Евгений Нефрен-Ка
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
В.В. Маяковский «Послушайте!»
Ничто не существует ради себя самого,
Я утверждаю, что вся земля и все звезды в небе существуют
ради религии.
У. Уитмен, «Рожденный на Поманоке»
Ату XVII Таро Тота изображает некие Звезды. Это и вызвало мой интерес. Послушайте, почему звезд 3 (три!)? Ведь карта называется «Звезда», не «Звезды», не «Три звезды»; какая вообще это звезда? Можно отбросить медитации (я напомню, что «meditacio» – это «размышление») на эту тему и не утруждать свой разум такими глупостями, ведь Алистер уже объяснил все. Но все же я предлагаю рассмотреть такой тезис: «На Ату «Звезда» изображена звездная мистерия Полярной Звезды, Сириуса и Венеры».
Да, я считаю, что это могут быть конкретные звёзды небесной сферы, а не некие условные символические тела, летящие в вакууме; хотя и далек от мысли, что это делалось полностью сознательно, но скорее интуитивно. И чтобы попытаться разобраться в этом, обратимся к арканографии этой карты: начнем с небольшого экскурса в историю и общего обзора Семнадцатого Аркана.
1. Астрономическое основание
Только в пору раннего Средневековья эта звезда Киносуры приблизилась достаточно близко к северному полюсу, чтобы ориентиром стала именно она, а не все созвездие Малой Медведицы, как было в предыдущие столетия, а то и просто другое ночное светило в еще более древние времена.
Насколько мне известно, о первичности сакральности звездных культов и мистерий писал, например, Кеннет Грант, а также о том, что изначально Центр был в созвездии Дракона, пока в ходе прецессии земной оси точка небесного северного полюса не сместилась в привычное нам положение.
В томе приложений к книге «Восхождение на гору Хермон» Олег Телемский пишет: «Это и путеводная звезда во мраке, звезда, по которой заблудившиеся корабли выстраивали курс к своей цели. Тут же «что снаружи, то и внутри»: настроился на звезду – значит, следуешь верным курсом, ну, или истинной воле, не настроился, сокрылась звезда – и болтается корабль, точно утлая лодочка, не зная пути-дороги. Это и звезда творения, из которой разворачивается сама галактика в своем спиральном вихре. /…/ Есть Сириус, двойная звезда – жизни и смерти /…/ Звезда Истока. Звезда Севера, Звезда полюса. Полярная звезда, которая во всех временах служила ориентиром для странников в море показывая направление». Это очень хорошо отмечено, это в самом языке – Звезда Истока; исток как место, из которого водный поток берет свое начало, откуда изливается. Потому и «каждая звезда – это ключ, это портал, это врата воображения».
В позднесредневековый период, в эпоху Возрождения, это знамя Севера – Полярная звезда – получило свое современное название и стало ассоциироваться с таким титулом Богородицы в католической традиции как Stella Maris, Звезда Морей. Посмотрите на это прекрасное соответствие – сопоставимое с Мировой Осью женское божественное сакральное как путеводная звезда и навигационный ориентир.
2. Арканография «Звезды»
Таро Висконти – Сфорца
Колода, которую заказали мастерам миланский герцог Филиппо Мария Висконти, последний правитель Милана из этой династии, и его зять Франческо, сын Муцио Аттендело (как раз основатель своей династии, за силу прозванный собственно Sforza, «сильный») и основатель миланской ветви династии Сфорца. К слову, в комментарии на полях перевода «Трактата об архитектуре» Филарете, придворного Франческо Сфорца, отмечается что в свите последнего «не бывало менее трёх астрологов».
Колода Таро Висконти-Сфорца считается самой старой колодой Таро (тогда еще это были «тарокки»). Как видим, здесь, на этом Аркане, изображена Дама со Звездой. Мое мнение состоит в том, что это Венера – или Полярная Звезда. Однако же, учитывая, что Полярная Звезда в католическом Средневековье также называлась Морской Звездой и это звезда Марии, Богородицы, тогда как Венера, Звезда Утренняя1, это светило Христа, Сына Бога, то я больше склоняюсь ко второму варианту.
Это кажется, впрочем, логичным, ведь Stella Maris – это и титул Богоматери, и навигационный ориентир мореплавателей.
Таро Рейдера-Уэйта-Смит
Колода Рейдера-Уэйта-Смит была выпущена издателем Уильямом Райдером, спроектирована А.Э. Уэйтом и проиллюстрирована П.К. Смит.
А.Э. Уэйт – писатель, христианский мистик, адепт Герметического ордена Золотой Зари, оккультист, вольный каменщик, розенкрейцер, писавший на оккультную и эзотерическую тематику. Что важно в данном случае – соавтор колоды Таро.
Памела Колман Смит по прозвищу «Пикси» – британская художница, иллюстратор, писательница, издатель и оккультист, бывшая соратником Уэйта по Герметическому ордену Золотой Зари. С ним она создала колоду Таро, одну из наиболее известных. Особенно хочу отметить, что она просто хороший художник, проиллюстрировавший более 20 книг. Доверюсь Википедии, в которой приводится информация, что она написала два сборника по ямайскому фольклору, редактировала два журнала и руководила Green Sheaf Press, небольшим издательством, ориентированным на женщин-писателей. На мой взгляд, ее стиль сродни стилю иллюстраций Сидни Сайма к «Богам Пеганы» Дансени, что само по себе повод ознакомиться с обоими художниками и причина чувствовать к ним уважение.
Если мы посмотрим на карту Таро Райдера-Уэйта-Смит, то увидим одну звезду в окружении семи звезд. Можно предположить, что это семь планет, но мне такая трактовка представляется сомнительной. В классический перечень семи планет входят солнце и луна, которые, строго говоря, не являются планетами, о чем в более древние времена не знали, но во времена «Золотой Зари», конечно, это уже понимали. Кроме того, «Солнце» и «Луна» это отдельные Ату. А вот культ более древний, чем солярный, то есть звездный, вполне уместен на этом аркане. Уверен, что в таком исполнении, это Полярная Звезда в окружении семи звезд Большой Медведицы.
И здесь уже интересно, что сохраняется восьмиконечность звезды как в колоде Висконти-Сфорца. Вообще же это кажется важным и далеко не случайным.2
Таро Тота, Таро Звезды Вечности
Алистер Кроули, урожденный Эдвард Александр Кроули, известный также под многими инициатическими именами, – оккультист, мистик и мастер церемониальной магии, адепт Герметического ордена Золотой Зари, основатель ордена Серебряная Звезда, автор магической системы и философии Телемы, поэт и альпинист, шахматист и мастер йоги.
Маргарита Фрида Харрис, в девичестве Блоксам – английская художница, мистик и оккультист, со-масон, создавшая для своего со-общества табели трех символических градусов.
Итак, рассмотрим ту версию Семнадцатого Аркана, ради которой и проведен небольшой экскурс в историю и арканографию Таро. Поскольку Старшие Арканы в Колоде Тота и в Колоде Звезды Вечности (авторы, исследователь Роберто Негрини и иллюстратор Андреа Серио, назвали ее еще Liber T) фактически идентичны, за исключением некоторых особенностей прорисовки.
На заднем плане – самое крупное небесное тело карты – это Утренняя и Вечерняя Звезда, Венера, так и пишет АК в «Книге Тота». В правом верхнем углу Звезда Бабалон. И я предлагаю принять ее за Полярную звезду3. В той чаше, что Звездная Богиня держит над головой видна еще одна семиконечная звездочка. Предположу, что это Сириус. Но ведь звездой богини неба и нового года, богини Сопдет, греческой Сотис, и был наш Сириус – и эти богиня и звезда были связаны с разливом Нила; появление Сириуса было его предзнаменованием. На Аркане же изображена Звездная Богиня, льющая воду (разливает Нил, так сказать, который дарит плодородие всей Черной Земле?). Хотя есть и опровержение – египтяне изображали Сириус пятиконечным, как классическую пентаграмму, да и божеством Нила был Хапи, хотя и с женскими формами, но все же мужское божество4.
Я резюмирую свое мнение, повторив тезис, данный в начале. Быть может, не обязательно сознательно, но Кроули и Харрис изобразили некую общую, сборную звездную мистериальность на одной карте, включив сюда и планету Венеру (что не должно нас удивлять, ведь в древности планеты воспринимались как подвижные звезды), и Сириус, и актуальную Полярную Звезду.
3. Примечания
1 — как говорит апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19).
Христос же говорит о себе так: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).
2 – Хочу отметить, что в приводимых мной картах – а я не сравнивал с другими колодами, взяв для примера только две, одну из самых ранних и одну из самых известных – звезды изображены восьмиконечными. Не делая лишних выводов, все же обращусь к числу «восемь», а именно, к фактам, которые как мне кажется не сильно известны. Я не буду упоминать такие вполне очевидные параллели, как восьмиконечные Вифлеемская звезда и звезда Иштар.
А) Комета Цезаря. Душа Божественного Юлия (то есть Гая Юлия Цезаря, обожествленного после смерти, но чья сакрализация началась еще при жизни) была восьмилучевой кометой. Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати Цезарей» пишет, что «/…/ хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около одиннадцатого часа, то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо. Вот почему изображается он со звездою над головой.», а Овидий в «Метаморфозах» описывает как вознеслась душа Цезаря:
«Только он это изрёк, как светлая тотчас Венера
Средь заседанья сената, никем не зримая, стала,
И своего она Цезаря новую душу из тела
Выхватив и, не пустив испариться, к звездам поспешила.
Как несла, ощутила, что та, засветясь, загорелась,
И отпустила с груди. Та выше луны возлетает,
И, влача за собой волоса огневые в пространстве,
Воссияла звездой, и, видя деяния сына,
Выше сочла их своих, и рада им быть побеждённой.»
На монетах образ этой души-звезды Божественного Юлия (DIVVS IVLIVS, «дивус Юлиус») отчеканен его наследником Августом в образе кометы с восемью лучами.
B) Чезаре Рипа в своей «Иконологии» (труд, пользовавшийся в те времена XVII–XVIII веков популярностью среди художников и интеллектуалов как собрание образов и аллегорий, распространённых в искусстве; могу предположить, что активно зарождающееся таро/тарокки могло вполне получить символизм из таких собраний) при описании аллегории «Души разумной и блаженной» описывает ее как «Милостивейшую девицу, лицо которой закрыто очень тонкой и прозрачной вуалью, платье легкое и блестящее, крылья за спиной и звезда на макушке» и упоминает, что над ее головой помещена звезда «…поскольку египтяне использовали ее для обозначения бессмертия души» (конечно, не стоит полагать, что из этого следует будто так и было – до Шампольона еще далеко, а ссылается Рипа на «иероглифику» Пиеро Валериано, труд, далеко не являющийся реальной и правильной дешифровкой иероглифов; но Рипа и его современники и потомки именно так думали и понимали эти символы, как он и описал).
С) Уже упомянутый Филарете (звавшийся от рождения Антонио ди Пьетро Аверлино да Фиренце, около1400–1469/71 гг. – итальянский архитектор, скульптор, медальер, теоретик архитектуры) в «Трактате об архитектуре» описывает в форме диалога (!) с Франческо Сфорца проект идеального города. Сфорцинда, как назван город в честь Франческо, имеет совершенную форму восьмилучевой звезды.
D) В конце не могу не процитировать отрывок из одной из книг трилогии
А.Б. Крупенина, которая меня вообще навела на первые мысли в этом направлении. В нем говориться об императоре Юлиане, называемом Юлиан Отступник, Юлиан Апостат.
«/…/ не могу не упомянуть о любви Юлиана к восьмерке. Полагая, что боги неспроста обычно придают форму октаэдра неограненным кристаллам алмаза – самого твердого вещества из нам известных, мой Господин считал восьмерку синонимом совершенства и поклонялся ей, словно Юпитеру или Аполлону. /…/
Юлиан верил, что священная восьмерка, подобно путеводной звезде, освещает ему кратчайшую дорогу к славе и величию, ведет его от первого до последнего дня жизни. Так оно, в общем-то, и вышло. Даже древко поразившего его кавалерийского копья тоже окажется восьмигранным. Однако я по дурной привычке снова опережаю ход событий, словно бусы нанизываемых на нить наших судеб неумолимой Клото…»
(С) А.Б. Крупенин, Энигматист [Дело о Божьей Матери]
Здесь, в художественной литературе, как мне представляется, и содержится указание на эту восьмеричность – совершенство.
3 – В самом деле, почему бы это не быть ей? Почему бы не быть Звезде Бабалон связанной с Осью Мира, Axis Mundi, горой Меру? Так, в книге «Карело-финские мифы» В.Я. Петрухина отмечено, что «в преданиях ариев – индоариев – сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли видеть удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов риши движутся вокруг Полярной звезды, которую укрепил сам творец Брахма в центре мироздания над мировой горой Меру. Там обитают и небесные красавицы – девы Апсары, – сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши – это созвездие Большой Медведицы, а девы Апсары – воплощение северного сияния /…/».
Полярная звезда расположена на той самой центральной оси с Мировой горой.
4 — С другой стороны, на дендерском зодиаке Хапи как раз Водолея и изображает и вот он точно такой – фигура, льющая воду из двух сосудов.
Когда Таро из простой карточной игры стало преображаться в Оракул, в Европе была повсеместная египтомания. Особо в теме тогда еще не разобрались и, соответственно, иероглифы читать не умели. Но Таро начали воспринимать уже как «Книгу Тота». Рискну предположить, что
А) именно так Хапи попал на Семнадцатый Аркан и
B) ошибочно был принят за женщину.
Таким образом, перенос значения каббалистического соответствия буквы «Хе» и связанного с ней зодиакального символизма знака Водолея на эту карту возвращает – действительно справедливо! – к дендерскому зодиаку.
4. Дополнение
Чтобы не создалось впечатления, что я предвзят и не готов показать те Колоды, которые опровергают или, во всяком случае, не подтверждают мою теорию, приведу несколько примеров резко расходящихся с ее основным тезисом.
Таро Вьевилля – колода Таро , созданная в Париже мастером Жаком Вьевилем около 1650 года. Семнадцатый Аркан изображает сидящего астронома, держащего компас и книгу; также на карте изображены пять звезд и башня.
Таро Папюса опубликовано в 1909 году в книге «Предсказательное Таро», карты выполнены художником Габриэлем Гулиной. Хотя общая композиция схожа с образами Таро Райдера-Уэйта-Смит, тут не 8, а 13 звезд, и они не восьмиконечные, а пятиконечные. Таро Церемониальной Магии опублико-вано Лоном Майло Дюкеттом в 1995 году. Только Звездная Богиня, звездное ночное небо, одна звезда в центре внимания.
Алхимическое Таро 1995 года создано Робертом М. Плейсом, американским художником и писателем. Как видим, тут семь «звезд» трактуются именно как солнце, луна и планеты.