07.07.2012
0

Поделиться

1944 Жорж Нажель. Мистерии Озириса в древнем Египте.

Жорж Нажель

Мистерии Озириса в древнем Египте.

Прежде чем говорить о мистериях Озириса мы должны задать вопрос :а что нам известно об этом боге, какие легенды сложили о нем египтяне? Все мы что-нибудь да знаем о нем , но ясности ради нам необходимо рассмотреть эти вопросы прежде чем мы займемся исследованием церемоний египетского культа некогда названного мистериями.Может показаться странным , что наиболее полным изложением легенды об Озирисе мы обязаны не египетским текстам , а греческой литературе и в частности знаменитому трактату Плутарха Об Изиде и Озирисе. Безусловно, греческие писатели привнесли собственные интерпретации которые мы здесь рассматривать не будем , поскольку они в большей степени представляют интерес для истории греческой мысли , нежели для изучения египетской религии.В любом случае труды именно этих авторов дают нам возможность приспосабливать к их местной специфике многочисленные детали этой легенды, обнаружеваемые нами в разнообразных египетских текстах которые датируются всеми эпохами.В некоторыз своих аспектах Озирис является агрокультурным богом , ежегодно возрождающейся растительности и разлива реки, год за годом приносящем стране плодородие и процветание.Но легенда об Озирисе в большей степени связана с другим аспектом с богом который является царем земли. В начале как известно землей правил Ра-солнечный бог и творец Вселенной.Утомленный от восставщих против него людей он удалился на небеса и оставил свое место сыну , богу атмосферы Шу , а затем внуку Гебу.Легенда оставляет этих двух властителей в тени.Потом власть переходит к Озирису –сыну бога земли Геба и богини Нут, в его приавление цивилизация достигла значительного прогресса.И менно Озирис обьединил людей в организованные сообщества и обучил их принципам агрикультуры. Он запретил каннибализм , научил людей использовать пшеницу и ткать одежду . Сказано также , что именно он учредил культ богов . В этом ему помогала его сестра и жена Изида , она учредила семью и брачные узы.Все эти черты деятельности характеризуют Озириса явно как царя который является для своего народа благодетелем.Но он не довольствовался счастьем для Египта , он надеялся распостранить свои благодеяния и за его пределами и отправился завоевывать мир покоряя людей увещеваниями и добротой.Во время его отсутствия Изида правила твердой рукой.У Озириса есть брат Сет, которого греки называли Тифоном.Сет прямая противоположность Озирису В противовес плодородной и благодатной земле , он олицетворяет бесплодную пылающую пустыню, он буря и война.Он суть варварство как противоположность цивилизации. Завидуя своему брату он пытается его выжить Изиде , во время отсутствия супруга , благодаря своей бдительности удается это предотвратить .Но все же Сет добивается. Обманом он запирает Озириса в большой деревянный саркофаг , который затем бросает в реку. Нил несет его к морю по утверждению некоторых до самых берегов Финикии , к священному городу Библу.Лишившись противника Сет овладевает троном Озириса. Теперь лишь немногие остаются верными Изиде , в их числе Тот и Анубис, бог в образе Шакала .Изида отправляется на поиски останков своего мужа и блуждает в рукавах дельты.После долгих странствий она находит труп.Сет для того чтобы быть уверенным что Озирис мертв разрезал его тело на части и разбросал их во все стороны света.изида вынуждена отыскивать их одну за одной и ей удается найти все , за исключением фаллоса(сьеденной рыбой Осетром ) Но ей мало того , чтобы просто иметь части трупа , она хочет , чтобы у нее вновь был муж, однако , несмотря на всю ее магию, ей не удалось возродить в собранных частях земную жизнь, она в состоянии лишь сделать мумию, пригодную к полужизни в ином мире.Тем не менее она умудрилась забеременеть от трупа своего мужа и дать жизнь Гору –наследнику , мстящему за своего отца, б лагодаря погребальным ритуалам, совершаемым Изидой(вместе с Тотом и Анубисом )над телом умершего.О зирис становится первым среди мертвых.Побывав царем живых , он вполне естественно становится царем мертвых.За время своего правления он преобразил землю, теперь же он прображает свое новое царство, которое стало благодаря ему изобильной и прекрасно ухоженной страной. Здесь мертвые , если над ними были совершены предписанные погребальные ритуалы достигают абсолютного счастья посреди великолепной природы.Возмужав Гор готовится к сражению с узурпатором.Во главе преданных ему последователей , Гор нападает на своего дядю.Следует жесточайщий бой.Победы чередуются c поражениями, оба противника наносят друг другу ужасные раны , которые перевязывает бог мудрости и магии Тот.И вот когда Гор уже близок к тому чтобы убить Сета , за того вступается Изида и спасает его.Разьяренный Гор отрубает голову своей матери, а Тоту удается поставить на место потерянной головы лишь голову коровы.Бой мог бы продолжаться вечно , но Тот выступает арбитром и делит царство на 2 половины , предоставляя Нижний Египет Гору а Верхний Сету. Эта легенда не дает нам детально согласованного повествования , множество различных описаний были просто помещены рядом без малейшей попытки привести их к общему знаменателю.В египетских текстах несогласованный еще больше и они возрастают ввиду того , что как правило , в каждом текте сообщается лишь малая часть легенды.Мы уже говорили, что Озирис это бог растительности, и в то же время царь земли.В его противостоянии с сетом сохраняется воспоминаниео доисторическом соперничестве между Севером и Югом Египта, тогда как борьба Гора с Сетом является живым отголоском происходившей несколько позднее борьбы Верхнего Египта с Нижним за гегемонию над долиной Нила. Эти сражения завершившиеся победой Нижнего Египта над Верхним произошли еще до Менеса , первого царя ибо впоследствии Верхний Египет был удачливее и установил господство над дельтой.Для того чтобы получить определенное представление о том какие из наиболее ясных и наиболее доступных египетских текстов повествуют об этой легенде я процитирую два из них . Первым является фрагмент из гимна Изирису эпохи Среднего царства.Из ряда упоминаний о данной легенде я выбрал эти относящиеся к Изиде: Его сестра защитила его, именно она изгнала его врагови отвратила несчастье, она отразила нападение сошедшими из ее уст магическими формулами, Ее язык хитер, Ее уста никогда не безмолствуют, Ее авторитет велик, Это она , Изида, справедливая , защищает своего брата , Она без устали ищет его , Она в трауре проходит всю землю без передышки, пока не находит его, От перьев ее возникает тень, а от крыльев ветер, Она восхваляет своего брата , она снимает слабость , когда он устал, Она принимает его семя и дает рождение его наследнику , Она в одиночестве растит ребенка, когда никто не знает где она.(Изида иногла избражается как сокол.Она появляется в этом облике на одной из виньеток в главе 17 Книги Мертвых, изображенные справа и слева от катафалка 2 сокола –это Изида и ее сестра Нефтида. Второй текст относится к эпохе Нового Царства.Это история борьбы между Сетом и Гором-то как она проявляется в календаре счастливых и несчастливых дней а именно для двенадцатого дня Тота, приблизительно соответствующего шестому ноября: Абсолютно несчастливый день.Ничего не предпринимай в этот день .В этот день Гор сражался с Сетом .Они наносили друг другу удары , а затем слегли, каждый на своей стороне, оба превратившись в бегемотов близ врат Хераха. Так они провели 3 дня и 3 ночи. Затем Изида метнула в них свой гарпун,он упал на лицо Гора.После этого она сказала гарпуну :» Оставь моего сына Гора».Затем она метнула второй гарпун и он упал на лицо ее брата Сета.После этого она громко кричала и причитала. Затем она сказала гарпуну:»Цепляй быстрее»А потом он несколько раз крикнул:»Неужто ты ненавидишьсына своей матери?»После этого ее сердце было опечалено.И она сказала гарпуну:» Отпусти его! Он сын моей матери» После этого гарпунотпустил его.Затем они оба встали и повернулись друг к другу, и его Величество Гор обозлился на свою мать Изиду прямо как пантера из Верхнего Египта. Затем он отрубил Изиде голову.Тогда Тот превратился в бога магиии пришил ей коровью голову.В этот день делаются подношения на ее имя и имя Тота.Я намеренно выбрал тексты различных периодов и типов для того чтобы дать представление о том сколь широк диапазон наших египетских источников.В более или менее формальном гимне мы не можем рассчитывать обнаружить такие же живописные детали как и в связном повествовании, где божественная легенда гуманизирована и романтизирована. Конечно, было бы удобнее цитировать значительно более древние тексты,но многочисленные упоминания , которые мы обнаруживаем в Текстах Пирамид значительно бы усложнили их для пониманияи потребовали тщательного обьяснения.Однако в связи со всемиэтими текстамия хотел бы выделить один пункт.Различные эпизоды легенды упоминаются по- разномуи с разной частотой.Тексты часто повествуют о борьбе Гора и Сета за наследство Озириса , они также часто упоминают о плаче Изиды по ее умершему мужу.Но в отношении самой смертии возрождения Изириса они всегда достаточно сдержанныи обычно ограничиваются краткими намеками.Я высказался по поводу легенды очень схематично, но, даже в этом случае видно , скольчеловечна эта легенда, сколь близка к делам людским , судьбе каждого человека.Она не просто излагает приключения древнего царя,эта история об обычном человеке, которому суждено умереть и который раз уж он не может продолжить свою жизнь здесь на земле, надеется по крайней мерепознать радости жизни в загробном мире.Другими словами это легенда , которая не может ограничиваться теоретическим рассмотрением, это не просто ласкающая слух прекрасная сказка.это легенда которая не может ограничиваться теоретическим раамотрением , это не просто ласкающая слух прекрасная сказка.Это легенда , которая станет частью жизни людей , источником надежды и веры и более того различные эпизоды этой легенды, столь полные жизни , замечательно подходят для драматизации. Почти естественным выглядит то, что в культе этого бога различные сцены из его жизни разыгрывались жрецами для храмовых ритуалов и хотя они и не характерны для культа Озириса, его легенда дает больший простор для драматизации, нежели культы остальных богов.Старейшая и наиболее точная надпись , сообщающаяо данном культе, датируется эпохой Среднего царства.Она была обнаружена на стелле в Абидосе, ныне находится в Берлинском музее.Из нее мы узнаем что в Абидосе( главном верхнеегипетском центре культа Озириса) были специальные церемонии иллюстрирующие основные моменты из жизни бога.Персонажпо имени Ихернофрент, носящий множество титулов (и в этом числе титул главы казначейства)рассказывает нам об обязанностях, которые он исполнял в Абидосепри Сесострисе 3(7 династия)на 19 году его правления, в 1868 году до нашей эры.Ему вменялось в обязанности :ремонтировать все священные предметы в храме Озириса, приукрашать и обогащатьстатуи главного бога его свиты, ремонтировать священную барку, которой бог пользовалсяво время своих торжественных процессий , а также регулярно организовывать священные церемонии.»Я велел жрецам, -говорит он сам, -исполнять свои лбязанности со всей серьезностью, я также обучал их церемониям»После этих сообщений об обязанностях исполняшихся им в святилище Озириса, он на наш взгляд очень кратко , рассказывает о церемониях, которые он совершал в храме.Как представитель царя , он надевална себя одеяние божественной статуи. Далее он продолжает:»Я организовывал здесь торжественные проводы бога Офоиса (Открыватель путей Упуат, бог шакал Абидоса, изображенный здесь как сын Озириса.), шедщего на помощь своему отцу я давал отпор нападавшим на барку Нешемет, я убивал врагов Озириса. Я организовывал великую процессию, я сопровождалбога в его шествии.Я вел барку бога , которую защищалТот.На барке я установил каюту для Владыки Абидоса, называвшуюся :»Он появляется истинно»(т . е . как победитель), я украшал палубу прекрасными орнаментами для путешествияк Пекер( священный участок в Абидосе), в этот день великого сражения я мстил за Уненнофера(Озириса) , я разбивал его врагов на водах Недит.Я призывал взойти его на корабль, несущий его красоту! Я веселил сердца жителей Востока, я наполнял радостью сердца жителей Запада, когда они видели красоты барки нешемет, подходившей к Абидосу и возвращавшей на свое местоОзириса-первого из жителей Запада , Владыку Абидоса.Я сопровождал бога в его жилище и совершал очищение последнего… В этом слишком кратком тексте мы видим отражение определенных церемоний, которые совершались в храме Абидоса по особому случаю, церемоний, не только воскрешавщих в памяти , но и несомненно воссоздавщих события земной жизни бога.мы видим бога Офоиса движущимся впереди в качестве авангарда Озириса, плывущего подобноцарю на своей священной барке.Здесь же находится и Тот , предположительно перед баркой , чтобы уничтожить любого встретившегося врага.именно в пункте повествования мы могли бы ожидать сообщения о смерти бога , о стенаниях жены, скитающейся в поисках его трупа , о нахождении тела и церемониях, предназначенных для воскрешения бога. Но обо всем этом текст ничего не говорит.(возможно эти церемонии совершались в уединении в святилищах, за закрытыми дверями) Нам сообщается лишь что он был помещен в свою гробницу в Пекере, что впоследствии были побеждены его враги и что он возвращается триумфатором в свое святилище , где он мирно правит до следующего ежегодного празднества.Несколько смущает отсутствие определенных элементов, но , тем не менее мы видимо все же имеем дело со священной драмой «Мистерией страстей Озириса», разыгрывавшейся , согласно греческим авторам в различных египетских святилищах.В данный момент я пока не буду задаваться вопросом , являются ли они мистериями в прямом смысле слова.Здесь я хотел бы упомянуть другой элемент «Мистерий Озириса» , подтверждаемый греческими путешественниками и египет скими текстами.Геродот пишет:А в Папремисе приносят жертвы и совершают священнодействия так же как и в других местах.Всякий раз , когда солнце склоняется к западу, лишь немногие жрецы хлопочут около статуи бога, большинство же с деревянными дубинками становятся при входе в святилище.Против них стоит толпой больше тысячи богомольцев , выполняющих обет(так же с деревянными дубинками).Статую же бога в деревянном позолоченном ковчеге в виде храма переносят ночью в канун праздника в новый священный покой.Н есколько жрецов оставщихся у статуи бога, влечет на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога.Другие же жрецы, стоящие перед вратами в предверии храма , не пропускают их.Тогда богомольцы, связавшие себя обетом заступаются за бога и бьют жрецов которые дают им отпор.Начинается жестокая дракана дубинках,в которой они разбивают друг другу головы и многие даже как я думаю умирают от ран.Египтяне , правда уверяют что смертных случаев при этом не бывает.( После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины много десятков тысяч бьют себя в грудь в знак печали)Здесь мы конечно же имеем дело с литургической церемонией , поскольку бог представленсвоей статуей, но с другой стороны, роль которую играют участники, едва ли можно считать очень символической , ибо во имя своего бога они подставляют себя ударами оживленно наносят друг другу затрещины.аналогичная церемония, совершаемая в Фиванской гробнице , датируется эпохой правления Аменхотепа 3 (1405-1370)На переднем плане мы видим царя, сопровождаемого царицейи несколькими принцессами.С помощью веревок он поднимает огромный столб Джед-символ Озириса.Мы обратимся непосредственно к этой части церемонии.Внизу, на нескольких разных планах в празднестве принимают участие различные персонажи.Некоторые несут культовыепредметы , другие исполняют ритуальные танцы, в то время как остальные бьют друг друга дубинками.Вопреки сообщению Геродота, это происходит скорее всего не в беспорядочной суматохе, а по форме , предписанной литургией:как стилизованное сражение с обильным размахиванием дубинками и тяжелыми ударами, которые никому из участников не причиняют никакого вреда.На той части сцены, которая находится ниже, мы видим группы животных, коров , ослов, ходящих стадом»вокруг города», вероятнее всего позднее они будут принесены в жертву.Сражающиеся это скорее всего сторонники Озириса и Сета(краткие надписи рассказывают немногое, однако есть одна группа , которая описана как люди Пе и Деп-священных кварталов Бусираса-города (Озириса в дельте). Каждый из них сражается в поддержку своего бога , а их игры выражают борьбу сторонников этих двух сил. Поднимаемый царем с помощью веревки столб Джед-фетиш Озириса, т. е. сам Озирис возвращается к жизни.В определенных храмовых церемониях с этим столбом обращаются как с настоящей статуей: на нем нарисованы глаза, к нему приделаны руки держащие скипетр, он одет, на его верхушке находится нарисованы глаза, кнему приделаны руки держащие скипетр, он одет, на его верхушке находится корона, точно так же , словно это действительно статуя бога.Эту церемонию со столбом можно обнаружить в знаменитом тексте известном как «Драматический папирус Рамсеса»Это своего рода либретто, предназначенное для жреца, руководящего этими церемониями в случае коронации или похорон царя Средней Империи, однако его истоки являются значительно более древними.Каждая сцена начинается с сообщения о совершаемом литургическом действии и его мистическом значении. Далее мы имеем имена актеров и общий перечень слов которыми они должны обменяться.Тут же следуют краткие записи относительно персонажа или жеста , о котором не следует забывать и наконец мы имеем виньетку, комментирующую сцену. Ниже приводится отрывок из этого текста с несколько сумбурными заметками, кажущимися менее связными по сравнению с их оригинальной формой , помогавшей их понять. СЦЕНА 13 Священному столбу делается подношение в виде головы теленка или гуся .Властелином становится Гор исполняются его приказания.- Подайте мне мою диадему! Геб Тоту: Дай ему его голову! Голова Сета. Два подношения хлеба. Подносят голову теленка и голову гуся. Сцена 14 Священный столб поднимается монаршими родителями. Гор приказывает своим детям расположить Сета под Озирисом.-Гор своим детям: Смотрите за тем чтобы он оставался под ним. Изида и Нефтида детям Гора : Толкните его падщего под него. Дети Гора. Монаршие родители. Верховный жрец Гелиополя. СЦЕНА 15 Гор приказывает своим детям опоясать веревкой священный столб. Гор своим детям: Поставьте его на ноги, связанным. Сет связан! Наклонить священный столб. В этом странном тексте(замечает Дриотон) на первый взгляд поражает различие между последовательностью ритуальных действий , абсолютно ясных и логически связанных(подношение делается священному столбу , священный столб поднят, его опоясывают веревкой )и деталями диалога, а также сценическими указаниями, которые не только темны, но порой и откровенно бессвязны.Но мы не должны смотреть на эти церемонии в соответствии с собственными взглядами и образами мышления. Но взгляд обычного человека, верующий египтянин, посещавший подобные церемонии, видел то же самое, что и мы, что например представлено в упомянутой выше гробнице эпохи Аменхотепа 3 и что мы так же видим на определенных изображениях на стенах египетских храмов , жрецы или царь поднимают столб с помощью веревки , в то время как вокруг суетятся различные персонажи. Однако с точки зрения веры, египтяне видели нечто совершенно иное. Для них царь был действительно Гором, священный столб –Озирисом, человек , забивающий скотину , был богом Тотом , забитый теленок –Сетом, а ослы –его соучастниками, когда поднимался священный столб, это был Озирис, триумфально побеждающий своего убийцу Сета. Одна деталь демонстрирует в сколь малой степени этот символизм был связан с наблюдаемыми предметами или лицами, и сколь сильно он зависел от действа, взятого не в его материальных, а абсолютных измерениях.В тот момент когда священный столб опоясывался веревкой , он внезапно переставал быть Озирисом и становился Сетом- врагом , которого связали. Подобные изменения были привычными для египетских мистерий, следовало бы добавить , что они были скорее вызваны , нежели выражены с помощью произносимых в ходе ритуалов мистериальных слов .Эти тексты дают нам возможность отметить один элемент мистерии, представленный в этих церемониях в храмах или погребальных склепах. Посещающий их любопытствующий греческий путешественник видел лишь странные предметы и жесты, но даже если бы доброжелательный жрец взялся обьяснять и прокомментировать , что он посвящается не просто в глубокие мистерии , а в подлинную мистерию(тайну) неведомую профану, и по настоящему понимаемую лишь сведущими в мудрости и благочестии жрецами?? Такой должна была быть реакция греческого путешественника, интересующегося проблемами ориентализма, но египетский верующий , выраставший в подобной атмосфере, без труда переходил из плоскости чисто визуального восприятия в плоскость веры. За жестами он тут же улавливал идею или образ, который эти жесты должны были вызвать. В храмовом ритуале, принявщем единую форму в эпоху Нового Царства, регулярно упоминается легенда об Озирисе, и мы могли бы увеличить число примеров.Однако чаще эта легенда инсценируется в погребальном ритуале.. Причина проста: кто иной как не Озирис был первым человеком, обретшим, благодаря мудрой заботе своей сестры Изиды и ее помощников, своего рода жизнь после смерти ?Это была не та жизнь, о которой он знал на земле, но тем не менее она могла по праву называться жизнью в том царстве, первым царем которого он был.В это царство он принимал любого, над кем совершались ритуалы, продемонстрировавшие такую эффективность в его случае, т.е. того, чьи трупы ритуально бальзамировались согласно магическим формулам, превращавшим усопшего в нового Озириса. Отныне он был не Аменхотепом или Пашедом, а Озирисом Аменхотепом или Озирисом Пашедом. Естественно, в роли совершавших богослужение выступали отнюдь не Изида, Гор, Тот или Анубис, не они совершали и вышеописанные ритуалы,(Эти ритуалы первоначально предназначались только для царей , и в них сохранилось нечто царственное даже после того , как они были полностью демократизированы.Некоторые из церемоний берут истоки в царских ритуалах досторического периода) на месте богов были жрецы, порой одевавшие опознавательные маски , например , мы часто видим в гробницах изображения лежащей на смертном одре мумии усопшего, покрытой облачениями, сходными с теми , которые были найдены в гробнице Тутанхамона.Под таким же покровом бог Анубис или же жрец, исполняющий его роль, склоняется над мумией и совершает последние ритуалы, необходимые для обеспечения совершенного воскрешения. Формулы, идентифицирующие усопщих с Озирисом, произносились не только во время бальзамирования, но и при погребении, когда для того, чтобы полностью превратить покойников в Озириса сходные ритуалы совершались над их мумиями( часто в самом гробу), а так же над статуями.Делалось это для того , чтобы вернуть их членам и способностям полноценную функциональность дав им таким образом возможность сполна насладиться своей озиризовской жизнью в ином мире.Эти церемонии назывались «раскрытием уст»- по названию наиболее характерного ритуала.И в царских и в прочих гробницах мы находим множество более или менее детализированных изображений ритуалов, которые совершались в данном случае.Главный жрец уподоблялся Гору, сыну Озириса, совершающему свои наиболее священные обязанности по отношению к своему отцу.Я не буду детально обсуждать эти ритуалы а просто процитирую одну из сцен с тем , чтобы составить представление о данногорода тексте.Это « раскрытие уст « в прямом смысле слова. «Служитель»(один из погребальных жрецов)подводит «сына» к статуе и говорит «О статуя Озириса N, я пришел, я привел твоего сына, который любит тебя, для того чтобы он мог разомкнуть твои уста и раскрыть твои глаза».»Совершающий богослужение жрец» говорит:»Сын которого он любит , раскрывает уста и глаза усопщего, сначала железным резцом, а затем –алым пальцем».В это время жрец, который совершает богослужение, повторяет формулу:»О статуя Озириса N , Гор сжал твои уста, я сдавил твои уста, о,статуя Озириса N , во имя тебя , Сокар ( один из богов идентифицирующихся с Озирисом), о , статуя Озириса N , Гор сдавил твои уста, он открыл твои глаза и впредь они будут целыми.О статуя Озириса N , твои уста были зажаты , я восстановил их равно как зубы я раскрыл твои уста.Гор раскрыл твои уста , о статуя Озириса N , Гор раскрыл твои уста и твои глаза.Речи , сопровождаемые жестикуляцией жрецов, продолжаются в таком духе с изрядной монотонностью.Многочисленные церемонии, которые совершались в этот момент, имели совершенно разные истоки и многие из нихдо сих пор не получили удовлетворительного обьяснения церемонии, которые видимо, вышли из употребления в эпоху нового царства, такие например, как та которую порой называли «возрождением посредством кожи», по своему характеру являются более таинственными.Описать эти сцены достаточно просто, но это было занятие , лишенное особого интереса, попытка обьяснить их завела бы нас слишком далеко, ибо она исходит из двух гипотез, которые невозможно верифицировать.Вместо того , чтобы усложнять наше обсуждение абстрактными спекуляциями, я предпочитаю о них просто бегло упомянуть. Я мог бы также процитировать более ясные тексты , такие как «Плач Изиды и Нефтиды»- заупокойные песни, распеваемые даже несмотря на то , что они не обнаруживают особого поэтического или мистического вдохновения.Теперь , когда мы произвели обзор тестов , казавшихся мне наиболее характерными, пришло время использовать их.В заключении мы должны поднять один принципиальный вопрос, который не имело смысла ставить в начале нашего исследования.Греческие авторы рассказывают нам, что в религии египтян были «мистерии» и что эти мистерии составляли основу для мистерий, праздновавшихся в Греции .Были ли они правы? Гиппократ говорит да , Гален нет., историки религии в своих убеждениях ничуть не более единодушны, чем врачи. Геродот говорит несомненно о мистериях, посвященных двум богам Озирису и Изиде. Вот наиболее откровенный пассаж: На этом то озере во время ночных бдений египтяне представляют действо , изображающее страсти бога. Эти представления они называют мистериями. Впрочем , об этом я буду хранить молчание, хотя и мог бы сообщить более подробно о том , что происходит на этих действиях.Так же хочу я умолчать и об обрядах на празднике Деметры , который эллины называют Фесмофориями, поскольку непосвященным сообщать об этом не дозволено. Дочери Даная принесли к нам из Египта этот праздник и обряды Деметры и научили им пеласгических женщин. Ионийский историк , как мы видим , совершенно откровенен, и в этом пункте его поддерживают все античные авторы: и миряне и Отцы Церкви, Диодор Сицилийский Плутарх, Климент Александрийский и Ориген-все они солидаризируются с ним в этом пункте, а также предоставляют дальнейшие подробности , которые для данного исследования не представляют интереса. Сегодня мы лучше, чем эти авторы осведомлены о том , что греки сознательно позаимствовали у восточных цивилизаций и в частности у Египта.Следует ли в самом деле отнести мистерии к данной категории? Поскольку в глазах греков египтяне были наиболее религиозными людьми, кажется абсолютно разумным искать в греческих мистериях, и особенно в Элевсинских, многочисленные элементы , имеющие египетское происхождение. Но если мы обратимся к египетским текстам, то придется признать , что церемонии, которые мы называем»мистерии» не отвечают требованиям этого термина, взятого в его точном значении.Мистерии должны иметь своих mystai, т. е. инициированных.Они также требуют религиозного молчания, о котором говорит Геродот , и их церемонии совершаются только перед инициированными.Но в исследуемых нами египетских ритуалах мы ничего подобного не находим.У нас нет никаких доказательств или хотя бы подтверждений того , что эти церемонии предназначались для небольшого число инициированных . Эти предполагаемые мистерии происходили при я сном дневном свете,иногда в присутствии всего населения , а иногда-более ограниченного числа лиц, но нет никаких оснований предполагать, что последние и были инициируемыми. В структуре храмов также нет ничего свидетельствующего о том что в них могли праздноваться мистерии .Погребальный культ включал в себя немало странных церемоний , но они были открыты для всех, хотя бы потому что эти тексты, первоначально предназначавшиеся для царей , сделались доступными широкой публике.

В данном культе мы не видим живых людей, посвящаемых в мистерии Озириса для того, чтобы они могли воспользоваться ими после своей смерти.Это церемонии , совершавшиеся над мертвыми и для их блага.Мы нигде не видим какой-либо церемонии, которая предполагала бы посвящение живого человека в мистерии бога и тем не менее Геродот гордится подобного рода посвящением.Раз нет инициированных , то и нет и мистерии в подлинном смысле слова.Греческие авторы вводят нас по этому поводу в заблуждение, а следующие за ними наши современники допускают ошибку.Следует отметить что слово «мистерия» в связи с Древним Египтом иногда употребляется с совершенно ином смысле, когда речь идет о драматическом представлении как в Средневековье.В данных мистериях драматический элемент явно не играет ведущую роль.По сути , мы имеем дело с ритуалами в которых некоторые лица порой принимают участие и обмениваются словами.Этим создается своего рода драма , однако на переднем плане всегда стоит ритуал. Мы легко можем понять, каким образом ,присутствуя на определенных храмовых церемониях, греки начинали говорить о « мистериях».В связи с подниманием столба Джед мы увидели весь символизм , лежащий в основании подобного рода ритуалов, весь смысл , который открывался взгляду верующего за очень простыми жестыми.При виде этих египетских культовых церемоний Геродот должен был прийти в такое же замешательство , в какое пришел бы современный буддист, мусульманин или даже протестант, окажись он в первый раз в жизни на торжественной мессе. Наиболее трогательные жесты оставили бы его безразличным, поскольку он не понял бы их смысла.Но Геродот, просвещенный любезными жрецами, понимал, что эти странные и сбивающие с толку жесты имеют глубокое значение, которое он был бы не в состоянии понять сам.Итак, будучи проинструктированным, как же он мог дойти до мысли , что он был посвящен в мистерии?Египетские жрецы знали как польстить чужеземцам, которые делали им честь, проявляя интерес к их культу и к их вере.Они получали удовольствие показывая удивленным путешественникам, что за простыми или странными жестами скрываются глубокие истины.Становится очевидным, что в Древнем Египте не было настоящих мистерий.Это правда, что некоторые элементы египетской религии оказали огромное влияние на греческие мистерии или, мы бы сказали , на некоторые греческие мистерии.Но в птолемеевский период стало верным обратное: мистерии Озириса и прежде всего , Изиды были установлены под влиянием греков и греческой религиозной мысли.Эти мистерии получили огромную популярность, они распространились по всей Римской империи , но в эллинический и римский мир они привнесли так мало от мистического духа Древнего Египта.