Тунисские Дневники Алистера Кроули
Фрагмент 1
Магический Дневник ΤΟΜΕΓΑΘΗΡΙΟΝ Зверя 666 в Тунисе 1923
ПРЕДИСЛОВИЕ
Переиздавая снова эти Дневники, я уверен, что уже выросло новое поколение читателей Кроули. Прошли те дни, когда работы Кроули были доступны только в красивых, но крайне дорогих изданиях, опубликованных при его жизни. Много копий этих ранних изданий я в своё время приобретал через каталоги редких книг СэмьюэляВайзера, поэтому издание этих дневников у него же видится мне верным шагом.
С тех пор как Битлз включили Кроули в список самых влиятельных людей, которых они изобразили на обложке своей пластинки «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» на пике психоделической эры начала 60-х – начала 70-х годов XX столетия, значимость Кроули существенно возросла. Многие из его книг за последнюю пару десятилетий были несколько раз переизданы.
Некоторым читателям этого предисловия, вероятно, даже не известно, кто такие Битлз и они могут не знать, что на пластинка, упомянутая выше, была одной из первых, выпущенных известной поп-группой, с текстами, посвящёнными благам и удовольствиям психоделических наркотиков. Джордж Харрисон и Джон Леннон (впоследствии убитый фанатиком) написали большую часть текстов. Тем, кто не способен читать между строк, они проповедовали духовный инсайт и экстаз через употребление LSD и других психоделиков. Для кого-то их песня «Люси в небе с алмазами» начальными буквами указывает на LSD (Lucy in the Sky with Diamonds).
Этот элемент духовного прозрения также продвигал Тимоти Лири, будучи в те дни объектом нападок со стороны популярной прессы и правительства. О Кроули Лири говорил, что существовали немалые «параллели – синхронии между моей жизнью и его» и считал, что одной из целей его жизни было завершить работу, начатую Кроули.
Если бы эта энергия пошла в новое духовное откровение и стиль жизни, как надеялся Кроули, вероятно, течение истории и изменилось бы. Закоснелые старые потроха христианства не были в силах содержать и адаптировать новое понимание и новые свободы. Тем не менее, я уверен, что экологические вопросы и, вообще, разрыв шаблонов пост-викторианской жизни, включая прекращение Холодной войны, лежит корнями в том периоде времени, и его воздействии, не только на американскую молодежь, но и на весь мир. Задача будущих историков – обнаружить семена этого движения в лаборатории Доктора Хоффмана и работах Алистера Кроули.
Более семидесяти лет тому назад, Кроули пришёл к тем же выводам о том, что двери восприятия могут быть медленно раскрыты разными духовными и магическими практиками, или быстро – посредством психоделических наркотиков. Согласно Кроули, это должно было происходить в магическо-религиозном контексте инициации.Лири меньше обращал внимание на духовный подтекст, хотя и пытался использовать тибетскую БардоТхёдол как путеводитель к трипам.
В своей книге «Пророчества Тысячелетия», я исследовал эти связи между Кроули, эрой хиппи, завершением Холодной войны и их связи с будущими событиями, предсказанными на ближайшие годы в конце столетия – окончание второго тысячелетия от основания христианства. Для Кроули, начало Эры Водолея хиппи было отмечено началом эры Коронованного и Побеждающего Дитя, предсказанного в его «Книге Закона» или «Liber Al velLegis», как она называлась на латыни.
Главный завет этой книги, «Твори свою волю, таков да будет весь Закон», не являлся призывом к анархии, но был предписанием двигаться стезями Природы, в согласии с реальной причиной существования человека на этой планете. Кроули говорил, что «заставлять звёзды светить, лозы нести виноград, воду оказываться на её уровне; и лишь человек является единственным явлением в природе, которое способно идти против себя» и против Природы. Дабы исправить это, следует обнаружить свою истинную Волю и выполнять её.
Не подвергается сомнению лишь то, что объём духовной, религиозной и культовой активности, связанной с финалом тысячелетия (миллениумом) будет возрастать с приближением волшебного года 2000. Особого внутреннего значения у года 2000 н.э. может и не быть, по меньшей мере не больше, чем у 1000 года н.э., однако люди всячески постараются, чтобы он это значение приобрёл. Для Кроули XX век был временем войн (он жил во время обеих войн), кровопролития и великих перемен, которые в конце концов изжили закоснелое викторианское христианство из его молодости и установили новую эру, в которой развитие личной души идёт впереди авторитарных потребностей государства, или жалких ограничений тех, кто не видит всего божественного замысла. Вероятно, всё это окажется правдой.
Именно психоделики открыли большому количеству людей за несколько коротких десятилетий факт того, что в жизни есть нечто большее, чем просто материальный мир. То, что видно в «тонком мире» посредством наркотиков, не менее значимо, чем плоды духовных или медитативных практик. Каким бы не был путь, крайне важно иметь способность впитывать этот опыт и интегрировать его в свою жизнь, получать от него инициацию.
Кроули обозначил основного врага в этом контексте словом «страх». Он говорил о страхе, как и предтече провала. Наркотические гуру 60-х, такие как Тимоти Лири, считали, что психоделический трип, выполненный без духовного резонирующего окружения легко может быть испорчен страхом и вести к паранойе и психической дезинтеграции и не привести к психическому единению, являющемуся целью таких практик. В Дневниках Кроули смело описывает как свои плохиепутешествия (бэдтрипы), так и удачные, приятные (он употреблял кокаин, эфир и героин).
Если труды Кроули содержат какое-то зерно нового века, тогда не менее важна и база его повседневных штудий. Даже его борьба с зависимостью, его страхи и сомнения в себе, находящие выражение в его Дневниках, будут интересны не только специалисту по Кроули.
Спешу предупредить, что я ни в коем случае не рекомендую использовать тяжёлые наркотики, такие как героин, как средство для духовных практик. Кроули невероятно рисковал, подвергая себя такому пристрастию, исследуя при помощи этого вещества внешние пределы человеческой психики. Нет никакой нужды следовать за ним на эту опасную территорию. Однако результаты таких исследований, изложенные на бумаге, проанализированные столь мощным интеллектом, каковым обладал Кроули, вполне достойны изучения. Практикуйте любыми методами, однако практикуйте осторожное раскрытие золотого цветка духовного я, но не пытайтесь распахнуть двери сознания тяжёлыми наркотиками, что может привести к тому, что эти двери, как говорится, будут снесены вместе с косяком.
Кроули был весьма серьёзным по своим временам альпинистом, он описывает многие свои подъёмы, настолько сложные как подъём на Канченджангу или К2, второй по высоте пик в мире после Эвереста, пик, который лишь недавно отнял жизнь опытного британского альпиниста. Проводя параллель с приёмом наркотиков, Кроули не ожидал, что все его ученики последуют за ним на столь сложном и опасном пути, однако он ожидал, что они будут вести записи и использовать техники, которые он разработал в своих исследованиях. Это касается как восхождения на горы, так и исследования внутренней вселенной.
Одно дело читать доведённые до совершенства прозаические труды Кроули, которые он писал дабы просветить, а иногда и запутать (что касается его некоторых шуток). Другое дело – читать слова, написанные человеком в моменты наибольшей уязвимости, его попытки записать все мимолётные мысли и эмоции, которые он испытывает в повседневной жизни и магической практике. Его самолюбие в вопросах общения с разными его подругами или учениками, или его праздность – не самые приятные зрелища, но, всё-таки, он не планировал свои дневники к публикации. Мы видим строительную площадку его мысли, сомнений в себе, экстравагантное раздувание эго, о котором пишут не в открытый доступ, но лишь для собственного повторного прочтения. Это — великое исследование человека, себя, так же, как и его доктрин.
Если бы Кроули мечтал, чтобы «кроулианство» стало религией следующих пары тысячелетий, а он это говорил довольно ясными словами, то последнее, чего бы он хотел, это чтобы жизнь основателя была переписана в виде повествования приемлемого уровня скучности. В этих Дневниках видны все его изъяны, ведь он жил в самом убогом из отелей французского колониального Туниса, без денег, без друзей, вёл себя как весьма непорядочный обычный английский джентльмен, когда это ему нужно было, или пользуясь добродушием местных, когда ему это было на руку, примерно также, как вели себя образованные хиппи семидесятых, проживая в Азии, в таких местах как Гоа, где секс, наркотики и хороший климат всегда были под рукой.
Они отличались от Кроули тем, что последний считал, что существует определённый план, что касается всего с ним происходящего и что боги обеспечат его потребности в случае необходимости, хотя эти «спасения в последнюю минуту» порой приходили к нему в виде любовниц или учеников. Эра учителей вроде Раджниша, которые сколотили огромное состояние и разъезжали на РоллсРойсах ещё не пришла. Учитывая их сексуальную ориентацию, можно уверенно сказать, что Кроули чувствовал бы себя среди своих как с ними, так и в шестидесятых в принципе.
В моей собственной книге, «Пророчества Тысячелетия», прослеживаются некоторые аспекты разных движений, гуру и культов, приведших к «миллениуму», как христианскому, так и языческому. «Книга Закона» Кроули по праву может претендовать на роль одной из ключевых работ, провозглашающих новую Эру Водолея. Как таковая, это была одна из ранних работ, продиктованная в 1904 году в Каире, существенно раньше широкого распространения интереса к Новому Веку.
Соответствие между работой Кроули и событиями XX столетия, в частности, Мировыми войнами и не менее важной психоделической революцией конца шестидесятых даёт этой книге гораздо большее право именоваться настоящим провозвестником Нового Эона, чем всем остальным ньюэйджевым откровениям.
С другой стороны, «Liber Al velLegis» может быть аналогом «Видения» У. Б. Йейтса, которая была продиктована через его супругу её ясновидением, как «Liber Al velLegis» была продиктована посредством Розы, жены Кроули. Кто-то сказал, что «Видение» Йейтса было продиктовано какими-то «мертвыми и проклятыми математиками, чью космологию давно пора выбросить на помойку пережитков прошлого». Та же критика применима и к «Liber Al velLegis»: её продиктовала давно развоплощённая личность, заинтересованная в том, чтобы вернуть в моду давно отринутые методы поклонения. Новые или старые, сентиментальные чувства, выраженные в книге, обычно обладают большой силой воздействия – с целью вызвать антипатию или наоборот, идентификацию, у читателя.
Моё мнение, которое я уже выражал отчасти на страницах «Лампы Тота»[1], английского оккультного журнала, заключается в том, что вся эта яснослышательная передача была результатом скандала между двумя сущностями. Одной из них, конечно же, могло быть мощное подсознательное самого Кроули. Если слова этих нескольких развоплощённых сущностей, записанных Розой Кроули, не переплетены между собой, тогда появляются несколько весьма ясных текстов, весьма экстраординарных как в пророческом, так и в духовном смысле. Будучи прочтены без этого разделения, они выглядят весьма путанной и противоречивой тирадой.
Как часто говорил Кроули, он чувствовал себя как дома в мусульманских странах Северной Африки. Неудивительно то, что там была написана не только «Liber Al velLegis», но и тот факт, что в период, освещённый в этих Дневниках он создал обширный и весьма значимый комментарий на эту книгу. Он назвал его «Джериджским Комментарием», по названию Шотт эль-Джерид, пустынного места в оазисе Нефта, где осенью 1923 года произошла передача. Кроули посчитал её весьма важной, вдохновлённой непосредственно Хадитом.
Легко идентифицировать Кроули с Телемитским откровением и «Liber Al velLegis», но не стоит забывать и то, что он был воспитанна устроенных на масонский манер магических учениях Ордена Золотой Зари.
Пока я пишу эти слова, я с печалью вспоминаю, что Френсис Кинг, один из наиболее известных биографов Кроули, умер почти год назад, в ноябре 1994 года. Френсис, с которым я сотрудничал в начале семидесятых в работе над «Техниками Высокой магии», первоначально интересовался магией поздневикторианского Ордена Золотой Зари, в котором Кроули учился традиционной магии, упакованной в масонскую изложницу СэмьюэломЛиделломМакГрегоромМазерсом.
Френсис написал ряд книг как о Кроули и так и об истории Ордена (например, «Астральная Проекция», коллекция неопубликованных до того времени материалов Ордена Золотой Зари). Френсис также исследовал некоторые аспекты работы Кроули с сексуальной магией в «Сексуальности, Магии и Перверсиях», а также, позже, и в тантрическом контексте.
В 1977 году он написал «Магический Мир Алистера Кроули», которую он считал одной из лучших своих работ, где Кроули рассматривается в более обтекаемом виде, чем это делалось в других книгах. В ней он писал о периоде времени в жизни Кроули, который соответствует этим Дневникам в главе под названием «Странствия Мага».
Что касается источника рукописи, то первые 21 страница рукописи, то есть, до 2 июня 1923 года, были скопированы с дубликата, с письменными правками руки Лии Хирсиг, который принадлежал в октябре 1950 года Фридриху Ликве. В 1954 году рукопись попала к Карлу Патерсону.
Первое издание моей редакции этих Дневников в 1979 году было посвящено Брату N, известному также как Джеральд Йорк. Этот человек, со времени встречи с Кроули до его смерти, более всех принял участие в сохранении дневников, рукописей, писем и иных неопубликованных материалов Кроули, которые в ином случае могли быть уничтожены или иным образом утрачены. В ряде случаев он добродушно позволял мне обращаться к его обширной коллекции кроулианы, и именно в этой коллекции я смог собрать материалы этих Дневников. Коллекция материалов Кроули, находившаяся у Йорка с тех пор была передана по завещанию лондонской библиотеке, специализирующейся на ренессансном искусстве и культуре, где она стала достойным продолжением содержащихся в той же коллекции книг магов и астрологов Ренессанса.
Как и многие другие аккуратные маги, такие как Джон Ди, Кроули вёл детальные дневники в течение всей жизни. Поскольку магия – довольнообманчивая область знания, необходимость адекватно сохранять данные, касающиеся всего, от диеты и эмоционального состояния, до погодных условий, астрологической конфигурации на текущий день. Невозможно знать заранее, какая ситуация как повлияет на магическую операцию, поэтому любое сознательное изучение требует записи точных данных для позднейшего анализа. Кроули хотел ввести в практику научный метод, с его точными измерениями и записями, дабы исполнять «цель Религии», будь то исследование мира богов или глубин бессознательного, а может быть и преисподнихмежду ними.
Не вызывает удивления, посему, что есть огромное количество дневников с 1924 по самую его смерть в 1947 году, которые, как я понимаю, могут быть опубликованы до конца этого десятилетия.
В своих дневниках Кроули пытался анализировать механизм операций, особенно сексуально-магических. Он был уверен, что если некто способен полностью раскрыть истинную подсознательную волю, нужен лишь уверенный шаг, чтобы дать этой воле свершиться. Теория, однако, далека от объяснения причуд практики. На деле же, Кроули часто слишком потакает себе в своих трактовках собственных результатов.
Определённая доля оптимизма сопутствовала операциям, таким как та, что была проведена 3 марта 1918 года, когда Кроули приписывает потенциальную продажу собственности 14-му апреля, а завершение 18-му августа того же года особой операции, хотя в течение этого года было много других операций «ради золота», которые он не засчитывал. Будет правильнее считать, что по большому счёту удача отмечается как результат, происходящий в семидневный срок.
В мае 1923 Кроули писал: «я сомневался, что касается того, являюсь ли я на самом деле таким уж великим Магом, даже улыбаясь сомнениям людей, которые, кажется, считают, что я проклинаю их скот». Вероятно, одной из самых больших проблем было то, что он с трудом примирял своё Телемитское мировоззрение и свою роль пророка «Liber Al velLegis» с практикой повседневной магии.
В какой-то мере, создание Нового Века или нового набора верований, который разделят впоследствии многие – это магия высокого уровня. Но Кроули постоянно расходовал свои силы на магические операции по привлечению золота или средств на оплату постоянно давящих на него счетов. Вероятно, он мог бы стать более великим Магом или именитым религиозным учиТелем, если бы не пытался быть и тем, и другим одновременно. Эта путаница сохраняется в попытках его учеников прийти к согласию с его трудами.
Вероятно, Кроули стоило бы сорвать листочек с жизи Симона Волхва, жившего с 15 г. до р.х. по 53 г. н.э. Это был весьма сильный маг, также претендовавший на роль Мессии во времена Иисуса Христа. Он совершал чудеса, которые хорошо задокументированы, включая исцеление страждущих, воскрешение покойных, хождение через огонь, проведение спонтанных празднеств. Он даже летал. Он мог основать новую религию в противовес христианству, но предпочёл практиковать магию, состязаясь даже с апостолом Петром в умении летать пред ликом Римского Императора того времени.
По прочтении этих Дневников есть несколько путей дальнейшего исследования трудов Кроули: «Книга IV» — наиболее цитируемая в разнообразнейших источниках работа Кроули. Это число предполагает стабильность и с этой наиболее фиксированной точки отсчёта можно начинать. Книга разделена на следующие части:
1) Мистицизм – даст общее представление о йоге и мистицизме,
2) Магика (элементарная теория) – с практической подготовкой магического оружия: ясное описание
3) Магия в теории и на практике – ключевая книга системы магии Кроули
4) Liber Al velLegis – Книга Закона также включена в Книгу IV.
В первом издании эти четыре непропорциональных размеров тома были включены в два довольно небольших квадратных тома, предшественников современных бумажных изданий, большой том из 22 глав, соответствующих старшим Арканам Таро, с большим набором Приложений, содержащих лучшие работы Кроули из журнала «The Equinox», и таков состав «Магии в теории и на практике».
Работая в таком стиле Кроули открывает дорогу читателю к многим коротким, и лаконичным специальным инструкциям, обозначаемым Liber, большинство из которых публиковались в «The Equinox» в промежутке между 1909 и 1913 годами, а затем снова в 1919. Многие из них были опубликованы повторно в книге Регарди «Gemsfrom the Equinox».
В добавок к этим, существует также кроулевские более объёмные тома «The Equinox» выпуска после 1919 года, которые, соответственно, отпечатаны отдельными книгами. «Восемь лекций по йоге» 1339 года, и Книга Тота 1944 года (о Таро), «Равноденствие Богов» 1936 года также включены в то издание.
«Книга Лжей» — невероятно сложная комплексная работа, сверкающая каламбурами и многосмысленными выражениями: плодородная и тёмная каббалистико-поэтико-магическая шутка.
Стоит также отметить, в собственном классе, «Святые Книги», вдохновлённые работы, лежащие между лучшей его прозо-поэзией и «Книгой Закона». Стоя на две головы выше других современных оккультных трудов, «777» является великолепным, заключенным в таблицы, каббалистическим синтезом мысли многих культур, содержащим мифологии, символы, цвета, ароматы и другие атрибуты, лежащие в сердце чувственно-символических обуславливающих процессов, которые являются столь большой частью магии.
Есть и другие книги, как, например, «Konx om Pax», яявляющейся одним из заметных пиков прозы и поэзии, «Шаг за шагом к Истине», содержащие весьма полезную информацию о магии.
Чуть менее заметна малораспространённая книга «Магия без слёз». Есть также как минимум три оккультных романа Кроули, среди которых «Лунное дитя» и «Дневник наркомана» недавно были опубликованы на бумаге.
Многие другие труды, короткие истории, эссе и, в особенности, поэзия, текли из под пера Кроули с такой скоростью, что три собрания сочинения его трудов появились к его тридцатилетию. В этих собраниях большая часть поэзии, как редкостно прекрасных и высокотехничных произведений, таких как «Shelleyan flights of Romanticism», работа которая завоевала такие отзывы как «расцвет нового Суинберна», до довольно низкопробных виршей, чьи достоинства заключаются только в следовании строгой ритмической схеме. В этих томах отдельно следует отметить «Ордея», содержащего некоторое количество магических инвокаций в стихах. Другие подобные инвокации разбросаны по остальным поэтическим трудам Кроули.
Из этих книг, вместе с такими трудами Кроули как «И Цзин», «Дао Дэ Цзин» и его работы «Астрология», последние две из которых я редактировал лично, читатель может получить некоторое представление о прозрениях Кроули в других оккультных и религиозных системах.
Внутренняя практичность трудов Кроули затемнена стремительным ростом количества его работ и огромным количеством перекрестных ссылок. Редкий маг выражал свои учения и методики в столь блестящей прозе и поэзии.
Кроули победил свою детскую интроверсию намеренно изыскивая и творя вещи, противоречившие его природе, то есть отрицая авторитеты. Например, он соблазнил и служанку матери в постели матери, будучи 14 лет отроду. Желание попирать привычный уклад он использовал впоследствии как движущую силу, поддерживающую его имя на первых полосах газет, в большей части не в его пользу. Но для Кроули любая известность была хорошей известностью, в частности потому, что она принесла Закон Телемы вниманию людей; конечно же, удовлетворяя глубоко засевший мазохизм.
Кроули позволял себе безумство, обман, демонов и наркотики, чтобы штурмовать врата небес – через чёрный ход или через любую другую дырку. Если ему это не удавалось, то это было явно не из-за нежелания попробовать.
ВВЕДЕНИЕ
Дневники Алистера Кроули покрывают весь период от его посвящения в Орден Золотой Зари в 1898 году вплоть до его смерти в 1947 году. За это время в его дневниках записаны его ежедневные изменения настроения, идеи, события, дивинации и магические операции, сексуального или иного плана. Время от времени Кроули проводил магические уединения, обычно для определённых целей, для которой цели заводился новый дневник, который вёлся параллельно с основным. Поэтому его дневники возможно понятным образом поделить, и часто причиной тому служили переезды, смена любовницы или магического направления.
Воспроизведённые в этой работе разделы дневников начинаются с большой поворотной точки в карьере Кроули, определённой изгнанием Кроули из Аббатства Телема в Чефалу по приказу Муссолини.
Эти события описаны в дневниках Кроули рукой его любовницы, Лии Хирсиг, носившей магическое имя Алостраэль:
“
Апрель 23 [1923]:Вчера приехал O.P.V. [Норман Мадд] с двумя оксфордскими мальчиками, друзьями Мр. Грина. Весёлая вееринка. Этим утром 666 был приглашён в офис комиссара – Феррис, O.P.V. и Алостраэль сопровождали его. Визит завершился тем, что «мы» изгнаны из Италии, хотя в официальном уведомлении упоминался только 666 [Кроули]
”
Как позже, в своих «Исповедях», законченных им в Тунисе, пояснял Кроули:
“
В должное время прибыл Брат O.P.V.[Норман Мадд]и приволок за собой двух оксфордских людей: Пинни и Босанкета. Мы дали им ночлег на три ночи. Они были ошарашены, обнаружив, что мы нормальные адекватные люди… Утром, когда они приехали, меня пригласили в полицию, где мне был вручён ордер из Министерства внутренних дел, согласно которому меня выставляют из Италии. Никаких причин, никаких обвинений… Я даже не стал протестовать или выспрашивать причины такого поворота. Я культурно попросил предоставить мне возможность за неделю уладить свои дела, которую он, с подобающей вежливостью, мне даровал. Испытал на мне грязный полицейский трюк. Эти люди, кажется, не могут с собой справиться. Он пытался меня убедить в том, что ордер распространяется на всё сообщество».
”
Алостраэль провела дивинацию, чтобы определить «общее направление действий», что касается этого ордера. Результатом была гексаграммаXLI, «Солнце». Линия за линией она была интерпретирована (начиная с основания гексаграммы кверху) следующим образом:
‘
Линии:
1. Приготовься ехать
2. Будь наготове
3. Приготовься восстанавливать
4. Ищи облегчения у друзей
5. Принимай существенную помощь
6. Поверни ситуацию во благо, расширяя круг симпатизирующих
’
И снова была проведена консультация с И Цзин – на этот раз, чтобы «описать место, куда нам следует переехать». Ответом была гексаграммаXVIII, «Ку», Земля Воздуха, которая была прочтена в значении «Пересеки воду – нецивилизованная страна, страна, где семья важнее государства»
Под влиянием ответов на другие вопросы к этому совершенному оракулу, Кроули выбрал Тунис. Он покинул Палермо в последний раз 1-го мая 1923 года и прибыл в Тунис на следующий день, остановился в комнате в отеле Эймон в арабском квартале Туниса, около Порта Франции и неподалёку от Великой Мечети.
Алостраэль присоединилась к нему в отеле Эймон и первая запись о работе была посвящена сексуальномагической операции с ней в ночь на понедельник 7 мая, в поисках физической энергии.
Это, а также его мысли и работу (в основном дивинации) следующих нескольких дней он описал в конце своего дневника из Чефалу.
В пятницу 11 мая 1923 года Кроули начал новый Магический Дневник – описание своего пребывания в Тунисе. Именно в этот момент начинаются опубликованные в этом издании дневники.
В этот период Кроули продолжал эксперименты с техниками сексуальной магии, которую он практиковал в Америке во время Первой Мировой войны и позднее в Чефалу, в любимом своём Аббатстве Телема, с самого его основания в апреле 1920. Этот дневник следует за тем периодом, который описан в «Магических записях Зверя 666», покрывающей время с сентября 1914 до декабря 1920.
Вместо того, чтобы вставлять здесь краткое описание жизни Кроули, мы посчитали возможным включить список субъективно и объективно ярчайших событий после этого введения. Поскольку огромная часть работа Кроули была положена на бумагу, даты публикации наиболее важных магических работа также были включены в хронологию, поскольку они отмечают различные кульминационные моменты в работе его жизни. Хронология ни в коей мере не претендует быть библиографией.
В основе своей вклад Кроули в магию был трёхчастным: во-первых, он прояснил способы магического синтеза разных традиций, сделанного С. Л. Макгрегором Мазерсом и Золотой Зарёй. Во-вторых, он обогатил их обширным знанием восточных техник йоги, тантры и сексуальной магии. В-третьих, всё это было приведено в «Телемитскую» форму, то есть, Кроули привёл всё в соответствие с «Книгой Закона», полученной им от ангела Айвасса в Каире в 1904 году. Эта трансформация была для Кроули не просто новой магией, или лучше, «магикой» (прим.перев.: по аналогии с разницей в английском правописании, предложенной Кроули – “magic” — “magick”; добавление передаёт значение осознанности в работе), а новой религией.
Есть конечно же и те, кто не видит ни капли значимости в работе Кроули, или рассматривают его как волшебника-выскочку с обложки воскресной газеты. Таким можно посоветовать лишь отложить в сторону на время все публицистически ориентированные образы, которые сам Кроули и помог взрастить, и почитать для собственной души пару-другую абзацев из вдохновлённой прозы Кроули, качественную аргументацию или экстатическую поэзию.
Для тех, кто изучает Кроули это всё знакомо. Третья область его деятельности в большей части вызывает разногласия у большинства. Многие готовы принять прекрасно ясные переработки Кроули материалов Золотой Зари, такие как «777» или «Гоэтия», или его неоценимый оригинальный вклад в йогу или таро. Внимательное чтение Кроули позволяет прояснить многие тёмные места и разгладить неровности искривлений и ткани магии: никто доселе ни применял пера к услугам герметического Искусства со столь высоким мастерством и усердием, или не пытался столь прилежно превратить их в науку.
Однако понимать Кроули как То Мега Териона, Великого Зверя 666, Пророка Эона Гора следует со всем иной точки зрения.
«Книга Закона», продиктованная Кроули в 1904 году Айвассом, его Святым Ангелом Хранителем, на основе которой Кроули счёл себя Пророком, была перепечатана больше раз, чем остальные его труды. Даже даты публикации Кроули считал важными. В листовке, сопровождающей публикацию, он пишет:
“
Мастер Терион … предпринял Работу Мага дабы излить слово Его Закона всему человечеству. … Пока Книга Закона была рукописью, воздействие её распространялось лишь на небольшую группу людей, среди которых она была в хождении. Опубликовав её, он заставил её действовать.
…
Первая публикация — за девять месяцев до начала Балканской войны [осень 1912], которая потрясла Восток.
Вторая публикация — за девять месяцев до начала Мировой войны [I], потрясшей Запад [Сентябрь 1913].
Третья публикация — за девять месяцев до начала Японско-китайской войны, потрясшей Дальний Восток [Июль 1937].
Четвёртая публикация, 6:22 утра, 22 декабря 1937, — за девять месяцев до Предательства, которое [предваряло Вторую Мировую войну].
”
С тех пор «Книга Закона» перепечатывалась неоднократно, а в 1974-75 годах появились аж три разные версии аннотированных комментариев к ней, каждая заявлялась авторитетной, и это было прекрасным показаТелем интереса, не столько к Кроули, сколько к Телеме.
Остаётся только ждать, чтобы понять, является ли Закон Телемы чем-то преходящим, просто ярким выражением чувств, которые проявились только спустя пару десятилетий после смерти Кроули, или эти проявления суть лишь вершина айсберга, который, поднявшись над водой, станет религией, которая, как предвидел Кроули, увидит свой закат спустя два тысячелетия.
Тунисские Дневники покрывают период, когда Кроули был вдохновлён «Книгой Закона» и писал комментарии к ней, покуда Норман Мадд, как профессиональный математик, применял свои способности к взламыванию каббалистических тайн, сокрытых в тексте.
Один из людей, привлечённых Маддом к делам Кроули, Эдмунд Саайман, учёный-математик из Оксфорда, во времени сотрудничества с Кроули даже рассматривал возможность написать диссертацию о «Книге Закона» в своём колледже. Вероятно, это было самое странное и безвкусное предложение с точки зрения университетских верхов.
Однако, оставим вопросы использования «Книги Закона» и вернёмся от Кроули – Пророка к Кроули – магу.
Дневники магов в целом редко сохраняются и с трудом публикуются, если оказываются целы. И это происходит не столько из-за покрова таинственности, окружающего магию, но из-за того, что как и дневники физика или химика, они жутко скучны. И скучны они потому, что магия всё ещё является экспериментальной наукой и записи практики не содержат беспрерывного описания потока фантастических явлений. В них описание повторяющихся попыток привести в порядок беспорядочный ум и беспорядочную вселенную, описание многих провалов и лишь спорадических успехов. За некоторыми исключениями, научный метод, точная запись всего сделанного и каждого результата вне зависимости от его непоследовательности, даётся лишь немногим магам.
Одно дело – освоить несколько повторяющихся техник или рецептов, а другое – исследовать комбинацию традиционных техник с собственными вариациями и подробнейшим образом и непредвзято записывать все результаты.
Кроули является одним из двух магов, чьи сохранившиеся дневники велись настолько дотошно, что можно точно отследить любой шаг в развитии его идей изо дня в день.
Другим магом был, бесспорно, Доктор Джон Ди, чья система енохианской магии была одним из краеугольных камней практики Кроули. И Ди, и Кроули считали, что духовные практики должны записываться настолько же детально, как протоколы лабораторных исследований химика или физика, и даже в больших подробностях, поскольку почва магической практики гораздо более неустойчива, нежели в натуральных науках. Ирония в том, что Кроули считал личного секретаря Джона Ди, Эдварда Келли, одной из своих предыдущих инкарнаций, демонстрируя родственность душ, растянувшуюся на три с половиной столетия оккультной практики. Дневники обоих мужей до сих пор опубликованы лишь частично, и в обоих случаях это лишь верхушка айсберга. Всё потому, что оба считали, что научный метод непосредственно связан с целями религии, что возвышало их на две головы над не менее компетентными, но менее методичными соратниками, в области, где метод столь сложно применим и при этом несёт столь большую ценность, отделяя чистое золото магического и мистического опыта от шлака причудливой, но суеверной практики.
Когда магия наконец перейдёт из разряда искусства в разряд науки, именно на этих людях будет лежать ответственность за закладку её фундамента.
Ныне же, чтобы магия стала наукой, именно на их записях надо строить принципы и детали практики. Нет никакой пользы в том, чтобы просто соотносить множественные предположения, изливаемые людьми, которые просто скопировали себе идеи своих предшественников, зачастую в плохо переваренной форме.
Науке весьма недоставало прогресса в средние века из-за того, что люди занимались в основном переписыванием трудов греков и арабов. Лишь начав аккуратно наблюдать результаты и вести практическое сравнение, наука снова начала возрождаться во времена Ренессанса.
Магия находится сейчас на том же перекрёстке: многие писатели цитируют авторитетов, лишь немногие ведут собственные исследования, и ещё меньше их основывают практику на уже существующих результатах.
Здесь находятся записи дальнейшей работы, проводившейся Кроули. Большая часть записей касается потворства своему желанию употреблять наркотики или возвеличивания себя, но за этим всем стоит метод или поиск метода.
Полезно, читая эти результаты, отмечать как, когда и при каких обстоятельствах магия срабатывала, и повторялись ли позже её результаты на том же уровне. Следует надеяться, что с накоплением данных, таких как представлены в этих дневниках, ясные утверждения Кроули, сделанные в отношении магии, дополнятся реальными результатами, как его собственными, так и других практиков.
Весьма интересным представляет наблюдение за ранним периодом дневников Кроули, от сентября 1914 по сентябрь 1918, его дневник «Rex de Arte Regia», в котором он описывал серию интенсивных практик сексуальной магии. Из 309 операций, проведённых при различных обстоятельствах и с разными партнёрами, можно вычленить ряд целей, которые подпадают под следующие категории:
1) Деньги (красное золото, богатство, золото, и т.п.) 48
2) Восславление / благодарение Господу / Пану 40
3) Отношения с людьми (привлечение любовниц и т.п.) 22
4) Причины операции не указаны или забыты 21
5) Литературный успех 18
6) Сексуальная сила и привлекательность 17
7) Мудрость 16
8) Распространение Закона Телемы 16
9) Магическая энергия (общая) 12
10) Физическая сила 12
11) Даосская медитация 8
12) Сиддхи (магические силы) 8
13) Привлечение новых любовниц / Бабалон во плоти 8
14) Общий успех 6
15) Молодость 6
16) Удача в конкретных церемониях 5
17) Восславление Гермеса 5
18) Духовное Просветление 4
19) Магические уединения 3
20) Познание Тайн IX° 3
21) Касающиеся видений Амалантра 3
22) Восславление Шивы 3
23) Создание демонов 2
24) Разное (по одной или две операции каждая) 23
Итого 309
На первый взгляд кажется, что почти все его операции были направлены на конкретные цели, с чем магия всегда, собственно, и ассоциировалась. Деньги (№1) выше всего в списке с 48 индивидуальными операциями. Красное золото давало лишь малый объём наличности, который позволял горшочку варить неделю или две. Технически это плохая магия – делать такого вида работу для получения наличности. Гораздо умнее было бы подчиниться законам финансов: выработать качественный план и, напрягая свои энтузиазм и волю, стараться этот план перевыполнять. Кроули также использовал метод визуализации ливня золотых монет в момент оргазма. Это порождало неожиданные чеки и предложения. С одним ярким успехом мы ознакомимся позже. Кроули пребывал в этот период более всего в сломленном состоянии и по этой причине, в свой период пребывания в Америке, отзывался об этом времени с наименьшим удовольствием.
Пункты 2 и 7 направлены либо на восславление Господа (Пана или Фаллос) или на обретение Мудрости. Очевидный успех не может быть измерен какими-либо объективными мерками.
Пункты 3 и 9, отношения с людьми, сексуальная сила и привлекательность, кажутся довольно успешными в это время на субъективном уровне.
Пункт 4, где причины операций забыты или не упомянуты, особо неприятны, особенно для Кроули, рассматривавшего сексуальные связи в этот период в свете магической операции и чувствовавшего, что все магические операции должны быть досконально описаны.
В пункте 5 мы опять видим объективную цель (вроде поиска денег) и за исключением успешной субъективной литературной стимуляции, внешнее принятие литературных потуг Кроули было на привычно низком уровне. Даже его истории Саймона Иффа, над которыми он работал, появились лишь в «International», журнале, редактором в котором он сам и был. На сегодняшний день большое количество историй Саймона Иффа остаются неопубликованными.
Пункт 8, распространение Закона Телемы, как мы уже отмечали, спустя полвека идёт ускоряющимся шагом, однако те работы прямых результатов не дали.
Остальной список читается тем же образом, и мы обнаруживаем некоторую модель. Многие субъективные операции кажутся успешными, но лишь некоторые объективные можно отнести к таковым. Мы это говорим не ради очернения образа Кроули, но лишь ради констатации факта, что из массы данных, содержащихся в его дневниках, можно делать некоторые выводы, одним из которых, по меньшей мере в краткосрочной перспективе, заключается в том, что объективные цели кажутся существенно менее успешными в этом стиле сексуально магии, нежели субъективные.
Интересно также отметить, что среди операций, считавшихся частью традиционной магии, то есть инвокаций и эвокаций, лишь небольшая часть направлена на получение выгод, и лишь в двух операциях призываются демоны. Они отмечены странной характеристикой создать демонов Белиала и его двойника Асмодея, хотя реально они используются лишь как символы «приобретённого успеха».
Среди других странных операций можно отметить «безопасную беременность» Алисы Кумарасвами, которая забеременела в результате сексуально-магической операции, проведённой ранее. Операция, к сожалению, провалилась – спустя непродолжительное время у неё случился выкидыш.Такая же модель повторяется и с другими объективными целями, с монотонным постоянством.
Ранее, в январе 1915 года, Кроули, разочарованный своим «провалом в достижении IX° О.Т.О.» даже желал, чтобы O.H.O. (Outer Head of O.T.O., внешний глава О.Т.О., Теодор Ройсс, первый указавший Кроули на особую роль секса в магии) «был бы здесь, чтобы прочесть и прокомментировать эту запись» — он не получал результатов, отчасти из-за того, что ему, по его мнению, недоставало друзей и денег в США.
В той же записи Кроули пишет: «до сих пор, хотя я и писал слово «успех», я не получал тех несомненных и поразительных результатов, которые я мог бы счесть достойными этого Королевского Жреческого Искусства». Реальный успех в магии, где искомые цели находятся на физическом плане, должен быть отмечен быстрым и невероятным результатом. Например, талисман, как правило, должен уверенно производить эффект за один цикл планет (т.е. неделю), если не существенно быстрее, если только он не был создан просто, чтобы работать как аккумулятор. Если работа успешна, то это должно быть очевидно. Если результат проявляется лишь в длительной перспективе, так, что можно предположить, что лишь случайное совпадение дало этот результат, то магическая операция вероятнее всего являлась провальной.
Лишь применяя столь строгие стандарты условия успеха магии могут быть отделены от мусора случайности. Путаница в идеях никогда не приносила прогресса ни в какой области, хотя такие аргументы применимы к особо материальным целям, а не к долгосрочным духовным благам.
Если же посмотреть на всё это с позитивной точки зрения, есть пара примечательных работ, демонстрирующих условия, сопутствовавшие успеху. Первая работа датируется 14 января 1915 года и является операцией VIII°, то есть, аутоэротической. В ходе неё Кроули визуализировал Бога Гермеса и в момент оргазма он не эякулировал – бинду было сохранено. Однако Гермес говорил во внутреннее ухо Кроули: «У тебя есть твоя воля. Отойди; сделай запись и особенно внимательно изучи положение звёзд». Если он и изучил, это не отражено в дневнике. Однако планетарная картина, восстановленная для этого времени и даты (11:33-11:53, 14 января 1915) говорит сама за себя:
☉ 23° ♑,♅ 10° ♒,♃ 25° ♒,
♀ 9° ♐,☽ 15° ♑,♆ 29° ♋ ретр.,
♄ 27° ♊ ретр.,♂ 18° ♑,☿ 0° ♒.
В результате этой работы, несмотря на то, что Кроули был уставшим и вялым весь вечер, он обнаруживает себя в бодром состоянии духа и полным сил, полным желания работать всю ночь. Фактически же он ложится спать вместо этого и видит осознанные сновидения, и просыпается полным сил и идей. В следующие два дня он говорит о себе «весь день я танцевал… как котёнок». И даже его операция на деньги на следующий день, пусть и малообещающая, всё жа приносит ему чек от одного из его учеников, Ч. С. Джонса.
В этой работе интересны следующие обстоятельства:
1) Работа была аутоэротической, сопровождалась качественной визуализацией Бога Гермеса
2) Хорошая астрологическая конфигурация
3) Семя не выбрасывалось, произошёл лишь выброс сексуального напряжения
В добавок ко всему, результатом явились два безошибочно определимых знака успеха, то есть переполнение энергией и идеями, либо, если это перед сном, то глубокий сон с яркими сновидениями, после которого маг пробуждается бодрым и свежим. Последнее для Кроули было довольно редким явлением, он обычно начинал функционировать к концу дня.
Тот же эффект внезапной бодрости случился в работе 13 марта 1920 года (1:05 ночи) когда «я внезапно почувствовал себя выспавшимся, сильным и бодрым, словно бы я выполнил добился предварительно поставленной цели. Мне было довольно сложно записать условия этого эксперимента, поскольку он полностью не согласуется с практически всем предыдущим опытом. Мне в голову закралась мысль, что мой «подъём мудрости» связан со способностью к анализу, с тем, что я понимаю все детали «обычного» опыта! Я должен сказать, что не знаю, куда ведёт этот путь. Может быть я смотрю в книгу, да вижу фигу? Или быть может я строю Пирамиды (где-то или как-то) этими кирпичиками?»
Кроули неутомимо работал восемь часов, полностью вымотав своего писца. Сравнение условий успеха сексуально-магической операции можно также расширить и на область наркотиков. В тунисских дневниках Кроули в конце концов признаёт, что он ведёт проигрышную борьбу и думает сдаться на милость специалиста в вопросе, или хотя бы проконсультироваться с местным врачом, который мог бы разработать курс лечения (7 июня 1923 года). Запись об одной из таких «сушек» есть в дневниковых записях за этот месяц, а также в Приложении V. В дневниках, однако, содержаться также и строки, полные настоящих озарений, что касается природы и работы сознания, простимулированного различными комбинациями эфира, героина и кокаина.
Эти заметки, пусть и вразброс, можно сравнить по силе озарений с эссе о гашише, опубликованном в «Th Equinox» (также опубликованном позже в «Roll Away the Stone» под редакцией ИзраэляРегарди, Llewelyn, St. Paul, 1968).
И снова, эти записи перемежаются с дивинацией И Цзин, китайской гадательной системы, которой Кроули пользовался всю жизнь для поиска ответов на повседневные вопросы. В Приложении II есть список Гексаграмм И Цзин. Это символы, состоящие из шести линий, которые могут быть цельными (Ян) или прерывистыми (Инь). Кроули использовал перевод И Цзин Джеймса Легге, который был опубликован в многотомнике «Sacred Books of the East». В текстах, посвящённых Гексаграммам линии интерпретируются по одной, начиная с нижней. Кроули адаптирует толкования согласно обстоятельствам, пеняя в случае очевидно неверных ответов на собственные толкования, нежели на неработоспособность системы в целом.
В ходе записей Кроули неоднократно обращается к греческим и еврейским гематриям, проверяя теорию или ища подтверждения пассажам из «Книги Закона». Там, где эта тоненькая работа из трёх глав упоминается, в сноске даётся соответствующая цитата.
Довольно сложно вкратце описать общую картину идей, которые используются в операции гематрии. Поэтому мы приводим в Приложении I ряд таблиц, необходимых для полного понимания цепочек соответствий, которые связывают вместе наиболее концентрированные мысли Кроули.
Среди нитей, вплетённых в дневники есть одна, представляющая наименее известную сторону личности Алистера Кроули: его чувства по отношению к своим детям. Несколько наиболее плотно заполненных страниц за сентябрь 1923 не только показывают его беспокойства, но и содержат подробные рецепты воспитания детей в телемитском ключе.
Несмотря на то, что Кроули периодически сознательно пишет на аудиторию, как он говорит 29 марта 1920 «мне интересно, как эти предложения будут читаться. Они писались в агонизирующих попытках быть ясным, точным и простым в изложении», в целом он более всего беспокоится за то, чтобы всё-таки смочь изложить то, что наиболее важно для него до того, как оно потеряется в потоке идей, которые беспрестанно изливались на бумагу его сознанием. Поэтому некоторые пассажи интерпретировать труднее, чем другие, зачастую в них содержится множество ссылок, которые требуют глубокого знания его жизни и размышлений. Там, где возможно, эта информация дана.
Сии мысли суть лишь описание вкуса тех идей, что могут быть выжаты из лоз дневников Кроули: тебе выбирать, читатель, какое вино ты выжмешь.
ХРОНОЛОГИЯ КРОУЛИ
1875 |
Родился в ЛемингтонСпа, Варвикшир, 12 октября между 23 и полуночью |
1886 |
Его отец, Эдвард Кроули, умирает |
1896 |
31 декабря – Кроули решает следовать пути мистицизма и оккультизма |
1897 |
Начинает читать алхимиков, мистиков и книги о магии |
1898 |
Aceldama. Издаётся первое собрание стихов Кроули. Кроули покидает Кембридж и начинает читать «Разоблачённую каббалу» в Церматте, где встречает Брата D.A. (Юлиана Л. Бейкера). В сентябре Бейкер знакомит его с Братом Volo Noscere (Джордж СесилДжоунс), который, в свою очередь, представляет его С. Л. МакГрегоруМазерсу и Герметическому Ордену Золотой Зари. 18 ноября – Кроули посвящён в Герметический Орден Золотой Зари (Градус Неофита, 0°=0□, принял магическое имя Брат Perdurabo). Ноябрь – декабрь – астральные путешествия с Братом Volo Noscere Кроули впервые читает «Книгу Священной Магии Абрамелина». Декабрь – получает Степень Зелатора, 1°=10□ |
1899 |
Январь – Кроули встречает АлланаБеннетта, Брата IehiAour, среди членов Золотой Зари. Вскоре Беннетт уезжает, чтобы жить с Кроули и действовать как его инструктор в магии. Январь – Градус Теоретика, 2°=9□ Февраль – Градус Практика, 3°=8□ Май – Градус Философа, 4°=7□ Декабрь – Градус Портала (после обязательного срока ожидания в семь месяцев). |
1900 |
16 января – посвящён Мазерсом в Париже в градус Младшего Адепта 5°=6□ (принимает магический девиз Parzival). Какое-то время Кроули по ошибке считал, что это было 20 февраля 1900. Кроули обращается во Второй Орден в Лондоне за документами, связанными с его посвящением в Париже, но ему отказывают. АлланБеннетт покидает Цейлон, чтобы стать буддийским монахом, Бхикку Ананда Меттейя. Кроули уезжает в Мексику. |
1902 |
Кроули путешествует в Индию. 13 февраля – посещает АлланаБеннетта в Бирме 28 апреля – покидает Шринагар, чтобы начать восхождение на ЧогоРи (K2) в Гималаях Основано германское отделение О.Т.О. (Кроули оно ещё не известно в это время) |
1903 |
Июль – Кроули в Болескине, Шотландия, пытается организовать проведение операции Абрамелина Операция прервана, для свадьбы с Розой Келли |
1904 |
Январь – Кроули ненадолго пребывают с Розой в Цейлон, чтобы потом направиться обратно в Англию через Каир 8-10 апреля Кроули получает Liber Legis, Книгу Закона, от развоплощённой сущности по имени Айвасс в Каире, чем претендует на Градус Старшего Адепта, 6°=5□. Принимает магический девиз OlSonufVaoresagi. Публикует перевод Гоэтии, сделанный С. Л. МакГрегоромМазерсом |
1905-7 |
Опубликованы три тома «Собрания Работ», где содержатся все творения Кроули на текущее время |
1905 |
8 августа = экспедиция на Канченджангу с Др. Гиллармодом, Рймондом, Паше и де Риги |
1906 |
Путешествие через Китай, ИнвокацияАвгоэйда (которая завершила для Кроули Операцию Абрамелина). Смерть первого ребёнка Кроули Лилит |
1907 |
Выходит «Konx Om Pax» Основан Орден A.’.A.’. |
1909-13 |
Публикуются первые десять номеров первого тома журнала «The Equinox» |
1909 |
Кроули разводится с Келли Впервые публикуется 777, обширные каббалистические таблицы соответствий Кроули заявляет о достижении Градуса Свободного Адепта, 7°=4□ (принимает магический девиз OU MH) 23 ноября – 19 декабря – Кроули и Виктор Нойбург выполняют енохианские воззвания Джона Ди в Северной Африке 3 декабря – Кроули заявляет о достижении Градуса Мастера Храма, 8°=3□ (принимая магический девиз Vi VeriVniversumVivus Vici, V.V.V.V.V.)в ходе скраинга 14-го Этира |
1909-10 |
Публикуются «Святые Книги» |
1910 |
Осень – в Кэкстон Холле, Вэстминстер, поставлены «Элевсинсие Ритуалы», ряд планетарных инвокаций |
1911 |
27 сентября – Роза попадает в психиатрическую лечебницу с алкогольной деменцией 11 октября – Кроули встречает Мэри ДэстиСтёрджес, компаньонку Айсидоры Дункан 21 ноября – Абулдиз приходит М. Д. Стёрджес (Сестре Virakam) и приказывает Кроули ехать в Неаполь и писать «Книгу Четыре» |
1912 |
Теодор Ройсс, глава О.Т.О., посещает Кроули и соглашается с тем, что Кроули должен стать английским главой О.Т.О. |
1913 |
Опубликована «Книга Лжей» |
1914 |
Январь/Февраль – «Парижские работы» с Братом LampadaTradam, Виктором Нойбургом 24 октября – Кроули отправляется в США. |
1915 |
12 октября –Кроули заявляет о достижении Градуса Мага, 9°=2□ (принимает магический девиз To Mega Therion) Кроули нанят Виреком работать редактором «The Fatherlang» и «The International» Кроули работает с Братом Ахадом, Чарльзом Стенсфилдом Джонсом Кроули пишет «Основы астрологии» |
1916 |
Магическое уединение в Нью Гемпшире, в ходе которого он проводить Ритуал, символизирующий конец христианства. |
1917 |
Умирает мать Кроули, Эмили Берта Кроули |
1918 |
Амалантра является Верблюдице (Родди Майнор), одной из любовниц Кроули в Нью-Йорке |
Март – завершена «Книга Алеф» (опубликована в 1961) Август – магическое уединение на острове Эзоп, в ходе которого Кроули исследует видения, которые должны соответствовать его предыдущим воплощениям Написана версия Дао Дэ Цзин Встречает Лию Хирсиг (Алостраэль) |
|
1919 |
21 марта – увидел свет первый из «Голубых Эквиноксов» — том III, №1 (иногда называемые №XI, поскольку это первый «The Equinox», напечатанный после №X, том I) Возвращается в Англию, приобретает привычку к героину Получает наследство в 3 000 фунтов стерлингов |
1920 |
2 апреля – Кроули прибывает в Чефалу и основывает «Аббатство Телема» 14 октября – умирает его дочь от Алостраэль, Анна Леа (Poupée) |
1921 |
Кроули заявляет о достижении Градуса Ипсиссимуса, 10°=1□ Июнь – Мэри Батт и СесилМэейтленд посещают Чефалу. 17 июля – Фрэнк Беннетт (Брат Progradior) приезжает в Чефалу |
1923 |
16 февраля – Рауль Лавдей погибает в Чефалу 1 мая – Кроули изгнан из Италии распоряжением Муссолини и покидает Аббатство Телема в последний раз. 11 мая – прибывает в Тунис и начинает вести магические записи, опубликованные здесь |
1925 |
Приглашён Г-ном Тренкером в Тюрингию, Германия, чтобы стать международным главой О.Т.О. |
1926 |
Факсимиле «Liber Al velLegis» публикуется ограниченным изданием в 11 экземпляров |
1928 |
Октябрь – ИзраэльРегарди присоединяется к Кроули в париже и становится его секретарём под именем «The Serpent». |
1929 |
9 марта – Кроули, его любовнице и Регарди отказано в проживании во Франции 12 апреля – в Париже опубликована «Магия в теории и на практике» в четырёх томах издательством Lecram Press, а в Англии она издана в одном томе. 16 августа – Кроули в Германии женится на Марии Терезе де Мирамар |
1930 |
Mandrake Press публикует первые два тома «Исповедей Алистера Кроули» |
1932 |
Регарди прекращает дела с Кроули |
1934 |
10 апреля – Кроули проигрывает судебное дело о клевете против Нины Хэмнетт и её книги «Laughing torso» |
1937 |
Издана книга «Равноденствие Богов. The Equinox, том III №3», где содержится текст и факсимиле Книги Закона. |
1938 |
Вышли в свет книги «Сердце Мастера» пера Халед Хана (Кроули) и «Шаг за шагом к истине». |
1939 |
В «The Equinox, том III, №4» публикуются «Восемь лекций по йоге» авторства Махатмы Гуру Шри ПарамахансаШиваджи (Кроули) |
1944 |
В «The Equinox, том III, №5» публикуется «Книга Тота» (вместе с колодой Таро, нарисованной Леди Фридой Харрис) Кроули отправляется в Незервудс в Гастингсе. |
1947 |
1 декабря – Кроули умирает в Гастингсе 5 декабря – «Последний Ритуал» и кремация в Брайтоне |
Твори свою волю, таков да будет весь Закон!
Магический дневник
ΤΟΜΕΓΑΘΕΡΙΟΝ[2]
Зверя 666[3]
Начало: Год XIX[4], пятница, 11 мая (1923 г. e.v.[5])
В городе Тунис: отель Эймон[6]в арабском квартале
Окончание: Год XIX, суббота, 2 июня (1923 г. e.v.)
В прогулочной деревне [Ла] Марса (пляж)
‘Au Souffle du Zephir’
12 [мая 1923], Die Saturn[7]
Работал над Каббалистическим Комментарием к CCXX[8]всё прошлую ночь; обнаружив, что Марса = 542[9], а «Пляж» даёт 111, я решил пойти на Пляж ‘Au Souffle du Zephir’ в Марсе, вместо того, чтобы идти прямо в Пустыню. С практической точки зрения также, покуда я решил всецело доверять Богам, кажется глупым угробить практически два дня между собой и Тунисом, особенно, поскольку я мог обнаружить, что работать в жаре Джерида[10]практически нереально. Также, от Марсы до Нефты легко дойти, если дух повлечёт меня, а в газетах этим утром сообщали о серьёзной заварушке в Мессине, где бригады Муссолини устроили кровопролитную бойню среди мирного политического митинга. Это начало конца этого выскочки ренегата с его бандой необузданных хулиганов с его сумасшедшими попытками восстановить тиранию Тёмных Веков. Всего 28 дней прошло с той поры, как он подписал ордер о моём изгнании из Италии, и вот почва под ним становится шаткой[11]. В Неаполе (14-21 апреля) я предвидел его падение и открыто его предсказывал[12];я напугал своих слушателей, которые, пусть и думали примерно так же как и я, трепетали перед бешенством каналий и вряд ли способны понять, что Человек должен иметь смелость высказывать своё мнение. Я как пророк дал ему фору в шесть месяцев, чтобы обезопасить себя, однако мне думается что и за половину этого времени его раздавят[13].
Я предвижу иезуитский заговор, направленный прямо против Франции; смысл в том, чтобы завлечь в него Англию и Германию. Католическая монархия Баварии без сомнения из первых номеров в программе. Я же ожидаю войны через девять месяцев после публикации Закона Телемы в моём «Дневнике наркомана»[14]и моего заявления как Зверя 666 в «Sunday Express» от 26 ноября. То есть до августа этого года. Я надеюсь, что США поддержат Францию и сохранят Англию от того, чтобы окончательного краха. Я не буду сражаться против своей страны и не хочу воевать против Франции. Хотелось бы, чтобы Франция договорилась с Россией – следующая война буте не политической или экономической – это будет война Науки и Свободы против Религии и Реакции. А что касается Англии – Англия, устоишь ли ты ради духа Мильтона, Шелли, Суинберна – и Алистера Кроули?
21.00Алостраэльостаётся сегодня в Тунисе, однако присоединится ко мне завтра. Соображения удобства, экономии и т.п. диктуют мне этот курс. Но её присутствие реально испытывает мою моральную выносливость. Нужно полностью прекратить зависеть от неё так, как я зависел прежде. Я вступил в бой против [героина][15], а когда она рядом со мной, я просто не могу сконцентрироваться на кампании. За те несколько часов, даже с тех пор как она меня покинула после обеда, я существенно собрался с силами. Для её пользы – и для моей тоже, а также к пользе Великой Работы[16]более всего – я должен победить и восстановить свою былую Энергию, без этих осложнений. Я не сожалею о том, что вступил в битву; но пришло время её завершить.
[13 мая] День Солнца
Восстания в Палермо, Академия Литературы в Палермо закрыто!
Приехала 31-666-31[17]. Само её присутствие – не то, что она делает – мешает. Я думаю, это та потенциальность, которую она представляет. Результат: плохая ночь
[14 мая] День Луны
Проснулся в 9.30 не слишком утомлённым.
Заметка о вчерашней работе: мы находим, что препятствий нет – априори – тому, чтобы мы продолжали считать 1, 2, 3 … и считали, что каждый шаг аналогичен предыдущему. На этом опыте основывается аргумент об А в степени О. НО: На деле:
а) мы не можем продолжать считать постоянно
б) мы можем предполагать, что плюс 1 действует на 2n также, как и на n (например, мы знаем, что чей-то восьмой Мандарин[18]воздействует существенно иначе, нежели чей-то второй, что чья-то 25-я миля «дальше», чем чья-то 24я что чья-то четвертая от чьей-то третьей и т.д).
Ввиду эnого и идеи о числе, данной в CCXX[19], постулаты континуума и бесконечности становятся довольно бессмысленными, кроме как в виде выражений умственного построения. Нет никаких причин предполагать, что идея вселенной, сформулированной каким-либо индивидом имеет хоть как-то основывается на какой бы то ни было «реальности».
Надо отметить, что идеи бесконечности и континуума всегда мешала мыслителям, утверждающим максимальное конечное значение скорости – света – и, что при абсолютном нуле[20]газы резко прекращают подчиняться Закону Бойля[21].
[15 мая] День Марса
Плохая ночь – по собственной ошибке. Я работал как маньяк над Каббалистическим Комментарием [22]два часа – и под конец меня стошнило. Далее alarums и экскурсии до 3 ночи. Но проснулся вполне бодрым и работалось довольно неплохо.
8.50 вечера. Какую линию стоит проводить в отношении Брата LampadaTradam[23]? (У меня была мысль, чтобы O.P.V.[24]пригласил его в Чефалу).
Луна Фаллоса[25]. №5, СЮЙ
Да: O.P.V. вполне может напомнить ему, что он «вне этого» — ждёт и у ничего не делается – он убивает свой творческий гений – и должен устремиться искренне – короновать свою личность – O.P.V. должен быть твёрдым, но вежливым; искренним и пламенным. Он должен попросить его выполнить магическое уединение (сказать O.P.V. прочесть главу самому)[26].
[16 мая] День Меркурия
Ещё одна плохая ночь: на этот раз потому, что по лицу Лии в 1.15 пробежала мышь. Она начала очень громко кричать и жестоко истерила. Я уподоблялся ей, как только мог.
10.20 вечера. Начал «Победоносный Град» этим вечером. Лия уехала в Тунис: Телема в применении к Социальному Тупику[i].
[17 мая] День Юпитера
В целом хороший отдых ночью: лёг рано, но просыпался раз или два из-за грозового беса[ii], но от героина воздержался.
3.0 вечера – Под Этилом[iii] обнаружил, что «пустой ум» наполняется очень низкими и примитивными идеями. Наш подход к Нулю в мистической работе не является (как думают другие) изгнанием мыслей и даже их упрощением в обычном смысле; это – достижение Единения, которое есть высший уровень ко-ординации. Думаю, этот тезис крайне важен и мне не совсем ясно, что из него следует. Но вот в чём я уверен: прогресс в духовной жизни направлен к «высшему» в том же самом смысле, как школьник переходит от Правила Трёх[iv] к Теореме De Mowies[v]. Встаёт вопрос: какое это значение имеет в политических и образовательных проблемах?
[18 мая] День Венеры
Спал хорошо: в течение всего дня, похоже, ничего не делал
19 мая День Сатурна
С Этилом[vi]: некоторые интересные открытия: последнее из них слишком сложно; попытавшись как-то его осмыслить в голове, забыл напрочь всю идею (см. позднее, 20 мая)
11.35 утра: я представился тунисскому Шахматному Клубу и сыграл с их любителями две игры. Обе выиграл: второй записанный турнир[vii] был довольно напряжённым (сила и стиль моего противника не были известны). Тонко порадовала моя защита, которая выглядела совсем уж никудышной, автоматически преобразовалась в бешенную атаку, без всяких усилий с моей стороны.
После обеда я провёл короткий эксперимент с Этилом: основные результаты были записаны на противоположной стороне страницы от этой записи – в воскресение 20 мая (Троица, День Святого Духа, чьих Рыцарей я Великий Мастер)
20 мая, День Солнца, С[вятой] Д[ух]
11 вечера: довольно плохая ночь, вчера, была вызвана моими неудачами. Прошёл долгий путь этим полднем и прогулка полчаса назад. Видел молодую луну. Прекрасно. Чувствую себя великолепно. Вздремнул часок между 2.30 и 4; было довольно жарко и мне не удалось получить должную дозу отдыхновения. Продиктовал «Глобулярное электричество» в Hag[viii] и внёс правки в эпизод с Энни Ринглер[ix].
11.30 вечера: [Уравнение] 1 = 1 значит:
Добавление n к обеим сторонам уравнения не изменяет факт того, что (m плюс2) – (m плюс 1) = 1. (т.е., если 7 плюс 1 = 8, 27 плюс 1 = 28 или что-то более-менее о том же самом!)
Я начинаю вспоминать забытую запись от 19 мая с Этилом. Что-то в таком духе (см. Этилоксидные Записи)[x]
а) я должен быть всегда готов к задаче обучения студентов, которые прошли предварительную инициацию в Чефалу
б) предположим, что я оказался пустым местом и разочаровал их
в) предположим, я понял, что это результат моих экспериментов с [героином] и [кокаином]
г) предположим, я прошёл курс лечения
д) предположим, что лечение оставило меня «лишь тенью прошлой личности».
е) зачем влачить ненужную жизнь, обесчестив свою репутацию, дискредитируя методы и т.п.?
ё) распространить эту идею на всё (‘mutiles de la querre’ – de la vie)[xi]
ж) вот ещё один аргумент против Чёрных Братьев, против идеи сопротивления изменению в целом, против статической концепции Эго и т.п.
з) следует отметить, что человек ни в коей мере ни ценен за то, чем он является, кроме того случая, когда это понимается мерой того, что он может сделать.
и) самоубийство не должно восприниматься знаком провала (в таком случае), но лишь (должного) завершения использования инструмента, который изжил себя, или чтобы дать путь другим, или (например) средством стать новым собой.
Таковы были главные идеи медитации, насколько я могу вспомнить сейчас. Сутью было (вроде бы) подготовить умы телемитов к какой-то очевидной катастрофе. Главная причина того, что я «забыл» была банальная трусость сделать запись и отчаянный ужас, что это должно случиться по причинам, которые я не смогу контролировать или мне не хватит воли предотвратить это.
[1]http://www.sorcerers-apprentice.co.uk/lotmag.htm
[2] Великий Зверь (греч.). Магическое наименование, принятое Кроули
[3]Откр. 13:18
[4] Датировка Нового Эона, предложенная Кроули. Начинается с обретения Книги Закона в апреле 1904. От этой даты, согласно привычному летоисчислению, отсчитываем 19 лет, то есть – 1923 год
[5]Era vulgari (лат.) – датировка согласно принятому летоисчислению. Кроули обычно указывал время года в терминах зодиакальных знаков и положения солнца и луны, нежели месяцами и номерами дней.
[6] Отель или квартира около пляжа в Ла Марса, курортном городе в 40 км на северо-восток от Туниса
[7] Все дни недели отмечены в дневниках Кроули в терминах планет, управляющих днём:
День Солнца = воскресение
Луны = понедельник
Марса = вторник
Меркурия = среда
Юпитера = четверг
Венеры = пятница
Сатурна = суббота
В рукописи используются планетарные символы; здесь они для ясности раскрыты.
[8] Книга Закона, Liber Al velLegis sub figura CCXX. Кроули присваивал книжные номера почти всем своим книгам и эссе. Эту Книгу он считает наиболее важной из своих трудов и, соответственно, написал на неё множество комментариев.
[9] То есть, буквы слова «Марса», “Marsa”, при учёте из еврейских численных эквивалентов, дают в сумме 542
M = 40; A = 1; R = 200; S = 300; A = 1: итого 542
[10] Пустыня, по имени которой назван «Джеридский комментарий». Позднее Кроули путешествовал в Нефту по окраине Шотт эль-в Джерида 380 км. к юго-западу в Тунисе.
[11] Кроули был изгнан из «Аббатства Телема» в Чефалу на Сицилии 1 мая 1923 года, т.е. совсем незадолго до прибытия в Тунис
[12] Это пророчество имеет больше отношения к изгнанию Кроули из Италии, чем изгнание Кроули из Италии к дальнейшему падению Муссолини! Такого рода открытые заявления вполне вероятно являются причиной изгнания Кроули, нежели обычно принятая версия о смерти в Чефалу Рауля Лавдея
[13] Тем не менее Муссолини ещё пожил какое-то время
[14] Художественное описание, частично автобиографическое, Аббатства Телема, которое было опубликовано в 1923 издательством Collins, а затем заново издательством Weiser в Нью-Йорке в 1970. В те времена оно вызвало огромный шквал критики в адрес Кроули.
[15] Героин в оригинальном манускрипте обозначен знаком Водолея, а кокаин – знаком Льва.
[16] Распространение Закона Телемы, полученного в Книге Закона. В дневниках часто записывается символом ♁.
[17] Цифровой код, которым Кроули обозначал Багряную Жену, Алостраэль или Лию Хирсиг. В этом коде содержится число Зверя, окружённое числами 31, числом-ключом Книги Закона. Алостраэль «держала крепость» в Аббатстве в Чефалу.
[18]Прим.перев.: среди значений этого слова есть как «оранжевый» и «мандарин», так и «отсталый начальник». Что именно имел в виду Кроули?
[19]Liber Al, I: 4 Каждоечисло — бесконечность; различийнет.
[22] Комментарий на Книгу Закона
[23] Виктор Нойбург
[24] Норман Мадд
[25]ГексаграммаV из китайского дивинационного текста «И Цзин». Луна относится к верхним трём линиям, Фаллос – к нижним трём линиям (или Триграмме). Дивинационное значение этой Гексаграммы (согласно версии Джеймса Легге, которую предпочитал использовать Кроули): «СЮЙ указывает на то, что при искренности, объявляемой ею, можно добиться большого успеха. При твёрдости будет большая удача: и она поможет перейти большой поток». Кроули интерпретирует Гексаграмму линия за линией.
[26] Кроули предлагает Мадду прочесть Главу V из И Цзина.
[i] То есть Кроули думает о том, как Закон Телемы применим к социальным проблемам.
[ii] Англ. Storm Fiend,как Кроули называл приступы бронхита
[iii]https://ru.wikipedia.org/wiki/Диэтиловый_эфир, который Кроули вдыхал
[v] Прим.перев.: выяснить, что это за теорема не оказалось возможным
[vi] Снова эфир
[vii] Детали игры подробно изложены на другой стороне страницы Дневника, но здесь не приводятся
[viii]Hagiography, как ласково называл Кроули свою «автоагиографию» (автобиографию святого), позже получившую имя «Исповеди Алистера Кроули», частично опубликованную издательством Mandrake Press, Лондон, 1930 и целиком – Cape, Лондон, 1969
[ix] Энни Ринглер – венгерская девочка, которую Кроули встретил в Москве, пребывая там с «Ragged Ragtime Girls».
[x] Судя по всему, не сохранилась, либо ещё не обнаружена
[xi] «раненные в битве» — в войне