Джон Майкл Грир
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Дорогой читатель, у тебя в руках довольно необычная книга. На мой взгляд, «Кельтская Золотая Заря» Джона Майкла Грира – жемчужина современной оккультной мысли. Она представляет уникальную традицию, соединяющую наработки Золотой Зари и кельтское наследие, а также она — удобное пособие к созданию любой магической системы. Даже если тебе не интересен друидизм, ты можешь использовать наработки автора и внедрить их в свою традицию. Я не просто переводила эту книгу — я училась и применяла многое в практике. Поэтому часть материала адаптирована для русскоязычного читателя.
Джон Майкл Грир, видный авторитет и человек с уникально большим опытом. Это позволило ему переработать и соединить самые разные части оккультного знания в целостную и непротиворечивую систему. Особой изюминкой является система церемониальной работы, которая отлично подходит для творческих модификаций и личных дополнений. Поэтому эта книга не только обобщает опыт прошлого, но и может стать ключом для структуризации вашей работы.
Также в этом издании доступны приложения и дополнения, помогающие глубже осмыслить прочитанное. Некоторые части книги могут показаться запутанными и сложными в освоении. Чтобы облегчить освоение практик и открыть книгу для более широкой аудитории, была проделана соответствующая работа.
Первый раз я рекомендую прочитать книгу полностью, включая приложения, а уже затем приступать к практике. В них ты найдешь полезные материалы и глубже осмыслишь прочитанное. Особую благодарность выражаю Николаю Никулину, предоставившему транскрипцию валлийских терминов. В переводе валлийские слова были оставлены на латинице. Как и многое другое, это было сделано для сохранения аутентичности текста и знакомства русского читателя с книгой Джона Майкла Грира, а не ее творческой переработкой.
Перевод: Алина Петражицкая
Приложения: Никита Петражицкий
Редактор: Полина Багаева, Никита Миронов
Об авторе
Джон Майкл Грир (западный Мэриленд) более тридцати лет изучает оккультные традиции и необъяснимое. Масон, знаток геомантии, сакральной геометрии, популярный блогер, его перу также принадлежат произведения «Монстры», «Новая оккультная энциклопедия» и «Тайны утраченного символа». В настоящее время служит Великим архидруидом в Древнем Ордене Друидов в Америке (AODA). Грир публиковал статьи в журналах «Ренессанс», «Золотая заря», «Мезлим», «Восход новолуния», «Гнозис» и «Александрия».
Введение
Золотая заря и кельтские сумерки
Основание Герметического Ордена Золотой Зари в 1888 году стало зенитом оккультной мысли. Ведь именно в этом ордене использовались передовые наработки европейского оккультизма. Множество оккультистов пользуются трудами Золотой Зари в наши дни, независимо от того, верят ли они в передачу древней традиции или убеждены, что практика ордена была создана путем компиляции из источников Британской Национальной библиотеки. Начало потока магических инноваций, породившего Золотую Зарю, можно отнести к 1854 году, когда французский оккультист Альфонс Констан, писавший под псевдонимом Элифас Леви, опубликовал первый том «Догмы и ритуала высшей магии» (Dogme et Rituel de la Haute Magie). Леви был экстраординарным и недооцененным мыслителем.
Прежде чем найти себя в роли первого великого современного писателя о магии, он учился на священника в ряде католических семинарий, покинул их до рукоположения, потом активно участвовал в радикальных политических движениях в течение нескольких лет. В то время, когда общественное мнение отвергало оккультизм как суеверный вздор, Леви смог заново сформулировать основные принципы магии в форме, понятной и привлекательной для читающей публики девятнадцатого века. Так, он заложил основы магической традиции, которая актуальна до сих пор.
Благодаря Леви оккультизм обрел новую популярность в коллективном воображении. После нескольких новых работ Леви во Франции возникла целая оккультная субкультура. Она стала набирать популярность в других европейских странах, и что удивительно, заинтересовала масонов. Масонство само заканчивало столетие экстраординарных инноваций, когда началось возрождение магии девятнадцатого века. Когда оно впервые стало достоянием гласности в 1717 году с основанием первой Великой ложи Англии, масонство имело только две степени посвящения – «Ученик» и «Подмастерье». Ступень «Третий Мастер Масон», была добавлена около 1720 года, «Королевская арка», первая из так называемых высших степеней, немногим ранее 1743 года (первое упоминание в масонских записях).
После этого «открылись шлюзы», и появились буквально тысячи новых степеней. Большинство из них просуществовало недолго, но лучшие из них дошли до девятнадцатого века. Йоркский обряд десяти степеней и шотландский обряд тридцати трех были наиболее успешными, и оба они проводятся до сих пор.
Ко второй половине девятнадцатого века, отчасти в результате вышеупомянутой волны творческих инноваций, масонство стало самой влиятельной добровольной организацией в западном мире. Ремесло, как его до сих пор называют члены сообщества, служило многим целям – например, созданию социальных связей и благотворительной деятельности. Но нельзя отрицать, что зачастую в масонство приходили люди, интересующиеся мистикой и ритуалами. Обновленный оккультизм Леви как нельзя лучше соответствовал этим интересам. Одно из важных последствий обновления оккультизма – массовое возникновение новых организаций, некоторые из которых были связаны с масонством, а другие просто вдохновлены им. Но все они сочетали элементы масонской традиции и идей Леви.
* * *
Британия – мать масонства, и, конечно же, именно в ней возникло большинство новых оккультных обществ. Одним из первых и наиболее влиятельных стало Societas Rosicruciana in Anglia (Общество розенкрейцеров в Англии), или SRIA, основанное в 1867 году английским масоном Робертом Вентвортом Литтлом. Открытое только для мастеров-масонов, SRIA основывало свои степени на традициях розенкрейцеров – мистического и алхимического общества Германии начала семнадцатого века. Этим оно привлекло большое количество британских масонов с оккультными интересами. Несколько других орденов подобного рода возникло внутри масонства. В тоже самое время, за пределами Ремесла, оккультные общества, такие как Герметическое Братство Луксора, Августейший Орден Света и Королевский Восточный Орден Сат Бхаи, испытывали нехватку членов.
Влияние оккультизма на культуру девятнадцатого века резко возросло в 1875 году, в год смерти Элифаса Леви, когда русская эмигрантка Елена Петровна Блаватская и группа американских оккультистов основали Теософское общество в Нью-Йорке. Теософское Общество стало первым оккультно-образовательным, и, наверное, именно по этой причине в последующие десятилетия количество его новых членов так стремительно росло. Кроме того, не стоит забывать про писательский талант Блаватской.
В отличие от масонства и многих других инициатических орденов, Теософский орден был открыт для женщин, и их число внутри организации неуклонно увеличивалось. И это закономерно, ведь зачастую они оказывались по ту сторону закрытых дверей ложи. Забегая вперед сообщу – среди членов Золотой Зари также было много женщин. Постепенно образовалось огромное количество орденов на любой вкус.
В 1888 году Уильям Винн Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс – масоны, теософы, члены SRIA и более чем просто компетентные оккультисты, решили основать Герметический Орден Золотой Зари. Уэсткотт, движущая сила ордена в первые годы его существования, много лет являлся активным участником британских оккультных лож, а Мазерс был одаренным составителем ритуалов. Их исходные материалы включали знаменитые «шифрованные рукописи», в которых описывались ритуалы и учения того, что стало Внешним Орденом Золотой Зари, но они оба, будучи знатоками масонских нововведений, также опирались на накопленный десятилетиями опыт магических обществ.
История взлёта и падения Золотой Зари рассказывалась много раз, и нет нужды подробно пересказывать её здесь. Как и многие другие оккультные организации до и после, «Золотая заря» в конечном итоге сформировала внутренний круг, состоящий из людей, которые были скорее магами, чем руководителями. Они на собственном горьком опыте обнаружили, что эзотерическая мудрость не заменит терпения, сотрудничества и здравого смысла, так необходимых любому групповому проекту. Первый крупная буря произошла в 1900 году, когда орден разделился на две фракции, буря серьезнее последовала в 1903 году. Один этап неприятностей следовал за другим, пока последний храм Золотой Зари с уставом от первоначального ордена окончательно не прекратил свое существование в 1970-х годах. Однако годы, предшествовавшие неприятностям, прошли в бесконечном творческом брожении. Не только Уэсткотт и Мазерс, но и многие их товарищи из внутреннего круга вносили новый материал в синтез Золотой Зари. Часть этого нового материала была взята из старой оккультной литературы, но было и очень много нововведений. В процессе несколько посвященных Золотой Зари отважились развивать другую альтернативную духовность того времени, так они столкнулись с полуторавековым возрождением друидизма.
* * *
«Возрождение Друидов», как его обычно называют сегодня, впервые оформилось примерно в то время, когда масонство заговорило о своей деятельности публично. Первую друидическую организацию фактически датируют 1717 годом, хотя документальные свидетельства отсутствуют. Тем не менее, в начале 1740-х годов в пригороде Лондона, несомненно, было задокументировано собрание группы «Возрождения Друидов» под руководством добродушного преподобного Уильяма Стьюкли, известного исследователя британских древностей. С этого момента движение начало быстро развиваться. К 1790-м годам, согласно современным записям, общества Друидов существовали в Дублине и в долине реки Гудзон, а также в Соединенных Штатах. Церемонии друидов открыто проводились в Примроуз-Хилл в Лондоне. За этим явлением стояла сложная история. Древние друиды были жрецами, волшебниками и философами кельтских народов Ирландии, Британии и Галлии (современная Франция).
Есть несколько обрывочных упоминаний о них в греческих и римских записях, а также сообщения в ирландских легендах, записанные спустя столетия после того, как вымерли последние друиды, но ни один из этих источников не дает четкого представления о том, кем были друиды и чему они учили. В одних рассказах они изображались как безумные жрецы, забрызганные кровью человеческих жертв, в то время как другие превозносили их как лесных мудрецов, молящихся в святилищах, созерцающих тайны природы и передающих возвышенные нравственные учения своим ученикам. Так или иначе, сначала римляне захватили Галлию и Британию, а следом за ними христианские миссионеры уничтожили язычество в Шотландии и Ирландии. Последний раз друиды, с их безуспешными попытками помешать христианизации пиктов в восточной Шотландии, упоминаются в истории в девятом веке.
На этом история друидов могла бы закончиться, если бы не два фактора. Первый связан с тайной вокруг стоячих камней и земляных насыпей, разбросанных по сельской местности в Ирландии, Великобритании и Франции. Сегодняшние ученые утверждают, основываясь на радиоуглеродном датировании, а также на принятых в настоящее время оценках относительно того, когда кельты прибыли на крайний запад Европы, что эти памятники не могли быть построены друидами. Однако в семнадцатом веке, когда культурное брожение эпохи Возрождения вызвало первые серьезные исторические исследования во Франции и Англии, ни у кого не было доступа к радиоуглеродному датированию или исторической лингвистике.
Когда научное любопытство обратилось к этим памятникам, соблазн приписать их постройку древним друидам был слишком велик. Эта возможность побудила исследователей прочесать старые документы в поисках ссылок на древних друидов в сообщениях греков и римлян.
Вторым фактором, пришедшим рука об руку с разрушительной силой в начале восемнадцатого века, была первая волна промышленной революции. Современные историки любят изображать ее как стремительный скачок вперед, но многие люди того времени были потрясены человеческими и экологическими издержками такой трансформации.
Ведь она вынудила несколько миллионов сельских жителей покинуть земли, которые их предки возделывали веками, предложив им трудный выбор между эмиграцией и работой на огромных дымных фабриках за нищенскую зарплату. Эти фабрики оскверняли саму землю угольным дымом и разрастающимися промышленными земляными работами. Две респектабельные идеологии того времени: догматическое протестантское христианство с одной стороны, и столь же догматический научный материализм — с другой — настаивали: всё это к лучшему. Несогласные в конечном итоге были вынуждены искать третий вариант, и некоторые из них сосредоточились на изучении древних друидов.
Воссозданные группы друидов, возникшие в результате столкновения этих факторов, пошли разными путями. Некоторые из них принимали активное участие в борьбе валлийцев за свою культуру и самоопределение; верность этим идеям чуть позже привела к созданию «Возрождения друидов». Некоторые создавали ордена по типу масонства, концентрируясь на социальных связях и благотворительной деятельности. Другие продолжили первоначальную религиозную и экологическую идеологию, которая, кажется, положила начало движению, получившему расцвет в следующем столетии. В результате ко второй половине девятнадцатого века по Британии было разбросано множество различных орденов друидов. Некоторые из этих орденов имели множество точек соприкосновения с упомянутой ранее магической субкультурой. Тот же Роберт Вентворт Литтл, который основал SRIA в 1867 году, например, в 1874 году создал «Древний и археологический орден друидов» (AAOD). Однако, его орден имел другое происхождение – был сформирован в результате замечательного культурного сдвига, который до сих пор влияет на англоязычный мир.
* * *
Культура кельтских народов, входивших в состав Соединенного Королевства в 1800 г., в общем и целом вызывала презрение не только у их английских завоевателей, но и у многих кельтов. В Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Корнуолле те, кто хотел подняться в свете, копировали английскую культуру и язык, избавляясь от «реликвий варварского прошлого». Однако в течение следующего столетия произошла поразительная трансформация – кельтские народы словно заново явили себя миру. Языки, музыка, традиции и знания, которые были на грани вымирания, нашли новых защитников – люди в кельтских землях переосмысляли себя как представителей различных культур и наций со своими собственными ценностями и историей. Примечательно, что сами англичане оказались очарованными покоренными ими народами. К концу девятнадцатого века кельтское искусство, литература и музыка стали чрезвычайно популярны в Англии, а также в других европейских странах.
Увлечение всем кельтским, которое пронизывало английскую культуру в период расцвета Золотой Зари, могло бы оставить орден нетронутым, если бы не три фактора, или, точнее, три человека. Первым был Сэмюэл Мазерс, один из основателей ордена, энтузиаст всего кельтского, утверждавший, что ведет свое происхождение от МакГрегоров, одного из самых известных и романтичных кланов Шотландии. Второй была жена Мазерса — Мойна, одаренная ясновидящая и оккультистка, которая играла ведущую роль в ордене на протяжении всей его истории и была такой же кельтофилкой, как и ее муж.
Третьим был гораздо более важный человек – ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йейтс. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года и один из самых влиятельных поэтов двадцатого века, Йейтс был также способным и страстным оккультистом. Он основал Дублинское Герметическое Общество в 1885 году, затем был посвящен в Герметический Орден Золотой Зари в 1890 году и начал свое стремительное восхождение по ступеням посвящения в ордене, став одним из его ведущих членов. В то же время Йейтс был одним из главных участников ирландского культурного возрождения.
Сборник рассказов и эссе Йейтса под названием «Кельтские сумерки», опубликованный в 1893 году, в свое время возымел такое огромное влияние, что все кельтское литературное и художественное возрождение того периода обычно называют «кельтскими сумерками» в его честь.
Вероятно, было неизбежно, что оккультные интересы Йейтса и его труды на благо Ирландии в какой-то момент сольются, и это слияние началось в 1895 году, когда Йейтс разработал первые планы кельтского магического ордена, опираясь на материалы Золотой Зари – «Замок Героев». Дюжина членов Золотой Зари, в том числе Сэмюэл и Мойна Мазерс помогали в проекте. Штаб-квартира должна была располагаться в замке на острове в Лох-Ки, что в графстве Роскоммон. Были составлены пять степеней посвящения, а также схемы обучения, требуемые от адептов. Это был рабочий проект, и он мог бы реализоваться, если бы сама Золотая Заря уцелела.
Вместо этого, события 1900 года поставили Мазерсов и Йейтса по разные стороны горькой пропасти, и последовавшая борьба разбросала членов рабочей группы, которую Йейтс собирал вокруг своего проекта, по нескольким враждующим фракциям. Разрушительные последствия Первой мировой войны, последовавшая за ней успешная освободительная война Ирландии против Англии и пришедшая ей на смену Гражданская война в Ирландии уничтожили все дальнейшие надежды на осуществление этого проекта при жизни Йейтса. Обширные документы из проекта «Замок героев» сейчас находятся в Национальной библиотеке Ирландии. Они —молчаливые свидетели одного из самых интересных событий в истории западной магии.
* * *
После самосожжения Золотой Зари различные группы бывших членов организовали собственные ложи и ордена. О большинстве из них известно очень мало, но в немногих дошедших до нас записях обнаруживается любопытный фактор – заметное число этих групп-преемниц, по-видимому черпали свое вдохновение в кельтских источниках, в то время как фрагменты материалов Золотой Зари также начинали набирать популярность среди нео-друидов в Англии.
Роберт МакГрегор-Рейд, влиятельный лидер друидов следующего поколения, значительно преувеличил, сказав художнику-сюрреалисту и по совместительству писателю Ителлу Колкухауну: «Разве вам не приходило в голову, что Орден друидов пережил Золотую Зарю?». Тем не менее, в первые годы двадцатого века определенно существовал ряд организаций друидов, имевших тесные формальные или неформальные связи с традицией Золотой Зари.
Одним из них был Древний Орден Друидов-Герметистов (AODH), появившийся на лондонской оккультной сцене в 1926 году. Его глава, миссис Э.А. Анселл, была ученицей ирландского оккультиста П.Г. Боуэна, главы Дублинского Герметического Общества, основанного Йейтсом. Сохранившиеся документы, в частности, копии журнала AODH «Пендрагон» позволяют предположить, что изрядное количество учений Золотой Зари тем или иным образом проникло в систему AODH. «Каббалистический Орден Друидов», группа о которой мало что известно, кроме названия, также возник где-то в 1920-х годах. Судя по его названию, он сочетал друидизм с каббалистической магией, занимавшей центральное место в системе Золотой Зари. Было несколько других орденов, по крайней мере, один из которых до сих пор негласно действует в Англии. Существовало также определенное количество храмов, непосредственных преемников орденов Золотой Зари, которые шли в кельтском направлении. Самым известным из них был «храм Нуаду», он был основан в 1916 году и, по словам Ителла Колкухауна, много лет находился в лондонском пригороде Клэпем. Этот храм был в какой-то степени связан с AODH, хотя в настоящее время нельзя утверждать наверняка.
Стандартной практикой в оригинальной «Золотой Заре» было называть каждый храм в честь божества, например, главным лондонским храмом был храм Исиды-Урании, храмом в Бристоле был храм Гермеса и т. д., но храм Нуаду, похоже, был единственным, названным в честь кельтского божества, ирландского бога Нуады Серебряной Руки. Другой лондонский храм, возглавляемый Уильямом Карнеги Диксоном, скорее всего, практиковал стандартные ритуалы Золотой Зари, но сочетал их с серией обрядов, основанных на легендах о короле Артуре и Мерлине. Замечательная магическая карьера Дион Форчун также во многом пересекалась с кельтикой и Золотой Зарёй.
Её настоящее имя было Вайолет Ферт, но мало кто в наши дни помнит ее под каким-либо другим именем, кроме магического псевдонима. Она пришла в оккультизм спустя годы после того, как первоначальная Золотая Заря распалась на части. Форчун прошла обучение в двух орденах-преемниках и получала знания из британских оккультных обществ. Её главный учитель, доктор Теодор Мориарти, был масоном и теософом с обширными оккультными связями. В магическом ордене «Братство Внутреннего Света», основанном Форчун, было три степени посвящения и особая система обучения, которая многое позаимствовала у Золотой Зари, теософии и христианского мистицизма. Этот орден был по-своему уникален. Кельтские традиции сыграли значительную роль в синтезе учения о Внутреннем Свете, и магические наработки стали включать существенный объем материала по оккультным аспектам легенд, окружающих личность короля Артура. Большая их часть была опубликована Гаретом Найтом, последователем Форчун, эта работа называлась «Тайная традиция в легендах о короле Артуре». Эта книга долгие годы будет вдохновлять значительную часть представителей оккультизма.
«Общество Внутреннего Света», как его теперь называют, по-прежнему активно функционирует, как и несколько дочерних орденов, основанных его выпускниками после смерти Форчун в 1946 году. Однако связь между кельтскими традициями и Золотой Зарей оборвалась во время Второй мировой войны. Между разрушениями, вызванными годами войны и послевоенным подъемом Викки и других новоявленных неоязыческих традиций, воплощавших видение магии и духовности, радикально отличающееся от того, что было центральным как для Золотой Зари, так и для Возрождении друидов, мало кто проявлял интерес к старым, уже не модным магическим ложам. Так количество орденов стало неуклонно уменьшаться.
* * *
Именно в этот момент история, которую рассказывает это введение, неизбежно принимает личный оборот. В 2003 году я был избран на должность Великого Архидруида в Древнем Ордене Друидов в Америке (AODA), Ордене Возрождения Друидов, основанном в 1912 году как американское отделение Древнего и Археологического Ордена Друидов, основанного Робертом Вентвортом Литтлом еще в 1874. Я пришел туда после почти десяти лет работы в Ордене бардов, Оватов и Друидов (ОBOD), большом и живом современном ордене друидов, корни которого уходят в традиции возрождения друидов. А до этого я два десятилетия интенсивно работал с практиками Герметического Ордена Золотой Зари. Когда я присоединился к ней, в AODA было менее дюжины членов, и я был моложе их примерно на тридцать лет. На мой взгляд, американский оккультизм пребывал в таком же упадке, как некогда английский. Многие американские оккультисты не видели магии за пределами промежутка от Золотой Зари до Викки. Учение не представляло интереса, если оно не исходило от Золотой Зари, Алистера Кроули или Дион Форчун.
Несмотря на такое отношение, AODA удалось выжить даже в уменьшенном виде – сотни американских оккультных обществ и магических лож прекратили свое существование во второй половине двадцатого века, в большинстве случаев унося с собой все свои накопленные знания и ритуалы.
Ритуалы и учения AODA (которые я довольно подробно обсуждал в других книгах) мало связаны с Золотой Зарей, хотя у них, конечно же, много общего с Возрождением британских друидов. Однако начиная с 2003 года и в течение нескольких последующих лет, по мере распространения слухов о моем избрании на «горячее место» в AODA, со мной начали связываться люди, ранее причастные к AODA или к другим связанным с ним эзотерическим орденам.
Общей нитью в этих сообщениях была какая-то вариация на тему: «Поскольку ты теперь Великий Архидруид, у тебя должно быть это». Только «это» разнилось от человека к человеку, и ни в коем случае не имело ничего общего с AODA или даже с Друидизмом. Но все же попадались фрагментарные документы, касающиеся двух различных гибридных орденов Золотой Зари и Друидов, один из которых, вероятно, был Древним Орденом Друидов-Герметистов, а другой определить сложно.
Как друид с прошлым Золотой Зари, я был очарован этим материалом, и не только по очевидным причинам. Как и большинство учеников Золотой Зари, я думал, что ее методы и учения уникальны, поскольку я не нашел ничего похожего на них.
Но на самом деле, это была одна из оккультных традиций, возникшая из-за влияния Элифаса Леви на масонскую и квазимасонскую оккультную сцену девятнадцатого века. Хотя они черпали много исходного материала из источников, ни Золотая Заря, ни более широкие движения не были древними. Скорее, они были творческим ответом на открытие новых возможностей в области магии, и на протяжении всей своей истории они стремились к инновациям. Одним из главных их достижений была эффективная форма инициации.
* * *
Говорить о Золотой Заре с точки зрения новаторства — значит рисковать столкнуться с некоторыми удивительно глубоко укоренившимися предрассудками в современных оккультных и языческих сообществах. Именно в американских общинах наиболее четко выражен конфликт между сторонниками традиции, которых раздражает мысль об инновациях, и сторонниками инноваций, которые не видят в традициях никакой ценности. Реальность такова, что любая духовная или магическая практика, заслуживающая такого названия, обязательно включает в себя как традицию, так и новаторство, что добавляет остроты к кипящему котлу желчи, подогреваемому возникающим расколом.
Таким образом, в наши дни на оккультную сцену вышло множество людей, настаивающих на том, что ритуалы и учения Герметического Ордена Золотой Зари следует изучать и практиковать в точности так, как они написаны, или применять этот подход относительно другого свода письменных магических учений. Сторонники этой теории считают этот способ обучения магии основным. Люди по другую сторону сцены настаивают на том, что все традиционные знания о магии – это чепуха и вздор, что без сожаления следует выбросить в мусорный бак. Такие люди склонны ориентироваться на моду и поп-культуру, чьи образы они ставят во главу угла.
Это же разделение есть и среди современных друидов. Существует небольшая, но громкая фракция друидов и кельтских язычников, осуждающих любые расхождения с реконструкцией древней кельтской духовности. Речь идет прежде всего о популярных на данный момент в академическом мире элементах этой духовности.
Многие упускают из виду, что Возрождение друидов было уникальной традицией на протяжении трех сотен лет, в течение этого времени создавались целые родословные. И пускай эти Ордена и не связаны с древней духовностью, они ценны сами по себе.
На другой стороне чаши весов находятся те, кто просто «высасывают из пальца» информацию и называют ее друидизмом. Нужно сказать, что нет ничего плохого в том, чтобы следовать традиции Золотой Зари, словно она — «буква Закона» или в том, чтобы практиковать личную духовность, копирующую каждую деталь модных в настоящее время академических интерпретаций архаичной кельтской духовности. Точно так же нет ничего плохого в том, чтобы придумывать что-то по ходу дела и смотреть, как оно сработает. Проблема возникает, когда только один вариант считается единственно верным. Между магией и духовностью не существует золотой середины. Такое мышление – полное непонимание природы самой традиции. Слово «традиция» происходит от латинского корня, означающего «то, что передается поперек» или, как мы бы сказали сейчас, передается по наследству. Это просто собрание вещей, работающих во все времена. В магии, как и во всем остальном, иметь хорошее представление о том, что было опробовано в прошлом – огромное преимущество, но оно должно сочетаться с готовностью адаптировать уроки прошлого к потребностям постоянно меняющегося настоящего. Совокупность неизменных знаний, отягощенная неспособностью впитывать новые идеи — это не традиция, а труп. Точно так же отказ учиться на уроках прошлого — вовсе не признак оригинальности или чего-то в этом роде, а простая гарантия повторения огромного количества ошибок, совершенных давно. Как говорится, те, кто отказывается учиться у прошлого, обречены на его повторение, и, как давным-давно писал Карл Маркс: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».
Невозможно полностью следовать традиции, как и невозможно полностью её отвергать. Каким бы строгим традиционалистом себя ни считал маг, он неизбежно переосмысливает получаемые им учения и ритуалы на собственном жизненном опыте, заполняя необходимые пробелы новым материалом. Чем старше традиция, тем более всеобъемлющими будут инновации, поскольку (например) ни один американец в двадцать первом веке даже отдаленно не способен воспринимать мир так же, как кельт в пятом веке до нашей эры. Каким бы передовым и ультрасовременным ни казался маг, как и само понятие магии в современном обществе – самое перспективное направление сейчас похоже на «старомодное» представление о магии. Кроме того, наше общество перенасыщено магическим материалом в поп-культуре.
В свою очередь самые успешные магические организации, как правило, сочетают в себе твердое понимание традиции с готовностью свободно внедрять новшества. Одним из лучших тому примеров был Герметический Орден Золотой Зари. Уэсткотт, Мазерс и другие адепты ордена приступили к своей работе с богатой традицией, унаследованной от движения, начатого Леви, документами, оставшимися от старых систем магии, а также от оккультной части масонства и квази-масонства. Это стало их фундаментом, на котором они построили удивительную структуру, которая заложила основу для многих последующих традиций. Так, гибридные ордена кельтов и Золотой Зари начала двадцатого века, в свою очередь, опирались на традиции Герметического Ордена Золотой Зари. Не совсем ясно, историческая ли это случайность, или действие более тонких факторов, в любом случае, материалов уцелело не так много.
В сегодняшних сообществах друидов и кельтских язычников есть много людей, не воспринимающих иудео-христианскую символику учений Золотой Зари им, вероятно, были бы ближе традиции, построенные на кельтской политеистической основе. Но это еще одна историческая закономерность: во времена существования гибридных орденов современные язычники, как правило, практиковали Викку. И только с возникновением интереса к альтернативным учениям почти все гибридные ордена распались в виду отсутствия новых адептов.
* * *
Следующие далее лекции, доклады и ритуалы можно рассматривать как попытку воображения поставить историю с ног на голову. Это не те материалы гибридного ордена друидов и Золотой Зари, которые действительно существовали. Как упоминалось ранее в этом эссе, полученные материалы были отрывочны настолько, что было бы невероятно сложно превратить их в рабочую систему. Почти так же сложно, как и написать новую. К тому же, мне сообщили о существовании закрытого ордена друидов Британии, работающих по одному набору материалов.
Публикация ритуалов и учений, принадлежащих ордену, который все еще существует, является очень серьезным делом с магической точки зрения, а также нарушением этикета. К тому же, такое раскрытие информации не помогло бы донести мысль, которую я надеюсь здесь донести – Золотая Заря или любая магическая система — это живой и яркий танец, в нем традиция и новаторство ведут друг друга по очереди.
По этим причинам, я поступил логично, создав оригинальную систему магии друидов, или если хотите, реконструировав старомодную форму. И конечно же, я старался добавлять в свою систему описанные выше уникальные источники. Наиболее важным из этих источников является совокупность учений и традиций Возрождения друидов, восходящая к блестящему валлийскому новатору Иоло Морганугу (Эдвард Уильямс). Его практики развивались поколениями друидов в различных орденах Возрождения. Существует также много прямого материала Золотой Зари, хотя он был несколько изменен, например, в ритуалах пентаграммы пять элементов рисуются по-другому, и назначение элементов Древа Жизни также различно.
Эти различия вытекают из базовой структуры системы, которая работает исключительно с элементальными влияниями, не комбинируя их с планетарными влияниями. Это продолжение друидической традиции, их ордена сосредоточены на элементалях, они намеренно упускают из вида астрологию. К только что названным источникам добавлен ряд других ветвей оккультных знаний, которые либо играют роль в традициях Возрождения друидов, либо занимают необходимую нишу в системе. К ним относятся, среди прочего, сакральная геометрия, спагирика (травяная алхимия) и гадательная геомантия. Вне всяких сомнений, друидов-традиционалистов возмутят эти дополнения, но следует помнить – традиция Золотой Зари по определению эклектична и синкретична. Следовательно, невозможно составить систему магии Золотой Зари, не комбинируя разнообразные материалы. Структура учений и ритуалов друидического Ордена Золотой Зари, представленного здесь, частично взята из первоначальной Золотой Зари, и из более поздних традиций. Вместо формальных ритуалов инициации, проводимых командой опытных членов, которые в настоящее время недоступны, в следующем материале используется более медленный, но столь же эффективный метод повторной практики ритуалов самоинициации, подкрепленный регулярной медитацией и внутренней работой с важными символами системы.
Три ступени инициации, предлагаемые большинством старых орденов Возрождения друидов – Оват, Бард и Друид, в таком порядке составляют необходимую базу. Овату, как и члену Внешнего Ордена в оригинальной «Золотой Заре», дается последовательность лекций и основных практик; Бард, как и член Портального Уровня, получает более сложные учения и практики, дабы подготовить его к сложной работе церемониальной магии; Друиду, как и Младшему Адепту, вручают ключи к традиции, и затем ожидается, что он приступит к работе с ними.
К следующему материалу можно подойти как минимум двумя способами. Во-первых, для тех, кто находит систему магии Золотой Зари, ориентированную на возрождение друидов, привлекательной, ее можно изучать и практиковать именно в том виде, в котором она существует. Я сам практиковал нижеследующий материал, и он работает – то есть любой, кто изучает и практикует его систематически, по завершении следующего курса обучения освоит эффективную систему магии и духовного развития. Он получит результат на всю оставшуюся жизнь. Однако для достижения этой цели учащемуся необходимо будет работать с уроками и практиками в правильном порядке. Это верно, как для тех, у кого уже есть большой опыт в других магических традициях, так и для начинающих. Зачастую начальным стадиям обучения, сосредоточенным на символизме и философии системы, не уделяют должного внимания, а ведь их необходимо усвоить через изучение и медитацию, дабы последующие этапы возымели свой эффект. Кроме того, по моему опыту, даже самые образованные оккультисты могут многому научиться, время от времени возвращаясь к основам.
С другой стороны, многие читатели могут счесть ту или иную часть системы друидического Ордена Золотой Зари нежелательной. Они могут, например, предпочесть ирландских богов, их символику и терминологию валлийскому материалу, который я использовал – они могут пожелать, чтобы я использовал какую-то другую форму гадания, или включил планетарные влияния, или добавил или опустил что-то еще. Они могут, если на то пошло, не питать никакого интереса к кельтской Золотой Заре, но на основе моих материалов они могут вычленить подход и использовать его уже в других традициях. Они и их интересы составляют, по меньшей мере, половину причины, по которой была написана эта книга.
Создание системы церемониальной магии и оккультной инициации в соответствии с традицией Золотой Зари — дело непростое, но оно доступно любому, кто готов изучить как исходный материал Золотой Зари, так и последующие документы, и провести триангуляцию от них в направлении любого набора символов. Я прекрасно понимаю – неизбежно, что некоторые учения, созданные на основе моих наработок, провалятся, но я также думаю, что часть из них все же будет работоспособна, и, быть может, еще перевернет магический мир. Если так случится, думаю, что Леви, Уэсткотт и многие их коллеги, будь они живы, были бы довольны.
Примечание для читателя
Я постарался сделать материал максимально похожим на тексты двадцатого века, которые должны были быть даны ученику гибридного Ордена Друидов и Золотой Зари. С одной стороны, это просто длинная литературная шутка, а с другой стороны, она, как называли ее древние алхимики — lusus serius, — «серьезная игра», в которой определенная степень преднамеренной нелепости задает тон общению. Тем не менее, процесс включал в себя определенные отклонения от стандартной практики.
Так, в моем тексте гендерные местоимения спорны. Использование местоимений мужского рода «он», «его» и «его» для обозначения людей в целом было настолько универсальным в английской прозе начала двадцатого века, что даже самые радикальные феминистки того времени использовали их, и я сделал то же самое здесь, дабы передать стилистику.
Еще одна проблема, которая может вызвать затруднения у нынешних читателей, заключается в том, что все книги, перечисленные мной в качестве рекомендуемых к прочтению, были опубликованы до 1930 года. Конечно, превосходные книги по всем этим темам были опубликованы совсем недавно, и я включил их рекомендации в приложение, а также примечание об источниках. Подобно учебным документам других оккультных обществ и магических лож того времени, последующие документы предназначены для тщательного изучения, изучения в ежедневных медитациях, а не для простого случайного единоразового прочтения. Они не охватывают каждую тему подробно, оставляя простор собственным мыслям и прозрениям учащегося, и не на все вопросы, подразумеваемые в тексте, даны ответы. Посвященный в магическую традицию не может рассчитывать на то, что его будут кормить с ложечки.
Если ты намерен изучать и практиковать учения друидического Ордена Золотой Зари, представь себе, что следующие страницы на самом деле являются наследием какого-то давно прекратившего существование ордена друидов в Золотой Заре. Эта традиция десятилетиями таилась в каком-то неожиданном месте. Шнур, которым обвязан объемистый конверт, неохотно поддается дрожащим рукам, но клей давно превратился в пыль, и он легко открывается. Ты вытаскиваешь бумаги внутри и читаешь…