Видение и Голос
Сие — тайна Святого Грааля, он же —
священный сосуд Владычицы Нашей, Багряной
Жены, Бабалон, Матери Мерзостям, невесты
Хаоса, той, что едет верхом на нашем Владыке,
Звере.
священный сосуд Владычицы Нашей, Багряной
Жены, Бабалон, Матери Мерзостям, невесты
Хаоса, той, что едет верхом на нашем Владыке,
Звере.
— «Liber Cheth vel Vallum Abiegni sub figura CLVI», 1
Теперь нам следует уделить некоторое внимание одной не-
отъемлемой составляющей «Таро Тота», которая, с точки зре-
ния многих людей, требует не только открытости восприятия,
но и немалой духовной отваги. При жизни Кроули лишь гор-
стка его учеников понимала и ценила по достоинству этот наи-
важнейший аспект его работы. И, как ни обидно, он до сих пор
очень часто вызывает разногласия и недопонимание.
отъемлемой составляющей «Таро Тота», которая, с точки зре-
ния многих людей, требует не только открытости восприятия,
но и немалой духовной отваги. При жизни Кроули лишь гор-
стка его учеников понимала и ценила по достоинству этот наи-
важнейший аспект его работы. И, как ни обидно, он до сих пор
очень часто вызывает разногласия и недопонимание.
Для нас эта тема интересна в первую очередь ввиду того, что
некоторые из Старших арканов «Таро Тота» представляют собой
художественные интерпретации целого ряда сложных и весьма
необычных видений. Видения эти выражают в символах и сло-
вах то перераспределение ролей между титаническими силами
вселенной, которое повлекло за собой завершение предыдущей
духовной эры и начало нынешней. Иные из этих видений упо-
ительно прекрасны, иные — мрачны и устрашающи, иные ка-
жутся кощунственными. И все они, подобно видениям древних
пророков, остаются непонятными до тех пор, пока мы не подбе-
рем верный ключ к их истолкованию.
некоторые из Старших арканов «Таро Тота» представляют собой
художественные интерпретации целого ряда сложных и весьма
необычных видений. Видения эти выражают в символах и сло-
вах то перераспределение ролей между титаническими силами
вселенной, которое повлекло за собой завершение предыдущей
духовной эры и начало нынешней. Иные из этих видений упо-
ительно прекрасны, иные — мрачны и устрашающи, иные ка-
жутся кощунственными. И все они, подобно видениям древних
пророков, остаются непонятными до тех пор, пока мы не подбе-
рем верный ключ к их истолкованию.
Когда Кроули был маленьким и не слушался маму, та серди-
лась и называла его «Зверем 666». Потом он вырос и обнаружил,
что в этом наименовании (равно как и в этом числе) скрыт бога-
тейший каббалистический смысл. И с тех пор он посвятил всю
свою жизнь и свои труды постижению эзотерических значений
этого понятия. Многих людей это пугает и возмущает.
лась и называла его «Зверем 666». Потом он вырос и обнаружил,
что в этом наименовании (равно как и в этом числе) скрыт бога-
тейший каббалистический смысл. И с тех пор он посвятил всю
свою жизнь и свои труды постижению эзотерических значений
этого понятия. Многих людей это пугает и возмущает.
Любой человек, воспитанный в христианской вере, конечно
же, поначалу отшатнется в ужасе при виде таких шокирующих
имен и образов, как «Зверь 666», «Багряная Жена», «Всеотец
Хаос», «Блудница Вавилонская» или «кровь святых». Но все эти
чудовищные «богохульства» очень успешно выполняют отве-
денную им роль: отсеивая малодушных дилетантов (и всех, кто
предпочитает оставаться в темноте суеверий), они в то же время
открывают сияющие и безусловно благие сокровища духа каж-
дому, у кого достанет храбрости и упорства хоть немного изу-
чить эту систему (и немного над ней поразмыслить).
же, поначалу отшатнется в ужасе при виде таких шокирующих
имен и образов, как «Зверь 666», «Багряная Жена», «Всеотец
Хаос», «Блудница Вавилонская» или «кровь святых». Но все эти
чудовищные «богохульства» очень успешно выполняют отве-
денную им роль: отсеивая малодушных дилетантов (и всех, кто
предпочитает оставаться в темноте суеверий), они в то же время
открывают сияющие и безусловно благие сокровища духа каж-
дому, у кого достанет храбрости и упорства хоть немного изу-
чить эту систему (и немного над ней поразмыслить).
Как говорилось в предыдущей главе, Кроули утверждал, что
мы стоим на пороге нового эона — периода, который ознаме-
нуется значительным интеллектуальным и духовным ростом
и самореализацией человечества. Чтобы наглядно представить
духовные силы, действующие в этот поворотный момент, он
прибег к весьма почтенному (хотя и грозящему ошибочны-
ми интерпретациями) литературному приему. Он заимство-
вал множество узнаваемых терминов, образов и персонажей
из египетской, индийской, греческой, еврейской и христиан-
ской мифологии. А затем он вложил в них новую суть и значе-
ние, выражающие новую идею — идею, обращенную к людям
современности, чье стремительно расширяющееся сознание
теперь готово к восприятию таких объективных и духовных
реалий, которые еще несколько поколений назад казались
бы непостижимыми.
мы стоим на пороге нового эона — периода, который ознаме-
нуется значительным интеллектуальным и духовным ростом
и самореализацией человечества. Чтобы наглядно представить
духовные силы, действующие в этот поворотный момент, он
прибег к весьма почтенному (хотя и грозящему ошибочны-
ми интерпретациями) литературному приему. Он заимство-
вал множество узнаваемых терминов, образов и персонажей
из египетской, индийской, греческой, еврейской и христиан-
ской мифологии. А затем он вложил в них новую суть и значе-
ние, выражающие новую идею — идею, обращенную к людям
современности, чье стремительно расширяющееся сознание
теперь готово к восприятию таких объективных и духовных
реалий, которые еще несколько поколений назад казались
бы непостижимыми.
Иначе говоря, Кроули взял старые устрашающие образы, та-
кие как «Блудница Вавилонская» и «Зверь 666», и по-своему
очистил их, превратив в обозначения возвышенных понятий —
столь же священных, сколь в эпоху Осириса было священ-
ным понятие Мадонны с младенцем. И сделал он это не в ка-
честве хладнокровного интеллектуального упражнения, а в ка-
честве итогов личного опыта, обретенного в серии видений.
В этих видениях, вызывавшихся церемониальным способом,
Кроули открылись некие истины, облеченные в библейскую об-
разность, с которой он был очень хорошо знаком (и которую,
по стечению обстоятельств, без труда узнают большинство но-
сителей западной культуры)’.
кие как «Блудница Вавилонская» и «Зверь 666», и по-своему
очистил их, превратив в обозначения возвышенных понятий —
столь же священных, сколь в эпоху Осириса было священ-
ным понятие Мадонны с младенцем. И сделал он это не в ка-
честве хладнокровного интеллектуального упражнения, а в ка-
честве итогов личного опыта, обретенного в серии видений.
В этих видениях, вызывавшихся церемониальным способом,
Кроули открылись некие истины, облеченные в библейскую об-
разность, с которой он был очень хорошо знаком (и которую,
по стечению обстоятельств, без труда узнают большинство но-
сителей западной культуры)’.
Главные видения из этой серии Кроули испытал в ноябре
1900 года в Мексике, во время альпинистского похода, и между
23 ноября и 19 декабря 1909 года в пешем переходе через пусты-
ню Сахара в Северной Африке. Отчет об этих тридцати виде-
ниях был впервые опубликован в качестве приложения к журна-
лу «Эквинокс» под названием «Liber 418: Видение и Голос» [1] [2]. Это
источник и ключ духовного учения Телемы и, в том числе, тео-
гонии богини Бабалон и Всеотца-Хаоса, верное понимание ко-
торой встречается крайне редко [3].
1900 года в Мексике, во время альпинистского похода, и между
23 ноября и 19 декабря 1909 года в пешем переходе через пусты-
ню Сахара в Северной Африке. Отчет об этих тридцати виде-
ниях был впервые опубликован в качестве приложения к журна-
лу «Эквинокс» под названием «Liber 418: Видение и Голос» [1] [2]. Это
источник и ключ духовного учения Телемы и, в том числе, тео-
гонии богини Бабалон и Всеотца-Хаоса, верное понимание ко-
торой встречается крайне редко [3].
Разумеется, эти видения были глубоко личными и на каком-
то уровне имели непосредственное отношение к индивидуаль-
ному продвижению Кроули по лестнице посвящений. Однако
на другом уровне (который и представляет для нас особый инте-
рес) они содержали в себе откровения, касающиеся не чьего-ли-
бо частного, а всеобщего посвящения, которое проходят челове-
чество и мир на этом ключевом этапе человеческой эволюции.
то уровне имели непосредственное отношение к индивидуаль-
ному продвижению Кроули по лестнице посвящений. Однако
на другом уровне (который и представляет для нас особый инте-
рес) они содержали в себе откровения, касающиеся не чьего-ли-
бо частного, а всеобщего посвящения, которое проходят челове-
чество и мир на этом ключевом этапе человеческой эволюции.
Кроули расположил эти инициатические события в той же
последовательности, в какой располагаются десять степеней
Герметического ордена Золотой Зари, символизирующие ду-
ховное восхождение по Древу Жизни. Каждая из этих ступеней
по-своему важна и представляет один из уровней человеческо-
го сознания, однако основными вехами на этом духовном пути
к первоисточнику являются пятая и восьмая ступени, на кото-
рые Кроули ссылается в «Книге Тота» очень часто.
последовательности, в какой располагаются десять степеней
Герметического ордена Золотой Зари, символизирующие ду-
ховное восхождение по Древу Жизни. Каждая из этих ступеней
по-своему важна и представляет один из уровней человеческо-
го сознания, однако основными вехами на этом духовном пути
к первоисточнику являются пятая и восьмая ступени, на кото-
рые Кроули ссылается в «Книге Тота» очень часто.
На пятой ступени (AdeptusMinor, или Младший Адепт) со-
искатель обретает единение со своим Священным Ангелом-
Хранителем — духовной сущностью, единственной в своем
роде для каждого из нас, которая по достижении этой ступе-
ни становится нашим божественным спутником, наставником
и провожатым. Подробнее о Священном Ангеле-Хранителе
речь пойдет в главе 11.
искатель обретает единение со своим Священным Ангелом-
Хранителем — духовной сущностью, единственной в своем
роде для каждого из нас, которая по достижении этой ступе-
ни становится нашим божественным спутником, наставником
и провожатым. Подробнее о Священном Ангеле-Хранителе
речь пойдет в главе 11.
Восьмая ступень (MagisterTempli, или Мастер Храма) — са-
мая страшная и
мая страшная и
… представляет собой наиважнейший момент всей
нашей инкарнации. Она достигается лишь тогда, ког-
да посвященный поднимается на уровень сознания столь
высокий, что для дальнейшего продвижения становит-
ся необходимо отказаться от всех старых механизмов са-
моидентификации и восприятия. Эта ступень в букваль-
ном смысле означает окончательную гибель 1 всего того,
что человек до сих пор считал слагаемыми своей лично-
сти и своего «я» [4] [5].
нашей инкарнации. Она достигается лишь тогда, ког-
да посвященный поднимается на уровень сознания столь
высокий, что для дальнейшего продвижения становит-
ся необходимо отказаться от всех старых механизмов са-
моидентификации и восприятия. Эта ступень в букваль-
ном смысле означает окончательную гибель 1 всего того,
что человек до сих пор считал слагаемыми своей лично-
сти и своего «я» [4] [5].
Иными словами, ничего из того, что не является самой сущ-
ностью вашего «я», перенести с собой через Бездну невозможно.
ностью вашего «я», перенести с собой через Бездну невозможно.
А теперь, прежде чем махнуть рукой и плюнуть на все эти
запутанные и нелепые измышления чудаков позапрошлого
века, подождите секундочку, пожалуйста, и примите к сведе-
нию, что такие выражения, как «Священный Ангел-Хранитель»
или «Бездна», — это не более чем удобные термины для универ-
сальных духовных состояний, известных другим эпохам и куль-
турам под другими названиями. Как только мы уловим смысл
этих базовых понятий, мы обнаружим, что Ангел и Бездна име-
ются и в Ведах, и в упанишадах, и в «Халдейских оракулах», и в
«Изумрудной скрижали» Гермеса, и у Платона, и у Сократа,
и даже в Ветхом и Новом заветах. В какой бы форме ни совер-
шались эти посвящения и какими бы именами мы ни предпо-
читали их называть, каждый человек (и вообще каждый носи-
тель эволюционирующего сознания) рано или поздно сочетает-
ся со своим Ангелом и предстанет перед испытанием Бездны.
запутанные и нелепые измышления чудаков позапрошлого
века, подождите секундочку, пожалуйста, и примите к сведе-
нию, что такие выражения, как «Священный Ангел-Хранитель»
или «Бездна», — это не более чем удобные термины для универ-
сальных духовных состояний, известных другим эпохам и куль-
турам под другими названиями. Как только мы уловим смысл
этих базовых понятий, мы обнаружим, что Ангел и Бездна име-
ются и в Ведах, и в упанишадах, и в «Халдейских оракулах», и в
«Изумрудной скрижали» Гермеса, и у Платона, и у Сократа,
и даже в Ветхом и Новом заветах. В какой бы форме ни совер-
шались эти посвящения и какими бы именами мы ни предпо-
читали их называть, каждый человек (и вообще каждый носи-
тель эволюционирующего сознания) рано или поздно сочетает-
ся со своим Ангелом и предстанет перед испытанием Бездны.
Но даже если так, вы вправе задать резонный вопрос: какое
нам дело до фантастических видений одного-единственного че-
ловека, да еще и такого, чей нравственный облик многим кажет-
ся отвратительным, чья терминология оскорбительна с точки
зрения большинства мировых религий и чье психическое здо-
ровье по сей день вызывает у некоторых серьезные сомнения?
Должен признаться, прошло немало лет, прежде чем я смог оце-
нить по достоинству архетипические смыслы, заключенные в
«Видении и Голосе», и осознать, как мне повезло, что у меня есть
такая книга. Когда я отбросил кое-какие страхи и предрассудки
и тщательно проанализировал символические образы и терми-
ны Кроули, я понял, что этот текст — не только красноречивый
и красочный образчик инициатических приключений одного-
единственного человека, но и бесценный путеводитель в моих
собственных духовных странствиях.
нам дело до фантастических видений одного-единственного че-
ловека, да еще и такого, чей нравственный облик многим кажет-
ся отвратительным, чья терминология оскорбительна с точки
зрения большинства мировых религий и чье психическое здо-
ровье по сей день вызывает у некоторых серьезные сомнения?
Должен признаться, прошло немало лет, прежде чем я смог оце-
нить по достоинству архетипические смыслы, заключенные в
«Видении и Голосе», и осознать, как мне повезло, что у меня есть
такая книга. Когда я отбросил кое-какие страхи и предрассудки
и тщательно проанализировал символические образы и терми-
ны Кроули, я понял, что этот текст — не только красноречивый
и красочный образчик инициатических приключений одного-
единственного человека, но и бесценный путеводитель в моих
собственных духовных странствиях.
Жаль, что для подробного обсуждения «Видения и Голоса»
здесь не место, но можно утешиться тем, что прекрасный анализ
этой книги уже проведен в издании «“Видение и Голос” с ком-
ментариями и другие статьи» ‘. Авторы его глубоко проникли
в тайны этих удивительных видений и выявили духовную реаль-
ность многих образов Таро.
здесь не место, но можно утешиться тем, что прекрасный анализ
этой книги уже проведен в издании «“Видение и Голос” с ком-
ментариями и другие статьи» ‘. Авторы его глубоко проникли
в тайны этих удивительных видений и выявили духовную реаль-
ность многих образов Таро.
Мне же остается надеяться, что эта глава развеяла все воз-
можные опасения по поводу подлинно духовной природы «ко-
щунств», которыми битком набиты книги Кроули, и что теперь
вы готовы узнать о «Таро Тота» много нового, не дрожа от стра-
ха и не падая в обморок при таких словах, как «Вавилонская
Блудница», «Зверь» или «Кровь Святых», «Багряная Жена»,
«Хаос» или «Матерь Мерзостям».
можные опасения по поводу подлинно духовной природы «ко-
щунств», которыми битком набиты книги Кроули, и что теперь
вы готовы узнать о «Таро Тота» много нового, не дрожа от стра-
ха и не падая в обморок при таких словах, как «Вавилонская
Блудница», «Зверь» или «Кровь Святых», «Багряная Жена»,
«Хаос» или «Матерь Мерзостям».
[1] Чтобы вызвать видения, описанные в книге «Видение и Голос», Кроули
использовал енохианскую магию — особую методику церемониального духо-
видения (или «путешествий при помощи духовного зрения»), к которой первы-
ми прибегли Эдвард Келли и доктор Джон Ди, знаменитый английский матема-
тик и советник королевы Елизаветы I. Произнося так называемые Ангельские
Ключи, или Зовы, Кроули переносился в своих видениях в тот или иной
из тридцати «Эфиров» — небесных сфер енохианской духовной вселенной.[2] The Equinox I (5), London; (reprint, York Beach, ME: Weiser Books, 1992).
См. также: Aleister Crowley, The Vision and the Voice with Commentary and Other
Papers. York Beach, ME: Weiser Books, 1998, p. 67. — Примеч. автора.В рус. пер. см.: Алистер Кроули, Видение и Голос. Книга Еноха. М.: Ганга,
Телема, 2011.[3] Объективному исследователю хватит пары часов, чтобы удостовериться,
что эти термины (как и многие другие в произведениях Кроули) — всего лишь
очень страшные названия сугубо священных понятий. — Примеч. автора.[4] «Окончательной гибелью ему покажется то, в чем просветленный обре-
тает бессмертие» (Будда). — Примеч. автора.[5] Lon Milo Duquette. Angels, Demons and Gods of the New Millennium, York
Beach, ME: Weiser Books, p. 24. — Примеч. автора.1 The Equinox IV (2) (reprint). York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 1999. —
Примеч. автора.
использовал енохианскую магию — особую методику церемониального духо-
видения (или «путешествий при помощи духовного зрения»), к которой первы-
ми прибегли Эдвард Келли и доктор Джон Ди, знаменитый английский матема-
тик и советник королевы Елизаветы I. Произнося так называемые Ангельские
Ключи, или Зовы, Кроули переносился в своих видениях в тот или иной
из тридцати «Эфиров» — небесных сфер енохианской духовной вселенной.[2] The Equinox I (5), London; (reprint, York Beach, ME: Weiser Books, 1992).
См. также: Aleister Crowley, The Vision and the Voice with Commentary and Other
Papers. York Beach, ME: Weiser Books, 1998, p. 67. — Примеч. автора.В рус. пер. см.: Алистер Кроули, Видение и Голос. Книга Еноха. М.: Ганга,
Телема, 2011.[3] Объективному исследователю хватит пары часов, чтобы удостовериться,
что эти термины (как и многие другие в произведениях Кроули) — всего лишь
очень страшные названия сугубо священных понятий. — Примеч. автора.[4] «Окончательной гибелью ему покажется то, в чем просветленный обре-
тает бессмертие» (Будда). — Примеч. автора.[5] Lon Milo Duquette. Angels, Demons and Gods of the New Millennium, York
Beach, ME: Weiser Books, p. 24. — Примеч. автора.1 The Equinox IV (2) (reprint). York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 1999. —
Примеч. автора.