11.06.2013
0

Поделиться

Глава 11. Алхимик в Ванне

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)


Глава 11

Алхимик в Ванне.

На одиннадцатой, последней картине этой серии, мы видим двор величественного дворца. Обнаженный алхимик сидит в цилиндрической ванне, погруженный по грудь. Ванна стоит на круговой печи. Борозды между его глаз, и его покрасневшее лицо выдают страдания. Алхимик предпочел страдать в ванне личной трансформации.

Картина I-11

Рабочий склонился на колени и интенсивно раздувает меха для того, чтобы лучше горела печь. Его рубашка цвета красного золота, а жилет черный, отороченный белым. Он носит синие леггинсы и белый передник. Волосы рабочего длинные и беспорядочно уложены. Рядом с плитой мы видим пару щипцы и уголь.На кусок кладки рядом с плитой, сидит перегонный куб содержащий газообразные, желтое вещество, sublimatio.

На заднем плане находятся две фигуры, которые стоят в коридоре, расположенном сверху. Это женщина в красных одеждах и золотом уборе, несущая колбу в руках, и бородатый мужчина, одетый в бледно пурпурную одежду. Он взирает сверху на алхимика.

На два дюйма ниже их находятся фигуры Меркурия и Юпитера (Рисунок 25).

На пьедестале колонны справа расположена печать с изображением Вулкана, работающего как кузнец, в то время как обнаженная женщина с перекинутой через руку драпированной тканью, стоит и наблюдает за его работой. (Рисунок 26).

Вулкан, или Гефест, кузнец, величайший шаман в Греческой мифологии. По Гомеру, Гефест пришел за помощью к Гере, когда Зевс стал угрожать ему. Зевс сбросил его со Олимпа, и тот, упав, покалечился.Он вынужден был жить отдельно от остальных богов, но он научился тому, как трансформировать базовые металлы в ценные вещи, включая прекрасную бижутерию. Он отвечает за способность создавать порядок и красоту из того, что иначе могло бы быть хаосом.

Эрих Нейман представляет эту работу в другом контексте, и дает ей следующее объяснение :

Символизм судна появляется даже на высочайшем уровне, как корабль духовной трансформации. И хотя Христианство сделало все возможное, чтобы подавить это, этот матриархальный символизм выжил. ….До-Христианская глубокая ванна означает возврат в мистическое чрево Великой Матери и ее воды жизни. Глубокая ванна…стала в Христианстве крестильной ванной трансформации, которая…есть возврат к первичному яйцу всеобщего начала.137

Христианский ритуал крещения как алхимический solutio можно увидеть на Рисунке 27. Это мозаика с изображением Христа, крещеного Иваном Крестителем, его двоюродным братом , живущим дикой жизнью и проповедующим язычникам. Как только Христос окунулся в бурлящую воду, он благословил рыб, 138, это предположение того, что животные тоже наделены душой. В воде снизу справа мы видим мальчика, возможно, символизирующего душу Христа. Он смотрит на трех ангелов. Крещение проходит под семикрылой звездой, символом инициации. Белая голубка на рисунке символизирует схождение Святого Духа.

Образ алхимика в ванной продолжает тему интеграции дальше: объективная психика полностью проявилась и признала себя. И это ничто иное, как трансформация целой личности.

Белая птица, которую мы видели сидевшей на золотом фрукте молодого короля (Картина I-7) тут появляется сидящей на голове обычного человека. И то, чтобы было раньше лишь желанием адепта выйти за рамки ограничений, накладываемых материальным миром, тут парадоксальным образом превратилось в воплощенное и смиренное духовное отношение.

Человек не летает, нет, он остается сидеть в большом железном сосуде, страдая и перегревая изменения. Этот алхимический символ говорит о том, что вся работа проходившая на хтоническом, или земном уровне, выпустила белую птицу, которая взлетает — противоположность Христианской догмы о том, что духовное озарение приходит только сверху через божественное откровение. Этот подход показан с помощью спускающейся белой голубки на Рисунке 27. В алхимии спасение приходит не только сверху оно также наступает и снизу.

Сон женщины-католички, пришедшей на анализ, иллюстрирует это открытие:

Я нахожусь на занятии по йоге..

Я не обращаю внимания на позы, вместо них, я читаю книгу.

Во время перерыва, инструктор говорит «Я хочу, чтобы ты схватила книгу, ударила ей об угол стола и сказала «Пра». Я делаю это, и затем я вижу стол, который стоит в дальнем конце комнаты, на нем стоит деревянная коробка, которая похожа на Скинию, дом божества.

Кто то посадил внутрь короба голубку, и закрыл дверь.

Пациентка прокомментировала, что Пта это Египетский бог творения. Он создал существ из грязи одним словом..’

Рисунок 25 Юпитер и Меркурий.

Рама колонны на Картине I-11.

(Harley 3469, by permission of the British

Library)

Рисунок 26 Гермес.

Основание колонны Картины I-11.

(Harley 3469, by permission of the British

Library)

Эта женщина была талантливым писателем, который не раскрыл свой потенциал.

Ее сон демонстрирует ценность слова, которое проходит через телесный опыт. Она была захвачена рассудком, но ее учитель вмешивается, давая ей конкретные загадочные инструкции. Тем не менее, она следует им, без просьбы о разъяснении.

Голубка, Христианский символ Святого Духа, появляется только после того, как пациентка использовала книгу просто как предмет для того, чтобы издать звук, и произнесла имя древнего бога, который сотворил жизнь из грязи, то есть из prima materia. Это дало ей ключ к ее творческому потенциалу писателя.

Эдвард Эдингер трактовал сон молодой женщины в соответствии с этой картиной.

Во сне, она находится в темном месте и чувствует внешнее давление, заставляющее ее родить. В активном воображении она продолжает свой сон и видит кричащую девочку, как на Мюнхенской литографии. Белые голуби вылетают из округленного рта.

Эдингер интерпретировал этот сон, как информирование пациентки о том, что беспокойство, которое она переживала, было частью большого процесса трансформации. И это также может быть видно во сне переносе о давлении, которое испытывала пациентка по поводу своих ожиданий от аналитика или аналитической ситуации.

Рисунок 27 Крещение Христа.

Мозаика из Собора Сан Марко, Венеция, 13 век.

(С разрешения Procuratoria di San Marco, Венеция)

Эдингер говорит о выпущенной птице как об белой душе, 39 anima candida, и цитирует алхимический текст из книги Юнга » Психология и Алхимия» .

В конце этой сублимации при посредничестве духа прорастает белая душа, которая летит к небу вместе с ним. Очевидно и ясно, что это камень. 140 Эдингер продолжает, ссылаясь на Картину I-11:

Эта «белая душа», часто обозначается белой птицей, которую выпускают из нагретого материала. Эта картина показывает, как готовят мужчину на водяной бане, а белая птица проступает на его голове. 141

Существует много параллелей, связанных с этой картиной, которые показывают дух, поднимающийся из хаоса бессознательного 142 Эти параллели относятся к increatum, от есть к тому, что не было создано Богом, но было создано человеком из глубины страданий. И белая душа, наконец проступившая, обогащает высшее сознание и всю его человеческую жизнь.

Это изображение личной трансформации алхимика через путешествие завершает первую серию картин.

Перевод Елизавета Котаева.