Джеймс Флацино
Юнгианские размышления о кино Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези
Глава9
Теневые Преследователи: фанатичные образы в телесериалах Беглец, Невероятный Халк, Звездный Человек, и Притворщик
Как мы уже обсуждали ранее в главах 3 и 4, архетип тени может принимать облик целой расы, враждебной по отношению к человечеству, или уничтожающей все непохожее на нее на просторах космоса. В формате телеэкрана зрителям показывали иной и более популярный образ юнгианской тени на протяжении трёх последних десятилетий. В этой завершающей главе будут проанализированы стойкий телевизионный архетип теневого преследователя, а так же причины, по которым новые поколения идентифицируют себя с такими фанатичными фигурами, чья всепоглощающая одержимость заключается лишь в поимке желаемой добычи.
Беглец: Прототип теневого преследователя положен
17 сентября 1963 г. стал знаменательным днём в истории телевидения. В тот вечер вышла первая серия Беглеца, и краткое, но информативное введение, предоставленное Уильямом Конрадом, раскрыло ключевые элементы незабываемого сюжета. Доктор Ричард Кимбл (сыгранный в сдержанном стиле Дэвидом Дженссеном) был ошибочно обвинён в убийстве своей жены, Хелен. На самом деле преступление совершил зловещий однорукий человек, и Кимбл был тому свидетелем, когда вернулся домой тем вечером. Но так как никто не верит в историю доктора, его приговаривают к казни на электрическом стуле. По пути в камеру смертников, Кимблу удаётся сбежать от одного из представителей закона, лейтенанта Филипа Джерарда (Бэрри Морс), когда их поезд сходит с рельсов. Так началась четырёхлетняя телевизионная погоня: Джерард неустанно преследует Кимбла от сельского городка до мегаполиса, в то время как Кимбл разыскивает настоящего преступника, что бы очистить своё имя от этого злодеяния.1
Как отмечает создатель Беглеца, Рой Хаггинс, Ричард Кимбл олицетворяет архетипического рядового человека, который борется за свою жизнь с превосходящим по силе противником, что бы стереть пятна «вины» со своей личности. Зрители были склонны болеть за [очень привлекательного, даже обаятельного] аутсайдера», пусть Кимбл и совершил приступление, проигнорировав решение суда и сбежав от полиции.2 Автор выделяет ещё более любопытного, чем доктор персонажа, по его мнению: а именно, лейтенанта Джерарда. Пусть он появлялся лишь в трети серий, присутствие скрывающегося за углом Джерарда всегда воспринималось как ощутимая угроза для нашего героя. Лейтенант, олицетворяющий слово закона, не может сомневаться в решении присяжных; его единственная обязанность заключается в том, чтобы в полной мере своих способностей обеспечить исполнение судебного процесса. Как служитель закона, Джерард винит себя в побеге Кимбла, и поэтому он должен выследить «Беглеца», что бы восстановить работу системы правосудия.3 То, что он не сожалеет о совершаемых им на протяжении всего сериала поступках, не противоречит его миссии. Лейтенант все время сохраняет беспристрастность по отношению к Кимблу и не позволяет его личным чувствам влиять на выполнение порученного ему задания. Если Ричард Кимбл символизирует диссидента, то Филип Джерард — представителя целой судебной системы, частью которой все ещё остаётся этот диссидент. Такие противоположные персонажи позволили сценаристам Беглеца преподнести новый взгляд на вековую тему «противопоставления свободы индивидуума зависимости от государства».4
Конечно, Джерард демонстрирует почти маниакальную одержимость поиском Кимбла. Когда эта роль была впервые задумана, предполагалось, что она будет исполняться в «чрезмерной манере Капитана Ахавы» с брюзжанием и кучей колкостей. Но, в конечном счёте, актёр Бэрри Морс смог создать более реальный и сложный образ лейтенанта, безусловно, благодаря его знакомству с эпической новеллой Виктора Гюго Отверженные (1862). Классическая история Гюго разворачивается вокруг исправившегося вора, Жана Вальжана, который не может сбежать от своего прошлого, пока инспектор Жавер напоминает ему о его преступлениях. Морс взял за основу своего персонажа образ Жавера, даже имя «Джерард» фонетически напоминает имя безжалостного врага французского героя.5 С развитием Филипа Джерарда за период четырёх летнего выпуска Беглеца, развивается и его зацикленность на поимке Кимбла. К финальному эпизоду, постаревшему детективу приходится полагаться на очки, что бы разглядеть свою жертву, и отдать предпочтение правой руке вместо левой; но, несмотря на эти ограничения в физических способностях, Джерард не бросает свой крестовый поход и остается непоколебимым в своей верности «закону». Временами можно задуматься следовало ли наделять теневого преследователя официальными полномочиями, если он посвятил столько своего времени (и энергии) на поимку ни в чем не повинного человека.
Состоящая из двух частей развязка этой мелодрамы с соответствующим названием «Приговор» стала эффектным завершением сериала. Когда Джерард наконец ловит и арестовывает Кимбла в конце первой части, офицер не чувствует удовлетворения. Напротив, он ощущает лишь угнетающее раскаяние. Он даже извиняется перед доктором за то, что делает то, что должен. Ответ Кимбла поражает не меньше: он примиряется с обстоятельствами и позволяет лейтенанту арестовать себя, не оказывая сопротивление. Любезность, продемонстрированная как со стороны преследователя, таки и со стороны преследуемого, предполагает, что эта охота никогда не была дикой. Напротив, это была «благородная гонка двух противников, уважающих друг друга».6
Во второй части Джерард решил дать Кимблу двадцатичетырехчасовую отсрочку, что бы тот смог найти неуловимого однорукого человека, хоть он и считал, что эти поиски будут безуспешными. Пусть Джерард и нарушил свой собственный кодекс, которому он строго следовал на протяжении стольких лет, но он понимает, что должен удовлетворить это последнее желание. Все-таки, беглец пообещал сдаться в руки правосудия после того, как отсрочка истечёт — что является крупной победой для лейтенанта и системы, которой он верен. В финальные минуты этого эпизода Джэнссен выслеживает свою добычу в заброшенном парке развлечений, и Морс принимает историю доктора за правду, вручая Кимблу свой пистолет (после того, как его ранит однорукий человек).7 Когда убийца сознаётся, преследование за Кимблом прекращается, так как с него снимают обвинение в преступлении. Лишь после этого Джерард без лишних слов жмёт руку оправданному человеку. Статус Кимбла изменился в глазах офицера, и его миссия подошла к концу. В финале можно даже почувствовать жалость по отношению к Джерарду; в отличие от Кимбла, который воссоединяется со своей семьёй и может вернуться к своему прежнему образу жизни, лейтенант остаётся один — далекий от всех остальных и безусловно значительно изменившийся после преследования, поглотившего всю его сущность.
Со времён выхода Беглеца несколько телесериалов пытались воспроизвести основной сюжет об охоте теневого преследователя на странника, часто одержимого протагониста. В большинстве случаев сериалы в жанре научной фантастики и фэнтези предоставляют идеальное средство для превращения их охотника и жертвы в фантастических персонажей, которые либо обладают технологическими ресурсами для выслеживания своей добычи, либо одарены исключительными способностями, позволяющими им избегать упорных преследователей. Бессмертный, Оборотень, Золотые Годы Стивена Кинга, Визитер и Темные Небеса это лишь несколько сериалов взявших за основу прототип Джерарда-Кимбла. Мы исследуем несколько заслуживающих внимания телешоу, начиная с 1970 по 1990 год, уделяя особое внимание образу охотника в каждом сериале. Первым в нашей повестке дня будет весьма популярное шоу о супергерое Невероятный Халк (1977-1982), которое длилось почти так же долго, как и Беглец.
Невероятный Халк: Начался поиск за непонятым чудовищем
Главный вопрос, который поднимает Невероятный Халк — что бы произошло, если бы учёный мог получить доступ к силе, скрытой для остальных смертных. Для доктора Дэвида Беннера (сыгранного Биллом Биксби) этот ответ становится кошмаром наяву. Он невольно подвергает себя сильнейшему гамма-излучению, которое воздействует на его ДНК так, что в моменты ярости или тревоги он в буквальном смысле превращается в примитивного, неконтролируемого монстра (Лу Ферриньо).8 Желая избавиться от этой «теневой» стороны, Беннер обращается за помощью к коллеге учёному Элейна Маркс (Сьюзэн Салливан); к сожалению, их усилия оказываются бесплодными, и доктору остается лишь продолжать поиски загадочного лекарства от этой болезни на протяжении всего сериала.9
Но что действительно поддерживает интерес к Невероятному Халку, так это сюжетное ответвление, включающее репортёра газеты The National Register, Джека Макги (Джек Колвин), который желает (больше всего на свете) расспросить упрямого Беннера о его тайном эксперименте. Макги не тот, кто сдаётся без боя, и когда тварь впервые обнаруживают, он приходит к доктору с кучей вопросов о «огромном, зеленом Халке», но получает лишь малую часть ответов. Последняя треть пилотного фильма, концентрируется по большей части именно на Макги и его попытках найти связь между Беннером и тварью. Когда учёный обнаруживает его рыскающим в лаборатории, он силой выдворяет репортёра из помещения. Во время завязавшейся драки, Макги разливает сосуд с легковоспламеняющейся жидкостью, в результате чего все здание взрывается, и Элейна Маркс погибает на руках скорбящего Халка. Так же как и в случае с инспектором Джерардом, Макги ложно обвиняет зверя в убийстве доктора Маркс и Беннера (тело Беннера не может быть найдено), и уведомляет об этом преступлении местные правовые органы. Так начинается охота на Халка с настойчивым репортером, следующим за ним по пятам в лучших традициях Беглеца, что бы он мог предоставить своему редактору «историю века» как только чудовище поймают и отдадут под суд за его преступления.10
Можно сказать, что Джек Макги — свой собственный злейший враг. Ввиду своей дотошной натуры, он косвенно виноват в гибели Элейны Маркс в первой серии. То, что Джек даже не рассматривает эту возможность и вместо этого винит в «инциденте» Халка, является тяжким грехом, совершаемым всеми теневыми преследователями. Согласно Юнгу, наиболее отрицательные черты теневой натуры индивидуума иногда проецируются на других, и, таким образом, человек отрицает в себе «эти [самые] отвратительные, гадкие качества», присущие его личности.11 Теневые преследователи вроде Макги не способны признать свои собственные недостатки; вместо этого они приписывают личные дефекты другим, что бы поднять своё положение в обществе.12 В частности, в случае с Макги процесс теневого проецирование достаточно сильный, ведь он старается ради менее чем респектабельной публикации, которая заинтересует лишь людей, стоящих в очереди в магазине. Таким обрзом мы имеем репортёра, желающего раскрыть правду убийства ученых и посвятившего свою жизнь постоянному обману, который не осознает кто является настоящим виновником (т.е., он сам).
Ко второму сезону Невероятного Халка Джек Макги понимает, что большинство представителей власти не верят в его историю. Некоторые даже воспринимают его как шута на публичном собрании. Порой, мы видим как снисходительно бос Джека и его коллеги редакторы относятся к нему. National Register объявляет награду в десять тысяч долларов тому, кто сможет снабдить Макги необходимой информацией для поимки Халка, но это лишь пустое обещание, которое используют как рекламный трюк для привлечения более широкой базы читателей. С учётом этих обстоятельств, единственное логическое решение для Джека, это самому заманить тварь в ловушку, что бы оправдать свою миссию перед этими многочисленными скептикам во всем мире. Он находит знаменитого охотника в Чикаго, штат Иллинойс (из всех возможных мест), и получает от него стрелы, пропитанные кураре (яд, получаемый из коры некоторых растений, в состав которых входит стрихнин — прим. переводчика), которые могут временно парализовать Халка, не нанося тяжёлые повреждения нервной системе чудовища (речь идёт о серии «Остановите Печать»). К концу второго года Макги так же добавляет сеть из прочнейших стальных нитей в свой постепенно расширяющийся арсенал против Халка (как показано в эпизоде «Признание»).
Пожалуй, лучшее оружие Макги это знание о метаморфических способностях твари.13 То как он получает эту информацию показано в важнейшей, состоящей из двух частей серии, «Таинственный Человек». Макги застревает вместе со своей добычей посреди бушующего лесного пожара, но он и не подозревает, что его попутчик и есть Халк или, если уж на то пошло, доктор Девид Бреннер. Доктор/Халк получил лицевые ожоги после очень серьёзной автомобильной катастрофы и должен носить закрытую маску, что бы кожа полностью зажила. Замаскированный Беннер так же страдает от посттравматической амнезии и нуждается в помощи Макги (кто бы мог подумать!), что бы заполнить пробелы в памяти и понять, почему он оказался замешан в поисках Халка. То, что Беннер спасает Макги, не становится неожиданностью; а вот то, что для этого Бреннеру необходимо превратиться в чудовище, является интересным сюжетным поворотом, придуманным постоянным сценаристом и продюсером сериала, Николасом Кориа. Хоть человеческая личность Халка остается скрытой от его теневого преследователя в соответствии с основным сюжетом комикса,14 Джек наконец понимает, почему его жертва была столь неуловимой. Халк обладает присущей юнгианскому обманщику способностью менять свою форму, что бы сливаться с толпой людей, что сильно усложняет его поиски.15 Макги посвящает себя новой мисси в финале «Таинственного Человека» — обезвредить монстра, пока он будет в человеческом обличие. Единственная задача, которую остается решить Джеку, это понять что за человек скрывается за образом Халка. Можно сказать, что Беннер проявляет чудеса изобретательности на протяжении этих серий. Он поддерживает иллюзию того, что Халк убил доктора, и никогда не компрометирует себя, признавая, что Халк это и есть доктор, напротив он утверждает, что Халк это некто другой – называемый с этого момента в сериале таинственным «Джоном Доу».
«Таинственный Человек» так же содержит некоторые интересные (и даже запоминающиеся) диалоги между охотником и жертвой, существенно раскрывающие обоих персонажей и обеспечивающие продление Невероятного Халка ещё на несколько сезонов. Беннер спрашивает Макги зачем ему так сильно нужен Халк. Ответ отражает довольно тщеславную и эгоцентричную натуру репортёра: «Потому что Халк даёт мне возможность убежать. Я смогу уйти из Register, получить обратно свою колонку, писать настоящие истории. Стать кем-то!»16 На мгновение встав на сторону твари, Девид напоминает Джеку о многих героических поступках, которые она совершила после своего появления (даже Макги в некоторых своих историях выделял позитивные действия Халка). Но репортёра невозможно убедить оставить это преследование. Он незамедлительно отмечает, что жизнь человека состоит из ситуаций, в которых приходится выбирать «ты или другой парень». Для Джека вся суть заключается в том, что Халк должен быть принесен в жертву, дабы он, в конечном итоге, преуспел и сделал в своей жизни что-то значимое. Такое лицемерное отрицание собственной теневой стороны и делает преследователя сильно запутавшимся индивидуумом, не способным осознать вред, который он наносит другим и в особенности самому себе, так слепо пускаясь в погоню.17
Серия из третьего сезона, «Неопровержимое Доказательство», продолжает эту тему, уделяя все внимание исключительно персонажу Джека Макги и его личному крестовому походу против Халка. Это был единственны эпизод, в котором не появлялся Билл Биксби и для заключительной сцены превращения человека в Халка использовали дублера. Всепоглощающая одержимость Джека тварью начинает негативно сказываться на репортере. Он пропустил несколько столь же важных заданий Register; он стал видеть повторяющиеся и яркие ночные кошмары, в которых Халк давит его этими огромными невероятно сильными руками; он даже грезит наяву о монстре из-за своего истощенного, напряжённого состояния. Такое поведение вызвано приходом в газету нового редактора, Патриции Стэйнхоэр (Кэролайн Смит), которая собирается избавиться от мусора и направить свои сила на поиск настоящих, горячих новостей. Еженедельные выпуски Джека о Халке попадают в разряд колонок, которые будут исключены под руководством Стэйнхоэр; так преследователь внезапно теряет цель в жизни. В искаженном сознании Макги, круг врагов начал расширяться, включая каждого, кто не верит в Халка (а на его работе ко многим можно относиться с подозрением и паранойей, не в последнюю очередь это относится и к его новому главному редактору).
Кризис кое-как разрешается, когда Макги убеждает Стейнхоэр в существовании Халка. Он приводит ее на заявленное место происшествия, где они оба наблюдают превращение человека в монстра. Искупленный в глазах начальника Джек получает свою колонку обратно, но его фиксация сохраняется, и можно наблюдать как в конце серии он несется проверять очередную зацепку. По крайней мере в нескольких эпизодах основное внимание сюжет, основанный на взаимодействии охотника с добычей, уделяет точке зрения теневого преследователя, и Невероятный Халк был не единственным сериалов с этим повторяющимся фокусом.18 В Беглеце часть сюжета так же сосредоточена на лейтенанте Джерарде и его одержимости Кимблом. В серии «Никогда не Прощайся» он пытается донести, хоть и безуспешно, до своей жены и сына, что его длительное отсутствие необходимо для привлечения преступника к ответственности. Последующая серия из двух частей, «Пейзаж с Бегущими Фигурами», повествует о том, что эта погоня сделала с семьёй преследователя. В то время как Филип Джерард ещё не достиг предела своей выносливости, его жена Мэри находится на грани нервного срыва из-за человека, «которого никогда нет рядом». Очевидно, что Джерард любит свою жену и не хочет, что бы их брак разрушился, но с другой стороны он не может оставить свою погоню за беглецом.19 И Макги и Джерард похоже «не в ладах с самими собой». Они все так же жаждят человеческой близости и отношений с дорогими им людьми; но охота, которой они посвятили, себя превратила их в странников, путешествующих по большей части в одиночестве и в состоянии неполноценности.20
Наш психологический анализ Джека Макги был бы не полным без упоминания серии из четвёртого сезона Невероятного Халка, «Прометей: Часть 1». Создатель этой серии, Кеннет Джонсон, который оставался в команде сериала на протяжении всего его выпуска, по большей части в качестве исполнительного продюсера, решил ответить (довольно уклончиво) на самый популярный вопрос фанатов «Удастся ли Макги когда-нибудь поймать Халка?»21 Сам репортёр в первые минуты «Прометея» отвечает, что возможно настало время «нам наконец схватить его». Однако с развитием событий не одинокому преследователю удаётся задержать тварь, а более влиятельной государственной организации (в честь которой был назван эпизод), предназначенной для выслеживания любых внеземных форм жизни, не соответствующих нашей. Прометей выполнил эту задачу лишь потому, что доктор Беннер был сам не свой; он попал под влияние загадочного излучения, исходящего от упавшего метеорита, которое оставило его в форме полу-человека, полу-Халка. Химерический Беннер обладает простейшим интеллектом и ограниченной силой, что делает его лёгкой добычей для группы охотников, которые отвозят его в свою секретную горную базу в центре Колорадо для дальнейшего его изучения. Конечно, история была бы не полной без вмешательства Джека Макги. Ему удаётся обойти защиту, облачившись в подходящий костюм и выдав себя за одного из военачальников организации. К сожалению, Макги попадает в ту же ситуацию, что и Беннер, когда его разоблачают: становится жертвой, которую используют, что бы раскрыть секреты монстра и, что бы наше правительство в конечном итоге могло воспользоваться ими.
Эпизод «Прометей» с одним из самых креативных и оригинальных сюжетов для своего времени довольно изящно добавляет элементы фэнтези и заговора «большого брата» в продолжающуюся сагу о Халке. (В этих эпизодах можно заметить тонкие предпосылки современного сериала, Секретные Материалы). Однако не стоит игнорировать глубокое юнгианское послание о могуществе коллективной тени, которое куда более смертельно и устрашающе, чем простой преследователь. Организации подобные Прометею опасны тем, что они уничтожают индивидуальность своих членов, отнимают у них всю ответственность и оставляют лишь безликую «массу» людей, слепо следующих приказам вышестоящего руководства.22 Хоть Прометей и нанял целый коллектив ученых, основные лидеры группы работают в тени. То, что они скрыты от глаз, весьма символично, ведь они олицетворяют все темные, невидимые силы юнгианского подсознания, ждущие, что бы их выпустят в мир.23 Наблюдая за повседневной деятельностью через спутниковую связь, безымянные способны в нужный момент привлекать свою армию миньонов для устранения любой потенциальной угрозы мировой безопасности.
В эту суровую среду приходит Джек Макги, который верит, что сможет обманывать группу достаточно долго, что бы успеть опубликовать свою историю о заточении Халка. Но одинокий преследователь ужасно недооценил компанию Прометей. Когда химера вырывается из своей лазерной тюрьмы, пробив кулаками пол и сбежав по тоннелям, охранникам приказывают использовать весь необходимый арсенал, что бы задержать монстра. Лишь Джек высказывается против этой политики, но эго слова остаются без внимания. В результате Беннер возвращается к своей дикой более могущественной форме и сравнивает с землёй всю организацию прежде, чем уйти. (Очевидно, влияние метеорита больше не действует на него, и хороший доктор, наконец, освобождается от своей химерической формы). Финал этой серии из двух частей показывает зрителям другую, более благородную строну охотника Джека Макги. Он смог отстоять свою индивидуальность перед репрессивной системой, и встал на сторону Девида Беннера, не желая, что бы «Рядовой Человек» всю свою жизнь провёл в цепях и кандалах. Как и большинство других теле-историй о Халке, «Прометей» вызывает много эмоций, особенно когда Джек помогает видоизменённому Халку сбежать.24 Встав на сторону своего врага (без малейших колебаний), репортёр возможно приблизился к принятию своей тёмной стороны и к осознанию того, как преследование разлагает его душу. Или этот героический поступок может лишь подразумевать расплату за все те случаи, в которых чудовище спасало ему жизнь. Мы никогда не узнаем чего мог достичь Макги, ведь CBS Network внезапно прикрыл шоу прежде, чем был снят удовлетворительный финал.25 За исключением камео в недавнем снятом NBC для телевидения фильме (Невероятный Халк: Возвращение), Макги так и не вернулся, что бы закончить погоню, которую он начал еще много лет назад.
Человек со Звезды: Охота продолжается за загадочным меняющим ДНК пришельцем
Телесериал канала ABC Звездный Человек (1986-1987) был основан на более раннем фильме с тем же названием, поэтому вначале последует краткое изложение этого сюжета. Бесформенный шпион из другого мира разбивает свой корабль в Висконсине и затем принимает облик покойного Скотта Хайдена (Джефф Бриджес), скопировав его ДНК с пряди волос, найденной в семейном альбоме. Овдовевшая Дженни (Карен Аллен), конечно, была поражена, увидев своего «мужа» живым. После того как пришелец убеждает ее в подлинности своей настоящей личности, они отправляются через всю страну в Аризону, где по расписанию через три дня должен появиться спасательный корабль.26 Крайне важно, что бы инопланетянин успел вовремя; иначе он лишится физической оболочки и умрет. По дороге «Скотт» и Дженни влюбляются друг в друга, и им удаётся зачать гибридный эмбрион — к огромной радости Дженни, которая всегда хотела завести собственного ребёнка. Но постоянная опасность следует за ними по пятам. Агенты правительства и организация ПВЦ (Поиск Внеземного Цивилизаций) отслеживает перемещения пришельца, в надежде поймать визитера прежде, чем он улетит. Но глава команды, Джордж Фокс (Ричард Джекел), не просто хочет задать несколько простых вопросов Человеку со Звезды. Он намеревается вернуть «существо» в Вашингтон и разрезать его на части, что бы получить информацию об этой новейшей угрозе мировой безопасности.27 Так начинается гонка к Аризоне, в которой военные вертолеты Фокса приближаются к нашим героям в то самое время, когда инопланетный корабль совершает запланированною посадку, что бы встретить «человека со звезды».
Довольно невинный, но в то же время очаровательный образ пришельца, созданный Бриджесом, является полной противоположностью более опытной роли бюрократического шефа, сыгранной Джекелом, разбрасывающего приказы своим подчиненным при любой возможности. Но даже не смотря на весь его административный опыт, Джордж Фокс в конечном итоге проваливает задание по поимке инопланетянина. Его «склад ума охотника за головами» не оставляет места для морали и этических рассуждений.28 Другими словами Фоксу поручено задание от правительства, и он должен выполнить его без лишних вопросов и колебаний. Из-за своего ограниченного восприятия действительности теневой преследователь не способен научиться чему-либо у Человека со Звезды. И вместе с тем зрители в каждой сцене наблюдают за очень заботливой и постоянно развивающейся человеческой натурой пришельца. Фокс не видит (и вероятно не желает видеть) ряд чудес, которые совершает этот путешественник из другого измерения. К примеру, Человек со Звезды воскрешает убитого охотником оленя, ведь он не выносит, когда живых существ уничтожают так жестоко. По той же причине он исцеляет смертельную рану Дженни после того, как они врезаются в оцепление. Звездному человеку есть что поведать гомо сапиенс об их собственной жестокой тени и о том, что произойдёт, если они не будут держать ее под контролем.29 Агент Фокс определённо символизирует все самое худшее в нашем роде, и в тоже время есть такие люди как Дженни, олицетворяющие лучших представителей человечества. Она не только выжила в финале, но и была одарена частью более совершенного духовного ядра Человека со Звезды.30 Как жаль, что преследователи Звёздного Человека не сумели так же разглядеть добро, исходящее от пришельца. Ведь они могли бы заметить больше сходств, чем различий между двумя рассами.
События в сериале Звездный Человек происходят спустя пятнадцать лет, когда сын инопланетянина, Скотт (Кристофер Дэниэл Барнс), активирует сферу, доставшуюся ему от матери, Дженни, которая оставила мальчика в приюте и сама с тех пор скрывалась от всевидящего взора организации ПВЦ. «Зов», исходящий от светящегося, серебряного шара Скотта, принимает на расстоянии в несколько световых лет Человек со Звезды. Приспособившись к выживанию на нашей планете, путешественник клонирует новое тело: погибшего при выполнении задания фотожурналиста, Пола Форрестера (Роберт Хэйс).31 Новый «Пол» сразу же находит своего сына, но ожидал он не такой приём. Скотт чувствует себя преданным человеком, который оставил его много лет назад, и не понимает зачем он вернулся. Но Пол не оставляет попытки наладить отношения с подростком, и в конце первой серии (под названием «Возвращение»), они оба решают отправиться на поиски их потерянного члена семьи, Дженни Хайден.32
Так же в «Возвращении» вновь появляется агент НСРБ (Национальная служба разведки и безопасности) Джордж Фокс (на этот раз сыгранный с должной театральностью Майклом Каваной). Редеющие волосы и больное сердце преследователя свидетельствуют о том, что человек изменился с годами — и не в лучшую сторону. Фокс все ещё поглощён единственной целью: он должен найти инопланетянина и любого его нечеловеческого потомка прежде, чем над всем миром нависнет растущая инопланетная угроза. Его разглагольствования и бред, который он несёт своим подчинённым, о «кровожадном убийце», уничтожающем человеческие тела и копирующем их ради своих собственных зловещих целей — то ещё зрелище. Но несмотря на его истерики, Джорджу Фоксу все же удаётся убедить лидеров страны в том, что это преследование имеет смысл, и он тут же получает рабочую силу, необходимую для завершения своей миссии. Возможно, именно проекция Фокса своей тёмной ненависти и предубеждений на уязвимого Человека со Звезды в конечном счёте влияет на решение группы, перед которой он отчитывается. Ведь кто бы не захотел уничтожить небольшую, превосходящую расу, если это может означать достижение человечеством божественного статуса?33 Очевидно все правильные кнопки нажаты, и Фоксу дают разрешение на поимку омерзительного существа и его отродья для их дальнейшего изучения.
В отличие от Макги и Джерарда, чьи поступки говорят больше, чем их слова, Джордж Фокс соответствует своему тезке, пользуясь своим красноречием, что бы убедить остальных принять лож о Человеке со Звезды, в которую он сам верит. По утверждению Юнга, теневые преследователи с этим особым талантом могут «столкнуться с поразительным успехом [хотя бы] ненадолго…Стремление быть правдоподобным и быть воспринятым серьёзно широкой публикой — это неотъемлемая часть их натуры».34 В пилотной серии девушка репортёра Пола Форрестера, Лиз Бейнс (Мими Кузык), попадает под влияние Фокса, когда обнаруживает, что ее любовник стал вести себя иначе, после того, как он вернулся со своего рокового фоторепортажа. Ослеплённая разговорами правительственного агента, Лиз приводит Фокса прямо к «Полу» и Скотту, ставя их жизни под непосредственную угрозу. Более поздний эпизод, «Любимец Общества», раскрывает ту же тему, только на этот раз предателем становится родственник Скотта. Антония Вейнберг (в исполнении Джанет Ли) больше всего на свете желает забрать своего племянника у Пола, что бы она могла растить мальчика в условиях, к которым она сама привыкла.35 Ради достижения своей цели она готова даже продать душу дьяволу, или в данном случае Джорджу Фоксу. Только после того, как она узнает, что правительственный агент желает так же заполучить и Скотта, Антония меняет своё решение и объединяется с Человеком со Звезды против Фокса и его команды штурмовиков. Любопытно, что все информаторы в сериале испытывают подобное озарение; они осознают свои теневые недостатки и меняют обстоятельства в пользу двух беглецов, Пола и Скотта.36 К сожалению, преследователь Человека со Звезды остается непоколебимым после этих событий и ещё сильнее жаждет поймать свою неуловимую жертву.
Фоксу удалось схватить пришельца в нескольких сериях прежде, чем шоу было прервано и в конечном итоге отменено после одного единственного сезона. В ключевом эпизоде «Лихорадка» генерал Вэйд решает закрыть программу «Проект: Инопланетянин», если агент Фокс не предоставит неопровержимые доказательства существования этого существа. Один из таких удивительных, синхронических моментов наступает для Джорджа, когда Пол буквально приходит прямо к нему в руки. Человек со Звезды пытался побороть элементарную простуду, но из-за того что его кровь не выработала антитела, необходимые для защиты от инфекции, на протяжении его кратковременного пребывания на нашей планете, у него начинается лихорадка, и его доставляют в местную больницу. Лечащий врач, доктор Дюков (Марта Дюбуа) весьма озадачена состоянием мужчины и в особенности его странной группой крови. Фокс получает образец крови, что бы предоставить его в качестве неоспоримого доказательства существования инопланетянина своему начальнику. Одна из лучших сцен сериала Звездный Человек происходит, когда Фокс объясняет доктору Дюкову, что ее пациент, не «он», а «оно», требует некоторого физического вмешательства, что бы поддерживать жизнедеятельность хотя бы до того момента, когда «его» можно будет транспортировать в Вашингтон. Дюков шокирована бесчувственностью Фокса по отношению к человеку, которого она лечит; в ее глазах стоящий перед ней агент становится ещё более «безразличным», чем существо, находящееся при смерти в коматозном состоянии. Теневой преследователь вновь перемещает все «темное и несовершенное» в себе на других (в данном случае на невинного пришельца из другой солнечной системы), не признавая собственную несостоятельность и неполноценность.37 Любопытно, что Фокс наталкивает доктора на верный след, предложив инвазивный метод лечение. Дюков решает, что переливание крови сына Пола должно дать положительный эффект, ведь его организм уже содержит необходимые антитела. Пол действительно выздоравливает, и затем доктор Дюков выводит его из госпиталя, прежде чем его успевает вновь поймать Фокс. Хоть Джорджу и удаётся продлить проект Инопланетянин ещё на несколько месяцев, он рассматривает этот инцидент в целом как очередной провал, ведь его «теневой инопланетянин» остаётся на свободе.
Также в серии «Аферисты» Пол попадает в тюрьму в результате его стычки с двумя артистами-мошенниками (Дэвид Дойл и Эрик Сервер), где он встречает ликующего Фокса, который не может поверить в свою удачу. Именно диалог охотника и жертвы делает эту серию такой запоминающейся (если не сказать проникновенный); основные аспекты их разговора появляются в начальных титрах оставшихся серий.38 Фокс буквально закидывает Человека со Звезды шквалом вопросов: «Сколько здесь ещё таких как ты?»; «Как глубоко проникла ваша зараза?»; и «Скольких необходимо убить, что бы спасти нашу планету?» Ответ Пола наполнен смыслом: «После всех этих лет это все о чем ты хочешь меня спросить?» Джордж Фокс очевидно не желает менять свои ограниченные взгляды. Напротив, он хочет, что бы пришелец подтвердил их, дабы его погоня была наконец оправдана (особенно в его собственных глазах). Похоже, что правительственный агент не может избавиться от своего бюрократического образа мышления и спросить Пола об истинных причинах его возвращения.39 Он мог бы удивиться узнав, что Человек со Звезды, так же как и любой другой человеческий отец, испытывает чувства любви и нежности к своему сыну, и он готов сделать все что угодно, что бы защитить своего ребёнка от вреда — даже преодолеть огромное расстояние (или, в данном случае, огромное количество галактик), что бы убедиться в сохранении необходимого контакта. С этой точки зрения, миссия Пола заключается не в уничтожении жизни, а в ее создании и в том, что бы нести ответственность за неё.40 Беднягу Джорджа Фокса следует пожалеть за то, что он встретил Звёздного Человека не с распростертыми объятиями, а со сжатыми кулаками и пистолетом в кармане.
После получения информации о том, что сериал будет отменён, без надежды на отсрочку в последний момент, исполнительные продюсеры Джеймс Хенерсон и Джеймс Хирш решили написать серию из двух частей («Звездное Небо»), которая стала завершением поисков Человека со Звезды Дженни Хайден. В сущности, сюжет пытается возродить межгалактический роман между инопланетянином и его земной возлюбленной, который так понравился зрителям в оригинальном фильме, только на этот раз два других актёра (Роберт Хэйс и Эрин Грэй) вызовут у аудитории чувства нежности и добра.41 Стремительно развивающаяся первая часть начинается с того, как Пол и Скотт выслеживают художницу, известную под псевдонимом Карен Айсли. Что заинтересовало пару, так это пейзаж звёздного неба, который она изобразила: точная копия созвездия, которое Пол называет своим домом. В то время как Скотта заводит в тупик одни из родственников Карен, который хотел сохранить ее истинную личность в секрете, Полу удаётся найти женщину, сводящую концы с концами, ведя образ жизни отшельника в глуши северной Аризоны. Постепенно он вновь добивается любви и доверия Карен Айсли (т.е. Дженни Хайден). Ко второй части Пол верит, что Дженни достаточно сильна, что бы принять истинную причину, по которой он вернулся в ее жизнь. (Следует помнить, что Человек со Звезды клонировал новое тело, с которым Дженни никогда не сталкивалась до этого момента.) Эта новость не становится полным сюрпризом, ведь она заметила нечто волшебное и очень родное в этом незнакомце с самого начала. Она даже с радостью ждёт встречи со своим сыном, Скоттом, теперь, когда Пол может помочь ей справиться с любым кризисом.
Когда казалось, что счастливый конец уже не за горами для троицы, вмешивается Джордж Фокс, что бы получить приз, в котором ему отказывали столько лет. При помощи пистолета с транквилизатором он обездвиживает Пола и Скотта и забирает их в загадочное Здание 11, в котором хранятся останки первого космического корабля Пола. Там пару обыскивают с ног до головы под чутким руководством Фокса, который смотрит за ними с мрачным удовлетворением через верхнее окно для наблюдения. В конечном итоге Пол освобождает себя и своего сына из заключения, но не раньше, чем теневой преследователь одерживает верх и угрожает застрелить Форрестера, если он попытается покинуть базу. Однако прежде чем он приводи свой приговор в исполнение, у Фокса случается сердечный приступ, и он падает на пол, сражённый болью. Как ни парадоксально, но именно Человек со Звезды спасает ему жизнь с помощью своих мистических исцеляющих сил, которые он направляет через серебряную сферу в его отказывающий орган, тут же усиливая сердцебиение. Разумеется военный врач поражён тем, что Фокс полностью здоров и не страдает от длительных последствий приступа. Однако нет лекарства от его одержимости Полом. Он стремится отыскать местонахождение сбежавшего пришельца в конце второй части, даже в очередной раз поставив свою жизнь под угрозу. Для Джорджа (так же как и для любого другого непреклонного теневого преследователя) психические изменения не возможны, пока он «не примет себя во всей своей убогости…[и не начнёт осознавать, что] он является угнетателем обвиняемого им человека».42 Так как он отказывается принять возможность того, что инопланетянин мог быть ответственным за его выздоровление, Фоксу не удаётся достичь «непредвзятой объективности», и он скорее будет поддерживать свою собственную ложь в финальные минуты сериала.
А что же на счёт оправившейся Дженни Хайден? Она оставила Пола и Скотта, зная что Джордж Фокс выследит ее и использует как «наживку», что бы добраться до ее возлюбленного и сына. Хоть мотивы Дженни и сомнительны, ее интуиция относительно преследователя абсолютно верна. Правительственный агент никогда не прекратит погоню до тех пор, пока они втроём не будут принесены в жертву ради «высшего блага» мировой безопасности. Во многих отношениях Человек со Звезды остаётся таким же невинным клоном, каким был и пятнадцать лет назад.43 Вернув Фокса к жизни, он позволил погоне продолжаться и заставил Дженни скрываться и возможно лишил её возможности когда-либо вернуться. Расе Человека со Звезды, какой бы технологически продвинутой она ни была, ещё многое нужно узнать о коварной природе людей, особенно упрямых теневых преследователей, ведущих свои игры с высокими ставками.
Притворщик: Человек, владеющий тысячью профессий, встречает равного себе
В наиболее современном на сегодняшний день телесериале, Притворщик (премьера которого состоялась осенью 1996, и съёмки все ещё продолжаются), мы имеем моменты, напоминающие как Невероятного Халка, так и Человека со Звезды, но с некоторыми новыми сюжетными поворотами. Здесь странник это мужчина средних лет по имени Джаред (Майкл Т. Уайсс), который обладает «способностью проникать в любой слой общества и буквально становиться кем угодно [лишь изучив информацию об определенной профессии]».44 С самого детства Джареда его впечатляющий талант эксплуатировала особо секретная организация под названием Центр. После почти тридцати трёх лет заключения «Притворщик» вырывается на свободу, что бы узнать кто он такой и жив ли ещё кто-то из его родственников. Психиатр Джареда из Центра, Сидней (Патрик Бошо) беспокоится о его состоянии и надеется, что он вернётся по собственному желанию. Но назначенная по этому делу Мисс Паркер (сыгранная Андреа Паркер) относится к Джареду по-другому.
Ее вызвали из корпоративного сектора Центра, что бы выследить беглеца; когда она вернёт его (или, что предпочтительнее, устранит) она сможет сконцентрироваться на собственных карьерных целях. Перефразируя Мисс Паркер, Джаред это монстр Франкенштейна, от которого нужно немедленно избавиться. Это высокопарное мышление типично для воительницы Амазонки, появляющейся в мире кино ролевой модели женщины, которая не боится выражать свой анимус ради победы в битве.45 Помимо другого пола есть ещё одно важное отличие теневого преследователя в Притворщике. Она принимается за погоню не ради одобрения Центра. В отличии от Макги и Фокса, желающих признания своих организаций (т.е. медиа и правительства), Мисс Паркер хочет как можно скорее отстраниться от этой черной работы. Именно ее независимая натура делает ее таким обворожительным охотником, и именно она, в конечном итоге, поведет ее против собственного руководства.46
В большинстве серий Притворщик принимает различные обличья для привлечения к ответственности опасных преступников.47 В пилотном эпизоде Джаред становится хирургом, что бы вывести на свет некомпетентного члена врачебной команды, который часто проводит операции в состоянии алкогольного опьянения. Подобным образом в серии «Вирус Среди Нас» Джаред принимает фальшивую личность вирусолога, что бы разоблачить неуравновешенного главу исследовательского центра вирусных заболеваний, который мутирует штаммы почти до летального уровня. Но что в конечном итоге стало фактором успеха сериала, так это «битва умов» между Притворщиком и его привлекательной преследовательницей, Мисс Паркер. Почти в каждой серии Джаред оставляет различные подсказки для Мисс Паркер, что бы создать ложное впечатление, будто ей удастся поймать его. Но все же наш герой всегда оказывается на два шага впереди нее, в полной мере реализуя свой творческий потенциал в схватке со своим противником.48 В результате Мисс Паркер после каждого близкого контакта остаётся расстроенной и явно разочарованной в то время, как радостный Джаред приветствует возможность продолжить игру в качестве более чем добровольного ее участника.
Пожалуй лучший пример того, как Притворщик действительно бьет охотника его же оружием, продемонстрирован в вышеупомянутой серии «Вирус Среди Нас». Джаред устраивает хитроумную западню для ничего не подозревающей Паркер: он извлекает липкую субстанцию из более чем сотни ловушек для тараканов и покрывает все своё жилище мощным клеем. Когда туда приходит Мисс Паркер с ее приспешниками из Центра, их обувь буквально приклеивается к полу. Пока они пытаются выбраться из этого затруднительного положения, включается видеозапись Джареда. Изображённый на экране профессор в костюме, галстуке-бабочке и очках объявляет, что урок начался и сегодняшняя тема — «Как поймать самое неуловимое насекомое: Таракана». Мисс Паркер сразу же улавливает это унизительное замечание и в гневе толкает одного из агентов на кровать. Но лишь половина его тела падает, а остальная его часть остаётся приклеенной к полу. Комичная поза подчиненного в совокупности с улыбкой Джареда на видео приводит преследователя в ещё большее отчаяние, но ей остаётся лишь ждать, когда Сидней пришлёт подмогу из Центра. Очевидно, что Джаред отличается от таких жертв как Дэвид Бэннер или Пол Форрестер. Благодаря его интеллектуальным способностям и другим необычайным талантам ему неоднократно удаётся перехитрит теневого преследователя.49 Прежде всего именно способность Джареда быть во главе положения представляет приятную замену другим пассивным и слишком уязвимым преследуемым (в том числе и классическому герою Беглеца).
Из многочисленных теневых охотников на телеэкране, преследователь Притворщика возможно самый эмоциональный. Временами Мисс Паркер теряет контроль над собой и начинает так сильно кричать на Сиднея и его коллег, что можно почувствовать, как вибрирую стены Центра и жар, исходящий от ее практически нечеловеческого взгляда. Как замечает Юнг, когда тень полностью высвобождается, все эти неукротимые реакции вырываются наружу. Мотивированность и рассудок первыми пострадают от таких «теневых атак», оставив человека в преобладающем чувствительном режиме первобытного.50 Это не означает, что индивидууму редко идут на пользу такие высвобожденные эмоции. Непосредственным преимуществом является более сильная связь человека с его (или её) скрытой половиной, таким образом он может ощущать жизнь как никогда чувственно и тонко.51 Несколько серий, в которых сюжетные ответвления полностью посвящены таким «моментам позитивных ощущений» в жизни Мисс Паркер, заслуживают внимания, хотя бы потому что они позволяют зрителям глубже взглянуть на мотивы и желания теневого преследователя.
«Лучшая Сторона Мужества» это увлекательный экскурс в историю бывших любовников Мисс Паркер и её нынешнее романтическое увлечение. Бывший возлюбленный, Майкл Патрик (Энтони Старк), возвращается в жизнь Мисс Паркер, что бы осветить её дни и ночи непрекращающимся голодом и страстью. Сидней сразу замечает перемены в охотнице: она приходит на работу с улыбкой на лице, готовая приготовить кафе для своих «мальчиков», которые всю ночь не спасли, занимаясь последними поисками Джареда. Но это преображение длится не долго, так же как и роман с Майклом. Когда она узнает, что ее любовник работает на одного из руководителей Центра, Доктора Рейнса, и был послан выяснить как продвигается ее работа по делу «Притворщик», Мисс Паркер приходит в такую ярость, что вскоре ставит Майкла в малопочтенное положение на полу (при этом впиваясь своим каблуком в его грудь). Что бы ослабить боль от предательства, Мисс Паркер говорит Майклу, что «она имитировала все до единого оргазмы».52 Когда она вылетает из комнаты, зритель испытывает противоречивые чувства по отношению к преследователю, которая в этой серии была гораздо более мягкой и заботливой, чем в предыдущих в своём амплуа «Ледяной Королевы».
Серия «Рейнджер Джаред» позволила актрисе Андреа Паркер как никогда раньше раскрыть своего персонажа. Впервые Джаред влюбляется в свою напарницу, Нию (Эльпидия Каррильо), которая занимается поисками пропавшего в горах студента-орнитолога. Любопытно, что больше всего в Центре этот поворот событий поражает именно Мисс Паркер. В серии детских флэшбэков она вспоминает момент, когда была увлечена загадочным мальчиком из Центра по имени Джаред. Она помнит, как прошептала по секрету своё имя только Джареду и даже поцеловала его в губы. Мисс Паркер придаётся воспоминаниям большую часть серии, пока наконец не встречает Нию. Тогда ее анимус проявляется «словно ревнивый любовник», и она оценивающе осматривает женщину, возможно надеясь однажды побороться с ней за сердце Джареда.53 Мисс Паркер так долго подавляла свои страстные чувства к Притворщику, потому что не решалась признать связь с этим человеком, опасаясь, что это помешает ей выполнить задание (т.е., поймать ее бывшего парня). Таким образом Мисс Паркер предпочитает полностью отдаться духу анимуса, окончательно теряя свою феминность и все особенности ее женской персоны.54 Юнг наилучшим образом объясняет это в своём обсуждении отношений с противоположным полом: они как правило «полны враждебности…[и] очень часто развиваются своим чередом, не взирая на человеческих исполнителей, которые впоследствии понятия не имеют о том, что сними произошло».55 Тоже самое происходит и с Мисс Паркер, которая не может объяснить, что она чувствовала к Джареду, и предпочитает хладнокровно сосредоточиться на своей цели вместо того, что бы продолжать размышления над запутанными вопросами. Таким образом, охотница заканчивает там же где и начинала, выслеживая свою цель, только с более выраженными сомнением и замешательством на её сложной маскировке.
С учётом этой симбиотический связи между Джаредом и Мисс Паркер было неизбежно, что исполнительные продюсеры сериала (Стивен Лонг Митчелл и Крэйг В. Ван Сикл) придумают историю о том, как оба персонажа попадают в ловушку к сумасшедшему офицеру морской полиции, ответственному за убийства нескольких гаитянских беженцев на острове Ключи Флориды и уготовившему ту же участь для наших протагониста и антагониста. Серия с соответствующим названием «Ключи» демонстрирует поворотный момент в охоте Джареда и Мисс Паркер, так как им обоим приходится положиться друг на друга, что бы выбраться из их заключения и спасти маленькую девочку, умирающую от лихорадки а так же найти укрытие от бушующего урагана, обрушившегося на их окрестности.56 Джаред даже спасает жизнь Мисс Паркер прежде, чем злодей успевает застрелить её. Когда она интересуется почему он это сделал, то получает простой ответ: «Потому что я помню маленькую девочку, которая подарила мне мой первый поцелуй.» Хоть охотница и благодарна Джареду, она заканчивает их разговор, заявляя, что погоня будет продолжаться до тех пор, пока он не вернётся в Центр, добровольно или принудительно. Часть души Паркер, похоже, претерпевает изменения. Она больше не поддерживает идею убийства своей жертвы теперь, когда она считает его неотъемлемой частью своей прошлой жизни (и возможно настоящей).
В то время как Джаред ищет своих выживших членов семьи, его дополнение занимается собственными поисками: она пытается узнать почему ее мать предположительно покончила с собой в Центре. Несколько серий Притворщика («Мираж», «Ключи», «Неудачные Приземления» и «Детская Любовь») повествуют о том, как она разгадывает улики, ведущие к «самоубийству» её матери. Части собранного ею пазла приводят её к выводу о том, что Миссис Паркер пыталась спасти нескольких детей (включая Джареда), которые были похищены Центром, но она молчала до тех пор, пока не смогла успешно провернуть свой план. Как ни парадоксально, но охотница вынуждена полагаться на свою жертву, которая предоставляет ей необходимые сведения и соответствующие документы, свидетельствующие о том, что ее босс, Доктор Рейнс, имел непосредственное отношение к смерти её матери. Джаред помогает Мисс Паркер по вполне понятным причинам. Если он сможет убедить ее в том, что те на кого она работает, собираются уничтожать людей ради высшего блага Центра, то возможно безжалостная погоня однажды прекратится (покрасней мере он надеется на это).
Архетипические образы матери, заметные в жизнях Джареда и Мисс Паркер, необъяснимо связывают их обоих. Не только Джаред ищет свою настоящую мать и потерянное детство (и связанные с ним зависимости),57 но и Мисс Паркер — только в её случае она восстанавливает свой «материнский» образ и подавляемую феминность. То что Андреа Паркер исполняет роли матери и дочери едва ли является совпадением, ведь Юнг утверждает, что в каждой женщине содержатся элементы потомков и наоборот.58 К сожалению, безжалостное желание анимуса власти в теневой охотнице одерживает верх, так что она отказывается «жить ради других» и пожертвовать собой, как это сделала ее мать.59 Можно сказать, что Джаред и Мисс Паркер олицетворяют две стороны одной медали, двойственность Инь/Янь нуждающейся анимы и доминирующего анимуса соответственно, которые нужны друг в другу, что бы обрести целостность.
В финальной серии первого сезона «Дом Дракона» погоня охотника за жертвой принимает новый оборот, по причине появления в сюжете еще одного Притворщика. Выдавая себя за агента ФБР, Джаред идет по следу убийцы-социопата, Кайла (Джеффри Донован), в котором он узнал своего друга детства из Центре. Причину, по которой Кайл пошел по преступному пути, а не остановился на более благородной (и яркой) карьере Джареда, наилучшим образом объясняет психиатр Центра, Сидней, который сообщает, что печально известный Доктор Рейнс проводил секретные эксперименты на юных пленниках много лет назад. В результате процедуры интенсивной подготовки, один из мальчиков был полностью лишен моральных принципов и овладел навыками и образом мышления убийцы (включая укоренившуюся фразу, «Я решаю, кому жить, а кому — умереть») прежде чем он решил вырваться на свободу. Теперь Рейнс хочет вернуть повзрослевшего Кайла, что бы удалить определенные зоны мозга с помощью лазерной хирургии и перепрограммировать смертоносные порывы мужчины для устранения более важных целей, например политиков и мировых лидеров. В конце концов, Райнс настигает свое творение и с помощью нескольких вооруженных агентов возвращает его в Центр. Однако история еще далеко не окончена. Джаред узнает, что Кайл на самом деле его младший брат. Оправившись от первоначального шока, Джаред решает спасти своего родственника — даже поставив под угрозу собственную жизнь.60 Так беглец возвращается обратно в Центр (и к Мисс Паркер) в надежде освободить свою плоть и кровь из организации, лишившей его детской невинности.
То что у Джареда есть злой брат с такими же талантами и способностями соответствует многим религиозным мифам, в том числе и истории о том, что у Бога было два сына, старший Сатана и младший Христос.61 Поздние легенды о Короле Грааля так же повествовали, что рану монарху нанес его «невидимый зловещий брат», желающий заполучить его королевство и земли.62 Одно остается неизменным в этих историях: добро и зло очень тесно связаны и не могут быть разделены. Хоть Кайл и не верит в то, что Джаред может спасти его душу, он хочет найти своих родителей не меньше, чем его брат, и уже только эта цель делает двух Притворщиков родственными душами. К сожалению, у Кайла так и не появится возможность начать свои поиски. Как только Джаред освобождает его из Центра, команда агентов ФБР загоняет Кайла в угол и в последующей перестрелке взрывают грузовик, в котором он застревает.
В финале захватывающего эпизода Джаред встречается со своей мамой (Ким Майерс) и младшей сестрой, Эмили. Пусть воссоединение длиться недолго, существует вероятность того, что Притворщик однажды сможет вернуться к своей семье (возможно в финальной серии шоу). Поэтическое возмездие настигает и подлого злодея этой истории, Доктора Рейнса. Неизвестный человек пробивает выстрелом портативный кислородный баллон Рейнса, в результате чего мужчина получает ожег первой степени всего тела. Последние минуты «Дома Дракона» отражают тему этой главы. Джаред звонит Сиднею и с упоением бросает наставнику вызов, предлагая тому поймать его, если он сможет. Это заявление возвращает в центр внимания главный элемент сюжета. Состязание с Мисс Паркер и остальными агентами Центра не прекратится до тех пор, пока Джаред будет продолжать демонстрировать упрямое неповиновение теневым охотникам, которые желают лишь подавлять индивидуалистичные качества во благо коллективным.
Такие сериалы как Невероятный Халк, Звездный Человек и Притворщик всегда будут восхищать зрителей уже потому, что в них один человек сражается против целой системы и побеждает каждый день, когда ему удается продолжить битву и устоять. Джек Макги, Джордж Фокс и Мисс Паркер всегда будут за углом, готовые захлопнуть свои ловушки, но они будут терпеть поражение до тех пор, пока человечество может использовать свое право противостоять групповому подчинению и оставаться верным своей природе.
Примечания
1. Ed Robertson, The Fugitive Recaptured: The 30th Anniversary Companion to a Television Classic (Los Angeles: Pomegranate Press, 1993), 13.
2. Leonard H. Goldenson with Martin J. Wolf, Beating the Odds (New York: Charles Scribner’s Sons, 1991), 5-10.
3. Robertson, The Fugitive Recaptured, 35-36.
4. Carl G. Jung, «After the Catastrophe,» in Civilization in Transition: The
Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press,
1990), 201.
5. Steven Eramo, «Barry Morse: Space Refugee,» Starlog 221 (December 1995): 49.
6. Robertson, The Fugitive Recaptured, 177.
7. Ibid., 177; Eramo, «Space Refugee,» 49.
8. James F. Iaccino, Psychological Reflections on Cinematic Terror: Jungian Archetypes in Horror Films (Westport, CT: Praeger Publishers, 1994), 86-87.
9. Stuart M. Kaminsky and Jeffrey H. Mahan, American Television Genres (Chicago: Nelson-Hall, 1988), 123-24.
10. Pat Jankiewicz, «Review of The Incredible Hulk: Time of the Green,» Starlog 204 (July 1994): 76; Mark Rathwell, The Incredible Hulk FAQ Version 2.4, http://www.uoguelph.ca/%7Emrathwel/Hulk/faq.html (1996): 2.
11. Robert H. Hopcke, «Shadow» in A Guided Tour of the Collected Works of C. G. Jung (Boston: Shambhala, 1992), 82.
12. Carl G. Jung, «The Shadow,» in Aion: Researches into the Phenomenology of the Self: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 9.
13. Iaccino, Psychological Reflections on Cinematic Terror, 86.
14. Mike Benton, Superhero Comics of the Silver Age: The Illustrated History (Dallas: Taylor Publishing, 1991), 80.
15. Ibid., 79; Hopcke, «Trickster,» in A Guided Tour of Jung, 122.
16. Rathwell, The Incredible Hulk FAQ Version 2.4, 5-6.
17. Jung, «The Fight with the Shadow,» in Civilization in Transition, 225.
18. Don E. Peterson, «Review of Alien Nation: Bright Horizon,» Sci-Fi Entertainment 2 (February 1996): 53.
19. Robertson, The Fugitive Recaptured, 45-46, 119-20.
20. Carol S. Pearson, The Hero Within: Six Archetypes We Live By (San Francisco: HarperCollins, 1989), 67-72.
21. Peterson, «Review of Alien Nation: Bright Horizon,» 53, 79.
22. Jung, «Epilogue to ‘Essays on Contemporary Events,’ » in Civilization in Transition, 229-30.
23. Jung, «The Fight with the Shadow,» in Civilization in Transition, 221.
24. Jankiewicz, «Review of The Incredible Hulk: Time of the Green,» 75.
25. Rathwell, The Incredible Hulk FAQ Version 2.4, 8-9.
26. Rex Reed, «Review of Starman,» New York Post, 14 December 1984, 43; David Sterritt, «Review of Starman,» Christian Science Monitor 76 (31 December 1984): 18.
27. David Ansen, «Review of Starman: At Long Last?» Newsweek 104 (17 December 1984): 81; Sheila Benson, «Review of Starman,» Los Angeles Times, 13 December 1984, Calendar, 1; Richard Combs, «Review of Starman,» Monthly Film Bulletin (May 1985): 163.
28. Leo Seligsohn, «Review of Starman,» Newsday, 14 December 1984, Part III: 9.
29. Ansen, «Review of Starman: At Long Last?» 81.
30. Reed, «Review of Starman,» 43.
31. Brian Lowry, «Robert Hays: Starman About Town,» Starlog 114 (January 1987): 18; Vicki Hessel Werkley, The Starman Episode Synopsis, http:// www.calweb.com/~smccrory/stepguide.html (1993): 1.
32. Margaret Ronan, «Television Program Review: Starman,» Scholastic Update 119 (23 February 1987): TE8.
33. Jung, «After the Catastrophe,» in Civilization in Transition, 203.
34. Ibid., 204, 206.
35. Werkley, The Starman Episode Synopsis, 3.
36. Jung, «Epilogue to ‘Essays on Contemporary Events,’ » in Civilization in Transition, 228.
37. Carl G. Jung, «The Problems of Modern Psychotherapy,» in The Practice of Psychotherapy: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 58-59.
38. Werkley, The Starman Episode Synopsis, 5-6.
39. John Nangle, «Review of Starman,» Films in Review 36 (March 1985): 183.
40. J. Hoberman, «Review of Starman,» Village Voice 30 (25 December 1984): 67.
41. Ansen, «Review of Starman: At Long Last?» 81-82; Combs, «Review of Starman,» 163; Anthony Scott King, «Film Review: On the Set of Starman,» Starlog 89 (December 1984): 59.
42. Carl G. Jung, «Psychotherapists or the Clergy,» in Modern Man in Search of a Soul, trans. W. S. Dell and Cary F. Baynes (San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1990), 234-35.
43. Lowry, «Robert Hays: Starman About Town,» 19; Werkley, The Starman Episode Synopsis, 7.
44. Jeff Jarvis, «Television Program Review: The Pretender,» TV Guide 45 (25-31 January 1997): 17.
45. Iaccino, Psychological Reflections on Cinematic Terror, 129-45; Pearson, Hero Within, 86.
46. Steven Reddicliffe, ed., «Review of The Pretender: NBC’s Saturday Night Line-Up,» TV Guide 44 (14-20 September 1996): 15.
47. Jarvis, «Television Program Review: The Pretender,» 17.
48. Carl G. Jung, «The Dual Mother,» in Symbols of Transformation: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 337.
49. Jung, «The Origin of the Hero,» in Symbols of Transformation, 177-78.
50. Jung, «The Self,» in Aion, 30-31; Jung, «The Shadow,» in Aion, 9.
51. Jung, «Archaic Man,» in Modern Man in Search of a Soul, 126-30.
52. Jarod’s Notebooks, http://www.intex.netrperridox/pretender/notebook.html (1997): 5.
53. Carl G. Jung, «The Relations Between the Ego and the Unconscious. Part Two: Individuation. II. Anima and Animus,» in The Basic Writings of C. G. Jung, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 182.
54. Ibid., 183; Carl G. Jung, «The Masculine in Women: From Esther Harding’s Notebooks,» in Aspects of the Masculine, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1989), 112.
55. Jung, «The Syzygy: Anima and Animus,» in Aion, 16.
56. Jarod’s Notebooks, 8.
57. Jung, «The Syzygy: Anima and Animus,» in Aion, 11-12.
58. Carl G. Jung, «The Psychological Aspects of the Kore,» in The Archetypes and the Collective Unconscious: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 188.
59. Jung, «Psychological Aspects of the Mother Archetype,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 88.
60. Jarod’s Notebooks, 10.
61. Jung, «Christ, A Symbol of the Self,» in Aion, 57; Jung, «The Fish in Alchemy,» in Aion, 147.
62. Emma Jung and Marie-Louise von Franz, «The Suffering Grail King,» in The Grail Legend, trans. Andrea Dykes (Boston: Sigo Press, 1986), 209-10.