Дэвид Шумейкер
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Разработанная Алистером Кроули система духовных достижений печально известна своей сложностью. Книга «Живая Телема», созданная на основе одноименного популярного подкаста, привносит в материал Кроули приятную доступность, не умаляя всей глубины системы. Автор сосредоточивает свое внимание на практических и эмпирических аспектах пути Телемы, позволяя читателю постичь истинную преобразующую силу этого учения.
Как новички, так и опытные практики найдут здесь немало полезных советов, ведь Шумейкер наглядно и доступно рассказывает о таких аспектах пути, как ритуальные и медитативные практики, сексуальная магия, астральная проекция, психотерапия для магов, Знание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, а также о той вершине достижений, которая известна как Пересечение Бездны.
Опыт автора в качестве практикующего психотерапевта позволяет создать совершенно уникальный сплав эзотерической мудрости и когнитивной науки.
Перевод: Дмитрий Даммер
Редактор: Никита Миронов
Часть первая
В первой части мы обратимся к фундаментальным принципам Телемы и обсудим различные практические инструменты, помогающие продвинуться на этом пути. Скорее всего, кто-то из моих читателей не знаком с основами каббалы, поэтому я включил в первую главу небольшой вводный обзор этой темы. Если вы хорошо знакомы с каббалистической теорией, смело пропускайте этот раздел и переходите к следующим материалам.
Также в первую часть я включил практические соображения, касающиеся ключевых ритуалов и медитативных техник магии и мистики Телемы, а также обзор соответствующих практик вроде астральной проекции, обрядов служения и сексуальной магии. Если вы новичок в магии, эти главы предоставят вам достаточное количество материала, чтобы его хватило на месяцы и даже годы работы. Надеюсь, что опытные маги обогатят свою практику новым взглядом на уже знакомые техники. Следуя замыслу книги, я старался избегать лишнего акцента на исторические или философские моменты, сосредоточившись на более практическом подходе.
Дополнительные аудио- и видеоматериалы, включая демонстрацию некоторых базовых практик, описанных здесь как дополнительные ритуалы, можно найти на сайте livingthelema.com и канале Living Thelema на You Tube.
Часть вторая
Во второй части мы несколько отступим от описанных в первой части конкретных орудий, сосредоточившись на более широком осмыслении магического пути как такового. Мы обсудим путь достижения света с помощью методик Ордена Серебряной Звезды, Арканов Таро, чакр и других символических шаблонов, открывающих этот путь с новой, подчас неожиданной стороны.
Этот раздел книги даст вам возможность немного «отдалить камеру», способствуя лучшему пониманию тех трансформирующих процессов, которые происходят по мере вашего продвижения в Великой Работе. Особое внимание я уделяю различному пониманию пути к Знанию и Собеседованию со Священным Ангелом-Хранителем и «пересечению Бездны», поскольку два этих события играют огромную роль в магической карьере ищущего.
Часть третья
В последнем разделе книги мы ближе познакомимся с различными техниками и инструментами, помогающими справиться с вызовами повседневной жизни. В основном эти инструменты отражают сплав моей работы в юнгианской и когнитивно-поведенческой терапии с магическими принципами. Будьте уверены, благодаря двадцати годам успешного лечения пациентов и обучения магов я припас в рукаве немало полезных трюков!
Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.
Сакраменто, Калифорния, летнее солнцестояние, 2013 год
Часть первая
Инструменты для путешествия
1
Введение в каббалу
Одна из версий этого очерка впервые появилась в книге для учителя, приложению к учебнику по психологии Фейдимана и Фреджера для студентов колледжей (Fadiman, Frager, ‘‘Personality and Personal Growth’’. Он был призван познакомить с каббалой непосвященную аудиторию, и был посвящён практическому применению каббалы в психотерапии. Несмотря на то, что в этом очерке не используется терминология Телемы, он описывает универсальные процессы, лежащие в основе магической и мистической практики Телемы. Здесь он помещен как базовое введение в каббалистические концепции, и особенно в те психологические аспекты каббалы, которые могут быть небесполезны для развития личности. Поскольку очерк написан больше пятнадцати лет назад, он не отражает мои позднейшие воззрения на эту тему, но я все равно предлагаю его здесь в надежде, что он будет полезен для начинающих).
Введение
В последние несколько десятилетий мы видим, как восточные философии всё больше включаются в западную культуру и мировоззрение. Важность этой тенденции для психологии автор страстно и аргументировано отстаивает в настоящем учебнике и других работах. Невзирая на то, что текст в целом сосредоточен на психологических аспектах суфизма, буддизма и йоги, в конце 20 века особую популярность получила еще одна мистическая система: каббала. Она — исключительно насыщенная и развитая разновидность трансперсональной психологии, которая может многое предложить современному обществу, стремящемуся к глубокой и осмысленной жизни.
Под каббалой мы прежде всего понимаем мистическое ответвление иудейской традиции. Само слово «каббала» происходит от корня kabal, что значит «принимать». Конечной целью каббалистических практик является обретение божественного просветления и мудрости. Множество каббалистических доктрин и методов включают понимание этого процесса божественной передачи и развитие духовной способности сохранять и усваивать потока божественной энергии. Эта цель достигается с помощью различных практик, призванных создать и укрепить духовное «вместилище», которое в каббалистических трактатах именуют кели — духовным сосудом.
Основные концепции, структура и динамика
Каббала одновременно описывает: a) процесс божественного сотворения вселенной и Разум Бога, б) структуру и функции человеческой психе, и с) «Путь Возврата», вновь объединяющий человеческие психе и душу с их божественным источником.
Сотворение вселенной
Каббалистическая традиция описывает создание нашей вселенной как серию последовательных божественных эманаций. Они начинаются в великой пустоте айн, постепенно обретая форму десяти сефирот (сфер) и связывающих их двадцати двух путей. Сефирот и пути образуют эц хаим или Древо Жизни — карту всех возможностей нашего мироздания. Древо Жизни не только процесс творения — оно также и образ «Разума Бога». Каббалисты считают, что, постигая различные аспекты этого разума, они приближаются непосредственно к самому божеству.
Древо Жизни
Десять сефирот описывают процесс создания вселенной через все более сложные и разнородные формы. Сефирот символизируют все возможные состояния бытия, образуя всеобъемлющий комплекс идей и проявлений божественного Разума. Пути в данном случае означают изменчивое и неустойчивое положение между этими состояниями. Процесс творения разворачивается нисходящим потоком вниз по Древу в соответствии с порядком сефирот. Хотя идеи, ассоциируемые с сефирот и путями, крайне сложны и масштабны, на лежащие в их основе концепции могут подсказывать сами названия сефирот:
- Кетер — Корона
- Хокма — Мудрость
- Бина — Понимание
- Хесед — Милосердие
- Гебура (Гвура) — Суровость, Суд
- Тиферет — Красота
- Нецах — Победа
- Ход — Слава
- Йесод — Основа
- Малкут — Царство
В своей основе движение эманаций от Кетер до Малкут — это нисхождение божественного потока от изначальной единой точки Кетер через миры архетипов, ассоциируемые со сферами от Хокмы до Йесод, завершающееся в физической, проявленной вселенной Малкут. На каждом этапе этого нисхождения поток божественной энергии становится плотнее и разнообразнее, обретая характеристики каждой последующей сефиры.
Представьте себе луч света, пробивающийся сквозь витраж десяти разных цветов. Сначала солнечный луч бесцветен, но, проходя через стекло разного цвета, он начинает менять свой оттенок и в результате мы видим цветные лучи. Сущность самого света при этом не меняется, хотя стороннему наблюдателю так не кажется. В случае сефирот происходит тоже самое. Свет, облаченный в сосуды сефирот, есть сущность, подобная лучу солнечного света.
Эта сущность не меняет цвет, она не проявляет суровости или сострадания, не становится ни правой, ни левой, однако, проходя через сефирот — разноцветное витражное стекло — она обретает качества сострадания или суровости.
Человеческая психе
Каббалистические «части души» на Древе Жизни
Высший духовный аспект психе называют йехида. Это сущность Духа, связывающая нас с коллективным сознанием и энергиями вселенной. Йехида близка к юнгианской концепции Самости. Основной объем психодуховной работы в каббалистической психологии направлен на слияние «низших» аспектов нашей личности с этой внутренней искрой Духа. Йехида пребывает в Кетер, источнике творения. Эта параллель между Источником творения вселенной и Источником индивидуального сознания имеет первостепенное значение, как мы увидим далее в связи с идеей Пути Возврата.
Из аспекта йехида возникают дополняющие его принципы:
хая, жизненная сила и духовная Воля и нешама, воспринимающая, интуитивная способность, придающая жизненной силе форму и смысл. На Древе Жизни хая соответствует Хокме, нешама — Бине. Нешаму можно сравнить с духовной интуицией, озаряющей и пробуждающей энергией, нисходящей от чистого духа к тем, кто готов воспринять ее. Выражаясь в привычных психологических терминах, можно сказать, что для достижения психодуховного роста нам следует обратиться к божественной, интуитивной мудрости Самости, создав звено, связывающее ее с нашим сознательным эго.
Сознательный разум состоит из энергий, которых вместе называют руах, что буквально означает «дыхание», но также это слово содержит и идею жизненной силы. Его концепцию можно сравнить с латинским spiritus, греческой пневмой, китайской ци и индуистской праной, приравнивающих дыхание к жизненной силе. Суть здесь в том, что разум, руах, находится в постоянном движении и наполнен жизненной силой, как и воздух, которым мы дышим. Руах полностью аналогичен юнгианскому эго — абсолютному самосознанию. Превращение руах в сосуд, подходящий для притока духовного озарения «свыше» — характерная черта многих систем трансперсональной психологии, а также множества мистических традиций. Здесь мы снова можем вспомнить об описанной выше связке эго-Самость. В качестве еще одного метафорического примера этого процесса можно привести суфийскую концепцию сосуда, который наполняется божественным «вином».
Руах состоит из пяти сефирот Древа Жизни, каждая из которых представляет конкретный компонент эго-сознания. Эти компоненты и соответствующие им сефирот мы обобщили в таблице ниже.
Память | Хесед |
Воля | Гебура |
Воображение | Тиферет |
Желание/эмоции | Нецах |
Интеллект | Ход |
Согласно учению каббалы, наши подсознательные, инстинктивные побуждения и энергии пребывают в нефеш. Эта часть души связана с сефирой Йесод, и во многом ее можно сравнить с личным бессознательным или ид у Фрейда. Нефеш — источник могущественной энергии, которую следует изучить, испытать на практике и использовать конструктивным образом, чтобы избежать возникновения блоков, вытеснений, навязчивых состояний и болезней. Руах должна управлять этой энергией, а не наоборот. Живые, инстинктивные силы нефеш следует подчинить и осознанно направлять их на пользу себе с помощью руах, чтобы в дальнейшем они способствовали психодуховному росту и поддержанию внутреннего равновесия. Этот процесс сравним с тем, что мы встречаем в некоторых традициях йоги с их акцентом на пробуждении кундалини для личностной трансформации.
Наконец, само человеческое тело в каббалистических традициях именуют гуф, ина Древе Жизни ему соответствует сефира Малкут. Гуф и нефеш неслучайно соседствуют друг с другом, что намекает на их тесные взаимоотношения. Таким образом, мы видим здесь связь между автономной нервной системой, инстинктами, бессознательным разумом и человеческим телом как единым целым. Для человека в его нормальном состоянии именно эти телесные и инстинктивные аспекты личности, а не руах, самым непосредственным образом воспринимают духовные, интуитивные озарения. Аналогично этому некоторые каббалистические традиции считают, что наш дух гораздо теснее связан с телом, инстинктами и бессознательным, чем с сознанием. Только продвинувшись по Пути Возврата, мы сможем укрепить связь между сознательным руах и сверхсознательной нешамой.
Путь Возврата
Путь Возврата — каббалистический термин, описывающий процесс повторного слияния воплощенной человеческой личности с ее божественным Источником. Подобно тому, как вселенная (и каждое человеческое существо) создаются в процессе нисхождения эманаций от Кетер, каждый из нас стремится вернуться к Богу, начиная свой подъем с уровня Малкут. Такова изящная каббалистическая трактовка идеи мистического пути, характерной для всех эзотерических традиций. Возвращаясь тем же путем, каким пришли к воплощению, мы открываем для себя собственную божественную природу и выходим за пределы физического существования.
Начальную точку Пути Возврата можно сравнить с изготовлением чаши или подобного сосуда. Изначальным материалом для чаши будет, разумеется, наша собственная личность в ее инертном, низменном состоянии – условно говоря, листа металла, из которого будет сделана чаша. Цель любой чаши — удерживать жидкость, и точно так же человеческая личность призвана стать сосудом для «жидкости» божественного вдохновения, которое в суфийской традиции сравнивается с вином. Если мы хотим добиться успеха, чаша должна быть прочной, однородной и устойчивой. Следовательно, большая часть психодуховной работы на первых этапах Пути Возврата заключается в уравновешивании нашей личности и устранении тех дефектов в ее «конструкции», которые мешают нам воспринимать божественные эманации.
По мнению Юнга, мы должны стремиться уравновесить между собой четыре функции нашей психики: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Аналогичным образом четыре начальных этапа Пути Возврата — прохождения через сферы Малкут, Йесод, Ход и Нецах — рассматриваются как уравновешивание аспектов человеческого бытия, за которые они отвечают. В герметической каббале эти сферы соотносят с Землей, Воздухом, Водой и Огнем соответственно. С психологической точки зрения эти сферы означают способность к восприятию, интуицию, интеллект и эмоции/ желания, что вполне согласуется с упомянутыми выше функциями психики по Юнгу. Стоит отметить, что лишь уравновесив низшие аспекты личности, мы сможем подготовить сосуд для принятия сознательного потока божественного света.
Пятый этап на Пути Возврата приводит каббалиста к сфере Тиферет, центру Древа Жизни. Этой стадии сопутствует восхождение духовного света, поскольку в герметической каббале Тиферет соответствует Солнцу. Создав в самом себе подходящий сосуд, каббалист тем самым призывает высшие силы, приглашая божественный свет озарить его прежде профанную и материальную повседневную жизнь. Еще одна подходящая метафора этого процесса — громоотвод, сама сущность которого заключается в притягивании удара молнии. Аналогично этому уравновешенная человеческая психе становится громоотводом для присутствия божественного. Сформированная должным образом, она неизбежно будет способствовать духовному просветлению.
Путь Возврата за пределами Тиферет характеризуется все более тесной связью между божественным и низшими уровнями человеческой личности. Если предшествующие Тиферет этапы можно сравнить с ухаживанием, а достижение Тиферет с бракосочетанием, то оставшийся Путь Возврата подобен постоянным семейным отношениям, чья конечная цель — полноценное единение с Богом в сфере Кетер.
Традиция герметической каббалы учит, что личность, прочно связанная с божественным, обретает все блага психологического и духовного роста: смысл и цели в жизни, внутреннее спокойствие, гармонию между личностью и миром и способность обрести больше внутренних сил, чтобы достигать целей своей жизни ради себя и остального человечества.
Гематрия и эзотерическое толкование
Священного Писания
Одна из важных каббалистических практик — эзотерическое толкование Священного Писания с помощью гематрии, перевода слова или фразы на иврите в его числовое значение. В основе этой практики — то, что у древних иудеев не было отдельной системы счисления; каждая буква иврита соответствует определённому числу, и каждое число можно представить в виде буквенного выражения. Изучая числовые значения ключевых слов и фраз Писания, каббалисты постигают тонкости взаимоотношений между концепциями, которые в противном случае остались бы незамеченными. Например, слова «любовь» («ахава») и «единство» («ахад») имеют одинаковое числовое значение 13. Из этого каббалист может сделать вывод, что между этими идеями существует особая эзотерическая связь, что позволит ему толковать определенные тексты гораздо глубже, чем подразумевает их поверхностный смысл.
Применение на практике
Даже в исключительно секулярном контексте каббалу можно использовать самым различным образом, включая терапевтическую и «самостоятельную» работу. Прежде всего, рассмотрим применение каббалы в психотерапии. Как уже было сказано выше, каббалистическая теория прекрасно сочетается с подходами Фрейда и Юнга. Более того, объединяющий психодуховный взгляд каббалы созвучен современным трансперсональным практикам вроде методик Роберто Ассаджиоли и других ученых. Сведущий в каббалистической теории и практике терапевт будет использовать свое понимание Пути Возврата в его аспекте уравновешивания личности и поиска смысла и цели, помогая клиентам в сложных жизненных ситуациях.
Кроме того, сфиротическая модель человеческого сознания, как и природа путей, соединяющих сферы, приведет терапевта к пониманию конкретных точек перехода, испытаний и препятствий, стоящих перед его клиентом в тот или иной момент. Мы отметили, что сфера Ход связана с интеллектом, а сфера Нецах с эмоциями. Если терапевт видит, что его клиент, поглощённый интеллектуальной жизнью, нуждается в эмоциональных переживаниях сферы Нецах, то он знает: их можно достичь, обратившись к таким традиционным аспектам Нецах как идеи любви, желания и служения, и включив их в медитации или определенные ритуалы. Можно посоветовать клиенту размышлять над выражением этих идей в отношениях с другими людьми, заняться двигательной медитацией или просто прогуляться в красивом месте, например, в саду или на природе. Возможности зависят лишь от воображения и опыта терапевта.
Важно отметить, что каббала не строго линейная модель, хотя на первый взгляд может показаться и так. На протяжении нашей жизни мы оказываемся на разных уровнях Древа Жизни в самых разных ситуациях. Например, мы переживаем энергии Ход не единожды во время восхождения по Древу, но всякий раз, когда в дело вступает интеллектуальный аспект нашей личности. Помимо этого, пути Древа, выражающие процессы перемен, могут представать перед нами как события жизни: испытания, трудности и возможности для роста. Например, также можно вспомнить, что пути, соединяющие сферы Ход и Нецах, символизируют испытание равновесия интеллекта и эмоций. Легко заметить, как подобное испытание вновь и вновь предстаёт перед нами, и эти пути превращаются в циклический, крайне продолжительный процесс. Задача терапевта – быть внимательнее к этому потоку личностного роста клиента и направлении его к равновесию и важным прозрениям на каждом этапе пути. Терапевт, несомненно, является проводником и наставником, но он не несет ответственность за выбор и поступки клиента. Напротив, хороший терапевт подталкивает клиента к принятию полной ответственности за свою судьбу. Клиент должен сам сделать выбор и выстроить желаемую реальность, следуя своим уникальным путем с ощущением смысла и цели.
Кроме терапевтического подхода, каббалу можно применять для помощи самому себе. Как было показано выше, модель Древа Жизни со всеми его путями и сферами представляет собой сложную и гибкую символическую систему. Поскольку каждый путь и сфера отвечают за определенное качество или процесс, мы можем разработать личную систему классификации жизненного опыта, опирающуюся на Древо. Допустим, ученик желает лучше понять собственную личность. Для этого он начинает вести журнал, где внимательно отслеживает собственный повседневный опыт, классифицируя его в соответствии с четырьмя низшими сефирами Древа, примерно совпадающими с четырьмя функциями психики. В ежедневных записях ученик фиксирует то, в какой степени сегодня проявили себя сферы Малкут, Йесод, Ход и Нецах. Спустя несколько дней или недель наблюдений он заметит определенные шаблоны поведения, склонности и чрезмерно выраженные тенденции и сможет заняться их исправлением. Другой ученик, скажем, желает разобраться в действующих в его жизни высших принципах Милосердия (Хесед) и Суровости (Гебура), для чего он будет обращать внимание на внешние и внутренние события, классифицируя их либо как высвобождающие, успокаивающие и способствующие росту (Хесед) либо как интенсивные, жесткие и сдерживающие, по крайней мере, на первый взгляд (Гебура). В результате ученик получит полноценное представление о динамике этих противоборствующих сил не только в своей личности, но и тех событиях, которые составляют его повседневный опыт. Такого рода практика, если заниматься ей честно и осознанно, потенциально может привести на ещё более высокие уровни восприятия — непосредственному осознанию духовной части личности, природы жизни и взаимосвязи всех явлений во вселенной. Другими словами, то, что начинается как психологическое исследование, превращается в путь к подлинному мистическому опыту.