01.07.2021
0

Поделиться

Е

Е

Египет

Древние египтяне изначально не имели образа, который бы соотносился с западным Сатаной. В течением времени, однако, Сет (также Сетх; Сутех), изначально считавшийся богом Нижнего Царства, стал злым божеством. Историки считают, что во времена правления гиксосов, иноземных захватчиков, которые правили Египтом 400 лет, Сет был отождествлён с их богом вой ны, Баалом, и ему поклонялись под именем Сутех. После того, как гиксосы оставили Египет, статуи Сета были разрушены и его имя очернялось из-за его связи с ненавистными чужаками. Постепенно все негативные проявления начали ассоциироваться с Сетом, начиная с пустынь и заканчивая хищными животными. Миофология о Сете тоже была переписана, и таким образом он стал злым братом Осириса и других богов: «У богов был злобный брат, Сет, который правил безжизненной пустыней. Тогда как Осирис был создателем жизни, Сет был разрушителем. Он был настолько жестоким по своей природе, что разорвал бок своей матери, когда рождался. Когда люди научились обрабатывать земли при помощи ирригации, он разозлился, что Осирис уменьшает его пустынные владения. Он с каждым днём завидовал своему брату всё больше и больше». (Бирляйн, 1994) Как и другие народы, египтяне населяли космос разного рода демонами. С связи с их очевидной одержимостью посмертием, мы довольно много знаем об опасных демонах, которых можно встретить в подземном мире. Однако, в отличие от других культур, подземный мир управлялся справедливым богом Осирисом, а не злым божеством вроде Сета.
Древний Египет был цивилизацией с такой стабильностью и историей, что это ошеломляет современное воображение. В далёкие времена, еще за 4000 лет до н. э., значительные политические и хозяйственные центры находились на всём протяжении реки Нил.
Отчасти благодаря изобретению письменности и успехам в сельской деятельности на древнем Ближнем Востоке была возможна большая урбанизация, большое количество городовгосударств на территории современного Египта постепенно объединялись в одну династию.
Период, который принято называть Древним Царством, относится к середине 3000 до н. э.
Среднее Царство датируется от примерно 2100 года до н.э до 1786 года до н. э., и Новое Царство продолжалось с 1580 до н. э. до 1080 до н. э. Затем начали периодические нападения Ассирийской и Персидской империй, однако Египет продолжал существовать вплоть до его завоевания Александром Македонским в 332 до н. э.
Примерно около 3000 до н. э. египетская официальная религия признает фараона наследником бога солнца Ра, и, соответственно, тоже богом. В египетском пантеоне существовало множество богов, одни из которых отвечали за природные явления вроде воздуха (бог Шу), другие за культурные явления вроде письменности (богиня Сешат). Многие боги были представлены в виде животных или полуживотными/полулюдьми, возможно вследствие остаточных анималистических верований.
Обыкновенно египтяне отдавали предпочтение богам Нила (Хапи, Сотис, Себек), богам солнца (Ра, Гор, Атум) и помогающим мёртвым (Осирис, Анубис, Соракис). Во времена Древнего Царства, бог солнца Ра был верховным богом. Ра приносил бессмертие всей стране через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам и многим другим древним
народам бессмертным, так как «умирало» каждый вечер, путешествовало через подземный мир и «рождалось заново» каждое утро. Солнце также играло важную роль в сельском хозяйстве Нила. Поэтому, пока фараон отождествлялся с солнечным богом, благосостояние и нерушимость страны были обеспечены.
Одним из главных ключей к пониманию египетской мифологии является Книга Мёртвых, как сейчас ее более точно называют «Книга о выходе к свету дня». Она отсылает к большому количеству погребальных текстов и других источников, из которых учёные смогли вывести основные мифы о богах и религиозные обычаи. Египетская мифология не представляла собой аккуратный и цельный свод историй, а содержала целый ряд взаимоисключающих и противоречивых идей.
В конце Древнего Царства два брата, Сет и Осирис, и их две сестры, Нефтис и Исида, серьезно конкурировали с богом солнца за главенство. Эти четыре бога были частью группы из девяти богов, формировавших Эннеаду Гелиополя, влиятельного города. Египетские тексты отсылают только к отдельным эпизодам мифа об Осирисе, и самый полный текст мифа известен нам из Плутарха 2 века до н. э. Согласно этой истории, Осирис был хорошим и популярным богомцарём, которого предал и убил его злой брат Сет. Сет расчленил тело Осириса на четырнадцать частей и спрятал их в разных местах.

С момента смерти Осириса на Египет обрушились многочисленные беды. Пустыни Сета захватили плодородные земли и вызывали в стране голод. Люди начали сражаться и красть жалкие остатки еды.
Матери перестали спать по ночам, потому что крик их голодных детей не давал им уснуть. Отчаяние было настолько велико, что живые завидовали мёртвым.
(Бирляйн, 1994)

Когда Нефтис и Исида узнали о случившемся. Исида (его жена и сестра, в духе традиции королевской чистоты крови) поклялась найти все части и собрать тело вместе. Будучи «великим магом», она смогла это сделать и даже забеременела от него, однако не могла вернуть его к жизни и была вынуждена его похоронить. Когда Гор, посмертный сын, подрос, он решил отомстить за своего отца. Сначала он попробовал юридический путь, принеся обвинение в убийстве на суд божеств. Когда же суд не смог ничего сделать, Гор взял дело в свои руки и убил Сета в масштабном бою. Затем Гор отправился в страну мёртвых, где он был признан законным наследником Осириса и стал царём Египта. Здесь ему удалось оживить Осириса, который стал правителем подземного мира, символом воскрешения и плодородия, судьёй мёртвых на всю оставшуюся вечность.
Изначально история об Осирисе, видимо, очень напоминала историю культа плодородия, где судьба Осириса олицетворяла разлив Нила весной и его уменьшение осенью, и/или постоянный сельскохозяйственный цикл — семена, рост, смерть, воскрешение. История начала обретать большее значение, когда Гора стали отождествлять с живущим фараоном, что могло произойти около 2800 до н. э. Это отождествление могло произойти вследствие того, что бессмертие Осириса казалось полезным для укрепления правящей династии.
Если всякий живущий фараон является Гором, а каждый недавно умерший фараон становится Осирисом, то этим обеспечивается необходимость прямого наследования. История Осириса, однако, стала популярной благодаря тому, что предлагала новые уровни смыслов обычным людям. Это была хорошая история, с добром и злом, семейной преданностью, испытаниями и победами, которая предлагала различные точки соприкосновения.
Она также намекала на то, что воскрешение является естественным порядком вещей, который может относится и к обычному человеку.
Рассказ о Сете и Осирисе показывает каковы были убеждения египтян о том, что ждёт их после смерти. Мораль истории заключается, видимо, в следующем — злые поступки в конечном итоге будут исправлены и добро восторжествует. И Осирис, правящий теперь подземным миром, не допустит, чтобы злодеи остались безнаказанными. И в самом деле, все погребальные ритуалы стали сосредотачиваться на встрече с Осирисом. В отличие от практически всех других культур с правителями мёртвых, Осирис был милостивой, моральной фигурой. И также в отличие от большинства других культур, египтяне верили в этически верный суд после смерти. Египет таким образом представляет из себя большой сдвиг в представлениях о посмертии, и, вполне возможно, что вся концепция суда над мёртвыми была придумана египтянами.
Только лишь достигнуть зала, в котором Осирис вершит свой суд, было заданием, в котором ново-умерший сталкивался с многими опасностями. Покойные могли по ошибке свернуть на другие пути, которые заканчивались огненными тупиками с зловещими демонами. Очевидно, что люди были очень озабочены тем, чтобы выбрать правильную дорогу, поэтому со временем появились путеводители, так чтобы люди знали о правилах поведения, соответствующих мифах, помогающих молитвах, магических формулах и так далее. В начале, эта информация размещалась на стенах погребальной комнаты, и такие тексты учёные называют Тексты пирамид. Иногда информацию помещали на деревянных саркофагах и она называется Текстами гроба. Ко времени Нового Царства, когда гораздо большее количество людей начало надеяться на бессмертие, стало обычным записывать эту информацию на папирусе и помещать свиток в гроб. Такие пергаменты и стали основой для «Книги о выходе к свету дня» (или Книги мёртвых). Вне зависимости от способа передачи, эта информация считалась бесценной для успешного путешествия после жизни.
Посмертие ощущалось разными способами и разными частями человека. Гроб был естественным местом для хат, скелетного остова. Ах представлялся как призрак или сияющий дух, который мог жить среди людей, обычно поблизости от своего гроба, или в следующем мире. Родственники обычно обращали свои печали к ах. Ка был духомхранителем или жизненной силой, который выглядел в точности как сам человек. Духовный двой ник обычно находился около гроба. Ка — часть человека, которая оставалась в статуэтках и была той частью, которой приносили погребальные приношения. Ба была дыханием или душой, жизненной сущностью, и изображалась как птица с человеческой головой. Ба совершала все телесные функции, и также как и ах могла существовать среди богов.
Неизвестно какую часть процесса приходилось проходить фараону. Теология утверждала, что он входил в божественную реальность по праву как бог солнца. Он не должен был ни перед кем отчитываться или посещать суд Осириса в подземном мире. Несмотря на это, фараоны иногда выражали беспокойство по поводу их путешествия. Ново-умершие в форме их ба или ка, садились в ладью к Ра, богу солнца, когда он совершал свой путь по небу. На западе, когда Ра достигал подземного мира со своими пассажирами, они высаживались и проходили через семь врат, у каждого из которых стоял хранитель, надзиратель и глашатай. У каждых ворот и в некоторых других инстанциях, нужно было сверяться с Книгой мёртвых, чтобы правильно произнести имена и формулы, которые позволяют пройти дальше. В захоронении могущественного чиновника Древнего Царства написана такая похвальба: «Я эффективный дух, который знает свои магические заклинания» (Марнейн, 1992).
В конце концов, ка, облачённая в белое, сопровождалась Анубисом в Зал Правосудия.
Во время суда Тот, бог мудрости с головой ибиса, выступал в качестве обвинителя, Осирис сидит на троне судьи, по бокам от него Исида и Нефтис. 42 божества сидят в жюри. Снова используя Книгу мёртвых и всё доступное им красноречие, умерший дает отчёт о своей жизни. В частности, мёртвый должен был прочесть наизусть ритуальное признание невиновности, которое могло включать в себя такие строки:

Слава тебе, великий бог, владыка Истины…
Я не совершал грехов против людей…
Я не оставил никого голодным
Я не вынудил ни одного человека заплакать
Я не вызывал ни для кого бедствий
Я не уменьшал приношений богам
Я не совершал прелюбодеяния
Я не уменьшал меры объема сыпучих веществ
Я не уменьшал меры земельных участков
Я не прибавлял груза весам
Я не забирал молока из уст детей
Я не поносил раба перед его господином
Я не ловил рыбу в ее пруду
Я очистился четырежды
(Книга мёртвых)

После того как слова были произнесены, сердце умершего помещалось на одну чашу весов, в другой чаше которых лежало перо, символ правды. Иногда вместо пера использовалось изображение Маат, богини Правды. Если сердце оказывалось слишком тяжёлым, греховный человек не проходил испытание. Некоторые источники утверждали, что в таком случае невезучего человека съедал и уничтожал демон Аммит. Согласно другим источникам, человека помещали в огненную яму, где злобные демоны подвергали его пыткам. Если же сердце весило как перо, человек в новом теле под названием саху отправлялся в счастливый мир Сехет Аару (Поле Тростника). Самая сложная часть оставалась позади, однако впереди оставались ещё опасности и испытания. Саху не была неуязвимой. Книга мёртвых по-прежнему помогала заклятиями от крокодилов, удушения и любых других проблем.
Местоположение этой страны блаженных не очень ясно, но вполне возможно скрывалось г де-то в небесах. В любом случае, пребывая, наконец, в страну блаженных покойный мог воспользоваться всеми предметами, которые положили вместе с ним в захоронение, едой, постелью, стульями и так далее. Некоторые даже умели использовать заклинания для того, чтобы превратить статуэтки слуг ушебти в настоящих живых рабов и провести оставшуюся бесконечность в комфорте.

Смотрите также: Сатана; Храм Сета
Для дальнейшего чтения:
Bierlein, J. F. Parallel Myths. New York: Ballantine, 1994.
Burns, Edward McNall.Western Civilizations. Vol. 1. 8th ed. New York: W.W. Norton & Co., 1973.
Eliade, Mircea. From Primitives to Zen. New York: Harper & Row, 1967.
Lesko, Leonard H. “Egyptian Religion: An Overview.” In Mircea Eliade, ed. The Encyclopedia of Religion. New York: Macmillan, 1989, 37–54.
Murnane, William J. “Taking It with You: The Problem of Death and Afterlife in Ancient Egypt.” In Hiroshi Obayashi, ed. Death and Afterlife: Perspectives ofWorld Religions.
Westport, CT: Greenwood Press, 1992, 35–48. Nigosian, S. A.World Faiths. New York: St.Martin’s Press, 1990.
Parrinder, Geoffrey.World Religions: From Ancient History to the Present. New York: Facts on File, 1971.
Smart, Ninian. The Religious Experience of Mankind. 3rd ed. New York: Charles Scribner’s Sons, 1984.
Smart, Ninian, and Richard D. Hecht, eds. Sacred Texts of the World: A Universal Anthology. New York: Crossroad Publishing Co., 1982. Turner, Alice K. The History of Hell. New York: Harcourt, Brace & Co., 1993.

Енох

Енох упоминается в Книге Бытия как отец Мафусаила, проживший дольше всех долгоживущих потомков Адама. По примеру, типичному для так называемого межзаветного периода, несколько книг (ни одна из которых не вошла в канон) было написано несколько книг под именем Енох. Эти произведения, особенно Книга Эноха, содержат чрезвычайно важную информацию по ангелам. Книгу Еноха иногда называют 1 Еноха, чтобы отличить её от другой, Книги Тайн Еноха, которую называют 2 Еноха. 1 Еноха и 2 Еноха также иногда называют, соответственно, Эфиопская книга Еноха и Славянская книга Еноха по первым языкам, на которых были найдены полные тексты. Самым важным рассказом об ангелах в Книге Еноха является предание о 200 ангелах, которые возжелали смертных женщин. Изза этого они лишились благодати и стали дьяволами, покинув свою небесную обитель под предводительством Шамхазая и вступив в союз с человеческими женщинами. Эти ангелы также призывали к греховным действиям, уча людей таким вещам, как косметика (для женщин) — поощряя тщеславие — и владению оружием (для мужчин) — чтобы использовать для сражений друг с другом. Центральный рассказ содержится в главах 7 и 8: И слyчилось, — после того как сыны человеческие yмножились в те дни, y них pодились кpасивые и пpелестные дочеpи.
И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их, и сказали дpyг дpyгy: «давайте выберем себе жён в среде сынов человеческих и pодим себе детей»!
(1 Еноха 2:1–2) И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям, и откpыли им сpезывания коpней и деpевьев.
Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей.
Они поели всё пpиобpетение людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их.
Тогда исполины обpатились пpотив самих людей, чтобы пожиpать их. (1 Еноха 2:8–11)
Когда на земле началось полное безвластие, Бог послал архангела Михаила, чтобы заточить оскверненных ангелов в долинах земли до судного дня. Исполины (Нефилим), которых боялись эти ангелы, продолжили нести разрушения, пока (согласно таким источ
никам, как Книга Юбилеев) они не были уничтожены Потопом. Писание, однако, указывает на поздние, послепотопные племена исполинов, которые были потомками Нефилим (Числа 13:33; Втор. 2:11; Иис. 12:4 и т. д.) Эта история, которая в одно время была широко известна, в итоге исчезла из популярного фольклора, так как противоречила официальной позиции церкви, которая видит ангелов как чистых духов, которые не способны вступить в сексуальную связь. Короткую аллюзию на рассказ Еноха можно найти в Бытии 6:2–4, где говорится, что «сыны Божии» (которые через призму Книги Еноха являются ангелами) брали смертных женщин в жены.
Ранние отцы церкви очевидно воспринимали Книгу Еноха как писание, и это видно по многим местам в каноне Нового Завета. Послание Иуды, например, напрямую отсылает к 1 Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —сотворить суд над всеми». (Иуды 1:14–15)

Смотрите также: Книга Юбилеев; Иудаизм
Для дальнейшего чтения: The Book of Enoch. Transl. Richard Laurence. Thousand Oaks, CA: Artisan Sales, [1882] 1980.
Giovetti, Paola. Angels. The Role of Celestial Guardians and Beings of Light. Transl. Toby McCormick. 1989. York Beach, ME: Samuel Wiser, 1993.
Margolies, Morris B. A Gathering of Angels: Angels in Jewish Life and Literature. New York: Ballantine, 1994.

Енохианская магия

Енохианская магия — это система магии, обучающая общению с ангелами и духами, и путешествиям между разными планами сознания. Ее корни прослеживаются вплоть до 16 века, когда английский астролог Джон Ди объединился с Эдвардом Келли для попытки общения с духами с помощью практики известной как гадание.
Общение с духами было возможным благодаря использованию енохианского языка, сложного языка неизвестного происхождения. Мелодически он напоминает санскрит, греческий или арабский. Каждая енохианская буква имеет числовое обозначение, и свойственные ей стихии, планеты и Таро.
Девятнадцать Вызовов, или Ключей, Еноха использовались Ди и Келли для того, чтобы призывать ангелов. Первые два ключа призывали элемент Духа, следующие шестнадцать призывали четыре элемента, тогда как девятнадцатый Ключ обращался к любому из тридцати эфиров или эиров. Келли предположительно говорил на енохианском, когда ангелы появлялись в его кристалле. Одна из процедур во время общения с духами заключалась в том, что рисовалась диаграмма с буквами и ангелы с помощью палочки показывали на них, чтобы передать послание.
После смерти Ди и Келли интерес к енохианской магии исчез. Однако, в 19 веке произошло её возрождение благодаря Герметическому Ордену Золотой Зари, и потом благодаря комментариям Алистера Кроули, самый большой из которых опубликован в книге Видение и Голос (1911). Кроули утверждал, что призвал всех эфиров из Девятнадцатого ключа, и записал свои сеансы с духами и астральными существами. Современная енохианская магия характеризуется двумя основными действиями: вызовом духов и путешествием по эфирам. Енохианская магия известна современным сатанистам через Лавея, который включил в последнюю часть Сатанинской библии некоторые из Ключей (изменив их для усиления инфернальных коннотатов).

Смотрите также:
Алистер Кроули; Джон Ди; Антон Лавей; Магия и магические общества
Для дальнейшего чтения: LaVey, Anton Szandor. The Satanic Bible. New York: Avon, 1969.
Schueler, Gerald J. Enochian Magick: A Practical Manual. St. Paul, MN: Llewellyn, 1987.
Suster, Gerald, ed. John Dee: Essential Readings. Wellingborough, Northamptonshire, UK: Crucible, 1986.