Жорж Нажель
Культ Солнца в Древнем Египте
Необходимо быть поэтом чтобы воспеть славу солнца Египта, его благотворительное тепло после большой ночной прохлады и воспевать блеск всегда голубого неба, но так уж необходимо это делать?? Вы все знаете что Египет страна солнца, страна где естественно эта замечательная и успокаивающая звезда сыграла огромную роль в религии.
Именно об этой роли я должен вам рассказать и согласитесь есть перед чем отступать ибо размах темы огромен. У меня нет сумасшедшей претензии быть предельно полным, но мне бы хотелось показать вам ключевые моменты египетской религии в отношении бога солнца и ознакомить вас с наиболее характерными текстами Сначала я расскажу вам о миропонимании египтян, о их картинах и образах солнца. Потом разберем космогонию Гелиополиса, опишем солнечные храмы и празднование в них культа солнца. Мы увидим тесную связь установленную египтянами между солнцем и справедливостью и роль которую солнце играло в пользу мертвых и его движение в Потусторонний мир где оно на миг освещает мертвых. Мы будем кратко говорить о легендах относящихся к солнцу, закончим кратким обзором солнечной религии Аменофиса 4 и прочитаем его великий гимн.
Представления о мире и образы Солнца
Прежде чем изучить различные представления, которые египтяне имели о солнце нам очень важно понять их общую картину мира отличную от нашей. И для египтян и для народов античности наша земля была не атомом затерянным в бесконечной Вселенной, не только она значительна: для египтян долины Нила она была центром мира. Эта долина представлялась им не круглым диском как у других народов, а узкой лентой напраленной с севера на юг совсем как Египет. Земли и моря чередуются на этой равнине. Над этой землей установлено небо подобное железному потолку, плоским согласно общей концепции и сводчатым согласно другим Сторона повернутая к земле усыпана звездами подобно лампочкам висячим на толстых проводах.
Днем они не горят или их не заметно , а ночью они зажигаются и становятся заметными. Но это небо не подвешено в воздухе, оно должно покоиться на чем-то.
Согласно самым древним концепциям оно покоится на 4 столбах похожими на те что поддерживали примитивные дома. Позже они заменили их на 4 огромные горы расположенных по четырем основным сторонам света. Стороны востока и запада где солнце появлялось и исчезало были наиболее известными. После открытия реальных гор аравийских и ливийских пустынь эти стороны света отдалялись. Все это происходило по мере расширения географических знаний, названия не менялись, в конечном счете они были отделены от нашего мира огромным пространством воды подобно океану у греков.
Именно с южной горы появился Нил и эта гора расположенная близко к Асуанской возвышенности и первому водопаду считавшемуся подлинным источником Нила так же все больше и больше отодвигалась. В Египте все движение по Нилу и по его каналам происходило на кораблях и подобное происходило и на небе где у солнца была своя ладья, даже две , одна для дневного времени другая для ночного. В течении дня ладья с солнцем были видны на земле а ночью она становилась невидимой для людей, чтобы вернуться на восток она проходит под землей
Так выглядят схематические указания египетской концепции вселенной. В каком-то роде для египтян это было научное представление о мире. Египтяне дали жизнь к каком-то роде проявлениям сил природы, дали им объяснения прежде чем они над этим задумались. Именно в этом проявляется бесконечное разнообразие Египта которое следовало бы рассматривать как совершенный образец единой или объединенной страны.
Египет веками был объединен, сохраняя видимость объединения верхнего и нижнего Египта вплоть до царствования Менеса. В еще более ранние времена существовало бесконечное количество маленьких государств территории которых едва превышали площадь города и каждое из этих государств имело свою религиозную концепцию отличную от концепции соседних городов. В течении многих веков империи навязывали свое политическое и теологическое господство, но старая основу, древняя картину мира Египет никогда не забывал.
Старые концепции и забытые боги вновь всплывают в угоду политическому движению либо в первоначальной форме , либо подстраиваются под модного бога. Все это придает религии Египта большую запутанность в которой трудно разобраться. Каждое их этих маленьких государство имело свои особенные идеи, поскольку они имели своих богов. Все больше иностранного населения прибывало из Аравии, из Ливии и из Азии, чтобы там обосноваться принося своих богов и некоторые из них отлично прижились.
Если с севера на юг Египта посмотреть, то мы видим небо, землю, звезды, солнце и Нил , которые представляются египтянам богами с их провозглашенной властью, то единогласие прекращалось как только была необходимость дать им названия , определить их власть и уточнить отношения которые они поддерживали они между собой. Почти каждый город имел свои особенные идеи, некоторые навязывались обобщенно, а другие исчезнувшие давно вдруг вновь появлялись в намеках едва нам понятных. Часто нам трудно распутать этот запутанный клубок.
Для одних небо это ястреб в разноцветном оперении который планирует в воздухе, Великий Гор, Гароэрис, для других небо это всего лишь лицо на котором глаза открываются поочередно, правый это солнце которое освещает день и левый это луна которая освещает ночь. Четыре косы обрамляют это божественное лицо и соединяют с землей, именно опоры поддерживают небо и не дают ему обрушится на землю. Для других Земля это бог Геб, а небо это богиня Нут и именно из их союза вышло все что существует во вселенной.
Мы имеем много изображений в которых богиня изогнутого неба с телом усыпанным звездами находится над своим земным супругом. Другие считали Геба огромным гусаком, это действительно так,, потому что именно этим знаком пишется его имя, а его самка неслась ежедневно, каждый день сносила солнце. Для других людей Геб был здоровым быком, отцом всех людей а его небесная подруга была таким образом коровой Хатор с большими глазами и красивым лицом, ее ноги это четыре опоры которые поддерживают небо и люди видят только ее живот усыпанный звездами.
Этим изображениям соответствуют очень разные представления о солнце. Солнечный диск который видим людям не является звездой которая бесстрастно проходит свой непреложный путь, а живым существом со своими страстями совсем как человек.
Солнечный диск называется Атоном. Но Бог сам носит имя Ра. Это название означает просто солнце. Там где небо рассматривалось как лицо бога Гора, Ра служил правым глазом на божественном лице, а утром когда он открывает свое веко земля освещается, ночью же расстилается по земле. Для других солнце это светящееся яйцо, которое снесла небесная гусыня высиживая его на востоке, когда оно разбивает свою скорлупу , солнце освещает вселенную своими лучами: О ,Ра что в яйце ,чей диск сияет, поднимается на горизонте и сверкает, не имеющего равных среди богов, который проплывает среди столпов Шу, вызывая ветер, который продвигает ладью дуновением своих губ, который освещает обе земли свои блеском!
Но снесенное яйцо не содержало птицу одного и того же вида. Это могла быть цапля, чибис или ястреб как и сам бог Гор. Нам не составляет никакого труда понять что солнце сравнивается с ястребом который летит высоко в небе, но нам труднее понять солнце в виде теленка, однако это нормальная форма когда небо порождающее солнце задумана как корова и таким образом у нас есть некоторые таблички виньетки из книги мертвых которые нам представляют красивого пятнистого теленка рядос с богом Ра. В гимне солнцу мы читаем: Приветствую! Приветствую тебя о, теленок который вышел из лона Нут (небесный океан) Твоя мать Нут говорит с тобой, протягивает к тебе свои руки чтобы поприветствовать тебя! Это мною ты был вскормлен!
Но чаще всего небо представлен о в чисто человеческой форме. И совершенно естественно богиня Нут дает жизнь маленькому ребенку, которого мы видим представленным маленьким египетским принцем, с пальцем , ртом и большим свисающим локоном. Часто этот ребенок нам представлен без своей матери, сидящим на раскрытом цветке лотоса небесно-голубого цвета.
Как если бы он родился из первоначального океана совершенно один как цветок лотоса из болотистых вод чудесно расстилаясь по поверхности воды. Но в других представлениях это настоящие роды, как будто сама царица дает жизнь будущему фараону. Восточные богини принимают ребенка от материнской груди. Некоторые сцены показывают нам как солнце в течении нескольких дневных часов проходят различные фазы человеческой жизни: утро это новорожденный, день — его последующий рост, полдень это его расцвет ,но когда приближается вечер его силы постепенно покидают и его свет гаснет понемногу и к концу это скрюченный старик с трудом передвигающийся и опирающийся на клюку
К вечеру он погружается в уста своей матери Нут чтобы вновь возродиться молодым к утру. Чтобы пересечь небо у Ра есть 2 ладьи, одна ладья Маанджет для дневного времени а другая Масактет для ночного времени. Вечером и утром Ра проходит из одной ладьи в другую и мы видим как по солнечному диску проходит богиня к своей подруге из другой ладьи.
Иногда на этой ладье только одно солнце под разными своими формами, либо под видом жука скарабея с распростертыми крыльями, либо в виде бога с головой ястребы на голове которого солнечный диск, но иногда бог окружен целым экипажем. В этой ладье как и в современном корабле есть пилот впередисидящий который зондирует воду во избежание кораблекрушения, указывает направление сзади сидящему а он рулит этими составами-кораблями
Другие боги управляют шестом или веслом ,особенно боги которые являются обычными помощниками бога солнца. Они там находятся как его придворные для оказания помощи в случае возникновения опасности в пути. Неожиданно могут появиться враги и атаковать ладью Ра , особенно огромная змея Апофис. Иногда мы видим его в атакующей позе а на носу ладьи Гор, Сет или Тот пронзают змею копьем
На других изображениях он лежит мертвый и в его изгибах тела воткнуты ножи. Эта борьба — своего рода поэтическое объяснение когда тучи закрывают сияние солнца, когда происходят затмения , приводили в сильное удивление примитивные народы. Если в какой-то момент враг кажется торжествующим, то солнце вновь обретает свою силу. Враг повержен и божественная ладья вновь продолжает свой путь. Вот вкратце представления египтян о Вселенной в целом и о солнце в частности. Достаточно вам показать разнообразия и неоспоримые противоречия идей которые мы видим в текстах на каждом шагу и пытаемся их понять.
В этих текстах не ждите согласованности, совершенности и безукоризненной логики.
Космогония Гелиополиса
С самого начала существования Египта, религия без труда следовала политическим изменениям. Когда один город подчинял другой , то он причислял его богов к своим и в результате получались триады, группы из трех, двух богов, отец, мать и сын , где то один то другой играл главную роль.
Классический пример это Осирис, Изида и Гор. Когда образовались более значимые государства теологические системы так же осложнились Самая значительная была система изобретенная жрецами Гелиополиса, за тысячу лет до правления Менеса когда этот город был столицей Египта. Гелиополис -город солнца назывался по-египетски Они был расположен севернее современного Каира. Тогда поклонялись двум богам Ра и Атуму, часто сочетающимися и в то же время имеющими различные алтари. В начале , возможно ,существовало 2 города которые объединились
Вот как жрецы Гелиополиса представляли себе рождение богов и мира в целом. вначале был Хаос, первородная вода темна я и холодная, называлась Нун. Именно в глубине этой воды солнце Атум создало само себя. Легенда гласит что Атум крикнул над водами: Приди ко мне! и из глубин воды появился таинственный лотос несущий маленького ребенка, который собирался стать учителем мира.«Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени „владыки эннеады“. Я был вчера. Я знаю завтрашний день».
Но он один и не может передавать жизнь обычным образом. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов Вселенский воздух-пространство — Шу, и вселенскую влагу — Тефнут. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума. Позже этой же идее придали чуть другие формы
Отрывок текста дохристианской эры нам описывает его первую деятельность как бога создателя:
«Я творец того, что появилось на свет, и я сам появился на свет в образе бога Хепри, и появился я в изначальные времена. Я появился на свет в образе Хепри, и я есть творец того, что появилось на свет, т. е. я создал себя из первичной материи, и я создал и образовал себя из субстанции, что существовала в изначальные времена. Имя мое — Усер (т. е. Осирис), семя изначальной материи. Моя воля свершилась во всем на земле, я распростерся повсюду и сделал руку сильною. Я был один, ибо они (т. е. боги) еще не были рождены и я не породил из себя ни Шу, ни Тефнут. Я произнес устами моими имя свое как слово власти, и тотчас же я появился на свет в обличье бога Хепри и вещей сущих. Я зародился из изначальной материи, и вначале я появился в виде множества вещей сущих; ничто не существовало тогда на этой земле, и это я создал все сущее.
Я был Один, И не было больше никого, кто творил бы со мною, в этом месте. Я создал все вещи, в виде которых я тогда проявился, с помощью Божественной Души, что вызвал я тогда из Нуна, из состояния бездеятельности. Я не нашел там никакого места, на котором встать, я творил силой заклинаний сердца моего, я заложил основу [для вещей] предо мною, и все, что было создано, создал я.
Я был Один, и я заложил начало вещам [посредством] сердца своего, и я создал другие вещи, что появились на свет, и творения Хепри, что были созданы, были разнообразны, их потомство появилось на свет из вещей, что они породили.
Это я породил Шу, и это я породил Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня, и Шу и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, где они пребывали.
Зрите же теперь, по прошествии двух периодов хен с того момента, как они вышли из меня, они принесли мне мое Око. Я сложил вместе свои члены, что появились на моем теле, и после я соединился с моей рукой, и мое сердце (или воля) вошло в меня из моей руки, и семя упало в мои уста, и я породил из себя богов Шу и Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; так два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня и Шу, и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, в котором они были.
Мой отец Нун сказал: «Они закрывали (или скрывали) мое Око тучами, подобными растениям, что были за ними (т. е. Шу и Тефнут) на протяжении великого множества периодов хен». Растения и вещи ползающие [зародились] из бога Рем, из слез, что я пролил. Я вскричал своему Оку, и на свет появились мужчины и женщины, затем я наделил свое Око огненным уреем, и оно разгневалось на меня, когда на его место взошло и выросло другое Око (т. е. Луна); его живительная сила пала на растения, что я разместил там, и оно установило среди них порядок, и оно заняло свое место на моем Лике, и оно воистину правит на всей земле.
Затем Шу и Тефнут породили Осириса и Гор-хент-ан-маа, и Сета, и Исиду, и Нефтиду; и взгляните — они дали потомство и произвели множество детей на этой земле посредством созданий, что появились на свет от существ, ими произведенных.
Они взывают к моему имени и одолевают своих врагов, и они слагают слова власти для свержения Апопа, руки и длани которого охраняет Акер. Его руки и длани не должны существовать, его ноги и ступни не должны существовать, и он закован цепью в одном месте, а Ра наносит предназначенные ему удары. Он брошен на свою ненавистную спину, его лицо раскроено по причине зла, сотворенного им, и он будет оставаться на своей ненавистной спине».
Отныне знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида, становится во главе египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «Девятки» будут различаться от нее главным образом только заменой некоторых богов божествами местными с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.
Во главе группы как и полагается оказывается Атум -бог Гелиополиса. Первые две пары это космические боги , они представляют силы природы и не имеют почитания в том или ином городе. А четверо детей Геба и Нут напротив это местные боги, политические так сказать. Это были боги которые играли главенствующую роль в королевстве Гелиополиса, их введение в гелиопольскую девятку в каком-то роде было санкционировано присоединению к новому королевству.
Мы можем увидеть значимость этой девятки констатируя факт , что она была принята без существенных модификаций почти во всех египетских алтарях. Жрецы ограничивались тем что либо вместо Атум, либо над ним помещали своего местного бога. Но случалось также что они водружали заграничных богов к группе и тогда она насчитывала 10,11,15 богов. Но консервативные египтяне придерживались энеады (девятки).
Когда вновь возникает эта теологически организованная конструкция?? Как я уже упоминал Сет восходил к событиям преисторического периода. Для него Гелиополис был политической столицей и как следствие религиозной, огромной унифицированной империи к 4240 году за тысячу лет до Менеса. Эта империя не была первой которая обьединила Египет. После достаточно блестящего периода она обрушивается и мы обнаруживаем позже существование двух королевств.
Одно королевство на севере, другое на юге и обьединены они были Менесом. Этот способ рассмотрения преистории через античные тексты мне кажется наиболее точным, но его теории не всеми была принята. Киис между прочим в одной из своих недавно написанных книг оспаривает некоторую сторону этих результатов. По его мнению Гелиополис лишь в историческое время играл свою выдающую роль и тексты очень четко об этом свидетельствуют.
Во время властвования 4 династии (Хеопса) мы констатируем большой расцвет цивилизации: искусство как социальная организация достигло высокого уровня развития параллельно с ним трансформируется и религия. Понемногу Гелиополис и его клир вышли на первый план после того как повелители их задвинули. В царствовании 5 династии солнечный культ играл огромную роль. Именно с этого момента все фараоны называются сынами Ра, прибавка к обычному титулу .Возможно что изменение династий это работа гелиопольских жрецов и их боги становятся богами династий.
Каждый из этих императоров воздвигает в окресностях столицы алтарь для бога солнца.Мы одного знаем.Но мы также констатируим что значение власти и клира привели к ослабление гражданской власти и к концу 5 династии монархия полностью установилась.В одном из папирусов среднего царства который хранится в берлинском музее мы имеем рассказ о событиях один из сказочных персонажей мудрец Джеди прямо говорит фараону Хеопсу о том, что после царствования внука его внука на смену ему придет представитель другой династии. И хотя считается, что папирус был написан лет на восемьсот после времени царствования Хеопса и прославлял как раз основателя пятой династии, сменившего четвертую династию, к которой принадлежал сам Хеопс, однако упоминание в этом папирусе о благочестивом поступке Хеопса, пожертвовавшего обильные дары своему дальнему неродному (?!) предку из второй династии фараону Небка, придает этому произведению не сказочную обстоятельность. Интригует в этой сказке и то обстоятельство, что основатель пятой династии, судя по всему протежировавший сочинителю сказки, для подтверждения современникам своего права на престол, в обосновании этих прав пожелал оттолкнуться от самого Хеопса.
В свете вышеизложенного представляет собой определенный интерес и фигура того самого фараона Небка, о котором упоминается в данной сказке. Лично у меня он вызывает интерес тем, что, как мне кажется, в фольклор (в данном случае, в сказку) попадали лишь те личности, которые были заметны в истории своего периода. Фараон Небка – это последний фараон II династии. Сразу после него правил фараон Джоссер, который является строителем самой первой пирамиды. Скорее всего, именно времена II династии явились периодом активного развития методов обработки камня, именно на этот период в индустрию каменного строительства активно внедряются, как бы мы сейчас сказали, «прорывные технологии» камнеобработки, позволяющие возводить масштабные каменные сооружения. Косвенное подтверждение этому можно найти в экспонатах Каирского музея, посвященного этому периоду (так называемая Саисская коллекция), где имеются высококачественные изделия из камня, а также ряд изделий, относящихся, скорее всего, к режущим инструментам из камня.
Так чем же отличился фараон Небка, что через два столетия после правления, во времена, когда после него правил уже двенадцатый фараон, он удостоился чести потомков быть включенным в столь любопытное сказание? Вопрос этот не случаен, так как очень интересно определить те исторические личности, чей интеллект сыграл определенную роль в развитии культа пирамидостроения и понять чем они руководствовались в этом стремлении. Если обратиться к действующим персонажам сказки «Царь Хеопс и волшебники», то из исторических лиц, чье существование на сегодня не вызывает сомнение, там действуют: сам Хеопс, его сыновья Хефрен, Дедефхор и Бауфре (Джедефра), его отец фараон Снофру, фараон Усеркаф (в сказке описывается его рождение), фараон Джосер и фараон Небка. Сказка дошла до нас не в полном объеме, но из ее перечисленных царственных героев только фараон Небка не строил пирамиды. Царский сын Дедефхор, по преданию – один из величайших мудрецов Египта, возможно, сменил Хемиуна в должности верховного жреца бога Тота: таким образом к 5 династии великий жрец Гелиополиса восседает на трон Египта и естественно что религия культа принимает частный характер,именно к этому моменту ближе к 2500 году Кеес установил источник гелиопольской космогонии.Тексты которыми мы обладаем не самые древние, потому что в пирамиде последнего императора 5 династии мы видим тексты выдолбленные на ее стенах. Но этим текстам предшествовала очень длинная история и мне кажется что идеи о Сете очень легко сочетаемы концепцией Кеес. Значит к 5 династии у нас нет генезиса новой теологии, но есть прежде возрождение теологии которую в продолжении формировали в первую очередь обстоятельства.
Мы знаем с помощью многочисленных текстов что Гелиополис был центром культа солнца и потому греки именно так его назвали: город солнца. Здесь был наиважнейщий и самый древний алтарь Египта. До сих пор об этом месте свидетельствует прекрасный обелиск самый древний из того что есть. Но от алтаря ничего не осталось. Среди строений и культур без сомнения никогда невозможно обнаружить , то что некогда представляло славу города. Между прочим мы знаем что в этом культовом месте поклонялись древнему фетишу бенбену-камню огромных размеров разновидности коренастого обелиска воздвигнутого на возвышенной подпорке.
Но если солнечный алтарь Гелиополиса безвозвратно потерян, у нас есть по видимому копия в солнечном храме воздвигнутом императором Неусере в Абу-Горабе на середине расстояния к пирамидам Сахары и Гизы, который был раскопан немецкой миссией. Очень непохожи храмы Египта классической эпохи : отсутствуют просторные колоны, нет гипостильных залов, алтарь не скрыт в тени, все напротив происходит на пленэре
Храм не находился в центре города который служил столицей императору, он находился поодаль на границе с пустыней на огромном фундаменте окруженным террасной землей. От города к нему вел длинный коридор, к вершине если не отправлялись в магазины, то опускались в широкий двор в центре которого находился огромный обелиск более приземистый чем те которые были воздвигнуты позже перед главными храмами. Этот обелиск находился на возвышенном фундаменте это бенбен тот что находится в храме Гелиополиса -эмблема солнечного бога.
Через внутренние коридоры можно было получить доступ к цокольной платформе, где без сомнения проходила часть церемоний на восходе солнца. В центре двора находился большой алебастровый жертвенник с четырьмя столами подношений, по каждому на одно из направлений света. Сверху жрецы складывали подношения богу. Недалеко от алтаря просторные места были оборудованны для омовений, которые играли большую роль в этом культе. Рядом с храмом находилась кирпичная копия барки(ладьи) солнца . О культе который отмечали в святилище Гелиополиса у нас нет четких представлений, даже стены храма Абу-Гораб не сохранили сцен этого культа. Между тем у нас есть захватывающий текст который описывает посещение в 700 году до РХ святилища Гелиополиса эфиопским царем Пианки.Победив мелких принцев Верхнего Египта он прибыл до Дельты ,захватил Мемфис и тут же отправился в Гелиополис чтобы выразить почтение Великому Солнечному Богу и умилостивить как его законный хозяин Еги пта. На следующий день Его Высочество вернулся на восток чтобы принести жертву Вавилонскому Атуму (старый Каир, на юге современного Каира) и Энеаде в доме энеад Имхета.
Он принес в дар быков с длинными и короткими рогами, птиц, чтобы взамен получить в дар жизнь, здоровье, силы, ему царю Пианки вечно живущему. Его высочество прибыл в Гелиополис , на поднялся на вавилонскую гору , по дороге Сепа, чтобы дойти до Вавилона. Его высочество пришел к западному святилищу, близ канала, совершил жертвоприношение, совершив очистительное омовение в раковине Нут, в которой ежедневно Ра омывал лицо.
Он взобрался на песчаный холм Гелиополиса и совершил большую гекатомбу перед восходом бога солнца Ра, принося в дар белых быков, вино, фимиам, духи и различные пахучие растения. В окружении процессии он вошел в святилише храма Ра к алтарю в окружении обожания. Главный жрец проводил церемонию инвокации (призывания) бога, и совершил церемонию изгнания врагов в пользу царя, затем он совершил церемонию «Утреннего дома» сняв одежду совершил возлияния фимиамом и возложил букеты цветов дому Бен-Бена, принес древо жизни и поднялся по лестнице к большому окну ,чтобы увидеть Ра в доме Бен-бена.
Он там находился один, открыв все замки и двери и увидел своего отца Ра в доме Бенбена. Он подарил Ра ладью Маанджет, а Атуму ладью Масактет. Он закрыл ворота , запечатал их, закрыв ворота собственной царской печатью и дал приказ жрецам: Я поставил печать и ни один из последующих царей не войдет туда. Они пали ниц перед Его высочеством сказав: Будь вечным и никогда не умирай, О, Гор, любимый Гелиополиса!
Затем рассказ продолжается о победах над различными принцами Дельты ,все они должны принять нового сюзерена. Мы отметили различные элементы гелиопольского культа. Нам говорят о различных святилищах, и в каждом совершается особая церемония в Вавилоне, он совершает жертвоприношение Энниаде, затем самому Гелиополису, он проводит ритуал очищения на Вавилонском холме. Он совершает жертвоприношение на одном из самых почитаемых мест, затем в храме Бога Солнца проводятся церемонии восходу солнца, вероятно царь идет созерцать своего отца Ра с высоты галереи обелиска. Затем он снова идет к собственному алтарю Атума, чтобы вновь совершить жертвоприношение; И кажется эти жертвоприношения проводятся на свежем воздухе. В нескольких храмах Египта на одной стороне храма находится двор, а посредине алтарь. повернутый в сторону восходящего солнца.
В самом Амарне весь культ совершается на свежем воздухе на аналогичном алтаре. Все это, конечно, пережиток и повторение культа Гелиополиса. В церемониях осуществляемых Пьянки проходило большое омовение в бассейне содержащем вода из первичного Океана в котором предполагается Бог Ра проводил омовение, чтобы заново родиться. Это омовение должно было обеспечить принцу, который являлся первым царем Гелиополиса. ежедневное рождение аналогичное рождению солнца или восходу солнца. Эти очищения сопровождались окуривание фимиамом. Без сомнения мы видим как то же самое практикуется в самом укундене – ритуале различным богам,
Даже если конкретные храмы никак не связаны с богом солнца, в каждом храме мы находим Утренний дом- это название дано особому месту где проводились такого рода церемонии. В погребальном культе мы также находим те же церемонии очищения, которые должны обеспечить мертвому -возрождение, оба ритуала были обьединены. Даже гимны разным богам очень часто являются образцами по своей форме солнечных гимнов, где использовались те же формулы, таким образом Гелиополис оказал свое влияния не только соей теологией, солнечный культ способствовал большей частью созданию основного культа который в последствии будет практиковаться в классическую эпоху во всех храмах.
Солнце и справедливость.
Если мы говорим о нравственной справедливости в Египте , нам сразу приходит мысль о придании суду души перед Осирисом и его двором и исповеди умершего перед богом заявляющему о всех своих прегрешениях, которых он не совершал. Мы даже осмелимся сказать что богом справедливости является Осирис. В действительности же это бог солнца, именно бог солнца создает и поддерживает справедливость на этом и том свете. Он создатель вселенной и следовательно властелин всего и в этом своем качестве верховного царя он является гарантом справедливости.
В погребальных записях древнего царства мы не раз видим что бог солнца любит прямоту и правду .На одном саркофаге среднего царства мы читаем: Я бог Ра, который вышел из Нут, я ненавижу зло! Я не смотрю на него! Я тот кто совершает справедливость! .На другом саркофаге мы читаем что умерший является весами бога Ра на котором он взвешивает справедливость. В древнем этическом тексте древнего царства мы узнаем что в глазах бога солнца одно только справедливое сердце стоит больше быка того кто совершает беззакония.
О боге солнца говорят что он не только любит справедливость, но что он этим живет как бог Нила Хапи живет рабами. В одном из гимнов богу солнца упомянутом в книге мертвых мы читаем: Я иду к тебе властитель богов, Атум -Ра Наракте, потому что я хочу подарить тебе справедливость потому что ты ею живешь. Именно бог солнца , а не Осирис владеет весами чтобы взвешивать поступки людей после их смерти. Один из текстов говорит что всегда взвешивает справедливость на весах, официально свидетельствуя о справедливости умерщего.
В одном литературном произведении среднего царства один мудрец нам описывает царствование слабого царя и идеального царя бога солнца царствовавшем в золотом веке Египта. Он нам описывает бога солнца как пастуха всех людей в сердце которого нет никакого зла, он спрашивает что же происходит сегодня? может он спит? Его власть даже не видна и нигде нет справедливости , значит здесь нет бога Ра, или бог Ра не умеет находиться здесь?
Автор сравнивает то что было и то что есть Некоторые современные комментаторы хотели бы видеть в этом обьявление нового золотого века который бы вернул на землю первоначальные условия. Но подобная интерпретация маловероятна. Ра бог справедливости это просто бог к которому обращается умерший чтобы уверится в совей правоте, это он великий бог о котором говорят столько текстов на могилах Древнего царства.
Этот бог солнца , властелин справедливости , отец богини Маат, является самой справедливостью , он действительный гарант тот кто может показать его правоту даже , когда все люди от него отвернутся. Послушайте молитву преследуемого человека (молитва начинается обычными словами, но в конце он от себя добавляет трогательные нотки)
Проснись же, Гор плывущий по небу, семя вышедщее из фалоса, дитя пламени, искра его лучей которая изгоняет темноту и сумерки, дитя что приятно растет , которое находится внутри его священного глаза и пробуждает людей на их циновках , пробуждает змей в их норах! Твоя ладья плывет по огненному озеру , ты пересекаешь небо с его ветрами, обе дочери Нила поражают для тебя Апописа,Сет убивает его своими стрелами.
Геб поражает его в спину.
Селкис его хватает за горло , его пожирает пламя змей, которое подбирается к воротам его жилища и Великая Энеада восстает против него и они радуются его уничтожению, дети Гора берут свои ножи и ранят его , делая ему многочисленные раны! Радуйся, твой враг повержен! Справедливость остается с тобой! Когда ты вновь приобретешь форму Атума, ты протянешь руки властелину загробного мира, те кто спят восторгаются всеми видами твоей красоты ,когда твой свет отражается на их лицах, они выражают тебе свои желания что ты еще обратишь свой взор на них, когда ты прошел еще дальше сумерки их скрывают снова и каждый остается в своем гробу.
Ты господин которым мы можем гордиться,ты совершенный и вечный бог , судья , верховный судья всех судей, тот который устанавливает справедливость и наказывает грех!суди меня вместе с тем кто мне навредил, увидь его мощь,он меня восхитил своей работой и соблазнил своим обманом, верни его мне, он среди грешников, вы его видите?? я его вижу!
Жалкий чиновник нашел слова которые через века нас настолько волнуют. Он кричит , он взывает к богу за то что его лишили работы и бог остается для него единственной надеждой.
Солнечный бог и мертвые
На первый взгляд, может казаться странным что бог солнца еще и бог мертвых ,не каждый знает что это главная функция Осириса , но однако в Древнее Царство именно бог Ра действует на стороне мертвых и в Текстах Пирамид мы явно прочувствует борьбу между концепциями поклонников загробного мира и солнечного. редактор настаивает на факте что царь мертвых не умер , как Осирис , а наоборот он всегда жив как Бог Солнца.
Загробная роль солнца отмечается даже во внешнем проявлении:их могилы имеют форму пирамид(начиная с 4 династии)и этот символ солнечный аналогичен БенБену. Умерший царь вошедший в свою пирамиду рождается в некотором роде как солнце, и как может день за днем
В Текстах Пирамид встречаются самые противоположные концепции. Многие делают из Осириса новую звезду уходящую сияя в небо, другие тесно связывают с солнцем. Например царь прибывает на небо и говорит: Пепи прибыл на небо. Он встретил Ра и хотел пасть ниц перед ним, но Ра ему не позволил сказав что он выше его.
В другом отрывке: О , Ра -Атум Унас идет к тебе , вечный разум! твой сын Унас идет к тебе чтобы вы вместе прошли дорогу к небу, вместе через сумерки и чтобы вы поднялись за горизонт в то место которое вам подходит и царь идет к богу солнца не слугой а равным ему иногда даже его властелином. О, Ра увидь царя ! Он твой сын, он стал душой, он полон славы и мощи, он ступает широкой поступью. Он светит на Востоке как Ра и путешествует на запад как Хепри , он живет этим как Гор живет небесами.О, Ра он идет на свое место берет свое весло и гребет по небу.
Вы наверное сразу поняли что в египетских текстах есть некая нерешительность ,вначале мертвый царь полностью уподобляется солнцу , дальше он кажется только одним из членов экипажа солнечной ладьи, так же он находится в обычной ладье совершая путь звезды , будучи помощником бога, но чаще всего он все же штурман, главный гребец. Пепи садится в эту ладью бога Ра и он тот кто управляет теми кто гребет и каждый бог радуется когда он приближается и как же он радуется когда Ра приближается ,когда он мирно встает на востоке! Для царя сесть на ладью означает продолжение его жизни и его власти, а так же его ежедневное рождение
Пепи пришел , он берет свое весло украшая свое сидение встает на нос ладьи Двойной Энеады богов и пропускает Ра с запада . Ра закрепляет место Пепи во главе властителей Кас. Письменно он во главе всех живых.
Невозможно не остановиться на гимнах которые пели в честь Солнца и которые являются самыми красивыми отрывками в религиозной литературе древнего Египта. Многие отрывки обычные. Но в других мы чувствуем личное вдохновение и божественный опыт которые нас могут еще тронуть через века. Именно их мы и процитируем вам.
Именно в новом царстве эта литература процветает и она продержится достаточно долго, вот фрагмент гимна сохранившийся в музее Каира: О, почтенный Ра! Бог справедливости, чья часовня скрыта, бог богов! Хепра в своей ладье, ты тот кто приказывает и боги рождаются, Атум который создает людей и который различает из по полу , роду и сохранил им жизнь, который отличает одного от другого цветом их кожи, который слышит молитву просящего, который расположен когда его призывают! Он спасет робкого от рук жестокого, который производит суд в пользу бедного. Бог знаний в устах которого сила, власть, по воле которого приходит Нил, добрый и благой, с приходом которого люди живут, его доброта рождает свет, боги наслаждаются его красотой и их сердца живы когда они его видят! В сборнике гимнов собранных довольно хаотично мы читаем следующую прекрасную строку: Тот кто прогоняет зло и отталкивает болезни, врач который исцеляет глаза без лекарств, тот кто открывает глаза и исцеляет косой глаз это Амон, он спасет когда хочет, даже того , кто в том мире, он освобождает от судьбы так же когда он может, у него есть глаза и уши , на каждом пути для того кого любит, он слушает мольбы того кто молит его, он приходит даже из далека в одно мгновение к тому кто его призывает! Он продлевает жизнь и он же ее укорачивает. Он дает тому, кого любит больше чем судьба тому дала, он хороший советник когда ты напуган и в страхе! Он добрый подсказчик, он спасет того, кто подавлен.Он расположен к тому кто имеет прекрасные намерения, он стоит больше чем миллионы для того кто хранит его в своем сердце Один человек только одним своим именем сильнее чем сотни тысяч, это настоящий защитник , совершенный который понимает происходящий момент , не отвергая его. Золото не сравниться с твоим блеском. Ты Птах создающий члены. Ты бесконечно порождаешь не будучи порожденным, ты единственен в своем роде, ты проходишь вечность, ты путешествуешь по дорогам, направляя тысячи людей, так как твой блеск это блеск неба, но твой цвет ярче неба, когда ты проходишь по небу все смотрят на тебя , даже когда твой путь от них сокрыт. Когда ты просыпаешься утром, просыпаются каждодневные дела, когда ты проходишь во всем своем величии один только день ничто или мало что значит, когда ты проходишь по дорогам миллионы и сотни тысяч это только мгновения. Каждый день тебе подчинен, когда ты идешь к своему закату, все ты останавливаешь ,, часы ночи таким же способом ты их разделил , так чтобы не было видно перерыва в твоей работе, через тебя смотрят глаза всех! Они ничего не могут завершить когда ты ложишься, ты рано встаешь, чтобы появиться утром, твои лучи открывают глаза, когда ложишься на закате они спят как мертвые, приветствую тебя о, Солнце дня! Создатель людей дарующий им жизнь! Ястреб большой с разноцветным оперением который рожден чтобы родится самому, который породил сам себя без отца, древний Гор который живет на небе, чьим появлением мы наслаждаемся так же как и заходом солнца, создатель всего того что происходит из земли, Кнут и Амон людей, т от кто владеет обоими землями от малого до великого, прекрасная мать богов и людей, умелый творец который не устает никогда, сильный пастух пасущий свое стадо, он им дает место для убежища , где они могли бы жить, Хепра высокого рода, красота которого появляется в теле Нут и который освещает своим диском обе земли, бог истоков, который создал сам себя, тот кто видит, единственный отец, который каждый день достигает краев земли и смотрит на всех кто там есть! Он встает на небе после проявления себя как солнце , чтобы создавать времена года и месяцы, тепло когда он этого хочет, и холод когда он этого хочет, он позволяет телам утомиться, затем он их душит. Во всех местах молятся каждый день на его восход чтобы его чествовать.
Процитируем еще одну красивую молитву : Как красив тот кто сидит рядом с Амоном, кто спасает тихого , кто освобождает бедного, кто дает дыхание тому кто его любит,кто ему дает прекрасную старость на западе Фив, о , ты кто Бог для меня , господь богов , владыка богов, Амон-Ра бог Карнака протяни мне руку спаси меня , свети мне..
Аменофис 4 Эхнатон.
В середине гимнов которые мы читаем стоило бы поставить на свое историческое место самого значительного из всех фараонов Эхнатона 4 , то что он внес новое в гимнах , некую революцию, но трудно это отделить от его исторического контекста. Новая религия Эхнатона многое взяла из старых гимнов. Нет общего разрыва с египетской религией. Разрыв был больше в формах нежели в глубине мысли.
Эхнатон Четвертый 1370-1320 был преемником великих завоевателей Аменофиса и Тутмоса, он стоял во главе империи которая простиралась от Нубии до Ефрата, со всех сторон стекалась богатство в Египет и никакая власть не могла противостоять ее армиям, одновременно с ростом царей росла и власть жрецов , в особенности власть бога первого царства Амона-Ра в Карнаке и клир становился опасным для самой монархии.
Мы констатируем также взрыв религиозного мистицизма, который может иметь свой центр в солнечном алтаре Гелиополисаи который перемешался с полностью подрывает связь с Фивами и его жречеством и основывает новую столицу среднего Египта. Ахетатон, он изгоняет культ других богов в особенности культ Амона-Ра, он изменил свое имя Аменофис (Амон доволен) на Эхнатона (Великолепие Атона) похоже что Египет меняет свою религию, но эта реформа длилась лишь до кончины царя, уже его приемник, зять Тутанхамон отвергает Атона и возвращает старый культ Амона -Ра, восстанавливает его первоначальное место и жизнь вновь начинается как если бы Атона никогда не существовало! Эти события могут показаться промежуточными в истории Египта, поскольку последующие тексты их полностью игнорируют, однако это эпоха является чрезвычайно важной потому что расцветают религиозные тенденции. Но религиозный кризис в Египте привел к ослаблению политической власти и при правлении Аменофиса 4 империя Азии распалась из-за интриг Хититтов. Реформа Аменофиса 4 не является строго монотеистской, но все же он запретил культ других богов. и заставил стереть их имена с памятников. То чему поклонялись как божественному солнцу уже им не является, это просто солнце, в этом есть некий рационализм, солнце больше не изображается как ястреб или как человек с головой ястреба, мы видим только солнечный диск, от которого исходят лучи которые заканчиваются руками и которые распространяет божественные блага. Большая свобода отдается индивидуальным желаниями они выражаются в искусстве через спонтанность , нечто новое в Египте, солнце творец вселенной вложило в каждое свое творение немногого себя! Везде мы видим любовь и радость в мире , как никогда в Египте! Но еще более того это попытка кажется имеет не только внутренний характер , она так же затрагивает внутреннюю политику Египта, царь стоит во главе обширной империи, долго существовали хозяева и вассалы.