Мне приятно исполнить желание автора написать введение к ее
книге. Я с величайшим интересом прочитал ее рукописную работу
и с удовлетворением обнаружил, что она не принадлежит к категории некоторых самодовольных книг, которые излагают психологию
женщин односторонне и многословно, и переполняются сентиментальными гимнами «святому материнству». У таких книг есть еще
одна неприятная особенность: они никогда не обсуждают вещи такими, какие они есть, а, скорее, такими, какими они должны быть,
и вместо того, чтобы серьезно относиться к проблеме женской души,
они милосердно приукрашивают темные и, следовательно, неприятные истины советами, которые так же хороши, как безрезультатны. Такие книги далеко не всегда пишут мужчины—что было бы
простительно,—но многие из них написаны женщинами, которые,
кажется, знают о женских чувствах так же мало, как и мужчины.
Среди посвященных решено, что мужчины ничего не понимают
о женской психологии, как она есть на самом деле, но удивительно,
что женщины не знают самих себя. Однако мы удивляемся только
до тех пор, пока наивно и оптимистично воображаем, что человечество понимает что-то фундаментальное о душе. Такое знание
и понимание относятся к наиболее трудным задачам, которые может поставить перед собой исследователь. Новейшие разработки
в психологии со все большей ясностью показывают, что не только
не существует простых формул, из которых можно было бы вывести мир души, но также и то, что нам еще никогда не удавалось
определить психическое поле опыта с достаточной уверенностью.
Действительно, научная психология, несмотря на огромное расширение на поверхности, даже не начала освобождаться от громадной
массы предрассудков, которые затрудняют ей путь к реалиям души.
Психология как самая молодая из наук только начала развиваться
и поэтому страдает от всех тех детских болезней, от которых страдали в раннем возрасте другие науки позднего средневековья. Попрежнему существуют психологии, которые ограничивают поле
психического опыта сознанием и его содержанием или понимают
психическое как всего лишь феномен реакции без каких-либо следов
автономии. Существование бессознательной психики еще не достигло неоспоримой достоверности, несмотря на наличие огромного
количества эмпирического материала, который мог бы доказать
без всякого сомнения, что не может быть психологии сознания без
признания бессознательного. Без этого основания никакие данные
психологии, даже если они имеют хоть какой-то комплексный характер, не могут быть рассмотрены. Более того, реальная душа, с которой нам приходится иметь дело в жизни и в действительности,
является сложносочиненной структурой. Например, психология
женщины не может быть описана без адекватного знания бессознательного фона разума.
На основе богатого психотерапевтического опыта доктор
Хардинг составила картину женской психики, которая по размеру
и тщательности намного превосходит предыдущие работы в этой
области. Ее презентация освежающе свободна от предрассудков
и отличается любовью к истине. Ее экспозиции никогда не теряются в мертвых теориях или фанатичных идеях, которые, к сожалению,
так часто встречаются именно в этой области. Таким образом, ей
удалось проникнуть светом знания в глубины, где прежде преобладала тьма. Только половина женской психологии может быть охвачена биологическими и социальными концепциями. Но из этой книги
становится ясно, что женщина обладает еще и своеобразной духовностью, очень чуждой мужчине. Без знания бессознательного эта
новая точка зрения, столь важная для психологии женщины, никогда не могла бы быть представлена в такой полноте. Но и во многих
других местах книги очевидно плодотворное влияние психологии
бессознательных процессов.
В то время, когда частота разводов достигает рекордного числа,
когда вопрос о взаимоотношениях полов становится сложной проблемой, такая книга, как мне кажется, очень кстати. Безусловно, она
не дает того, чего все ожидают, а именно общего рецепта, с помощью
которого можно было бы решить этот ужасный комплекс вопросов простым и практичным способом, так что нам больше не нужно будет ломать голову над этим. С другой стороны, в книге есть
достаточно того, что нам действительно очень нужно, а именно понимание—понимание психических фактов и состояний, с помощью которых мы можем ориентироваться в сложных жизненных
ситуациях.
В конце концов, зачем нам психология? Почему именно сейчас мы особенно интересуемся психологией? Ответ: в этом остро
нуждаются все. Человечество, кажется, сегодня достигло точки,
когда предыдущие концепции больше не работают, и мы начинаем
понимать, что сталкиваемся с чем-то странным, язык которого мы
больше не понимаем. Мы живем в то время, когда нас осенило осознание того, что население, живущее по ту сторону горы, не состоит исключительно из рыжеволосых дьяволов, ответственных за все зло на этой стороне горы. Признак этой смутной интуиции проник и в отношения между полами; уже не всегда мы говорим себе:
«Все хорошее живет во мне, все зло в тебе».
Сегодня уже существуют суперсовременные люди, которые
со всей серьезностью спрашивают себя, не вышло ли что-то из общего, возможно, мы несколько слишком бессознательны, несколько
устарели и не может ли это быть причиной того, почему, когда мы
сталкиваемся с трудностями в отношениях между полами мы до сих
пор продолжаем применять методы средневековья, если не методы пещерного человека, что ведет к катастрофическим результатам.
Действительно, есть люди, которые с ужасом читают энциклику
Папы о христианском браке, хотя они могут признать, что для пещерных мужчин так называемый «христианский» брак означает
культурный прогресс. Но хотя мы далеки от преодоления нашего
доисторического менталитета, и хотя именно в области сексуальности человек наиболее ярко осознает свою животную природу, а также переживает ее самые знаменательные триумфы, тем не менее, были внесены определенные этические уточнения, которые позволяют человеку, за плечами которого от десяти до пятнадцати веков христианского образования, подняться на несколько более высокий уровень.
На этом уровне дух—с биологической точки зрения непонятное психическое явление—играет немалую психологическую роль.
Дух имел сказать кое-что важное в самой идее христианского брака, и в современных сомнениях и принижении брака вопрос о духе
активно входит в дискуссию. В негативном ключе он выступает как
совет инстинктов, а в позитивном—как защитник человеческого
достоинства. Поэтому неудивительно, что возникает дикий и запутанный конфликт между человеком как инстинктивным созданием
природы и духовно обусловленным, культурным существом. Хуже
всего то, что один постоянно пытается применить насилие к другому, чтобы добиться так называемого гармоничного и единого
решения конфликта. К сожалению, слишком много людей по-прежнему верят в этот метод, который продолжает оставаться всемогущим в мире политики; лишь немногие здесь и там осуждают его как
варварство и предпочитают вместо него установить справедливый
компромисс, при котором каждая сторона человеческой природы
будет услышана.
Но, к сожалению, в проблеме между полами никто не может достичь компромисса в одиночку; это может происходить только по отношению к другому полу. Следовательно, психология необходима!
На этом уровне психология становится своего рода особой мольбой или, скорее, методом взаимоотношений. Психология гарантирует подлинное знание противоположного пола и, таким образом,
вытесняет произвольные мнения, которые являются источником
неизлечимых недоразумений, которые в настоящее время все чаще
подрывают браки нашего времени.
Книга доктора Хардинг является важным вкладом в стремление
нашего времени к более глубокому познанию человека и прояснению путаницы, существующей в отношениях между полами.
К. Г. Юнг
Цюрих, февраль 1932