также столкнулся с тяжелой болезнью, почти умирая от тромбоза. Не в состоянии продолжать дальше в одиночку, Дэвид закрыл дверь магазина в последний раз в декабре 1944 года. Его озабоченность духовными вопросами становилась все больше. Он уже разочаровался в Теософском обществе, которое теперь, казалось, возносило теорию, идеи и убеждения, но имело мало практической ценности. В течение многих лет он следил за Герметическим Орденом Золотой Зари, отмечая ее особенности акцентирования на алхимической символике и степенями ритуалов с градациями на основе десяти сфер каббалистического Древа Жизни. Это неизбежно привело его к работам Кроули.
К 1944 году он прочитал все книги Великого Зверя и очень захотел стать практикующим магом. 1 сентября 1944 года он написал ему впервые с целью покупки колоды таро, представленной в Книге Тота, но чтобы она не была напечатана отдельно. А также спрашивая его о значении частей колоды, Дэвид искал случая стать очевидцем одного из магических ритуалов Кроули.
Великий Зверь был пренебрежительным, в частности, он описывал Дэвида, как «мелкого жида» в своем дневнике, и бегло отвечал ему, что потерял письмо. В последующем письме Дэвид предложил заплатить ему за колоду таро, но в ответ получил презрительное требование в 1500 фунтов, значительную сумму на то время. Кроули, затем ставший банкротом, уже не мог платить за печатание своих дневников, показал, что рассчитывает получать деньги или «бонусы» от своих поклонников в ответ на любой совет, который он давал по магическим вопросам. Не испугавшись, Дэвид ответил ему 11 сентября уже минуя тему таро и отвергая философию Кроули «поступай согласно своей Воле, таков весь Закон», который он принял как вседозволенность, но не как предписание найти и следовать своей высшей цели, как Кроули и задумывал. На этом этапе войны еще не был известен весь масштаб нацистского холокоста в Европе, но Дэвид знал достаточно информации о зверствах, чтобы быть обеспокоенным, что философия очевидно предельного индивидуализма, как завещал Кроули, могла создать идеологическую основу для преступлений, подобных геноциду в Польше. Он писал: «Это будет означать, что миллионы должны будут отвернуться от своих обязательств и долга, только чтобы реализовать свои искренние желания. И те тысячи бедняков, которые сгорели в Люблине, например, не могли выбрать жизнь, пусть даже оставаясь рабами, нежели чем быть убитыми. Так же и со всеми нами. Мы все, в основном, рабы кармы.»
Кроули ответил ему, назвав Дэвида «рычащей собакой», но отношения, пусть и странные, сложились между ними обоими и переписка продолжилась, а Дэвид продолжил добиваться у него рекомендаций по поводу ритуальной магии. Он писал: «Хотя мысленно и в душе я на протяжении многих лет с увлечением изучал оккультизм, я так и не обращался к нему. Я пытался служить Богу и Маммоне. Я загрузил в себя много знаний, которые так и не применял. Я занимался семьей и зарабатыванием достаточного количества денег, что занимало много времени, которое я бы предпочел бы уделять изучению и практике сверхъестественных вещей».
Он попросил Кроуил продемонстрировать его магию, написав: «Пока песок времни моей жизни не иссяк, я хотел бы получить какой-нибудь реальный или практический опыт, которым другие хвалятся. В Теософском и Антропософском обществах они довольствуются лишь изучением теории и на этом успокаиваются. Я был воспитан в традиции, что не следует заходить далеко без наставника». Он также добавил:»Я всегда хотел двигаться в одиночку и появиться только тогда, когда чего-нибудь достигну. Я вижу, что у Вас это получалось, но я понимаю, что одному это хуже. Нет никого под рукой, чтобы помочь».
Хотя Кроули с удовольствием обучал его астрологии, он сомневался по поводу того, чтобы обучать его магии, сказав Дэвиду сначала подготовиться сначала самому. К счастью, Энни, моя бабаушка, ни разу не видела его переписку с Кроули. Она бы точно не оценила комментарий Великого Зверя, который считал «как и Киплинг, что наличие жены мешало какой-либо карьере».
Когда магазин с мехами был закрыт, Дэвид задумался о том, как бы еще заработать себе на жизнь. 6 января 1945 года он написал Кроули из дома, чтобы он оценил его идею создать бизнес по продаже оккультных книг в Лондоне. Думал ли Кроули, что будет достаточно читателей и покупателей, могущих платить? Ответ на этот вопрос был утерян, но переписка продолжилась, и 2 августа 1945 года Кроули пригласил Дэвида к себе на ланч в Незервуд, возле Гастингса, на южном побережье Англии. Приглашение было отклонено по какой-то причине, но Дэвид теперь выражал заинтересованность в присоединении к О.Т.О в попытке осмыслить магические практики Кроули.
Они обменялись записями: со стороны Дэвида это был проект сценария для оккультного кино и ссылки на Бхайвари Дикшу, со стороны Кроули это был машинописный текст его позднее неопубликованного Liber Aleph. 6 сентября 1945 года Великий Зверь обратился к Дэвиду как «Брат Карвен», признав, что Дэвид, вероятно, знал гораздо больше об оккультизме, чем он сначала подозревал.
19 сентября он предлагал встречу в новом производственном помещении Карвена. По иронии судьбы, возможно, учитывая непрерывный поиск Дэвида нового опыта и толкований, фраза «Вы не можете научить старого пса новым трюкам» оказалась полностью применимой к нему. Будучи меховщиком на протяжении 30 лет, он просто вернулся в торговлю в надежде на улучшение, взяв в аренду помещение в Вест-Энде, как и раньше. Он останется там до конца своей трудовой жизни.
Переписка теперь перешла к детальному обсуждению алхимических экспериментов, а также в основе обучения Карвена была практика йоги и индийская переписка. Но это были странные отношения. Продолжающиеся подчеркивания Кроули своих финансовых потребностей, возможно, подорвали веру в ценность переписки с ним. Но для Дэвида было явно много того, что он получил от развития того, во что он верил, чтобы быть вполне реальной эзотерической основой для организационной деятельности Зверя, хотя, конечно, требования денег были тягостны. В результате, когда Кроули предложил продавать ему скрытые тайны по 10 фунтов за раз, он, казалось, был готов выложить деньги. 7 ноября Кроули потребовал 160 фунтов за подписку, чтобы покрыть вступительный взнос для вступления на 9-ую степень О.Т.О — Суверенное Святилище Гнозиса. 10 декабря 1945 года Дэвид отправил ему 35 фунтов и свою присягу на верность ордену.
Они, наконец, встретились в первый раз 16 декабря 1945 года, в доме Кроули, вместе с доктором Уилкинсоном, другим членом девятой степени. Дэвид явно ожидал, что после месяцев окучивания Зверя и отдавания кучи денег, он, наконец станет свидетелем того, что принесло Кроули такое общественное внимание и известность. Вместо этого он опешил, когда Кроули сказал ему, что евреи не могут быть полноценными членами ордена и не предпринимал никаких попыток показать ему каких-либо магических ритуалов. Не удивительно, что он сразу понял, что О.Т.О реально не существовало и не было никакой возможности стать свидетелем какой-либо магии, и что его обманули.
Поэтому он написал 21 декабря Кроули с целью разорвать отошения, став хоть и беднее, но умнее, зная на какие выходки способен Зверь.
Но Кроули уже снял мерку на этого хорошо осведомленного, но доверчивого последователя. Он потребовал извинений, а затем, сменив тон, пообещал ему в будущем контакты с орденом, не смотря на негативный опыт. Мой дедушка был эмоционально разорван между психологическим давлением своих духовных убеждений — сейчас усиленным за пределы из-за представления полной реализации холокоста, а также повседневными трудностями, связанными с восстановлением средств для существования своей семьи в отчаянных послевоенных экономических условиях. Будучи беспомощным, он ответил и переписка продолжилась.
22 января 1946 года Кроули предложил ему познакомиться с Кеннетом Грантом, молодым и энергичным своим последователем, которого Зверь назначил своим секретарем. В последствии, он объявил себя преемником Кроули и главой О.Т.О, а затем начал писать серию известных книг о Кроули и его собственных оккультных исследованиях. Любопытно также, что их отношения теперь стали намного теплее, когда Дэвид и Кроули обменялись информацией об алхимии, Бхайрави Дикше и астральном зрениии. Обрел ли Карвен целостность, знание и опыт с помощью Кроули? Все поменялось, когда Кроули, будучи в возрасте и все более немощным, стал принимать советы от моего дедушки по поводу духовных и физических проблем со здоровьем.
Наконец, Дэвид нанес второй визит к нему в Гастингсе в июне 1946 года. Он был в сопровождении подруги, известной как Барбара, или Хамса— родственницы. Она явно произвела впечатление на Кроули, если верить его дневнику, возможно, в более плотском смысле, чем она или Дэвид могли себе представить. Мой дед впоследствии отметил, что он отверг его дружеский дар в виде коробки сигар.
Возможно это и стало последней каплей. Это, конечно, означало последнюю точку в их отношениях с Кроули. Переписка прекратилась после визита в марте 1947 года, когда Кроули снова понадобились деньги и он вновь начал требовать их у Дэвида за связь с его Суверенным Святилищем. У него было плохое время. Мой дедушка временно потреля интерес к эзотерическим темам, хотя позже он вернется к ним с гораздо большим интересом, чем раньше, он ответил, назвав 9-ую степень О.Т.О плодом воображения Кроули. 10 мая Кроули назвал его мошенником и пригрозил «небольшим сюрпризом».
К тому времени жизнь Дэвида Карвена снова улучшилась. Он поправил свое здоровье, а бизнес снова восстановился в виде нового магазина. Его старшая дочь Шейла была теперь замужем и была готова родить первого внука, мою сестру. Его сын, мой дядя Алан, проходил службу в Королевских военно-воздушных силах, в последствии готовясь поддержать бизнес в магазине. Шок от войны будет исчезать в течение лет, а вот психологическое влияние холокоста нет, но мой дедушка все-таки был невозмутим перед угрозами болеющего Кроули. Он ответил ему спокойно, заканчивая свою речь: «Давайте будем хорошими друзьями. Позже Вы будете рады. Я помогу, как только смогу». В последнем письме Кроули 23 мая 1947 года снова содержалась просьба о деньгах, а также предложение познакомить его с новым главой ордена, который планировалось открыть недалеко возле Лондона. Ответного письма не сохранилось.
Кроули умер вскоре после этого, но Дэвид продолжил переписку с Кеннетом Грантом. Хотя он был скорее наблюдатель, чем активный участник, он будет продолжать его связи с орденом на протяжении многих лет, предоставляя помещения в Лондоне для их посиделок. Моя бабушка Энни была в курсе его отношений с Кроули, но ничего не хотела с этим делать — или вообще с любым из других его оккультных интересов.
Прислушиваясь к ее просьбам, он никогда не экспериментировал с магией дома. Для этого он использовал подвал магазина мехов на улице Мелькомбе 7а в лондонском Вест-Энде, проводя эксперименты в алхимии. Это стало его основным видом деятельности и продолжалось в течение более чем 30 лет вместе с продолжением исследований в области оккультизма, йоги и духовных дел. В 1976 году он опубликует последнюю книгу по алхимии «В погоне за Золотом» под псевдонимом Лапидус. Хотя он останется анонимным, как ее автор, его работа по изучению и практике алхимии позволит стать ему одним из важнейших практиков алхимии 20-го века. Даже Кроули, возможно, был бы впечатлен. Дэвид Карвен умер 30 декабря 1984 года. В свои 91 он уже превысил среднюю продолжительность жизни человека более чем на 15 лет. Дело тут в открытии эликсира жизни или чем-то другом — можно только догадываться. Его любопытные отношения с Алистером Кроули были, в конце концов, лишь одним из многих этапов в его жизни. Они возникли от отчаяния, которое сопровождало его и он, так или иначе, исполнил свою карму. Пора было двигаться дальше.
Тони Мэттьюз