Шон Мартин
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Традиционно алхимия рассматривалась как пример средневекового легковерия и жадности, как «история ошибок», на протяжении которой алхимики пытались превратить свинец в золото, создать сказочные богатства и найти эликсир жизни. Однако алхимию также называли «самым могущественным секретом, которым может обладать мужчина». Ею были одержимы такие деятели, как Исаак Ньютон и Роберт Бойль, а также многие основатели современной науки. Эта книга исследует историю так называемого Королевского Искусства: от таинственных истоков в Египте и Китае, через эллинистический мир и ранние годы ислама до средневековой Европы.
Алхимией увлекались некоторые из величайших умов Средневековья — Альберт Великий, Роджер Бэкон и Фома Аквинский. При этом считается, что легендарным алхимикам, таким как Николас Фламель, действительно удалось найти Философский камень.
В эпоху Возрождения Парацельс и его последователи совершили революцию в медицине. В XVII веке алхимия сыграла важную роль в формировании современной науки. В XX веке ею заинтересовались психолог Карл Юнг и его последователи. По их мнению, алхимики открыли бессознательное.
В этом полностью переработанном издании Шон Мартин расширил разделы, посвященные китайской и индийской алхимии, добавил новый материал о взаимосвязи между алхимией и ранней современной наукой, а также предоставил новый взгляд на самый загадочный и пленительный из предметов, по сравнению с которым все остальные представлялись алхимикам «детской забавой».
Введение
История ошибки или самая могущественная тайна, которой может обладать человек?
Алхимия существовала с самого начала письменной истории. Она присутствовала почти в каждой культуре — от Древнего Египта, Китая времен Лао-цзы и Греции Александра Македонского до эпохи мусульманских завоеваний. От островов Индонезийского архипелага до сумеречной, оккультной Британии викторианской эпохи. Алхимию называли «величайшим секретом, которым может обладать мужчина [или женщина]». Над ней насмехались, обзывая ее «историей ошибок». Некоторые считали Алхимию мнимым, бредовым способом преумножить свое богатство или силу при помощи превращения неблагородных металлов в золото. Другие же видели в ней Божественное искусство, высший дар Бога, которым должны заниматься лишь искренние искатели и чистые сердцем.
Предполагается, что по алхимии было написано около 100 000 книг — возможно, больше, чем по любому другому предмету в истории. Однажды ее высмеял Бен Джонсон в своей пьесе «Алхимик» (1610). Автор одноименного бестселлера 1990-х, бразильский писатель Паоло Коэльо, похоже, относился к алхимии гораздо дружелюбнее. Сюжет романа напоминает басню. Недостатки и провалы Искусства блестяще показаны Беном Элтоном и Ричардом Кертисом в «Черной Гадюке II». В одной из серий Перси, к большому разочарованию Эдмунда, вместо золотой кучки создает зеленую.
Неудивительно, что многие считали алхимиков шарлатанами, которые, подобно Сатлу и Фейсу в блестящей пьесе Джонсона, постоянно пытались обдурить своих потенциальных покровителей. Правителям часто приходилось объявлять алхимию вне закона. Так поступил Иоанн XXII, издав буллу 1317 года:
Сами будучи бедняками, алхимики обещают несуществующие богатства; и мудрецы в тщеславии своем падают в яму, которую сами же выкопали.
Папа Иоанн был не единственным. Уже в 144 году до н. э. китайский император издал указ, запрещавший производство золота. Схожие законы периодически издавались на протяжении всей истории: в Китае Искусство было (снова) запрещено в 60 году до н. э., в Риме император Диоклетиан запретил его в 296 году н. э., в Англии Генрих IV объявил алхимию вне закона в 1403.
Тем не менее, за длинным списком шарлатанов и безнадежно обманутых скрывалась традиция, которая обещала дать доступ к самым глубоким тайнам как природы, так и личности. На каждого запрещавшего Искусство короля или императора приходилось множество примеров королей, пап и аристократов, которые либо практиковали, либо, по крайней мере, поощряли алхимию. Несомненно, они не могли устоять перед слухами об алхимическом секрете. Он даровал бесконечное богатство, долголетие и другие удивительные способности. Среди них — создание жизни в лаборатории и управление временем. За семь или восемь лет до своего избрания на понтификат Сильвестра II, первого французского папу римского (9991003), обвинили в магическом создании говорящей головы. Ему пришлось дать клятву перед собором в Амьене о том, что он не колдун. Король Шотландии Яков IV (14731513) проводил эксперименты в замке Стерлинг; королева Швеции Кристина (1626-1689) ради изучения алхимии отреклась от престола; король Англии Карл II построил собственную лабораторию под королевской спальней. Однако, наверное, самым известным примером является император Священной Римской Империи Рудольф II (1576-1611). Он был настолько одержим Искусством, что, как утверждается, игнорировал государственные дела в пользу совершения трансмутации.
При этом свое время и деньги на изучение алхимии тратили не только короли и принцы. Интерес к алхимической трансмутации также разделяли и выдающиеся средневековые ученые, такие как Альберт Великий, Моисей Маймонид, Роджер Бэкон и Фома Аквинский. Возможно, еще более занятен тот факт, что то же самое можно сказать про большинство основателей современной науки — Жана Батиста ван Гельмонта, Роберта Бойля и сэра Исаака Ньютона. Бэкон открыл свойства сурьмы. Великий арабский алхимик Альхазен изобрел камеру-обскуру. Результатами лабораторной работы алхимиков также стали спиртовая дистилляция, фосфор, фарфор и нитрат натрия. Парацельс открыл кровообращение за сто лет до того, как его существование было признано «официально». Михал Сендивогий знал о кислороде более чем на полтора столетия раньше его открытия Джозефом Пристли в 1774 году. Французский алхимик Тифен де ла Рош понимал процесс фиксации изображений уже в 1750-х годах и, возможно, создавал фотографии за век до Дагерра и Фокса Тальбота. Сэр Исаак Ньютон практиковал алхимию на протяжении всей жизни. По его мнению, сокрытые в Искусстве секреты, попади они не в те руки, могли привести к ужасным последствиям. Для некоторых это стало доказательством того, что он (возможно, интуитивно) знал секрет ядерной энергетики.
Другие рассматривают алхимию как духовный путь. Ему следуют обучающиеся у адепта или мастера ученики. Так алхимия изучалась с древнейших времен. В XVII веке, после появления современной науки, Искусство становится все более и более внутренней дисциплиной. К примеру, писатели Якоб Бёме (1575-1624) и Томас Воган (16211665) почти наверняка уже не занимались лабораторной работой. Подобные деятели часто отождествляли Философский камень с Христом. Можно сказать, что они одновременно являлись и алхимиками, и мистиками (неудивительно, что Томас Воган был братом-близнецом великого поэта-метафизика Генри Вогана, который тоже иногда использовал алхимические символы в своих произведениях).
Эта мистическая ветвь алхимии породила бесчисленное множество аллегорий на тему духовного развития. Замечательное произведение Я. А. Коменского — «Лабиринт Света и Рай Сердца» опередило Джона Баньяна примерно на пятьдесят лет. В книге рассказчика проводят через бесконечный город. На протяжении пути ему встречаются все проявления человеческого безрассудства. В конце спасением для него становится лишь вера в Бога. Помимо работы Коменского, существует также бесчисленное множество более коротких произведений, таких как «Обитель света» Томаса Вогана и «Город Солнца» Томмассо де Кампанеллы.
Алхимические книги часто обильно иллюстрировались. Однако тем, кто знаком с историей западного искусства, эти изображения покажутся удивительно несвоевременными и, возможно, немного шокирующими. На них можно увидеть расчлененные тела или людей, вырывающих свои сердца. Персонажи часто изображаются калеками, что призвано показать их «искалеченное» или ограниченное понимание Искусства и Мира (если, конечно, между ними все-таки есть разница). Сильны и сексуальные образы. Алхимические архетипы Короля и Королевы часто изображаются вступающими в половую связь. На некоторых картинах можно увидеть мужчину с деревом вместо пениса. Слияние мужчины и женщины происходит не только на уровне полового акта. Они становятся гермафродитами. По-видимому, эти изображения предназначались для расшифровки или размышления, а не простого рассматривания. Швейцарский психолог Карл Юнг полагал, что, какое бы золото ни искали алхимики, на самом деле они нашли бессознательное. По его мнению, их сильные, вызывающие образы представляют собой портреты состояний сознания, которые способны привести нас к лучшему пониманию самих себя.
У алхимии также есть и медицинская сторона. Труды великого швейцарского врача и реформатора Парацельса (1493-1541) в основном затрагивают медицину. В его алхимии можно увидеть истоки современной гомеопатии. В современности сторонниками данной традиции являются Арчибальд Кокрен и Арман Барбо. Оба считали гомеопатию ценным вспомогательным методом лечения. Популярность альтернативной медицины свидетельствует о силе идей Парацельса. Каждый, кто хоть раз принимал гомеопатическое средство, занимался алхимией, даже того не осознавая.
К тому же алхимия повлияла на искусство и культуру. Без сомнения, самым известным примером является пьеса Джонсона, а самым свежим — «Черная Гадюка II». Однако алхимические идеи можно также найти в работах Оноре де Бальзака, Томаса Манна, в искусстве Джозефа Бойса и Марселя Дюшана, в бесчисленных книгах по самопомощи. Содержатся они и в более поздних романах, к примеру, в удостоенном премии Уайтбрида произведении Линдси Кларк «Химическая свадьба», в «Меркурии» Патрика Харпура и в «Барочном Цикле» Нила Стивенсона. «Dire Straits» назвали в ее честь альбом. Алхимия сыграла большую роль в изобретении жанра оперы, которая намеренно создавалась как «высшая форма искусства». Самые ранние оперы были посвящены, по сути, алхимическим темам (самой ранней из полностью дошедших до нас опер является «Эвридика» Пери, датируемая 1600 годом). Монтеверди, первый великий деятель оперы, был практикующим алхимиком. Можно даже сказать, что продолжающий принципы оперы кинематограф фактически также имеет алхимическую природу.
Нельзя не забывать и о том, что доминирующее на Западе мировоззрение, так долго отвергавшее алхимию, появилось относительно недавно. Ньютон видел мир во многом так же, как и его предшественники. Его часто называют последним человеком эпохи Возрождения, «последним из вавилонских и шумерских магов», как однажды выразился Мейнард Кейнс. Для него Природа была единым целым, огромной заданной набожному искателю загадкой, которая должна быть разгадана. Иронично, что мир, во многом созданный Ньютоном, полностью отрицает такой взгляд на Природу, а его недальновидность и материалистическая жадность угрожают как ей самой, так и человечеству в целом.
Тем не менее, современная физика дает понять, что подобное материалистическое мировоззрение, похоже, отжило свой век. Алхимия всегда утверждала, что в природе и в самих алхимиках все взаимосвязанно. Ученые все чаще обнаруживают, что между внешне изолированными явлениями, видимо, действительно существует некоторая связь. Примером может послужить знаменитый «эффект бабочки» из теории хаоса. Согласно ей, взмахи крыльев бабочки в Австралии могут вызвать цунами в Атлантическом океане. Квантовая физика показала, что результат эксперимента во многом зависит от наблюдателя. Опять же, алхимия, кажется, пришла к этим выводам еще столетия назад. Предположив, что сами экспериментаторы действительно могут манипулировать материей с помощью сильного визуального воображения, физика заново открыла древнюю тайну. Алхимики называли это Верой (в высшей степени иронично, что в рамках физики элементарных частиц превращение свинца в золото теоретически возможно; для этого необходимо увеличить число молекул в атоме свинца, а для этого, в свою очередь, потребовались бы огромные затраты и ускорители частиц, которых у известных нам средневековых алхимиков, очевидно, не было). В алхимии идея единства мира играет центральную роль. Для алхимиков, даже для мошенников или «надувателей», каждая часть Делания имела свое предназначение. Однако подобное скрупулезное отношение не ограничивалось лишь самой лабораторной работой. Огромное значение также имели звезды и фазы Луны. Сны записывались. К интуиции прислушивались. Для алхимика все было связано и имело свое предназначение. «Совпадений» не существовало. Все являлось частью Делания. Такой целостный взгляд на мир не утерян до сих пор и практикуется традиционными обществами по всему миру. Отделив себя от такого восприятия реальности на Западе, мы, скорее всего, потеряли нечто очень ценное. Может быть, именно поэтому алхимия все еще так актуальна для нас. Она исследует силу, которую нам необходимо вновь найти и восстановить. Секрет, которым каждый из нас, сам того не зная, уже обладает.